Разинщина. Часть I: предпосылки и начало - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Россия » Разинщина. Часть I: предпосылки и начало

Разинщина. Часть I: предпосылки и начало

XVII в. был весьма тяжелым и неспокойным временем для всех европейских стран. Развитие дальней морской торговли, проводившаяся Испанией, Португалией, Нидерландами, Англией и Францией активная колонизация заокеанских земель, в особенности, Америки, привели к мощному притоку в Европу имевших в той огромную ценность товаров: табака, коры хинного дерева, шоколада, индиго, пряностей, и наконец, почему в россии в 17 веке происходили выступление разина и другие восстаниязолота. Это послужило укреплению купеческого класса и, как следствие, оживлению внутриевропейской торговли. Разбогатевшие торговцы открывали в европейски городах собственные производственные фабрики, на которых использовался труд наемных работников, – мануфактуры. Мануфактуры выпускали гораздо больше изделий, чем традиционные городские цеха – объединения самостоятельных мастеров. Взимаемые с купцов и владельцев мануфактур налоги, а также пошлины за провоз многочисленных товаров через границыкаким был общий исторический фон в период восстания степана разина рекой лились в казну европейских монархов, у которых теперь появлялось больше средств на содержание чиновничьего и придворного штата, наемных войск. Это, в том числе снижение роли традиционной феодальной армии, воины которой служили за предоставляемые королем земельные владения, где сами становились фактически «мини-королями», способствовало усилению личной власти королей, формированию монархического абсолютизма. Воины-наемники, служившие исключительно за королевское жалованье, не имевшие крупных земельных владений (а зачастую бывшие юридически обыкновенными простолюдинами), не могли составить оппозиции королевской власти.

Развитие капиталистических отношений, упадок феодального хозяйства в связи с тем, что короли всепочему в 17 веке многие европейцы и русские жили так тяжело меньше нуждались в услугах феодалов, приводили к небывалому прежде имущественному расслоению населения. Вслед за феодалами беднели работавшие на их землях крестьяне, в городах разорялись цеховые мастера, которые не могли конкурировать с высокопроизводительными мануфактурами. Массы обедневшего люда поступали на наемную службу в войска европейских монархов (в том числе не в своих странах) и после окончания очередной войны не горели желанием расходиться по домам, где их ждала нищета, из-за чего королям постоянно приходилось придумывать, чем занять собственную армию. Привыкшие к роскоши феодалы, которых короли из-за их традиционной строптивости и слабого желания осваивать новую военную тактику, все реже звали на войну, пыталиськаковы были глубинные причины восстания разина компенсировать убытки в королевском жалованье усилением эксплуатации зависимых от них крестьян. Европу постоянно сотрясали войны как между государствами, так и внутренние: между монархами и влиятельной феодальной верхушкой, а также масштабные крестьянские восстания. Все это происходило на фоне частых природных катаклизмов: XVII в. стал пиком так называемого Малого ледникового периода – нескольких столетий из за чего в семнадцатом веке происходило сильное имущественное расслоение населенияобщего снижения средней температуры на планете. Частые внесезонные похолодания, засуха приводили к гибели урожая, распространению эпидемий, так как разорившиеся люди, пытаясь найти источник заработка, в большом количестве собирались в торговых и промышленных городах. Это усугубляло исторически назревшие социальные конфликты и провоцировало тяжелейшие политические смуты по малейшему поводу.

каковы были границы россии в 17 веке

Россия (Московское государство) в XVII в.

Московское государство, как историографически называется сейчас Россия в первые три столетия своегокаковы были особенности оживления европейской торговли и развития абсолютизма в россии существования, не было исключением. Хотя оно находилось «на задворках» Европы, в связи с чем капиталистические отношения в ее экономике развивались медленно и долго не имели существенного социального и политического значения, общее оживление европейской торговли затронуло и его. С XVI в. Россия контролировала весь Волжский торговый путь – один из важнейших, связывавших Европу со странами Востока (через Каспийское море). Приобретая товар у восточных торговцев, русские купцы по Волге и далее по северным рекам перевозили его в Великий Новгород и к Белому морю, где перепродавали европейцам: шведам, датчанам, немцам, литовцам, англичанам. И таким же образом европейские товары по Волжскому пути поставлялись на рынки Ирана и Средней Азии. Доходы от сбора торговых пошлин и налогов с купцов шли в казну русских царей.

