Около 110 тыс. лет назад на планете началась эпоха очередного глобального оледенения, на данное время являющаяся последней в геологической истории Земли. Под колоссальными ледяными щитами оказались Северная и Северо-Восточная Европа, крайний север Сибири, северная половина Северной Америки, а в Южном полушарии, помимо и сейчас скованной льдами Антарктиды, еще и омывающие ее воды Южного океана. В связи с изменением климата в значительной степени изменился и ландшафт обширных территорий земного шара. Климатические пояса сместились к экватору. На огромных пространствах сегодняшних умеренных широт, занятых нынче лесами и степями, раскинулась бескрайняя тундростепь – поросшие травами земли, где в течение довольно жаркого лета трава вырастала на значительную вышину, а к осени засыхала. Сильные ветры, не встречавшие на травянистых просторов преград, сносили выпадавший очень холодной зимой снег в ложбины, и на открытых пространствах высохшая трава продолжала торчать из-под тонкого снежного покрова. Питаясь доступной круглый год травой, по тундростепи бродили огромные стада самых разных травоядных животных: первобытные бизоны, яки, овцебыки, северные и гигантские олени, дикие лошади, верблюды и гигантские мамонты. На них охотились пещерные львы и пещерные гиены, волки, разные виды медведей. В глубоких ложбинах, где растения были лучше защищены от сильных ветров, а сдуваемый туда снег защищал молодую растительность и от зимних морозов, вырастали небольшие рощи из сосен и других холодостойких деревьев. Значительная часть циркулировавшей на планете воды была скована в ледниках, из-за чего уровень моря упал. Современные Чукотка, земли между нею и Камчаткой, составляющие часть материка Евразии, являлись одним целым с американской Аляской. Эта ныне несуществующая область современными специалистами называется Берингией. К Берингии относились и довольно обширные территории южнее современных ее остатков, теперь являющиеся дном самой северной части Тихого океана. Таким образом, Евразия и Северная Америка были тогда соединены целым довольно широким участком суши. Его также покрывала широко раскинувшаяся тундростепь.
В течение последней ледниковой эпохи на планете появились и расселились по ней люди современного типа. В эту же геологическую эпоху сложились и человеческие расы. Территорию Европы и Западной Азии заселили популяции европеоидных людей, а Центральной и Восточной Азии – монголоидных. На территории Сибири приходившие из Европы европеоиды и приходившие из Центральной Азии монголоиды сосуществовали вместе, часто заключали смешанные браки, от которых рождались новые поколения людей смешанного расового типа. Уклад жизни людей палеолита был прост, но суров. Орудия труда изготовлялись из специально обработанных вручную осколков каменных глыб: кремня, обсидиана, при необходимости крепились на деревянной основе. Реже материалом для изготовления орудий служили кости животных. Люди жили общинами по 20 – 30 человек, связанных близким родством и брачными узами, укрываясь от непогоды в естественных укрытиях вроде пещер или возводя искусственные укрытия из подручных средств: деревянных жердей, костей мамонта, шкур добытых на охоте животных. Из шкур костяными иглами шили и одежду, украшали себя выточенными из костей бусинами, раковинами моллюсков, цветными перьями птиц. Основным средством к жизни была охота на крупных травоядных животных, прежде всего, на бизонов. Мясом одного добытого бизона или гигантского оленя община могла питаться в течение долгого времени. Необходимые витамины и другие вещества, которых не хватало в мясной пище, люди получали, употребляя в пищу съедобные травы, семена, коренья, которые собирали в окружающей природной среде. Когда по каким-то причинам исчезали крупные животные, людям приходилось довольствоваться мелкой дичью, но тогда чтобы прокормить всю общину, им приходилось проводить на охоте очень много времени.
