Картвелеби – передовая культура исторического Кавказа (часть I) - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Кавказ » Картвелеби – передовая культура исторического Кавказа (часть I)

Картвелеби – передовая культура исторического Кавказа (часть I)

На Кавказе с его теплым климатом, разнообразием природы, обилием водоисточников и природного материала для строительства жилищ (дерево, глина, камень), люди живут с исключительно древних времен – с эпохи длительного Вюрмского оледенения. Уже в первобытные времена Кавказ заселяют далекие предки многих его сегодняшних коренных народов, говорящих на языках иберийско-кавказской языковой семьи. В те незапамятные времена предки иберийско-кавказских народов говорили на одном древнем языке, сегодня уже неизвестном. Первобытный человек заселял пещеры в скалах по краям горных ущелий, высохшие как образовывались народыпромоины в речных долинах на равнине. Основой жизни первобытных племен были охота и собирательство, то есть, сбор дикорастущих съедобных плодов, кореньев, грибов, ягод. Когда добычи и съедобных растений на территории проживания одного племени становилось мало, часть его переселялась в другое место – где местные пищевые ресурсы еще были в достатке. Резкая расчлененность рельефа на Кавказе способствовала тому, что группа людей, отделившаяся от племени, перейдя в другое место, из-за высоты гор и быстроты течения рек уже не могла часто контактировать с другими своими сородичами и больше не испытывала на себе их влияние. Через поколения первоначальный язык каждой отделившейся группы понемногу изменялся, в речи возникали новые слова и речевые обороты, старые забывались. Через какое-то по меркам человеческой жизни длительное, по меркам истории – не очень, время отделившееся когда-то племя уже не могло понимать языка своих предков и языка других племен, тоже когда-то отделившихся от них. Потом и от этого племени отделялись, переходя в другие неосвоенные места, группы людей, которые тоже с течением десятков и сотен лет изменяли свой язык. Можно заметить, что современный литературный русский язык значительно отличается от русского языка XIX и, тем более, XVIII вв., а древнерусский язык, вообще, по сути, другой и сегодня полностью понятен только специалистам.

В результате изолированного развития племенных групп на Кавказе в первобытную эпоху возник целый ряд языковых общностей, происходящих от одного какого-то древнейшего племени. Их языки, хотя уже разошлись настолько, что не подходили для свободного общения между разными племенами, сохранили много фонетических и грамматических особенностей первоначального, накрепко забывшегося языка-основы. Особенно затрудненными были контакты между первобытным населением Северного Кавказа и Закавказья, разделенных крутыми горами Большого Кавказа с непроходимыми снеговыми хребтами. Поэтому иберийско-кавказские племена по языковому признаку разделились на две общности: племена северокавказской языковой семьи и племена картвельской языковой группы. Картвельские племена населяли наиболее благоприятный по природным условиям регион Западного Закавказья с особенно теплым и достаточно влажным субтропическим климатом. Благоприятные природные условия стали причиной их особенно быстрого культурного развития по сравнению с другими племенами иберийско-кавказской семьи. Во II тысячелетии до н.э. – в эпоху бронзы, картвельские племена тоже распадаются на несколько языковых общностей. В эпоху железа, а именно в IV в. до н.э. на закавказском побережье Черного моря и в долине реки Риони, у картвельского народа колхов возникает раннее государство – Колхидское царство, одно из первых государственных образований на Кавказе. Упоминания о колхах встречаются в трудах древнегреческих путешественниках, и именно древние греки дали дошедшее до наших дней название Западного Закавказья – Колхида. В III в. до н.э. группа восточных картвельских племен объединилась в народ картов (картли) и основала государство на границе Западного и Восточного Закавказья – Картлийское царство, центр которого находился в районе впадения реки Арагви в Куру (сегодня там находится город Мцхета). Картлийское царство древние греки называли Иберией (отсюда и термин: иберийско-кавказские языки). Впоследствии в состав Картлийского царства вошла и Колхида. Восточнее его лежали земли другой известной по греческим источникам исторической области – Кавказской Албании, населению которой многие столетия спустя суждено было участвовать в формировании азербайджанского этноса. Однако некоторая часть албанских племен Кавказа была ассимилирована заселившими и ряд территорий Восточного Закавказья картвельскими племенами, вместе с которыми образовала народ кахетинцев.

