Средневековая европейская цивилизация (часть II) - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Запад » Средневековая европейская цивилизация (часть II)

Средневековая европейская цивилизация (часть II)

Дворянство и крестьянство — наиболее типичные сословия средневековой Европы, но далеко не единственные. Четко выраженное деление общества на сословия — обширные группы или прослойки людей, каждая из которых имела свой особенный уклад жизни, свои особые экономическое и правовое положение, является другой, помимо классического феодализма, характерной чертой средневековой европейской цивилизации. Европейские средневековые сословия несколько напоминают индийские касты: даже браки европейцы заключали обычно в своей сословной среде, и переход человека из одного сословия в другое был достаточно редким явлением. Конечно, в Европе человек, покинувший свою социальную среду, не становился совершенным изгоем, как в Индии, мог, если сумел адаптироваться, войти в другое сословие, но как выглядели европейские города в средневековьевсе же совершенная разница в укладе жизни разных сословий не способствовала их слиянию: мало кому захочется коренным образом менять привычный быт, образ мышления, мировоззрение. Многочисленным было сословие бюргеров (от германского «бург — крепость») — городских обывателей. Городов в Европе было немало, они возникали в стратегически и экономически важных местах возле замков крупных феодалов, в местах регулярных ярмарок и рынков как укрепленные поселения. Города являлись центрами экономической, политической и культурной жизни Европы, но их население было, как правило, невелико. Большинство европейских городов Средневековья по числу жителей соответствовали сегодняшним крупным поселкам, и их обыватели хорошо знали друг друга. Лишь наиболее крупные, обычно столицы государств, были по числу населения как современные средние города, вмещали в себя 100 тыс. и более жителей. В городах, где располагались рынки, а большинство населения занималось ремеслами и торговало, всегда было чем поживиться вражеским войскам и бандам разбойников, поэтому они обносились высокими укрепленными стенами, ворота, у которых дежурила вооруженная стража, на ночь запирались. Из-за стеснения стенами горожане жили очень скученно, улицы были такими узкими, что порой напоминали тоннели, а дома стояли впритык друг к другу. И в этой тесноте многие бюргеры ухищрялись содержать, как в деревне, домашние птицу и скот. Материальное благосостояние городских жителей зависело от покупательной способности людей из других сословий, в основном приезжавших в города крестьян и дворян, отоваривавшихся на городских рынках и в лавках. А эта как жили горожане в европе в средние векаспособность, как уже говорилось выше, сильно снижалась в неурожайные годы. Другого дохода, кроме как от продажи своих изделий, бюргеры не имели, поэтому наличие собственного «страховочного хозяйства» имело важное значение. Городские обыватели шили одежду, изготовляли посуду, предметы домашней и хозяйственной утвари, продукты питания для внутреннего городского рынка. Вплоть до конца Позднего Средневековья (XVI — XVII вв.), когда все больший вес в европейской экономике стали иметь мануфактуры — первые капиталистические предприятия, использовавшие наемный труд, бюргеры были самой экономически активной частью населения Европы. Поэтому они отличались предприимчивым и свободолюбивым нравом. Порядки в городах, основанных королями и крупными феодалами, больше регламентировались эдиктами, издаваемыми их благородными хозяевами, но большинство европейских средневековых городов были независимы от прямой власти государства. В них действовали собственные порядки и законы, управляли выборные бургомистры, а основные дела решались на общих городских собраниях. С горожанами вынуждены были считаться короли и герцоги: ведь на срочные нужды им приходилось занимать средства именно в казне городов. Во время усобиц феодалы, стремясь создать себе оплот, прибывали в какой-нибудь город и подарками и посулами привлекали на свою сторону местных бюргеров.

