Учение Мухаммеда – первые годы последней мировой религии - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Учение Мухаммеда – первые годы последней мировой религии

Учение Мухаммеда – первые годы последней мировой религии

Тринадцать с половиной столетий назад среди обширных и жарких пустынь Аравии произошли события, которым суждено было в итоге в корне перекроить культурную карту Востока, заложить основу развития без преувеличения передовой цивилизации Как выглядит караван в пустынеСредневековья и принести человечеству новую религию, по числу последователей занимающую сегодня второе место в мире. События местного значения, развернувшиеся в относительно небольшой области на западе представлявшегося тогда цивилизованному миру диким и бесплодным Аравийского полуострова, менее чем через сто лет привели к возникновению обширного, богатого и могущественного региона, известного сегодня как мусульманский Восток. Региона, впоследствии весь мир познакомившего с алгеброй и сказками «Тысячи и одной ночи», трудами Ибн Сины (Авиценны) и аль-Хорезми, рахат-лукумом и шербетом, обогатившего языки народов мира такими словами как «алгоритм», «тариф», «адмирал», «цифра», «алмаз», «магазин», «кофе», «табло», «эликсир» и многими другими. Страны разных восточных культур, объединенные распространением одной религии, стали свободно заимствовать административные, бытовые, хозяйственные и культурные достижения друг у друга, а из мусульманского мира предметы восточного обихода с купеческими караванами потоком устремились в Европу и Китай. Через мусульманское посредство в Европу попали индийские шахматы и появившиеся первоначально в Индии цифры, теперь называемые арабскими, а на Русь пришел изобретенный в Китае сосуд для заваривания чая, то есть, самовар. Было бы трудно поверить, что религиозная система, возникшая среди считавшегося в VII в. варварским, полудиким народом арабов, сможет в удивительно короткие для истории сроки объединить население на огромной территории от Западной Африки до Индонезии, охватив в том числе и передовые древние цивилизации. Чтобы на их месте поднять новую цивилизацию, известную как исламская.

О древних арабах, их характере и быте уже говорилось здесь: «Арабы до Ислама». Упоминания об арабах встречаются еще в древнеримских источниках. Римляне и греки воспринимали их как пустынных варваров, малоплодородные земли Аравии, покрытые знойными песками, не привлекали древние державы, и античные полководцы редко решались вступать в бессмысленное противостояние с воинственными хозяевами этих песков. Аравия жила своей, в значительной мере изолированной жизнью. Каждое арабское племя управлялось по своим законам, племена нередко враждовали и устраивали войны друг с другом, вообще, при общности языка каждый араб прежде всего осознавал себя частью своего племени, а затем уже единого арабского этноса. Жившие в более плодородных и имеющих скудные водоисточники долинах арабы занимались выращиванием фиников и засухоустойчивых зерновых культур, разведением овец и верблюдов. В открытых пустынях кочевали арабы-бедуины, единственной формой хозяйства которых было кочевое скотоводство. Купцы – самая богатая и влиятельная прослойка общества, скупали у земледельцев и скотоводов финики, овечью и верблюжью шерсть, караванами перевозили товар в Римскую, а потом – в Византийскую и Сасанидскую империи.                                                                                                                                                                           Наиболее богато и культурно развито было население Йемена – юго-западной части Аравийского полуострова. Йеменские арабы даже создали свое государство. Но религиозным центром подавляющего большинства арабов был окруженный пустынными горами город Мекка на самом западе огромного полуострова, где проживало Как выглядят горы в Аравиимногочисленное и сильное племя Бану Курайш (курайшиты). В основе древней арабской религии лежал культ того же создавшего мир и управляющего им Бога, в которого верят иудеи и христиане. Арабы называли его Аллах, что происходит от древнего семитского корня со значением «бог, божество»; подобным именем называют Бога и некоторые древнеиудейские тексты. Однако подавляющее большинство древних арабов, в отличие от иудеев и христиан, полагали, что, кроме Аллаха, есть еще ряд богов младшего порядка. Арабы поклонялись наряду с Аллахом как общеарабским божествам, так и племенным богам, по их мнению, покровительствовавшим конкретным племенам. Главным культовым местом языческой Аравии была Кааба – храм кубической формы в Мекке. Арабы верили в то, что их общим предком был пророк Исмаиль (Измаил) – сын другого посланного к людям Богом пророка Ибрахима (Авраама). Каабу они почитали как храм, возведенный в древние времена лично Как выглядит КаабаИбрахимом и Исмаилем. Ежегодно со всей Аравии к Каабе устремлялись тысячи паломников, совершавших молитвы у главного святилища и его ритуальный обход. С собой они несли многочисленные подношения столь же многочисленным божествам, дары правившим в Мекке курайшитам, деньги на необходимые расходы. Нет нужды особо указывать, что регулярные дорогостоящие паломничества приносили огромный доход племени курайшитов, которое процветало за счет разнообразных религиозных культов. Процветание Мекки и курайшитов вызывало зависть и недовольство правителей Йемена, так как жившее в священной местности племя составляло серьезную конкуренцию их собственному влиянию на Аравийском полуострове. Около 570 г. н.э. йеменский правитель Абраха аль-Хабаши организовал поход на Мекку мощного войска, укомплектованного боевыми слонами. Целью похода было разрушить Каабу. Однако при подходе йеменцев к Мекке в войске начался мор, причиной которого, как сообщалось в рассказах очевидцев, были птицы, сбрасывавшие на воинов камни. Умер и сам Абраха. А курайшиты и другие арабы были убеждены, что это сам Аллах защитил древний храм от разрушения. Это событие еще больше укрепило религиозный авторитет Мекки в Аравии.

