Держава Сасанидов – последний этап иранской древности - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Держава Сасанидов – последний этап иранской древности

Держава Сасанидов – последний этап иранской древности

В VI в. до н.э. царь персов – народа, населявшего в то время только область на юге Ирана, Кир II из рода какой была история ирана с древностиАхеменидов покорил со своим войском другие иранские земли, в том числе богатую и сильную Мидию на западе, завоевал Малую Азию и Месопотамию – колыбель древнейших цивилизаций, со знаменитым центром культуры и науки Древнего Востока городом Вавилоном, а древние государства по восточному берегу Средиземного моря: Сирия, Палестина, Финикия, подчинились ему добрвольно. Сын Кира II Камбис II во главе персидского войска захватил Египет. Так на огромной для того времени территории в Западной Азии и на северо-востоке Африки образовалась одна из древнейших империй – держава Ахеменидов. Два столетия она наводила трепет на всех соседей с запада и с востока. Но в IV в. до н.э. какие были эпохи иранской истории до завоевания арабамипредводитель объединившихся мелких государств Балканского полуострова царь Македонии Александр совершил свой грандиозный поход в Азию, в ходе которого покорил все владения Ахеменидской державы, в том числе саму Персиду. Последний ахеменидский царь Дарий III был убит своим приближенным. Однако управлять огромными завоеванными территориями за морем из расположенной в горах на севере Балканского полуострова Македонии было крайне сложно, и вскоре после смерти Александра Македонского его империя распалась. На большей части Западной Азии образовалась обширная держава, которой правили потомки одного из полководцев Александра Македонского Селевка. Она сохранила древний иранский принцип управления, при котором царь назначал в провинции своих наместников – сатрапов, имевших во вверенных им землях практически полную власть и командовавших дислоцировавшимися там войсками. Некоторые наместники на самом деле являлись местными царями, исконно правившими в землях, ставшими теперь селевкидскими сатрапиями, из поколения в поколение, только признавшими политическое верховенство правителей из династии Селевкидов. Другие, хотя изначально были, действительно, назначены Селевкидами, постепенно превращались в наследственных местных правителей: царь фактически только санкционировал их приход к власти, передававшейся от отца к сыну.

Из-за стремления сатрапов к самовластию внутренне государство Селевкидов не было стойким, и в середине III в. до н.э. его провозгласившая было независимость восточная провинция Парфия была завоевана пришедшими из степей Средней Азии ираноязычными кочевыми племенами дахов во главе с вождями-братьями Аршаком и Тиридатом. Сначала только на территории Парфии образовалось Парфянскоеоткуда возникло государство сасанидов царство или государство Аршакидов. Постепенно, с переменным успехом сражаясь с селевкидской армией и находя поддержку у населения разных иранских земель за счет политики возрождения и охраны традиционных уклада жизни и ценностей ахеменидской эпохи, Парфия отвоевывала у Селевкидов одну провинцию за другой и в конце концов овладела всей территорией Ирана, а затем и богатой Месопотамией. В 83 г. до н.э. царь области Великая Армения на юге Закавказья Тигран II завоевал последние остававшиеся под властью Селевкидов земли в Сирии, позже Сирия была захвачена войсками устанавливавшего свою гегемонию в Средиземноморье Древнего Рима, которые на недолгое время восстановили в ней селевкидскую власть, но после смерти последнего селевкидского царя Антиоха XIII в 64 г. до н.э. Сирия стала римской провинцией.как иран воевал с римом Римляне, сами претендовавшие на власть над западно-азиатскими землями, остановили расширение государства Аршакидов на запад. Между Парфией и Римом, подчинившим своей власти, помимо восточного берега Средиземного моря, также Малую Азию, Армению и Египет, с перерывами и новыми обострениями началось тяжелое военное противостояние, в котором верх одерживала то одна, то другая сторона. Граница между двумя могущественными державами смещалась то на запад, то на восток, но в среднем проходила по Месопотамии (современные Ирак, юго-восток Турции, восток Сирии).

Частые войны истощали силы и казну государства Аршакидов, которые именовали себя титулом «царь царей» (на персидском языке «шаханшах»). Аршакиды сохраняли тот же традиционный принцип внутриполитического управления, при котором сатрапы провинций были фактически местными царями (что, в сущности, и отражалось в титуле верховных парфянских правителей), в том числе представителями местных старых династий, и должны были отдавать верховному царю часть собранных в подвластных землях податей, командовать местным контингентом армии, выступать по указанию верховного правителя в кто такие сасанидывоенные походы. По мере истощения своей казны царям-Аршакидам было все труднее удерживать многочисленных сатрапов в повиновении, и те все больше стремились к полной независимости. В III в. н.э. особенно сильное влияние обрел наместник Персиды (Парса) – родины древних ахеменидских царей, на которых стремились равняться и Аршакиды, Ардашир, сын Папака. Предком, предположительно, дедом Ардашира, был жрец Сасан. Устранив других претендентов на власть в Парсе, Ардашир повел войну с парфянским наместником соседней Сузианы (Хузестана). Успешно ее выиграв и подчинив Сузиану своей власти, Ардашир повел войска на Вавилонию, которую захватил в 223 г. Затем на некоей равнине Ормиздаган персидское войско встретилось с силами самого парфянского царя Артабана V, выдвинувшимися на усмирение мятежного сатрапа. Незадолго до того Артабан V успешно разгромил войско римлян, вознамерившихся полностью уничтожить государство Аршакидов, в битве при городе Нисибис (современный турецкий Нисибун), однако при этом потерял значительную часть собственной армии. В разыгравшемся 28 апреля 224 г. сражении с персами царские силы были разбиты, сам Артабан V, по одной версии, погиб на поле боя, по другой – был взят в плен, и Ардашир приказал содрать с него живьем кожу. Сатрапы провинций один за другим присягали на верность кто основал сасанидскую империюАрдаширу, оставшиеся Аршакиды не получили широкой поддержки, никто не призывал их занять опустевший парфянский трон. Ардашир, установивший свою власть на бóльшей части территории бывшего Парфянского царства, сам принял титул «царь царей». Так персы, в древности создавшие Ахеменидскую державу, через пять с половиной столетий после прекращения ее существования вновь вырвались в авангард западно-азиатской политики. Ардашир провел ряд военных кампаний на востоке и западе, покорив оставшиеся поначалу верными свергнутым Аршакидам области, отвоевав часть территорий у римлян и подведя под свою руку еще некоторые земли.

