30 — 40 тыс. лет назад на планете Земля вовсю шла последняя ледниковая эпоха, проявление которой в Европе называется Вюрмским или Вислинским оледенением, а в России — Валдайским оледенением. В это время, продолжавшееся десятки тысяч лет, из-за глобального похолодания обширные площади земного шара были покрыты огромным ледяным панцирем и выглядели как сегодня безжизненные ледовые просторы Арктики и Антарктиды. Под сплошным ледником были погребены территории современных Северной Европы, Северной и значительной части Центральной России (включая место, где сейчас стоит город Москва), Ямал и Таймыр, Аляска и Канада. Громадный объем существующей на планете воды был поглощен ледниками, и уровень океана был значительно ниже, чем сейчас. Тогда на соединенный узким перешейком с основным евразийским континентом полуостров на востоке потянулись расселявшиеся по всей Евразии племена позднего палеолита. Полуостров и соседние крупные острова были в основном покрыты высокими и крутыми горами, многие из которых, увенчанные снежными шапками, имели вулканическое происхождение, характерную конусообразную форму и время от времени с грохотом сотрясались, изрыгая огромные тучи пепла и потоки раскаленной лавы. Несколько тектонических плит сходились в этой области и двигались, вызывая частые и мощные землетрясения, а со стороны бескрайних просторов Тихого океана на побережье время от времени обрушивались вызванные сотрясением морского дна гигантские затопляющие берега волны. Неприветливость этой земли на крайнем востоке Евразии, вероятно, и послужила причиной того, что остатки поселений древнекаменного века здесь немногочисленны, и были открыты только в на рубеже 40 — 50-х гг. XX в.
После своего наивысшего распространения около 26 тыс. лет назад ледник стал отступать на север, так как климат на планете теплел. Талая вода стекала в океан, уровень которого поднимался и затопил перешеек, соединявший обильный вулканами гористый полуостров с материком, а также узкие полосы суши, соединявшие разные части самого полуострова. Теперь вся эта земля стала представлять собой несколько обширных гористых островов. От евразийского материка и друг от друга их отделяли узкие проливы. Климат продолжал становиться все более теплым и влажным, и прежде покрытые суровой тундростепью острова стали занимать разраставшиеся леса. Хотя по-прежнему острова периодически сотрясали землетрясения и извержения вулканов, они уже не имели прежнего угрюмого и неприветливого вида. Число проживавших на них людей увеличивалось; люди научились разводить прирученных диких свиней, превосходно ловить рыбу в море и горных реках, лепить из глины посуду. В XII тысячелетии до н.э. на островах сложилась близкая к неолитической культура Дзёмон, известная своими керамическим искусством и украшениями, изготовлявшимися из раковин, камня, зубов диких животных. Судя по найденным археологами ступам для перетирания зерна, люди Дзёмона уже умели выращивать съедобные растения. Также они изготовляли ритуальные статуэтки в виде женских силуэтов, а также различных животных. Около 9700 — 9600 гг. до н.э. последняя ледниковая эпоха заканчивается, климат на планете примерно становится соответствующим сегодняшнему. Гористые острова на востоке от Евразии одевают густые леса, в которых обитали медведи, кабаны, олени, лисицы, а в более теплых широтах — обезьяны-макаки, в зимний период согревающиеся в горячих водных источниках вблизи вулканов. В северной части островного архипелага установился влажный умеренный климат с прохладным летом, но относительно мягкой зимой, а в южной — муссонный субтропический, с теплым, даже жарким, и дождливым летом и сухой теплой зимой, когда достаточно снега выпадает только высоко в горах. Племена культуры Дзёмон, на лодках переплывая проливы, распространяются по всем островам и даже к северо-востоку — на относительно небольшие и довольно вулканические острова, сегодня называемые Курильскими.