В том же году, когда йеменское войско понесло поражение под Меккой, в курайшитской семье из знатного рода Бану Хашим (Хашимиты) родился человек, имя которого самым прочным образом вошло в историю мировых цивилизаций. Столетие спустя его имя как провозвестника Ислама было окружено почетом на Ближнем Востоке, в Северной, Западной и Восточной Африке, Испании, Малой Азии, Месопотамии и Иране, Кавказе, Поволжье и Средней Азии, Индии и Юго-Восточной Азии. А спустя еще века – и в ряде других регионов мира, в том числе на Балканском полуострове. Звали его Мухаммед (Мухаммад), что образовано от арабского корня «хамд», означающего «восхваление». По преданию, в момент его рождения комната в доме его отца Абдуллаха озарилась светом. Родители Мухаммеда – Абдуллах и Амина, умерли еще в первые годы его жизни. Мальчик попал на воспитание к своему дяде – брату Абдуллаха Абу Талибу. Абу Талиб очень любил племянника и воспитал как родного сына, кроме того, очень уважал в нем высокий ум и необычайную глубокомысленность. Жизнь арабов того времени была весьма тяжела, богатство не являлось стабильным. Даже Мухаммеду – сыну уважаемого купеческого рода, приходилось в юности не только сопровождать родовые торговые караваны, шедшие в ближневосточные пределы могущественной Византии, но и пасти скот. Только женитьба на богатой вдове Хадидже бинт Хувайлид позволила ему обрести имущественную стабильность. Особое покровительство дяди Абу Талиба, возглавлявшего род хашимитов, состояние Хадиджи, унаследованное ею от покойного первого мужа, и такие личные качества как исключительная рассудительность, честность и скромность высоко подняли влияние Мухаммеда среди курайшитов.