каковы были причины восстания степана разина

Астрахань на французской гравюре XVII в.

Развитие же русского монархического абсолютизма, хотя имело некоторые специфичные черты, отличные как в россии 17 века назревал социально классовый конфликтот европейских, тоже сопровождалось нарастанием в Московском государстве тяжелых социальных конфликтов. Наемные войска в царской армии в XVI – XVII вв. играли уже важную роль, но все равно главной военной опорой царя были дворяне – класс мелких землевладельцев, получавших за несение своей службы сравнительно небольшие земельные наделы с работавшими на тех крестьянами –какие социальные конфликты были в россии во время движения степана разина поместья. Как и потомственные феодалы – князья и бояре, дворяне жили больше за счет труда зависимых крестьян, чем за счет жалованья из царской казны, но их владения были слишком мелкими, поэтому в распоряжении их не было достаточно человеческих и экономических ресурсов, чтобы ограничить царское влияние. В России складывались острые противоречия между прочно привязанными к царскому трону дворянами и недовольными теснившим их собственные традиционные привилегии усилением царской власти боярами. от чего страдал простой народ россии в 17 векеКроме того, помещичьи крестьяне, число которых в связи с раздачей царем земель под поместья расширявшемуся служивому классу постоянно росло, были недовольны своим прикреплением к земле, обязанностью работать на помещичьих полях или отдавать в помещичьи закрома значительную часть собственного урожая, запрещением переселяться в другие места, покидая своего помещика. В начале XVII столетия Московское государство, в котором катастрофический голод, вызванный несколькими годами неурожая из-за похолодания климата, совпал с династическим кризисом (в 1598 г. умер последний представитель московской ветви Рюриковичей, правивших Русью скаким был 17 век для россии самого основания Русского государства в IX в., царь Федор Иванович), что привело к падению авторитета венчаного на царство сановника простого происхождения Бориса Годунова и совершенно разорившей обширную страну кровопролитной гражданской войне между разными политическими группировками, каждая из которых пыталась посадить на московский престол своего кандидата. Во внутренний русский конфликт активно вмешивались войска Швеции и Речи Посполитой – монархической унии Польши и Литвы. В истории эти события известны как Смутное время, по их итогам в России в 1613 г. воцарился представитель боярского рода Романовых Михаил Федорович, ставший основателем династии, которая правила вплоть до падения русской монархии в 1917 г.

против кого выступали казаки разина

А. Рябушкин «Заседание Боярской думы»

Но и после окончания Смутного времени в России вновь и вновь вспыхивали крупные и мелкиепочему в россии 17 век прозвали бунташным выступления недовольного люда: крестьяне сопротивлялись расширявшемуся закрепощению в дворянских поместьях, свободные земледельцы и городские ремесленники протестовали против периодического повышения налогов в связи с войнами, которые русские цари, как и все монархи того времени, вели для возвышения своего внешнеполитического престижа, да и вообще, консервативно настроенная часть общества разных сословий нередко не желала мириться с расширением полномочий государственной власти, ограничением традиционных принципов местного самоуправления. Тяжелый внутренний раскол в российском обществе – во всех его слоях от простых крестьян до непосредственного окружения царя, вызвали церковные реформы 1650-х гг., когда в угоду царскому правительству высшие иерархи Русской православной церкви произвели ряд изменений в устоявшихся церковных обрядах, направленных на приведение их в соответствии с таковыми в Константинопольской церкви: многие русские люди усмотрели в этом недопустимое посягательство светской власти на духовное. Социальную обстановку накалила, нанесла очередной тяжелый удар по экономике страны и прошедшая по России в 1654 – 1655 гг. опустошительная эпидемия чумы, вследствие которой обезлюдела сама российская столица – Москва. Впоследствии XVII в. в русской истории был так и прозван «Бунташным».