На стесненной территории община древнекаменного века не смогла бы прокормиться: ей нужны были широкие просторы, на которых в достаточном количестве можно было бы добывать крупных животных, собирать съедобные растения. Поэтому люди были расселены редко. Несколько общин, знакомых друг с другом, связанных между собой дальним родством или объединивших усилия по выживанию в окружающем суровом мире, составляли племя. Люди одного племени редко контактировали с людьми других племен, поскольку племена из-за необходимости иметь обширную промысловую территорию обычно жили далеко друг от друга. Также палеолитические племена не жили круглый год на одном и том же месте: они перемещались по природным ландшафтам вслед за миграциями животных, на которых охотились. Как уже говорилось, на стыке областей расселения европеоидных и монголоидных племен европеоиды и монголоиды могли длительное время заключаться межплеменные браки, в результате которых рождалось население со смешанными расовыми чертами. Но потом контакт между разнорасовыми племенами мог прерваться из-за миграции какого-либо племени в другую местность или его распада. После этого племя, представители которого уже имели смешанные черты, могло из-за редких внешних контактов долгое время заключать только внутриплеменные браки. В результате этого в племени из поколения в поколение стойко закреплялись определенные расовые признаки, и его представители уже не были кто-то больше похожим на европеоида, кто-то на монголоида, а все стабильно имели одни и те же как европеоидные, так и монголоидные элементы внешности. Так в незапамятные времена позднего палеолита где-то в горах Алтая сформировалась особая человеческая раса, представители которой обладают, как монголоиды, раскосым разрезом глаз, выступающими скулами, прямыми черными волосами, и как монголоиды, имеют слабый рост волос на лице и на теле. Но лицо их имеет отчетливый профиль, а прямой нос значительно выступает вперед, что характерно уже для европеоидной расы. Несмотря на раскосость, их разрез глаз все же шире, чем у типичных монголоидов, а смуглая кожа имеет не восковой, а медный оттенок.
Охотясь на населявших тундростепи Сибири крупных животных, следуя за их миграциями, племена новой расы постепенно, вероятно, в течение тысячелетий, продвигались на северо-восток и около 49 тыс. лет назад вышли на территорию Берингии. Дальше на восток и юго-восток по Американскому континенту расселяться не могли ни они, ни животные, за которыми они шли: охватывавший тогда почти весь север Северной Америки огромный ледниковый щит, краем спускаясь к Тихому океану, преграждал им путь. Но заселение восточной части Берингии, которая теперь является американской Аляской, палеолитическими племенами продолжалось примерно до времени 16 тыс. лет назад. 17 – 20 тыс. лет назад климат на планете начал постепенно теплеть, ледники таяли и отступали. Вдоль побережья Тихого океана и вдоль восточного подножия Скалистых гор открылись «коридоры», по которым животные устремились на юг и юго-восток – на просторы тундростепей и степей южной половины Северной Америки. Вслед за животными туда же стали продвигаться охотившиеся за ними племена первобытных людей с Берингии. На открывшихся им еще не знавших человеческого присутствия новых бесконечных просторах, поросших высокой травой, первые поселенцы увидели, помимо хорошо знакомых им животных, еще и новых, доселе никогда не виданных, сохранившихся с далеких геологических эпох, когда на планете вообще еще не существовало людей. Здесь жили гигантские броненосцы глиптодоны, колоссальный ленивец мегатерий ростом в два раза выше мамонта, саблезубые кошки смилодоны, огромные короткомордые медведи. На еще не тронутых человеком американских просторах в изобилии водились промысловые животные, и палеолитические племена, попавшие сюда из Берингии, продолжали расселяться по Америке все шире и шире.
Из палеолитических культур Северной Америки наиболее известна культура Кловис – первая, распространившаяся по Новому Свету достаточно широко. Возникнув около 16 тыс. лет назад, она просуществовала на территории современных южных США и Мексики около четырех тысяч лет, пока не распалась в результате наступившего после продолжавшегося в течение тысячелетий постепенного смягчения климата кратковременного по геологическим меркам (примерно на тысячу лет) возвращения суровых холодов ледниковой эпохи. Представители культуры Кловис изготовляли из камня наконечники копий в форме ланцета с вогнутым основанием, и продольными желобками на обеих сторонах. Считается, что носители культуры Кловис стали родоначальниками всех прочих исконно американских культур, вероятно, в процессе расселения ассимилировав другие палеолитические племена, обосновавшиеся в Америке. Непосредственным наследником культуры Кловис стала возникшая на тех же землях около 12 тыс. лет назад культура Фолсом. Для нее характерны каменные наконечники копий и стрел той же формы, что и у таковых культуры Кловис, но меньшего размера и без желобков на поверхности. Уменьшение наконечников было, вероятно, следствием перехода первобытных охотников этой культуры к добыче преимущественно небольших животных, так как крупные вымирали из-за ухудшившихся природных условий.
