В VII веке нашей эры пророк Мухаммед (ок. 570 – 632 гг.) в Аравии основал монотеистическую (признающую единство бога) религию – Ислам, что по-арабски означает «покорность, смирение» (перед Богом), ставшую основой для мировой цивилизации, границы которой простерлись от Западной Африки до Индонезии, от Западной Сибири до Индии. Исламская цивилизация вплоть до XVIII века, когда капиталистическая Европа стала самой экономически активной частью ойкумены, была наиболее богатой и могущественной, опережая в культурном и экономическом развитии все другие регионы мира.
В основе исламской религии лежит вера в единого Бога (Аллаха – арабское имя того же Бога, культ которого лежит в основе иудейской и христианской религий), создавшего мир и безраздельно им управляющего, и признание только Его достойным поклонения. Согласно Исламу, пребывание человека в земной жизни является лишь временным испытанием перед настоящей и бесконечной загробной жизнью. Своими добрыми и злыми делами в земной жизни человек только готовит себе будущее: либо вечное блаженство в Раю, либо вечные мучения в Аду. То же усматривают более ранние монотеистические религии – Иудаизм и Христианство, с той разницей, что согласно исламским представлениям для подавляющего большинства людей вечная жизнь в Раю или Аду наступит не сразу после смерти, а в Судный День, когда все люди, когда-либо жившие на земле, будут заново воскрешены Аллахом и вселены в новые тела.
Человек, по исламскому учению, наделен разумом как милостью Аллаха, за которую должен отплатить поклонением своему создателю, соблюдением установленных Богом законов, то есть, посредством данного ему Всевышним разума доказать Тому свою преданность. Благодаря данному Аллахом врожденному чувству добра – фитре, все люди подсознательно ищут справедливости, но невидимые злые духи – шайтаны (т.е. дьяволы), проникая в мысли человека, предлагают ему ослушаться божественного закона и совершить грех. Без ясного постоянного руководства от Бога человек не может хорошо отличить доброе от злого, истину от лжи, придумывает «свою правду» и всевозможными доводами оправдывает свои несправедливые поступки. Поэтому одной из главных догм Ислама является неотступное соблюдение Шариата – комплекса правил, предписанных Кораном (единым священным писанием мусульман) и Сунной (примером пророка Мухаммеда). Все, что противоречит Шариату, для мусульманина не годится. В чем-то достаточно подробно, в чем-то поверхностно, Шариат регламентирует все стороны жизни мусульманина и мусульманского общества. Все свои поступки благочестивый мусульманин сопоставляет с Кораном и Сунной.
Исторически Шариат был первоосновой уклада жизни всякого мусульманского общества, базовым законом для всех исламских государств. И в настоящее время религиозные предписания составляют основу жизни очень многих мусульманских народов.
Подавляющее большинство исповедующих Ислам народов относится к восточному культурному типу. Это обусловлено тем, что в период широкого распространения исламской религии (VII – VIIIвв.) Восток далеко опережал Запад по культурному и техническому развитию, проповеднику из Аравии было легче по веками наезженным дорогам проехать в Среднюю Азию, чем лесными тропами пробираться во владения, скажем, норманнов (это было бы как путешествия Миклухо-Маклая — в далекие и неизвестные края). Широкое распространение письменности на Востоке позволяло записывать религиозные труды, доводить религиозное знание до разных слоев населения. Тогда как в Европе даже многие короли и князья были неграмотными. Обычно мусульманскую веру сначала принимали правители, а затем в течение нескольких десятилетий, остальной народ.
