Покойный Птолемей I оставил сыну в наследство могущественное и богатое царство, которому уже не угрожали притязания со стороны правителей других государств Восточного Средиземноморья. Птолемею II уже не надо было, как его отцу, мобилизовывать все силы для борьбы с другими наследниками державы Александра Македонского. Тем не менее, и в правление Птолемея II Египет вел достаточно активную внешнюю политику, в том числе военную. Главным его геополитическим соперником оставалась вобравшая в себя большинство обширных завоеваний Александа в Азии Селевкидская держава – грозный восточный сосед Египта. С воцарившимся там сыном Селевка Антиохом I, а впоследствии – с сыном того Антиохом II, Птолемей II в 70-х и 50-х гг. III в. до н.э. вел войны за Келесирию и некоторые территории в Малой Азии. Обе войны шли с переменным успехом и в конце концов завершились мирным договором 252 г. до н.э., основанным на взаимных уступках. Антиох II развелся со своей женой Лаодикой и взял в жены дочь Птолемея II Беренику, что предполагало укрепление добрососедских отношений между Египтом и государством Селевкидов.
Последнее, хотя в два – три раза превосходило государство Птолемеев по площади территории, не было внутренне настолько консолидировано, насколько Египет: оно включало в себя несколько азиатских регионов, каждый из которых имел свои собственные экономические и культурные особенности, резко отличался в этом отношении от других, что способствовало сепаратистским устремлениям селевкидских наместников. Селевкидская держава была населена очень разными народами, как минимум три из которых: мидийцы, персы и вавилоняне, в прошлом сами были хозяевами могущественных и культурно развитых государств, поэтому тяготились верховным господством потомков Селевка. Национальные противоречия в огромной державе сглаживались тем, что под властью Селевкидов не было резкого политического разграничения между греко-македонской и коренной знатью: Селевкиды набирали воинов из местного населения, приближали к себе персидских, вавилонских и других местных аристократов, женились на знатных женщинах из коренного населения, наместниками областей часто делали их же наследственных правителей. Однако такая система верховного управления в значительной степени делала селевкидского царя заложником собственных сатрапов, вынуждала его проводить политику, прежде всего, в интересах своих провинций, наместники и младшие цари же были, как правило, заинтересованы в процветании собственной подвластной территории, а не реализации амбиций всей державы. Поэтому Селевкидам не удавалось быстро собрать в своих огромных владениях достаточно многочисленной и готовой, несмотря ни на что, сражаться до победного конца армии, которая могла бы нанести силам египетского царя решительное поражение.
В 274 г. до н.э. правивший в соседней с Египтом Киренаике и считавшийся вассалом Египта брат Птолемея II по матери Магас объявил себя независимым правителем и попытался совершить поход на Александрию, однако был вынужден повернуть назад из-за нападения на его страну местных кочевых племен. Птолемею II же в Египте пришлось подавлять восстание взбунтовавшихся наемников-галатов, присланных ему в помощь тогда еще союзным Египту царем Македонии Антигоном Гонатом, сыном Деметрия. К концу правления Птолемея II – после смерти Магаса и низложения унаследовавшей трон Киренаики его жены Апамы к власти там пришла дочь Магаса Береника, которая занимала проегипетскую позицию. Она вновь признала сюзеренитет Египта над своим царством и впоследствии вышла замуж за сына Птолемея II Птолемея III. Также в 60-е гг. III в. до н.э. Птолемей II посылал войско на Балканский полуостров в помощь Греции, которая восставала против гегемонии управляемой Антигоном Гонатом Македонии, однако греческое восстание все равно оказалось неудачным. Птолемею II пришлось укрывать у себя предводителя восставших Хремонида из Афин.
В 70 – 60-е гг. III в. до н.э. Египет завязал торговые и дипломатические отношения с далекими государствами Западного Средиземноморья – могущественным Карфагеном, располагавшимся, как и сам Египет, на африканском побережье, и еще только набиравшей силу и влияние Римской республикой в Италии. Послы Птолемея II, в частности, предлагали Риму помощь Египта против эпирского царя Пирра – бывшего египетского союзника, теперь пытавшегося поднять свое влияние путем завоеваний на Италийском полуострове. Египет также пытался выступать посредником для примирения смертельно враждовавших Карфагена и Рима. И римские, и карфагенские торговцы спокойно приплывали в Александрию. Рим был для Египта важным поставщиком козьей шерсти, из которой производился материал для шитья одежды и изготовления ковров, занавесок: в самом Египте, имеющем слишком засушливый климат, пастбищ для овец и коз было намного меньше, чем в Италии, а территории, ежегодно заливаемые Нилом, использовались для земледелия.