Постепенное потепление климата на планете привело к окончанию около 11 тыс. лет назад последней ледниковой эпохи. Вследствие таяния ледников уровень моря поднялся. Южная часть Берингии ушла под воду, а северную часть разделил соединивший Тихий и Северный Ледовитый океаны Берингов пролив. Изменялся и природный ландшафт. Ледники отступили, практически полностью освободив Американский континент, а климат стал более влажным. На месте безжизненных и холодных ледяных просторов раскинулась земля, изрытая многочисленными образовавшимися вследствие прежнего давления и движения льдов вмятинами, заполнившимися водой из потекших по земным долинам рек. Так образовались озера, которыми изобилует теперь северная половина Северной Америки, в том числе сопоставимые по размерам с небольшими морями Великие Североамериканские озера. Самый север континента покрыли обширные пространства тундры – низкотравно-моховых лугов, влажных из-за слабой вследствие низкого положения солнца над горизонтом испаряемости. Здесь установился климат, похожий на климат тундростепей очень холодной зимой и сильными ветрами, сдувающими с открытых мест в ложбины выпадающий снег. Однако в тундрах, как правило, и лето короткое и достаточно прохладное, не позволяющее расти деревьям и высоким травам. Южнее – в северно-умеренных широтах, на месте бывших ледников густо разрослись леса: хвойные и листопадные. Еще южнее – в южной части умеренного и северной части субтропического пояса, вместо бывшей тундростепи образовались прерии – обычные степи с жарким летом и теплой или умеренно холодной зимой, на засушливом юге переходящие в полупустыни. Тропические области Нового Света, как и прежде, остались покрытыми преимущественно вечнозелеными лесами, которые занимают обширную область от Центральной Америки (самая узкая часть Нового Света между Карибским морем и Тихим океаном) до южной половины Южной Америки, где их в условиях более прохладного и сухого климата сменяют саванны, переходящие в степи – пампа. Распространение лесов, увеличение испаряемости влаги в прериях и пампе вследствие теплой зимы, повлекшее уменьшение роста трав в высоту, привели к сильному сокращению кормовой базы для крупных травоядных животных. Только бизоны смогли хорошо приспособиться к новым природным условиям и сохраниться на просторах прерий в большом количестве, численность прочей мегафауны стала сокращаться. Уцелевших от бескормицы мамонтов, слонов-гомпотериев, гигантских оленей, гигантских броненосцев, диких лошадей, вероятно, «добили» превобытные охотники, а затем из-за сокращения численности привычных как добыча травоядных постепенно вымерли и многие хищники: саблезубые смилодоны, американские львы, ужасные волки, короткомордые медведи.
Изменение природной среды вынудило и людей менять неизменный в течение десятков тысяч лет уклад жизни. Только племена, населявшие прерии, в которых сохранилось множество бизонов, могли по-прежнему жить охотой на крупную добычу, перекочевывая вслед за бизоньими стадами с места на место. В лесистых районах и в тундре, куда люди тоже проникли вслед за отступлением ледников, им приходилось переходить к охоте на средних и мелких животных, для чего совершенствовать орудия охоты: к пугливому оленю было трудно подобраться с копьем, а в птицу – трудно этим копьем попасть. В эту эпоху у охотничьих племен широко распространился лук, в палеолите встречавшийся редко. Из него было легко целиться и можно было поражать добычу на большом расстоянии, не вспугивая. У лесных племен важным подспорьем была ловля рыбы в реках и озерах, а племена, жившие на побережье Атлантического и Тихого океанов, нередко основным своим занятием делали добычу рыбы в море. Освоив новые способы хозяйствования, американские племена продолжали постепенно расселяться по еще необжитым областям Нового Света. Ледники, покрывавшие протянувшуюся от Аляски до Магелланова пролива у крайней оконечности Южной Америки могучую горную цепь Кордильер, в связи с потеплением климата отступили к горным вершинам, и люди получили возможность двигаться на юг по горным проходам. В течение еще не одной тысячи лет они заселили все районы Южной Америки, в том числе влажные экваториальные леса Амазонии, на плотах и в выдолбленных или выжженных из древесных стволов лодках проникли на расположенные вблизи обоих материков острова, в том числе такие большие как Куба, Гаити, Огненная Земля. В Сибири же, откуда пришли предки коренных народов Америки, тоже, вероятно, вследствие демографических причин, вызванных глобальным изменением климата на планете, происходил мощный приток монголоидного населения из Центральной Азии, пока монголоиды не ассимилировали остававшихся в Евразии генетических родственников жителей Нового Света. Так сформировавшийся несколько десятков тысяч лет назад расовый тип, имеющий устойчивые как монголоидные, так и европеоидные черты, сохранился только в Америке, за что получил от современных антропологов название американоидного. Наличие среди коренных народов Америки локальных расовых типов, имеющих сходство с полинезийским или австралоидным, позволяет предположить, что помимо основного пути заселения Нового Света – через Берингию, отдельные популяции людей, вероятно, уже в достаточно позднее время, проникали и морским путем через Тихий океан. Также монголоидные племена, заселившие Сибирь, пересекли на лодках относительно неширокий Берингов пролив и впоследствии широко расселились по тундровому северу Северной Америки, начав соседство с потомками палеолитических мигрантов. От этих поздних переселенцев в Северную Америку происходят современные американские эскимосы и алеуты.