XVII в. стал временем политического расцвета казачества. Издревле массы обездоленного людакто такие казаки селились по берегам больших рек, протекающих через степи юго-востока Европы, и под защитой густых пойменных лесов создавали свои вольные сообщества, занимаясь охотой, рыбной ловлей, наемной охраной приграничных укреплений соседних государств, а также промышляя просто разбойными нападениями на города и торговые караваны. В раннее время это было, по всей видимости, очень многонациональное население, но с усилением эксплуатации крестьянства в Московском государстве и Речи Посполитой и, как следствие, миграции спасавшихся от закрепощения людей на труднодосягаемый для центральных властей юг, в казачестве стал преобладать восточно-славянский элемент. Обширные степи, почему казаки все время восставали против властиокружавшие заселенные казаками лесистые речные поймы, в то время из-за засушливости климата были почти безлюдны: в них невозможно было заниматься земледелием, и только кочевники выпасали там свой скот. Войскам соседних государств: России, Речи Посполитой, Крымского ханства, Османской империи, Ногайской Орды, негде было закрепиться и получить продовольствие при продвижении через эти степи, трудно было отыскать среди пойменных дебрей казачьи поселения. Небольшие карательные экспедиции, которые время от времени высылались против них раздраженными казачьими набегами соседними военными властями, казаки, не имевшие себе равных в искусствекак жили казаки обороны укреплений, эффективно отражали, а в случае прихода сильного войска, выследив его издалека, погружались на лодки и уходили по речным водам. Жили казаки в небольших деревянных крепостях – городках; семейные, которых поначалу было немного, размещались невдалеке от городков на личных подворьях – хуторах. Все вольные казаки городка или служивые казаки пограничной крепости составляли станицу, самоуправляющаяся община казаков носила название кош. Военное сообщество казаков называлось войско. Во главе казачьих войск и общин стояли вожди – атаманы, избираемые на всеобщем собрании – круге. Управлять атаманам помогали их уполномоченные – есаулы.

почему казаки под предводительством разина выступили в поход

Казачий городок

Казаки считали себя вольными людьми, не обязанными повиноваться никакой государственной власти. чем занимались казакиСвою наемную службу на пограничных рубежах и в войсках соседних государств они тоже считали добровольным делом, могли в любой момент оставить ее и вернуться в свой кош, перейти на службу другому государству. Казак сам решал, как ему строить свою личную жизнь, чем заниматься в свободное от службы и военных походов время, какой внешний вид иметь. Личной свободой, отсутствием необходимости платить кому-либо подати и нести повинности казаки дорожили больше всего на этом свете. Жившие в постоянных военных тревогах, обеспечивавшие себя бóльшую часть времени весьма примитивным способом хозяйства: охотой и ловлей рыбы, среди глухих степей не имевшие возможности сделать состояние на торговых операциях, казаки отличались исключительным авантюризмом, спешили принять участие в любом деле, самом рискованном, где можно было попытаться «сорвать большой куш» и просто разнообразить свой в целом весьма унылый быт на государственных окраинах. В XVII в. тяжелые природные катаклизмы, разорявшие массы сельского населения, закрепощение крестьянства и ужесточение государственных режимов способствовали постоянному притоку в казачьи регионы новых переселенцев. Вольные казачьи войска стали мощной силой, прочно взявшей под контроль районы расселения казаков, куда правители соседних государств уже не решались снаряжать военные экспедиции. Успокоение жизни в казачьем тылу способствовало появлению все большего количества семейных казаков, дети которых уже сызмальства привыкали к специфическому укладу жизни на берегах степных рек, изначально впитывали в себя бесстрашный и авантюрный дух казачьей вольницы. Новые переселенцы же, уходившие от притеснений у себя на родине, воодушевлялись невидаными им прежде вольными порядками, равноправием, выборностью атаманов. Они мечтали по такому же принципу организовать управление в своих родных краях, дружными силами отомстить за свои прошлые унижения помещикам и государственным чиновникам. Этими мечтами они «заражали» все казачество, предводители которого, рассчитывая на поддержку угнетенного народа, были не прочь попытать счастья в глубине ближней монархической державы, завладеть ее богатствами или приблизиться к ее трону.

