Японское Средневековье до Эпохи Враждующих Провинций - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Японское Средневековье до Эпохи Враждующих Провинций

Японское Средневековье до Эпохи Враждующих Провинций

В древние времена на больших островах у восточного побережья Евразии, покрытых крутыми высокими горами и густыми лесами, часто сотрясаемых землетрясениями и извержениями многочисленных вулканов, переселенцы с Корейского полуострова основали государство Ямато. С течением многих веков Ямато подчинило себе проживавшие на островах с первобытных времен племена, которые в основном смешались с потомками переселенцев и друг с другом, образовав единый этнос. Культура государства Ямато к VIII в. достигла исключительных высот, и его правители — тэнно, в российской литературе называемые также царями или императорами, стали равнять себя с роскошными монархами Китая. Подчеркивая уникальность своей страны, они сменили ее название, вместо древнего Ямато приказав именовать ее Нихон или Ниппон, что означает «где восходит солнце». Ведь дальше на восток лежали только необъятные просторы Тихиго океана, а о далеком американском континенте в те времена, конечно, не знали. Это название много времени спустя попало в европейские языки, где приняло искаженную, но прочно вошедшую в обиход жителей Европы форму «Япония».какая история у японии

Император — тэнно, считался абсолютным правителем Японии, наместником древних богов, верховным собственником всех земель. Но это во многом было условным, скорее подражанием величию китайских монархов. Поскольку большинство территории Японии занято крутыми лесистыми горами, где выращивание риса — основы хозяйства, затруднено, подавляющее большинство населения селилось на относительно небольших отделенных одна от другой низменностях возле морского побережья. Такая фрагментарность населенных районов, резкая расчлененность рельефа приводила к тому, что император не мог постоянно контролировать всякую свою провинцию, как это было в других восточных странах. Фактически в провинциях главной влиятельной силой была местная родоплеменная знать. Из нее брали невест в императорский дом, и после воцарения очередного наследника японского престола все высшие должности в государстве получали родственники его матери.как жили японцы

С воцарением императора Момму (697 — 707) главной правящей силой в Японии стал знатный род какие были императоры японииФудзивара. При Фудзивара влияние родовой аристократии начинает все больше усиливаться, фактически ограничивая полномочия самого императора. Если император пытался принять самостоятельное решение, не посовещавшись с владетельными родственниками, те начинали на него давить, склоняя к политике исключительно в их интересах. Окруженный со всех сторон сановниками одной фамилии, тэнно не мог противостоять им, да и, будучи с детства воспитанным в преданности роду, сам проникался его интересами, защищал их как свои собственные. При Фудзивара произошло решительное дистанцирование правящей элиты от остального народа: было фактически ликвидировано древнее право подданных лично подавать прошения императору, опуская письма в ящик у ворот императорского дворца. Точнее, письма люди по-прежнему оставляли в ящике, но вскрывать его теперь стал не лично император, а его влиятельные приближенные, которые затем решали, что передавать монарху, а что нет. С IX в. Фудзивара присвоили себе право по своему усмотрению сажать императоров на престол: знатные родственники нарочно выдвигали в наследники ничего не смыслящих еще в государственных делах детей и юношей, которые, конечно, вынуждены были фактически передавать все правительственные полномочия старшим дядьям. Если такой юный император, повзрослев, пытался вести самостоятельную политику, кто правил япониейродственники принуждали его отречься от престола. В это время родоплеменная знать начинает превращаться в четко оформившееся феодальное сословие — самураев. На верхушке феодальной лестницы стояли князья — даймё, фактически полновластно распоряжавшиеся в своих обширных уделах, пусть их земля формально и принадлежала императору. Князья распределяли свою землю среди мелких феодалов, которые составляли ударную силу их личных войск. Низший ранг японской аристократии составляли служивые воины, не имевшие земли, но снабжаемые феодалом продуктами, выращенными работавшими на феодальных землях простолюдинами.