Сами жители прежде находившихся под верховной властью Аршакидов сатрапий традиционно прежде всего позиционировали себя как народы своих регионов, а потом уже как подданные верховного царя. Поэтому они не придавали принципиального значения, представители какой династии – парфянской или персидской, называются «царями царей». Современники не считали, что стали подданными какой-то другой державы, полагали, что сменились лишь династия и этническая принадлежность верховных правителей. Тем не менее, в историографии Парфянское царство, управляемое Аршакидами, и созданная из его вновь объединенных Ардаширом провинций новая держава Сасанидов рассматриваются как два разных государства. Парфия, строй которой был основан на типичной для Древнего Востока неограниченной (по крайней мере, формально) и прямой власти правителя и его наместников традиционно относится к древним цивилизациям. В государстве Сасанидов постепенно развивались уже свойственные Средневековью феодальные отношения, возрастала политическая роль знатных землевладельцев, получавших доход от податей и повинностей, которые несли им пользовавшиеся их землями деревенские труженики.

Ардашир, придя к верховной власти, разместил свою столицу одновременно в двух городах, располагавшихся друг против друга по обоим берегам реки Тигр в Месопотамии: древнем Ктесифоне, возникшем еще в XIV в. до н.э. при Вавилонской цивилизации, и в основанной Селевком Селевкии. Ктесифон, в сущности, и был столицей Парфянского царства, но Ардашир приказал соединить оба города плавучим мостом через Тигр, превратив их в единое поселение. Стремясь упрочить свою неограниченную власть над всей обширной державой и единство той, верховный царь отменил древний принцип, согласно которому наместники провинций одновременно являлись и командующими расквартированных в них воинских контингентов. При Ардашире войска были выведены из подчинения наместникам и переподчинены отдельным назначаемым верховной царской властью комендантам.

Ардашир продолжил военное противостояние с Римом; в 228 г. его войска захватили часть римских владений к западу от реки Евфрат. В ответ на требование римского императора Александра Севера соблюдать установленные ранее границы персидский царь посоветовал тому довольствоваться владениями на европейском континенте и уйти из азиатских земель, которые когда-то принадлежали Ахеменидской Персии. В начале 230-х гг. Александр Север лично предпринял поход против Ардашира, однако результатом антииранской кампании римлян было только восстановление прежних границ между двумя империями, обусловленное заключенным в 232 г. мирным договором.

Около 240 – 241 гг. верховную власть в обширной восточной державе и титул наследует сын Ардашира Шапур I. Тогда же началась новая война между Ираном и римлянами, которые под началом самого 19-летнего императора Гордиана в 244 г. приблизились к сасанидской столице. В разгар боевых действий Гордиан погиб, возможно, был убит собственным приближенным Филиппом Арабом, который затем сам занял императорский трон, однако, Шапур I объявил, что юный римский правитель был сражен его воинами в битве. Филипп Араб заключил с Шапуром I мир. В 258 г. между Шапуром I и римлянами вновь началась война, и через два года римляне вновь потерпели поражение, а престарелый римский император Валериан попал персам в плен, где и умер. В память о своей блестящей победе Шапур I приказал выбить запечатлевший ее события наскальный барельеф на родине своей династии – в провинции Парс (Персиде). Взятых в плен римских воинов было так много, что их руками была построена целая оросительная система на реке Карун. После смерти Шапура I военная мощь государства Сасанидов, однако, на время ослабла. В 283 г., в правление внука Шапура I Бахрама II римская армия во главе с императором Каром совершила поход на Месопотамию, и, возможно, даже захватывала Селевкию – Ктесифон, хотя неизвестно, чтобы эта война дала римлянам какие-то территориальные приобретения, и в целом этот очередной виток римско-иранского противостояния закончился снова «вничью». В ходе войн между Римом и Сасанидами, как прежде между Римом и Аршакидами, римско-иранская граница постоянно изменялась на территории Армении, знать которой разделилась на проримскую и проиранскую партии. На плоскогорных армянских землях, опираясь на верные себе части населения, то римляне теснили сасанидские войска и наместников, то иранская армия вытесняла римлян и их местных союзников. Конца всему этому противостоянию, начатому еще при парфянской династии свыше, чем за три столетия до Бахрама II, не было видно. Тревожили владения Сасанидов и набеги живших в обширных пустынях к югу от Месопотамии арабских племен.

какие отношения были у сасанидского ирана с арабами

Женская и мужская арабская одежда IV — VI вв.

Военная мощь Сасанидского Ирана вновь усилилась в правление Шапура II (309 – 379). В шестнадцатилетнем возрасте тот совершил поход с войском против арабов, живших на побережье Персидского залива, в который впадает образованная слиянием главных рек Месопотамии – Тигра и Евфрата, река, сегодня называемая Шатт-эль-Араб. Шапур II проявлял исключительную жестокость к неприятелю; по его приказанию персидские воины разрушали арабские селения, убивая всех их жителей, кто не успел скрыться, а пленных казнили, подвешивая на деревьях за веревки, продетые через пробитые лопатки. Впрочем, касательно методов борьбы с внешними и внутренними врагами Шапур II не особо выделялся среди многих сасанидских правителей, ведших политику по принципу «цель оправдывает средства». Еще Ардашир Папакан истребил целый парфянский род Каренов, восставший против него.

