Греческая алфавитная письменность, имеющая небольшое число букв, возникла в IX – VIII веках до нашей эры на основе финикийского алфавита. Последний изначально состоял из символов, обозначающих тот или иной звук, причем включал в себя обозначения только согласных. Воспользовавшись этим алфавитом, греки изменили его, добавив к согласным и гласные звуки, и в уже греческий алфавит вошли 24 буквы.
A |
альфа | а |
N |
ню | н |
В | вита | в | Ξ | кcи | кс |
Г | гамма | г | Ο | oмикрoн | о |
Δ | дельта | д | Π | пи | п |
Е | эпсилон | э (е) | Ρ | рo | р |
Ζ | дзета | дз | Σ | сигма | с |
Н | эта | э (е) | Τ | тaу | т |
Θ | тета | близко к англ. глухому th | Υ | ипсилон | и |
I | йота | и | Φ | фи | ф |
К | каппа | к | Χ | xи |
x |
Λ | ламбда | л | Ψ | пси | пс |
М | мю | м | Ω | омега | о |
Впоследствии основатели славянской письменности взяли греческий алфавит за образец, добавив к нему буквы, обозначающие шипящие звуки. Этим видоизмененным алфавитом до сих пор пользуются многие народы, в том числе – российские.
Создание удобной письменности способствовало развитию в Греции литературы.
В VIII в. до н. э. (вторая половина) поэт Геспод, живший в Беотии, написал два крупных литературных произведения: «Геогония», которая излагала взгляды древних греков на происхождение богов и мира, и «Труды и дни».
Греческая лирика в VII – VI веках до н. э. достигла высшего развития. В стихах греческих поэтов нашла свое отражение эпоха борьбы между демосом и аристократией в греческих полисах. Стихи отражали настроение и мысли людей того времени. Они были краткими и в немногих словах описывали сильные чувства (горе, радость и т.д.).
Одним из основоположников греческой лирики является уроженец острова Парос Архилох, лично принимавший участие в социальной борьбе. В одном из своих стихотворений он говорит о смене удач и неудач на жизненном пути, советует довольствоваться тем, что есть.
В древнегреческих стихах не существовало рифмы. Они декламировались обычно под игру струнного музыкального инструмента – лиры, откуда и пошло само название «лирика».
VI век до н. э. — на острове Лесбос прославились поэт Алкей и поэтесса Сафо.
Алкей, занимавшийся политической деятельностью на стороне аристократии, писал на гражданские и личные темы. В стихотворении «Корабль», где он описал опасное путешествие корабля в бурю, отражено положение аристократии в борьбе с демосом.
Землячка Алкея поэтесса Сафо получила в молодости хорошее образование. У нее был брат, который вел легкомысленную и беспутную жизнь, что являлось постоянной причиной ее печали, поэтому стихи Сафо полны скорби. Но, конечно, поэтесса писала не только горестные стихи. Ее таланту принадлежат и свадебные песни, и знаменитое стихотворение, посвященное богине красоты и любви Афродите.
Даже в будто бы «грубой и черствой» Спарте не чуждались лирики. