Впервые русские поселенцы появились на Кавказе в X в., прибыв из Киевской Руси на Таманский полуостров (крайняя западная оконечность Кавказа) и основав на нем и прилегающих землях Тмутараканское княжество. Княжество просуществовало около двухсот лет и было, по-видимому, поглощено расселявшимися по кавказским степям кипчаками (половцами). В XIII в., когда Северное Причерноморье, в том числе Таманский полуостров, колонизировали генуэзцы (итальянцы), русских на Кавказе уже не было: возможно, бывшее население Тмутаракани постепенно переселелилось на землю предков в Киевское княжество. Новые русскоязычные поселенцы – донские и терские казаки, появляются на Кавказе около XVIв. – во время существования Московского государства (России как таковой). Первоначально это были вольные люди, не считавшие себя связанными повиновением московским властям, жившие самоуправляющимися общинами в укрепленных поселениях – городках и станицах, занимавшиеся охотой, рыболовством, военными походами за добычей или наемной военной службой в войсках разных соседних государств (России, Мангытского Юрта (Ногайской орды), Крымского ханства). Казаки селились в основном в районах рек Дон, нижнее русло которого отделяет Кавказ от Восточно-Европейской равнины, и Терек на северо-востоке Кавказа, а с XVII в. казачьи поселения появляются и на реке Кубань (Северо-Западный Кавказ). До XVIII в. казаки на Кавказе были не особенно многочисленны, поскольку хотя вольная, но полная трудностей и бесконечных тревог жизнь привлекала не каждого, и много их погибало в боях с периодически проходившими по Предкавказью – северной равнинной части Северного Кавказа, войсками крымских татар и ногайцев. Некоторая часть казаков, обосновавшихся в бассейне Терека, переселилась в горные районы, отчего, хотя потом вернулась обратно на степную равнину, получила название гребенских (т.е. «горных») казаков. Терские, гребенские и кубанские казаки жили в тесном соседстве с коренными народами Северного Кавказа, предки которых населяли Кавказ еще с первобытных времен. Испытывая недостаток в собственных женщинах (не всякая жена согласится отправиться с мужем в малоизвестные тревожные края навстречу неведомой судьбе), первые казаки брали в жены представительниц соседних народов, пока не появилось много потомственных казаков, имеющих своих, рожденных в казачестве дочерей. По этой причине в культуре, быте, характере и менталитете кавказских казаков сложилось много черт, присущих исконным народам Кавказа, в частности, у коренных кавказцев полностью или почти полностью ими заимствована традиционная одежда. Но казаки сохранили русский язык, хотя их диалект и был укомплектован многими заимствованиями из тюркских, исконно северокавказских и украинского (сказалось культурное влияние самого мощного из казачьих войск (военизированных обществ) прошлого – Запорожского) языков, а также большое количество русских бытовых традиций, некоторые предметы домашнего обихода. Большинство казаков были последователями Русской Православной церкви, но некоторые исповедовали старообрядчество: беглецы от гонений XVIIв. и их потомки.
Российское государство в XVI– первой половине XVIIвв. не имело на кавказские народы прямого влияния, однако в 1550-х гг. в Москву прибыло три посольства от нескольких адыгских племен, в том числе самого многочисленного и сильного из них – кабардинцев, которые искали надежного союзника в своих постоянных войнах с крымскими ханами. Немного ранее адыгские феодалы на союзных правах принимали участие в штурме царскими войсками Казани. Поскольку от войн с Крымом тяжело страдало и само Московское государство, царь Иван IV принял эти племена в свое подданство, и русские войска начали совместные с адыгами действия против Крыма. В 1561 г. Иван IV женился на дочери кабардинского князя Темрюка Гошанай. Однако в то время Московское государство еще не окрепло, от Кавказа его отделяло обширные земли Мангытского Юрта, который то проявлял к России союзнические настроения, то поддерживал Крымское ханство. Совместные войны России и адыгов против Крыма и Османского Халифата, вассалом которого тот являлся, происходили с переменным успехом, существенной защиты от крымцев русские войска адыгам оказать не смогли, и через некоторое время адыгские князья отказались от московского подданства. Царь их не удерживал, да и не смог бы. В последующее время Кабарда, продолжая кровопролитное и разорительное противостояние пытавшимся присоединить ее к своим владениям крымским ханам несколько раз принимала российское подданство и вновь выходила из него.
