После того как в преимущественно языческой Аравии пророк Мухаммед провозгласил единство Бога – Аллаха, предрек наступление в будущем Судного Дня, когда все люди, когда либо жившие на земле, будут заново воскрешены Аллахом и за свои дела в настоящей жизни попадут либо в ад, либо в рай, язычники Мекки подвергли его и его последователей сначала насмешкам, а затем откровенным преследованиям. Мекка с главным святилищем арабов – Каабой, построенной, как они верили, их общими предками древними пророками Ибрахимом и Исмаилем, была оплотом арабского язычества, и населявшее ее племя курайшитов процветало за счет подношений, которые несли устремлявшиеся к ней со всех концов Аравийского полуострова паломники. Первое столкновение между язычниками и сторонниками Мухаммеда произошло, когда последние собрались для совместной молитвы в ущелье в окрестностях Мекки. Язычники толпой напали на них, произошла жестокая потасовка, с обеих сторон были раненые. Впоследствии подобные столкновения происходили регулярно.
Противостояние язычников и единобожников не ограничивалось уличными схватками. Родители, приверженные древней религии арабов, порой сажали своих отказавшихся от поклонения другим богам, кроме Аллаха, детей на цепь, чтобы они не уходили слушать проповеди Мухаммеда. Сам Мухаммед, несмотря на защиту дяди, главы его рода хашимитов Абу Талиба, тоже подвергался нападениям. Его ближайший друг Абу Бакр, первый, кто откликнулся на призыв Мухаммеда и отказался от языческих богов, был жестоко избит толпой, когда попытался защитить пророка на улице. Знатные курайшиты стали постоянно обращаться к Абу Талиба, уговаривая того выдать им Мухаммеда на расправу, обещая уплатить большой выкуп, а однажды другой курайшитский род предложил ему обменять Мухаммеда на своего молодого и красивого юношу. Однако Абу Талиб, горячо любивший и исключительно уважавший Мухаммеда, приходил в ярость от подобных предложений. Сам он, однако, упорно отказывался оставить религию предков, возможно, из почтения к тем, а возможно, опасаясь потерять свое влияние в курайшитском обществе.
Но в особенно тяжелом положении оказались последователи учения Мухаммеда, принадлежавшие к слабым, бедным родам или вовсе не имеющие родовой защиты, например, рабы и переселенцы из других областей Аравии. Знатные язычники подвергали их жестоким истязаниям: подолгу избивали бичами, заворачивали в свежеснятую коровью кожу, которая, высыхая, сжималась и сдавливала тело, клали связанному человеку на грудь массивный камень, мешавший дышать и т.д. От них требовали в обмен на прекращение истязаний отказаться от следования за Мухаммедом и заново уверовать в языческих богов. Выходец из Йемена Ясир Ибн-Амир и его жена Сумайя были подвергнуты пыткам и затем убиты одним из курайшитских вождей Амром Ибн-Хишамом, за лютую ненависть к единобожию прозванному Мухаммедом и его последователями Абу Джахлем («отцом невежества»). Расправа над Ясиром и его семьей произошла на глазах Мухаммеда, который призывал терзаемых к стойкости ради Аллаха. Сын Ясира и Сумайи Аммар под пытками признал истинность языческих богов и был отпущен курайшитами. Вскоре в Коране – священном писании последователей Мухаммеда, состоящем из слов Аллаха, периодически приходивших к нему во время особого забытья, появились строки, дозволяющие верующему произнести слова неверия из страха перед убийством или пытками, если в своем сердце он остается убежденным в единстве Аллаха и истинности учения Мухаммеда. Некоторые последователи Мухаммеда, следуя воинственному арабскому менталитету, упрашивали его разрешить им сражаться с притеснителями, но Мухаммед запрещал им браться за оружие, говоря, что Аллах велел терпеть. Не выдержав гонений, некоторые единобожники переселились из Мекки в христианскую Эфиопию. Опасавшиеся, что за пределами Мекки последователи учения Мухаммеда будут отвращать от традиционной религии другие арабские племена, курайшиты потребовали от негуса – правителя Эфиопии, выдать им беглецов. Однако тот отказался, мотивируя это тем, что у эфиопов с последователями Мухаммеда одна религия.