В России казаки всегда шли в авангарде гражданской войны Смутного времени, в частности, именно они почему казаки в 17 веке достигли своего политического расцветапредоставляли укрытие и опору всем самозванцам, претендовавшим на российский престол, кроме Лжедмитрия III. Одну из ключевых ролей сыграли они и в земском ополчении, освободившем Москву от интервентов Речи Посполитой, а также в возведении на престол Михаила Федоровича. По преданию, во время выборов нового царя делегат от казачества положил на стол листок бумаги с написанным на том именем Михаила и накрыл сверху своей саблей. На Украине восстание казаков Богдана Хмельницкого 1648 – 1654 гг. привело к ее отделению от польской короны и образованию на ее территории государства –в каких движениях 17 века участвовали казаки Гетманщины, в котором казаки составили правящую прослойку. Под властью казачьего государства оказалась и древняя русская столица – Киев. Преимущественно православная Гетманщина, нуждаясь в сильном покровителе против попыток Речи Посполитой взять над ней реванш, принесла вассальную присягу единоверному Московскому государству, что спровоцировало войну между двумя державами, длившуюся с 1654 по 1667 гг., по итогам которой Король Польский и Великий князь Литовский был вынужден признать сюзеренитет русского царя над Гетманщиной и уступить России обширные территории Белоруссии и Смоленщины.

Но даже после того как отгремели залпы ключевых для русской истории смут и войн, установился признанный большинством населения порядок, вольное казачество оставалось рассадником новых идей политического передела. Каждое казачье войско, каждый кош были независимы в том числе от других казачьих организаций, и в неподконтрольных царскому правительству казачьих землях было невозможно навести единый порядок. Любые попытки диктовать им свою волю: царскими ли воеводами или атаманами другого войска, казаки встречали агрессивно и предпочитали умереть, сражаясь, чем допустить ограничение своей привычной общинной свободы. Войско легко низлагало и своих атаманов, которые переставали удовлетворять большинство его казаков, тут же заменяя их более авторитетными. В Гетманщине шла ожесточенная борьба между сторонниками и противниками московского сюзеренитета, что в конце концов привело к ее распаду на два отдельных государства, одно из которых, чтобы не возвращаться под власть Польши, присягнуло на верность османскому султану.

Бóльшую же связь с Московским государством держали признававшие себя, как правило, подданными какие казаки больше всего контактировали с маосковским государствомрусского царя лишь формально казаки, жившие по берегам Дона, Волги и впадающих в них рек: по этим водным путям легко осуществлялся прямой торговый, военный и дипломатический контакт с самым российским центром. Большинство казачьих деятелей Смутного времени также выходили с Дона и Волги. Однако донские и волжские казаки не испытывали давления со стороны какой-либо сильной державы, как запорожские казаки Украины – со стороны Речи Посполитой. Из российского центра организация крупных военных походов на юг через малолюдные степи с малым количеством водоисточников была в то время тяжелым и затратным делом, царское войско же, просто плывущее вниз по Дону или Волге, казаки, прекрасно знавшие рельеф русел своих рек, легко и быстро разбили бы. Войска Крымского ханства, использовавшие традиционную степную тактику открытых набегов с последующим отступлением, не возводили долговременных укреплений, поэтому не могли установить постоянного контроля над донскими и волжскими степями. Располагавшаяся же на побережье Азовского моря недалеко от земель донских казаков османская крепость Азов была очень удалена от основной территории Османской империи, связь с ней османы осуществляли лишь по морю. Южнее казачьих областей Дона и Поволжья лежали упиравшиеся в высокие горы степи Северного Кавказа, на территории которого не было какого-либо сильного и единого государственного образования: там жили кочевые ногайские общества, местные казаки – кубанские, терские и гребенские, многочисленные независимые народы (адыги, горцы Карачая и Приэльбрусья, осетины, вайнахи, кумыки, аварцы, лакцы и др.), а также стояло несколько отдаленных и малозначимых российских укреплений. Поэтому донские и волжские казаки не нуждались в покровительстве сильных в военном отношении государств. Соответственно, они особенно дорожили своей волей, и авторитет русской короны был для них в большей степени просто сакральным: они почитали фигуру русского царя как единственного независимого православного правителя, консолидатора православного народа. Но исполнять или нет царскую волю в действительности, они также решали на своих собраниях-кругах: если царский указ был по душе большинству казаков, те ему следовали, если нет – просто игнорировали как вольные люди.

