Большую часть времени своего существования человечество провело в эпохе палеолита – древнекаменного века, когда человек сам был частью окружающей дикой природы, использовал для жилья пещеры и речные промоины, питался тем, что добывал на охоте или сборе съедобных растений. Он не заключал, если так можно выразиться, «союзных отношений» ни с каким из элементов живой природы, ему не служило никакое живое существо, и отношения его с другими живыми существами либо были нейтральными, либо основывались на соперничестве вроде «кто кого поймает и съест» или «кто у кого отберет добычу». Но в эпоху верхнего палеолита, то есть, уже в конце данного исторического периода, у человека появился первый постоянный спутник, союзник или слуга, относящийся к другому биологическому виду – собака. С тех пор прошли десятки тысяч лет, и когда конкретно следовавший первоначально за стоянками первобытных людей в поисках отбросов подвид волка, питавшийся, вероятно, преимущественно падалью, стал животным, постоянно живущим при человеке, сказать нельзя (сам верхний палеолит начался примерно 35 тыс. лет назад и сменился неолитом около 12 тыс. лет назад). Но с это время можно считать началом эпохи домашних животных. О происхождении некоторых из известных сегодня по всему земному шару спутников человечества из мира животных мы и расскажем в этой статье.
Итак, в первую очередь продолжим о самом первом домашнем животном – собаке. Она была не только первым, но и долгое время – тысячелетия, оставалась единственным животным, одомашненным человеком. Долгое время считалось, что собака и волк – разные биологические виды животных, просто очень близкородственные. Но появление технологий, позволяющих проводить генетическое исследование, позволило установить, что собака является просто особой разновидностью волка, появившейся (в диком еще виде) около ста тридцати пяти тысяч лет назад. Первобытных собак от волка почти ничего не отличало, только существовала и поныне у них сохранившаяся некоторая разница в форме зубов. У волка они узкие и острые, подобные кинжалам, предназначены, прежде всего, для того чтобы быстро убивать жертву. У собаки тупее, но толще: такими удобно дробить кости. То есть, волк питается в основном добычей, которую сам настигает и убивает, а собачьи предки питались больше павшими крупными животными. Образ жизни животных-падальщиков и приводил их к человеческому жилищу, где они питались пищевыми отходами людей. Постепенно люди увидели в соседстве с собаками выгоду и стали их прикармливать специально, приручать. С окончанием последнего ледникового периода и исчезновением большого количества крупных травоядных животных, трупы которых служили основной пищей предкам собак, те постепенно исчезли из дикой природы, вытесненные более приспособленными к активной охоте волками, и сохранились только в хозяйствах человеческих общин, где их кормили, где за ними ухаживали.
Собака была и остается очень полезным человеку животным благодаря высокой сообразительности, легкостью приручения, выносливости и чуткости. Уже в первобытном обществе она была надежным союзником приручившего ее человека: с собакой ходили на охоту, где она успешно преследовала дичь и приносила своим хозяевам, собаки охраняли людей от других хищников, отгоняя тех или хотя бы предупреждая хозяев громким лаем. Кроме того, первобытные люди употребляли собак в пищу, о чем свидетельствуют найденные на стойбищах каменного века термически обработанные и обгрызенные человеческими зубами собачьи кости. С развитием культуры и благосостояния человеческого общества люди обратили на удивительную наследственную изменчивость собак и постепенно научились выводить более полезные в хозяйстве новые породы. В эпоху древних цивилизаций многие породы собак экстерьером уже совсем не походили на своих диких предков, а в средние века появились и декоративные породы собак причудливой внешности, служившие только для скрашивания досуга своих хозяев. Конечно, вплоть до Нового времени декоративные собаки являлись дорогой роскошью, которую могли позволить себе только аристократы и купцы, а простой народ, живший постоянным физическим трудом, по-прежнему нуждался только в породах, от которых был хозяйственный толк. Многие биологи считают, что собак для получения новых пород скрещивали не только друг с другом, но и с шакалами и даже с лисицами. К настоящему времени выведено около четырехсот пород собак.
