Во второй половине VI в. в обширных степях Центральной Азии в результате войн издревле обитавших там скотоводов-кочевников образовалось единое мощное государство. Во главе его стояли каганы — вожди, из рода Ашина, изначально жившего в горах Алтая. Роду Ашина принадлежали железные рудники, необходимые для производства оружия, что делало его особенно сильным и влиятельным. Поэтому представители рода и служившие ему племена получили прозвище «тюрки», что значило «сильные, крепкие, стойкие». Тюркский каганат объединил разные кочевые народы на огромной территории от Аральского моря почти до Тихого океана, охватив восточную часть современного Казахстана, Тянь-Шань, будущую Монголию, Северо-Восточный Китай. Затем каганат присоединил европейские степи от Азовского и Черного моря, включая область Нижнего Дона и Поволжья, и степи Западной Сибири. Из его подданных сформировался этнос древних тюрков. Однако управлять в то время такой большой территорией было трудно. В среде кочевников еще были сильны древние традиции родоплеменной демократии, и каган в принятии своих решений в значительной степени зависел от мнения родовой знати. А у разных племен были разные интересы. Уже в 603 г. единый каганат распался на две части: Западно-тюркский и Восточно-тюркский. Оба образовавшихся государства неоднократно пытался подчинить себе Китай. В середине VIII в. Западно-тюркский каганат окончательно распался на ряд независимых племенных объединений, живших в условиях раннефеодального строя, а Восточно-тюркский был завоеван племенами уйгуров.
На территории бывшего Западно-тюркского каганата, в жарких степях вокруг среднеазиатской реки Сырдарья по крайней мере с X в. кочевали тюркские племена огузов. Арабские источники (в VIII в. арабы-мусульмане завоевали значительную часть Средней Азии) указывают, что территория огузов не ограничивалась только присырдарьинскими землями, а простиралась от Каспийского моря до подчиненного Арабскому халифату города Бухары. Точное происхождение названия «огуз» неизвестно. По одной из версий, это является сложением слов «ок — стрела» и «уз — множество», буквально означая «множество стрел», т.е., «множество племен». По другой, оно родственно сочетанию «ак уз», т.е., «белые люди, белое племя». Есть также версия, что слово «огуз» само по себе означает просто «племя». Во главе огузского племени стояли вожди — ябгу, которых выбирали на собраниях уважаемых воинов, но выбирали только из представителей одного рода. То есть, огузское общество находилось на переходной стадии от древней военной демократии к типичной для Средневековья наследственной монархии. Мужчины правящего рода, которые могли быть избраны вождями, назывались иналы. Их обучали военному делу и политическим премудростям специально выбранные и за это пользовавшиеся особым уважением в обществе воспитатели — атабеки. В управлении племенным войском вождю-ябгу помогал опытный воин — сюбаши. Частично огузы ассимилировали влившиеся в их среду некоторые изначально иноязычные кочевые племена, в частности, имевшие сарматское и угорское происхождение.
Как и все степные тюрки, огузы жили за счет кочевого скотоводства, перегоняя скот с одного степного пастбища на другое и переселяясь вместе с ним по мере подъедания животными травы. Как у всех степных кочевников, у огузов жилищем был переносной шатер — юрта. Вожди и знатные, богатые люди, семьи и роды которых владели большим количеством скота, жили в больших юртах, простые скотоводы — в юртах поменьше. По восточным преданиям, прародителем всех огузов был Огуз-хан, которого нередко наделяли мистическим происхождением. Сами себя огузы предпочитали называть по-старому: просто тюрками. В процессе распада Западно-тюркского каганата в степях Дона, Волги и Северного Кавказа в VII в. образовалось отдельное сильное государство — Хазарский каганат. Хазарский каганат привлек на свою сторону часть огузов, которые стали воевать с его восточными соперниками — объединением разных тюркских и иранских племен, известных под общим названием печенегов, в то время кочевавших по территории современного Западного Казахстана. Под давлением огузов печенеги в IX в. переселились на Волгу. В X в. пал истощенный вторжениями славян Хазарский каганат, и печенеги стали расселяться дальше на запад, заселив донские степи, а в следующем столетии в Европу стали переселяться и огузы, которых начали теснить завоевывавшие Центральную Азию кипчаки (половцы). Огузские переселенцы в европейские степи известны в русских летописях под названием «торки» (т.е. тюрки). Укрыться на Волге и Дону от расширявшейся кипчакской экспансии им не удалось: кипчакские племена быстро проникли и сюда. Сравнительно немногочисленные торки были вынуждены либо присоединяться к кипчакам и уходившим дальше на запад печенегам, либо искать поддержки у князей соседствующих со степями Дона и Причерноморья русских земель. Русские князья часто нанимали торков для службы в пограничных со степью крепостях. В конце концов огузы-торки растворились среди более многочисленных соседей. Есть предположение, что потомками ушедших далеко на запад огузов Причерноморья являются проживающие в Молдавии, Румынии, Болгарии и Греции тюркоязычные гагаузы, хотя сходство их языка с огузским многими исследователями ставится под сомнение.