В конце XVI – начале XVII вв. произошли первые серьезные столкновения между российскими экспедициями и коренным населением Кавказа. В это период Московское государство для расширения своих границ и укрепления Православия проводило активную завоевательную политику, частью которой было покорение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири. В 1594 г. воевода Хворостин совершил разведывательный поход на юг – в прикаспийское селение Тарки (вблизи современной Махачкалы), бывшее центром владений кумыкских шамхалов (князей). Царские ратники, организованные на порядок лучше, чем традиционные феодальные ополчения кумыков, смогли захватить Тарки, однако будучи вдали от Поволжья, где находились российские опорные пункты, долго удерживать завоеванный городок оказались не в состоянии, и вскоре кумыки отбили его обратно. Брать реванш за поражение Хворостина в Кумыкию отправились в 1604 – 1605 гг. воеводы Плещеев и Бутурлин, возглавлявшие 10-тысячное войско. Русские вновь захватили Тарки и, посчитав землю в предгорьях Дагестана завоеванной, принялись возводить укрепление на озере Тузлук. Однако неожиданно для них из Северного Азербайджана на помощь кумыкам выдвинулся мощный боевой корпус Османского Халифата, султаны которого считали себя покровителями всех мусульман. Войско Плещеева и Бутурлина немедленно оставило Тарки и Тузлук и попыталось укрыться в казачьем укреплении в дельте Терека – Терском городке, однако кумыки и османы объединенными силами настигли его и практически все перебили.
Во второй половине XVII в. Россия, покончив с тяжелой внутренней смутой, укрепившись в Поволжье и Сибири, заручившись поддержкой видевших в ней потенциального избавителя от гнета польской шляхты запорожских казаков, повела решительную борьбу с Крымским ханством и предприняла первые шаги по колонизации Северного Кавказа. На Кавказе стали поселяться уже не только вольные, но и служивые казаки – находившиеся на царской службе и получавшие за это регулярное жалованье. Они по указу царя возводили в Предкавказье укрепления, которые российское государство использовало как опорные пункты в борьбе с крымцами и ногайцами, при необходимости размещало в них прибывавшие из России гарнизоны. Действуя совместно с кабардинцами, российские войска, включая служивых казаков, несколько раз разгромили выступившие на Кавказ крупные силы крымцев.
К началу активной российской колонизации Северного Кавказа почти всю его западную половину от левобережья Дона до верховий Терека, включая степные равнины и горные районы, побережье Черного моря населял древний народ адыгов. Адыги делились на многочисленные племена, из которых равнинные управлялись князьями и служившими тем вассалами, а горные и причерноморские – знатными вождями и родовыми старшинами. Племена адыгов не подчинялись друг другу, часто враждовали между собой, и даже внутри одного племени часто не было единства, отдельные его общества могли возглавляться разными князьями или вождями. В плоскостном степном междуречье Дона и Кубани адыги жили вперемежку с ногайцами: ногайцы кочевали со скотом в открытых степях, адыгские селения же располагались вдоль довольно крупных степных рек. Адыги считались оседлым народом, хотя частые нападения различных врагов со времен монгольского завоевания Кавказа побудили их выработать весьма мобильный уклад жизни: они возводили дома из плетня, обмазанного глиной, которые в случае необходимости легко можно было отсроить заново, при опасности быстро снимались с насиженного места и переходили со всем скарбом в удаленные районы. Адыгское селение перебиралось в другое место и тогда, когда в нем скапливалось слишком много мусора и животноводческих отходов. В горных районах адыги занимались либо садоводством на горных склонах, либо овцеводством, и адыги-пастухи обычно лето проводили со скотом на стойбищах среди высокогорных пастбищ, а с наступлением холодов переселялись в долины, где было меньше снега. Самым многочисленным и сильным адыгским племенем (точнее – субэтносом), вассалами которого являлись и многие другие кавказские народы, были кабардинцы, населявшие историческую область под названием Кабарда. Кабарда охватывала предгорные, горные и некоторые равнинные земли в среднем и верхнем течении Кубани и ее притоков, бассейн Среднего Терека, Пятигорье (современный район Кавказских Минеральных Вод) в верховьях рек Кума и Подкумок. Восточное Предкавказье входило в Мангытский Юрт. Ногайцы, возглавляемые мурзами – князьями, занимались преимущественно кочевым скотоводством. Именно из ногайского языка в русский проникло большинство слов, обозначающих элементы кавказской культуры (аул, башлык, айран, кунак и др.), хотя сами ногайцы, несмотря на наличие у них некоторых культурных заимствований от исконно северокавказских народов, больше были типично