Учение Мухаммеда и история первых мусульман (часть II) - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Учение Мухаммеда и история первых мусульман (часть II)

Учение Мухаммеда и история первых мусульман (часть II)

каким было учение мухаммеда

После переселения Мухаммеда и мусульман из Мекки в Ясриб (Медину) в истории исламского пророчества наступает так называемый мединский период. Его характерная особенность – формирование норм и правил жизни и быта мусульман, складывание мусульманского нравственного кодекса. Суры Корана, переданные Мухаммедом в Мекке, содержат очень мало установлений относительно жизненного уклада: они в основном лишь призывают к вере в единого Бога – Аллаха и воздержанию от некоторых грехов. Мединские же суры по сути устанавливают целый свод законов, упорядочивающих как организацию мусульманского общества, так и частную жизнь каждого приверженца Ислама. На базе положений мединских сур и личных предписаний Мухаммеда сложено исламское право. Вся совокупность содержащихся в Коране и примере (сунне) Мухаммеда религиозных предписаний носит название Шариат («закон, уложение»). Шариат продолжал строиться и дополняться на протяжении практически всей жизни Мухаммеда от начала его пророчества.

Победа мусульман в битве при Бадре небывало укрепила авторитет Мухаммеда и его последователей в Западной Аравии. Ислам стали принимать многие представители различных арабских племен, живших как поблизости от Медины, так и в отдалении. Отовсюду в Медину шли послы узнать о появившемся там посланнике самого Аллаха. Некоторые племена вслед за своими вождями признавали пророчество Мухаммеда и принимали Ислам, другие оставались приверженными своей древней религии, но стремились заключить с мусульманами, сумевшими одержать верх над курайшитами, договор о союзе и взаимопомощи. Произошло то, чего так опасалась курайшитская знать: единобожие стало быстро распространяться по территории Аравии, и все больше племен стало враждебно относиться к мекканским язычникам. Ислам отвергал многобожие и связанные с ним жертвы языческим богам. Аллах же, согласно учению Ислама, и без того безраздельно владеет всем сущим, а потому в жертвах не нуждается. Имущество, богатство же положено расходовать на распространение и укрепление религии Аллаха, на помощь обездоленным, оказавшимся в трудном положении, сиротам. Все люди, согласно исламским воззрениям, делились лишь на две категории: верующие и неверующие. Верующие равны перед Богом, а значит, и перед божественным законом. Иные законы, не основанные на том, что предписал Аллах, мусульмане считали ересью, поскольку никто, кроме самого Создателя мира, не может установить в мире справедливых правил. Поэтому в мусульманской среде стирались социальные, племенные, национальные различия. Господа стояли на молитве бок о бок с рабами. За убийство женщин и рабов назначалась смертная казнь, как за убийство свободного человека, что было ранее невиданным для Аравии. Мухаммед говорил: «Нет преимущества белого перед черным и черного перед белым, и араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности». Ислам не упразднял рабовладение и подтверждал патриархальное устройство общества, однако степень ограничения правового положения рабов и женщин строго регламентировалась Шариатом. Имущественное положение и происхождение мусульманина на его правовой статус не влияло. Однажды Мухаммед поразил многих привыкших к социальному неравенству в арабской среде людей, приказав в соответствии с кораническим положением отрубить руку знатной женщине за воровство. И пришел в негодование, когда увидел недоумение окружащих, сказав, что прошлые поколения погубил обычай, когда по всей строгости наказывали только простолюдинов, а знати преступления сходили с рук. Обладая мягким характером и будучи, как правило, очень доброжелательным к людям, Мухаммед без колебания выносил самые суровые приговоры, если это требовалось в Коране, мотивируя, что нет никого, справедливее Аллаха, и установления Аллаха ослушаться нельзя. После того как пришло кораническое предписание, запрещающее считать своим отцом или сыном того, кто биологически им не является, он отказался от отцовства над своим молодым сподвижником Зайдом Ибн-Харисой, усыновленным им в детском возрасте, хотя остался с тем в прежних теплых отношениях.