Обеспечивая спокойствие и порядок на границах, Птолемей II совершил с войском поход на юг – в историческую область Нубия по Среднему Нилу, откуда в египетские владения часто вторгались разбойничьи отряды. Для надежного военного и политического контроля над южными границами недалеко от нубийских пределах им был основан на берегу Нила город Птолемаида – на месте современного египетского города Эль-Манша. Также Птолемеем II были основаны города на побережье Красного моря: Арсиноя (на месте современного Суэца) и Береника. Был произведен капитальный ремонт старого судоходного канала, связывавшего Красное море с Нилом, что позволило оживить торговлю Средиземноморья с городами Аравийского полуострова, Индией и Эфиопией. Основной поток товаров, провозимых из этих дальних стран, и наоборот, в них, стал проходить через Александрию, что обогащало царскую казну доходами от уплат торговцами пошлин, а жителей города – от местной торговли с заморскими купцами. Посланная Птолемеем II экспедиция Сатира, исследовавшая восточный берег Красного моря, основала там в отдалении от главных красноморских торговых портов еще один город, который в честь сестры царя был назван Филотера. Сухопутным путем Птолемеем II было отправлено посольство во главе с Дионисием для установления дипломатических отношений с царями далекой Индии.
Птолемей II продолжал политику своего отца по поддержке исконной культуры коренных народов, населявших территорию его государства. В число земель, которые находились под контролем Египта по восточному азиатскому побережью Средиземного моря, входила и Иудея – гористая область, населенная исповедовавшими монотеистическую религию – иудаизм, потомками обосновавшихся там в глубокой древности еврейских племен. По указанию Птолемея II, одновременно поддерживавшего и древнеегипетские культы, осуждавшиеся иудеями, был составлен перевод на греческий язык иудейских священных книг, получивший название Толкование Семидесяти. В наше время он больше известен по своему латинскому названию «Септуагинта», происходящему от латинской кальки с древнегреческого: «Interpretatio Septuaginta Seniorium – Толкование Семидесяти Старейшин». Руководил работой по переводу иудейских священных книг Деметрий Фалерский, позже попавший у царя в опалу.
Религия самой же египетской знати греческого и македонского происхождения представляла собой сложную смесь принесенных с Балканского полуострова традиционных эллинских, заимствованных у коренного населения местных и вновь учрежденных эллинистическими царями культов. Еще при Птолемее I в Египте возник культ Сераписа – божества изобилия, плодородия, подземного царства и загробной жизни, объединившего в своем образе черты нескольких наиболее чтимых древнегреческих и древнеегипетских божеств. При Птолемее II были обожествлены его родители: Птолемей I и Береника I, которым началось поклонение с присвоением эпитета Богов Спасителей. Раз в четыре года в день годовщины смерти Птолемея I в Египте проводились празднества с играми, получившие название Птолемеи. Обожествлена была после смерти в 269 г. до н.э. и любимая жена и сестра Птолемея II Арсиноя II, объявленная жрецами приближенной к древнеегипетскому верховному божеству солнца Ра. Впоследствии – при жизни или уже после смерти, божеством был объявлен и сам Птолемей II. Его вместе с Арсиноей II стали именовать «богами Адельфами», то есть, братом и сестрой. И по-прежнему знатные греки и македоняне съезжались в Александрию из разных эллинистических государств на поклон лежавшему в гробнице телу Александра Македонского.
Древнее египетское представление о сакральности и всепоглощающем характере правителя страны, дожившее до эллинистической эпохи, выражалось не только в обожествлении царей и их родственников. Как некогда египетские фараоны, эллинистические цари Египта считались собственниками всей земли и всех ремесленных мастерских. Царь делал щедрые земельные пожалования своим воинам и приближенным, но в любой момент мог отобрать землю у попавшего в опалу служащего. Ткачи, гончары, каменщики и прочие мастера трудились с разрешения и по указу царских чиновников. Плодородная египетская земля и мастерские приносили огромный доход в царскую казну, соответственно, цари заботились о благосостоянии земледельцев и развитии ремесел. При Птолемее II Александрия окончательно превратилась если не в главнейший, то в один из передовых торговых, ремесленных и культурных центров Восточного Средиземноморья, да и всех средиземноморских стран вообще. Греческие, фракийские, понтийские, анатолийские, сирийские, римские, карфагенские корабли стояли в ее порту, ввозили изобилие различных товаров, вывозили зерно, папирус, диковинные африканские растения и животных, доставляемые в Египет через Красное море товары из далекой Индии. Через Александрию проходила и западная ветвь Великого Шелкового Пути: шелк, в то время производившийся только в Китае, имел по всей цивилизованной Евразии огромную ценность, так как сделанные из него нити не гнили и не портились со временем, были легки и прочны, из них изготовляли легкую, мягкую и крепкую ткань, в одежде из которой не заводились паразиты.