кочевым тюркским народом. Горные районы в верховьях Кубани, Терека и их притоков населяли абазины – народ, родственный адыгам, карачаевцы и балкарцы – потомки тюрков, в древности осевших там и смешавшихся с местными народами. Предгорные и горные районы в бассейне Верхнего Терека населяли осетины – потомки древнего союза ираноязычных племен алан, после разгрома Аланского царства монголами в XIII в. укрывшиеся в горах и смешавшиеся с исконным местным населением. По правобережью Нижнего Терека, в бассейне его наиболее крупного притока Сунжи жили племена вайнахов, у которых из всех северокавказских народов наиболее прочно сохранился родоплеменной строй и почти остутствовала собственная знатная прослойка. Кумыки – потомки кипчаков, в древности смешавшиеся с исконным населением Прикаспия, во главе которых стоял шамхал – князь Тарков, населяли равнины и предгорья по правой стороне самой нижней части Терека. Обширная область с высокими и крутыми горами между Каспийским морем и снежным Андийским хребтом – восточной границей этнической территории вайнахов, исторически носила название Дагестан (в переводе с тюркского «горная страна»). В Дагестане в XVII в. существовало единое, хотя довольно примитивным, феодальное государство разных народов, во главе которого стоял казикумухский (лакский) правитель – шамхал. Отдельным от него было Аварское ханство со столицей в горном городке Хунзах. Дагестан населяло много разных народов, говоривших на разных языках, хотя имевших и немало общих черт в культуре и быте. Самыми многочисленными из них были аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины. В Закавказье между побережьем Каспийского моря и горами мимо древнего города-крепости Дербент (в XVIIв. он контролировался Османским Халифатом) вела низменная полоса – Дербентский проход, по которому с Востока в Европу издревле шла оживленная торговая дорога, часть известного Великого Шелкового пути. Поэтому население Дагестана было наиболее богато и культурно развито на Северном Кавказе, так как для обслуживания многочисленных проезжающих купцов возводились целые города, где оседали также разные ученые и просветители Востока, поэты и писатели.
Основой хояйства большинства народов Северного Кавказа было скотоводство. На равнинах разводился преимущественно крупный рогатый скот, в горах – мелкий (овцы). Было развито хлебопашество (основной зерновой культурой было просо), но площадь пахотных земель из-за засушливости климата на равнине и резкости рельефа в горах была весьма ограничена. Адыги гор, особенно жившие на Черноморском побережье Кавказа, население Дагестана также активно занимались садоводством и виноградарством. У многих народов не последнее место в хозяйстве занимал охотничий промысел в горных лесах. Частые военные тревоги, однако, сильно ограничивали время для занятия хозяйством, набеги крымцев, ногайцев, а также соседних кавказских же народов нередко разоряли население. Большинство кавказцев жило весьма бедно. Со времен монгольского нашествия кавказцы жили укрепленными селениями, в условиях постоянной готовности к отражению вражеских нападений, за пределы своего селения, а подчас и двора не выходили иначе как при оружии, которым владели в совершенстве. К военному делу, стойкому перенесению физических и моральных лишений приучались с детства. Искусная боевая тактика, умелое использование пересеченного рельефа местности позволяли кавказским народам в удобных местах и при неожиданных стремительных набегах наносить поражения превосходящим силам противника. При необходимости вооружались и шли в бой даже женщины. Восполняя нехватку собственного скота и зерна, кавказские народы часто сами совершали грабительские набеги на Крым и Мангытский Юрт, а также друг на друга. У горских народов существовал обычай, основанный, по всей видимости, на первобытных представлениях об обобществлении собственности: нуждающиеся люди нередко отправлялись воровать скот у соседнего племени или селения, однако в случае, если их заставали на месте кражи, были обязаны безоговорочно вернуть все, что успели взять. Особенно активно воровством промышляла знать, чем подчеркивала свою удаль. Знатным людям было постыдно заниматься торговлей: они жили исключительно за счет податей с трудового населения, набегов и похищений имущества у других племен и народов. Знатные кавказские воины отличались особенным боевым искусством и привлечь их в свои войска стремились правители всех соседствующих с Кавказом держав. В таких условиях сформировался характерный кавказский менталитет, основанный на представлении, что человек должен уметь самостоятельно добиваться наибольших успехов в жизни, но при необходимости довольствоваться лишь самым необходимым, а также неуклонно беречь свои честь и достоинство, насмерть стоять, защищая свою землю и имущество.
