кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Армения в далеком прошлом: раннее Средневековье

Армения в далеком прошлом: раннее Средневековье

После раздела Армении между Сасанидским Ираном и Римской империей ее территория стала постоянным предметом споров между двумя державами. Римляне и персы часто воевали между собой, захватывая друг у друга населенные армянами земли. В 395 г. единая Римская империя распалась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Восточная Римская империя, в состав которой входила и западная часть Армении, вошла в историю под названием Византийской (по названию древней греческой колонии Византий, на месте которой был основан Константинополь). Византийская империя продолжила территориальное противостояние с державой Сасанидов.какая история у армян

В 535 — 538 гг. византийский император Юстиниан I провел в империи административную реформу, согласно которой во всех ее провинциях вводились одинаковые законы. Реформа сильно ограничила полномочия и привилегии местной знати, что касалось и византийской части Армении. В то же время все византийские подданные получили одинаковые права в пределах своего сословия, независимо от места проживания. Армянская знать стала полноправной частью византийского нобилитета. В части Армении, принадлежавшей Византии, было учреждено четыре провинции: Армения Первая, Армения Вторая, Армения Третья и Армения Четвертая. В 582 г. в Византии пришел к власти император Маврикий, предположительно, армянин по национальности. В 591 г. византийская армия во главе с Маврикием нанесла поражение персам и захватила большинство территорий Иранской Армении до озера Ван. Так почти вся этническая территория армян отошла к Византии. В 629 г. очередной император-армянин Ираклий отвоевал у Ирана оставшиеся армянские земли, объединил Армению и предоставил ей широкое самоуправление. Фактически Армения превратилась в самостоятельное вассальное государство под византийским покровительством. В средние века религиозная принадлежность была главным критерием идентификации людей, и, получив равные права с остальным населением Византии, армяне не видели ничего плохого в сюзеренитете христианской державы. Правда, армяне принадлежали к монофизитской церкви, а большинство других византийских подданных — к ортодоксальной, однако в то время разногласия между церквями еще не достигли слишком глубокой степени.

Тем временем далеко на юго-западе от Армении — среди знойных аравийских песков, набирало силу  только что сложившееся на основе новой монотеистической религии — Ислама, государство Халифат. Прежде в Византийской империи и Иране арабы считались полудикими варварами, и их страна, лежавшая в стороне от важнейших торговых путей Востока, находилась как бы на обочине международной политики. Прежде совершенно разобщенные арабские племена, жившие в суровых и труднодоступных пустынных землях, правители передовых держав не воспринимали как серьезную силу в переднеазиатском регионе, хотя часто нанимали арабов — бесстрашных воинов, на армейскую службу. После проповеди Ислама пророком Мухаммедом (около 570 — 632) совершенной неожиданностью для правителей Византии и Ирана стало стремительное объединение всех арабских обществ под духовной сенью молодой религии, признающей власть лишь одного Бога и отменяющей все племенные и социальные разграничения. Недостаток в организации и вооружении арабских мусульманских воинов по сравнению с мощными армиями Византии и Сасанидов компенсировался их традиционной исключительной отвагой и глубочайшей преданностью как армения попала под власть мусульманидеалам своей религии, стремлением любой ценой установить божественные законы на максимально большей части всей земли. Распространяя исламский закон — шариат, арабские ополчения вторглись с юга в переднеазиатские владения Византии и Ирана, захватывая земли. Армии враждующих между собой великих держав не смогли оказать им успешного сопротивления. В 645 г. арабы начали захват Армении. В 50-е гг. VII в. вековая империя Сасанидов была полностью разгромлена мусульманскими воинами, все ее территории, в том числе сама Персия, стали провинциями Халифата, куда халиф назначал наместников. Захваченные мусульманами несметные сокровища Сасанидов и передовые технические достижения Ирана стали материальной базой для дальнейшего продолжения исламских завоеваний. К 661 г. Халифат установил свою власть над подавляющим большинством территорий Закавказья, которые были объединены в провинцию аль-Арминия (Армения). Ее центром был город Двин. Несмотря на название, в аль-Арминию входили не только армянские земли, но и Грузия, и Кавказская Албания (будущий Азербайджан). Первым ее наместником был назначен армянский князь Теодорос Рштуни. Армяне стали подданными мусульманского государства на правах зиммиев — пользующихся покровительством исламского правителя — халифа, немусульман. За это они платили особый налог — джизью. Как и все зиммии, армяне не могли занимать руководящих должностей, дававших им власть над мусульманами. Завоеванные земли, отшедшие в казну Халифата, облагались поземельным налогом — хараджем, который платили пользовавшиеся ими скотоводы и земледельцы. Управлять закавказской провинцией халиф назначал наместников из местного населения — остиканов. Систематической национальной дискриминации в Халифате не существовало: Ислам закреплял оценку человека по его вероисповедания и не придавал значения его национальной принадлежности. Поэтому армяне оказали заметное влияние на развитие культуры и науки в молодой империи. Широкую известность в Халифате приобрела династия врачей-армян Ибн-Бахтишу, чей родоначальник Джабраил сумел вылечить в 765 г. халифа аль-Мансура от болезни, перед которой оказались бессильны все другие именитые врачи державы. А его внук и тезка по инициативе халифа Харуна ар-Рашида основал в Багдаде первую больницу. В то же время армянская знать тяготилась своим второсортным положением. Неоднократно, особенно в первые десятилетия мусульманского господства, она инициировала восстания против верховной власти Халифата. В 705 г. арабами было казнено несколько сотен мятежных армянских аристократов.