Огромное количество торговых судов, прибывавших в александрийский порт, затрудняло их же командам ориентирование в египетских водах, так как своими мачтами и парусами они заслоняли друг другу вид на береговую линию и маяки. Поэтому по указу Птолемея II под руководством инженеров из Мусейона на острове Фарос при входе в александрийскую гавань была возведена колоссальная каменная башня, на вершине которой разжигался видный всем проходящим судам издалека яркий огонь. Высота Александрийского маяка достигала 120 – 150 метров, что по техническим возможностям того времени казалось фантастикой. Впоследствии античные авторы отнесли его к одному из Семи чудес света. В течение многих веков он служил по своему прямому назначению, пока совсем не обветшал и не был поврежден в результате землетрясений и различных войн: делать регулярный ремонт такого гигантского сооружения, используя старинные технологии, не являлось возможным. Однако вызывавшие удивление проплывавших мимо уже арабской Александрии (Искандарии) путешественников остатки древнего грандиозного строения простояли у входа в городскую гавань вплоть до Позднего Средневековья, пока, неоднократно осыпавшиеся в результате землетрясений, в 1480 г. не были окончательно разобраны и перестроены в крепость по указанию египетского султана Кайт-бея. От названия острова Фарос, на котором располагался Александрийский маяк, происходит название современного осветительного прибора – фара.
Доходы от торговли и торговых пошлин, которые текли в царскую казну подобно реке Нил, позволяли эллинистическим египетским царям содержать мощную армию и разветвленный штат чиновников, осуществлять подчеркивающее могущество и престиж их страны великолепное градостроительство, окружать себя мало кому из монархов того времени доступными широтой штата придворных слуг и пышной роскошью. Пожалуй, даже древние египетские фараоны, все же опережавшие эллинистических царей по размаху личной власти, не могли бы сравниться с ними в блеске венца и трона.
Птолемей II продолжал активную политику, направленную на развитие науки и искусств. При нем был значительно расширен Мусейон, при котором была возведена знаменитая Александрийская библиотека – собрание различных книг-свитков, как написанных в Египте на папирусе, так и ввезенных из самых разных известных эллинистическому миру городов и стран. В библиотеке, помимо ученых, работал обширный штат хранителей и переписчиков, также ее огромное здание использовалось для проведения преподавательских занятий. В III в. до н.э. главным смотрителем библиотеки назначался ученый – воспитатель наследника трона. Александрийская библиотека, прямо поддерживаемая, как и весь Мусейон, царской властью, стала крупнейшей кладезью античной науки и служила, как и Александрийский маяк, в течение многих веков, при этом постоянно пополняясь новыми коллекциями книг. По самым минимальным оценкам, в период расцвета в ней хранилось около 40 тыс. свитков, но некоторые авторы называют число в 400 тыс. свитков. Однозначно нельзя утверждать, когда именно она в конце концов прекратила свое существование, но во всяком случае, не ранее Поздней Античности или Раннего Средневековья.
Птолемей II умер на вершине своей власти в 246 или 245 г. до н.э. в возрасте шестидесяти трех лет, за год – два до этого назначив своим соправителем старшего сына от первой жены (официально утверждалось, что от второй – любимой) Птолемей III. Несмотря на то, что по своему богатству и влиянию, по росту престижа своего государства он опередил своего отца, в конце жизни царь, будучи тяжело больным, впадал в отчаяние, жалея о бессмысленно, по его мнению, прожитых годах, и высказывал желание родиться последним бедняком. После смерти Птолемея II трон Египта занял его сын Птолемей III. Примерно в это же время умер царь государства Селевкидов – главного геополитического противника Птолемеев, Антиох II – муж родной сестры Птолемея III Береники. Расчищая путь к власти для своего сына Селевка, первая жена Антиоха II Лаодика приказала убить Беренику и ее малолетнего сына, тоже Антиоха. То ли чтобы отомстить за смерть сестры и племянника, то ли – согласно римскому историку Юстину, оказать тем, когда они еще были живы, запоздалую помощь против придворных конкурентов, Птолемей III двинул армию сначала на Сирию и Киликию – область в Малой Азии, где побережье Средиземного моря делает резкий поворот на запад. Затем, развивая наступление, египетские войска вторглись в глубинные владения Селевкидской державы, причем некоторые античные авторы сообщают невероятное: будто бы прошагали всю огромную территорию той вплоть до границ Индии. Так или иначе, но взошедший на селевкидский трон сын Лаодики Селевк II был близок к поражению, однако в Египте (возможно, что не в нем самом, а в находившейся от него в вассальной зависимости соседней Киренаике) вспыхнул какой-то мятеж, и Птолемею III пришлось срочно возвращаться с основными силами обратно. Тем не менее, государство Селевкидов понесло тяжкий урон, и было вынуждено уступить Египту часть своих территорий в Сирии и Малой Азии.