В I в. до н.э. Колхида была захвачена Понтийским царством. Кроме того, на картвельские земли претендовали Великая Армения и Римское государство. В 65 г. до н.э. римский полководец Помпей в ходе войны с Понтийским царством и Арменией прошел по Иберии. Разгромив Понтийское царство, римляне захватили его территории, в том числе Колхиду, и включили их в состав своей державы. Колхида стала римской провинцией. За влияние на Картлийское царство долгое время вели борьбу Римская империя и Персия. Однако во II в. царь Фарсман II сумел поднять силу и богатсво своей страны до такого уровня, что та могла вести самостоятельную политику. В ходе ослабления Римской империи независимость получило самое южное картвельское государство – Лазское царство на самом юго-западе Кавказа – вблизи приморского города Трапезунд (сегодня – город Трабзон в Турции). В 542 г. Византия и Сасанидский Иран начали ожесточенную войну друг с другом за влияние в Колхиде. В 554 г. лазский правитель Губаз II был убит византийцами. После двухсот пятидесяти лет своего существования Лазика в 562 г. вошла в состав усиливавшейся Византийской империи.откуда пришло в грузию христианство

В античную эпоху картвельские народы исповедовали преимущественно пришедшии из Ирана зороастризм и митраизм. В IV в. картлийский царь Мириан III сделал ортодоксальное (православное) Христианство, распространенное проповедниками из Византии (в частности, святой Ниной (Нино) из Каппадокии в Малой Азии), государственной религией своего царства. В VI в. Христианство распространилось в Лазском царстве.

когда распространилось в Грузии христианство

Икона святой Нины (Нино)

В IV в. Иберия попала в вассальную зависимость от Сасанидского Ирана. Царство было упразднено, и землей Картли стали какие государства управляли грузиейуправлять, согласно восточной традиции, назначаемые шахом наместники. Во второй половине V в. на фоне сопротивления тягостной шахской власти начинается борьба картлийских феодалов за власть над всей страной. В конце столетия полководец Вахтанг Горгасал разгромил иранские и тоже пытавшиеся овладеть Иберией византийские войска. Земля Картли получила независимость, а предводитель восстания стал ее новым царем под именем Вахтанга I. В 514 г., когда умер правивший после отца сын Вахтанга Дачи Картли вновь вошла в состав империи Сасанидов, однако картлийцам было предоставлено право самим избирать себе шахского наместника. В начале VI в. столица картлийской земли была перенесена из Мцхеты в лежащий ниже по течению Куры город Тбилиси.

В середине VII в., сражаясь с Сасанидской империей, в Закавказье вторглись войска стремительно набиравшего силу молодого государства – Арабского Халифата. Арабы захватили столицу Армении Двин и совершили завоевательный поход на Картли, однако здесь потерпели поражение. В 644 – 645 гг. арабский полководец Хабиб Ибн Маслама совершил новый поход на Картли и взял Тбилиси. В последующие годы арабы полностью завоевали Армению, захватили византийские опорные пункты в Закавказье. Сасанидский Иран пал под натиском основных сил мусульманских войск, его центральные земли – Персия, сами стали провинцией Халифата. В конце 50-х гг. VII в. арабы захватили Картли и земли лазов. Однако во второй половине столетия в Халифате вспыхнула кровопролитная внутренняя борьба. Воспользовавшись этим, Картли и Лазику захватили византийские войска. Стремясь пополнить истощившуюся в результате бесконечных войн то с Ираном, то с арабами казну, Византия обложила картвельские народы тяжелыми налогами. В таких условиях некоторые правители сами стали искать защиты у арабов, система налогообложения которых была гораздо более простой. В 90-х гг. VII в. лазский правитель пригласил в свои земли войска Халифата, чтобы изгнать византийцев. После нескольких десятилетий войн с Византийской империей арабы прочно закрепились на части Закавказья. Основной целью арабских походов было распространение Ислама. Это и было главной причиной того, что Халифату легко удавалось утверждаться на захваченных территориях: чтобы стать равноправным подданным исламского государства, любому человеку достаточно было лишь стать мусульманином, вне зависимости от национальной принадлежности. Согласно религиозным догмам Ислама, обращение в него иноверцев исключительно приветствовалось. Поэтому Халифат представлял собой сильную своим религиозным единством империю, в которой если и возникали внутренние смуты, то не настолько сильные, чтобы оказывать серьезное влияние на его могущество. Тогда как Византия и Иран постоянно страдали от выступлений населения провинций, имевшего меньше прав, чем государствообразующая нация, недовольства низших сословий притеснениями высших, сепаратистских устремлений крупных феодальных владетелей. Земли лазов были главной опорной точкой Халифата на Кавказе. В 745 – 737 гг. мусульманский полководец Марван повел войска на никак не желавшее покоряться Картли. Однако после первых успехов арабов картлийцы во главе с царями Миром и Арчилом нанесли им поражение у крепости Анакопия (сегодня – город Новый Афон в Абхазии).когда в грузии распространился Ислам