Расселившиеся по всей огромной территории Нового Света, по разным природным областям потомки ранних переселенцев из ушедшей под воду Берингии, за тысячелетия, конечно, забыли общность своего происхождения. В зависимости от конкретного региона проживания у разных их групп формировались собственные культура, уклад жизни, обычаи и традиции. Постепенно распалась и древняя языковая общность исконных народов Америки: население разных областей стало говорить на совершенно разных языках. Наступило время, когда потомки палеолитических переселенцев забыли о том, что где-то за морем есть земли, с которых пришли их далекие предки, и разные народы Америки друг друга стали вопринимать как чужаков. Потомки людей, обосновавшихся на Мексиканском нагорье, уже не знали, что где-то существует Аляска, жители джунглей Амазонии не знали о патагонских прериях и населявших те своих «троюродных братьев». Культура исконных народов Америки с самого древнекаменного века развивалась отдельно от культуры народов остального мира, в течение многих тысяч лет не вступая в контакт с культурой Евразии и Африки. Тем не менее, быт народов лесной и тундровой части Северной Америки во многом был похож на традиционный быт современных народов Сибири и Северной Евразии: отчасти из-за сходности природных условий, отчасти из-за влияния пришедших в более позднее время из Евразии эскимосов, отчасти из-за того что и народы Сибири, и народы Америки во многом сохранили прежний общий для них первобытный уклад жизни. Жители американских лесов и лесотундры охотились с луком и стрелами на северных и лесных оленей, птицу, горных баранов, ловили рыбу в реках и озерах. Зимой они использовали для передвижения собак, запряженных в бесполозные сани – тобогганы. Быт жителей североамериканских прерий, как уже говорилось, был похож на палеолитический: они промышляли охотой на бизонов, за стадами которых следовали, перекочевывая из одного степного района в другой. Народы, населявшие лесистые тропические области, охотились и собирали съедобные растения в лесу, научились возделывать землю, выращивая съедобные растения на вырубленных или выжженных участках джунглей. Жители берегов и островов Карибского моря также ловили рыбу. Наибольшего самобытного культурного развития достигли народы Центральной и северо-западной части Южной Америки, проживавшие преимущественно в горных районах. Климат здесь был теплым, но ни чрезмерно влажным, ни слишком засушливым. Эти районы были наиболее благоприятными для земледелия. Здесь одомашнили ламу как вьючное животное и морскую свинку, мясо которой употреблялось в пищу. Здесь сложились древние цивилизации Нового Света, создавшие собственные письменность, архитектуру, произведения искусства, метрические системы, возводившие грандиозные каменные сооружения, строившие большие города. Древнейшей из них было государство майя, возникшее в конце III – начале II тысячелетия до н.э. и просуществовавшее до XVI в. н.э. Оно охватывало средний регион Центральной Америки: современные юг Мексики, Гватемалу, Белиз, Сальвадор, Западный Гондурас. В горах Андах и на прилегающем побережье Тихого океана на северо-западе Южной Америки в XI в. сложилась империя инков, известная своими развитыми коммуникациями: дорогами, почтовым сообщением, водопроводами и оросительными каналами. Империя инков просуществовала до XVI в., когда была разрушена вторжением пришедших из-за Атлантического океана испанских конкистадоров. В XIV в. в Центральной Америке возникла цивилизация ацтеков, охватывавшая юг современной Мексики без полуострова Юкатан, в XVI в. также завоеванная испанцами. Другие народы Анд, например, арауканы, не создали собственных цивилизаций, однако их уклад жизни тоже был на значительно более высоком уровне, чем у большинства других автохтонов Америки: их основным занятием были земледелие (картофель, кукуруза), скотоводство (ламы), известно им было и медное литье. Земледелие, вообще, было распространено у народов Южной Америки, ограниченно занимались им и некоторые североамериканские племена.
