Османская империя – одно из самых выдающихся государств в истории. Основанное в конце XIII века султаном Османом, оно просуществовало до начала XX века, одинаково сильное влияние оказывая и на европейские, и на азиатские страны, по сути, связывая Восток и Запад.
Когда Византийская империя – могущественный наследник Древнеримской цивилизации, слабела и теряла стремившиеся к независимости провинции, бывшие ее земли в Малой Азии заселили тюркоязычные кочевники, пришедшие из Центральной Азии. Местные жители увидели в них не захватчиков, а защитников от византийских притязаний и предпочли подчиниться грозным степным воинам, выплачивая тем небольшую дань, чем снова нести на себе бремя множества тяжелых налогов (императору, феодалам, монастырям) и повинностей Византии.
Тюрки, пришедшие из глубины азиатских степей, исповедовали Ислам. Много мусульман было и среди коренного населения Малой Азии, потому что по соседству с ними – южнее, жили арабы. Поселившись в Малой Азии, почти все тюркские племена оставили кочевой образ жизни (пастбищных угодий, удобных для кочевничества, здесь было не так уж много) и перешли, как и местное население, к оседлому скотоводству и земледелию. Понятно, что коренные малоазиаты стремились учить язык своих покровителей и охотно отдавали замуж за тех своих дочерей. Довольно быстро все население Малой Азии заговорило на тюркских наречиях, приняло Ислам, а потомки пришлых кочевников внешностью и бытом перестали отличаться от коренных жителей. Национальным различиям значения не предавалось, поскольку согласно исламскому вероучению все мусульмане были равны, и все подданные одного правителя стали осознавать себя единым народом, независимо от происхождения.
Поначалу таких суверенных областей – улусов, во главе с тюркскими правителями, в Малой Азии было много. Одним из них управляли пришедшие в XIII веке (вторая половина) из Средней Азии туркмены из племени кайы. Улус кайы укреплялся и усиливал свое влияние в регионе, его правитель Осман (1258 – 1324) был провозглашен султаном, что по-арабски значило «носитель власти». При сыне Османа Орхане улус продолжил укрепление своего влияния и к нему присоединились, признав верховенство султана, правители многих других земель.
Понятно, что большинство могущественных восточных правителей, но прежде всего византийских императоров, раздражало растущее влияние османского улуса. Тому приходилось вести постоянные войны с внешними врагами, порой нести тяжелые, разорительные поражения, но затем вновь подниматься, собираться с силами и брать реванш, при этом захватывая новые и новые земли. Из детей, взятых в плен при битвах, султаны воспитывали «новое войско – йеничери (янычары)», то есть грозную и исключительно боеспособную личную гвардию.
В конце концов, вся Малая Азия была объединена под властью султанов османской династии. Поскольку ее население и сами султаны говорили на тюркских языках, византийцы, а за ними вся Европа и Русь стали называть малоазиатов турками. На самом же деле они оставались разными народами, и языки их, хотя и были похожи, все же отличались друг от друга.
В 1453 году султан Мехмед II взял штурмом Константинополь, сокрушив Византийскую империю. Основная часть его населения (в основном греки и славяне) приняла Ислам, и султан сделал город, который турки называли на свой лад «Истанбул» (Стамбул) столицей своей державы (на нашем сайте history-thema.com изображения города можно посмотреть здесь). Жители покоренного города, часто общаясь по разным делам с чиновниками султана, тоже начали говорить на тюркском языке. При Мехмеде II Османская держава завоевала Балканский полуостров, а при его внуке Селиме I – огромные пустынные просторы Северной Африки, Аравийского полуострова и Ирака, западную часть Закавказья. Добровольно признали власть «мировой державы» Средневековья Крымское ханство и некоторые правители Северного Кавказа.
Основой политической системы державы, в современной историографии называемой Османской империей, был халифат (от арабского «наместничество»). Согласно исламскому вероучению, человек считается наместником Бога на земле, для чего ему, в отличие от других существ, дан разум, а смыслом его жизни является поклонение Аллаху и исполнение собранных в Коране – мусульманском Писании, божественных законов. Мусульманское государство, строй которого базируется на этих законах (Шариате), обязательных для исполнения всеми, даже самим правителем, называется халифатом.
Как уже говорилось, одной из концепций исламского строя является равенство всех мусульман без различия национальности, происхождения, имущественного положения. Султан обладал юридически неограниченной
властью над своими подданными от раба до министра (везира), но и сам был обязан следовать в своей политике Шариату. За всю историю Османского государства советом мусульманских ученых нескольких султанов низложили за несоблюдение исламского закона в своем правлении, а двоих даже казнили.