В связи с устоявшимися христианскими традициями картвельские народы принимали Ислам неохотно. Принявшие Ислам чаще смешивались с арабами и ассимилировались, лишь немногие картвельские мусульманские общества сохраняли свои традиционные язык и культуру. Христиане платили в казну Халифата джизью – налог, уплачиваемый немусульманами за государственное покровительство. В своих внутренних делах христиане управлялись собственными феодалами, епископами, родовыми старшинами, общее же руководство закавказскими владениями Халифата осуществлял наместник халифа – эмир, который непременно был мусульманином.

С течением веков религиозный энтузиазм правителей Халифата утрачивался, они предавались роскоши, превращаясь во всевластных императоров. Эмиры превратились в обыкновенных феодальных владетелей. Усиливались налоги, которыми облагалось трудовое население. В результате росло сопротивление населения провинций центральной власти. Систематические восстания поднимали и христиане Закавказья. В IX в. Халифат утратил контроль над кавказскими, в том числе картвельскими, землями. Закавказские земли, на которых прочно утвердился Ислам, превратились в независимые владения, одно из которых – Тбилисский эмират, лежало на этнической территории картвельских народов.

Ослабление Халифата и Византии способствовало формированию в Закавказье собственных достаточно сильных феодальных государств. В IX в. Ашот I Куропалат из рода Багратидов отвоевал у Халифата закавказский юго-запад и объединил под своей властью два местных княжества – самтавро, Тао и Кларджети. Затем в него вошел ряд мелких феодальных владений того же какие государства существовали в древности на территории Грузиирегиона. Цетром его был город Артануджи на современной территории Турции. Государство Тао-Кларджети признало свою вассальную зависимость от единоверной Византии, однако на самом деле утратившая былое могущество империя уже не могла контролировать Закавказье. В Колхиде располагалось основанное родственным коренному населению Северного Кавказа народом абхазов Абхазское царство с центром в городе Кутаис на Колхидской низменности. В Центральном Закавказье восстановилось древнее Картлийское царство, сохранившиеся памятники древней грузинской архитектурывосточнее которого по соседству с Кавказской Албанией лежали царства Кахети и Эрети. К этому времени все картвельские народы, несмотря на политическую раздробленность, стали осознавать себя единой нацией – картвелеби. Народная память хранила предания о былом могуществе Картлийского царства, и разные народы картвельской языковой семьи гордились своим этническим родством с его населением. Поэтому подобным названием стали именовать себя все родичи картлийцев. Века спустя – в период тюркского господства в Закавказье, тюрки прозвали этнос картвелеби, с которым регулярно воевали, гурзами (возможно, от тюрко-иранского «гурз – палица, вид ударного оружия»). Тюркское название картвельского этноса и стало международным. В русском языке оно поначалу закрепилось в славянизированной форме «гурзин», а впоследствии для удобства произношения было переделано в «грузин». В европейских языках тюркское «гурз» или, как вариант, «гурдж», оно приняло искаженную форму «георгиан, джорджиан» (вероятно, по подобию греко-итальянского имени Георгий, Джорджио).памятники грузинской архитектуры раннего средневековья

В конце X в. царь Тао-Кларджети Давид III завоевал Картлийское царство. После смерти Давида его престол унаследовал абхазский царь Баграт III Багратиони. В 1008 – 1010 гг. Баграт завоевал Кахетинское и Эретинское царства. В истории грузинского народа наступила новая эпоха – эпоха политического единства. Грузия стала единым государством, а Баграт III, хотя и не был этническим грузином – ее первым царем. Сложился единый грузинский язык, хотя некоторые субэтнические группы: сваны, мегрелы, лазы, причисляя себя к грузинскому этносу, сохранили свои прежние языки, родственные грузинскому. Все единое грузинское государство носило собственное название Картли – по названию самого знаменитого из государств – его предшественников.

