В условиях первобытнообщинного или раннефеодального строя основу хозяйства большинства сибирских и дальневосточных народов составляли охота, рыбная ловля, сбор съедобных растений и грибов. Ничем не отличались от других и чукчи. До вынужденного знакомства с русскими немногие из них занимались оленеводством, предпочитая отнимать оленей у коряков и юкагиров. Чукчи, вообще, считали, что они на земле главнее всех, а остальные созданы лишь для того, чтобы им – луораветланам (самоназвание, означающее «свой человек») было где брать оленей для пополнения своих стад. Частый голод, суровая погода, скудность земли приучили чукчей стойко переносить все невзгоды и равнодушно относиться к смерти как к своей, так и чужой.
Тем не менее, даже такой, казалось бы, пустынный край, давал людям все необходимое для пропитания, а веками выверенный рацион делал меню максимально сбалансированным. Однако понятно, что выживали в таких условиях только сильнейшие.
Время забоя оленей было для чукчей, что называется, «праздником живота» (впрочем, как и для всех других народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера): тогда можно было вдоволь напиться свежей оленьей крови – «энергетического напитка», богатого витаминами и микроэлементами. Кровь также замораживали, чтобы сохранить ее на более длительное время. В пищу шло не только собственно мясо оленя, но и его внутренности, и даже содержимое оленьего желудка – не до конца переварившийся мох. С ним делали своего рода консервы: добавляли кровь и жир и варили.
Приморские чукчи особенно ценили мясо моржа, умея хорошо сохранять его долгое время. Для этого они нарезали мясо, не отделяя его от шкуры, на большие куски, начиняли внутренностями и сшивали края шкуры. Такой своеобразный рулет можно было есть свежим, слегка подкисшим или замороженным. Также сырым или вареным ели мясо кита или белухи. Рыбу тоже ели сырой, замороженной или варили.
Разнообразить меню помогали растения: в короткое летнее время женщины и дети успевали заготовить ягоды, коренья, травы, листья и кору карликовой ивы, дикий лук и щавель. Весной дети собирали яйца из птичьих гнезд. Но брали не все, обязательно оставляли не менее двух яиц в гнезде, чтобы птица могла вывести хоть небольшое потомство. Например, в одном гнезде куропатки могло быть до 24 яиц, поэтому их сбор был существенным подспорьем в питании для человека.
А вот что подавалось на праздничный (свадебный) обед чукчей по запискам этнографа Варвары Григорьевны Кузнецовой (1912 – 1977), прожившей среди них более трех лет. Вообще-то, это даже был не обед, а многодневное поедание пищи, потому что гости прибывали в течение нескольких дней. Ели мороженое мясо и кровь, предварительно разбив их молотком, вареную в большом котле оленину, нерпичий жир, а пили чай — единственный «привозной деликатес».
По праздникам подавалась зеленая каша вытрилк’ырил из щавелевых листьев, а также кивлет (кровяная похлебка). Рецептом зеленой каши (опять же по запискам В. Г. Кузнецовой) и закончим нашу статью.
Вытрилк’ырил. Для этой каши варили молодые листья щавеля примерно 3 – 4 часа. Остужали, отжимали готовый щавель и вручную растирали. Затем растертую зеленую массу укладывали, утрамбовывая, в нерпичий мешок. За лето масса ферментировалась, а с морозами замораживалась. Перед подачей нужное количество замороженного щавеля растирали руками, добавляя жир и кровь – каша готова.
Комментарий удален за оскорбительные высказывания по признаку национальности.admin
Интересно было почитать и узнать много нового для себя. Никогда не слышала, что чукчи ели мясо кита, интересно какое оно на вкус.
Вытрилк’ырил — можно было бы попробовать приготовить, да только долговато по времени изготовления))