Именно на Дону и Волге на рубеже 60 – 70-х гг. XVII в. развернулось казачье антиправительственное движение, переросшее в самую масштабную в истории допетровской России войну русских простолюдинов со знатью и царскими служащими. Войну, которую можно даже считать первой в истории России исключительно классовой: хотя и в Смутное время основной костяк выступавших против центральной власти сил состоял из искавших удачи казаков и удрученных тяжелым положением крестьян, все равно в политическом авангарде всех лагерей преобладала рвавшаяся к верховной власти знать. Теперь же против российской власти (не самого царского престола как такового, который в представлениях всех русских людей того времени был неприкосновенен, а против якобы окруживших царя и правящих от его имени «плохих» бояр) выступал исключительно простой народ: искавшие, как обычно, лучшей доли казаки, задавленные нуждой и притеснениями крестьяне, работные люди, терпевшие убытки от роста налогов городские ремесленники, недовольный низким жалованьем мелкий служивый люд, а также озлобленные поборами и произволом царских воевод местные нерусские народы.

Около 1630 г. в одном из вольных поселений на Дону у казака по-имени Тимофей, по-прозвищу Разя, родился сын Степан. Фамилий как таковых в те времена люди простого происхождения не носили, но обычно имели устойчивое второе «имя-идентификацию», указывающее, чаще всего, на личность отца, и уже позже такие вторые имена стали закрепляться за всеми потомками людей, превращаясь в фамилии. Сын Тимофея-Рази был, соответственно, известен как Степан Разин. О его жизни до того, как он стал предводителем своих знаменитых походов, почти ничего не известно: в полудиких местностях, где селились казаки, среди которых грамотных людей было очень мало, некому было прочно сохранить память о человеке, пока тот не становился известным во всем регионе. Есть предположение, что матерью Степана Разина была захваченная казаками в плен коренная уроженка Крыма. По всей видимости, казаки рано заметили свойственные Степану воинский талант и исключительное бесстрашие: уже в 1652 г., то есть, не достигнув еще возраста 25 лет, он был атаманом одного из войск. В 1661 г. он вместе с другими казачьими делегатами Дона и Запорожья вел переговоры о совместных действиях против Крымского ханства и его союзников с вождями калмыков – кочевого монголоязычного народа, не так давно переселившегося из Центральной Азии в Нижнее Поволжье, вытеснив оттуда ногайцев. Переговоры увенчались успехом, и в 1663 г. объединенное войско донских казаков – под предводительством самого Степана Разина, запорожцев и калмыков совершило поход на Перекопский перешеек, соединяющий Крымский полуостров, бывший культурным и политическим ядром ханства, с материком.