В Центральной Азии около 3 тыс. лет назад появилась одна из древнейших пород собак – огромный и лохматый, но отличающийся уравновешенным характером тибетский мастиф. Кочевники использовали его для охраны стад от волков. Из Тибета и Гималаев эта порода попала в древние Индию, Китай и Месопотамию. Встречается много древних барельефов, где изображена эта собака в почти не отличимом от сегодняшнего виде. Ассирийцы, хетты и вавилоняне использовали мастифов на войне, надевая на них доспехи и спуская на ряды врага. Когда мастифы попали в Древний Рим, их стали использовать на аренах амфитеатров, где на потеху публике стравливали с различными зверями, даже со слонами. Прямыми потомками тибетского мастифа являются среднеазиатская и кавказская овчарки, использующиеся для охраны стад.
В XIVв. у высокогорного перевала Сен-Бернар в Альпах (Швейцария), где в средние века часто пропадали, заблудившись в горах, путники, была выведена в местном монастыре особая порода собак, превосходно умеющая находить в любую погоду сбившихся с дороги и замерзших людей. И по сей день сенбернаров используют на службе спасатели.
На Крайнем Севере и в Евразии, и в Северной Америке коренное население активно использует собак, запряженных в легкие сани, для быстрого передвижения зимой по снегу. Перед северным оленем собака имеет преимущество тем, что не нуждается в перекочевывании по тундровым просторам и может жить в доме хозяина. И уход за ездовыми собаками обходится дешевле, чем эксплуатация снегоходов. Для езды используют специальные породы лаек. Считается, что у них особенно хорошо сохранились повадки диких волков, и сами они внешностью очень напоминают волка.
Из недостатков собаки как домашнего животного можно отметить то, что они легко дичают, и при недостаточном внимании своих хозяев могут покинуть дом и вернуться к образу жизни своих диких предков. При наличии постоянной кормовой базы (свалок, людей, имеющих обыкновение подкармливать бездомных собак) бродячие собаки быстро размножаются в населенных пунктах и могут причинять серьезный вред: нападать на одиноких прохожих, распространять заразные болезни, убивать других домашних животных, растаскивать отходы, загрязняя улицы. Особенно опасны совсем одичавшие собаки, ушедшие в леса и поля, практически полностью вернувшиеся к дикому образу жизни, но не боящиеся человека. Потомком одичавших домашних собак Юго-Восточной Азии является австралийская дикая собака динго.
В целом отношение к собаке в разных культурах весьма различное. В Европе и России собаку уважают, называя «другом человека». В европейских сказках собака – почти всегда положительный герой. Очень любят собак и многие народы Юго-Восточной Азии. В Таиланде, например, не принято убивать и прогонять даже бродячих собак. По исламским канонам же сама по себе собака является животным нечистым, запретным для употребления в пищу и содержания непосредственно в жилище. В то же время мусульманский обычай предписывает без нужды не причинять зла никаким животным, и собакам в том числе, и стараться помочь им, если они попали в беду. В целом отношение мусульманских народов к собакам можно охарактеризовать как терпимое.
Приручение собаки позволило людям одомашнить и копытных животных, так как чуткая и быстроногая собака оказалась пригодной для охраны стад. Одомашнивание копытных произвело настоящую революцию в культурном развитии человечества: после этого не надо было постоянно ходить на охоту, чтобы добыть пищу, появилось больше времени для творчества и совершенствования орудий труда. Не случайно по времени этот период совпадает с началом неолита – новокаменного века, когда стало усложняться хозяйство, человечество взяло курс на создание первых цивилизаций и отделилось от дикой природы.