Сама по себе мусульманская религия не носит отпечатков восточного или западного менталитета: она предписывает человеку беспрекословно повиноваться правителю, но только в том, что соответствует Шариату, и провозглашает равенство всех мусульман перед законом, независимо от социального статуса. Поэтому Ислам принимали как народы с типично восточными традициями (Иран, Средняя Азия), так и те, которые жили в условиях сохранившейся с первобытных времен родоплеменной демократии (Афганистан, Кавказ). Принятие ислама монархическими нациями приносило «урегулирование отношений» между восточными деспотами и народом: народ обязался преданно служить правителю во всем, что соответствовало Шариату, не обсуждая его указаний, но так же безоговорочно повиновалась ему и знать, и сановники. Люди могли жаловаться на любые притеснения феодалов и правительственных чиновников, и те несли за свои деяния такую же ответственность, как и простолюдины. В недолгий период вассальной зависимости Западной Украины от Османского Халифата (XVII в.) был казнен ее гетман (правитель) Юрий Хмельницкий, приказавший убить мужа и жену – простых крестьян, за то что те выдали замуж дочь и от бедности не смогли уплатить ему налог. В самой Османской державе дважды смертные приговоры выносились в отношении султанов, а исламские ученые Самарканда в Средней Азии за занятие астрологией (согласно мусульманским представлениям, эта наука ведет к вероотступничеству) санкционировали низложение и убийство хана Улугбека (XIV в.).
Распространение Ислама, поддерживающего равенство мусульман, в среде демократических народов сдерживало концентрацию власти у них в руках богатых и знатных фамилий, сохраняя таким образом традиции народовластия.
Типичное исламское государство представляло собой халифат – от арабского «хиляфа» — «наместничество», исходя из исламской концепции о том, что человек является наместником Аллаха на земле, то есть, утверждает и охраняет на ней божественные законы. Правитель исламского государства (халиф, эмир, султан, хан, шах и пр.) в пределах, предусмотренных Шариатом, обладал неограниченной законодательной и исполнительной властью, был верховным главнокомандующим над всеми войсками страны. На нем лежала священная обязанность защиты религии, страны и исламского народа – Уммы, от внешних и внутренних врагов, бедствий, беззакония.
С подданных, занимающихся торговлей и производством на сбыт сельскохозяйственной продукции (иначе говоря, предпринимателей), правитель собирал особый предусмотренный в Коране налог – закят, предназначавшийся для материальной поддержки малоимущих.
Государство в меру своих возможностей следило за благосостоянием Уммы и укреплением религии. И в городах, и в сельской местности власти стремились учредить куттабы – начальные школы, где детей как из зажиточных, так и из бедных семей обучали грамоте, умению читать Коран и первоосновам исламской религии. Более углубленное религиозное образование получали в специальных училищах — медресе, выпускники которых могли претендовать на должность имама в городской или сельской мечети. Наконец, исламские институты выпускали знатоков шариатского права – фикха, занимавших высшие государственные должности.
Государство учреждало больницы, библиотеки, следило за благосостоянием дорог и оросительных каналов, чистотой на улицах. Для европейских государств Средневековья это было малохарактерной чертой.
Конечно, случались и притеснения власть имущими простого народа, и пренебрежительное отношение прельстившихся широкой властью правителей и их чиновников к своим шариатским обязанностям. Существовала и придворная борьба, нередко очень ожесточенная. Обычно такая ситуация разрешалась приходом какого-нибудь полководца с войском из соседнего исламского государства, который, руководствуясь шариатским предписанием защищать единоверцев от несправедливости, смещал правителя-тирана и, пользуясь поддержкой населения, сам становился правителем. Мусульмане одного народа не видели ничего предосудительного в том, что ими правит мусульманин из другого народа, поскольку Шариат у мусульман всех частей света один, а национальные различия в Исламе не признаются суть важными («Верующие ведь братья», гласит Коран).
Территория исламского государства делилась на административные области и районы (вилайяты, нахии, пашалыки и др.). Управляли ими наместники правителя, однако часто назначение тех носило лишь формальный характер. Власть над областью могла быть наследственной, и наместник подчас являлся в пределах подвластной земли самостоятельным правителем. Он нес службу верховному правителю в случае войны, и взамен ему предоставлялось право пользоваться трудом прикрепленных к вверенной ему земле селян (которые снабжали его продуктами), собирать подати с населения. Основным налогом, который платили свободные земледельцы и скотоводы, был харадж – плата за пользование государственной землей.
Эта административно-управленческая система отражала свойственные всем государствам Средневековья феодальные отношения. Однако собственно Шариатом феодальный строй не регламентирован, и в исламском мире его наличие было лишь данью времени.