Часть Армении, оставшаяся под властью Византии, управлялась наместниками Константинополя — армения в далеком прошломкуропалатами, фактически являвшимися в своих уделах полновластными правителями. Ашот I — первый, кто получил эту должность, основал в Закавказье княжество Тао-Кларджети. От него происходит знаменитый армянско-грузинский род Багратуни (Багратиони), к которому принадлежал и российский герой Отечественной войны 1812 г. П. Багратион. Армянская знать имела большое влияние при византийском дворе, и ее представители неоднократно занимали императорский трон. Армянином по национальности был и император Иоанн I Цимисхий (969 — 976), в 971 г. нанесший в Болгарии поражение войскам русского князя Святослава.какие знаменитые известные армяне были в истории

Византия и Халифат постоянно враждовали за территории в Закавказье. При этом Византийская империя как византия пыталась покорить армениючасто использовала своих союзников — хазар, создавших на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье сильное феодальное государство — каганат. Главным форпостом, защищавшим Закавказье от опустошительных хазарских набегов, был древний город Дербент между Каспийским морем и высокими горами Дагестана. В то время в нем располагались усиленные местными, в том числе армянскими, дружинами арабские гарнизоны. Летописец Мовсес Дашкуранци так описывает вторжения в Закавказье хазар:как хазары разоряли закавказье

После ряда тяжелых войн, которые мусульмане вели с хазарами чуть ли не два столетия, в 854 г. полководцу Халифата Буга Кабиру — принявшему Ислам хазару, удалось нанести окончательное поражение Хазарскому каганату и взять с этого прежде сильного и грозного государства дань. После этого хазары перестали нападать на Закавказье, а через столетие — в 969 г., каганат был разгромлен войсками руссов и огузов и прекратил свое существование.

В X в. западная часть Закавказья, в том числе армянские земли, подвергалась нападениям союзных русских и норманнских флотилий, приплывавших от устья Днепра через Черное море. Грабительские нападения викингов были всегда неожиданными, и иногда они, высадившись на Черноморском побережье и перейдя через горы, вторгались в Кавказскую Албанию.

Тем не менее, в раннее Средневековье шло активное развитие армянской культуры, а Армения превращаласькак армяне жили раньше в одну из самых процветающих провинций Халифата. Власти мусульманской империи уделяли большое внимание культурному и научному прогрессу. В VIII в. Двин (по-арабски Дабиль) превратился в один из наиболее богатых и процветающих городов Ближнего Востока, чему способствовало его выгодное географическое расположение: на пересечении торговых путей, почему двин был богатыйведущих в Европу, Малую, Переднюю и Центральную Азию. Из Сирии, Аравии и Ирака купцы везли в Двин гончарные изделия, металлические предметы и ткани, вывозили же продукты питания. Здесь разводили кошениль, дающую красную краску, ткали дорогие шерстяные ковры. В Двине же находилась резиденция католикоса Армянской церкви, которая в этот период окончательно обособилась от ортодоксальной (православной), удерживавшей влияние в Византии, Грузии и на Руси. В центре кавказского наместничества Халифата возвышались грандиозные соборы.