Другая часть огузов в X в. расселялась на юг — в пустынные оазисы перед началом территории Ирана и далее собственно в Иран и на Ближний Восток. Тесно контактируя с коренным мусульманским населением, они сами принимали Ислам и заключали с представителями местных народов смешанные браки, в результате чего из поколения в поколения стал изменяться антропологический облик южных огузов: в типичной для кочевников Центральной Азии монголоидной внешности все больше появлялось южно-европеоидных элементов. Коренные жители мусульманского Востока расселявшихся по Передней Азии огузов, вожди которых со своими войсками поступали на службу местным правителям, взамен получая от тех пригодные для племенных кочевий земли, стали называть туркменами (в западной литературе: «туркоманы»), что означало что-то вроде «подобные тюркам». В многонаселенных регионах Ближнего и Среднего Востока, однако, территорий, удобных для занятия кочевым скотоводством, было гораздо меньше, чем в Центральной Азии, в связи с чем некоторые огузы-туркмены переходили к оседлому образу жизни, в значительной степени перенимая культуру соседних народов. Себя огузы по-прежнему называли преимущественно просто тюрками, но постепенно внешнее название становилось все более популярным и в среде некоторых самих огузских племен.
Среди огузов, покинувших в X в. изначальную этническую территорию на Сырдарье, были люди, принадлежавшие к племени кынык, которых повел на восток Средней Азии — в область Мавераннахр, вождь по-имени Сельджук. По его имени отделившаяся племенная ветвь стала называться сельджуками, а впоследствии это название распространилось на всех тюркоязычных подданных потомков Сельджука. В Мавераннахре сельджуки поступили на службу правителю располагавшегося там в то время с центром в Бухаре государства Саманидов Нуху ибн Мансуру. В конце X в. государство Саманидов пало под натиском племен караханидов с востока, однако на вассальной службе у него сельджуки смогли набрать значительную силу. В начале XI в. племена, возглавляемые потомками Сельджука, расселились по Мавераннахру и Северному Ирану. Формальным правителем всего исламского мира тогда считался халиф из рода Аббасидов, резиденция которого находилась в иракском Багдаде, но к тому времени его власть превратилась в номинальную, и в разных регионах мусульманского Востока правили разные династии. В 30-е гг. XI в. правитель средневосточного государства Газневидов Масуд в обмен на вассальную службу сделал сельджуков правителями исторической области Хорасан, охватывавшей территории современных Туркменистана и Восточного Ирана. Однако верность сельджуков своему сюзерену оказалась недолгой: вскоре они вышли из повиновения, стали проводить во вверенных землях собственную политику. Газневидам не удалось привести их к покорности: в 1040 г. внуки Сельджука Тогрул-бек и Чагры-бек во главе 20-тысячного войска полностью разбили более чем в два раза превосходящее его по числу и укомплектованное боевыми слонами войско Масуда у крепости Данданакан недалеко от оазиса Мерв (современный Туркменистан). Закрепившись в Хорасане, сельджуки сначала под предводительством Тогрул-бека, затем — других своих правителей, стали завоевывать другие богатые области мусульманского Востока, стремительно расширяя подвластную территорию на запад. Они завоевали почти весь Иран, Курдистан, Ирак, и в 1055 г. вступили в считавшийся формальной столицей исламского мира Багдад, где освободили халифа Абдуллаха ибн Ахмада аль-Каима от тягостной опеки контролировавшей Ирак иранской династии Буидов. Хотя сельджуки не вернули халифам былой власти, они стали щедро снабжать тех денежным и иным довольствием, в связи с чем халифы снова стали, образно говоря, хотя и не править, но царствовать. Взамен халиф Абдуллах предоставил Тогрул-беку титул султана. Впоследствии сельджукские правители получали власть по наследству, но с формальной санкции халифа. В результате завоеваний Тогрул-бека на Востоке образовалось обширное и могущественное государство — Сельджукский султанат. При преемниках первого сельджукского султана оно завоевало Армению, часть ближневосточных территорий Византийской империи, а в 1071 — 1081 гг. — подавляющее