Низшей административной единицей в исламском государстве была община (джамаат) деревни или махалле – городского квартала. В каждом селении и махалле стояла мечеть – мусульманский храм, где мусульмане не только совершали обрядовые поклонения Аллаху, но и обсуждали общие дела своего джамаата. Джамаат возглавлялся имамом, который осуществлял административную власть в нем и предводительствовал на общей молитве. В сельской местности, где сохранялись древние родоплеменные традиции – адат, роль имама нередко сводилась только к руководству общей молитвой и консультированию односельчан по религиозным вопросам, тогда как местную власть осуществляли родовые старшины.
За соблюдением религиозного закона следили исламские правоведы, в современной литературе часто и неправильно называемые духовенством. В ортодоксальном Исламе духовенство как такового вообще не существует (все мусульмане перед Аллахом равны), но понятно, что люди, хорошо разбирающиеся в религиозных вопросах, всегда пользовались исключительным авторитетом у населения, и правителям приходилось с ними считаться. Канун (свод законов) султана Сулеймана I, по которому триста лет жил Османский Халифат прямо предписывал все издаваемые султаном законы направлять на рассмотрение муфтия – специалиста по шариатскому праву, и только после его утверждения на соответствие Шариату они вступали в юридическую силу. В исламском обществе не существовало разделения повседневной жизни на духовную и светскую стороны: человек по Исламу – раб Бога, единственное предназначение его в мире – поклонение Богу, и духовные, бытовые, политические вопросы в сознании мусульманина были тесно взаимосвязаны, являлись неотъемлемыми частями друг друга.
Среди подданных многих исламских государств было немало людей иного вероисповедания. В шариатской терминологии они назывались зимми. За покровительство исламского государства они платили особый налог – джизью. Зимми имели свое самоуправление, а иногда и государственность. В последнем случае государство зимми находилось в вассальной зависимости от государства мусульман (Русь – от Улуса Джучи, Румыния – от Османского Халифата). В Сибирском ханстве число зимми (манси, хантов) превышало число мусульман (татар, башкир). Собственно в мусульманском государстве зимми не занимали руководящих должностей, так как Коран запрещает мусульманам подчиняться иноверцам.
Как и все общества Средневековья, мусульманское общество было патриархальным. Глава семьи – это старший в ней мужчина, женщина вела домашнее хозяйство. Женщины не были на руководящих должностях, хотя могли занимать почетное положение в обществе. Несмотря на резко выраженную патриархальность общественных отношений, в исламском государстве женщина имела больше прав (вопреки расхожему мнению тех, кто знаком с мусульманским образом жизни лишь поверхностно), чем в средневековой Европе, где ее рассматривали как источник общественного зла (потому что именно Ева предложила Адаму вкусить запретного плода). Мусульманская женщина наследовала имущество, хотя и в меньшем размере, чем мужчина, могла требовать в суде защиты от жестокого обращения со стороны мужа и даже развода в случае, если тот не исполнял супружеские обязанности. Мужчина, бравший женщину в жены, должен был вручить ей брачный дар – махр, размеры которого определялись с учетом общей высоты цен в данной местности. Смотреть без необходимости на чужую женщину для взрослого мужчины считалось крайне непристойным, равно как и общение между не связанными близким родством или супружеством взрослыми людьми разного пола.
На практике в исламском мире Шариат неукоснительно соблюдался во всех отношениях только в ранний период первого исламского государства – Арабского Халифата. В последующие столетия власти и общество мусульманских государств нередко отступали от исполнения религиозных законов. Проблемой позднего Арабского Халифата было притеснение мусульман-неарабов, которые облагались более высокими налогами. В исламских государствах тоже нередко встречались кровавые правители. Среднеазиатский завоеватель Тимур (Тамерлан) жестоко истреблял в захваченных странах как иноверное, так и мусульманское население. И исламский мир, и Европу потрясло обыкновение османских султанов XVI – XVII веков при вступлении на престол убивать всех своих братьев из опасения конкуренции за власть. Периодически в исламских странах, сильно отошедших от Шариата, происходили политические перевороты. Власть захватывали другие династии правителей, которые наводили порядок и усердно восстанавливали шариатское благонравие. Но проходили десятилетия, сменялись поколения, и династию, прельстившуюся властью и богатством, охватывали прежние пороки. Государство до следующего переворота катилось к упадку.