Несмотря на все преследования и издевательства язычников, число приверженцев единобожия в Мекке продолжало расти. Как сообщали очевидцы, проповедническая деятельность Мухаммеда сопровождалась многочисленными необъяснимыми с точки зрения людей явлениями, которые убеждали население в истинности его слов. Однажды мекканцы обратились к Мухаммеду, сказав ему, чтобы он в подтверждение правдивости своих речей совершил чудо. Мухаммед произнес мольбу (дуа) Аллаху, и светившая на небе луна неожиданно разошлась на две половины, а затем вновь соединилась. В словах Корана, которые Мухаммед передавал от Аллаха, содержалось подробное описание историй о жизни древних пророков и погубленных Аллахом за нечестие народах, соответствующих тем, что были приведены в других писаниях – Торе и Библии. Однако Мухаммед был неграмотен и не мог сам читать священные книги, а иудеев и христиан в Мекке практически не было; двоюродный брат жены Мухаммеда Хадиджи Варака, причислявший себя к христианам, умер вскоре после первого пророческого явления Мухаммеду, когда в пещере на горе Хире к тому пришел ангел Джибриль (Гавриил). Поражала людей и открывшаяся у Мухаммеда способность угадывать правду, с точностью предсказывать предстоящие события, а также содержание в Коране описания некоторых фактов, о которых Мухаммед сам узнать не мог. Даже ярые приверженцы языческой религии больше не могли называть Мухаммеда сумасшедшим и стали утверждать, что он занялся колдовством. До той поры нерушимые позиции язычников в Мекке серьезно зашатались, когда среди последователей Мухаммеда вдруг стали оказываться некоторые предводители курайшитской знати. Так, в 616 г. отказался от языческих богов и признал пророчество Мухаммеда один из самых авторитетных людей Мекки, занимавшийся разрешением споров между племенами, до данного времени лично преследовавший и истязавший единобожников Умар Ибн-аль-Хаттаб.
Согласно учению, которое проповедовал Мухаммед, Аллах – единственный бог. Он создал всю Вселенную и все, что в ней есть, все в мире происходит только по воле Аллаха, и вся человеческая жизнь – лишь испытание человека на верность Аллаху, по итогам которого Бог, воскресив всех людей в Судный День, преданных поместит в рай, а непокорных – в ад. Человек на земле существует как наместник Аллаха, то есть, он должен поклоняться Аллаху, соблюдать и охранять законы, которые установил Аллах. Это является единственным смыслом существования человека и человечества. Религиозная концепция, проповедуемая Мухаммедом и основанная на признании божественного единства Аллаха и пророческой миссии Мухаммеда, получила название Ислам, что в переводе с арабского языка означает «смирение, покорность» (перед Богом). Соответственно, последователи Ислама стали называться мýслимами, то есть, «смирившимися, покорившимися» (Богу). Множественная форма «муслимун» впоследствии проникла из арабского в тюркские языки в несколько искаженном звучании «мюслюман», а оттуда – в русский язык в славянизированной форме «мусульманин». Базовой формулировкой Ислама как религии стала Шахада – «свидетельство»: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник Аллаха». Ее стали произносить принимающие Ислам, то есть, признающие единобожие и пророчество Мухаммеда люди.
Однажды Мухаммед поведал большому собранию людей, что ночью по велению Аллаха вознесся на небеса, где сначала встретился с пророками прошлого, видел ад и рай, а затем говорил непосредственно с Аллахом, отделившимся от него непроглядной завесой. Язычники попытались снова высмеять его, но пришли в растерянность, когда он рассказал им, что происходило в ту ночь в окрестностях Мекки, виденное им в момент вознесения. Мухаммед поведал, что во время разговора Аллах повелел всем верующим непременно совершать пять молитв (саля; тюркское название «намаз») в сутки по определенным часам. Впоследствии Мухаммед говорил, что религия Ислам основывается на пяти столпах: вере в то, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха, совершении ежедневной обязательной пятикратной молитвы, соблюдении поста в месяц Рамадан (это предписание появилось в Коране позже – после переселения мусульман в Медину), совершении паломничества (хаджжа) к Запретной Мечети (главное святилище мусульман, включающее в себя Каабу и территорию вокруг нее, где впоследствии были выстроены молитвенные корпуса), выплате закята (буквально «очищение») – обязательного подаяния нуждающимся, теми, кто имеет прибавочный доход от своего хозяйства.