Но полного мира и спокойствия на грузинских землях не наступило: на Закавказье продолжали претендовать византийские императоры. В течение всего XI в. Грузии вновь и вновь приходилось отражать захватнические походы византийцев, не мирившихся с появлением вблизи своих окраин нового единого государства. Во второй половине XI в. в Закавказье стали систематически вторгаться пришедшие из Средней Азии тюркские кочевые племена сельджуков. Первый свой поход на Грузию они совершили в 1064 г. Сельджукская стремительная боевая тактика сильно превосходила еще близкую к античной боевую тактику оседлых народов Закавказья и византийцев. Новая угроза побудила христианские народы Закавказья к единению и поиску сильного единоверного союзника. В 1071 г. объединенное войско византийцев, грузин и армян выступило против сельджуков. В разыгравшемся сражении при Манцикерте христиане, несмотря на объединение, потерпели поражение. В последующие десять лет сельджуки завоевали большую часть Грузии, царь Георгий II стал платить им дань. Освобождая земли под свои кочевья, сельджуки вырубали сады и травили поля, разоряя местное население. Годы господства сельджуков вошли в историю Грузии как «диди туркоба – великая туретчина».какие народы завоевывали грузию

Однако в конце XI – начале XII вв. грузинский царь Давид IV, воспользовавшись тем, что основные силы сельджуков ушли в Малуюкогда грузия стала единым государством Азию отражать вторжение крестоносцев, начал отвоевание потерянных земель. В 1121 г. грузины во главе с Давидом отразили вторжение трехсоттысячной сельджукской армии в районе Дидгори, взяли Тбилиси и полностью освободили свою страну от завоевателей. Давид поставил своей целью превращение Грузии в сильное, развитое государство, с которым бы всегда считались все соседние державы. Прежде всего, он создал регулярную армию, способную немедленно реагировать на иноземные вторжения, в отличие от долго собиравшихся традиционных феодальных войск. При Давиде была проведена реформа Грузинской Православной церкви, сам царь назначил ее главу – католикоса. Желая улучшить демографическую ситуацию в стране, Давид пригласил на пустующие земли около 40 тыс. кипчаков с Северного Кавказа. Для оживления экономики царь содействовал переселению в Грузию и торговле итальянских, русских, германских и скандинавских купцов, именуемых франками. При Давиде и его преемниках в Грузии активно развивались культура, градостроительство и искусство. Царь добился своей цели, превратив страну в сильнейшую державу кавказского региона. Мнение грузинского царя спрашивали, обсуждая международные дела, византийские императоры, тюркские правители, армянские и аланские цари. Умер Давид IV в 1125 г. Отдавая должное его преобразованиям, народ наделил его эпитетом Строитель.какие памятники архитектуры эпохи Давида IV сохранились в Грузии

Наивысшего расцвета, силы и влияния за всю свою историю Грузия достигла во время правления правнучки Давида Тамар или Тамары (1184 – 1213), имя которой в России прославилось от одноименного стихотворения М. Лермонтова. Правда, реальная Тамара не имела никакого отношения к мистическим характеристикам, которыми наделил ее русский поэт XIX в. Сражаясь с продолжавшими периодические нападения на Грузию сельджуками, армия Тамары отвоевала у них Восточную Армению. В обмен на покровительство могущественной Грузии ее протекторат (руководство во внешней политике) приняло большинство шах-арменов (местных правителей) центра и юга Армении. В 1204 г. столица Византийской империи Константинополь была захвачена крестоносцами, сама империя на некоторое время распалась. В результате Грузия стала самым сильным христианским государством Восточного Причерноморья. Тамара во главе грузинского войска совершила поход на юго-восток и захватила принадлежавшие ранее Византии области Париадрия и Лазона. На их месте в 1205 г. была провозглашена Трапезундская империя, правителем которой стал племянник Тамары Алексей I Великий Комнин. В 1210 г. грузинские войска вторглись в Иран, где завоевали города Ардебиль, Зенджан, Меренд, Тебриз и Казвин. Никогда ни до, ни после территория Грузинского царства не расширялась до таких размеров. В XII в. Грузия установила дипломатические отношения с Русью. В 1185 г. Тамара вступила в брак с сыном князя Владимиро-Суздальской земли Андрея Боголюбского Юрием. В 1188 г. ее новым мужем и соправителем стал аланский (осетинский) царевич Давид Сослан.