В сельской местности, где проживало большинство людей Средневековья, Шариат часто соблюдался не полностью – больше лишь в своих основных установлениях, из-за элементарной непросвещенности населения. На учебу в медресе, находившихся в городах, у селян часто не хватало средств, к тому же они просто не хотели переселяться из родной деревни в городскую суету. Но в силу консервативности сельского населения религиозные традиции в XX веке – когда всюду побеждали идеи светской государственности, в мусульманском селе и отмирали не так быстро, как в городах.
В период распространения Ислама далеко не все народы сразу принимали его охотно. Даже пророк Мухаммед со своими сподвижниками (сахабами) долгое время подвергался жестоким преследованиям со стороны арабов-язычников. Утверждаясь в какой-либо стране, исламская религия вступала в противоречие с исконным менталитетом ее населения. Например, на Кавказе Ислам долго утверждался из-за того, что затрагивал интересы и знатной прослойки, и простого народа. Простолюдинам, все отношения которых с феодалами дотошно регламентировались веками устоявшимися обычаями, не нравилось, что Шариат предписывает во всем подчиняться правителю, а не только служить в его войске и отдавать ему часть урожая. Знати не нравилось, что она перед правителем должна быть подобна простому народу, что аристократы должны молиться в одном ряду с обычными людьми, сидеть с ними за одним столом, не имеют права обращать свободных мусульман в рабство. И знати, и простолюдинам было не по душе, что правитель, согласно Шариату, может издавать единолично новые законы, тогда как кавказцы привыкли жить по не меняющимся веками народным обычаям. Однако обычно через несколько поколений население страны, где утвердился Шариат, соответственно меняло свой менталитет и уже не представляло себе иного закона.
Но случалось и такое, что древние представления полностью не сдавали своих позиций перед новой религией. Религии древних народов и традиционное мировоззрение часто оказывались очень стойкими. В таких местностях появлялись новые религиозные течения, последователи которых считали ложными те элементы учения ортодоксального (суннитского) Ислама, которые противоречили их традиционному менталитету. Так, большинство населения Ирана принадлежит к шиитскому направлению, считающему, что учиться примеру пророка Мухаммеда можно только у потомков его двоюродного брата Али. В некоторых странах Ближнего Востока распространено течение алавитов, для которого характерно особое почитание пророка Исы (Иисуса), оставшееся от христианских времен эпохи Византийской империи. Во многих странах, в том числе на части Кавказа, распространены суфийские течения, считающие, что духовно совершенствоваться и получать религиозное знание можно только повинуясь опытному духовному наставнику, который способен лично вступать в контакт с высшими силами мироздания.
Но в целом простота источников исламского знания – все религиозные догмы Ислама собраны в Коране и Сунне, способствовала тому, что исламская религия в общем сохранилась до наших дней в своем первоначальном виде. Самое многочисленное течение, отходящее от ортодоксального Ислама – шиизм, составляет лишь около 10 % от общего числа мусульман. Подавляющее большинство мусульман мира – сунниты, то есть представители ортодоксального Ислама. Также расхождения в религиозных представлениях разных исламских течений касаются в основном теологической – духовной, стороны. Общий уклад жизни мусульманского общества был в основном один для всех течений.