Мусульмане противопоставляли себе кафиров – людей, отрицающих либо веру в Аллаха, либо единство Аллаха, либо пророчествокакими были обычаи Ислама при Мухаммеде Мухаммеда. Таковых последователи Мухаммеда подразделяли на несколько категорий: враждующих, покорившихся, союзных. К первым относились те, с кем мусульмане находились в противостоянии; к вторым – те, кто признал над собой власть Мухаммеда, но не принял Ислам; союзными считались те, кто заключил договор о взаимопомощи или ненападении с мусульманами. По отношению к последним двум категориям мусульмане были обязаны соблюдать ряд правил, в частности, неприкосновенность их жизни и имущества, мягкость в бытовом обхождении. С враждующими же в Коране было предписано беспощадно сражаться как с врагами Аллаха. В этом также заключается отличие между мединскими сурами и мекканскими, которые предписывают терпеливо выносить нападки и притеснения иноверцев. Как гласит Коран, не мусульмане убивают врагов Аллаха, а Аллах убивает своих врагов руками мусульман, чтобы испытать последних на верность. И только Аллах дает победу или поражение. В то же время Коран предписывает не переходить во время войны границ справедливости, а Мухаммед уже личными предписаниями ввел запрет на преднамеренное убийство в ходе военных действий женщин и детей, хотя не считал препятствием для атаки на селение неверующих то, что при этом их дети и женщины могут пострадать случайно. Мусульманам было строго запрещено повиноваться иноверцам (согласно Корану – это путь обратно в неверие), предпочитать в отношениях иноверца мусульманину.

В целом, к неверующим были отнесены, согласно мединским сурам Корана, и последователи древних религий единобожия – иудеи и христиане (люди Писания), хотя в Коране несколько раз упоминается и то, что среди них имеется некоторая часть верных Аллаху людей. Несмотря на то, что иудеи и христиане верили в одного Аллаха (так называли Бога все арабы, независимо от религии), в Коране критикуется ряд представлений и институтов Иудаизма и Христианства в связи с тем, что это не предписано ни в Торе, ни в Библии. В частности, посредничество между людьми и Богом в форме священства, вера в Троицу (вместо единого Бога), обожествление Иисуса (согласно Исламу, он только пророк) и признание его сыном Бога, монашество. В Коране также осуждается алчность многих иудейских и христианских священников, обыкновение последователей Иудаизма и Христианства безоговорочно считать истиной то, что говорят священники, даже если в Торе и Библии (по исламским представлениям это тоже слова Аллаха, как и Коран) сказано по-другому. Так, в Коране повторяется адресованный конкретно иудеям запрет на ростовщическую деятельность, запрещенный в Торе, но в Талмуде (составленном в течение веков иудейскими учеными сводом религиозных правил) разрешенный в отношении людей иной веры. Первая из переданных в Медине сур – аль-Бакара («Корова») содержит призыв к иудеям и христианам следовать только тому, что установлено в Торе и Евангелии, оставив все противоречащие им предписания, и таким образом спастись от наказания Аллаха в Судный День. В последующих мединских сурах Ислам провозглашается последней, завершенной религией, а Коран – писанием, в котором не упущено ничего, что необходимо для людей из знания о Боге. Соответственно, желающим быть верным Аллаху и спастись от адского огня предписывается следовать только Корану и учению Мухаммеда, а Ислам объявляется единственной религией, которую отныне принимает Аллах. Мухаммед же, согласно Корану – последний пророк, после которого новых пророков к людям от Бога уже не придет.

Однако люди Писания – иудеи и христиане, все равно продолжают расцениваться в религиозном отношении несколько лучше язычников, поскольку все же верят в единого Бога. В частности, мусульманам разрешено жениться на иудейках и христиансках, употреблять в пищу мясо заколотых иудеями и христианами животных (относительно язычников на это в Исламе существует запрет).

