В древние времена, когда не были развиты естественные науки, люди не могли понимать многих явлений окружающего мира, в том числе тех, с которыми сталкивались каждый день и даже тех, которыми регулярно пользовались (например, природу огня). Однако пытливый человеческий ум всегда пытался найти им объяснение. Постепенно объяснения, казавшиеся людям наиболее правдоподобными, закреплялись в народных представлениях и начинали приниматься за непреложную истину. Как правило, человек в прошлом одухотворял природу и ее явления, поскольку людям свойственно собственные черты переносить на все остальное. То есть, люди считали, что все вокруг: деревья, камни, облака и пр., тоже являются живыми существами, или, по крайней мере, верили, что все природные процессы движимы какими-то невидимыми человеку духами. Будучи твердо убежеденными в этом, люди прошлого в определенной обстановке: находясь в одиночестве, при сильном душевном волнении и т.п., часто могли испытывать иллюзии и галлюцинации, в которых им виделись существа из их верований. Это принималось обществом как доказательство истинности того, во что они верили. Сила веры людей древности в сверхъестественное была настолько велика, что все события они трактовали однобоко, и находили во всем множество признаков существования духов. Даже в древних цивилизациях, где в силу выгодного для развития хозяйства и экономики географического расположения регионов формировалась сложная социальная структура населения, развивалась в определенной степени наука, все: от правителя до простолюдина, верили в добрых и злых, прекрасных и уродливых духов природы. Наиболее полно до наших дней дошли сведения об одухотворении природы древними греками, поскольку высокий уровень культуры Древней Греции, наличие большого количества письменных источников, составленных на легко переводимом древнегреческом языке, сохранили всю необходимую для воспроизведения представлений греков античности об окружающем мире информацию.
Древние греки верили в богов, олицетворявших одновременно и целые природные стихии, и различные стороны человеческого бытия. Человекоподобные боги стояли выше духов, что указывало на ощущение греками себя хозяевами окружающей природы. Если отбросить наслоившееся в период развития греческой цивилизации наделение богов человеческими чертами, то можно заметить, что древнегреческие представления о сверхъестественных существах, населяющих окружающий мир, очень похожи на одухотворение природы, свойственное европейскому язычеству вообще. Аналоги греческих богов и духов в большом количестве имелись и у древних германцев, и у славян, и у народов Кавказа. В этой статье мы приведем некоторые примеры одухотворения древними греками природы, свойственные и многим другим народам древности. Мы не будем вдаваться в сложности обширной древнегреческой мифологии и говорить о той ее части, которая к наделению окружающего мира живыми чертами отношения не имеет.
Вся земля, по мнению древних греков, была живым существом – богиней Геей. Она, как думали греки, возникла сама по себе из Хаоса – бытия неопределенной формы, темного и не имеющего границ. От Земли-Геи произошли различные живые существа, как обычные, населяющие ее (люди, животные), так и сверхъестественные (другие боги, духи, титаны, гиганты и др.). Камни, скалы греки называли костями Геи. Небо древние греки считали отдельным божеством – Ураном. Все моря греки тоже считали единым живым существом, но не богом, а титаном – могущественным, огромным существом, не обладающим сверхъестественными способностями. Этого титана греки называли Океан. Поскольку Океан не был богом, он не мог сам управлять своими стихиями. Морские стихии олицетворял один из трех верховных богов греческой мифологии – Посейдон (римляне называли его Нептуном). Греки считали, что Посейдон живет во дворце на дне моря, и посылает морские ветры и шторма движением своего главного атрибута – копья-трезубца, управляет всеми морскими существами. Его аналогия существовала и у славян, известная в фольклоре как «морской царь». Поскольку жизнь большинства древних греков была тесно связана с морем, с морской торговлей, Посейдона очень почитали, всячески старались его ублажить, возводили ему храмы и приносили жертвы. Родным братом Посейдона считался земной верховный бог – Зевс, царствовавший