Если парфянские цари основой своей политики провозглашали верность традициям Ахеменидской империи, то персы Сасаниды тем более стремились оберегать ее духовные ценности. Государственной религией Сасанидского государства был все тот же зороастризм – сложная совокупность теологических и духовно-нравственных учений (в том числе о разделении всего сущего на два полярных по сути , но тесно друг с другом связанных  мира: физического и духовного), восходящих к деятельности древнего проповедника Заратуштры (по некоторым предположениям, современника и наставника первых Ахеменидов), смешанных с первобытными мистическими представлениями и обрядами индоарийского как жили в сасанидском иранерегиона, в частности, сакральным почитанием солнца и огня. Охраняя незыблемость традиционной иранской религии, Сасаниды жестоко преследовали христиан, учение которых, возникнув сначала в находившейся под властью Рима Иудее, через римские пределы проникло и в Иран. Распространению и укреплению христианства в сасанидских владениях способствовало то, что в 301 г. царь соседней проримской части Армении Трдат III – заклятый враг Сасанидов, сделал христианство государственной религией в своей стране. Несколько десятилетий Сасаниды разрушали в Иране христианские храмы, казнили христианских священников и монахов. В 409 г. в правление Йездигерда I христиане получили право на совершение богослужений и восстановление своих храмов, так как царь, стремившийся привести к покорности начавших проводить свою политику крупных зороастрийских аристократов-землевладельцев, рассчитывал получить поддержку христиан. Однако впоследствии в ответ на радикальные акции некоторых христианских священников, начавших открыто оскорблять зороастрискую религию, он несколько ограничил данные христианам свободы.

Сын Йездигерда I Бахрам V, поначалу не признанный озлобившейся на его отца иранской знатью как наследник трона и в 421 г. захвативший Ктесифон при помощи арабского войска, затем не только пошел на примирение с землевладельцами-протофеодалами, но и фактически отдал высшим чиновникам из их числа все властные полномочия, сам больше занимаясь развлечениями и охотой. Сановники из крупных землевладельцев – ревнителей древних традиций, возобновили жестокие преследования христиан, которые бежали в римские пределы. В Римской империи с 330 г. христианство было принято в качестве государственной религии. После массового бегства христиан иранские сановники потребовали их выдачи и в ответ на отказ императорских властей начали грубые притеснения в Иране римских купцов. Это было использовано как повод для объявления войны двором Феодосия II – императора Восточной Римской империи, к которой после распада единой Римской державы на две части отошли азиатские владения римлян. Римляне нанесли ряд тяжелых поражений иранским войскам и выступившим на стороне тех арабским ополчениям, однако затем в их европейские владения вторглись гунны – племена кочевников, издревле обитавшие на просторах Центральной Азии, но в середине IV в. пришедшие, потеснив местные народы, в степи Восточной Европы. Необходимость направить войска на борьбу с гуннским вторжением вынудила римского полководца Флавия Ардавура заключить в 422 г. мир с Сасанидским государством и в бесчисленный уже раз подтвердить прежние границы. Согласно условиям мирного договора в Иране снова разрешалось исповедание христианства. В 425 г. Сасанидскому государству пришлось отражать натиск угрожавших ему с востока кочевых племен, возможно, тех же гуннов, только азиатских. В 429 г. в сасанидской части Армении была упразднена местная царская власть, ирано-армянские земли перешли под непосредственное управление сасанидских марзбанов – наместников приграничных областей державы.

Взошедший на трон в 440 г. сын Бахрама V Йездигерд II жесткой рукой восстановил непререкаемое какие известные цари правили в сасанидском иранеединовластие и вновь подверг жестоким преследованиям христиан, а также знатных людей, при его отце привыкших вести собственную политику, не оглядываясь на царское мнение. В том числе по приказу царя была казнена его сестра и по совместительству супруга. Йездигерд II активно воевал с соседями Ирана на всех направлениях, в том числе снова с римлянами и восточными кочевниками. Войны шли с переменным успехом, однако в них Йездигерду II удалось нанести врагам серьезный урон и отстоять незыблемость границ своей обширной державы. Одновременно он тщательно следил за внутренним благополучием страны и народа, должными организацией и порядком в армии.

с кем воевал сасанидский иран

Воины государства Сасанидов: 1 — знатный всадник; 2 — знаменосец; 3 — рядовой спешившийся кавалерист; 4 — представитель покоренного племени, уплачивающего дань

Сын Йездигерда II Пероз, в 462 г. с помощью войск среднеазиатского государства Эфталитов свергнувший своего брата Ормизда III, продолжал политику отца по укреплению царского влияния и ограничению власти местных протофеодальных аристократов, для чего все больше назначал в административный аппарат чиновников-персов, своих соплеменников, а также люто преследовал христиан и иудеев. Однако Пероз оказался не слишком удачливым как полководец. В 481 – 484 гг. сасанидская армия с трудом подавила масштабные восстания в зависимых от Ирана землях Закавказья: Иберии (Древней Грузии), Армении и Албании. В результате ссоры и череды военных конфликтов с эфталитами государство Сасанидов потеряло значительные территории на востоке, и в одном из сражений погиб и сам Пероз.

Правивший в 488 – 499 гг. сын Пероза Кавад I с большим трудом, где-то делая уступки внешним икакой был иран в доисламский период внутренним противникам, где-то снова обрушивая на тех войны и репрессии, сумел выправить внутреннюю обстановку в погрузившейся было в мятежи и разруху державе. В начале царствования он увлекся идеями современного ему проповедника Маздака, основавшего ответвившееся от зороастризма религиозное учение, провозглашавшее общественное равенство зороастрийцев. Опасавшиеся потерять свое господствующее положение и свое богатство землевладельцы организовали заговор, в результате которого Кавад I был на некоторое время свергнут, однако затем он с помощью эфталитов восстановил свою власть. Впоследствии Кавад I пересмотрел свое отношение к как выглядели сасанидские деньгиучению Маздака, сам проповедник по его приказу был казнен, а последователи маздакизма подверглись преследованиям. Ограниченную свободу вероисповедания при Каваде I получили христиане, в особенности представители течений, не признанных императорской властью и духовенством в Восточной Римской, то есть, Византийской, империи (несториане, монофизиты). В 501 – 502 гг. Кавад I, стремясь разорвать духовную связь Армении с претендовавшей на ее территории Византией, издал указ о самостоятельности монофизитской армянской церкви.