Понимая, что пресечь распространение Ислама среди населения Мекки становится все труднее, вожди язычников предлагали Мухаммеду союз, обещая прекратить преследования тех, кто уже принял Ислам, в обмен на прекращение призыва к единобожию других людей. Это предложение было категорически отвергнуто Мухаммедом, заявившим, что он проповедует по приказу Аллаха, которого нельзя ослушаться. Однако настало время, когда положение мусульман в Мекке вновь осложнилось. Сильный удар по влиянию Мухаммеда нанесла смерть его жены Хадиджи – вдовы богатого, уважаемого купца. А в 619 г. умер покровительствовавший Мухаммеду его дядя, глава рода хашимитов Абу Талиб. В последние часы Мухаммед уговаривал дядю все-таки уверовать в то, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха, обещая, что в Судный День заступится за него. Но находившиеся тут же, у смертного одра Абу Талиба другие предводители курайшитов, в том числе другой дядя Мухаммеда, ненавидевший и племянника, и религию, которую тот принес, Абд аль-Узза (прозванный мусульманами Абу Лахаб – «отец пламени»), восклицали: «Неужели ты, Абу Талиб, оставишь религию предков?!». Абу Талиб долго колебался, а затем, дорожа своим авторитетом среди круашитов, заявил, что умрет в той религии, в которой умерли отцы курайшитов. Для Мухаммеда и его сподвижников – сахабов, смерть Абу Талиба в язычестве стала большим горем. Мухаммед пообещал, что все равно будет просить для него прощения у Аллаха, однако годы спустя в Коране появился запрет просить прощения для умерших многобожников. Сам Мухаммед говорил об Абу Талибе: «Может быть, мое заступничество в судный День станет причиной того, что он окажется в верхнем слою ада, а не в нижнем» (по представлениям мусульман, самые ужасные мучения будут испытывать грешники, оказавшиеся в нижних слоях ада).
После смерти Абу Талиба главой рода хашимитов стал Абу Лахаб, который лишил Мухаммеда покровительства. Теперь от расправы над Мухаммедом язычников удерживал только страх перед ответными действиями мусульман, которых к тому времени в Мекке стало много, и в их числе были знатные и влиятельные люди, опытные воины. Однако притеснения последователей Мухаммеда продолжали усиливаться. Положение их становилось угрожающим, и возникла необходимость покинуть город. К тому времени Ислам распространился и в некоторых местностях за пределами Мекки, так как послушать Мухаммеда приходили люди из разных областей Западной Аравии. Немало мусульман появилось среди населения города Ясриб в четырех сотнях километрах к северу от Мекки. Там, помимо арабов-язычников, находились иудейская и христианская общины, и от них местное население имело определенное представление о единобожии и древних священных писаниях. Иудеи и, особенно, христиане, тоже верившие в единого Бога и древних пророков, обычно больше были склонны прислушиваться к проповедям Мухаммеда, чем язычники, хотя среди них тоже находилось немало непримиримых противников нового религиозного учения, считавших Мухаммеда лжепророком. С начала 620-х гг. мусульмане начинают массово покидать Мекку, где им угрожала расправа со стороны язычников, и переселяться в Ясриб. При этом они покидали родной город так поспешно, что зачастую бросали почти все имущество, которое доставалось язычникам. В 622 г., когда в Мекке почти не осталось мусульман, город покинул и сам Мухаммед, которого язычники теперь решили убить. Группа знатных курайшитов устроила засаду у выхода из его дома, однако он прошел мимо них незамеченным и, как гласит предание, даже засыпал им головы песком. После переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Ясриб язычники запретили обращение в Ислам новых мекканцев и посещение жителями Мекки Ясриба, а также запретили мусульманам возвращаться в Мекку, в том числе для совершения паломничества к Каабе.
Мусульманские переселенцы – мухаджиры, в Ясрибе впали в крайнюю бедность, так как большинство их имущества осталось в Мекке. Как сообщала новая жена Мухаммеда Аиша – дочь Абу Бакра, мусульмане вплоть до конца противостояния с мекканскими язычниками жили впроголодь. Даже сам Мухаммед был вынужден, чтобы обустроить свою общину – умму, занимать деньги у живших в Ясрибе богатых иудеев (по-видимому, следовавших иудаизму этнических арабов). Известны были случаи, когда он падал в обморок от частого недоедания. Один из сподвижников Мухаммеда Абд ар-Рахман Ибн-Сахр ад-Давси, за любовь к кошкам известный как Абу Хурайра («отец кошечки»), сообщал, что в те годы он настолько сильно страдал от голода, что привязывал к животу камень – так ему казалось, что голодные боли в животе становились слабее. Среди коренных жителей Ясриба, принявших Ислам – ансаров («помощников»), были зажиточные люди, но их имущества не хватало, чтобы обеспечить всю мусульманскую общину.