какова биография степана разина

В. Суриков «Стенька Разин»

Старший брат Степана Иван был атаманом донских казаков, поступивших на службу русскому царю Алексею какой царь правил россией во время восстания степана разинаМихайловичу – сыну Михаила Федоровича. В 1665 г. привыкшие самостоятельно распоряжаться своей жизнью служивые казаки решили преждевременно прекратить службу и возвратиться на Дон. В результате конфликта казаков с верховным командованием Иван Разин был казнен по указанию царского воеводы князя Ю. Долгорукова. К разбойным набегам тяготели, прежде всего, новые переселенцы в казачьи регионы – так называемая «голь», поскольку они не обладали имущественным достатком, зачастую даже не имели качественного оружия. Давно переселившиеся казаки и потомственные – такие как Разины, обычно не испытывали недостатка в имуществе и, будучи уже профессиональными воинами, предпочитали нести наемную службу, а также снабжали «голутвенных» оружием и амуницией в обмен на часть их добычи. Ветераны казачества и потомственные казаки, вместе составлявшие зажиточную – «домовитую», прослойку, обычно были склонны к союзническим и взаимовыгодным отношениям с Русским царством, тогда как составлявшей большинство казачьего населения «голи» было, по большому счету, все равно, где искать добычу, к тому же, новые переселенцы были, как правило, озлоблены на царскую администрацию и помещиков, от которых прежде терпели лишения и унижения. После казни авторитетного домовитого атамана Ивана Разина, совершенной по неосмотрительному решению царского воеводы, даже зажиточная казачья элита, владевшая, к тому же, превосходным боевым и тактическим искусством, стала враждебно смотреть в сторону царских властей.

В 1667 г. казаки стали готовить акцию возмездия. Во главе движения встали домовитые, у которых соткуда начался первый поход степана разина голутвенными теперь была общая цель: покарать властолюбивых царских воевод. Массы «голи» живо откликались на призывы зажиточных казаков, поскольку участие в организованном опытными и хорошо вооруженными предводителями походе давало шансы захватить особенно богатую добычу. Весной 1667 г. в донских городках Паншин и Качалин возле Волгодонской переволоки (участок степи, по которому в те времена волоком перетаскивали речные суда из Дона в Волгу и наоборот, в месте, где обе реки максимально сближаются) собралось около двух куда выступили казаки разина во время первого походатысяч казаков, которые в мае выступили по рекам Иловля и Камышинка на Волгу, где располагались важнейшие для России в экономическом отношении города и укрепления. Во главе похода встал желавший отомстить за смерть старшего брата Степан Разин. Вероятно, в это время он уже был проникнут идеями реорганизации всего управления в Московском государстве по образцу казачьего самоуправления.  как и когда началось движение степана разина

Первый удар казаки нанесли на реке: выйдя в Волгу выше крепости Царицын (современный городчто было во время первого выступления степана разина Волгоград), они захватили и разграбили сначала суда, принадлежавшие известному русскому купцу В. Шорину, затем – суда главы Русской православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа. Были убиты судовое начальство и сопровождавшие товар приказчики, судовым работным людям предлагалось вступить в казачьи ряды. Посчитав эти события привычной разбойной вылазкой казачьей бедноты, только более где разинцы сражались с царскими войскамикрупной, чем обычно, царская администрация на Нижней Волге выслала против отряда Разина местные силы стрельцов – служащих полурегулярного войска, встававших в строй в определенное время в году или на время войн, из гарнизона крепости Черный Яр (современная Астраханская область) во главе с воеводой С. Беклемишевым. Однако стрелецкийкак разин сражался с царскими силами отряд был разгромлен разинцами на протоке Бузан. После этого мятежные казаки двинулись на восток – в засушливые степи по реке Яик (современный Урал), где захватили дальний русский рубеж – крепость Яицкий городок (сегодня – город Уральск на западе Казахстана). Попытавшийся выбить казаков оттуда отряд воеводы И. Ружинского численностью около 1700 человек, также был разгромлен.