Тюркские народы, основавшие империю, в итоге присоединения земель, составили меньше половины ее мусульманского населения, представленную в остальной части государства арабскими и берберскими народами, албанцами, славянами – мусульманами, курдами, черкесами. То есть Османская империя была полностью интернациональным государством, и на положение в нем подданного влияло только его вероисповедание. Многие крупнейшие ее политические деятели, приближенные султанов, происходили из немусульманских семей и приняли Ислам уже в зрелом возрасте (например, легендарные флотоводцы греки братья Барбаросса, обеспечившие господство османов на Средиземном море). Но в Европе и России всех мусульманских подданных османской империи по привычке называли турками, а саму державу – Турцией. В русском просторечии же ее именовали Туретчиной. Привычка эта дошла и до наших просвещенных дней. Даже в современных исторических трудах часто Османскую империю называют Турцией, ее население – турками, стойко держится понятие «русско-турецкие войны», хотя в них самое прямое участие принимали, например, крымские татары, ногайцы, черкесы и другие народы державы.
Современная Турция – это совершенно иное государство. Когда в 1918 году Османская империя потерпела поражение в Первой Мировой войне, все ее территории поделили между собой Великобритания, Франция, Италия и Греция (относительно недавно сама входившая в ее состав). Народы Османской державы по-разному восприняли захват их земель чужеземцами. Жители запада Аравии и Египта, последнее время не ладившие с Портой – верховным османским правительством, поначалу увидели в европейцах освободителей (правда, очень быстро разочаровались в этом), ливийцы же, вооружившиеся и начавшие народную борьбу после распада регулярной османской армии, успешно изгнали со своих земель итальянских захватчиков. Тюркские народы Малой Азии, объединившись под руководством генерала Мустафы Кемаля-паши (Ататюрка), нанесли поражение занявшим их земли англо-французским войскам, а затем отбили Стамбул от попытавшейся овладеть им греческой армии. Тогда и было провозглашено о создании единой турецкой нации, разработан общетурецкий язык на основе языков разных тюркоязычных народов Малой Азии. А на территории тюрков, бывших подданными Османской империи, возникло республиканское государство – Турция.
Османская империя, некогда считавшаяся без преувеличения сильнейшей державой на земном шаре, объединявшая Запад и Восток, распалась и прекратила свое существование всего лишь менее века назад. Самые старые люди на планете еще ее помнят. Конечно, правильнее было бы в историографии не называть Османскую империю Турцией, поскольку это равносильно тому, как если бы в Китае Россию называли бы Приамурьем (лишь на том основании, что большинство россиян приезжает в Поднебесную через Дальний Восток), а в Турции – Кубанью (так как основной поток пассажиров в «Туретчину» проходит через Краснодарский край). Гораздо точнее державу османов называть Османским халифатом, а ее подданных – османами, как они, собственно, и называли себя. Это устранило бы путаницу в популярной литературе, на которой нередко спекулируют националисты: как поборники пантюркизма, претендующие на тюркское господство в землях, принадлежавших когда-то интернациональной исламской державе, так и тюркофобы, обвиняющие турков в «исторической склонности» к агрессии и захватам.
«… Эти суровые кочевники, не испорченные городской жизнью и культурным религиозным индифферентизмом, приняли Ислам со всей горячностью своих грубых сердец…
Они наводнили Персию, Месопотамию, Сирию, Малую Азию, в результате они еще раз объединили под властью одного государя всю Мусульманскую Азию..
Они оживили угасший воинственный пыл мусульман.. и воспитали поколение фанатичных мусульманских воинов, которым крестоносцы более всего были обязаны своими частыми поражениями. Этим определяется значение Сельджуков в мусульманской истории.
Сельджуки были потомками Сельджука б. Якака[1], туркменского князя.. Сельджук переселился из Киргизских степей со всем своим племенем в Дженд, в Бухарской области[2], где он и его народ с энтузиазмом приняли Ислам.».
***
Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. П. А. Грязневича. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 161-162
уже достаточный период времени захожу на ваш сайт, благодарю за качественные статьи, которые легко читаются, так как просто и понятно написаны. Приятно среди интернетного мусора заходить на подобные сайты.
Спасибо.admin
очень хорошая статья!
Познавательная статья. жду новых
Интересная статья, написана очень доступно для восприятия)
Прикольний сайт
интересная статья
Познавательная статья. Спасибо автору.
Спасибо за интересную статью
Познавательная и интересная статья. Спасибо автору.
Как сложно быть! Как хорошо быть!
Сегодня современная Турция стоит на пути повальной исламизации, постепенно закрывается. То, что внес Ататюрк, забывается. Разделять его идеи в Турции теперь уже «не модно», ну или не выгодно.
Огромная благодарность автору. Все четко, ясно, лаконично.
Я бы вам посоветовал написать историю россии, у вас бы это получилось великолепно.
Признаюсь — для меня Османская империя и Турция было одно и тоже — до прочтения этого поста. Понятно пишите. Спасибо.
Рано или поздно, но любая империя распадается — историческая закономерность: Персидское царство, Османская империя, до них и после них, в недавнем прошлом СССР.