как иран воевал с византией

Византийские воины VI в.: 1 — фракийский тяжеловооруженный кавалерист; 2 — пехотинец императорской гвардии; 3 — воин иррегулярной пехоты

Византийской империей в современной историографии называется уцелевшая от германских вторжений восточная часть державы, созданной древними римлянами, в которой при сохранении сильной верховной императорской власти также постепенно развивались феодальные отношения. Столицей Византийской империи был расположенный на европейском берегу пролива Босфор при соединении того с Черным морем город Новый Рим, ранее называвшийся Византием, куда в 330 г. римский император Константин переехал со своим двором. По имени Константина Новый Рим получил обиходное название Константинополь (современный турецкий Стамбул). Сами византийцы особо не выделяли этот период истории своего государства и продолжали называть себя римлянами (ромеями), а свою державу – Римской (Ромейской) империей. Соответственно, все римские владения на Ближнем Востоке с этого времени в современной историографии называются византийскими. В 502 – 506 гг. Кавад I вел тяжелую масштабную войну с Византией, которая в итоге снова закончилась возвратом обеих держав к прежним границам. В 515 г. сасанидские войска в Закавказье отражали набеги пришедших вдоль побережья Каспийского моря с Северного Кавказа кочевых племен савиров.

Глубокие реформы, упорядочившие государственное управление и поднявшие его на новый уровень, соответствовавший потребностям времени, в Сасанидском Иране провел правивший в 531 – 579 г. сын Кавада I Хосров I, прозванный Ануширваном – «имеющим добрую славу». Поскольку царю и его правительству было сложно уследить за всем, что делалось в многочисленных ближних и дальних провинциях огромной державы, и обладавшие большими земельными владениями местные правители и знать этим активно пользовались, неохотно выполняя указания верховной царской власти, Хосров I разделил всю территорию на четыре обширных наместничества, во главе каждого из которых назначал какие реформы провел хосров первыйцарских представителей. Высшим наместникам было проще контролировать дела провинций, так как каждый из них занимался общими вопросами управления меньшего числа земель, чем прежде царь, а царю было проще контролировать деятельность четырех высших наместников, чем десятков рядовых, как раньше. Так складывалась уже характерная для феодального строя пирамида власти: верховным правителем был сам царь, ему непосредственно служили наместники четырех высших уделов державы, а этим наместникам – правители входивших в них разных земель.

Улучшение качества государственного управления вследствие прогрессивных административных реформчем характеризовалось государство сасанидов позволяло царским властям развивать и упорядочивать инфраструктуру огромной страны, постоянно следить за ее благосостоянием. Расширялась и улучшалась система орошения полей через проведенные от крупных рек каналы. Климат долин Ирана и Месопотамии теплый, мягкий, а почвы плодородны, но долгая летняя засуха не позволяет заниматься земледелием без искусственного орошения, поэтому развитие ирригационной системы всегда было залогом экономического благополучия и процветания этих регионов. При Хосрове I были улучшены и издревле пролегавшие через Иран важнейшие международные торговые дороги, по которым шло сообщение Средней Азии, Китая, Индии со Средиземноморьем, которые входили в систему исторически знаменитого Великого Шелкового Пути. Пошлины, взимавшиеся с проходивших караванами через Иран и Месопотамию восточных и западных торговцев, еще со времен Аршакидов являлись одним из важнейших доходов царской казны.

Хосров I также провел реорганизацию армии. Наряду с традиционными иранскими ополчениями, состоявшими из воинов, являвшихся на службу лишь периодически, в остальное время занимаясь хозяйством на пожалованной им за службу царем земле, были созданы и подразделения из постоянно служивших воинов, получавших жалованье из царской казны. Регулярные войска в случае внезапной военной тревоги можно было собрать в нужном количестве гораздо быстрее, чем ополчение. В регулярном войске были установлены строгие порядок и дисциплина. Демонстрируя, что дисциплинированность для воина важнее чина и происхождения, Хосров I однажды нарочно явился в войско во время раздачи жалованья в недостаточно полном снаряжении, и казначей отказался выдавать самому царю его долю, пока он не вернулся уже с надлежащей экипировкой.

Чтобы стимулировать развитие земледелия, Хосров I провел налоговую реформу. Прежде размер налога,какйо город был столицей сасанидской империи которым облагались поля, зависел от плодородия почвы и составлял от ¹⁄₁₀ до ½ урожая – по усмотрению собиравших его чиновников. Пока уполномоченный чиновник не осматривал плодоносящее поле и не определял, какую долю урожая следовало отдать в царскую казну, урожай нельзя было снимать. Из-за безответственности сборщиков налогов, запоздало приезжавших на осмотр поля, вызревшее зерно часто осыпалось, а алчность чиновников, завышавших налог с тем, чтобы присвоить часть собранного себе, отбивала у земледельцев желание трудиться для увеличения урожая. Хосров I издал закон, согласно которому налогом облагалась только засеянная земля вразмере, определенном самим царским правительством. Однако были введены еще новые налоги: на фруктовые деревья, имущество, а также подушная подать. Размер налогов начислялся каждый год, но выплата его производилась по частям в три этапа: раз в четыре месяца. За деятельностью налоговых чиновников был установлен надзор зороастрийских жрецов – магов. Общий надзор за всей системой государственного управления, за деятельностью наместников осуществляли личные осведомители царя.