взаимоотношения мусульман и иноверцевМногие из приверженцев Иудаизма и Христианства, обратив внимание на то, что Мухаммед проповедует те же религиозные основы, которым следовали и они, принимали Ислам. Однако оставалась и группа, отказывающаяся следовать за Мухаммедом. Споры между ними и Мухаммедом порой принимали трагикомичный характер. Однажды очень уважаемый в обществе представитель знатного иудейского рода принял Ислам, но сразу не сказал об этом своим соплеменникам. Мухаммед обратился к собранию иудеев с вопросом, что те думают об этом человеке. Собравшиеся стали единодушно выражать свое уважение к нему, отмечая, что это – один из лучших и знатнейших людей Медины. Когда Мухаммед спросил, что же они скажут, если он примет Ислам, иудеи ответили, что такое в принципе невозможно. Тогда обратившийся в Ислам знатный муж вышел к своим бывшим единоверцам и произнес: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Собравшиеся, забыв о своих только что высказанных хвалебных словах, подняли шум, крича, что этот человек никогда не был ими уважаем и, вообще, он без роду, без племени. Бывали и еще более удивительные случаи: некоторые последователи Иудаизма признавали Мухаммеда пророком Аллаха, но все равно отказывались следовать его учению, говоря, что Бог им не страшен. Христиане более охотно переходили в Ислам, чем иудеи, однако и с ними Мухаммед нередко вел напряженные споры. Так, среди аравийских христиан того воремени было распространено какое-то апокрифическое (признанное официальной древнеримской церковью недостоверным) евангелие – жизнеописание Иисуса, в котором тот предсказывал приход после себя пророка от Бога, имя которому будет Ахмад (по звучанию сходно с Мухаммад). Оппоненты Мухаммеда из числа христиан были удивлены таким разительным сходством, однако его пророчества все равно не признали (по их мнению, истинный пророк не стал бы критиковать сложившиеся догмы христианской религии) и посчитали, что он очаровал их колдовством.

Постепенно, однако, большинство населения Медины обратилось в Ислам, и Мухаммед стал по сути единственной властью в городе. В обмен на покровительство мусульман жители, оставшиеся приверженными Иудаизму и Христианству, были обложены особым налогом – джизьей. Им запрещалось принимать участие в управлении городом. Мусульманам же Мухаммед предписал отличаться от иудеев и христиан во внешнем виде, в частности, призвал мужчин отращивать бороду и подстригать усы.

Мусульмане же, согласно положениям Корана и словам Мухаммеда, объявлялись единой общиной; принадлежность человека к какими были шариат и мусульманское право во времена МухаммедаИсламу ставилась выше всех других связей: национальных, племенных, родовых и семейных. Мусульманам было запрещено убивать друг друга из-за иноверцев. Вражеских воинов, сложивших оружие и объявивших, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха, тоже нельзя было убить, так как с этого момента они становились частью мусульманской общины. Принявшему Ислам человеку прощались все грехи и преступления, совершенные до этого, его кровники из числа мусульман должны были примириться с ним и считать его своим братом в религии, как и любого мусульманина. Мухаммед сравнивал мусульманскую общину с единым организмом, говоря, что «когда одну его часть поражает болезнь, все тело отзывается бессонницей и горячкой». Беда, в которую попадал один мусульманин, считалась бедой всего исламского общества. Мусульмане должны были интересоваться делами друг друга и оказывать друг другу всевозможную помощь и поддержку. Уже после формирования первого исламского государства халиф (правитель) Умар однажды едва не начал войну с соседним правителем, люди которого захватили в плен одну простую мусульманку, и только освобождение той позволило избежать конфликта и кровопролития. Даже без особой необходимости говорить о мусульманине то, что ему бы не понравилось (хотя бы это и соответствовало истине), за его спиной считалось тяжким грехом, грозящим адскими муками в последней жизни. «Если два мусульманина скрестят мечи, то и убитый, и убивший попадут в ад», – говорил Мухаммед, а также предупреждал, что в Судный День поссорившиеся мусульмане не войдут в рай, пока не помирятся. Мусульманская община, называемая также Общиной (Уммой) Мухаммеда, представлялась как единая семья равных перед Богом людей, степень благородства каждого из которых определялась лишь его преданностью Аллаху, который только один мог наверняка судить, насколько хорош каждый из его верующих рабов. Худший из мусульман считался лучше самого лучшего из иноверцев. Ограничения в правах рабов и женщин, установленные в Шариате, считались временными – только для земной жизни, в раю же все получат ровно такую награду, какую заслужили, неважно, какой у них пол и какой у них был на земле социальный статус.