Он отличался большой религиозностью, долгие часы проводил в богослужении. Он руководил реставрацией обветшавшей с течением времени Каабы, что являлось в арабском обществе огромной почестью. Мухаммеда исключительно уважало население Мекки и ее окрестностей, с ним охотно советовались во всех делах. Хадиджа родила ему шестерых детей: сыновей Касима и Абдуллаха, дочерей Зайнаб, Рукайю, Фатиму и Умм Кульсум. Оба сына умерли в младенчестве, как и третий сын Мухаммеда Ибрахим, родившийся уже многие годы спустя от Марии – жены или наложницы, взятой Мухаммедом много позже после смерти Хадиджи, когда он уже возглавлял мусульманскую общину в Медине. Рукайя и Умм Кульсум вышли замуж за сыновей другого дяди Мухаммеда – Абд аль-Уззы, позже получившим от мусульман прозвище Абу Лахаб («отец пламени»), под которым он и вошел в мировую историю.Где родился и как жил Мухаммед

Когда Мухаммеду было сорок лет, в месяце рамадан по арабскому календарю произошло событие, в корне изменившее сначала его жизнь, а впоследствии – мировую историю. Намереваясь провести ночь в молитве, Мухаммед уединился в пещере на горе Хира в окрестностях Мекки. Утром он вернулся домой потрясенный и испуганный, его тряс озноб, и он просил Хадиджу укрыть его. Затем он рассказал ей, что в пещере ему явился ангел, сильно сжавший его в своих руках и велевший повторять слова, переданные от Аллаха. Мухаммед запомнил эти слова наизусть, и они стали первой по времени из переданных им сур Корана – священного писания мусульман, называемой «Сгусток». В словах этих содержалась угроза людям, восставшим против Аллаха из-за своего высокомерия. Поначалу Мухаммед сомневался в том, было ли виденное им ночью в пещере реальностью, и Хадиджа предложила ему спросить совета у жившего недалеко от Мекки ее престарелого двоюродного брата Вараки Ибн-Навфаля, который, в отличие от остальных мекканцев, придерживался христианской религии. Когда Мухаммед описал ему ангела, которого видел, Варака сказал, что это, несомненно, был Джибриль (Гавриил) – вестник Аллаха. Впоследствии Мухаммеда стали посещать нисходящие от Аллаха откровения в форме расположенных содержащими определенный смысл стихами (аятами) слов. В эти периоды Мухаммед слышал напоминающий звон шум, впадал в своего рода забытье, по выходе из которого мог с точностью воспроизвести аяты по памяти. После каждого такого случая он чувствовал сильную усталость. Все эти воспринятые Мухаммедом божественные откровения составили Коран, ставший главным руководством мусульман во всех областях жизни.

Как выглядит гора Хира

Гора Хира сегодня

В Коране Бог – Аллах объявил о своем единстве и вымышленности всех других богов, а Мухаммеду предписал доносить эту истину до всех остальных людей. То есть, Мухаммед становился пророком и посланником Аллаха. Также в Коране подтверждается существование и истинность учения многочисленных пророков прошлого, включая упоминающихся в Торе и Библии (Адама, Нуха – Ноя, Ибрахима – Авраама, Мусы – Моисея, Сулеймана – Соломона, Исы – Иисуса Христа и других). Рассказывается о древних народах, погубленных Богом за свое нечестие. Тора (Пятикнижие Моисея), по-арабски называемая Таврат, Псалтир (по-арабски Забур), Евангелие (по-арабски Инджиль), согласно Корану, были такими же откровениями Аллаха, переданными людям через древних пророков. Человек же был создан Аллахом как самое совершенное из творений с единственным предназначением – поклоняться Аллаху и утверждать на земле божественные законы. Настоящее же бытие согласно учению Ислама – лишь временное, которое в Судный День сменится окончательным, совершенным и бесконечным мирозданием. Место каждого человека в новом мире – Ахире, Аллах определяет по тому, насколько данный человек был предан и благодарен Аллаху, как усердно поклонялся своему Господу-Создателю, как выполнял установленные Аллахом предписания. Неверующие и грешники попадают в ад (по-арабски «джаханнам» – слово того же древнесемитского происхождения, что и «Геенна»), где горят в вечно пылающем огне и не испытывают ничего, кроме ужасных мучений, а верующие, благочестивые люди – в рай – джаннат, где бесконечно получают небывалые для земной жизни наслаждения, не испытывая ни малейшего страдания или неудобства. В отличие от иудейских и христианских представлений, по исламскому воззрению подавляющее большинство людей попадут в рай или ад не сразу после смерти, а лишь в Судный День, и до того времени их души лишены способности контактировать с окружающим миром и живыми людьми. Также в рай или ад люди будут входить не душами, а обладая заново восстановленными Аллахом физическими телами. Пребывать в аду бесконечно обречены лишь люди, до смерти не уверовавшие в Аллаха и пророков Аллаха, а верующих, но грешных людей Аллах переместит из ада в рай, когда они адскими мучениями сполна заплатят за соврешенные при земной жизни грехи. В то же время, муки в адском огне, согласно представлениям мусульман, настолько ужасны, что если бы человек мог реально представить ад, то не желал бы даже взглянуть на него, не то что оказаться в нем даже на секунду. Мухаммед говорил, что достаточно один раз человеку окунуться в ад, чтобы он тут же забыл все радости и наслаждения земной жизни, и так же достаточно один раз человеку окунуться в рай, чтобы забыть все несчастья и страдания на земле.