Всевластие не пошло на пользу роду Фудзивара. Его представители, жившие в роскоши, окруженные раболепием низших чинов, обленились, перестали уделять время военной службе, предавались обильным пирам и увеселениям. Совершенно потеряв чувство связи с обществом и уважение к общественным приличиям, многие Фудзивара вели себя шутовски перед прочим дворянством, отчего род начал терять уважение к себе. В конце концов знатные военачальники перестали повиноваться потерявшему политическую дееспособность роду, и началось соперничество за власть между другими дворянскими фамилиями. В 1159 г. началась борьба между двумя родственными императорам домами Минамото и Тайра, продолжавшаяся около сорока лет и вошедшая в историю под названием Гэмпэй. В 80-х гг. XII в. она вылилась в ожесточенную кровопролитную войну между служившими этим двум фамилиям самураями. В конце концов сухопутные войска и флот Тайра были разгромлены. При этом погиб малолетний император кто такой сёгунАнтоку, находившийся со своей бабушкой на одном из кораблей Тайра: чтобы не попасть в плен ненавистной фамилии и не дать внуку стать марионеткой в руках той, женщина бросилась с ребенком в море. Минамото жестоко расправились с представителями фамилии Тайра. Предводитель Минамото Ёритомо возвел на императорский престол другого ребенка — Готобу (1186 — 1199), и стал фактическим правителем страны. В 1192 г. Ёритомо было присвоено звание Сэй-и-тай Сёгун, что означало «полководец, покоряющий дикарей». Впоследствии звание сёгуна, передававшееся по феодальному праву по наследству, превратилось в титул. Вместо фактически отстраненных от государственных дел императоров-тэнно сёгуны — высшие военачальники, стали правителями Японии. Впрочем, такое высокое положение развращало и многих из них, и нередко реальная власть переходила в руки военачальников более низкого ранга. Однако с этого времени в Японии устанавливается форма власти, вошедшая в историю под названием сёгунат, характеризующаяся полным господством военных в государственном управлении. Из воинов-самураев набирался чиновничий штат, самураи управляли провинциями. Императоры лишь формально санкционировали приход сёгунов к власти и руководили религиозной жизнью страны, так как считались посредниками между людьми и богами. Однако религия в Японии была сильно отделена от государственных дел. В конце концов даже материальное довольствие императоров целиком стало зависеть от администрации сёгуна, они стали жить по сравнению с высшей феодальной знатью очень скромно, окруженные пышностью только во время официальных церемоний, и подчас даже не могли без разрешения сёгуна покидать своей резиденции. И такое положение императоров-тэнно, когда они, фактически превратившись лишь в олицетворявшие национальное единство символичные фигуры, имели меньше реальной власти, чем современные английские короли, сохранялось около семисот лет.

С 1219 г. Японией стала править вдова сёгуна Ёритомо Масако, которую из-за того что она некоторое время провела в монастыре прозвали «Монахиня-сёгун». Она происходила из рода Ходзё, который на столетие стал во главе правящей элиты страны. Ходзё учредили новый правительствующий титул — сиккэн, как стали называть происходящих из их рода регентов при малолетних императорах. Сиккэн должен был утверждать постановления самого сёгуна, и, в отличие от императора, имел реальную власть: ведь за ним тоже стояли военные. Так в стране появилось целых три одновременных правителя: тэнно, сёгун и сиккэн. Начало правления дома Ходзё характеризовалось произволом его сановных представителей, которые даже низложили императора Готобу. Однако позже сиккэн Ходзё Ясутоки занялся приведением в порядок какая была япония в средневековьевнутренних дел страны и, призвав себе в советники буддийского монаха, издал свод постоянных законов — Уложение годов Дзёэй. Законы устнавливали сферы ответственности различных должностных лиц, наказания за преступления. Земледельцам было разрешено свободное расселение по стране. Также были снижены налоги. Во второй половине XIII в. в Японию дважды пытались вторгнуться с материка войска грозной Монгольской империи, а именно — ее распространившего власть на весь Китай улуса династии Юань. Оба раза флот, на котором к японским берегам плыло объединенное воинство монголов, китайцев и корейцев, посланное Хубилай-ханом, раскидал по морю шторм. Японцы считали, что спасительные шторма послала божественная сила, и назвали их «Камикадзе», что значило «божественный ветер». Защищенность со всех сторон морем много веков была причиной, способствующей благополучному внутреннему развитию Японии, ее неуязвимости для внешних врагов. Поэтому японская культура, несмотря на ряд китайских и корейских заимствований, все же отличается исключительной самобытностью.