Однако, власти Халифата, благосклонно настроенные к развитию материальной культуры, ревностно охраняли провозглашенный в Исламе основополагающий принцип — единобожие. В этом наиболее совпадали интересы мусульман и христианских церковных иерархов. Все, что могло повредить вере в народе в Единого Бога (языческие культы, отвлеченная от мусульманской или христианской религии философия), подвергалось преследованиям. Так же непримиримо преследовали религиозное вольнодумство власти и церковь Византийской империи. В Армении продолжала жить древняя персидская философия, осужденная как язычество в Халифате и Византии. После усиления влияния церкви она смешалась с христианским кто такие павликиане и тондракийцыучением, и на ее основе возникли различные ереси, из которых особенно широкие распространение получили секты павликиан и тондракитов. В павликианстве отчетливо прослеживалось влияние древнего гностицизма — раннехристианского течения, в котором учение Христа и апостолов смешивалось с представлениями о мироустройстве, свойственными язычникам Передней Азии. Они считали, что мир имеет две основы: Добро, к которому относилось все духовное, и Зло, к которому относилось все материальное. Добро, по мнению последователей гностицизма, в том числе павликиан, это и есть Бог. А земной мир являл собой смесь элементов Добра и Зла, и задача человека была, идя навстречу воле Бога, отделить себя от всего злого (то есть, материального), предаваясь исключительному аскетизму и даже отказываясь от продолжения своего рода. В IX в. павликианство распространилось из Армении сначала на Анатолию (Малая Азия), а затем и по всей Византийской империи. Много павликиан появилось в Болгарии — постоянной «горячей точке» ортодоксальной державы. Объясняя все с гностических позиций, павликиане учили, что тело Христа было не настоящим, а только духовным подобием человеческого тела, отрицали Ветхий Завет Библии и многие церковные догматы и обряды. При этом они проявляли выраженную агрессивность к последователям ортодоксальной церкви, уничтожали иконы и образа, ломали кресты. На базе павликианства формировались оппозиционные византийскому двору течения. В 867 г. павликиане захватили город Эфес на западном побережье Анатолии и взяли в заложники ортодоксальных византийцев. Однако в 872 г. византийские войска разгромили павликианских повстанцев, предводительствуемых Хризохейром, и разрушили их главный оплот Тефрике в Западной Армении. Павликиан тысячами депортировали из византийской Армении в глубинные области империи, особенно в Италию и Болгарию.

Уцелевшие от византийских преследований павликиане бежали в Восточную Армению, входившую в Халифат, где сплотились под предводительством Сумбата Зарехаванци. Религиозным и политическим центром их стало селение Тондрак к северу от озера Ван. Учение Сумбата Зарехаванци, помимо проповеди павликианства, содержало большое количество социально-политических идей, поэтому его последователи образовали фактически новую секту, по названию своего центра вошедшую в историю как тондракиты (тондракийцы). Они учили, что среди людей не должно быть деления на простой люд и знать, что все в равной степени должны пользоваться земными благами. Некоторые историки отмечают, что их воззрения относительно социального строя и собственности были близки к коммунистическим. Тондракиты постоянно подбивали податное население на мятежи против знати и Армянской церкви, критиковали роскошь, в которой жило духовенство. В конце концов власти Халифата направили против них карательную экспедицию во главе с эмиром Абу-ль-Вардом. При поддержке дружин местной знати Абу-ль-Вард разгромил тондракитов и взял в плен Сумбата Зарехванци, который затем был казнен. Само тондракитское течение, однако, не исчезло. Его последователи расселились по всей закавказской провинции Халифата, включая Кавказскую Албанию, и продолжали организовывать выступления простого народа. В течение X в. их деятельность серьезно дестабилизировала внутреннюю обстановку в Закавказье.