В земной жизни Аллах не показывается людям, чтобы все не уверовали разом, и в Судный День состоялся справедливый расчет. На земле Аллах испытывает людей на верность, предоставляя им возможность самим судить о существовании, могуществе и справедливости Аллаха по сложному, точному и взаимосвязанному устройству окружающего мира, по физической приспособленности людей и животных к жизни в окружающем мире. И для того чтобы указывать на это людям, Аллах, как гласит Ислам, посылал им пророков. Желающий быть верным своему Создателю, благодарный человек непременно уверует и покорится Богу, увидев знамения в окружающем мироздании и узнав о словах пророков. А человек гордый, не желающий быть благодарным за данные ему Богом пропитание, убежище, руки, ноги и глаза будет всячески отрицать божественные знаки и учение пророков. Именно «кафирами», то есть, «отрицающими», в Исламе называются люди, не верующие в Аллаха и истинность учения пророков. Через персидское посредство это слово в последующем проникло в тюркские языки, где приобрело искаженную форму «гяур», распространенную и в старой русской литературе. По дозволению Аллаха на греховные мысли и действия человека незаметно для того подталкивают шайтаны – неверные невидимые демоны, пытающиеся для этого убедить человека в привлекательности и идеальности бренного мира – Дуньи, с его радостями и удовольствиями. Во главе же всех шайтанов стоит Иблис (Люцифер), проклятый Аллахом и обреченный попасть в Судный День в ад за отказ поклониться первому человеку пророку Адаму, а потому жаждущий отомстить людям и увлечь их всех за собой в адский огонь. Все догматы и основные представления мусульманской религии собраны в тексте Корана, новые и новые суры – главы, которого продолжали приходить к мусульманам через Мухаммеда на протяжении всей его жизни после явления на горе Хире.

Учение о поклонении только одному Богу, о Судном Дне, вечной жизни, рае и аде для арабского мира не были в новинку. В Аравии того времени были иудеи и христиане, а также ханифы – приверженцы поклонения одному Аллаху, не причислявшие себя ни к какой конкретной религиозной системе. В Коране ханифами названы последователи чистого единобожия и отвергающие внесенные людьми изменения в религиозном мировоззрении. Однако в Мекке, бывшей тогда центром и оплотом арабского язычества, приверженцы единобожия (по-арабски «тавхид») почти не встречались.