Несмотря на значительные культурные достижения, сделанные коренными народами Центральной и Южной Америки, все же самобытная культура Нового Света сильно отставала по темпам развития от евразийской. Вероятно, причиной этого было отсутствие у коренных народов Америки лошадей как домашних животных на протяжении абсолютного большинства их истории. Дикие лошади, населявшие Америку во время ледниковой эпохи, вымерли вскоре после ее окончания, и люди не успели их одомашнить, как в Евразии. Отсутствие лошадей как тяглового скота исключало самостоятельное изобретение народами Америки колесного транспорта, который позволял бы перевозить на значительные расстояния большие грузы, что является необходимым условием для интенсивного культурного прогресса. Ламы же, использовавшиеся жителями Анд, не отличаются такой быстротой и поворотливостью, как лошади, и их использовали только как вьючных животных. Даже цивилизации Центральной и Южной Америки не продвинулись дальше уровня раннеклассового общества, при котором общество страны делилось на несколько крупных социальных прослоек: чиновничества, служившего самому правителю, профессиональных воинов, служившего религиозным культам жречества, трудовой народ – основную часть населения, и рабов. Внутри этих прослоек не существовало каких-либо выраженных более тонких сословий со специфическим правовым статусом. И причиной того, что древние американские цивилизации не смогли подняться на более прогрессивный уровень, было вовсе не завоевание конкистадорами: древнейшая из цивилизаций – майя, пришла в упадок и разрушилась фактически еще до того как испанцы начали захватывать ее земли. Подавляющее большинство же коренных народов Америки вплоть до европейской колонизации оставалось на социокультурном уровне, соответствующем первобытной эпохе неолита. Они жили родоплеменными общинами под управлением старейшин и выборных вождей. Община могла быть многочисленной, включать в себя сотни человек, а не десятки, как в палеолите, но жила, как и в древнейшие времена, первобытными охотой и собирательством, в лучшем случае возделывала землю. Общине принадлежали все охотничьи или земледельческие угодья, которые у разных народов могли либо распределяться между отдельными семьями в зависимости от их нужд, либо использоваться коллективно, а затем добытое или выращенное распределялось между семьями. Металлургия имела место лишь у немногих народов, большинство же продолжало пользоваться каменными, деревянными и костяными орудиями. Вероятно, по причине более медленного, чем в Евразии, культурного развития, а потому и более медленного культурного обособления друг от друга, коренные народы Америки при всей своей разнице в традиционном быту и языках имеют и некоторые близкие элементы в культуре. Например, традиционный орнамент из линий, углами образующих различные геометрические фигуры, известен как на севере, так и на юге Нового Света, и соответствует традиционным узорам народов Северной Евразии. У большинства коренных народов Америки долго было распространено ношение мужчинами длинных волос, что существовало и у многих народов Сибири. Традиционные верования большинства исконно американских народов построены на одухотворении окружающего мира, включают в себя возможность человека путем определенных ритуалов вступать в контакт с духами и получать от тех ценную информацию (шаманизм). Многие народы Америки, в особенности населявшие прерии и пампу, жили в широких палатках из шкур животных на каркасе из жердей – типи. Типи степных народов Северной Америки имеет коническую форму, чем напоминает чум – традиционное жилище многих народов Сибири и Европейского Севера. Вожди, старейшины, служители культа и, вообще, мужчины у многих народов Северной Америки и у некоторых – Южной, носили пышные головные уборы, сделанные из птичьих перьев. В современной массовой культуре такой головной убор стал, пожалуй, главным атрибутом американского аборигена.