Противостояние с империей Юань потребовало мобилизации всех материальных ресурсов страны. Изъятие большого количества урожая на военные нужды привело к разорению масс простых земледельцев и даже некоторых самураев, которым перестали платить оброк. Это привело к падению авторитета дома Ходзё в народе. В конце концов в 1333 г. против господства Ходзё подняли восстание военачальник Асикага Такаудзи и пожелавший, наконец, сам править император Го-Дайго. Войска Асикага Такаудзи и Го-Дайго захватили и сожгли город Камакуру — ставку сёгунов Ходзё. Опираясь на род Асикага, император Го-Дайго ненадолго стал реальным правителем, как его предки в далекие времена. Однако очень скоро высшим военачальникам снова надоела абсолютная власть императора, и в 1336 г. тот снова был отстранен от реального правления. В 1338 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном, начинается период сёгуната Асикага. Это вызвало недовольство другой знатной фамилии, во главе которой стоял Нитта Ёсисада. Между двумя претендовавшими на сёгунат и выдвигавшими на снова лишь номинальный императорский трон двух претендентов самурайскими фамилиями началась война, которая длилась пятьдесят шесть лет. Постоянные феодальные усобицы продолжались в Японии еще вплоть до начала XVII в. (Эпоха Враждующих Провинций).что такое эпоха воюющих провинций

В период сёгуната Асикага, продолжавшийся до 1573 г., децентрализация страны усиливалась, так как другиекакие были особенности японской цивилизации княжеские фамилии не считали себя обязанными повиноваться роду, который ничем не был благороднее их. Фактически сёгуны управляли лишь в собственных уделах, в провинциях власть целиком перешла к соперничавшим между собой князьям. Следствием этого, помимо войн, стало обеднение страны, замедление ее культурного прогресса: внешнюю торговлю каждый князь вел теперь самостоятельно и не всегда успешно, внутренняя торговля была подорвана из-за феодальных пошлин, а княжеские усобицы приводили к увеличению податей, которые платили простые земледельцы. Рисосеятели, протестуя против увеличения феодальной ренты, забрасывали поля, поднимали мятежи.

В Эпоху Враждующих Провинций совершенствовалось воинское искусство самураев. Им постоянно приходилось сражаться то с враждебными феодалами, то с восставшим податным населением. Поэтому знатные люди с детства обучали своих отпрысков боевым приемам, приучали к абсолютному повиновению старшим, перенесению физических тягот и страданий, созерцанию смерти. Самурайское воспитание напоминало спартанское в Древней Греции: помимо обучению боевому мастерству, мальчиков загружали не по-детски тяжелой работой, не давали долго спать, периодически держали без еды и питья. Родители приводили их смотреть на публичные казни преступников и заставляли брать в руки головы казненных. кто такие самураиСамураи вырастали грозными и бесстрашными воинами, рабски преданными своему сюзерену. Они не только воевали за феодала старшего ранга, которому служили, но и прислуживали ему как рабы, в любой момент были готовы умереть за него, не моргнув глазом, и также легко убить кого угодно по его приказанию. Не уберечь своего господина от врага считалось позором, который многие самураи предпочитали смыть собственной кровью, совершив обряд ритуального самоубийства — харакири (буквально: «резать живот»). Основным своим оружием — двумя длинными мечами и тяжелым луком, несмотря на их громоздкость, самурай орудовал легко как соломинкой, не задевая ни себя, ни своих боевых товарищей. Не случайно японские боевые искусства впоследствии стали так популярны в Европе и Америке Новейшего Времени.

Помимо своих феодальных дружин, в борьбе друг с другом князья постоянно прибегали к услугам другого сословия — профессиональных лазутчиков, шпионов и убийц, называемого ниндзя. Ниндзя жили исключительно за счет платы, получаемой от феодалов за свою кровавую и рискованную работу и даже не кто такой ниндзяимели постоянного местожительства. Как самураи с детства обучались искусству сражения, так ниндзя с малых лет учили своих детей искусно прятаться и быстро скрываться, выживать в дикой природе, стремительно карабкаться по скалам и наносить молниеносные и четкие удары в цель. Днем ниндзя пробирались во владения враждебных их нанимателям феодалов под видом обычных селян, ремесленников, торговцев и проводили разведку, изучали расположение отрядов охранявших господина самураев. Ночью они, одетые в скрывавшую очертания тела мешковатую одежду, скрытно преодолевали охранительные заслоны, внезапно появлялись перед чувствовавшим себя в полной безопасности феодалом и, нанеся тому стремительный смертельный удар, в общей суматохе скрывались, будто растворяясь в темноте. Часто сословие ниндзя пополнялось бывшими самураями, по каким-либо причинам потерявшими свое поместье.