Городские мастера одной профессии объединялись в трудовые союзы — цеха, в которых совместно решали общие производственные вопросы, сообща отстаивали свои интересы. Поскольку жизнь бюргеров была тесно связана с торговлей, им необходимо было умение хотя бы читать и считать. Поэтому в городах действовали школы для детей мастеров, в которых обучались как мальчики, так и девочки. В бюргерские школы детей отдавали родители, и они же решали, когда их ребенку пора заканчивать начальное образование и идти либо помогать в предпринимательском деле отцу, либо учиться какому-нибудь другому ремеслу. Специальных ремесленных школ не было: подростки учились ремеслу либо от своих родителей, кто такие подмастерьялибо те отдавали их в помощники какому-нибудь другому мастеру, и так они постепенно овладевали новым производственным навыком. Такие юные помощники-ученики мастера назывались подмастерьями. Если подмастерье уклонялся от работы в лавке обучавшего его мастера, его родители должны были уплатить тому штраф. Все городское население делилось на две основные категории: городской патрициат — потомков первых поселенцев-основателей города, и городской плебс — люди, поселившиеся в уже существовавшем городе и их потомки. Эти названия пришли в средневековую Европу из Древнего Рима, где они, в сущности, обозначали то же самое. Представители городского патрициата имели больше прав в городских собраниях, да и жили побогаче плебса, так как их цеха уже контролировали основное городское производство. Особый правовой статус имели городские как в средневековье относились к нищимнищие — разорившиеся горожане и пришлые в город обездоленные люди. Хозяева лавок снабжали нищих, собиравшихся на городских площадях, продуктами питания, одеждой, деньгами, и взамен нищие взывали к Богу, призывая благословение на своих благодетелей и город. В Средневековье люди считали заботу о милости Бога и своей загробной жизни неотъемлемой частью быта, на безбожника смотрели с ужасом и отвращением, воспринимая его хуже, чем любого преступника и самого кровавого убийцу. Лишь к концу Средневековья, когда в связи с развитием капиталистических отношений и усилением централизации власти голод и разорение перестали угрожать всем и каждому, европейцы на обездоленных людей стали смотреть с предубеждением, часто видя в них бездельников, желающих пожить за чужой счет. Довольно отчужденно от остального городского общества жили люди, занимавшиеся малопрестижной работой: могильщики, обслуживатели заразных больных, палачи.

Жизнь горожан в средние века, несмотря на их в целом бóльшую состоятельность, чем у крестьян, и какое значение имели европейские города в средневековьеопределенную общественную свободу, отнюдь не была безоблачной. Города с их зажиточными хозяйствами часто разграблялись неприятельскими армиями в ходе войн. В них всегда разыгрывались самые жестокие политические страсти. Выглядели средневековые европейские города весьма неопрятно: скученность населения, отсутствие технических средств для сооружения эффективной системы очищения приводили к их сильному засорению. Часто все нечистоты из домов выливались прямо на узкие городские улицы. Вода добывалась из колодцев, которыми пользовалось все население. Ни о каких средствах гигиены не было и речи, так как люди не знали истинную причину заразных заболеваний. Более того, католическая церковь того времени призывала людей даже не мыться часто, так как это считалось излишеством, чем-то вроде чревоугодия. Но даже если бы горожанин хотел помыться, ему почему в средневековье в европе было грязнотрудно было это сделать: реки обычно протекали вне городских стен, и надо было много натаскать воды из колодца, к которому и без того выстраивались очереди. Практически все европейские города Средневековья кишели крысами и живущими на тех блохами. Инфекции были постоянными спутниками средневековых европейских горожан; в что было опасно для средневековых горожан в европегородах регулярно происходили вспышки тифа и оспы, немало людей болело проказой. Но особенно страшный урон наносили населению городов эпидемии чумы, особенно «черная смерть» середины XIV в., из-за которой европейское население уменьшилось в среднем на треть (на 15 — 25 млн. человек).

В период расцвета Средневековья (XII — XVI вв.) абсолютное большинство европейских стран, кроме Руси, какое значение имела церковь в средневековой европеВизантийской империи (которая, будучи наследницей древней Римской империи, в общем-то, находилась и в Европе, и в Азии, была государством со смешанными как европейскими, так и азиатскими чертами), исповедовавших ортодоксально-христианскую (православную) религию, находилось под очень сильным влиянием римско-католической церкви. Как уже говорилось, европейцы, жизнь которых состояла из череды полос благополучия, достатка и лишений, разорения, очень ревностно относились к вопросам достижения божественной благодати и счастья в загробной жизни. Надежда на милость Бога, авторитет церкви, возглавлявшей богослужения, поддерживали европейцев в трудное время, утешали при потере имущества, смерти близких. В строгом выполнении религиозных обрядов европейцы видели залог того, что горе и несчастья обойдут их стороной, а все лишения воздадутся сторицей, если они после смерти попадут в райские сады. Поэтому католическая церковь, возглавляемая Папой и состоявшая из обширного, разветвленного аппарата священнослужителей от приходских священников и рядовых монахов до епископов — глав обширных кто такой папацерковных административно-территориальных единиц, и кардиналов — церковных наместников целых стран, была самой влиятельной общественной структурой. В ее руках находились массовое просвещение и наука. В монастырях создавались средневековые труды по исследованию мироустройства, истории, других отраслей знания, хотя главным было богословие. Именно накопленный католической церковью обширный потенциал знаний стал той почвой, на которой впоследствии — с конца Средневековья, стала развиваться уже с нашей точки зрения серьезная европейская наука. До того, впрочем, сама церковь активно тормозила свободный научный прогресс, так как свободомыслие в научной отрасли приводило к тому, что просвещенные люди начинали оспаривать основанные на христианских священных книгах церковные догматы. Поэтому до XVI в., когда церковный авторитет стала активно теснить усиливавшаяся власть европейских монархов, европейская наука была развита слабо. Церковные иерархи и сами римские папы часто диктовали свою волю европейским королям: они могли наложить проклятие как лично на правителя страны, так и на всю его страну. В последнем случае это означало, что в ней священники даже прекращали отпевать покойников, и тогда взбунтовавшийся народ мог свергнуть прогневавшего духовенство своего правителя. Но королям и князьям, конечно, приходилось не по нутру то, что им надо делить свою власть с папами и кардиналами. Иногда противостояние королей и церкви принимало очень острые формы, выливалось даже в военные конфликты, когда короли организовывали походы на Рим, чтобы привести к власти угодных им пап. В 1309 г. король Франции Филипп IV даже принудительно перенес папскую резиденцию из Рима во французский Авиньон, чтобы выбор пап кардиналами все время находился под королевским контролем. «Авиньонское пленение пап» продолжалось до 1378 г. Нередко и в самой католической церкви случались расколы, римские папы силой смещали друг друга с престола и налагали взаимные проклятия и отлучения от церкви.