Фактическое поражение, понесенное от египетских войск огромной Селевкидской державой, вобравшей в себя свыше половины всей бывшей территории империи Александра Македонского, произвело впечатление на все страны Восточного Средиземноморья. При Птолемее III никто уже не смел угрожать Египту. Сам царь больше не ходил ни в какие военные походы, но египетские войска постоянно вмешивались в разные конфликты между другими эллинистическими государствами. Египет продолжал пользоваться политическими, экономическими и культурными достижениями времен прежних двух царей, при этом далее развивая свои экономику, культуру, науку. Продолжались масштабное градостроительство, всевозможные научные изыскания. Птолемей III пополнил коллекцию Александрийской библиотеки, получив от Афин – древнего центра греческой культуры, свитки с официальными текстами древнегреческих драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида во временное пользование под крупный залог. Однако, когда переписчики изготовили копии этих книг, оригинальные свитки царь распорядился оставить в библиотеке, вернув в Афины копии и, естественно, потеряв залог, о котором, по-видимому, при своем блистательном богатстве не сожалел. Важным результатом научных изысканий деятелей Мусейона стала проведенная Птолемеем III реформа исчисления времени, в соответствии с которой каждые четыре года к последнему из тех стал добавляться еще один день, чтобы отмечаемые даты, приуроченные соответственно к зимнему или летнему периоду, не выходили за них по причине того, что тропический год на несколько часов длиннее календарного. Уже в I в. до н.э. астроном из Александрии Созиген использовал эту египетскую практику при реформировании римского календаря по указанию римского диктатора Гая Юлия Цезаря, и так возник использовавшийся в Европе свыше полутора тысяч лет (в отдельных странах, в том числе в России – намного дольше) Юлианский календарь, на основе которого действует и современный международный Григорианский.
Богатство Египта позволяло тому не только самому жить в сытости и спокойствии, но и для укрепления внешнеполитического авторитета оказывать материальную помощь другим землям. Когда населенный греками остров Родос в Эгейском море постигло страшной силы землетрясение, причинившее катастрофические разрушения, Птолемей III безвозмездно отправил туда свыше 7 тонн серебра, почти 26 тонн медных монет, 10 тонн хлеба, 77 тонн меди на восстановление Родосского Колосса – громадной статуи, изображавшей древнегреческое божество солнца Гелиоса, стоявшей при входе в родосскую гавань. Также египетский царь пожертвовал родосцам щедрое количество материалов для строительства кораблей, материально обеспечил проведение на разоренном катастрофой острове культовых обрядых и состязаний. Как и его отец и дед, Птолемей III правил долго – двадцать четыре года, в течение которых население страны не знало тревог, кроме пришедшихся на начальное время правления войны с Селевкидским государством и какого-то к нашему времени неизвестного внутреннего мятежа. Всем соседям Египет Птолемея III виделся блистательной неуязвимой державой. Благодарные потомки наделили этого царя эпитетом Эвергет – «Благодетель».
Интересная личность Арсиноя II, которая была сестрой и женой Птоломея II. Птоломей как обожествил своего отца, так и сестру-жену. Ее почитали как богиню. Было построено святилище, отчеканены монеты, царь также приказал, чтобы в каждом египетском храме поклонялись Арсиное, как богине.
Наместничество Магаса только при его жизни было независимым, потом вошло в Птоломеевский Египет, поэтому зря он старался. А его доч вышла замуж за сына Птоломея II.
Занимательная статья. А греческий ученый и астроном Птоломей как-то относится к этой династии?
Скорее всего, нет. Он родился в Александрии, где долго помнили династию Птолемеев, поэтому часто называли так детей. Но сам он вряд ли был связан родством с династией.