Около одиннадцати тысяч лет назад в Средней Азии – в степях между Каспийским и Аральским морями, местными племенами был одомашнен дикий баран аргали. Считается, что от него происходят все современные породы овец. Из Средней Азии домашние овцы попали в Иран, а оттуда – в Месопотамию. Там произошло разделение овец на грубошерстные, тонкорунные и жирнохвостые породы. Из Месопотамии овцеводство распространилось в Переднюю Азию, затем – в Египет, а из Египта уже попало в Европу. Важное значение оно имело в хозяйстве древних греков, о чем свидетельствуют греческие мифы. В средние века овец разводили уже все европейские народы, в том числе славяне. Овцы первыми из копытных стали регулярно снабжать древнего человека мясом, молоком и шерстью, из которой люди научились изготовлять пряжу и ткани, чтобы одеваться уже не просто в шкуры, как раньше, а самим изготовлять одежду. А около девяти тысяч лет назад в Малой Азии человек одомашнил дальнего родственника овец – безоарового козла, от которого, скрещенного затем с винторогим козлом, произошли домашние козы. Судя по древним изображениям, в античную эпоху коз использовали не только для получения тех же продуктов, что и овец, но и для упряжной езды. Согласно древнегреческому мифу, когда Зевс был беспомощным младенцем, его вскормила коза по-имени Амалфея. Став взрослым, Зевс сделал себе из ее шкуры щит – эгиду (от греческого «эгос – коза»). Коза довольно неприхотливое животное, но у нее есть тот же недостаток, что и у собаки: она легко дичает. Одичавшие козы и по сей день наносят серьезный урон хозяйству многих стран Востока, объедая и без того скудную растительность. Чрезмерное размножение коз в древности считается одной из причин образования Сахары – величайшей пустыни на земном шаре, на месте которой еще в античные времена существовала саванна.
Крупный рогатый скот появился у людей, по разным оценкам, от семи до десяти тысяч лет назад с приручением обитавшего в древние времена на просторах Евразии дикого быка тура. От него происходят современные домашние коровы. Внешностью он напоминал быков, которых сейчас разводят в испаноязычных странах для корриды. Интенсивная охота привела к постепенному исчезновению дикого быка. В Средневековье он уже был редкостью в европейских лесах, а последний его экзампляр пал, как считается, от болезни в 1627 г. возле польской деревни Яктуров. Точно не выяснено, где тур был одомашнен впервые. Называются такие места, как Южная Азия, Средиземноморье, Пиренейский полуостров. Некоторые исследователи предполагают, что тур был одомашнен в разных местах своего обширного ареала. Кроме мяса и молока, корова давала ценный хозяйственный материал – кожу, из которой изготовлялись различные предметы одежды и быта. В IV тысячелетии до н.э., когда стали зарождаться первые цивилизации, коровы распространились в Азии и Египте. До того не было у людей домашнего животного крупнее, дававшего больше мяса и молока. Поэтому на Востоке издревле корова символизирует плодородие и богатство. Об этом говорит и приведенный в Библии рассказ, где во сне фараона семь жирных и семь тощих коров символизировали семь хлебородных и семь голодных лет. В Древнем Египте быка обожествляли под именем Аписа. Ему был посвящен храм в столице древнеегипетского государства Мемфисе, при этом храме постоянно жил особый бык черной масти с характерным белым пятном на лбу (как солнце во мраке). Священного быка специально отбирали среди животных и содержали в храме, а во время праздника Аписа жрецы водили его по улицам города, принимая подношения от народа. Когда символизировавший Аписа бык достигал определенного возраста, его убивали и выбирали нового быка. В Древней Греции бык считался символом верховного олимпийского бога Зевса; греки полагали, что именно приняв образ прекрасного быка, Зевс похитил красавицу Европу. В Индии же корова и по сей день является священным животным; индусы не употребляют говядину в пищу, плохо обойтись с коровой считается великим грехом, а убийство коровы карается тюремным заключением на срок до пятнадцати лет как святотатство.
