Европу и ныне населяет множество народов разных языков и культур, а на заре европейской цивилизации — когда европейцы постепенно выходили из состояния варварства и основывали собственные государства, их было еще больше. Ведь многие современные этносы Европы сложились в результате слияния и взаимной ассимиляции различных народов и племен. Тем не менее, в той или иной степени близкие природные и географические условия жизни и хозяйствования, частые взаимные контакты обусловили то, что в культуре и историческом развитии всех европейских народов присутствует много общих черт. Сегодня европейские черты в укладе жизни сильно выражены во всех странах мира, а в средние века европейская цивилизация была сугубо региональной, охватывавшей лишь пространство от Атлантического океана до Карпат или, если к носителям европейской культуры причислять древнерусский этнос, имевший основные европейские черты, но в силу особой географической специфики и выраженные отличия от прочих народов Европы, до реки Волги. Да и средневековая европейская цивилизация, основанная на феодальном строе, тоже существенно отличилась от европейской цивилизации Нового Времени, двигателем которой стал капиталистический рынок. Европейское Средневековье — это та знаменитая, нынче овеянная романтикой эпоха королей и рыцарей, честолюбивых дворян и трудолюбивых пахарей, отважных викингов и бродячих певцов, монахов и энергичных бюргеров.
Географическое положение Европы, как бы сужающимся клином вдающейся в Атлантический океан, ее расчлененность на массивы крутых гор и пересеченные полноводными реками равнины издревле обуславливали особенности европейского традиционного хозяйства. Климат на большей части территории Европы по-настоящему умеренный: здесь редко бывают суровые холода, так как с Атлантического океана зимой поступает тепло, но и сильная жара летом — редкое явление из-за того же влияния океана. Кроме того, чем ближе к океану, тем чаще меняется погода; своими дождливыми холодами посреди лета и оттепелями среди зимы особенно знаменита островная Великобритания. Реки, текущие из гор, выносят на равнины массы плодородного материала. В Европе из-за достаточно влажного климата и плодородия почв гораздо больше земледельческих угодий, чем в субтропиках и тропиках Азии и Африки, где и зародились первые цивилизации. Однако из-за продолжительного холодного сезона времени на выращивание урожая гораздо меньше. В то же время Европа по средневековым меркам была гораздо богаче ресурсами, чем Сибирь, где не растут многие виды культур из-за очень холодной зимы. Также влажность климата способствовала обильному разрастанию на Европейском континенте лесов, и в технических условиях средних веков землю было обработать труднее, чем на Востоке, где было достаточно провести оросительные каналы и не приходилось регулярно очищать пашню от наступавшего леса. Поэтому на протяжении Средневековья европейская цивилизация при всей своей уникальности значительно отставала в культурном и техническом развитии от цивилизаций Востока, но все же была хорошо развита, тогда как народы большей части земной суши: Африки южнее Сахары, Сибири, Нового Света вплоть до XIX в. и еще дольше оставались в состоянии варварства и даже первобытно-общинного строя, и лишь некоторые из них имели свои цивилизации, отстающие, тем не менее, от европейской. Очень много культурных и технических достижений европейцы заимствовали в период средних веков у народов Востока через торговые сношения и военные походы, и уже на своей родине усовершенствовали их, придав им собственные, европейские особенности. Но особенно сильное влияние на европейскую средневековую культуру оказала античная греко-римская цивилизация, так значительная часть Западной Европы, в том числе территория будущей Франции, Испания, Британия прежде входили в состав Римской империи. Во время формирования европейских государств их правители активно использовали в законодательстве нормы римского права.
