В древние времена Пиренейский полуостров на крайнем западе Европы — живописная земля с высокими лесистыми горами и плодородными долинами, лежащая целиком в субтропическом климатическом поясе, где лето жаркое и сухое, а зима теплая и дождливая, почти без снега, много раз заселялся то одними, то другими народами. Люди обитали здесь, где им было тепло и имелось много скалистых укрытий, уже в раннем палеолите. Именно на Пиренейском полуострове — на северном берегу пролива Гибралтар, узкой водной полосой отделяющего его от Африки, жила в пещерах (в том числе пещере Горама) последняя по времени из известных на данный момент популяция неандертальцев, исчезнувшая 24 — 28 тыс. лет назад. Около 35 тыс. лет назад на территории Пиренейского полуострова расселяется современный человек: такой возраст имеют находки самых старых каменных орудий верхнего палеолита в области Кантабрия (север полуострова). В конце II тысячелетия до н.э. (бронзовый век) на Пиренейском полуострове существовала цивилизация Тартесс, которая пришла в упадок после истощения металлических рудников, составлявших основу ее процветания. Параллельно с ней на востоке полуострова проживали племена иберов, имеющих, судя по характеру культуры, этническую связь с древним населением Сардинии и Закавказья. От их названия происходит одно из античных названий Пиренейского полуострова — Иберия. В начале I тысячелетия до н.э. бóльшую часть полуострова заселили кельтские племена, в тот период господствовавшие в Западной Европе вообще. Здесь они смешались с иберами и создали особую культуру, в которую вошли как иберские, так и кельтские черты. Образовавшуюся в результате смешения кельтов и иберов новую этническую общность историки и этнографы называют кельтиберами. К тому времени на южном побережье полуострова обосновались финикийцы, построившие там свои города-колонии, в частности Кордову, Малаку, Гадир или Кадис. Финикийцы называли эти земли «И-Шпаним», что значит «берег даманов (млекие степные животные, похожие на грызунов)». На восточном побережье несколько позже появились древнегреческие колонии. В V — IV вв. до н.э. побережье Пиренейского полуострова и некоторые внутренние районы вошли в состав империи могущественного торгового города Карфагена, располагавшегося в Северной Африке. На юго-западном побережье Иберии карфагеняне основали свою крупную колонию — Новый Карфаген (современная Картахена).
В начале III в. до н.э. Карфаген пал под натиском объединившего тогда под своей властью всю Италию Древнего Рима и был полностью разрушен. После этого римляне стали захватывать бывшие карфагенские владения. Племена Пиренейского полуострова, однако, очень ожесточенно сопротивлялись завоевателям, насаждавшим на их землях собственные порядки. Полное завоевание Римом региона растянулось на целых два столетия. Наиболее сильное сопротивление римлянам оказали кельтиберы и жившие на юго-западе лузитаны, точное происхождение которых до сих пор не установлено. Римское завоевание полуострова завершилось в 19 г. до н.э., когда император Август покорил племенной союз кантабров, живших у северного побережья. Римляне называли свои пиренейские владения от их старого финикийского названия «И-Шпаним» Испанией (Hispania). Первоначально на территории полуострова римские власти образовали две провинции: Ближнюю Испанию и Дальнюю Испанию. Август провел административно-территориальное переустройство римских владений, и Испания была разделена на три римские провинции: Бетику, Лузитанию и Тарраконскую Испанию. Впоследствии правивший в 113 — 138 гг. н.э. император Адриан выделил в Испании еще одну провинцию — Галлэция на севере полуострова, в которую входила гористая область Астурия. Во время римского господства испанские провинции стали одними из самых культурно и экономически развитых в Римской империи. На полуостров в большом количестве переселялись римляне, принесшие сюда свою богатую культуру, передовые технические достижения. Римляне основывали города и рынки, прокладывали дороги. Из испанских провинций происходят родом многие известнейшие культурные и политические деятели Древнего Рима. Латинский язык стал в Испании средством межнационального общения, и в I — II вв. н.э. под его влиянием вышли из употребления все доримские языки Пиренейского полуострова, кроме языка живших на северо-востоке басков, которые предпочли сохранить свой древний язык, не имеющий близкого родства ни с каким из современных языков. В римский период на территории Пиренейского полуострова распространяется Христианство, хотя римские власти и преследовали христиан в течение не одного столетия.