Закрепившись на Яике, разинцы, вероятно, продолжали совершать оттуда набеги на Волгу, разоряя где был опорный пункт разина во время первого выступления против россииторговые суда, поскольку известно, что в этот период волжская торговля практически остановилась. В Яицкий городок прибывали новые и новые пополнения казаков, а также жителей южных русских волостей: возможно, Степан Разин и его соратники уже рассылали по ближайшим окраинам русской «большой земли» призывы присоединяться к движению. Царскими властями был смещен глава нижневолжской администрации – астраханский воевода князь И. Хилков. Против повстанцев было снаряжено четыре царских полка, общее командование которыми возглавляли новый главный воевода князь Иван Прозоровский, его брат Михаил и князь Семен Львов. В Яицкий городок направлялись посланцы с предложением царского прощения в обмен на прекращение разбоя и оставление крепости, однако по приказу Разина они быликак и почему разин отправился в персидский поход казнены. Зимой 1668 г. на Яик из Астрахани выступило трехтысячное войско воеводы Я. Безобразова, однако тоже было разбито. Когда прошла зима, отступили морозы, и с рек сошел лед, по воде могли быстро прибыть новые многочисленные царские рати, войско Степана Разина в марте 1668 г. выступило не на волжские торговые пункты, как следовало бы ожидать, а в Каспийское море. Погрузившись на легкие мобильные суда, казаки поплыли через весь Каспий к далеким берегам Сефевидского Ирана. При этом ими был разбит попытавшийся их перехватить отряд воеводы Г. Авксентьева.

Сегодня трудно сказать, почему казаки, обычно действовавшие только в степных областях европейского юго-востока, и вроде бы решившие бросить вызов воеводам Московского государства, неожиданно отправились совершенно в другую сторону – к землям, о которых знали лишь из преданий да пересказанных через третьи уста слов очень немногих русских людей, побывавших в Иране. Сами разинцы, среди которых грамотных людей были лишь единицы, не оставили сколь-либо многочисленных собственных свидетельств о своем походе, поэтому невозможно достоверно знать, что именно происходило внутри разинского лагеря, какие беседы велись его предводителями, какие конкретно планы выдвигались. Возможно, под давлением голутвенных основной целью выступления 1667 – 1668 гг., впоследствии получившего прозвание «похода за зипунами», был сделан все-таки захват добычи, а разгром отряда С. Беклемишева и взятие Яицкого городка совершены как бы «между делом»: из мести за казнь Ивана Разина и для организации надежного плацдарма именно для последующего похода в далекий, полный ценящимися в России товарами Иран. Возможно, в конце концов все-таки не решившись биться с сильными царскими войсками, которые в любой момент могли нагрянуть на Нижнюю Волгу для наведения порядка, казаки решили просто уйти на дальние берега и поступить на службу к богатому сефевидскому шаху Сулейману.

Высадившись на южном побережье Каспийского моря, казаки оказались в одной из самых населенных ичем закончился поход казаков разина в иран богатых иранских областей, среди насыщенного восточного колорита; даже те из них, кому доводилось бывать в самой Москве или больших польских городах, еще не видели вокруг себя таких великолепия и роскоши. Заняв город Решт, они завязали переговоры с представителями удивленного их неожиданным появлением шаха Сулеймана и объявили, что желают быть у того «в вечном холопстве». Это подтверждает предположение, что разинцы, после первых, хотя и успешных для себя, столкновений с царскими войсками засомневались в перспективности дальнейшей войны против Московского государства и выбрали наиболее оптимальный, как им показалось, вариант: поступить на службу к далекому заморскому государю. Шах приказал пока оставить казачье войско в Реште и выплачивать ему содержание из своей казны. Далее, по одним данным, не привыкшие к дисциплине голутвенные казаки принялись пьянствовать и грабить местное население, по другим – к шаху прибыл посланец из России, сообщивший, кем на самом деле являются эти странные приплывшие из-за моря вооруженные люди, однако к Решту стянулись регулярные шахские войска и принялись выбивать оттуда разинцев. Казаки оказали ожесточенное сопротивление, даже сумели на короткое время захватить и разграбить еще несколько городов по южному каспийскому побережью, однако силы были слишком неравны. Если Нижнее Поволжье было в целом малолюдной и отдаленной окраиной Московского государства, куда не могли быстро подойти из центра подкрепления царских войск, и казаки могли легко маневрировать, уходя от преследования, среди диких степей, то южный каспийский берег, как уже говорилось, был одной из важнейших сефевидских провинций, где всегда стояли крупные военные гарнизоны, откуда в центр страны вели удобные дороги, и где повсюду раскидывались многонаселенные города и деревни, лишавшие казаков возможности использовать привычную им тактику засад и скрытных маневров.