Кавказское общество было строго патриархальным. Никто из сыновей, даже имеющих собственных жен и детей, не мог покидать отчий дом без согласия главы семейства, который мог даже продавать своих домочадцев в рабство (пережиток архаичного представления о праве собственности на рожденного). Исключение составляли вайнахи, у которых власть рода была сильнее власти семьи, и каждый мужчина, способный носить оружие, нес первоочередные обязанности перед родом, а потому мог по своему усмотрению покинуть отцовскую семью. Однако и у других народов родовое влияние оставалось весьма сильным. В одном селении, как правило, проживал один род, и вся земля, все пастбища принадлежали родовой общине. Каким бы ни был сильным и зажиточным домохозяин, если он шел против родовых интересов, то мог запросто лишиться со своим семейством всех средств своего дохода и тогда ему оставалось только переселяться куда-нибудь навстречу неизвестности, будучи лишенным поддержки сородичей. Родовая и семейная власть не распространялась на рабов и имевшихся у некоторых феодалов, особенно адыгских, крепостных, поскольку те являлись сами по себе собственностью хозяина. Рабство было патриархальным, то есть, раб жил на одном подворье с хозяином, питался тем же, чем хозяин, воспринимался как младшая, но все же человеческая личность. Рабами становились военнопленные, захваченные при набегах, наказанные князьями или общинными старшинами за какие-либо преступления люди, их труд существенной роли в народном хозяйстве не играл. Они работали наравне с хозяевами, если те были людьми незнатными. В то же время личность раба никем, кроме хозяина, не защищалась, тот мог поступить с ним как вздумается и никакого наказания за это не нес.
В религиозном отношении к началу активной российской колонизации подавляющее большинство народов Северного Кавказа уже исповедовало Ислам, однако утвердилось в религии, как правило, не слишком сильно (кроме Дагестана и ногайцев). Еще оставались сильны традиционные яызческие верования кавказцев, основанные на одухотворении сил природы, а исламский закон очень медленно вытеснял сложившиеся веками древние представления о нравственности и укладе жизни. Кавказские народы, особенно адыги, отличались исключительной консервативностью, чему способствовал традиционно высокий авторитет старших в обществе. В Дагестане, где Ислам получил распространение еще со времен раннего Арабского Халифата (VII в.), общая религиозность населения была высока, и Шариат играл значительную роль в быту, но полного преобладания религиозного закона над традиционным народным правом тоже не происходило. Мангытский Юрт был государством-осколком, образовавшимся в результате распада Улуса Джучи (Золотой Орды), и там исламские традиции тоже были достаточно древние, однако в XVII в. он уже пребывал в упадке в результате опустошительной эпидемии чумы в середине XVI в. и частых войн с Россией. Большинство осетин исповедовало Христианство православного толка, но значительная часть (дигорцы) придерживалась Ислама. Христиане – как православные, так и католики, были и среди адыгов. В Дагестане Христианство монофизитского толка исповедовала часть народа татов.