Упадок Римской империи привел к постепенному захвату ее провинций варварскими племенами. С V в. н.э. на Пиренейский полуостров проникают германские племенные союзы вандалов и свевов из лесистых областей Центральной Европы, а также ираноязычные кочевники аланы, пришедшие из степей далекого Приазовья. В 415 г. на полуостров пришли германские племена вестготов — те самые, кому за пять лет до этого удалось впервые за восемь веков взять штурмом считавшийся непобедимым «вечный город» Рим. Германцы создали на территории полуострова собственные государства во главе с военно-политическими предводителями — королями. Большинство территорий подчинили себе вестготы, сделав центром своего королевства вместо первоначальной Тулузы, находящейся за пределами полуострова, город Барселону на северо-восточном побережье, а затем — Толедо в центре полуострова. На северо-западе полуострова, в области Галисия, образовалось королевство свевов. В VI в. королевство вестготов поглотило и королевство свевов, но на юге и юго-востоке Пиренейского полуострова вестготское государство потеснили византийцы, считавшие себя наследниками Римской империи и попытавшиеся восстановить свое господство. Однако к VIII в. вестготам удалось их изгнать, и вестготская знать, таким образом, захватила абсолютное господство на полуострове и в некоторых землях к северо-востоку от него. Вестготское королевство было феодальным государством: большинство земель принадлежало вестготской знати во главе с королем, и трудились на них составлявшие бóльшую часть населения потомки древних народов полуострова, говорившие на нескольких языках, сложившихся на базе латинского. Вестготы исповедовали преимущественно арианство — христианское течение, отрицавшее божественность Христа. Простой народ же был привержен католической церкви, возглавляемой Папой Римским. Религиозные противоречия постоянно дестабилизировали обстановку в государстве.
В 711 г. полководец Арабского Халифата Тарик ибн Зияд переправился с войском из Северной Африки через пролив Гибралтар (собственно, название пролива и происходит от его имени: «Джабаль Тарик», то есть, «Гора Тарика»), что стало началом мусульманского завоевания Пиренейского полуострова. Буквально в течение нескольких лет арабы, стремившиеся установить законы Ислама на возможно большей территории мира, овладели практически всем полуостровом, кроме горных районов Астурии. Вестготское королевство прекратило свое существование. Пиренейский полуостров стал частью обширного халифата Омейядов как самоуправляющаяся провинция аль-Андалус. Составлявшие основу мусульманского войска арабы и берберы, которых христиане называли маврами (от греческого слова «mauros — черный», поскольку цвет их кожи был более темный по сравнению с коренным населением полуострова, а также среди мусульман было немало людей негроидной расы), стали новой знатью. В то же время мусульманское господство было более мягким по сравнению с господством вестготов; мусульмане отличались и большей веротерпимостью, не принуждая подданных менять веру, хотя христиане и достаточно многочисленные в аль-Андалусе евреи долго не могли занимать высоких руководящих должностей, а также платили особый налог — джизью, за покровительство исламского государства. Достаточно быстро Ислам приняло большинство населения полуострова, а местное население интенсивно смешивалось с прибывавшими из Африки берберскими переселенцами. В 750 г. в ходе масштабного восстания на востоке Халифата была свергнута династия Омейядов; почти все омейядские мужчины погибли в сражении на реке Большой Заб в Ираке, позже был убит последний омейядский халиф Марван ибн Мухаммад. Единственный уцелевший Омейяд Абд-ар-Рахман ад-Дахиль бежал в аль-Андалус и, опираясь на сорокатысячную армию, укрепился в Кордове. Он стал править отдельно на Пиренейском полуострове, не признавая власть новой династии Арабского Халифата — Аббасидов. Примерно через полтора столетия, во время правления Абду-р-Рахмана III (912 — 961), принявшего паралельно с аббасидскими правителями титул халифа, Кордовский халифат достиг своего высшего расцвета. Осуществлялось грандиозное градостроительство, открывались многочисленные библиотеки и школы. Мусульмане аль-Андалуса внесли очень большой вклад в дальнейшее формирование культуры народов Пиренейского полуострова, в том числе в местные романские языки проникло немалое число арабских по происхождению слов. Однако с конца X в. Кордовский халифат начал приходить в упадок: утопавшие в богатстве и роскоши наместники его провинций — эмиры, стремились к независимости от центра, пытались проводить собственную внутреннюю и внешнюю политику. Исламское государство Пиренейского полуострова то распадалось на несколько отдельных эмиратов, то вновь объединялось, когда власть захватывали правители, имевшие в распоряжении сильное войско. Как следствие, оно теряло внутреннюю устойчивость и начинало терпеть систематические поражения от наступления армий христианской Европы, названное христианами Реконкистой («отвоеванием»).