Первобытная культура Дзёмон господствовала на могучем гористом архипелаге удивительно долго — аж одиннадцать тысяч лет, пока не настал III в. до н.э. К этому времени на обладавшем колоссальными ресурсами евразийском материке уже много столетий процветали могущественные и развитые цивилизации — такие как Древняя Греция и Древний Рим, а на Востоке развивались невиданные для большинства регионов земли того времени технические достижения Китая и соседних с ним стран. Технический прогресс, распространение куда более совершенных, чем в неолите, орудий труда, изготовленных из железа и бронзы, привел к повышению интенсивности хозяйства, подъему уровня жизни людей, а значит, и увеличению прироста населения. Древние земледельцы стремились осваивать новые и новые территории, чтобы распахать больше земель для посева, при этом часто вытесняя из родных мест менее культурно развитые племена. Долгое время море ограждало от экспансии имевших по тому времени передовой культурный уровень народов Азии гористые острова, населенные племенами культуры Дзёмон. Однако с развитием дальнего мореходства жители материка стали без труда доплывать до больших восточных островов. Интенсивная миграция земледельческих племен шла на острова с Корейского полуострова. Правда, летопись гласит, что первые поселенцы, основавшие на островах первую развитую культуру, названную археологами по названию местности обнаружения принадлежавшей к ней керамики Яёй, пришли на несколько веков раньше. Однако археологическими данными это не подтверждается.
Первоначально люди культуры Яёй обосновались на севере ближайшего к Корейскому полуострову острова Кюсю — южном из больших островов архипелага. В последующем они расселились на северо-восток, переплыв пролив Каммон, отделяющий Кюсю от самого большого из островов архипелага — Хонсю. По преданию, их вел вождь Иваро, имевший при себе знаки божественной власти: металлическое зеркало, меч и яшмовое ожерелье, якобы принадлежавшие когда-то сыну Аматэрасу — богини солнца. Заполучив эти регалии, Иваро будто бы сделал свою власть над племенами священной, унаследованной от богов. Считалось, что именно потомки Иваро — вожди, передававшие свою власть по наследству и превратившиеся в полновластных царей, и основали первое на островах архипелага государство Ямато. Племена Яёйской культуры заняли значительные территории на юге и в центральной части Хонсю. Они селились на расположенных между горами и морем равнинах, в более-менее широких горных долинах, где в отсутствие крупного скота и лошадей вручную распахивали поля сохами. На полях, заливаемых водой, они сеяли рис, на сухих — батат, гречиху; все эти культуры привезли их предки с материка. Кроме того, потомки переселенцев сохранили навыки добычи железа и бронзы и изготовления из них орудий, а также разводили шелковичных червей и получали шелк. Предание сообщает, что вождь Иваро, переселившись на Хонсю, вел тяжелую войну с местными племенами, однако в общем племена яёйской культуры обычно мирно вступали в контакты с древними аборигенами культуры Дзёмон. Земледельцев интересовали сранительно небольшие по площади равнинные участки островов, тогда как первобытные аборигены, вероятно, больше льнули к горам, где было много используемых как жилища пещер и скал, служивших пристанищем для животных, на которых они охотились. Происходила преимущественно мирная ассимиляция исконных обитателей островов: аборигены приходили в земледельческие поселения торговать шкурами и мясом добытых ими диких животных, взамен получая совершенные железные и бронзовые орудия труда, украшения. Постепенно они нашли общий язык с потомками пришельцев и сами «за лучшей жизнью» стали переселяться к племенам яёйской культуры, переняли от тех искусство орошаемого земледелия и с поколениями уподобились тем в культуре и привычках. Вследствие высокого прироста населения и ассимиляции среди земледельцев культуры Яёй значительной части аборигенов наступил момент, когда подданные яёйских вождей стали испытывать земельный дефицит. Тогда стала утверждаться родовая собственность на землю: каждое поселение начало прогонять из своих угодий решивших запустить на них свою соху чужаков. Поселения стали обноситься высокими деревянными изгородями и сторожевыми вышками на случай нападения врагов.