большинство территорий Малой Азии (Анатолии), после чего наступает эпоха тюркского господства в данном регионе. Наибольшего могущества Сельджукский султанат достиг в правление Мелик-шаха (1072 — 1092), когда сельджуки покорили часть Грузии в Закавказье и Караханидское государство в Средней Азии. Границы султаната простирались от Малой Азии до Мавераннахра, от Азербайджана до песков Аравии. Сельджуки пытались оспаривать власть над Палестиной в Восточном Средиземноморье, где в Иерусалиме находятся мировые исламские святыни мечети аль-Акса и Куббат-ас-Сахра, у египетской династии Фатимидов, а затем сражались с захватившими Палестину европейскими крестоносцами. В то время европейцы впервые близко познакомились с грозной восточной державой, созданной огузским племенем. Поскольку сельджуки, как большинство других огузов, предпочитали называть себя просто тюрками, европейцы называли их и перенявшее их язык население Малой Азии «турки». Из Европы это слово, обозначавшее тюркоязычное население Малой Азии, пришло и в русский язык.
Однако консолидировали сельджукское государство скорее только религиозная и родственная солидарность, а не реальная сила султанской власти. Султаны по феодальной традиции делили земли державы между своими сыновьями, которые выполняли роль провинциальных наместников сначала при отце, потом при унаследовавшем верховный престол брате. Каждый стремился быть независимым правителем в своем уделе. А это делало их более уязвимыми перед внешним врагом. К середине XII в. власть правителей-сельджукидов во всех входивших в бывшую державу регионах, в том числе в Средней Азии, пала под ударами разного рода завоевателей. Только в Малой Азии до начала XIV в. существовал Конийский султанат со столицей в городе Конья, правителями которого были представители сельджукской династии. Он делился на несколько провинций — бейликов, которыми правили беи — крупные феодалы. Беи тоже стремились быть полновластными правителями, проводить политику без оглядки на волю султана. В конце концов Конийский султанат тоже распался, и один из ставших независимыми бейликов, в котором правил представитель туркменского племени кайы Осман, впоследствии, присоединяя к себе соседние земли, сам разросся до нового султаната, ставшего геополитическим ядром образования Османской империи.
Огузы в своем первоначальном, «чистокровном» виде исчезли во время расцвета Средневековья. Новые условия, в которые попадали они, переселяясь с исторической прародины как в богатые, густонаселенные области исламского Востока, так и в безводные пустыни среднеазиатского юго-запада, а тем более становясь правящей прослойкой населения регионов, имевших давнюю развитую государственную структуру, вынуждали их в корне менять свой образ и уклад жизни. Они тесно контактировали с народами, в окружении которых им приходилось селиться, заключали смешанные браки, перенимали, особенно перешедшие к оседлому образу жизни, бытовую культуру и обычаи тех. Султаны и беи уже не могли жить по традиции в кочевых шатрах: социальный статус требовал переселения в постоянные укрепленные дворцы. Постепенно огузы как таковые культурно растворялись среди превосходящего их по численности населения покоренных ими стран. Однако огузский язык, принесенный в новые регионы туркменской знатью и использовавшийся в странах, управляемых огузскими династиями как делопроизводственный, достаточно быстро вытеснял местные языки. Иранцы, греки, другие народы, попавшие под власть туркменских правителей, привыкали использовать огузский язык в общении с чиновниками, при составлении юридических документов, в контактах с представителями иных племен, и постепенно забывали собственные языки. Так в странах, в то или иное время управлявшихся огузскими переселенцами, утвердились происходящие от староогузского языки тюрко-огузской группы. Наиболее распространенные из них: турецкий, азербайджанский и туркменский. Несмотря на подчас очень существенную разницу в культуре, традициях, менталитете, обусловленную исторически разными условиями жизни и древним этническим происхождением, представители разных народов, говорящих на тюрко-огузских языках, нередко могут вполне свободно понимать друг друга.