Началом Реконкисты считают успешные действия вестготского короля горной области Астурия Пелайи, войско которого в 718 г. и сумело остановить продвижение мусульман в сражении при селении Ковадонга. Затем в течение всего более чем семивекового существования мусульманских государств на территории Пиренейского полуострова с переменным успехом шли почти беспрерывные войны, в ходе которой мятежные христианские правители севера Пиренеев и короли соседних областей Западной Европы то отвоевывали у мусульман земли, то вновь теряли их под натиском мусульманского контрнаступления. Мощным христианским оплотом на Пиренеях стала Испанская марка — военно-пограничное наместничество, учрежденное основателем империи франков Карлом I на северо-востоке полуострова. В IX — XI вв. Испанская марка распалась на три графства: Арагон, Барселону (Каталонию) и Наварру. Наварра, включавшая в себя земли басков и область Гарсию, затем была провозглашена королевством, а Арагон и Барселона в следующем столетии объединились в королевство Арагон. К началу XI в. весь север Пиренейского полуострова заняли христианские королевства, которые время от времени то объединялись, то вновь распадались. Им удалось повести успешное наступление на располагавшиеся южнее мусульманские эмираты, однако вскоре власть в мусульманской части полуострова захватила пришедшая из Северной Африки династия Альморавидов, которая включила все находившиеся под контролем мусульман земли в состав своего государства. Альморавидам удалось остановить христианское наступление и обратно отвоевать у христиан часть пиренейской территории. Однако с XII в. мусульманские правители начинают терпеть неуклонные поражения от христианских королевств. В XIII в. в ходе реконкисты особенно возвысилось северное пиренейское королевство Кастилия, правитель которой Фердинанд III в 1236 г. смог взять Кордову. К концу XIII в. в результате наступления христиан преимущественно со стороны Кастилии и Арагона на Пиренейском полуострове осталось лишь одно мусульманское государство — Гранадский эмират. В него и в Северную Африку массово переселялись мусульмане с захваченных Реконкистой земель. Вся государственная идеология пиренейских королевств была построена на восстановлении господства христианской религии; только в Риме духовенство играло более важную роль в государственной жизни, чем в христианской части Пиренейского полуострова. Оставшихся на захваченных христианами землях мавров принуждали принять крещение. Христианские государства и сами периодически воевали между собой. Так, в XIV в. Кастилия неоднократно воевала с набиравшим силу на западе полуострова королевством Португалия, которое ранее образовалось из одноименного графства в составе более старого пиренейского королевства Леон.
В 1469 г. правители крупнейших из сложившихся к тому времени королевств Пиренейского полуострова — Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская, заключили брак, который ознаменовался объединением корон обоих государств. Арагон и Кастилия были объединены в одно большое королевство, которое было по католической традиции названо старым латинским именем — Испания. К концу столетия под испанской короной были объединены оставшиеся более мелкие христианские государства полуострова, кроме Португалии и Наварры (последняя тоже была включена в состав Испании в 1512 г.). При Фердинанде и Изабелле началось особенно ожесточенное преследование отказывающихся принять христианство людей, инициатором которого был председатель испанской инквизиции — системы сыскных и карательных органов римско-католической церкви, Томас де Торквемада. Преследовались не только нехристиане, но и крещеные мавры (мориски) и евреи (марраны), заподозренные в тайном исповедании иной религии. Тысячи мавров и евреев были вынуждены бежать из Испании в Северную Африку или другие страны Европы. В 1492 г. евреям было официально запрещено проживать в Испании. В том же году на Пиренейском полуострове под натиском испанских войск, возглавляемых Родриго Понсе де Леоном, пал последний мусульманский оплот — Гранадский эмират. Этим событием завершается Реконкиста. И также в 1492 г. финансируемый Фердинандом и Изабеллой мореплаватель итальянского происхождения Христофор Колумб впервые после викингов пересек Атлантический океан и достиг берегов Америки. Экспедиция Колумба проложила путь, по которому осваивать далекие и неведомые заморские земли устремились испанские колонисты, в том числе знаменитые конкистадоры. Испания первой из европейских держав стала вести активную колониальную политику; за счет пошлин, которые платили вывозившие богатства из ее далеких заморских колоний купцы, сильно богатели ее короли. Пока Португалия и Англия не потеснили ее на этом поприще, Испания за счет колониальных доходов на некоторое время стала сильнейшей в Европе державой. Со времени объединения страны ее население все больше осознавало себя единой нацией, а несколько произошедших от латыни языков, на котором оно говорило, постепенно слились в единый испанский язык.
Выходит- финикийцы следовали сразу за неандертальцами?
Через тысячелетия и на нашей земле будут жить другие народы,похожие на китайцев,возможно.
Просто фантастика! Давно не получал такого удовольствия от чтения статьи по истории. Думаю использую пару-тройку фактов из этой статьи, чтобы завтра блеснуть перед коллегами 🙂
Никогда бы не подумала, что и Испанию раздирали междуусобицы. Считала ее самым «стрессоусточивым» государством. Познавательная статья! Спасибо!
Мне очень нравится история как урок и вообщем как наука. Поэтому, это статья мне очень понравилась . Она может пригодиться для докладов и презентаций.
Много интересных фактов,о которых раньше не знала.