Тем не менее, в Ясрибе мусульмане могли жить, не подвергаясь преследованиям. Был заключен договор о соседстве с вождями местных иудеев и христиан. На городском пустыре из кирпича-сырца было возведено простое здание, предназначенное для совместных молитв и собраний мусульман – мечеть. В мечети совершались общие молитвы, Мухаммед читал проповеди с деревянного возвышения – минбара, обсуждались общие вопросы уммы и даже проводились состязания в боевом искусстве. Вплотную к зданию мечети был выстроен дом Мухаммеда, соединенный с нею дверью. У входа в мечеть был возведен навес, под которым жили обездоленные люди, не имевшие собственного жилья. Были выработаны основные нормы взаимоотношений мусульман, в последующие годы дополнявшиеся новыми положениями Корана. Религиозные интересы, религиозная солидарность были объявлены выше национальных, племенных, родовых, всех других. «Верующие подобны единому строению, отельные части которого укрепляют друг друга», – говорил Мухаммед. Однажды, когда на межплеменной почве произошла стычка между мухаджирами и ансарами, Мухаммед пришел в гнев и воскликнул: «Оставьте призывы времен невежества: они скверно пахнут!». Мусульманам было запрещено жениться на язычницах, мусульманкам – выходить замуж за язычников и, вообще, немусульман. «Верующий раб лучше для вас», – гласит Коран, где подчеркивается, что вера человека стоит выше его богатства, социального положения и всех других личностных качеств. Мухаммед как посланник Аллаха признавался непререкаемым авторитетом, все, что он приказывал, подлежало непременному исполнению мусульманами, и сомнению не подвергалось. Коран гласит: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику!», «В посланнике Аллаха хороший пример». А Мухаммед говорил: «Повинующийся мне повинуется Аллаху». Мусульманам было вменено во всем в своей жизни стараться подражать Мухаммеду. Город Ясриб мусульмане стали называть Мадинат-ан-Наби – «город Пророка», или просто Медина. Проповедь Ислама, защита единобожия возлагалась не только на Мухаммеда, но и на всех мусульман. «Вы были лучшей из общин, которая выведена перед людьми: вы приказывали одобренное и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха», – говорится в Коране. Мусульманин должен был не только поклоняться Аллаху и призывать к единобожию, но и соблюдать установленные в Коране или предписанные Мухаммедом нравственные нормы (быть обходительным с соседями, проявлять внимание и заботу к бедным, слабым, оказавшимся в беде, независимо от их вероисповедания, не лгать, не поносить человека за его спиной, не насмехаться над другими людьми и т.д.), а также пытаться исправить замеченную им несправедливость. Категорически запрещались внебрачные половые связи, о чем неоднократно указывается в Коране. Впоследствии было установлено наказание вплоть до смертной казни не желающим воздерживаться от порочных связей людей. К концу жизни Мухаммеда был установлен запрет на употребление вина и других опьяняющих продуктов как средства, с помощью которых шайтан (дьявол) сеет вражду и нечестие среди людей. Категорично запрещается в Исламе и ростовщичество; в Коране содержится угроза ростовщикам адскими мучениями.
Через некоторое время после переселения мусульман в Медину Мухаммедом впервые были переданы строки Корана, разрешающие верующим оказывать вооруженное сопротивление притесняющим их врагам. С этого времени мусульмане, чтобы прожить после потери своего имущества и отомстить курайшитам за их изгнание из родного города, стали грабить проходящие в Византийскую империю и обратно курайшитские купеческие караваны. В марте 624 г. мусульмане стали готовить нападение на возвращавшийся из Сирии, тогда принадлежавшей Византии, караван самого верховного вождя Мекки Абу Суфьяна Ибн-Харба. Однако Абу Суфьян узнал о готовящемся нападении заранее и отправил вперед посланца, который прибыл в Мекку и сообщил, что необходимо собрать войско для прикрытия каравана. Выступившее против мусульман войско курайшитов-язычников числом около тысячи человек возглавлял уже известный Амр Ибн-Хишам (Абу Джахль). Мусульманское ополчение насчитывало всего триста тринадцать воинов, кроме того, из-за бедности плохо вооруженных и экипированных. Однако в пути из Мекки в курайшитском войске начались разногласия и споры. Когда языческое и мусульманское войска встретились в вади (пустынное русло, наполняющееся водой только в сезон дождей) Бадр, курайшитам показалось, что мусульман больше, чем на самом деле. Воинам-мусульманам, наоборот, ряды противника показались не особенно многочисленными, и они смело устремились в атаку. В разыгравшейся битве более чем в три раза превосходящее по числу мекканское войско было разбито, погиб и сам Абу Джахль, многие курайшитские воины попали в плен мусульманам. Потери мусульман не были слишком значительными.