В современной Европе исламский мир старины часто представляют как нечто дремучее, подчас жестокое. Однако на самом деле история исламских стран в средние века была гораздо менее кровавой и мрачной, чем в это же время в Европе. В исламском мире не было ведьмофобии и обширных крестьянских восстаний вроде Жакерии или движения Уота Тайлера. В XVII веке польские крестьяне, выдвигая свои требования властям, прямо говорили, что турки больше заботятся о своих землепашцах, чем их единоверные паны. Наконец, с элементарными правилами гигиены – посещением бань, регулярной сменой нижнего белья европейцы познакомились именно в мусульманских странах во время крестовых походов (см. «История о немытой Европе»). В XVIII веке основой экономики Европы стало капиталистическое производство, втянувшее в торговый оборот все слои населения, вызвавшее коренную ломку традиционного уклада жизни. В это время в европейских странах распространяются идеи свободы и независимости человеческой личности, которые способствовали бы обеспечению себя людьми, вырванными из привычной жизненной среды. В связи с этим слабеет абсолютная власть европейских монархов, смягчается уголовное право, все чаще звучат идеи об уравнении в правах мужчин и женщин. В исламских странах, как и везде на Востоке, капитализм почти не развивался, и в них, богатых природными ресурсами, народ, напротив, чувствовал себя защищенным под сильной рукой государственной власти. Идеи эпохи Просвещения не находили отклика в сердцах мусульман, у которых был веками гарантировавший им стабильность и порядок кодекс – Шариат. И в XIX веке уже воспитанных Просвещением европейцев приводило в содрогание то, что на мусульманском Востоке до сих пор люди все свои дела соизмеряют с религиозными нормами, воля монарха не подлежит обсуждению, приняты публичные казни, а женщины проводят большую часть времени дома, выходя на улицу только в скрывающей все тело одежде. Тогда исламский мир и стал считаться европейцами отсталым и жестоким.
В заключение следует сказать, что до сих пор в ряде мусульманских стран общественная и государственная жизнь регламентируется Шариатом, хотя в них действуют современные общественные институты. Наиболее типичное шариатское государство – Саудовская Аравия, передовой экспортер нефти. Во многих других мусульманских странах, хотя в XX веке были установлены светские режимы, все равно сильное влияние имеют политические партии, выступающие за восстановление шариатского строя, поскольку религия в общественном сознании мусульман остается базой для разрешения противоречий между разными социальными группами.
Очень интересная статья. Я никогда так подробно не знала об этой религии. Все, что происходит сейчас с ней, напоминает средневековую охоту на ведьм. Чтобы отвлечь внимание людей от проблем мира — экономических и социальных — правители создали монстра, назвав его именем Ислама. Горько от этого. Нашла у вас еще о христианстве. Там столько течений, что неплохо было бы почитать об основных.
):
Интересно, что раньше мусульмане были очень прогрессивными — в медицине, математике, астрономии отсталой Европе до них было не дотянуться. А потом такая длительная стагнация в развитии науки. Мне кажется, религия сыграла в этом не последнюю роль.
да и сейчас научная составляющая исламских стран не позади всех
Я не думаю, что сейчас они не прогрессивны.
На счет гигиены хотелось бы сказать пару слов. Для мусульманина чистота — это одно из самых важных предписаний. Перед тем, как прикоснуться к Священному Корану, человеку необходимо сделать омовение: руки, лицо, ноги. И вообще поддерживать себя в чистоте постоянно.
Также первыми, кто стал чистить зубы (сиваком (мисваком), веточками дерева) были именно мусульмане, именно Пророк Мухаммад (мир ему), который говорил: «Сивак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]». И это есть сунна.
В мечетях постоянно соблюдается идеальная чистота. Перед входом в мечеть человек обязательно должен совершить омовение, одеть чистую одежду и на пороге снять обувь.
Статья вобщем хорошая, но сжатая, для общего развития. Если углубиться в изучение этой религии, то можно узнать много чего нового и интересного.
Есть очень хороший художественный фильм о происхождении ислама, фильм старый, но в нем очень подробно рассказывается о том, как появился ислам, как Мекка, на то время будучи центром язычества всего мира, стала сердцем ислама.
И пусть в этих странах не наблюдается прогресса, упомянутого выше, зато народ чувствует себя уверенно, защищенно. Стабильность куда лучше любых новаторских течений, влекущих за собой риски и неизвестность.
Каждый верит во что хочет, кому как представляется. Главное — не мешать друг другу и ничего не навязывать.
Я думаю, лучше так, как лучше себя будут чувствовать люди.
Мусульманское общество, не принимает капитализм, т.к. он противоречит религиозным законам Ислама. С одной стороны, это позволяет устоявшемуся обществу жить без больших потрясений. Но с другой, эти страны остановились в прогрессе. Так что лучше?
Хорошая статья — без предвзятости, хотелось бы прочитать на сайте статьи и о других религиях