В разных областях Европы, в разных регионах мира основная черта, отличающая средневековое общество от обществ других эпох — господство феодальных отношений в политике и экономике, сложилась в разное время. Условно началом эпохи Средневековья и окончанием эпохи античности считается 476 г. н.э., когда предводитель германских наемников Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа. К этому времени у древних германцев — самого влиятельного этноса Европы севернее средиземноморского побережья, усиливается власть военных предводителей — королей, и происходит расслоение общества на профессиональных воинов, позже образовавших дворянское сословие, и трудовой народ, занимавшийся пахотой и пастьбой, вооружавшийся лишь во время крупных войн. Зачатки феодальных отношений, выраженные в том, что разорившиеся пахари вместе с сельскохозяйственными рабами — колонами, стали селиться во владениях крупных землевладельцев и трудиться на землях хозяев, часть урожая отдавая тем, а часть забирая себе, сложились тогда и в самой Римской империи. В эпоху раннесредневековых европейских государств: Королевства вестготов, Франкского королевства феодальный строй продолжал развиваться и упрочиваться. Пока не сложился классический феодализм, ставший основной отличительной чертой средневековой европейской цивилизации. Правитель государства: король, герцог, князь, институт которых происходит от военно-народных предводителей древнеевропейских племен, считался верховным собственником его земель. Его власть опиралась на силу профессиональных военачальников, а по мере государственного развития — и на бюрократический аппарат. Эти служители, по-русски именуемые дворянами (от слова «двор», т.е., поместье, которым обладал правительственный служащий), несли службу правителю на условии предоставления им земли, на которой работали и содержали их сельские труженики — крестьяне. Дворяне, несшие военную службу, назывались «дворянством меча» (позже — «дворянством шпаги»), а дворяне, бывшие правительственными чиновниками, ведавшие канцелярскими делами, назывались «дворянством мантии». Дворяне меча в случае призыва на войну являлись на службу, приводя с собой вооруженных людей из своих крестьян. Впоследствии выходцы из простого народа, постоянно ходившие со своим господином в военные походы, стали образовывать младшую дворянскую прослойку. Дворянин, служивший самому правителю, мог пользоваться услугами помощников, с которыми делился полученной от правителя землей на тех же условиях: пока эти помощники служили ему, они имели право на труд и продукцию труда работавших на их наделах крестьян. И, если земельные ресурсы страны были достаточно обширными, могли тоже иметь служебных помощников, с которыми делились находившимися в их распоряжении землей и крестьянами. Так складывалась европейская феодальная лестница. Старший дворянин (или сам правитель), предоставлявший землю младшим дворянам, был для тех сеньором или сюзереном, а получившие от него землю с крестьянами младшие дворяне были по отношению к нему вассалами. При этом вассалы дворянина служили только ему самому, а не его сеньору. Поэтому в средневековой Европе младшие дворяне нередко восставали против старших, старшие — против самого правителя страны, так как их вассалы не считали себя ничем обязанными их сеньорам и охотно поддерживали их в феодальных войнах. Дворянское звание, вассальная служба конкретной фамилии в большинстве случаев передавались по наследству, так как это была довольно сложная наука, которой овладевали по преемственности от отца к сыну. Но бывало, что вассал переходил на службу, в том числе с формально принадлежавшей его прежнему сюзерену землей, которую он уже воспринимал как свою неотделимую собственность, к другому сеньору. Бывало, что дворянское звание и земля жаловались выходцу из простого народа, оказавшему большую услугу феодалу или правителю. Бывало, что правители одних государств подчинялись со своими владениями на вассальных правах правителям других государств. Каждая дворянская фамилия имела свою символику — герб, изображавшийся на боевых щитах ее представителей.
Правители государств и большинство дворян вне службы жили в замках — грандиозных сооружениях из камня, являющихся одновременно и жилищем, и военной крепостью. Замки королей, герцогов, других крупных феодалов были большие, в них могли размещаться крупные военные гарнизоны, тюрьмы, за их стенами разбивались роскошные сады. Замки простых дворян могли выглядеть просто как большой каменный дом с узкими окнами, зубчатыми стенами, приспособленными для обороны, и сторожевой башней. В Центральной и Восточной Европе существовало мелкопоместное дворянство — шляхта, представители которой служили у монархов или крупных феодалов как личная гвардия и имели лишь относительно небольшие земельные наделы, на которых их содержали крестьяне одной — двух деревень. Шляхтичи вели быт, немногим более изысканный, чем быт простого народа, жили не в замках, а просто в хороших домах.