Заботясь о силе и благополучии своей обширной страны, Хосров I был, тем не менее, правителем суровым и жестоким. Опасаясь заговоров со стороны своих братьев, он приказал убить их всех вместе с их сыновьями. В стране были запрещены безделье и нищенство: каждый здоровый человек должен был заниматься каким-то делом. Считая количество населения залогом богатства и силы своей державы, Хосров I издал указ, согласно которому все взрослые мужчины были женаты, а женщины – замужем.

Усиление Сасанидского Ирана вызывало беспокойство и зависть его исторического соперника – Византийской империи, которой удалось склонить к союзу против Сасанидов два степных раннефеодальных государства – Хазарский каганат на Северном Кавказе и созданный кочевниками-тюрками, охвативший колоссальную степную территорию от Азовского моря почти до Тихого океана Тюркский каганат, который поглотил в бóльшую часть Средней Азии. В 588 г. правитель западных тюрок Савэ с огромной армией двинулся с северо-востока против Сасанидского государства, дерзко требуя пропустить его и его войска через всю территорию державы в земли его союзников византийцев. Тюркам удалось сначала оттеснить иранские войска в глубь страны, но затем полководец правившего в те годы сына Хосрова I Ормизда IV Бахрам Чубин сумел нанести степному воинству тяжелое поражение возле города Герат (современный Афганистан). Сам Савэ погиб в битве, и его сын, явившись ко двору Ормизда IV в Ктесифон, заключил мир с Ираном.

Вскоре последовала ссора между Ормиздом и его блистательным военачальником. Одни источники в качестве причины называют подозрение царя, что Бахрам Чубин утаил часть захваченной у тюрков добычи, другие – поражение возглавляемого Бахрамом войска от византийцев в Иберии, третьи – его оскорбительное обхождение с находившимся под царской защитой сыном тюркского вождя Савэ, а византийский историк Феофилакт Симокатта, который во время описываемых событий был ребенком, утверждает, что Бахрам Чубин вследствие своих успехов просто впал в безграничное тщеславие и, пожелав сам занять царский трон, принялся настраивать против Ормизда IV армию. Распространено предание, что в ходе размолвки царь, желая унизить Бахрама, прислал прославленному военачальнику в подарок женские платье, пояс и прялку. Опираясь на мятежное войско, Бахрам Чубин захватил власть в части северных и восточных провинций, где, желая вызвать у царя подозрения к царевичу Хосрову и спровоцировать распри в царской семье, приказал на подвластных территориях чеканить монету с именем того. В те времена чеканка своих имен и портретов на деньгах являлась строжайшей привилегией монархов. Ормизд IV, действительно, воспылал подозрительностью к Хосрову, и царевичу-подростку пришлось спасаться от отца в северо-западной прикаспийской провинции Адербадган (греками и византийцами называвшейся Атропатена; современные Иранский Азербайджан и южная часть территории Азербайджанской Республики). По приказу царя были заключены в тюрьму братья матери Хосрова Виндой и Вистахм. Однако опасавшиеся царских репрессий другие представители иранской знати освободили обоих царских родственников, которые в феврале 590 г. организовали государственный переворот. Ормизд IV был свергнут и ослеплен, а на трон возведен его юный сын Хосров.

Руины Ктесифона в современном Ираке

Хосров II отправил письмо мятежному полководцу Бахраму Чубину с предложением признать его власть и получить место первого приближенного, однако Бахрам, уже мнивший себя на троне, ответил новому царю унизительными оскорблениями и, в свою очередь, предложил Хосрову, которого обозвал «безродным», признать царем себя, обещав должность наместника какой-нибудь из провинций. Затем Бахрам, имевший широкую популярность в армии, двинул мятежные войска на захват царской власти. В битве, разыгравшейся на реке Большой Заб – левом притоке Тигра, войска, остававшиеся верными царю, были разгромлены. Мятежные полки подступили к сасанидской столице Ктесифону. Хосрову II с небольшой группой верных придворных пришлось бежать в византийские владения. Перед этим беглецы убили низложенного и ослепленного Ормизда IV, правда, Феофилакт Симокатта не связывает цареубийство с гражданской войной в Сасанидской державе, а сообщает, что сгруппировавшиеся вокруг Хосрова II аристократы просто однажды были выведены из себя нескрываемым презрением, которое Ормизд продолжал проявлять к ним.

Обещав уступить Византии бóльшую часть территории Армении, часть владений в Иберии и два города-крепости в Месопотамии, Хосров II получил от императора Маврикия около 1,4 т. золота и войска под командованием армянина Нарсе. В битве при городе Ганзак в Адербадгане войска Бахрама Чубина были разбиты византийцами, сам узурпатор бежал к своему вчерашнему врагу – тюркскому кагану, который сделал его своим приближенным. Однако агентам Хосрова II через некоторое время удалось подкупить жену кагана, которая, в свою очередь, наняла убийцу, расправившегося с Бахрамом.

Хосров II поначалу выполнил обещания, данные им Маврикию, и передал Византии условленные в союзном договоре территории. Кроме того, Византия прекращала выплату в сасанидскую казну компенсации за охрану иранцами ведущих в ее владения торговых путей. Хосров II усилил государственное покровительство христианам, в том числе стал назначать большое количество христиан на придворные должности, однако при этом сохранил действовавший запрет зороастрийцам переходить в христианство, нарушение которого каралось смертной казнью. Подавив мятежи знати, которой не нравилось желание мужавшего и набиравшегося государственного опыта царя править самостоятельно, в том числе устранив приведших егокакие области входили в сасанидскую империю на трон дядей Виндоя и Вистахма, Хосров II взялся за восстановление внешнеполитического могущества своей державы. В конце VI – начале VIII вв. иранцы овладели обширными землями на юге и востоке Аравии, захватив располагавшиеся в оазисах среди безводных пустынь арабские города. Арабские царства Йемен на юге и государство Лахмидов на востоке были упразднены, власть в них передана персидским марзбанам. Однако попытки иранских войск присоединить к сасанидской короне и другие арабские земли натолкнулись на ожесточенное сопротивление их жителей, привыкших выживать и сражаться среди знойных песчаных пустынь, и потерпели неудачу.