когда грузия достигла наивысшего расцвета

Царица Тамара

Развивалось и совершенствовалось сельское хозяйство, ремесла и торговля. Развивались наука и искусство: филология и философия, историография, литература, живопись, керамика и зодчество. Ко времени правления Тамары относится творчество знаменитого грузинского поэта Шота Руставели, написавшего произведение «Витязь в тигровой шкуре». Просвещением занимались монастырские учебные заведения. При Тамаре был создан являющийся важнейшим источником по истории Грузии летописный свод Картлис цховреба – «жизнь Картли».

когда был наивысший культурный подъем в грузии

Средневековый сборник церковных песнопений Давида IV

кто такой Шота РуставелиГрузинское царство – сильное и богатое государство эпохи развитого Средневековья, стало базой для развития знаменитой своими хозяйственными и художественными достижениями самобытной грузинской культуры. Ни один из других кавказских народов самостоятельно, без преимущественного заимствования достижений других цивилизаций, не достигал таких культурных высот. Этому способствовали как благоприятные природные условия, так и сложный, преимущественно гористый и плоскогорный рельеф, позволявший успешно держать оборону против всякого рода захватчиков, так и выход к Черному морю в совокупности с близостью к мировым торговым путям. Грузию эпохи правления династии Багратиони можно по праву назвать гегемоном Закавказья. Грузинские цари оказывали влияние и на лежащие за ледяными вершинами высоких гор некоторые области Северного Кавказа, например, Аланское царство. В XII в. казалось, что никому не подвластно сокрушить могущественную кавказскую державу.

какие области входили в Грузинское царство

Территория Грузинского царства в период его наивысшего расцвета

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







16 комментариев

  1. Ровшан

    Странная статья, история вперемежку с мифами. О какой Армении, да еще и Великой, может идти речь в 1-м веке д.н.э.? Если имеется ввиду Аршакидская Армения, то это 700-900 км к югу от Кавказа.И каким образом Двин стал столицей Армении, если до начала 20-го века на Кавказа не было государства под названием Армения? Двин всегда был Азербайджанским городом, о чем свидетельствуют, в том числе, арабские источники. Кстати, аланы и осетины разные народы. А Давид Строитель приглашал 40 тысяч кипчаков не для решения демографических проблем. Просто кипчаки были искусными воинами, превосходили в военном деле всех и славились храбростью. Без их помощи Грузии ( противостоять сельджукам и римлянам было невозможно. Кипчаки пришли с семьями, (общей численностью 200 тысяч) человек.Естественно, Грузии, в то время экономически слабому государству, было не под силу содержать такое войско и Давид выделил кипчакам земли, где те поселились как полноправные граждане страны. С приходом кипчаков в Грузии практиковалось два языка: государственный и военный ( кипчакский), в результате чего, в дальнейшем очень много тюркских слов получили паспорт на грузинском языке. И про культуру : «Ни один из других кавказских народов самостоятельно, без преимущественного заимствования достижений других цивилизаций, не достигал таких культурных высот.» Источник: https://history-thema.com/kartvelebi-peredovaya-kultura-istoricheskogo-kavkaza/ (нарушение авторских прав преследуется по закону) Это , конечно, перебор. В расцвете культуры в Грузии никто не сомневается, но при всем уважении к Ш. Руставели, ему до Низами далеко. А ведь были много других , и до Низами, и после, ученые,… архитектурные шедевры тебризских мастеров известно далеко за пределами Азербайджана. Как можно называть эти достижения заимствованием, если на этих землях , практически, всегда правили тюрки, преимущественно, азербайджанские.