Культура Яёй охватывала меньше половины всей территории островов, тогда как в прочих областях продолжали проживать исконные первобытные племена, однако именно она стала зародышем уникальной цивилизации, в последующие столетия охватившей весь архипелаг. Правивший в 97 — 30 гг. до н.э. верховный вождь племен Яёй, которого уже можно называть царем, по-имени Судзин впервые установил четкую систему налогооблажения подданных, что говорит о начале формирования государственности. Мужчины должны были приносить царю часть добытого ими на охоте, а женщины — часть тканей, которые они изготовляли. Как сообщает летопись, Судзин вел войны, чтобы привести к покорности себе другие племена. Царь был одновременно и верховным жрецом, т.е., зарождавшееся государство было по сути теократическим. Идея божественного наследования власти давала царю чувство превосходства над остальными людьми, а его подданным — над другими племенами. При царе Суйнине был отменен обычай вместе с умершими людьми из царского или другого знатного рода хоронить живых людей, которых они при жизни любили. Вместо живых возлюбленных и друзей в могилу стали опускать их глиняные изображения, которые должны были сопровождать покойного в загробном мире. Далее, как сообщает летопись, дочь царя Суйнина вступила в контакт с богиней солнца Аматэрасу, получив от той приказание построить единое святилище в Ису, где отныне должны были постоянно храниться царские регалии, которые, как уже говорилось, цари считали унаследованными от богов. За святилищем смотрели и совершали в нем служения жрицы-девственницы из царского рода. По традиции, наследник царской власти жил в отдельном от царя селении, которое после смерти монарха делал столицей. Таким образом, всякий раз, как сменялся царь, общеплеменная столица переносилась из одного селения в другое. В I — II вв. н.э. пределы влияния царей расширились, охватив уже бóльшую часть архипелага. Цари воевали, стремясь покорить вольные племена на двух крайних островах: Хоккайдо на севере, где жило племя эбису, и Кюсю на юге, где не желало склонять перед царем голову племя кумасо. Захватывая земли непокорных племен, царь и его род сильно обогащались, значительная часть добычи поступала в собственность храмов, где служили жрецами тоже царские родственники. Фигура царя была священной, его власть в покоренных землях — непререкаемой. Покоренные племена платили дань в царскую казну, а военнопленные трудились на царских землях, занимались ремеслами в принадлежавших царю мастерских. Так власть потомков предводителей переселенцев превротилась в типичную древневосточную деспотию. Приведение большей части населения островов под считавшуюся священной власть одного царя способствовало его культурной и языковой унификации: вливаясь в единую государственную систему, разные племена принимали одну религию, начинали следовать одним обычаям и укладу жизни, говорить на одном языке. При царе Сэйму (131 — 190 гг.) в стране была учреждена административная система: появились царские губернаторы, управлявшие от имени царя ее областями, и уездные начальники, исполнявшие царскую власть на местах. Появился и своего рода первый министр — оми, помощник царя по делам государственного управления.
После царя Сэйму правил его наследник Тюай, мало радевший об укреплении государства. После его смерти от рук восставшего племени кумасо на трон взошла его воинственная жена Дзингу. Она не смогла полностью подавить восстание кумасо, однако провела против них ряд жестоких карательных операций, а затем приказала построить пригодный для дальних плаваний флот и на нем лично возглавила военную экспедицию против поддерживавшего мятежных кумасо государства Силлы, располагавшегося на прародине царской династии — Корейском полуострове. В ее отсутствие царевичи Кагосака и Осикума, использовав недовольство населения частыми войнами и связанными с ними нагрузками, попытались захватить власть. Однако мятеж был подавлен верными царице силами во главе с советником Такэноути-но сукунэ. Дзингу наследовал Одзин, правивший в 270 — 310 гг. Его мечтой было превратить свое государство в морскую державу, для чего он обязал население прибрежной области Идзу строить из выдолбленных стволов огромных деревьев корабли (карано). Так он обзавелся флотом в 500 судов. В то же время, при нем были проведены некоторые меры, направленные на расширение представительных полномочий народных общин. Был учрежден рыбацкий промысловый союз — нечто вроде современных профсоюзов. Делегаты рыбацкого союза могли лично заявлять царю о своем недовольстве в случае притеснений рыболовов царскими чиновниками или просить царя удовлетворить какие-либо другие их интересы. Одзин заключал договоры с другими развитыми державами Восточной Азии, приглашая оттуда на работу искусных мастеров. Так, из китайского царства У прибыло много ткачих и портных. Интенсивно развивалось производство в царских мастеровых цехах. После смерти Одзина началась трехлетняя жестокая междоусобная война между его тремя сыновьями, совершенно разорившая страну. Победу в ней одержал средний сын Нинтоку (313 — 399). Чтобы восстановить разрушенное хозяйство, ему пришлось отказаться от взыскания с подданных задолженностей по платежам и на три года освободить их от уплаты земельного налога. Сам он вынужден был в отсутствие больших поступлений в казну ходить в старой одежде и обуви, жить в доме с протекающей в дождь крышей.