Элитой европейского дворянства средних веков были рыцари — профессиональные тяжеловооруженные конные воины, представлявшие собой «сословие в сословии». Они составляли главную ударную силу европейского войска того времени. Стать рыцарем было непросто: с детства надо было проходить под руководством опытного наставника сложную военную подготовку, приучаться переносить походные трудности и лишения. Поэтому рыцарей было не слишком много, сюзерены их высоко ценили и были вынуждены мириться с их слабой дисциплиной в боевом лагере. В бой рыцари шли, облачившись в тяжелые доспехи, которые трудно было пробить пикой или алебардой простому воину: рыцари должны были ценить свои жизнь и здоровье, так как без их войска их сюзерен оставался чуть ли не беззащитен. Рыцари имели свой кодекс чести, а чтобы считаться рыцарем, необходимо было пройти ритуал посвящения, который осуществлял другой рыцарь либо сам король или другой крупный феодал. В Европе существовали рыцарские военно-духовные общины — ордена, члены которых основным своим призванием считали борьбу за христианскую религию и неукоснительно повиновались главе своего ордена — магистру (от латинского «magister — учитель»). Из рыцарских орденов Средневековья известны тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы. Члены рыцарских орденов носили на щите и одежде символические кресты. Рыцарство как профессиональное сословие исчезло в XVI в. в связи с распространением огнестрельного оружия, поскольку для успешного противостояния тому рыцари в тяжелых доспехах были слишком неповоротливы. Но и в последующие века особо отличившихся своих вассалов европейские монархи формально посвящали в рыцари. Как воины, европейские дворяне были очень хорошо обучены, но само европейское войско не отличалось ни глубокой организацией, ни даже единством, так как разногласия между руководившими им феодалами были обычным явлением. Поэтому, когда бы Европу не отгораживали от богатых и развитых цивилизаций Азии и Северной Африки Средиземное море да высокие Карпатские горы, и не было бы в ней густых лесов, среди которых плохо маневрировали иногда вторгавшиеся на Европейский континент войска восточных завоевателей, вероятно, европейская цивилизация была бы поглощена более высокой азиатской прежде чем сама достигла более высокого культурного и технического уровня.
Традиционное воспитание средневековых европейских дворян имело весьма уникальные особенности. В самом раннем возрасте дворянский ребенок приучался лишь беспрекословно слушаться родителей — как потом предстояло своего сюзерена. Занимались с маленькими детьми обычно наемные женщины-кормилицы. С семи лет дворянских мальчиков обучали верховой езде и обращению с оружием, а девочек — рукоделию, чем занимались обычно не родители, а приглашенные для этой цели опытные дворяне и дворянки более младшего ранга. Чем старше становились мальчики, тем более сложные упражнения с оружием и конем они выполняли. Если отец считал, что его сыновья должны будут посвятить жизнь чиновной службе, он отдавал их в школу учиться грамоте, латинскому языку и счету. Завершающим этапом дворянского образования было поступление мальчика-подростка в качестве пажа — оруженосца и личного прислужника, к другому знатному дворянину. Помогая тому в его разъездах, на службе, на охоте, на войне, паж через некоторое время сам на опыте учился премудростям дворянской жизни, и по достижении совершеннолетия — примерно в 21 год, становился полноправным дворянином. Для своего рода деятельности эта система образования была безупречной: многие дворяне профессионально служили и добивались больших достижений, будучи еще моложе 25 лет, что было немаловажным в связи с высокой смертностью дворян в часто вспыхивавших в Европе войнах.