В Центральной Азии, кроме коров, издревле разводят шерстистых горных быков – яков, которые помимо мяса, молока и кожи дают дорогую теплую шерсть, используются для передвижения и перевозки грузов. В теплых азиатских регионах и в некоторых районах Кавказа распространены индийские буйволы, тоже являющиеся хорошей тягловой силой и очень неприхотливые в содержании. Однако як и буйвол являются самостоятельными видами парнокопытных животных и не происходят от туров, как обычные коровы.
7 – 13 тысяч лет назад на Ближнем Востоке в бассейне реки Тигр и в Китае началось одомашнивание диких кабанов, населявших тростники и леса. Поначалу диких свиней просто прикармливали к человеческому жилью, а затем стали содержать в загонах и стойлах. Свинья упоминается в вавилонском кодексе Хаммурапи. Плодовитость, быстрый нагул массы и толстый слой шедшего в пищу сала свиньи не мог не привлечь человека. В основном свиньи и по сей день выращиваются ради мяса и сала, но используются и некоторые другие продукты свиноводства, например, щетина. Все породы свиней происходят от дикого кабана; возвращенная в дикую природу свинья быстро дичает и по образу жизни ничем не отличается от своего предка. Свиньи, гуляющие на вольном выпасе, легко скрещиваются с дикими кабанами. Свиноводство распространено в основном в Европе, Америке, Восточной Азии и Океании. В мусульманских странах свинину не употребляют в пищу, так как свинья по представлениям мусульман, а также иудеев, считается животным нечистым. И в тех странах, где блюда из свинины являются национальным продуктом питания (Германия, Украина), зачастую распространено презрительное отношение к свинье, само название этого животного употребляется как бранное. Конечно, первопричиной тут являются определенные повадки свиньи: привычка лежать в грязи для защиты от перегрева и паразитов, «неаккуратность» при потреблении пищи, да и сам не слишком симпатичный внешний вид, резкий голос. Однако в средневековой Европе свиньи часто причиняли беды населению городов, так как бродили по улицам без присмотра, поедая выброшенные из домов нечистоты, и убивали оставленных без присмотра маленьких детей. За детоубийство европейцы заключали в тюрьму, судили и публично казнили свиней как настоящих преступников. Это был принцип средневекового европейского права: демонстрация того, что никто, даже бессловесное животное, совершив преступление, не уйдет от правосудия. Свиньи, однако, отличаются исключительной сообразительностью, далеко превосходя в этом отношении собак, легко дрессируются и потому используются для опытов с условно-ревлекторным поведением животных. В Новое время у дам-аристократок модно было содержать поросят как домашних любимцев. И в наше время существуют декоративные миниатюрные породы свиней, предназначенные для содержания в квартирах.
Около шести тысяч лет назад на территории Египта был одомашнен дикий осел. Осел как выносливое животное, способное на большие расстояния перевозить грузы, впоследствии распространился во всех странах Востока и в Южной Европе. А в III тысячелетии до н.э. племена, населявшие степи современного российского Черноземья, одомашнили дикую лошадь – тарпана. До средних веков тарпан был широко распространен в степях и лесах Евразии, но постепенно охотники, преследовавшие его верхом на его же потомках – домашних лошадях, истребили его. Последний дикий тарпан, как считается, погиб в 1879 г. в степях Украины.
Приручение лошади позволило племенам, жившим в степях, заняться новым видом хозяйственной деятельности – кочевым скотоводством. В Средневековье кочевники создали такие могущественные державы, как государство гуннов и Монгольскую империю. Верхом люди стали преодолевать за короткое время огромные расстояния; появилась возможность содержать многочисленные стада крупного и мелкого рогатого скота: пастухи могли следить за ними, быстро объезжая на лошади. Со времени древних цивилизаций лошадь стала основным транспортом человека и оставалась им вплоть до начала XX в. Уже вавилоняне и египтяне не мыслили военных походов без лошадей, на которых шла в атаку конница, перевозились провизия и другие грузы. В бою вплоть до мировых войн конница была чем-то вроде нынешних танковых войск: подвижные, стремительно передвигающиеся всадники атаковали врага, смешивая и громя его ряды. Конные войска были главной ударной силой. И в мирном труде без лошади не обходились нигде. С помощью лошадей земледельцы имели возможность вспахивать широкие площади полей, поэтому распространение лошадного хозяйства способствовало повышению производительности сельского труда, являлось важным фактором прогресса человечества в целом. Сегодня, с распространением моторного транспорта, лошадь уже не имеет былого значения, однако и ныне без нее не обходятся при регулярном передвижении по бездорожным районам, где не пройдет машина.