    В азербайджанской культуре во многом выражено наследие персидской.admin

  2. Само собой разумеется.

  3. Александр

    О царице Тамаре многое знал и раньше, а вот о выдающейся роли Давида Четвертого в утверждении государства Грузинского узнал из вашей статьи. А еще о корнях слова «грузин». Очень люблю этот народ, неоднократно бывал в Грузии. Спасибо вам за очень интересный исторический обзор.

  4. Не стоит разъединять народы по языковым критериям, в кавказском регионе проживающие народности имеют одну генеалогическую линию стало быть общую культуру.

  5. Ну во-первых о зороастризме у картвельских народов — это очень сильное колдунство. Хотелось бы знать, откуда такие сведения? А вот с первым мужем царицы Тамары все не так прилично — бросила его Тамара и вышла за аланского царевича Сослана, причем бросила, возможно, не без причины. Первый муж пытался отстоять свои права, но потерпел поражение и попал в плен. Его выпустили, он не успокоился, нашел себе новую жену — половчанку — и получил удел в Арране, откуда снова вторгся в Грузию, но вновь неудачно.

  6. Действительно вот, что значит умный и мудрый правитель. Недаром о ней слагали легенды и писали стихи. Сразу на ум пришли стихи М. Ю. Лермонтова, навеянные легендами Кавказа.
    «В той башне высокой и тесной
    Царица Тамара жила….»

  7. Древняя история Грузии -очень насыщена событиями. Мелкие грузинские государства как и их предки имели разногласия, но всегда объединялись перед общими врагами для защиты своей земли. Примечательно то, что своего рассвета культура и держава достигла при легендарной Тамаре. Женщина на престоле -это необычное явление для Кавказа меценат и воитель, строитель и дипломат, она само воплощение Грузии ее самобытности, стой кости и красоты!

    • Стас, для Кавказа женщина-правитель не редкое явление, в Азербайджане была Томирис, воевала, надо сказать успешно, против Кира. А царица Тамара была смешанных кровей,в ее жилах текла кипчакская кровь. Но она заслуженно стала символом величия Грузии.

  8. Анна Пяткина

    Мне нравилась по внешности царица Тамара, но не знала. что она еще и прекрасный правитель государства. Вы мне открыли многое о ней и о том, на сколько она была мудрой.

  9. наталья

    Не представляю ничего красивее кавказских гор, при одном только слове Кавказ, все вокруг наполняется воздухом. Чтобы не говорили, а женщина в политике- не последний человек. И если в любом государстве радикально менялась история, то только с женским участием.

  10. Раньше этот регион был аванпостом греческой культуры в восточной части их владений о времена античности.

    • Понятие «Греция» возникло лишь в конце 19 века. Сами народности Греции называют себя эллинами. Греческий язык был им навязан, как сейчас славянам Украины навязывают, в виде языка, польско-австрийский-русский говор. А Черное море, когда-то называлось Руским. Так может быть, так называемые поселения «греков» на побережье Чёрного моря такими и не являлись?!? Помните «фетский диск», а на нём писмена, читаемые по славянски?…… И ещё, тот самый древне- «греческий» язык — может быть от «жреческий», то есть язык жрецов. Это много бы обяснило. Остаётся вопрос зачем эллинов делать греками и зачем?? Ответ впрочем очевиден…

  11. Да уж непростая история грузинского государства. Но вот царица Тамара восхищает своим патриотизмом и решительностью. Однозначно, это великолепный и грамотный правитель своего времени!

  12. Зенина Л.

    Я не считала Тамару мифическим правителем, но с детства по отношению к ней сформировалось чувство чего-то сказочного. Мне интересно было почитать.

  13. Удивленная

    Вот как то так всегда у меня был ералаш в голове по истории, а вы так доходчиво пишете! А древняя история Грузии как и др.ис. других народностей всегда была очень запутана для меня. Спасибо — объяснили! Еще зайду.

  14. Молодец царица Тамара. Культуру продвинула и границы своих земель расширила. Восхищаюсь ею как правителем государства.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

5 × четыре =