Древнегреческий город Афины, благодаря своему удобному расположению у перешейка, соединяющего полуостров Пелопоннес с остальной частью Балканского полуострова, славился как крупнейший в Древней Греции город морской торговли. Афинские купцы не только сами плавали на крупных парусно-весельных судах — триерах, в дальние (по тому времени, конечно) страны, бывшие торговыми партнерами греков: Малую Азию, Египет и др., но и за плату снабжали проходящие мимо Балканского полуострова иноземные суда. Заморские товары афинские купцы выгодно продавали в своей земле. Поэтому в Афинах особенно резко усиливалось влияние зажиточных торговцев — олигархов, которые, используя свое богатство, фактически покупали себе высшие государственные должности, вытесняя с них ранее безраздельно господствовавшую в городе аристократию — потомственную афинскую родоплеменную знать. Но если аристократы от усиления олигархии терпели лишь потерю традиционно ведущего положения в афинском обществе, то простой народ часто попадал в по-настоящему бедственное положение. Древняя Греция не была единым государством, а состояла из множества полисов — независимых городов с прилегающими к ним сельскими территориями. Афины тоже были одним из таких полисов. Олигархи скупали в сельской местности земли у обедневших жителей и образовывали, таким образом, обширные земледельческие хозяйства, на которых трудились рабы и батраки из разорившихся селян. С мощными латифундиями олигархов не могли успешно конкурировать мелкие хозяйства сельских семей, отчего обнищание сельских жителей продолжалось, охватывая все более широкие массы населения. Все больше людей вынуждены были, чтобы хоть как-то прокормиться, продавать свои участки олигархам. Разраставшиеся земельные хозяйства олигархии требовали все большего числа рабочих рук. Поэтому олигархия, пользуясь господствующим положением во властных структурах, продвигали законы, направленные на закабаление масс простых людей. Олигархи активно занимались ростовщичеством. Множество обнищавших афинян обращалось к ним, занимая деньги, однако, поскольку вернуть долг следовало в несколько раз большем размере, многие должники оказывались неплатежеспособными и, по закону, обращались в рабов своих заимодавцев.
К началу VI в. до н.э. социальные противоречия в Афинах, господство во власти узкой группировки олигархов, ведущих политику больше в своих личных интересах, чем в интересах государства, поставили афинский полис на край гибели: афиняне понесли тяжелейшие потери в долгой войне с другим греческим полисом Мегарой за остров Саламин. Оттуда мегаряне могли захватить сами Афины, поскольку Саламин находится у самых берегов Аттики — греческой области, в которой они и расположены. Напуганное этим афинское народное собрание (экклесия) — высший орган власти полиса, в котором преобладали тогда олигархи и аристократы, ввело смертную казнь за призывы к продолжению войны с Мегарой. Между тем, в случае нападения мегарян пострадал бы, в первую очередь, не обладающий достаточными богатствами, чтобы откупиться от плена и рабства, восстановить свое хозяйство при военном разорении, простой народ. Однако, как раз таки простой народ в народном собрании участвовал мало. Около 600 — 605 гг. до н.э. в Афинах произошел, как бы это сейчас назвали, стихийный митинг, на котором афинянин по-имени Солон — потомок древнего рода афинских царей, владеющий средним состоянием, поскольку его отец все свое богатство истратил на помощь бедным соплеменникам, произнес речь. Вернее, стихи: слушание стихов в Древней Греции было столь же популярным, как сегодня просмотр телевизионных передач или посещение концертов. В своих стихах Солон призвал тех, кто не желает, чтобы быть афинянином стало позором, отвоевать Саламин у Мегары. По преданию, перед тем, как выйти с такими стихами на площадь, он надел головной убор, который носили сумасшедшие: сумасшедшего нельзя было арестовать и казнить. Притворялся на самом деле Солон сумасшедшим или нет — доподлинно неизвестно, так как греки были большими любителями сочинять веселые истории, однако то, что речь его произвела колоссальное впечатление на афинян — это факт. Она спровоцировала народные волнения, под давлением которых власти вынуждены были уступить и пойти на очередную войну с Мегарой. Более того, предводителем в ней был избран Солон. На этот раз поражение потерпели мегаряне, и Саламин перешел в руки Афин. Угроза захвата города перестала существовать, и это небывало подняло авторитет Солона в обществе, хотя он и был пусть потомком царей, но все же отнюдь не богатым.