обычаи Ислама и учение мухаммеда

картина Генри Уоррена «Караван в пустыне»

Согласно исламским канонам, нельзя было обращать человека в Ислам насильно; неискренние в религии люди – мунафики («лицемеры»), считались особенно опасными врагами Ислама, вредящими мусульманам исподтишка. В то же время переход мусульманина в иную веру считался великим преступлением и карался, как правило, смертью. Как вероотступничество также рассматривались вражда, сражение с мусульманами на стороне иноверцев, категоричный отказ от совершения обязательной пятикратной молитвы, насмешки над мусульманской религией.

Курайшиты не смирились с поражением при Бадре, к тому же, взять реванш над мусульманами их побуждало стремительное падение собственного авторитета в глазах других арабов, отказ от языческой религии и переход в Ислам все большего числа арабских племен. На организацию военной экспедиции против Медины были потрачены все ценности, привезенные караваном верховного курайшитского вождя Абу Суфьяна. В 625 г. трехтысячное войско курайшитов во главе с самим Абу Суфьяном выдвинулось из Мекки в поход на мусульман. В командующем составе был лучший воин и стратег племени, прославившийся тем, что ни разу не проиграл ни одного сражения, Халид Ибн аль-Валид. 23 марта курайшиты и выступившее им навстречу войско мусульман под предводительством Мухаммеда встретились в районе высокой горы Ухуд. Мекканцы имели четырехкратное превосходство в силе над мусульманами, однако те, преисполненные преданности Аллаху, не смутились этим и рвались в бой. Согласно Корану, мусульманин, погибший, защищая свою веру, жизнь, честь или имущество, либо, вообще, отстаивая справедливость, является полностью прощенным Аллахом за все грехи и сразу попадает в рай, и являющийся конечной целью жизни верующих. Поэтому мусульмане не только не боялись смерти в бою, но сами желали ее, чтобы получить заветную степень шахида («свидетеля»), гарантирующую прямое попадание в рай. Неудивительно, что атака мусульманских воинов была настолько стремительной и отчаянной, что курайшиты не выдержали натиска и, несмотря на абсолютное численное превосходство, в смятении начали отступать, оставив собственный боевой лагерь. Решив, что победа войска Мухаммеда – дело обеспеченное, прикрывавшие его тыл, стоя на возвышении, мусульманские лучники оставили позиции и бросились грабить неприятельский лагерь. В это время, заметив незащищенность тыла мусульман, в атаку повел конницу Халид Ибн аль-Валид. Только что теснившие курайшитов мусульмане неожиданно оказались в окружении и были вынуждены отбиваться на яростно устремившихся на них со всех стороны в контратаку язычников. В завязавшейся жестокой битве погиб лучший из воинов мусульман Хамза Ибн Абд-аль-Муталлиб – младший дядя и молочный брат Мухаммеда, прозванный мусульманами «Львом Аллаха». Ранение получил и сам Мухаммед. Защищая Мухаммеда от наседавших курайшитов, двенадцать ранений получила его смелая сподвижница Умму Аммара.

какие войны вели мусульмане в своей истории

схема битвы при Ухуде (длинной стрелкой обозначено направление атаки конницы Халида Ибн аль-Валида

Прорвавшись из курайшитского кольца, мусульмане отступили, потеряв семьдесят человек убитыми. Однако серьезный урон, особенно в начале битвы, когда, казалось, победа вновь будет на стороне мусульман, понесли и курайшиты. Поэтому они не стали преследовать мусульманское войско и возвратились в Медину. Поражение при горе Ухуд сильно подорвало боевой дух многих мусульман. Многие арабские племена снова стали смотреть в сторону курайшитов. После битвы при Ухуде Мухаммедом была передана сура Корана «Семейство Имрана», в которой содержится упрек и невыдержанным воинам, ради мирских благ бросивших боевые позиции, и противникам выступления мусульман в открытый бой с превосходящим курайшитским войском (верному рабу Аллаха не к лицу бояться смерти в сражении за религию, когда только Аллах решает, умереть человеку или нет). В целом же относительно битве при Ухуде в суре содержится призыв к мусульманам быть терпеливыми и стойкими, а поражение названо лишь временным испытанием от Аллаха, чтобы различились преданные Богу и слабые духом люди.

