По сей день широко распространено ставшее нарицательным выражение: «спартанское воспитание». Воспитанию подрастающего поколения спартиаты уделяли особое внимание, это считалось одной из важнейших обязанностей государства и общества, так как в соответствующем воспитании своей молодежи спартиаты видели залог сохранения стабильности и благополучия.
Все дети спартиатов принадлежали государству, и родители имели над ними мало власти. Новорожденного младенца отец относил на осмотр комиссии старейшин, которые искали у ребенка признаки болезненности или увечья.
Если таковые находились, младенца относили к горному хребту Тайгет и там оставляли умирать под обрывом или же сбрасывали с обрыва вниз. По мнению спартиатов, для человека, родившегося больным или увечным, жизнь станет хуже смерти. Впрочем, в этом месте, на которое указывают античные сочинения, археологами никаких младенческих останков найдено не было.
С семи лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали в государственных школах, объединяя в отряды — агелы.
Главной задачей было вырастить выносливого и дисциплинированного воина. Руководили воспитанием старейшины — педономы, которые в каждой агеле назначали из самих детей главного. Остальные дети должны были беспрекословно подчиняться руководителю своего отряда. Воспитатели нарочно провоцировали драки между детьми, чтобы выработать у них ловкость и упорство.
Каждому воспитаннику выдавалось в год одно платье, а в летнее время дети обыкновенно ходили, вообще, без одежды. Мыться по-настоящему им давали лишь несколько раз в год, но каждый день, даже зимой, они купались в реке. Спали дети на подстилках из тростника, который ломали для этой цели собственноручно.
Детей интенсивно обучали физическим упражнениям, а также письму, пению и музыке, что, в общем-то, существовало и в других греческих полисах, хотя и в другом соотношении. Однако спартанцы, сильно занятые военным делом, не могли столь усиленно заниматься духовным творчеством, как жители других полисов, поэтому из спартанской духовной культуры к нашему времени мало что известно. Здесь же на history-thema.com мы уже говорили, что спартанцы всю свою историю старательно огораживали свой быт от внимания чужаков, в том числе других греческих городов-государств (подробнее в статье Античная Спарта — город легенд).
Кормили детей в агелах ограниченно, недостаток в еде они должны были возмещать, добывая съестное сами, в том числе похищая пищу. Хотя продукты питания в Спарте были тоже обобществленными, и каждый нуждающийся в них мог взять нужное на ближайшем подворье, воспитанники должны были делать это тайно, чтобы не увидел хозяин. Если воспитанник попадался, его избивали плетью: не за саму кражу, а за неловкость. Так дети обучались необходимому на войне искусству лазутчиков. В определенные дни воспитанников лишали питья, приучая подолгу обходиться без воды. Также от детей требовали говорить всегда четко, кратко и по существу, наказывая за излишнюю болтовню. Так спартиаты общались потом всю жизнь, отчего и возникло выражение «лаконичная речь», т.е., такая, которой говорят в Лаконике.
Впрочем, можно поставить под сомнение тот факт, что спартанские дети воспитывались в агелах безвылазно, поскольку это неминуемо привело бы к разложению семейных связей, а они, как можно заключить из других источников, в Спарте держались достаточно прочно, и даже царская власть, как уже говорилось, передавалась по наследству. Более убедительным представляется, что дети спартиатов проводили в агелах лишь определенное время в году, затем возвращаясь в родительский дом.
Затем до двадцати лет юноши обучались военному делу, при этом должны были следить за своим подобающим воину внешним видом. Каждый год комиссия старейшин осматривала их, и если находила у кого-то признаки хилости или чрезмерной упитанности, того били палками, говоря, что его вид позорит Спарту. Окончившие столь суровый курс общественного воспитания юноши зачислялись в воины, и через десять лет службы становились полноправными гражданами. Те, кто не выдерживал всех степеней спартанского воспитания и прекращал обучение, оставался ограниченным в гражданских правах, не мог занимать руководящих должностей и участвовать в народном собрании.
Девочки также воспитывались в общественных школах и тоже обучались разным физическим упражнениям, так как спартиатка должна была быть готовой в случае внезапного нападения восставших рабов суметь защитить дом и имущество своей семьи, если ее супруг будет в это время в военном походе.