В XVIII в. на Кавказе произошли серьезные национально-политические изменения. Россия превратилась в империю, выдвинулась на передовой уровень государственно-политического развития. В ней появилась мощная, превосходно организованная регулярная армия, которая начала подавление казачьей вольницы на Дону и в Поволжье. Массы казаков бежали на Кавказ, заселяя земли по Тереку, Кубани и на Ставропольской возвышенности. Стала приходить в упадок кабардинская общность: многочисленные князья не желали признавать над собой главенство друг друга, и Кабарда сначала разделилась на Большую (восточную) и Малую (западную), а затем вовсе распалась на мелкие феодальные владения. Это привело к потере ею былых силы и влияния. Вайнахские племена, раньше платившие дань кабардинским князьям и кумыкским шамхалам, вышли из зависимости от тех и сложились в два близкородственных народа: чеченцев, живших на правобережье Терека и в бассейне Средней и Нижней Сунжи, и ингушей в правом бассейне Верхнего Терека и верховьях Сунжи. После жестокой и кровопролитной войны с вторгшимися из Закавказья после передачи Османским Халифатом Ирану Дербента войсками иранского Надир-шаха 1736 – 1745 гг. Дагестан, хотя одержал полную победу (ополчения дагестанских народов захватили и сам Дербент), был настолько ослаблен и разорен, что распался на несколько независимых феодальных владений и территорий родовых общин. После Русско-Османской войны 1768 – 1774 гг. Османский Халифат уступил России свой главный опорный пункт на Северном Кавказе крепость Сааду-ль-Ислам (Азов) – на северо-восточном побережье Азовского моря, признавал ее права на Кабарду. Земли адыгов османские султаны считали своими владениями, но это была лишь формальность: на самом деле адыги, несмотря на исповедание Ислама, не считали султана своим правителем, и никакой османской администрации в их землях не существовало, османские законы не действовали. Только несколько османских крепостей на побережье Азовского и Черного морей будто символично подчеркивали претензии Халифата на Западный Кавказ, однако за стенами их заканчивалась османская юрисдикция и действовали неписаные адыгские обычаи.
В 1777 г. российская военная администрация начала строительство так называемой Азово-Моздокской укрепленной линии с целью четко очертить южные рубежи Российской империи. Ряд российских укреплений протянулся косой линией через почти все Предкавказье, начиная от Азова и кончая основанной в 1763 г. принявшим крещение и перешедшим на службу российской императрице Екатерине II малокабардинским князем Кургокой Кончокиным (Андреем Ивановым) крепостью Моздок (Мэз дэгу – кабардинское «глухой лес») на Среднем Тереке. В 1778 г. на холмах весьма обширной возвышенности в Центральном Предкавказье возле реки Ташлы по соседству с адыгскими землями была возведена крепость Ставрополь. Греческое название ее, означающее в переводе «город креста», было дано в связи с любовью руководившего освоением Кавказа приближенного Екатерины IIкнязя А. Потемкина (Таврического) к классической греческой культуре. Крепость Ставрополь, при которой казаками была основана станица Ставропольская, стала главным опорным пунктом России на Северном Кавказе. В укрепления Азово-Моздокской линии стали интенсивно заселяться служивые казаки (к концу XVIIIв. царское правительство окончательно подавило казачью вольницу) и вводиться подразделения регулярной российской армии. Эти события можно считать началом активной российской колонизации Кавказа.
Интересно. Поставлю сайт в закладки)
Емкая статья, интересно было читать. Впрочем, это было большое переселение народов, или освоение других земель, что всегда во все века происходило и будет происходить дальше. На фоне всех этих событий совсем не виден маленький человек с его тргедией и горем.
Россия будет могущественной страной всегда, страна сильная и духом и силой.
Обстоятельная статья. Но мое мнение что колонизация или освоение Кавказа, называйте это как хотите ещё до сих пор на закончилась. Ошибка Российской Империи была в том, что они боялись дать широкую автономию этим территориям так как боялись сепаратистский движений тогда как автономия нивелировала бы их.
Развитие нации, государства и каждого человека в отдельности — это долгая интересная история побед и поражений. Все таки, каждая нация это гремучая смесь из многих, за столетия войн и миграций. И, суть процветания, зачастую — слияние малых народностей с большими.
В этот исторический период встретились люди разных культур. Одни были земледельцами, другие занимались преимущественно скотоводством, охотой, садами. Таким образом, они смогли перенять друг у друга определенный опыт и знания, которые позволили обеим культурам развиваться более успешно.