где находилось государство сасанидов

Территория Сасанидской империи в период расцвета

В 604 г., когда управление Византией ослабело из-за внутренних смут, сасанидские войска начали отвоевание у нее утерянных прежде земель. И Хосрову II не только удалось вернуть территории, отданные какие были последние крупные успехи сасанидского государстванаследнице Древнего Рима во исполнение договора с Маврикием, свергнутым и казненным за два года до того собственными воинами, о помощи, но и захватить всю Сирию, почти всю Малую Азию вплоть до пролива Босфор, на другом берегу которого красовалась византийская столица, и даже Египет. Захватив в 614 г. Иерусалим – бывшую столицу Древней Иудеи, большинство коренного населения которой покинуло землю предков еще во II в. н.э. в результате римского разорения, сасанидские войска истребили или разогнали почти всех остававшихся в городе евреев. В 616 г. полководец Хосрова II Шахр-Бараз захватил Александрию Египетскую – крупнейший центр античных науки и искусства, основанный Александром Македонским. Египет был важйнешим регионом, снабжавшим Византийскую империю хлебом. Со времен Ахеменидов иранцы не достигали таких потрясающих военных успехов. Казалось, возвращаются давно ставшие легендарными времена Кира Великого и его сына Камбиса. Однако блестящие победы скоро сменились тоже давно не видаными бесславными поражениями: в 622 г. император Ираклий, заключив мир с тревожившими северные византийские владения тюркскими и славянскими племенами, перешел в как иран потерпел поражение от византииконтрнаступление против персов. К 627 г. византийским войскам удалось отбросить иранцев за довоенные рубежи между двумя империями, а затем Ираклий совершил поход в Месопотамию, наголову разгромил поредевшую персидскую армию у развалин города Ниневии – бывшей столицы Древней Ассирии, и в январе почти достиг Ктесифона. Однако силы с трудом собранной в условиях тяжелых смут армии Ираклия тоже иссякали, и император предпочел отступить на север, удовлетворившись отвоеванием захваченных Хосровом II земель и сильным уроном, который он причинил неприятельским войскам.

Тяжелые и авантюрные войны, которые вел Хосров II, прозванный Парвизом – «Победоносным», истощали какой сасанидский правитель был последним из сильныхстрану, гнетущим бременем ложились на ее рядовое население. Поскольку огромное количество мужчин было мобилизовано в войска, многие погибли на полях сражений, стало не хватать рук для возделывания земли. При повсеместном падении урожайности народ был буквально задавлен постоянно возраставшими из-за военных нужд налогами. Правительственный аппарат, сосредоточившийся на военных делах, плохо следил за состоянием оросительных каналов и дорог, что тоже подрывало экономику Сасанидского государства. Если в период военных успехов честолюбивого царя поддерживала наживавшаяся на захвате добычи знать, то с последовавшими разгромными поражениями богатые военачальники, терявшие добычу, терпевшие разорение неприятельскими войсками своих подвластных земель, желали скорейшего прекращения войны. Видевший это Хосров II пытался удержать знатных офицеров в повиновении, заключая их в тюрьму при всяком подозрении в измене или трусости. Кроме того, опасаясь роста византийского влияния в своих владениях, он возобновил преследование христиан, которым так благоволил в начале своего правления. Как некогда его собственный отец подозревал в измене его самого, он стал с подозрением относиться к своему старшему сыну Каваду и назначил своим преемником другого сына – Марданшаха. Это оказалось для него роковым шагом: родственники арестованных военачальников, которым грозила казнь, сговорились с оскорбленным старшим царевичем, который возглавил мятеж и свергнул своего отца. 28 февраля 628 г. низложенный и заключенный в замке Хосров был убит. Он оказался последним сасанидским правителем, при котором держава сохраняла удовлетворительное внутреннее единство и одерживала крупные военные успехи. При последующих правителях Иран неуклонно погружался в экономический и политический упадок, обогатившиеся в предыдущих военных походах знатные наместники, привлекая на свою сторону войска, снова выходили из повиновения верховной власти.

Кавад II, воссевший на сасанидский трон после убийства его отца, сам проправил всего несколько месяцев. Хотя с Византией был заключен мир, в сасанидские владения Сасанидов с территории Северного Кавказа вторглось объединенное войско тюрок и хазар, которое захватило грузинский город Тифлис (Тбилиси). Все не успевшие скрыться жители города были убиты, а взятых в плен грузинского царя и персидского марзбана тюркский каган приказал ослепить и содрать с них живьем кожу. В Нижней Месопотамии из-за разрушения оросительной системы, за которой некому было следить, вышедшая из берегов во время сезонного разлива рек вода залила и погубила обширные площади полей, что привело к голоду и эпидемии некой болезни, возможно, дизентерии. Считается, что, заразившись ею, заболел и умер сам Кавад II. Полгода после него правил его младший брат или племянник Хосров V (632), в это время из повиновения Ктесифону вышла Армения, персидский гарнизон был, возможно, выведен с ее территории. В 632 или начале 633 гг. после скоропостижной смерти Хосрова V на сасанидский трон взошел Йездигерд III. Вся двадцатилетняя история правления этого царя является историей гибели Сасанидского и, по сути, девятивекового парфяно-персидского древнего государства, одной из могущественнейших держав Востока, когда-то остановившей продвижение, казалось бы, непобедимых римлян за Евфрат.