над всеми богами и духами земли на горе Олимп. Хотя ему отведено центральное место в греческих мифах, из природных сил он олицетворял только грозу, гром и молнию. Греки верили, что это Зевс бросает на землю из туч огненные копья-молнии, которые ему выковывали специальные прислужники. Гроза всегда ассоциировалась у людей с силой и властью, поэтому данную стихию греки и приписали своему верховному богу, в целом же имевшему в их мифологии совершенно человеческий образ в виде властного царя или патриархального главы семейства. Третьим братом в троице верховных богов Древней Греции считался Аид – бог подземного царства мертвых, который не подчинялся Зевсу. Греки считали, что после смерти души всех людей попадают в это царство, которое по имени его хозяина они тоже называли Аидом. Аид считался местом мрачным, безрадостным, вечно темным и, вообще, совершенно противопоставленным миру живых, там, по представлениям греков, обитали духи, олицетворявшие смерть, несчастья, болезни. Слугой бога Аида был другой бог – Танат (θανατος – смерть), который забирал из мира живых в мир мертвых людей, чей срок жизни на земле подошел к концу. Таната греки изображали как мужчину мрачного вида, с черной бородой и широкими черными крыльями. Веянием этих крыльев греки объясняли то, почему перед смертью человек часто чувствует холод. Жизненный срок человека зависел, по представлениям греков, от мойр – трех богинь судьбы. Считалось, что мойры постоянно прядут нити, олицетворявшие длительность человеческой жизни. В определенный момент мойра перерезала ту или иную нить, и за человеком, к которому эта нить относилась, вылетал из Аида Танат. Посейдон, Зевс и Аид были сыновьями титана Крона, т.е., времени. Греки считали, что Крон, опасаясь за свою власть, проглотил Посейдона и Аида сразу после их рождения, но Зевс был искусно спрятан от него и выращен, а набравшись сил, свергнул и оскопил отца. С падением Крона и воцарением Зевса власть титанов над мирозданием сменилась властью богов. Возможно, в данном мифе отражена память древних греков о переходе их предков от первобытнообщинного строя, когда человек во всем зависел от окружающей природы, к цивилизации. По другой версии, под титанами подразумеваются божества древних племен (пеласгов), живших на Балканском полуострове до прихода греков, и свержение их власти олимпийскими богами символизирует утверждение на полуострове греческой культуры.
Жизнь древних греков была достаточно тесно связана с лесами, в те времена густо покрывавшими склоны гор Балканского полуострова. Лес был главным источником топлива для очагов греческих домов, строительным материалом. Охота была одним из основных занятий древних греков. И пастухи, следившие за стадами овец и коз, постоянно находились вблизи лесных массивов, с которыми соседствовали пастбища. Главным божеством, управлявшим стихиями леса и, вообще, дикой природы, греками почитался Пан. Его изображали в виде человека, обросшего козлиной шерстью, с козлиными рогами на голове и копытами на ногах. Пан считался в целом благосклонным к людям божеством, покровителем пастушества, но, если его потревожить, он мог, как верили греки, наслать на человека безотчетный страх, от которого нарушитель спокойствия лесного хозяина терял разум и бросался бежать, не разбирая дороги, мог на бегу пораниться о сучья или упасть в ущелье. По имени Пана этот страх греки называли паникой. Сходный с Паном полуживотный образ имели, по представлениям древних греков, лесные духи сатиры и силены, олицетворявшие плодородие. Они, по мнению греков, безбедно жили в лесах, занимались развлечениями с нимфами, пили вино и играли на свирелях (сирингах) – традиционном музыкальном инструменте греческих пастухов, изготовленном из тростника. Согласно греческому мифу, в тростник превратилась нимфа Сиринга (по-гречески «тростник»), которой домогался Пан. Опечаленный Пан сделал из тростникового стебля инструмент для мелодий. Сходный образ лесных духов присутствует у многих индоевропейских народов, в том числе способность пугать в лесу людей. Аналогичный образ имеют славянские лешие. По некоторым версиям, образ людей-полуживотных списан в древнейшие времена с восприятия более культурно развитыми обществами племен, которые жили еще в условиях первобытной общины, населяя леса и одеваясь в звериные шкуры.