Открытие Нового Света европейцами, не считая викингов, в древности посещавших побережье американского северо-востока, произошло в конце XV – начале XVI вв. В 1492 – 1496 гг. Христофор Колумб, итальянец на испанской службе, открыл и обследовал крупные острова Карибского моря, а в 1498 г. достиг берегов Южной Америки. В 1499 г. другой мореплаватель из Испании Алонсо де Охеда обследовал северо-восточное побережье Южной Америки. В 1502 г. последняя экспедиция Колумба исследовала берега Центральной Америки. Целью этих экспедиций было проложить морской путь в Индию, откуда в Европу ввозились через третьи страны имевшие очень высокую ценность пряности. Поначалу испанские мореплаватели были убеждены, что открытые им земли и являются восточной оконечностью Азии, однако, когда в 1501 – 1504 гг. экспедиции из соседней с Испанией Португалии тщательно обследовали восточное побережье Южной Америки, прибывший с ними картограф-флорентиец Америго Веспуччи пришел к выводу, что открытые земли являются отдельным материком. По имени Америго Веспуччи в 20-е гг. XVI в. новый открытый европейцами материк (позже выяснилось, что он не один, а два) и был назван Америкой. Но даже несмотря на заключение Веспуччи, долго вторым названием Америки оставалось Западная Индия. Впоследствии оно закрепилось только за Карибским регионом. Коренных жителей Америки европейцы соответственно называли индийцами (Indian). В России об Америке более двух столетий знали лишь понаслышке, поскольку выход в Атлантический океан из-за глубокого континентального расположения был ей затруднен, а к Тихому океану русские вышли только в конце XVII в., когда освоили основные пути Сибири. Впервые русская экспедиция достигла берегов Америки в 1741 г. – под началом Витуса Беринга, датчанина на русской службе, который, исследуя северо-восточные берега Российской империи, пересек пролив, названный впоследствии его именем и оказался на североамериканском побережье. В старом русском языке индийцы – как жители Индии, так и жители Америки, назывались индейцами. Впоследствии, с развитием литературного русского языка, название народов Индии было приведено в большее соответствие с европейскими нормами, и буква «е» в середине была заменена на «и». Коренное население Америки же в русском языке для отличия от жителей Индии сохранило традиционное русское наименовение – индейцы. К индейцам не относят эскимосов и алеутов, этническая территория которых распространяется за пределы Америки: на Чукотку и Алеутские острова, и которые имеют другой расовый тип.
Когда европейцы начали заселение Америки, индейцы были представлены множеством разных народов и племен, расселенных по всей территории Нового Света, кроме самого севера, где в тундрах жили эскимосы. В Центральной Америке и западной части Южной Америки располагались государства майя, ацтеков и инков. Лесистый северо-запад Северной Америки населяли племена атабасков, среди лесов северо-востока господствовали алгонкинские народы. Южнее алгонкинов, к востоку от Великих Североамериканских озер, жили ирокезские народы. Средний восток Североамериканского континента населяли народы, говорившие на языках маскогской языковой семьи. На крайнем западе Северной Америки – на тихоокеанском побережье и в ближних к нему районах Скалистых гор, жили народы, говорившие на непохожих один на другой местных языках (тлингиты, модок и др.). В североамериканских прериях кочевали вслед за стадами бизонов народы, тоже говорившие на языках разных семей, но похожих на языки других областей континента. Например, языки живших в южных прериях ютов и команчей родственны языку создавших свою цивилизацию ацтеков Центральной Америки. Между ютами и команчами жили навахо и апачи – потомки атабасков, в незапамятные времена перекочевавших из родных лесов и лесотундр далеко на юг – в субтропические степи и полупустыни. В центральных прериях жили алгонкиноязычные арапахо и шайены, а в северной части степной зоны – сиуанские народы, называемые также дакота. В отдельных районах прерий, в окружении народов других языковых семей, жили племена, говорившие на изолированных каддоанских языках. Север Южной Америки и часть островов Карибского моря населяли племена карибов, которые в континентальных джунглях соседствовали с араваками. Аравакские народы, помимо приморских и амазонских джунглей, населяли также часть территорий в глубине материка, в особенности в горах по соседству с инками. В средней части Южной Америки жили племена, говорившие на разнообразных языках, которые современные лингвисты объединяют в обширную семью макро-же. Их широким полукругом огибали тропические территории, на которых жили племена тупи. В южной части континента – в пампе, жили народы чаррука, пуэльче, теуэльче, алакалуф, а в огораживающих пампу с запада Южных Андах – арауканы или мапуче.
Далеко не всегда культура индейского народа соответствовала его языковой принадлежности: она определялась природными условиями региона, в которых проживал народ. Например, при родстве языков жившие в прериях апачи и навахо имели не так много общих культурных черт с северными атабасками, населявшими северные леса на западе современной Канады. Зато у них много общего в традициях, менталитете, укладе жизни было с другими индейцами степей, будь то близкие по языку к ацтекам команчи, алгонкиноязычные арапахо или жившие преимущественно в северных прериях сиу. Культура арапахо тоже соответствовала культуре прочих индейцев прерий, сильно отличаясь от культуры других алгонкинских народов, живших в северных лесах. А быт некоторых племен сиу, проживавших в лесной зоне, отличался от быта основной части того же народа, населявших степи и охотившихся на бизонов.