Опасность для обширной державы – наследницы древней иранской цивилизации, пришла с совершенно неожиданной стороны. Не от Константинополя и не от воинственных кочевников Центральной Азии. Вкак прекратило свое существование государство сасанидов гористой области Хиджаз на западе Аравии – местности, отделенной от важнейших торговых путей тысячами километров безводных пустынь, поэтому никогда не привлекавшей к себе особого внимания ведущих государств Западной Азии, сложилось племенное объединение арабов – Халифат, во главе с вождями – халифами. Основой для арабского объединения стала появившаяся в Хиджазе новая религия – ислам, главным постулатом которой стало почитание того же всемогущего и правящего миром Бога-творца (арабами называемом именем Аллах), что и в христианстве и иудаизме, с отрицанием как любых других культов, будь то божества или святые, так и всяких институтов посредничества между Богом и людьми (в том числе жречества или духовенства). Провозвестник ислама пророк Мухаммад умер в 632 г., однако проповедовавшаяся им строго монотеистическая религия приобрела исключительно широкую популярность на Аравийском полуострове, и быстро ее приняло большинство арабских племен, которые присягали на верность сначала Мухаммаду, а после его смерти – вождям-халифам из числа его ближайших сподвижников. Все больше последователей ислама – мусульман, появлялось и среди арабов, живших под властью сасанидских наместников. Борьба верной зороастризму персидской знати с распространением в своих владениях новой религии привела к конфликту государства Сасанидов с Халифатом.

В 633 г. – в правление халифа Абу Бакра, объединенные силы полных религиозного энтузиазма разных мусульманских и союзных мусульманам племен Аравийского полуострова отвоевали у сасанидской короны провинции в Аравии. В 635 г. войска, посланные халифом Умаром, при котором Халифат стал приобретать черты государственности, вторглись в Месопотамию и захватили ее часть, разгромив регулярные подразделения сасанидской армии. Многие военачальники-землевладельцы, пресыщенные накопленным за время войн с Византией богатством, уклонялись от выступления против арабов – жителей пустынь, у которых, даже в случае успеха, захватывать было особо нечего. Предшествовавшие войны с Ираклием истощили царскую казну, хозяйство державы пришло в запустение, и средств на организацию обороны непочему пало сасанидское государство хватало. Вдобавок, арабы-мусульмане главной целью своих завоеваний ставили распространение ислама на возможно бóльшую часть человечества. Новая религия, основанная на вере в единого Бога, отвергавшая обременительные культы, требующий содержания институт духовенства, провозглашавшая правовое равенство мусульман вне зависимости от происхождения, имущественного положения и национальной принадлежности, стремительно находила отклик в сердцах населения Сасанидского государства, не только среди арабов, но и среди других народов, включая самих персов. Захватив очередную сасанидскую провинцию, арабы разрушали зороастрийские храмы и начинали активную проповедь ислама, при этом облагали население лишь небольшими налогами, а принявших ислам местных жителей уже считали равными себе. Многие сасанидские подданные, удрученные тяжелыми поборами царских чиновников и землевладельцев, изъятием продуктов и ценностей на содержание войск своего государства, воспринимали арабов-мусульман скорее как освободителей и подчас сами содействовали им, а также заявляли о своем принятии ислама, что защищало их от посягательств на имущество со стороны воинов-завоевателей.

В начале декабря 636 г. кое-как собранное со всей державы 40-тысячное войско под командованиемкогда арабы мусульмане завоевали ирак и иран полководца Рустама было наголову разгромлено на треть меньшим, чем оно, мусульманским войском Саада ибн Абу Ваккаса около крепости Кадисия на Евфрате. Сам Рустам погиб. Преследуя остатки сасанидской армии, арабы нанесли персам еще одно поражение возле древнего города Вавилона, после чего сасанидские подразделения рассеялись и разошлись по своим провинциям. В марте 637 г. мусульмане заняли сасанидскую столицу Ктесифон, откуда с казной и двором заблаговременно успел выехать Йездигерд III. Одновременно арабы, которых, воспринимавшихся тогда как полудикий народ бесплодных земель, раньше почти не замечали правители владевших Ближним Востоком держав, завоевывали одну за другой византийские провинции по восточному берегу Средиземного моря. Ослабленная внутренними смутами и изнурительной прежней войной с Ираном Византия не могла оказать им эффективного сопротивления. После занятия арабами Ктесифона верные Йездигерду III войска, сконцентрировавшись, попытались остановить завоевателей возле города Джалул на одном из притоков реки Тигр, однако снова были разбиты, Йездигерду пришлось бежать дальше на восток.

как иран стал мусульманским

Завоевания Халифата на Ближнем Востоке и в Иране

Из Месопотамии войска Халифата устремились на покорение земель собственно иранских народов. В 639 г., после упорных боев (иранцы здесь сражались за свои этнические земли и свою цивилизацию) арабы овладели юго-западной иранской провинцией Хузестан, наместник и военачальник которой Хурмузан, в конце концов поняв бесперспективность сопротивления, капитулировал и сам принял ислам. В 640 г. арабы приступили к захвату самого Парса (Персии) – области, из которой вышел род Сасанидов, с которой начинали создавать свою древнюю державу и Ахемениды, на которых так старались равняться все и Сасанидские, и царствовавшие прежде парфянские правители. Наместник Парса погиб в бою. Одновременно арабы захватывали персидскую Армению. Йездигерд III с двором укрывался в городе Гай (часть современного Исфахана) в Центральном Иране. К весне 642 г. царским военачальникам удалось мобилизовать все остатки регулярных войск и ополченцев со всех еще не захваченных мусульманами провинций. Однако воины выступали неохотно: слухи о катастрофическом разгроме лучших царских сил надвигавшимися на огромную державу подобно неудержимой лавине арабами деморализовали их, к тому же, в условиях тяжелого хозяйственного упадка земледельцы крайне не желали оставлять свои поля. Собранная из последних возможностей огромная, но слабая духом царская армия, возглавляемая Фирузаном, была разгромлена мусульманским воинством у города Нехавенд в Западном Иране, несмотря на то что в битве погиб военачальник арабов ан-Нуман ибн Мукаррин. После этого продолжавшим захватывать внутренние иранские провинции мусульманам оказывали разрозненное сопротивление лишь ополчения местных феодальных владетелей. Даже смерть в 644 г. халифа Умара, которому в мечети – мусульманском храме, нанес смертельный удар кинжалом раб-перс из военнопленных, не повлияла на ход событий. В течение нескольких лет войска Халифата захватили ключевые пункты всех иранских провинций, последний крупный оплот сопротивления мусульманскому завоеванию – город Стахр, где укрепились со своими воинами представители древних родов персидской аристократии, считавшие для себя унизительным покоряться пришедшим из диких пустынь «варварам», пал около 650 г.