Большинство населения средневековой Европы составляли крестьяне. Их быт во многом походил на древний, традиционный: то же натуральное хозяйство, те же сколоченные в основном руками одной семьи простые жилища, та же вытканная и сшитая дома одежда. Питались крестьяне в основном теми продуктами, которые выращивали сами; основная пища европейского крестьянина состояла из хлеба и овощей. По более-менее торжественным дням на крестьянском столе появлялось мясо. Европейские крестьяне жили достаточно изолированными общинами, так как ввиду тяжелого труда не могли надолго отрываться от своих полей, в их среду просвещение добиралось в последнюю очередь, их жизнь регламентировалась неписаными народными обычаями, и даже несмотря на распространение христианской религии они были в значительной степени привержены пережиткам древних европейских верований, отличались исключительной суеверностью. Сильно зависела крестьянская жизнь от изменений природных условий: свойственные европейскому климату резкие погодные колебания то обогащали, то разоряли средневековое крестьянство. В солнечное лето крестьяне собирали высокие урожаи, жили сытно и покупали нарядную одежду, а в холодное и дождливое терпели убытки и жили впроголодь. Особенно тяжело переносили крестьяне эпоху Малого ледникового периода XIV — XIX вв., когда время от времени на Европу неожиданно обрушивались резкие внесезонные похолодания вплоть до летних заморозков, истреблявшие весь урожай. Во время таких бедствий крестьяне массово разорялись, умирали от голода, разбредались по своим странам, занимаясь нищенством. И даже феодалы, подати которым в это время резко сокращались, были вынуждены переходить на весьма скромный образ жизни. Крестьяне в средние века в Европе делились на свободных, крепостных и поземельно зависимых. Свободные крестьяне пользовались собственной землей, не принадлежавшей феодалам. Это была самая зажиточная крестьянская прослойка. Свободные крестьяне часто осваивали новые земли, отвоевывая их у лесов и осушенных болот. Крепостные крестьяне не имели собственной земли и были указом короля или другого правителя обязаны трудиться на землях феодалов, не имели права свободно уйти от тех. Поземельно зависимые крестьяне были лично свободны, но не имели собственной земли и потому возделывали землю феодала, отдавая тому часть урожая.
I used to be able to find good information from
your content
«когда европейцы постепенно выходили из состояния варварства…» !!?? Из какого «варварства» ??Зачем современное значение слова «варвар» накладывать на его исконное значение ? Варвар — с древнегреческого означает «чужеземец». В Древнем Риме так стали называть все восточные племена, которые жили на границе с Римской империей. Но они же не были дикарями- варварами в нынешнем понимании этого слова !!
Еще со школьных времен история заинтересовала меня. Средневековая европейская цивилизация это действительно интересная эпоха. Статья написана на понятном и доступном языке. Не хочу повторяться с другими комментариями, но просто нельзя не отдать должное иллюстрациям, они как-будто переносят нас в те времена.
Любой вид в замкнутом ареале приобретает схожесть некоторых черт, люди не исключение, потому и можно отличить многие народы по фенотипу, что уж говорить о европейской расе.
Статья написана интересно,прочитала на одном дыхании.Понравилось что автор описал многие важные нюансы средневековой европейской цивилизаци,все написано очень доступно,так как искали с дочкой эту тему для выполнения домашнего задания,прочитав она все поняла.
Вообще читая я как будто перенеслась в ту эпоху,очень понравились иллюстрации к статье.
Действительно очень красивая и интересная эпоха,которая таит в себе очень много тайн и секретов.
Прочитал статью и хочу поделиться впечатлением.
Во — первых, что бросилось в глаза, автор статьи, касаясь вопроса появления средневековой европейской цивилизации, пытается взглянуть на этот процесс с разных сторон.
Особенно мне понравилось, что он в своей статье показывает, как на появление средневековой европейской цивилизации влияли географические, климатические, национальные, экономические факторы.
Во — вторых, автором правильно акцентировано влияние Востока на формирование средневековой европейской цивилизации
Ну и общее ощущение — читаю историю для общеобразовательной школы.