Европейскую колонизацию Нового Света часто представляют как грубый захват целого континента, полное порабощение или уничтожение коренного населения. Действительно, уже экспедиции Х. Колумба осуществляли захватническую политику, пытаясь учредить на открытых землях испанскую королевскую администрацию и обращая непокорных местных жителей в рабство. В XVI в. под ударами испанских конкистадоров пали ацтекская и инкская цивилизации (цивилизация майя, как уже говорилось, к этому времени фактически разложилась сама). Однако испанская конкиста – это лишь небольшая часть общего процесса заселения Америки выходцами из Европы и их потомками. На самом деле колонизация Нового Света продолжалась в течение нескольких столетий. Только к началу XX в. все области Северной и Южной Америки стабильно перешли под политический контроль основанных выходцами из Европы государств. Разумеется, ни в XVI, ни в XVII, ни даже в XIX вв. белые поселенцы не ставили своей ближайшей целью полное покорение всех индейских земель. Колонизация Америки проходила скорее как естественный процесс, в ходе которого имели место как войны между коренным и пришлым населением, так и мирное сосуществование. Установление связи с Европой, вообще, привело в движение весь Американский континент: товары, привозимые в Европу из американских колоний, очень высоко там ценились, и точно так же, как европейцы охотно скупали у индейцев шкуры местных животных, семена местных культурных растений, табак, листья хинного дерева, индейцы были готовы много отдать за европейские стальные ножи и топоры, ружья, удобную одежду. За рынки товарообмена в Америке постоянно вспыхивали кровопролитные войны: воевали друг против друга индейские народы и племена, войска соперничавших колониальных держав, колонизаторы и аборигены. В ходе этих войн часто истреблялись целые поселения: в равной степени так поступали и белые по отношению к враждебным индейцам, и индейцы по отношению как к белым колонистам, так и друг к другу. От европейцев индейцы многих регионов, особенно в прериях и пампе, переняли искусство верховой езды. Первые европейские поселенцы часто бросали основанные ими колонии, если те оказывались убыточными или подвергались разорительным нападениям, и оставляли на пастбищах привезенных с собой лошадей. Одичавшие лошади – мустанги, разбредались по американским степям и размножались. Индейцы стали их отлавливать и укрощать. Однако медленно, но неуклонно коренные народы Америки проигрывали колонизаторам: традиционный образ их жизни, в большинстве регионов основанный на первобытных охоте и собирательстве, не позволял им расселяться слишком плотно, тогда как белые пастухи и землепашцы имели достаточно продуктов, чтобы прокормиться в большом количестве на относительно небольших земельных участках. Поэтому у белых был гораздо выше естественный прирост населения, который происходил одновременно с продолжавшим прибывать в Новый Свет потоком мигрантов из Европы, ввозом чернокожих рабов из Африки. Численность индейцев при этом сокращалась не только вследствие охватывавших континент войн, но и распространения занесенных колонистами европейских болезней (в особенности оспы), к которым у коренного населения не было иммунитета.
Несмотря на кровавые войны, которые вели против местного населения испанские конкистадоры, в большинстве завоеванных Испанией областей (бóльшая часть Центральной и Южной Америки) индейцы все же менее пострадали от колонизации, чем в Северной Америке. Испанцы были преданны католической церкви, поэтому стремились обратить индейцев в католическую веру, и тех, кто соглашался, не слишком притесняли. Кроме того, в тропическом регионе переселенцы из Европы особенно нуждались в добрососедских отношениях с местными жителями: привезенные из Испании европейские сельскохозяйственные культуры не приживались на новом месте, и чтобы выжить, колонистам приходилось учиться у индейцев возделывать местные съедобные растения. Индейцы тоже быстро поняли, что мир с колониальной администрацией открывает широкие возможности для приобретения ценных товаров из Европы, гарантирует защиту от войн между племенами, а от колонистов они перенимали более совершенные технологии обработки земли. В испанских колониях происходило активное смешение коренного и пришлого населения, взаимное слияние культур. Потомки смешанных браков индейцев и белых – метисы, составляют большинство населения многих стран Латинской Америки – бывших испанских колоний. В горных испаноязычных странах, где было не так уж много удобных для пахоты земель, способных понравиться белым колонистам, индейское население по-прежнему составляет значительный процент. В Северной Америке, где располагались преимущественно британские и французские колонии, коренному населению повезло гораздо меньше: там природные условия были близки к европейским, привезенные из Европы сельскохозяйственные культуры приживались хорошо, и колонисты так не нуждались в помощи местного населения, как