Нимфы были духами, принадлежавшими конкретным природным объектам (дереву, ручью, морю и т.д.). Греки представляли их в виде прекрасных юных девушек, танцующих в лесах хороводы. Нимфами деревьев были дриады и гамадриады. Считалось, что дерево – это дом нимфы. Если дерево срубить – живущая в нем нимфа умрет. О смерти нимфы свидетельствовало иссякание источника, который она одухотворяла, увядание леса. Нимф источников называли наядами, а нимф моря – нереидами. По представлениям древних греков, нимфы были порождены самой Геей, т.е., все природные объекты, деревья, водоемы происходили, как считали греки, непосредственно от земли
Древние греки одухотворяли и ветры, которых, согласно греческой мифологии, было четыре: братья Борей (Северный), Зефир (Западный), Нот (Южный) и неизвестно кем рожденный Эвр (Восточный). Борею греки давали такие эпитеты как бурный, суровый, холодный, Ноту – горячий, влажный.
Смену времен года греки объясняли тем, что дочь богини плодородия Деметры Персефона спускается каждый год на три месяца к своему мужу Аиду в его мрачное подземное царство. От разлуки с любимой дочерью Деметра впадает в тоску, из-за чего земля перестает приносить плоды, солнце меркнет, деревья сбрасывают листву, и становится холодно. Когда же Персефона возвращается из Аида к матери, та преисполняется радости, и по земле распространяется тепло, солнце светит ярче, на деревьях выходит листва, и земля начинает выводить растения.
Солнце греки считали богом либо титаном по-имени Гелиос. Каждое утро он выезжает из своего сияющего дворца на огненной колеснице и к наступлению ночи пересекает все небо. Однажды, как верили греки, Гелиос неосторожно доверил управление колесницей своему сыну Фаэтону. Однако юноша не смог справиться с буйными конями, отчего колесница поехала не по своему обычному маршруту, слишком приблизилась к земле и выжгла ее часть, а сам Фаэтон погиб. С тех пор на земле остались горячие пространства пустынь, а на небе ночью можно различить выжженный колесницей под управлением Фаэтона неровный след – Млечный Путь.
Человеку всегда была свойственна любознательность. Не зная, отчего происходят те или иные процессы в окружающему мире, люди всегда пытались сами об этом догадаться. Так были рождены многочисленные сказки и мифы, элементы которых уже с развлекательным смыслом изрядно пополнили фольклор и литературное творчество поздних поколений.
Эх, помню, в детстве любимая книжка была с легендами и мифами древней Греции…
Эх, греки, греки…
Греция, греция…
Можно спорить о том, какие мифы появились раньше, а какие позже: древнеславянские, древнегерманские или древнегреческие. Но ясно одно — развитие системы верований у первобытных народов с небольшими вариациями происходило одинаково. Различие только в деталях. И как правильно говорится в статье, в первую очередь это было обусловлено невозможностью для первобытного человека дать верное, логическое объяснение происходящим вокруг него процессам в живой природе и в его жизни.
Ну нужно же было что то рассказывать ,сидя вечером у костра 🙂 Да и необъяснимые явления люди всегда называли промыслом божьим , да и сейчас называют 🙂 у меня на работе иконами вирусы с компьютера изгоняли и верят же что поможет))) но не помогло , пока я не пришел да не почистил компы)
Интересно было освежить знания по древнегреческой мифологии.
Но ведь интереснее объяснять все так как в мифологии — чем не развлечение для бедных донашеэровских пращуров — замена телеку, интернету и остальным радостям сегодняшней эпохи.
Какой противный Пан!!! 🙁
Всегда интересно читать про Древнюю Грецию и Древний Рим.
Сами-то греки в своих богах не путались 🙂
Это как в торговом центре: один продавец продает одежду, другой продает конфеты. Этому богу подношение для того, чтобы получить здоровье, другому для того, чтобы выйти замуж. Заплатил — получил. Чего тут путаться)