Примерно в этот период государство царей архипелага, называемое ими Ямато (происхождение этого слово до сих пор точно не установлено), окончательно складывается. Происходит четкое социальное расслоение общества на родоплеменную знать и простой народ. Подчеркивая свое влияние, члены царской фамилии и прочие знатные люди стали хоронить своих умерших по азиатскому обычаю под курганами — насыпными холмами, которые называли кофун. Поэтому период в истории государства Ямато, длившийся с III — IV по конец VI вв. н.э., в историографии называется периодом Кофун. В этот период государство продолжает экономически и культурно развиваться, завязывает тесные дипломатические связи с корейскими царствами и Китаем. Увеличивается выплавка железа, и землю обрабатывают более прочными орудиями: железными кирками, мотыгами, лопатами. Распространяется тяжелая соха, в которую запрягали быков. Усовершенствовалась техника рисосеяния. Проводились оросительные каналы, строились плотины и водохранилища. Благосостояние государства и его подданных напрямую зависело от выращивания риса, поэтому основная масса населения проживала на окаймлявших горы вдоль морских берегов низменностях, которые было легко возделывать и заливать водой. При царе Юряку (457 — 479) в Ямато широко распространяется шелководство. Юряку специальными указами предписал везде, где только можно, высаживать тутовник и обучать искусству добычи шелка возможно большее количество селян. В эти времена царская власть в Ямато достигла наибольшей высоты: даже самые знатные роды не могли оказывать влияния на царя в личных интересах. На рубеже V — VI в. влияние знати снова усиливается. Воспользовавшись тем, что в 499 г. на царский престол взошел десятилетний мальчик Бурэцу, представитель знатного рода Хэгури по-имени Матори попытался поднять мятеж и захватить власть. Однако другие воины-аристократы не поддержали Матори и истребили его род.
В VI в. в Ямато стала распространяться занесенная из Кореи новая религия — Буддизм. Поскольку само существование государства ассоциировалось с наследием древних богов, наделивших властью его царей, она встретила ожесточенное противодействие приверженцев традиционной анимистической (основанной на одушевлении всей окружающей природы) религии. Однако буддистским учением глубоко прониклись многие знатные люди и воины. В конце века в ходе религиозного противостояния власть в Ямато захватил член рода Сога буддист Сётоку-тайси, фактически правивший вместо своей тети — формальной царицы Суйко. В правление Сётоку-тайси буддийская религия была официально признана в Ямато. Началось ее широкое распространение на государственном уровне. Традиционные верования, однако, не отмирали и, соединившись в сознании населения островов с рядом буддийских представлений, образовали особую синтоистскую религию, основанную на одухотворении различных природных явлений и поклонении им. Со времени воцарения Суйко цари прекратили менять места своей резиденции, и постоянной столицей Ямато стала долина реки Асука на острове Хонсю. Поэтому наступивший очередной период истории древнего государства в историографии получил название периода Асука. В 604 г. Сётоку-тайси издал так называемый Закон 17 статей, упорядочивший государственное управление. Хотя он содержал в себе правовые установления, текст его выдержан в свойственном цивилизациям Восточной Азии того времени довольно лирическом стиле, в форме обращения к тем, кому он был адресован. В четвертой статье содержалось обращение к государственным чиновникам: «…считайте самым главным закон… Если нет порядка наверху, нет порядка и внизу… обязательно появляются преступления». А пятая статья гласила: «Долг служащего — справедливо, избегая соблазна обжорства и алчности, рассматривать жалобы, которые ему подают». Наконец, в восьмой статье заключался призыв: «Сановники и чиновники! Приходите на службу рано и уходите поздно! Дел очень много».