в тропической зоне. К тому же в колонизировавших Северную Америку странах особенно активно развивались капиталистические отношения, в связи с чем в попавших под их сферу влияния областях Нового Света особенно ожесточенно велись войны за рынки сбыта товаров, а из метрополий постоянно шел мощный приток разорившихся на родине переселенцев, нуждавшихся в пригодных для пахоты землях, которые они отбирали у коренного населения. Даже государственное отделение от метрополии британских колоний, образовавших в 1776 г. Соединенные Штаты Америки, не изменило направление колониальной политики: в США продолжали прибывать нуждавшиеся в новых землях переселенцы из разных стран Европы, да и самим белым уроженцам Америки из-за высокой рождаемости становилось тесно в прежних границах. Это побуждало власти США продолжать как скупку, так и откровенный захват индейских земель в глубине континента в ходе завязывавшихся под различными предлогами войн. В конце XIX в. число белого населения США многократно превысило число индейского, а индейцы либо ассимилированы среди белых, либо вытеснены на оставленные за ними земли, как правило, худшего качества – в так называемые резервации. Некоторые индейские народы, например, чероки, в ходе колонизации в значительной степени восприняли европейскую культуру, стали заниматься плантационным хозяйством, даже заводить собственных чернокожих рабов, жить в домах европейского типа. Однако в конце концов под напором превосходящих сил белых и они были вынуждены переселиться в отдаленные районы континента на не лучшие для хозяйственной деятельности земли. Подобные процессы вытеснения коренного населения происходили и в ставших испаноязычными землях южной части Южной Америки, где климат тоже близок к европейскому, и белые не нуждались в тесных контактах с индейцами. Последние очаги вооруженного сопротивления индейских народов занятию их исконных земель белыми как в Северной, так и в Южной Америке были подавлены в начале XX в. Но в целом коренные народы Нового Света были скорее поглощены, чем покорены, возраставшей массой белых колонизаторов.
Сегодня индейцы представляются большинству людей как суровые и отчаянные, любящие свою свободу и верные своим принципам жители диких американских просторов с трагической судьбой. В действительности индейцы Америки оказали гораздо большее влияние на формирование современной европейской культуры, чем создание характерных образов персонажей американских вестернов. Именно индейцы научили европейцев возделывать кукурузу, картофель, подсолнечник, арахис, стручковый перец, фасоль, кабачки, тыкву и томат, производить какао и шоколад, добывать каучук, из которого делают резину. Ввоз в Европу из Америки картофеля, устойчивого к частым в те времена неожиданным летним похолоданиям, положил конец вспышкам голода, время от времени терзавшего европейцев из-за гибели зерновых посевов от непогоды. Индейцы Анд в Южной Америке одомашнили морскую свинку, а индейцы Центральной Америки — вывели ныне популярную миниатюрную породу собак чихуахуа. Распространенная мужская прическа индейцев Северной Америки: длинная прядь волос, протягивающаяся назад через бритую голову, была под названием «ирокез» перенята представителями белых субкультур и, вообще, белой молодежью. Название отложного воротника с широкими лацканами – апаш, пришло из французского языка, в котором это слово обозначает уличных хулиганов, но само по себе восходит к индейскому народу апачей, который в Северной Америке дольше всех оказывал сопротивление белой колонизации. В ходе культурного взаимодействия коренное население Америки и европейцы «обменялись» и вредными привычками: европейцы научили индейцев употреблению алкоголя – «огненной воды», индейцы европейцев – курению табака.
Очень интересно! Индейская тема не устаревает, хотя индейцы уже не живут в вигвамах, не охотятся на бизонов. Авторы, спасибо, понравилось.
И вам спасибо.admin
Нигде не находил столько интересных подробностей об индейцах. Спасибо авторам.
Одна из наиболее увлекательных публикаций, попавшихся мне за последнее время. Ожидаю еще чего-нибудь интересного о краснокожих!
Если бы люди не развивались, то думаю пришло бы время, когда они бы поубивали всю дичь и вымерли потом сами.
Когда знакомишься с такими интересными и познавательными фактами, что когда-то Северная Америка и Евразия были одним материком, понимаешь, что по сути действительно все люди — братья.
Да, возможно, они были первым населением Северной Америки, а возможно, вытеснили кого-то, кто там жил раньше. Не исключено, что археологи сделают сенсационное открытие при раскопках и окажется, что индейцы тоже были завоевателями. Опять же людей было мало, так что и вытеснять было некого. Абсолютной правды мы не узнаем.
Судя из статьи, народы Нового света имеют общие корни своего происхождения с европеоидными и монголоидными племенами. Однако когда материки разошлись, Американские племена сформировали свои собственные народности.