В 652 г. Йездигерд III, потерявший реальную власть и со свитой отступавший на восток, останавливаясь то у одного из вассальных правителей, то у другого, оказался на границе своей уже фактически погибшей древней державы – в городе Мерв (недалеко от современного Мары в Туркменистане) у начала степей Средней Азии. Здесь последний сасанидский царь был убит при точно не известных к нашему времени обстоятельствах: то ли воинами-тюрками, которых сам призвал на помощь, то ли неким местным жителем, позарившимся на его сокровища. К середине 50-х гг. VII в. Халифат практически полностью установил власть над территорией Ирана, откуда его войска устремились далее на покорение Средней Азии, горных долин Гиндукуша и северо-запада Индии. Только некоторые изолированные крутыми горами иранские области сопротивлялись попыткам халифов подчинить их еще около ста лет. У ослабевшей Византии Халифат отвоевал все области между Средиземным морем и Евфратом, в том числе город Иерусалим, завоевал Египет с Александрией. Продвигаясь на запад, арабы-мусульмане овладели всей Северной Африкой, а переправившись через пролив Геркулесовы столпы, получивший с тех пор имя мусульманского полководца Джабаля ат-Тарика (Гибралтар), захватили почти весь Пиренейский полуостров, где прежде располагалось королевство Вестготов. Так Иран оказался в глубине новой колоссальной державы, размеры которой значительно превосходили размеры ушедших в историю Римской империи или империи Александра Македонского.

куда делись древнеперсидская цивилизация и древнеиранская культура

Территория Халифата в VII — IX вв.

Сами арабы, однако, не имели традиций развитой государственности, поэтому для управления такой необъятной территорией были вынуждены перенимать иранскую и византийскую административные системы. Первое время персидский язык даже использовался в Халифате как делопроизводственный, хотя впоследствии был заменен развивавшимся арабским. Многие иранские чиновники, принявшие ислам, сохранили свои должности под властью уже нового государства. В Халифате развитие феодальной системы государственного управления и экономики продолжалось: во главе всей огромной державы стоял халиф, который назначал в разные обширные ее области наместников, одновременно являвшихся главнокомандующими дислоцировавшихся в их наместничествах регулярных войск, а наместникам непосредственно подчинялись местные правители более мелких областей. Наместники, крупные военачальники, местные владетели обладали формально принадлежавшими государству широкими землями, на которых трудилось население, отдававшее их непосредственным владельцам поземельный налог, часть которого владельцы забирали себе в качестве жалованья, а другую часть передавали в верховную казну. Привлеченные новой религией, в которой не надо было поклоняться многочисленнымчто стало с ираном после завоевания арабами мусульманами божествам и содержать разветвленный жреческий аппарат, иранцы достаточно быстро отказывались от традиционного зороастризма и принимали ислам. Древняя персидская культура, восходящая к далеким временам Ахеменидов, не была разрушена сама по себе, поскольку, как уже говорилось, в ее не противоречивших исламу традициях нуждались сами халифы и их наместники. Под властью Халифата персидские административные, технические, литературные достижения смешивались с византийскими, заимствованными в западных провинциях огромного мусульманского государства. Прежде всего, именно древнеперсидская и византийская традиции, подкорректированные исламом, легли в основу сложившейся в Западной Азии и Северной Африке знаменитой культуры средневекового мусульманского Востока.

Национальные чувства иранцев, особенно персов, однако, были сильно уязвлены тем, что их древняя культура и государственность оказались бесславно побежденными арабами, ранее считавшимися варварским народом. Даже после распространения ислама в самой иранской среде эта национальная обида изживалась очень медленно, чему способствовало и то, что до воцарения в середине VIII в. халифской династии Аббасидов, несмотря на формальное правовое равенство всех мусульман, почти все высшие должности занимали арабы. Арабские поселенцы имели больше и личной земли, которую как мусульмане получали за участие в военном походе, земля же, которую возделывали или на которой пасли скот иноверцы, при завоевании объявлялась государственной собственностью, и соответственно, пользовавшиеся ею должны были уплачивать налог; в случае принятия пользователем ислама земля, уже считавшаяся принадлежащей государству, не возвращалась ему без выкупа, и он должен был либо выкупать ее, либо платить поземельный налог по-прежнему. Весь многовековой период существования Арабского Халифата Иран оставался в нем средоточием оппозиционных верховной власти настроений. В Иране особенно широкую популярность приобрел шиизм – группа религиозных течений, отмежевавшихся со временем от ортодоксального ислама и отличающихся особым почитанием двоюродного брата пророка Мухаммада халифа Али, во время внутренней смуты 656 – 661 гг. в Халифате активно опиравшегося на население прежде бывшей политическим ядром Сасанидского государства Месопотамии. В шиитском вероучении резко выражены религиозно-мистические представления, что характерно и для зороастризма.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







3 комментария

  1. Валерий

    Очень познавательно.Спасибо.Прекрасная подача материала.

    И вам спасибо за оценку.admin

  2. Очень очень интересно. Спасибо.

  3. Лионелла

    Очень много артефактов сохранилось от Сасанидской культуры (даже ткани) в музеях, но историю их знаем мало. Статья понравилась.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

18 − девять =