история шариата и мусульманского права

гора Ухуд в наши дни

После поражения при Ухуде между курайшитами и мусульманами был заключен договор, весьма тяжелый для последних. В частности, мусульмане обязались не принимать у себя обратившихся в Ислам мекканцев. В последующем между отдельными отрядами и караванами мусульман и курайшитов время от времени происходили боевые столкновения на горных дорогах Хиджаза (Западной Аравии). Через два года курайшиты все-таки решили навсегда покончить с оплотом подрывавших их религиозное влияние мусульман и, заключив договор с еще несколькими языческими племенами, снова выступили против Медины. Узнав о приближении десятитысячного союзного войска язычников, мусульмане и лично Мухаммед, изнывая от жары, голода и усталости, в короткие сроки выкопали на наиболее уязвимых северных подступах к Медине глубокий ров. Территория к югу от Медины контролировалась иудейским племенем Бану Курайза, с которым мусульмане заключили договор о ненападении. 31 марта 627 г. союзные войска обошли территорию Бану Курайза и подступили с севера к защищавшему Медину рву. Женщины и дети города были укрыты мусульманами в каменных башнях. Противостояние длилось в течение двух недель. Медину обороняли три тысячи человек против десяти тысяч язычников. Ров оказался достаточно глубоким, чтобы воины союзников могли его легко преодолеть, и те, несмотря на снова абсолютное превосходство в числе над мусульманами, не решались пойти в наступление. Дело ограничивалось перестрелками из луков и отдельными небольшими вылазками. Однако противостояние требовало от обеих сторон крайнего напряжения: стоило бы ненадолго ослабить бдительность, и противник преодолел бы ров, чтобы затем ударить в самую середину лагеря. В один из дней мусульмане даже не смогли вовремя совершить третью молитву, после чего долго во главе с Мухаммедом проклинали союзные племена.

какие войны Мухаммеда знает история

схема битвы у рва

Страшным известием для мусульман стало то, что жившее к югу от Медины племя Бану Курайза вдруг расторгло договор о ненападении и присоединилось к союзу язычников. Вся южная сторона города, в котором оставались только женщины и дети, оказалась открытой для наступления неприятеля. Казалось уже, что захват Медины и гибель мусульманского войска неминуемы, но тем временем оказавшийся среди воинов союзников тайно принявший Ислам человек смог хитрыми интригами поссорить между собой предводителей курайшитов, Бану Курайза и еще одного племени. В это же время на окрестную пустыню неожиданно обрушился сильный ветер, который начал сносить палатки и тушить костры союзников. В условиях начавшегося раздора между союзниками и непогоды начинать наступление оказалось невозможным, войска свернули лагерь и разошлись от Медины. Мусульмане были убеждены, что произошедшее чудесное спасение – это знамение самого Аллаха, в решительный момент расстроившего дела врагов Ислама. Потери мусульман за время противостояния у рва составили шесть человек, союзников – три человека.

После отступления союзного войска мусульмане решили покончить с жившим бок о бок с ними племенем Бану Курайза, опасаясь теперь его вдруг выявившейся враждебности. Иудейские воины поначалу скрылись в своих укреплениях и приготовились дать отпор мусульманам, однако среди их вождей тоже не было единства. Перессорившись, вожди Бану Курайза решили сдаться на милость Мухаммеду. Мухаммед предоставил право судить склонное к политическим колебаниям племя одному из своих сподвижников, получившему ранение в битве у рва. Тот сказал, что Бану Курайза достойны того, чтобы все его взрослые мужчины были убиты, а женщины и дети обращены в рабство. Так и было исполнено. Под мечами мусульман слетели головы не менее четырехсот пленников; из взрослого мужского населения Бану Курайза спаслись лишь принявшие Ислам, которых было немного, и небольшое количество тех, за кого заступились и взяли их себе как рабов знавшие их мусульмане. Расправа с племенем Бану Курайза стала самым суровым военным актом мусульман времени Мухаммеда. Позже Мухаммедом была передана сура Корана, подтверждающая справедливость участи Бану Курайза.