Потеряв несколько сотен человек, разинцы отступили в море и в конце концов смогли закрепиться на полуострове Миян-Кале, где провели зиму. Весной 1669 г. шахские силы принялись выбивать их и оттуда, при этом в сражении погиб друг Степана Разина Сергей Кривой. Отплыв от Миян-Кале, поредевшая казачья флотилия подошла к берегам Азербайджана, бывшего родиной династии Сефевидов, и пристала к Свиному острову (возможно, Сенги-Мугану или Сари). Здесь казаков настиг шахский флот под командованием военачальника местного города Астара. Однако иранцы допустили ошибку, попытавшись окружить разинцев при помощи цепей, растянутых между собственными кораблями. Казакам удалось вывести из строя несколько сефевидских кораблей, отчего остальные, скованные собственными ловчими цепями, не смогли маневрировать и были потоплены. В плен разинцам попал сын местного военачальника.

Не дожидаясь, пока к острову подойдут новые шахские силы, казаки отплыли обратно на север – к Астрахани. С собой они везли огромную добычу, какой не знал еще этот воинственный и авантюрный люд: даже паруса и канаты на их судах были сделаны из шелка, имевшего в то время недоступную для как разинцы были прощены за свой первый походбольшинства простых русских людей ценность. Там Степан Разин лично предстал перед главным воеводой И. Прозоровским, изъявив готовность покориться царскому указу о прекращении «воровства», сдав бунчук – знак атаманской власти, и передав царским властям пленного знатного иранца. Итогом переговоров стала пришедшая из Москвы царская грамота с прощением вин казакам и разрешение им беспрепятственно вернуться на Дон в обмен на часть захваченной в Иране добычи и сдачу артиллерии. Воспользовавшись гарантиями безопасности, казаки, однако, сокак казаки разина вернулись из первого похода своей стороны условия договора полностью выполнять не стали и проследовали к своим затерянным среди пойменных лесов Дона домам и укреплениям, все же захватив часть пушек с собой. Проходя по Волге к волоку, через который они должны были следовать к себе на Дон, казаки ограбили еще несколько торговых судов, а также бесчинствовали в Царицыне: сам Разин «бранил и за бороду таскал» местного воеводу, по указанию которого цена на хмельное царицынском кабаке была поднята вдвое.

В начале октября 1669 г. войско Степана Разина, наконец, возвратилось на Дон, где на острове Кагальницком где степан разин основал свою новую ставку после первого походавольный атаман основал свою укрепленную ставку. Первоначально с ним осталось около полутора тысяч казаков, но к маю 1670 г. их число возросло до пяти тысяч. Царским властям стало известно о концентрации больших сил казачьей вольницы на Кагальницком, однако ничего не удалось выведать об их планах. Разин, тем временем, вел активную пропаганду, убеждая являвшихся к нему новых и новых приверженцев в том, что русский царь – единственный заступник православного люда на земле, окружен алчными боярами, которые полностью лишили его власти, чтобы его же именем грабить и притеснять честных людей. Таким образом, атаман делал антиправительственные призывы, не посягая при этом на много значивший для русских людей того времени сакральный авторитет царской короны. Более того, вдохновленные его речами казаки считали теперь священным долгом выступить против бесчестных бояр, из числа которых назначались воеводы, и освободить из их рук единственного в мире православного государя.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







2 комментария

  1. В русской истории немало таких ярких персонажей, как Степан Разин. Достойная статья.

  2. Причиной появления таких полководцев как Разин является «закручивание гаек» простолюдинам. К казакам прибивалось всё больше беглых крестьян-крепостников, а поиск их стал бессрочным. В этом обвиняли бояр. Царя никто невинил, потому что царь для русских был наместником самого Бога.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

8 + 10 =