«Один огузско-туркменский род — сельджуки — создал обширную империю и радикальным образом изменил политическую карту Ближнего Востока.».
К.Э.Босворт. Мусульманский мир. 950-1150.// М.: ГРВЛ. 1981. 312 с.
Papers on Islamic History: III. Islamic Civilisation. 950-1150.
Огузы это древнее самоназвание туркмен, туркменами они стали называть себя после принятия ислама. Они жили на территории Средней Азии с древнейших времен и по мнению многих историков сумели сохранить язык и одежду почти неизменными, в отличии от произошедших от них турков и азербайджанцев. К сожалению, с исторической точки зрения в статье много неточностей и ошибок.
«…Этногенез туркмен восходит к племенным союзам автохтонного населения аралокаспийских степей (дахов и массагетов) и к древнему оседлому земледельческому населению южной Туркмении и Хорасана; в этом процессе приняли участие и парфяне.». —
[С.П.Толстов. Народы Средней Азии и Казахстана. Академия Наук СССР (1963).].
Есть версия что парны одно из прикаспийских племен Дахов, основавших Парфянскую испепию были Древнетюркский народом, которые как этно структурная единица присутствует среди нынешних туркмен.
Л.Гумилев утверждает что парфяне предки нынешних туркмен:
«Парфяне — это примерно наши Туркмены. Все помнят стихи Пушкина:
«Узнаем Парфян кичливых
По высоким клобукам».
Так вот, Туркмены до сих пор носят высокие шапки. Это Парфянская одежда.
Народ этот был очень немногочисленный, но весьма боевой и воинственный. Они создали систему подлинно аристократическую, наиболее близкую в политическом отношении к феодальным системам» — Л.Н.Гумилев. «Струна истории». Лекции по этнологии 608 с.. М.: Айрис-пресс, (2008) — Под редакцией О. Г. Новиковой.
Тюркская тема очень обширная. Например, о тюрках-месхетинцах нет единого мнения и точно неизвестно их происхождение. Не нашла статью на вашем сайте об этом. Об огузах с интересом прочитала. Хороший у вас сайт.
Автор, есть еще одна версия происхождения этнонима «туркмен» — т.е. это турки, которые обрели веру. Таким образом огузы, принявшие Ислам, назывались туркменами: «турк» — тюрок, «иман» — вера. И гагаузский язык в наряду с азербайджанским, турецким и туркменским входит в одну языковую группу — западно-тюркскую (огузскую).
P.S. А статья хорошая).
Так оно и есть.
«К числу их могущественных племен относятся Гузы..Когда они стали соседями мусульманских стран, часть из них приняла Ислам. Они стали называться Туркменами.
Между ними и теми Гузами, которые не приняли ислам, началась вражда. Число мусульман среди гузов умножилось, а положение ислама у них улучшилось. Мусульмане взяли верх над неверными, вытеснили их из Хорезма в сторону поселений печенегов.
Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами.».
***
Шараф Ал-Заман Тахир Марвази , «Таба, и ал-хайаван», Глава о тюрках.
Распространение языков происходит и в настоящее время. Правда это служит уже для передачи информации. Так, ранее это был английский, теперь — китайский.
Интересный материал, много иэ этого не знал. Вообще, мне нравятся исторические статьи про Восток.
Да, многие народы исчезли со временем в истории. В результате образуются такие смешанные языки.
Спасибо за интересную статью, опять что-то новое узнала.
Занятная информация. Теперь понял, почему схож язык (в малой или большой степени) у народов, живущих в разных концах мира.
Очередное доказательство истины о том, что децентрализация власти приводит к развалу… в данном случае это султанаты, но с другой стороны, без этих эволюционных процессов, неизвестно как бы сейчас выглядел наш мир!