При этом сам Солон, однако, богатство уважал настолько, что не стеснялся прямо заявлять об этом. И о том, что разбогатеть — мечта его жизни. Возможно, отчасти эта простота и прямота в суждениях и позволяла ему легко находить общий язык с народными массами. В то же время Солон, будучи охочим до денег, не был алчным. Он подчеркивал, что ему не надо богатства, добытого нечестным путем, потому что за него все равно придет расплата, и что лучше ему так и не достичь этой своей заветной цели, чем стать морально низким человеком.
В военной дипломатии он, однако, не брезговал никакими средствами для достижения политической цели. Чтобы доказать исконную принадлежность острова Саламин Афинам, он приказал вскрыть на нем несколько страых могил, и отметил, что умершие в них погребены по афинскому образцу. А также составил подложный экземпляр стихотворения Гомера — легендарного поэта, чьи стихи пользовались у древних греков непререкаемым авторитетом. В это стихотворение он сам вписал строку, в которой говорилось о якобы существовавшей древней связи Саламина и Афин. После того как Солон выступил в защиту храма древнегреческого бога Аполлона в городе Дельфы, где храмовые земли захватили жители города Кирры, популярность его распространилась по всей Греции. Столь широкая известность, ну, и конечно, благородное происхождение вынудили серьезно считаться с ним афинских олигархов, хотя он и не принадлежал к их числу.
И в 594 г. до н.э. Солон был избран первым архонтом — высшим государственным должностным лицом в Афинах. Поскольку его одинаково уважали и знатные, богатые люди, и простой народ, он смог быть посредником (эсементом) в разрешении крайне обострившихся тогда противоречиях между правящим классом и простолюдинами. Пережитые годы тяжелой войны с Мегарой заставили большинство из всех слоев населения искать пути выхода из сложившегося социального кризиса, сохранения единства в государстве. И знать из аристократов и олигархов, и простой народ — демос, обратились к Солону с просьбой провести в полисе необходимые реформы, которые смогли бы сгладить внутренние противоречия. Демос просил наделения его всеми политическими правами и полномочиями, а также уравнительного передела имущества, знатные люди — сохранить за ними основные правящие позиции. Солон повел себя как типичный центрист, заявив, что он категорически против как диктатуры узкой группы лиц, так и предоставления власти малоимущим. Он считал, что каждый свободный мужчина-афинянин должен иметь право голоса в народном собрании и возможность публично защищать свои права и интересы. Но управлять государством, по мнению Солона, успешно могут только зажиточные люди, у которых достаточно для этого средств и влияния. Эти его взгляды нашли отражение в изданном им своде законов. Согласно законодательству Солона, все свободные мужчины, независимо от имущественного положения, могли принимать участие в народном собрании и высказывать свою точку зрения на общественные и государственные вопросы. Был учрежден законодательный орган — Совет четырехсот (Буле), который разрабатывал законопроекты, вступавшие в силу после обсуждения и утверждения в народном собрании. Подвластная Афинам территория была разделена на четыре филы — административно-территориальные единицы, каждая из которых была населена объединением родов, направлявшим в Совет четырехсот по сто человек. Филы находились под управлением родоплеменной знати. Исполнительная власть находилась в руках Ареопага — совета высших должностных лиц. В Совет четырехсот и на другие высшие государственные области избирались только афиняне, обладавшие имуществом не менее определенного размера. Помимо народного собрания, бедняки получали также право участия в учрежденном Солоном суде присяжных.