Господство над умонастроениями населения, безбедная жизнь за счет налогов и добровольных пожертвований, которые люди отдавали церкви, часто развращали священнослужителей. Многие священники сами не соблюдали того, к чему призывали в проповедях, обманывали простых верующих для собственной выгоды. Поэтому все Средневековье в Европе были популярны возникавшие вне церковного контроля религиозные учения — ереси, основатели которых самостоятельно толковали Священное Писание. Разные ереси имели разное представление о Боге и религиозном законе, но все сводились к оппозиции католической церкви, по мнению их последователей, несправедливо узурпировавшей духовную власть над христианами. Церковь непримиримо боролась с ересями и еретиками, и светские власти, интересы которых священники защищали в проповедях, обычно ей помогали. Специально для того чтобы опровергать еретические учения в церковных учебных заведениях преподавалась логика. Для противостояния распространению ереси в составе католической церкви действовала система следственных, судебных и сыскных органов, имевших общее название Святой инквизиции (буквально в переводе с латинского языка: «допрос, следствие»). Инквизиция широко прославилась своими жестокими пытками и наказаниями, впрочем, столь сурово обходилась она обычно лишь с самыми упорными еретиками, после всех увещеваний категорически отказывавшихся вернуться в покорность католической церкви. Однако таких в силу всегда развитого в Европе свободомыслия находилось немало. Ведь и еретики боялись за свою загробную жизнь и часто предпочитали умереть в мучениях, чем покориться преступной, с их точки зрения, церкви. Приговоры инквизиции исполнялись светскими властями, так как по церковным догматам священнослужители не могли сами истязать и казнить людей. Рядовых последователей ереси, после первых бесед с инквизиторами раскаявшихся и вернувшихся в лоно католической церкви, подвергали обычному церковному наказанию (постам, обязательным специальным молитвам) или взыскивали с них штраф. Еретических активистов, как инквизиция боролась с еретикамираскаявшихся до вынесения приговора, подвергали публичному телесному наказанию, заключали в тюрьмы. Не раскаявшихся до вынесения приговора еретиков сжигали на костре при стечении народа, при этом тех, кто раскаялся в ереси уже перед казнью, предварительно душили. Публично сжигали не только упорствующих еретиков, но и еретическую литературу. В конце Средневековья инквизиция стала преследовать как еретиков и людей, обвиненных в занятии колдовством, однако особое рвение в «ведьмофобии» — явлении, широко распространившемся в Европе XVI — XVII вв., проявили не католики, а протестанты.