Конечно, это далеко не весь перечень домашних животных, которых использовал и использует в своей жизни человек. Это – животные, которые так или сыграли важную роль в культурном развитии человечества в целом; без большинства из них был бы немыслим сам культурный прогресс, и человеческое общество оставалось бы до сих пор на первобытном уровне.
Интересный пример изменений в свойствах домашних животных в зависимости от потребности человека представляет мериносовая овца. Селекция её шерстяного покрова определялась изменениями в спросе на различные виды шерсти. В течение последних десятилетий овцеводы старались изменить длину, тонину и другие характеристики мериносовой шерсти.
Все домашние животные входят в общую биологическую классификацию наряду со своими дикими родственниками.
Некоторые домашние животные до сих пор как полудикие, будьте осторожны!
Ваш сайт – это лучший по истории, в котором каждый пользователь может найти для себя информацию по своему вкусу. Он отличается от остальных тем, что все статьи читаются легко как обычные рассказы без заумных вкраплений. Я с удовольствием прочитал эту статью казалось бы об уже давно известном. Но больше мне интересны посты по этнографии. Хотел бы почитать обо всех народах России и стран СНГ.Спасибо коллективу авторов!
Спасибо.admin
Интересная статья. Люди должны быть благодарны природе за всё, что она долгие века давала и продолжает давать человеку. В том числе это и домашние животные. Нужно уметь ценить и беречь, то что мы имеем. Но, к сожалению, такие простые истины забываются в наше время. Только потребляем..
Собака скорее от шакала происходит, нежели от волка: наши серые волчары способностью лаять не обладают, а вот их более низкорослые родичи весьма любят потявкать — в том числе и хором.
Почему же? Волки тоже лают, хотя не так часто и не так грубо, как собаки. Шакал лает, но он еще и вопит на разные голоса, как собака не умеет. А гены у собаки с волком одни и те же — это показали исследования. У шакала другие гены.
Прочитала моментально. Интересная статья.
Я и так про животных читать люблю. А с этой статьей и историю еще больше полюбила! 🙂
Очень познавательно. Люди как раньше нуждались в домашних животных, так и сейчас нуждаются. Ведь они учат нас быть добрее друг к другу и спасают от одиночества. И, конечно же, очень чувствуют любовь к ним и всегда отвечают взаимностью.
С большим удовольствием прочитала Вашу статью. Так красиво все описали. Статья интересная и поучительная. Обязательно прочту и другие темы.
С большим удовольствием прочёл эту статью, но поддаюсь горю что в наши дни очень мало осталось добрых людей которые могут понять животный. Человек имеющий доброе сердце равнодушно не пройдёт мимо бездомной собаки или кошки, а угостит ее.
Очень интересная статья, с удовольствием прочла, но, как всегда, не очень-то человек благодарен братьям нашим меньшим!
Человеческой доброты осталось совсем мало ,а что касается братьев наших меньших,то к ним и подавно! Но есть еще среди людей такие особи,которые сами не съедят кусочек, а отдадут кошке или собаке. У этих людей добрые сердца.
Исторически сложилось так, что человек, как доминирующая особь, подчинил себе животных, но отношение к ним и до сих пор оставляет желать лучшего.
А еще существует версия,что все дикие животные в процессе одомашнивания человеком стали эволюционировать и видоизменятся.Раньше для людей домашние животные были помощниками,потом роскошью.Но теперь почему-то почти никому все эти животные не нужны,их выгоняют из дома,травят,убивают,калечат.