Активность тондракитов находила благодатную почву в связи с усилением в этот период позиций армянской аристократии в зависимых от Халифата землях. Власть халифа постепенно приходила в упадок, и наместники, удельные правители, в том числе армянские князья, обретали все большую самостоятельность. В 806 г. наместником Закавказья был назначен Ашот IV из рода Багратуни. Собрав значительную дружину, он расширил пределы своих владений, отвоевав часть территорий у вышедших из повиновения халифу соседних мусульманских правителей. После его смерти в 826 г. армянское государство на некоторое время пришло в упадок из-за феодальной раздробленности (земли Армении поделили между собой сыновья Ашота) и набега враждебной арабской конницы. Однако при Ашоте V (862 — 890) — внуке Ашота IV, армянское государство вновь было объединено и обрело былую мощь. В 885 г. халиф Ахмад аль-Мутамид признал Ашота царем Армении, санкционировав, таким образом полную внутреннюю независимость его государства, которое становилось лишь данником Халифата. Независимость Восточной Армении признал и византийский император, приславший Ашоту V царские дары и корону. Однако у молодого государства, естественно, появились и недоброжелатели, оспаривавшие у него право контроля над закавказскими территориями. Особенно непримиримой была вражда между Арменией и образовавшемся в Азербайджане государством Саджидов — другим вассалом теряющего контроль над своими окраинными землями Халифата. В 908 г. Саджидский эмир Юсуф, вступив в союз с другим влиятельным армянским княжеским родом Арцруни, признал царем Армении представителя того Хачик-Гагика Васпураканского. При поддержке Саджидов Арцруни закрепились в своих владениях на юге и юго-востоке Армении, и единое государство вновь фактически распалось на две части. В 913 г. Юсуф с войском, осадив багратидского царя Смбата I — сына Ашота V, в крепости, взял его в плен и через год распял на кресте. Однако пришедший к власти в 914 г. сын Смбата I Ашот Железный смог консолидировать армянскую знать, нанес поражение Саджидам и восстановил порядок и единство в стране. При преемниках Ашота Железного его брате Аббасе I (928 — 952), Ашоте III (952 — 977), Смбате II (977 — 989) и Гагике I (989 — 1020) средневековая Армения достигла своего наивысшего могущества, богатства и культурного процветания. При Аббасе ее столица была сначала перенесена в Карс, а при Ашоте — в город Ани, располагавшийся там, где сейчас проходит граница между Арменией и Турцией.

когда армения была сильная

Средневековое Армянское (Анийское) царство

Армения снова поражала воображение современников красотой и роскошью. По указаниям царей что осталось от города анивозводились великолепные дворцы и церкви, больницы и различные общественные здания. Страна утопала в прекрасных садах и виноградниках. А древний город Ани получил у историков прозвище «города тысячи и одной церкви». Но богатство и благополучие всегда искушают и развращают. После того как присмирели воинственные соседи, армянские князья стали активно уделять внимание укреплению личного влияния. Цари раздавали обширные земли своим родственникам, в которых те становились фактически самостоятельными правителями. Процветающая страна погрузилась в очередную феодальную раздробленность, что в окружении других экспансивных государств обрекало ее на гибель. Уже в первой половине X в. византийцы, воспользовавшись ослаблением Халифата, начали наступление на Армению, стремясь отвоевать обратно ранее принадлежавшие им земли. Причем часто византийскую армию вели в поход военачальники — византийские армяне. В 966 г. князья-братья Григорий и Баграт были вынуждены уступить Византии древнюю армянскую провинцию Тарон. И прежде шла активная эмиграция населения Армении в Византийскую империю, а теперь армянские общины возникали повсеместно во всех ее провинциях. Католикос Хачик (972 — 992) назначал епископов в Сирии, Киликии и других далеких землях, где обосновались армянские диаспоры. После смерти в 1020 г. багратидского царя Гагика I Армения потеряла значительную часть своей территории, а оставшаяся была поделена между его сыновьями. Уже через год с территории Азербайджана в Армению вторглись войска иранского народа дейлемитов, а в районе озера Ван появились воинственные тюрки-сельджуки. Экспансию в Армению мусульманских народов активно поддерживал жестокий византийский император Василий II (976 — 1025), рассчитывая, что армяне, не желая оказаться под властью иноверцев, будут вынуждены признать византийский сюзеренитет над собой. Он вынудил царя Васпураканского отречься от престола и передать свое царство, состоявшее из земель десяти городов, Византии. В правление императора Константина Мономаха (1042 — 1055) верховный царь Армении Гагик II отрекся от престола в пользу Византии. Армянское царство окончательно потеряло независимость.