Мухаммед понимал, что открытый призыв людей оставить поклонения другим богам, кроме Аллаха, вызовет враждебную реакцию мекканской знати, жившей за счет паломничества язычников со всей Аравии к многочисленным идолам. Первые несколько лет он вел призыв к единобожию скрытно, втайне беседуя со своими родственниками и близкими знакомыми. Буквально сразу же, после первых слов о божественном единстве Аллаха, признал ложность других богов и истинность пророчества Мухаммеда его ближайший друг Абу Бакр, позже получивший от пророка эпитет ас-Сиддик – правдивейший. Впоследствии Мухаммед называл Абу Бакра лучшим из людей настощего и будущего и говорил, что когда тот появлялся на улице, шайтаны уходили на другую ее сторону. Пытался Мухаммед призвать к поклонению только одному Аллаху и своего любимого дядю, главу рода хашимитов Абу Талиба. Абу Талиб серьезно отнесся к словам племянника, пообещал Мухаммеду свое покровительство в любом случае, но сам не пожелал отказаться от языческой веры. Тем не менее, о доверии, которое Абу Талиб испытывал к сыну своего покойного брата, можно судить по тому, что когда его собственный девятилетний сын Али пришел к нему и сказал, что Мухаммед предлагает отказаться от почитания богов, кроме Аллаха, он ответил ребенку: «Мухаммед – мудрый человек. Слушайся Мухаммеда!». Так Али, сын Абу Талиба, стал первым человеком, принявшим Ислам в детском возрасте.

Через несколько лет тайного призыва вокруг Мухаммеда собралась достаточно серьезная группа последователей единобожия, и тогда Мухаммед впервые сделал свой призыв (дáуа) гласным. Для этого он поднялся на возвышение в черте города и провозгласил слова тревоги, которые обычно произносили глашатаи в случае военной опасности. Перепуганные жители Мекки сбежались к возвышению, с которого Мухаммед обратился с речью, призывая людей спасти себя от грозящего им вечного огня, а для этого оставить поклонение другим богам, кроме Аллаха, и полностью проявить покорность Единому Богу. Как и ожидалось, многие знатные курайшиты сразу же пришли в возмущение. Абд аль-Узза (Абу Лахаб) даже пытался бросить в племянника камнем. Привыкшие к тому, что языческие паломничества приносят им огромные доходы, мекканские купцы не желали терпеть в своем городе распространение единобожия. Также арабы, не верившие в жизнь после смерти, а следовательно, и в воздаяние за земные дела, привыкли стремиться получить от жизни все, что могли взять. А первые же суры Корана обличали, помимо собственно многобожия, развращенность нравов курайшитов, их небрежность в выполнении молитв Аллаху, нежелание помогать беднякам и сиротам. Людям, не принадлежавшим к знатной прослойке, тоже было нелегко внезапно отказаться от религии, которой веками следовали их почитаемые предки. Из всеми уважаемого племянника главы хашимитов и мужа богатой Хадиджи Мухаммед быстро превратился в изгоя. С ним прекратили общение даже многие близкие родственники. Разошлись состоявшие в браке сыновья Абу Лахаба и дочери Мухаммеда. Многие купцы посчитали, что Мухаммед сошел с ума. Особенную ненависть стал испытывать к племяннику брат Абу Талиба Абу Лахаб, говоривший о Мухаммеде не иначе как с руганью и проклятиями, обвинявший его в отступничестве от древней религии предков. Жена Абу Лахаба ходила по дорожкам, где часто появлялся Мухаммед, и раскладывала на них колючки с кустов. Однажды, когда Мухаммед молился возле Каабы, несколько знатных язычников в тот момент, когда он совершал земной поклон, положили ему на спину тяжелую верблюжью требуху, из-за чего он не мог разогнуться, пока не пришла его дочь и не убрала верблюжьи внутренности. Только защита Абу Талиба, горячо любившего племянника, позволяла Мухаммеду все же продолжать проповедь единобожия среди мекканцев.Как арабы отреагировали на первые проповеди Ислама

И через некоторое время это дало свои результаты. Находились и такие люди, которые всерьез задумывались над словами Мухаммеда и сущностью древнеарабской языческой религии. Несмотря на насмешки курайшитской знати, число последователей Мухаммеда увеличивалось. Когда учение о единобожии охватило настолько широкие массы городского населения, что стал назревать серьезный раскол среди курайшитов, знать перешла от насмешек к прямому насилию.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







21 комментарий

  1. Очень интересно, я совсем не знала истории этой религии.