В 70-е гг. VII в. страну снова сотрясла кровопролитная усобица, в ходе которой власть сначала захватил Кобун, а затем — принц Оама, принявший с восхождением на престол имя Тэмму. При Тэмму вновь усилилась царская власть: новый правитель приближал к себе лишь лично ему преданных людей, в том числе малознатных, назначая их на все высокие должности, тогда как не проявивших к нему должной преданности фактически отстранял от всяких государственных дел, даже если это были потомки древней уважаемой аристократии. Чтобы подчеркнуть свое влияние, Тэмму ввел для себя и своих преемников новый царский титул — тэнно, образованный от китайского «Тяньхуан — Небесный правитель». Китайцы так называли Полряную звезду, но здесь был намек на титул китайских императоров, называвших себя «сынами Неба». Таким образом, Тэмму стремился продемонстрировать, что по своим могуществу и влиянию он равен китайскому императору. Этот титул носили и последующие правители островного государства.
В 710 г. цари-тэнно перенесли свою столицу в построенный по их приказанию на юго-востоке острова Хонсю грандиозный город Нара. Начинается новый период истории восточной державы — период Нара. В этот период складывается официальная государственная идеология, в основе которых лежали религиозные представления: как коренные синтоистские, так и буддийские, и принесенные из Китая конфуцианские. Государство тэнно представлялось как некий политический идеал: божественное наследие, в котором всегда правят законы и справедливость, и каждый подданный осознает свою личную ответственность за общее благо. Тэнно — царь (в наше время часто называемый также императором) считался абсолютным самодержцем, как всюду на Востоке, однако чиновничий аппарат по-прежнему формировался только из представителей родовой аристократии, что было свойственно средневековой Европе. Царь не мог назначить на высокую должность выходца из простого народа. Неукоснительное повиновение царю указывает на высокую, свойственную всем восточным государствам, политическую дисциплинированность подданных, осознание ими своего общественного единения, но фактическая ограниченность полномочий царя знатными родовыми предводителями говорит о том, что в обществе сохранялись и некоторые демократичные черты, народ мог выйти из повиновения, если его интересы грубо нарушались. Скорее всего, этому способствовала сильная расчлененность государства морскими проливами и горными грядами: в силу географических особенностей страны царь при всем желании не мог постоянно контролировать все, что происходит в отдельных провинциях. В период Нара островное государство испытывало сильное культурное влияние Китая: тэнно и знать стремились во всем подражать передовой цивилизации Востока, показывая, что не отстают от нее. Произошли важные прогрессивные изменения в экономике: было введено денежное обращение, а на землю появилась частная собственность. А кроме того, было изменено название самой страны: вместо мало понятного жителям других стран традиционного названия Ямато правители ввели другое, подчеркивающее главную особенность их державы — расположение на самом краю Востока, у бескрайних просторов Тихого океана. Страна, население которой в тот период составило около 6 млн. человек, стала называться Нихон или Ниппон: «Где восходит солнце». Спустя многие века это название пришло в европейские языки, где стало произноситься в известной нам сегодня форме «Япония».
Вот считается, что «Россию не понять», но тоже и о Японии можно написать. Уникальная страна, а люди будто всегда находятся в нирване: никаких лишних эмоций. Сделали страну технологически развитой, могут работать по 20 часов в сутки, не переживают, что живут на островах, где то вулкан, то цунами, то землетрясение, то потопы.
Весьма интересно. Написано доходчиво. Прикольно что одна из передовых стран так становилась, побольше бы таких статей!
Бесконечно можно погружаться с головой в тайны прошлого, историю народов мира и развития событий. Приятных ощущений от прочитанного не заменит ни что. Узнавать новое с истории народов это прекрасно. Прочитав рассказ видишь мир совсем иначе.
Поразительно, что становление государственности у всех народов проходит примерно одинаково (единовластие, войны, налоги и т.п.), а вот культуры возникают очень самобытные.
Так ли всё было, немного по-другому или совсем по-другому – вряд ли кто знает точно. Но Япония – страна для нас загадочная. И читать про «страну восходящего солнца» всегда интересно.
Очень много информации в относительно небольшой статье. Хотя для тех, кто интересуется именно историей, начало покажется лишним (про то, как двигались тектонические плиты и т.д.). А те, кого интересуют геологические аспекты, вряд ли будут внимательно читать остальную часть статьи.
Но в любом случае, для получения общего представления об образовании Японии как островного архипелага и основных исторических моментах ее развития статья подходит как нельзя лучше. Она позволяет определиться с дальнейшими направлениями изучения истории этой страны.
Удивительно какой долгий путь проделали древние народы, до современной Японии!