После сражения несколько военнопленных, бывших в Мекке наиболее одиозными преследователями единобожников, были убиты по приказанию Мухаммеда. Относительно остальных между мусульманами начался спор. Умар Ибн-аль-Хаттаб предлагал убить их тоже, а поскольку каждый из них приходился родственником кому-нибудь из мусульман, он посоветовал, чтобы каждый был убит своим родственником во избежание кровомщения со стороны язычников. Абу Бакр же полагал, что пленных следует вернуть в Мекку за выкуп, так как мусульмане очень нуждались в материальных средствах. Мухаммед принял точку зрения Абу Бакра, и через некоторое время мусульмане освободили военнопленных, взяв выкуп с их родственников. Однако позже в Коране появились строки, подтверждающие ошибочность поступка мусульман и правоту Умара.
Поражение в битве при Бадре сильно деморализовало курайшитскую знать. Абу Лахаб, пребывавший в подавленном настроении, вскоре заболел какой-то заразной болезнью и умер. Опасаясь заражения, сыновья Абу Лахаба палками выкатили тело отца из дома, загнали в ложбину и завалили камнями. Мухаммед и его учение, наоборот, получили особенно широкую известность в Аравии именно после этой победы, поскольку весть о бесславном поражении войска влиятельной Мекки быстро распространилась в аравийских пустынях. В какой-то мере это событие стало переломным в истории Ислама. Множество людей устремилось в Медину послушать человека, которого называли посланником самого Бога; мусульманских послов, призывавших прийти в единобожие другие арабские племена, после победы мусульман над курайшитским войском встречали уже более уважительно. Число мусульман стремительно стало расти. Вопреки запрету курайшитской знати, Ислам продолжали принимать мекканцы, затем втайне уходя из города в Медину, где жил их любимый пророк. И по сей день в исламском мире битва при Бадре воспринимается как своего рода символ героизма мусульман и их глубокой преданности Аллаху.
Как бы люди не спорили, но религия помогает жить в нашем непростом спрепятствиями мире.
Я считаю, что таких статей о разных религиях должно быть много, чтобы люди могли сравнивать информацию, так как мы знаем, что история переписывается очень часто и истоки правдивости, к сожалению до нас могут и не дойти!
На мой взгляд!Религия должна быть в любом случае!Мухаммед в пример!Но сколько людей столько и мнений!Кому то не нужны ни какие религии!Кто то же имеет на этот счет со всем другое мнение!
Ещё раз убедилась: при рождении новой религии возникают гонения, вражда, войны. Споры, по сути, из-за формы поклонения Богу, а отнюдь не между верующими и атеистами. Вывод: истинно верующему человеку глубоко безразлично, каким путём следует сосед по пути духовного роста.
Пророк Мухаммед преследовал не корысть в объединении людей. Он как и сегодня стремился к одному, к торговому и политическому союзу между племенами, и требовалось это для укрепления статуса и значимости.
Мухаммед лишь хотел укрепить веру в Аллаха и донести ее как можно большему количеству людей.
Интересно, я как педагог рассказывала бы об этом в школе, чтобы детям было интересно!! Историю и религию нужно знать! Хорошо что в настоящее время мы вправе сами и по собственной воле выбирать религию.. Не люблю когда религию начинают навязывать, считаю что это личное дело каждого!!
Решающим в жизни человеческой считаю толерантность. нельзя навязывать другому то, что нравится тебе — религию в том числе. Объясняй. но не принуждай! И не отзывайся с пренебреженьем и презреньем о предпочтениях другого! Стало бы это девизом для человечества!
Очень полезная статья, узнал много интересного про мусульман!очень достойная религия, которую есть за что уважать!Считаю, что каждый должен это прочитать, из за сложившихся стереотипов про мусульман.
Вот так подробно и доступно надо написать о каждой мировой религии. Если бы узнавали глубже историю религий, войн и недопонимания не было бы так много.
Отличная интересная история ,прочитал с большим интересом эту познавательную статью .
Познавательная статья, мне нравится читать истории появления разных религий, такое ощущение, что на моих глазах пророк Мухаммед пророчит истины жизни первым мусульманам.