Таким образом, государственный строй Афин, установленный при Солоне, стал прототипом впоследствии установившейся афинской демократии. Но сам он еще не был демократией: хотя реформы Солона ограничили произвол олигархии и предоставили простому народу право высказывать свою точку зрения, в законодательных и исполнительных органах власти из-за установленного имущественного ценза по-прежнему преобладали олигархи и аристократы, и направление государственной политики по-прежнему определялось ими. Тем не менее, реформы Солона резко облегчили положение бедных слоев населения: было отменено долговое рабство, и теперь разорившимся афинянам не грозила участь стать рабами олигархов, а кроме того, с нуждающихся списаны все долги, разоренным за долги селянам возвращались конфискованные у них земельные участки.
Реформы Солона предотвратили разложение афинского государства и сохранили устойчивость Афин перед внешним врагом. Но настоящих стабильности и порядка они не обеспечили, так как оказались, сколько это ни странно, в целом непопулярными. Олигархи и аристократы были недовольны принудительным списанием долгов, возвращением земель, уже считавшихся их собственностью, сельской бедноте, а также тем, что их влияние в высших государственных органов было потеснено не принадлежащими к их среде просто зажиточными людьми. Простой народ же добивался разрешения участвовать в государственной жизни на равных правах с богатыми и знатными. Солона обидно критиковали, а изданные им законы, по всей видимости, нередко саботировались, что сопровождалось вспыхивавшими народными волнениями и нарастанием политической анархии. В своих стихах, сочиненных в то время, Солон говорил: «На борьбу свое мужество собрав, я точно волк вертелся среди стаи псов», «Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда провожают злобным взором, словно я их злейший враг». Потрясенный неблагодарностью сограждан, Солон покинул Афины и отправился путешествовать по Восточному Средиземноморью. Некоторое время он находился при дворе местного царя на острове Кипр, участвуя в основании тем нового города. Через десять лет путешествий по разным странам Солон вернулся в родные Афины, в которых к тому времени вовсю шла внутренняя борьба между разными политическими группировками. В конце концов власть в полисе захватил тиран Писистрат, установивший единоличную диктатуру. Солон пытался противостоять этому и поднять народ на вооруженную борьбу, однако на этот раз поддержан не был, а приближенные Писистрата объявили его сумасшедшим. Дальнейшая судьба Солона в разных античных источниках освящается по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что Солон уехал на Кипр и умер там, прожив до 80 лет. Плутарх же считает, что Солон впоследствии изменил свою точку зрения и поддержал Писистрата, сумевшего все-таки жесткой рукой навести в городе порядок. Как пишет Плутарх, Солон стал ближайшим советником тирана.
Несмотря на такую судьбу при жизни своего издателя, законы Солона не исчезли навсегда: в конце VI в. до н.э., когда была свергнута тирания сына Писистрата Гиппия, они были восстановлены, более того, отредактированы архонтом Клисфеном, после чего выходцы из простого народа получили, наконец, право полноценного участия в политической жизни. Ограничения по имущественному признаку при занятии большинства государственных должностей были отменены, и в Афинах был установлен, наконец, политический строй, известный как демократия (народовластие).
Все таки человечество должно учится на своей истории. Даже тогда Солон пытался облегчить жизнь простого народа, а не отдельной группы, которая себя подносит больше других. Но понятно, что такие люди не в почтении высших слоев.
Да, наши предки стремились к демократии, а мы, их потомки, эту демократию ставим вы такие рамки, что уже и не понять при каком политическом строе мы живем. Я считаю, что нашим политикам не мешало бы поучится у исторических персонажей человеколюбию, справедливости, честности. Статья просто очень и очень хорошая, поучительная и располагающая к размышлению.
Весьма наглядно представлена ситуация, только Солон уже пользовался зачатками демократии, которые были описаны в философских трудах, так же они стали истоком юридического права и суда.
Робин гудов нет Салон наверняка мутил что то свое или под кого нибудь другого А взгляд из сейчас искажает многое
Напрашиваются параллели с текущей ситуацией, когда идёт социальное расслоение общества, а мы возвращаемся в первобытное состояние.
Очень хорошо написано, спасибо! Долго не могла разобраться в этой теме, а теперь я поняла кого напоминают Греческие олигархи) Это нынешние банки и кредиторы, взял в кредит, нет возможности отдать с процентами — раб пожизненно. А Салон напоминает Робин Гуда) Жаль, что и в то время люди были настолько алчными.