как выглядел город ани

Реконструкция раннесредневекового города Ани в Армении

С воцарением византийских порядков на смену богатству и процветанию в Армению пришли горе и лишения. Византийские наместники смотрели на страну лишь как на лакомый кусок и обложили народ непосильными налогами. На их сторону встало привлеченное императором высшее духовенство. Однако как византия воевала с сельджуками за армениюторжество византийцев от исполнения их давней мечты оказалось недолгим: в Персии прочно утвердились сельджуки — грозные и отважные воины, которые с 1045 г. начали беспрестанно совершать набеги на Армению, разграбляя ее. Они громили пытавшиеся противостоять им византийские отряды и местные дружины, а страну разоряли, жестоко расправляясь с пытавшимся сопротивляться населением. В 1048 г. сельджуки дочиста разграбили и выжгли важный торговый город Арцн. Армяне страдали от грабежей и насилия, а византийским императорам оставалось лишь локти кусать, наблюдая, как прежде богатая провинция, на присоединение которой к своей державе они потратили столько времени и сил, превращается в бедный и проблемный регион. В 1064 г. сельджуки, разгромив византийский гарнизон, захватили Ани. Остававшийся еще независимым царь Карса Гагик-Аббас, испугавшись сельджуков, тоже отрекся от своего престола, передав власть византийскому императору, но было уже поздно: сельджуки захватили территорию Карсского царства прежде чем туда успела прибыть как сельджуки завоевали армениювизантийская армия. Желая положить конец расширению сельджукской экспансии и изгнать неприятеля из столь привлекательной провинции, византийский император Роман Диоген сам возглавил войско, которое вступило в Армению. Это обернулось окончательным крахом и позором Византии в Закавказье: в 1071 г. в битве при Манцикерте сельджуки во главе с султаном Мухаммедом Ибн-Даудом (Алп-Арсланом) разбили византийскую армию, а императора взяли в плен. К XII в. сельджуки захватили бóльшую часть Малой Азии, ввергнув наследницу Древнего Рима в необратимый упадок. Несколько десятилетий отдельные армянские аристократы со своими дружинами, укрепившись в горных крепостях, еще продолжали отчаянное сопротивление сельджукам, но постепенно Сельджукский султанат, диктовавший волю уже багдадским халифам, овладел большинством территорий Армении. Только на севере страны династия князей Захаридов (Мхаргрдзели), приняв сюзеренитет набиравшего силу и влияние Грузинского царства, смогла закрепиться в городах Ани, Лори, Карс и Двин и совместно с грузинской армией остановить дальнейшее наступление сельджуков, сохранив относительную независимость. С тех пор фактически вплоть до 1991 г. Армения перестала существовать как единое самостоятельное государство.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

11 комментариев

  1. Очень интересная и познавательная статья, очень рада, что на нее наткнулась.

  2. Впервые узнала о павликианах и тондракитах. Как много ответвлений у мировых религий! А у армянского народа как и у гонимого еврейского тяжелая судьба.

  3. рекомендую перечитать историю и переписать статью. Род Багратуни-это Багратиони, грузинская царская фамилия. На карте указана территория ранней Грузии, а уж армяне после появились, им грузины выделили часть территории для проживания.

    Простите, но здесь работают профессиональные историки, изучающие историю на основании документов, а не желтой прессы.admin

  4. Кирилл Логинов

    Вообще восток бы был очень могучей империей ,но жажда власти,войны и разногласия не способствовали этому.

  5. Пётр Прокин

    Хорошая статья. Расписано без лишней демагогии. Для учащихся вообще просто подарок.

  6. Страна с очень тяжелой историей, красивой природой и гордой нацией.

  7. Колоритная местность, стоит посетить все эти памятки, узреть воочию, так сказать, проникнуться духом великих золотого времени. Не сказать, что Армения золота сейчас. Хотя, зависит от точки зрения.

  8. В который раз убеждаюсь, что вся история идет по спирали: за расцветом следует закат. И только народы, которые помнят о своем единстве могут увидеть новый расцвет.

  9. Прекрасная информативная статья, особенно для человека, который любит публикации на исторические темы, но в повседневности не может уделить много времени глубокому изучению истории. Статья смотивировала меня больше узнать о стране. После референдума 1991 года Армения все же приобрела статус независимого государства, и сейчас это динамично развивающаяся страна с богатейшим культурно-историческим наследием. Спасибо автору!

  10. Несмотря на огромнейшие потрясенния и потерю государственой самостоятельности, армянский народ не здался и продолжал развивать культурные ценности своей страны. .

  11. Сергей Евгеньевич

    В общем, становится понятно, откуда идёт вражда между азербайджанцами, как потомками древних персов, и армянами, которые придерживались христианской веры. Но главное, они сумели, хоть и поздно, сохранить свою независимость.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

5 + семь =