Японская цивилизация, внешне культурно похожая на другие восточно-азиатские цивилизации, имела существенное отличие от них. Общее влияние азиатского востока способствовало выработке таких традиционных японских представлений как священнопочитание императорской особы, необходимости во всем беспрекословно повиноваться старшему по возрасту или положению. В то же время географические условия, о которых говорилось выше, диктовали свое: настоящая восточная деспотия в Японии так и не сложилась; и императоры, и сёгуны вынуждены были считаться с мнением правившей в провинциях местной аристократией. Каждый японец знал свои права и свободы, и даже если те были невелики, без боя их никому не отдавал. Это сближает японскую цивилизацию с цивилизацией европейского Средневековья. Таким образом, традиционный японский менталитет представлял собой как бы гибрид восточного и западного. Но, как уже было сказано, влияние Европы здесь было ни при чем: свойственные японской социальной культуре некоторые сходными с европейскими черты были обусловлены некоторой сходностью природных условий Японии и Европы. Поэтому и у народов этих двух столь далеких друг от друга регионов выработался отчасти сходный менталитет. Первые европейцы же стали приплывать в Японию только к концу Эпохи Враждующих Провинций — с XVI в.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







7 комментариев

  1. Ирина Журавлева

    Спасибо за статью, мне было интересно почитать!Я давно изучаю Японскую историю и всегда мне интересно что то новое!

  2. На мой взгляд стоит особого упоминания такая часть японской истории как войны между храмами и их неизменный атрибут монахи-воины(сохеи).Которые внесли весомый вклад и в противостояние домов Минамото и Тайра.Одно упоминание такого имени как Мусасибо Бэнкей который спас будущее клана Миномото ценой своей жизни показывает, какую ключевую роль сохеи играли в междоусобных конфликтах. Как жаль что источники по вторжению в Японию армии Хубилая весьма скудны. Однако утверждения о объединённой армии монголов,китайцев и корейцев не совсем точны ибо даже сильнейшие гвардейские части владыки Империи Юань далеко не всегда составляли монгольские дружины ,а так называемые китайские части зачастую состояли из уйгуров,тангутов и киданей.А в целом я рад ,что наткнулся на этот ресурс, поскольку являюсь большим любителем истории и геополитики средневековья.

  3. Кристина

    Ух ты! Интересненько! Про сёгунат раньше не слышала. И чем отличаются самураи от ниндзя теперь буду знать. Перед историком в универе поумничаю.

  4. Сергей Иванов

    Давно не имел возможности прочитать столь увлекательное изложение политической истории Японии. Правда, воспитанный на ленинском понимании историзма, испытывал, по ходу чтения, желание задать автору вопрос о социально-экономических причинах именно такого развития событий. Напомню, что в известной своей лекции «О государстве» В.И.Ленин сказал (цитирую по памяти), что любое явление нужно изучать, исходя из того, как оно в истории возникло, какие этапы в своём развитии проходило и, с точки зрения этого развития, чем это явление стало теперь». Уверен, что автор статьи к Японии, что называется, неровно дышит, то есть действительно её любит. В этом случае, было интересно познакомиться с его взглядами на весь комплекс природных, экономических, социальных, политических, культурных факторов развития японского общества в их диалектическом взаимодействии. Может быть, именно на этом сайте и удастся такое прочитать.

  5. По всему миру шли эти войны за власть. истории отличаются только национальным колоритом.

  6. Марцана

    Японцы действительно удивительный народ. Поражает их сплоченность и уважение к себе, как к нации. Как не парадоксально, их единство родилось из постоянных распрей и междоусобиц.

    Р.S. Одно замечание: если мы говорим о ритуальном убийстве по всем правилам, то это сеппуку. Название харакири японцы используют редко и считают его вульгарным.

    Не совсем вульгарным, но да, применяют чаще в неофициальной речи.admin

  7. Никита

    Всегда поражался японцам. Изначально заимствуя китайскую культурную традицию, они сумели создать свою самобытную культуру, а пережив чудовищный кризис по окончанию Второй мировой войны, ухитрились сохранить равновесие между верностью своему прошлому и современностью в виде научно-технологического процесса. Думаю нам, русским евразийцам с не менее самобытной культурой, есть чему поучиться у японцев в плане поддержания национального духа.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

двадцать − восемь =