Тем не менее, не всегда и не везде католической церкви удавалось удерживать народы в повиновении. В XVIчто такое реформация в. в связи с усилением королевской и княжеской (в Германии) власти в ряде стран Европы, в том числе в Великобритании, стало происходить явление, названное Реформацией. Оно заключалось в том, что местные священники, лояльные правителям, начинали создавать собственные религиозные учения, в которых, не посягая, в общем-то, на главные духовные догматы, категорически отрицали решающую роль церкви в спасении человеческой души, на первое место ставили личные духовность и искренность человека. Фактически эти учения, приверженцы которых впоследствии получили название протестантов, давали королям и князьям духовную, а значит, и политическую независимость от римских пап. Привлекали они и народ, так как отвергали излишние, с их точки зрения, обрядовость и католические церковные институты, избавляли население от необходимостичто интересного было в средневековой европе платить тяжелые церковные подати. Так влияние католической церкви впервые пошатнулось серьезно. На этой почве Европу сотрясали кровопролитные религиозные войны, в ходе которых протестантам удалось прочно завоевать позиции в ряде стран, особенно на севере континента. Протестантских течений было несколько: англиканство, лютеранство, кальвинизм, но все они в той или иной степени отражали начавший развиваться в то время дух капитализма, так как большое внимание уделяли в своем учении человеческому индивидуализму, духовной независимости, трудолюбию. Именно в протестантских странах в первую очередь стало распространяться негативное отношение к нищенствующим, так как, по мнению протестантских идеологов, человек для того и помещен Богом на землю, чтобы добывать трудом свой хлеб и искупление грехов. Потому протестанты критиковали католическое духовенство как организацию, даром существующую за счет церковных податей.

Но чтобы стать католическим священником, надо было, однако, предварительно много постараться. Духовенство в католических странах было единственным сословием, принадлежность к которому не передавалась по наследству: священникам церковными  догматами предписывалось соблюдать строгое как становились священниками в средневековьецеломудрие и не вступать в брак, чтобы брачные дела не отвлекали их от дел духовных. Чтобы получить церковный приход, надо было с детства поступить в начальную церковную школу, где долго заниматься изучением латинского языка и зубрежкой молитв. После начальной школы будущий священник поступал в семинарию, где порой более десяти лет жил и учился богословию, риторике, логике, другим необходимым в церковном деле наукам в суровых условиях, при жесткой учебной дисциплине, плохо питаясь. И только после этого выпускник семинарии мог быть направлен священнослужителем в церковь, в том числе в какое-нибудь деревенское захолустье. Высокие церковные иерархи, служители что было в эпоху благородных рыцарей и прекрасных даминквизиции, ученые-богословы набирались только из монахов — людей, оставивших в кто такие монахисвоей личной жизни суетный мир и посвятивших все свое время, все свои интересы религиозному служению. Монахи селились общинами в монастырях, совместно занимаясь богослужениями, ведя общее хозяйство, во всем повинуясь монастырскому настоятелю. Прежде чем стать монахом, человек, решивший посвятить свою жизнь поклонению, некоторое время проводил в монастыре в качестве послушника, только усердно молясь и выполняя указания настоятеля, не выполняя никаких других миссий. Лишь проявив себя усердными делами в своем монастыре, набравшись религиозных знаний, монах мог получить важную церковную должность. В средневековой Европе существовало несколько монашеских орденов — организаций: францисканцы, бенедиктинцы, доминиканцы (из последних, приоритетным делом считавших познание религиозной науки, чаще всего набирались служители инквизиции). Особым орденом были иезуиты — своего рода агентурно-сыскной орган католической церкви. Иезуиты носили обычную одежду, в повседневной жизни не отличались от других людей, но занимались активной проповедью католических идеалов в массах, готовили агентов католических государств, отправлявшихся с миссией в другие страны, осуществляли религиозное просвещение, внедряясь в разные общества, вычисляли еретиков.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







7 комментариев

  1. Удивительно, как люди жили тогда. Даже представить боюсь после вашей статьи. Вы просто открыли мне глаза, до этого все, что читал было одно и тоже.

  2. интересная статья! меня тянет к средневековью, интересные люди и подход к вере

  3. Интересно — что эта модель единственная рабочая, может сейчас и не дворянство с христианством как описано в статье, но суть осталась так же, просто терминология другая — капитализм и рабочий класс.

  4. Валентина

    Я люблю окунаться в истории, и вот сейчас непосредственно снова я здесь. Очень интересно познавать то, что было раньше.

  5. Елизавета

    К истории отношусь с большим интересом, но привлекают меня не даты, а жизнь, обычаи, проблемы людей разных стран, её изменения во времени. Средневековье — особенно любопытная для меня эпоха. Очень интересно было почитать о религии и религиозных войнах того времени. Читала статью с удовольствием.

  6. Екатерина

    Читала довольно таки много похожих статей, но могу определённо подметить,что эта статья отличается от остальных абсолютной лёгкостью для восприятия, интересным и увлекательным содержанием, а так же краткостью и четкостью изложенного материала.

  7. После прочтения статьи, невольно проявляется мысль, что с того времени, по сути, мало, что изменилось. Да болезней стало меньше и война поменяла обличье, но в жизни большинства людей «переход от одного сословия к другому» вроде и есть, но для простого обывателя является только видимостью, мечтой, которая сбудется только в некоторых.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

двенадцать − девять =