Позднекаменный век пришел на смену среднекаменному. В хозяйстве людей появляются изделия из глины; охота уступает место животноводству, а собирательство – земледелию. Усовершенствование каменных орудий труда приводит к появлению новых форм изобразительного искусства.
Люди позднекаменного века продолжают делать рисуночные изображения на скалах и камнях, но теперь в их искусстве появляются такие элементы, как резьба по кости или дереву, изготовление барельефов и грубых скульптур из глины и дерева.
Широко известны находки пункта Костенки I в Воронежской области. Археолог П.П. Ефименко раскопал большое наземное жилище длиной в 31 м. и шириной в 8 м. В образовавшемся на полу культурном слое, а кроме того в нарочно вырытых когда-то древним человеком ямках-тайниках найдено много каменных орудий, а кроме них – фигурки и головы животных, вырезанные из мергеля (мягкая известково-глинистая порода). Обнаружены также были и более значительные произведения искусства этой эпохи – женские статуэтки.
В Костенках же найдены украшения из зубов хищных зверей, раковин, галек, покрытых разнообразным геометрическим орнаментом из прямых параллельных и косых насечек, стилизованных елочек, схематизированных изображений головы и даже целой фигуры носорога, пещерного льва, но более часто человек рисовал мамонта. Это показывает, что именно мамонт был главным объектом охоты палеолитического населения этих мест в эпоху последнего оледенения.
Искусство данного времени представляют уникальные фигурки «палеолитических Венер» — статуэток обнаженных полных женщин, головы которых наклонены, а руки сложены на животе, ноги же слегка согнуты. По-видимому, они изображены в позе рожениц. Это либо культ женщины-матери, либо облегчающие роды амулеты. Подобные фигурки, но более стройных и даже худых женщин, иногда изображенных в одежде, находили в Сибири (стоянки Мальта и Буреть — бассейн Ангары). Они сделаны из кости и представляют собой женщин в теплых одеждах, что видно по орнаменту на статуэтках. Фигурки вырезались и из бивней мамонта.
Что же касается пещерной живописи позднего палеолита, то наиболее прославлена в России Шульган-Таш (Капова пещера), находящаяся на Урала. Рисунки в ней были обнаружены в 1959 г. зоологом А. В. Рюминым и изучались О. Н. Бадером – выдающимся российским археологом. Всего произведений живописного искусства имеется около 40, и располагаются они на двух уровнях пещеры. Стены и потолок нижнего этажа разрисованы изображениями, имеющими знаковый характер, но есть и реалистические изображения лошадей. На верхнем этаже представлены контурные и силуэтные рисунки ископаемых животных (мамонты, лошади, носороги), выполненные охрой и только красным цветом.
В изобразительном искусстве позднекаменного века появляется еще одно новое направление – обработка форм рельефа, — некоторые зачатки скульптуры. Скульптурные изображения встречаются в горных районах, например, на Кавказе. Люди обрабатывали цельную скалу, придавая ей тот или иной облик, обычно – человеческой фигуры или примитивного изображения человеческого лица. Такие изображения часто встречаются в республике Адыгея в долине реки Ходзь (скала Кизинка), на горе Монах, на горе Фишт.
Человек позднекаменного века, научившись изготовлять и использовать усовершенствованные орудия труда, довольно-таки высоко развил изобразительное искусство. Уже тогда появились зачатки всех современных его видов. Но камень оставался камнем – материалом, плохо поддающимся обработке, поэтому человек не мог придавать своим произведениям искусства слишком тонкие, изящные черты. Для этого ему пришлось «подождать» развития эпохи железа.
И таких артефактов можно накопать тысячи. Не все еще исследовано.
Хорошая статья. К уроку подготовился 🙂
Оригинально. Но сколько времени потрачено древними на это!
Сенкс. Интересно, и вообще полезный у Вас сайт.
Увлекательно.
Первые два комментатора глаголят истину 🙂
Время людей, идущих за мечтой. Выживая в пещерах и временами голодая, утепляясь в шкуры зверей, люди мечтали. Легко понять, что они вырезали фигурки и рисовали. Но они не побоялись попробовать рисовать на камне, обрабатывая огромные скалы и пытаясь придать каменным скалам человеческие черты. Их задумка удалась — мы видим результаты их творчества спустя тысячелетия.
Да, терпения и упорства древнему человеку было не занимать. А ведь благодаря ему, мы обрели такие знания, как: наука, культура, искусство.
Всегда удивлялся, как древние люди делали без инструментов фигурки из камня, костей. Это же очень твердый материал. Они, что камень об камень терли? И рисовали, наверное, тоже камнями? Времени и терпения было много.