После отступления курайшитов и союзных им племен от Медины авторитет Мухаммеда и влияние мусульман стали стремительно возрастать по всей Аравии. Одно за другим обращались в единобожие многочисленные арабские племена. За счет них мусульмане получили возможность собирать многотысячные войска. На стороне мусульман нередко выступали и союзные племена иной веры, недолюбливавшие курайшитов. Тяжелым ударом для курайшитов стало неожиданное обращение в Ислам и уход в Медину их лучшего военачальника Халида Ибн аль-Валида; слава, которую тот имел, недвусмысленно говорила о том, что мусульманские войска теперь, действительно, станут непобедимыми. В 629 г. воины Мухаммеда после полуторамесячной осады взяли населенный иудеями богатый оазис Хайбар к северу от Медины. Это способствовало росту и экономического влияния мусульман. Когда явственно обозначилась непоколебимость политических позиций мусульман в Аравии, благо все мусульманские племена были как никогда объединены властью Мухаммеда, курайшиты были вынуждены пойти на уступки мусульманам. В частности, по договору о ненападении, заключенному в 628 г. в месте аль-Худайбия, им было разрешено посещать Мекку во время паломничества – хаджжа, так как ритуальный обход Каабы – таваф, предписывается и Исламом.

каким было учение Мухаммеда

остатки крепости Хайбар

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







15 комментариев

  1. Просто отличная статья

  2. Римма М.

    поймем другие «не свои» религии -меньше плохого будет на Земле.

  3. Хорошее напоминание всем мусульманам, что такое ислам. Но правители мира исказили настоящую религию ислам: веру в единого бога Аллаха, законы морали и нравственности. И использовали для разжигания воин и порабощение людей. При наличии веры в ЕДИНОГО БОГА (АЛЛАХА) у всех религий как ислама так и христианства люди не обьединялись а стравливались в войны. Наверное кому-то на Земле это нужно до сих пор.

  4. Мусульманство-наверно одна из самых правильных религий мира, а Музамед их наставником.Жалко только одно, что эта религия опровергает другии. А так статья очень позновательна.

  5. Галина Шахова

    ):

  6. Галина Шахова

    Читала с огромным интересом!Очень хорошо и понятно все рассказано!!Эх,если бы многие прислушивались к словам Мухамеда!Мне нравиться его стойкость и мудрость!В нынешнее время очень не хватает таких нравственных отношении к ближним!

  7. Ислам — самая «молодая» религия мира, и для того, чтобы понять ислам сегодняшний, нужно обратиться к истокам. Да, наверное, жестоко обошлись с воинами Бена Курайза, но главное здесь то, как люди переходили в ислам из вражеского лагеря.

  8. Виктор

    Во всех мировых религиях есть нечто общее. В первую очередь это любовь и уважение к ближнему. Человеческая жизнь — наивысшая ценность. И в разных народных мудростях можно почерпнуть для себя что-то новое. В том числе и у мусульманов. Ведь истина одна.

  9. По-моему, данные исторические события изложены тенденциозно — авторы описывают все действия первых мусульман с симпатией, почти оправдывая обезглавливание воинов Бану Курайза и взятие в рабство их семей.

  10. Мусульмане более честные в их религии нельзя убивать людей той же религии, учения Мухаммеда и в самом деле достаточно правдивые и честные, если бы все придерживались их не только на словах было бы замечательно.

  11. Андрей

    Очень печально что великие религии мира не могут сосуществовать без противостояния. Достаточно вспомнить крестовые походы, современную борьбу мусульман против неверных и многое другое. Хотя практически религии очень похожи.

  12. Мусульмане — очень дружный и «чистый» народ, а Мухаммед является ихним наставником, пропагандируя любовь к ближнему.

  13. Очень детально показана история ислама (прочитал и первые статьи), вероятно, этим она и любопытна. Чем подробнее представляешь картину, тем понятней становится и нынешняя жизнь. Если так же детально покажете историю других мировых религий, не один я скажу вам спасибо.

  14. Прочитав статью, я вспомнила выступления Кадырова и высоких мусульманских религиозных чинов на Митинге за исламские ценности в Грозном в январе 2015 г.
    Они все говорили о том, что мусульмане должны соблюдать нравственный кодекс: уважение к семье, старейшинам, своей вере, вере других людей, быть миролюбивыми, трудолюбивыми и пр. Если ЭТОМУ учит их Мухаммед, я, православная, христианка, буду уважать эту религию.

  15. Хорошая статья.Много нового узнал.Всегда интересовала история Мухаммеда!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

19 − 3 =