  2. Авторы, напишите так же доступно о христианстве — там масса течений. Почему такой раскол?

  3. Кирилл

    Не люблю черезчур мудрственных постов. Тут авторы молодцы. не первый раз читаю и использую то, что мне нужно. Легко воспринимается. Интересно. Благодарен буду, если также объективно опишите историю других религий. присоединяюсь к просьбам предыдущих комментаторов.

  4. Сильва

    я полностью согласна с Сергеем, Ислам и Христианство имеют много общего!!! И конечно же хотелось бы узнать что нибудь интересное о других религиях))) Очень радует что многое приобрели от Востока и мы)))

  5. Религия Ислам это своего рода про родитель других религий!Очень интересная статья.Только жалко что в современном обществе религию Ислам считают дикой.

    • Сергей

      На самом деле Ислам — одна из самых младших религий, которая многое почерпнула от христианства, которое в свою очередь много взяло от Буддизма. А дикой считают не саму религию Ислам, а ее безумных последователей-террористов, которые очерняют репутацию Ислама.

  6. Андрей

    Я считаю что все Веры как-то связаны между собою просто названия разные. И Господь Бог один на нашем свете!!!

    • Я согласен с вами. А статью прочитал с огромным интересом. Мало мы знакомы с мировыми религиями — отчего и как они вошли в нашу жизнь.

  7. Очень интересная статья. Вызывает уважение основатель религии Ислам. Но я не нашла на вашем блоге статью про буддизм, индуизм, христианство. С радостью прочла бы — очень легко читаются ваши статьи. Прочла про Чукотку тоже и еще несколько. Молодцы авторы!

  8. Древняя восточная культура, действительно, интересная и с богатыми корнями. Люблю сказку «Тысяча и одна ночь» и рахат-лукум.

    • Грегори

      Статья серьезная и обзор этой темы полный, здесь речь не о сказках и конфетах.

  9. Написано очень ярко и образно, живым богатым языком! Такие монументальные фигуры, как основатель мировой религии Мухаммад и его родственники встают как мысленным взором как живые или в 3-D изображении. Неотступно во время чтения статьи преследует мысль о парадоксальности следующего: Мухаммад, начиная с первого своего пророчества, подтверждает(косвенно) справедливость существования христианства и иудаизма. Ведь оно основано на тех же преданиях об Аврааме, Адаме, других древних основателей мировых религий и постулатах о Единобожии. Как же несправедливо тогда отрицание воинствующими мусульманами таких глобальных религий, как христианство и иудаизм, давших основу самому исламу! Это противоречит учению и самого Мухаммада и основным постулатам классического ислама.

  10. Мне кажется, что все религии связаны, и Бог один, просто в разных религиях разные названия. Вот как Мухаммеду явился Джибриль, в христианин — это Гавриил.

  11. По сути современный ислам уже не тот что был тогда, множество всяких течений появилось, каждое из которых считает именно себя правоверным, как например суниты, шииты и т.д.

  12. Ислам является религией, которая внесла большие изменения в мировую историю! Жаль, что иногда фанатики, используя эту религию, наносят беды обществу!

  13. Серьёзная Религия, достойная уважения и почитания, — её надо изучать, в ней очень много мудрости и справедливости! Вообще статья не простая, заставляет думать…

  14. Конфетка

    Не думала, что слово «тариф» и «адмирал» пришли от арабов!

  15. сергей

    Очень древняя религия и история Аравийского полуострова очень богатая даже не смотря на то, что большей частью пустынная.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

шестнадцать − девять =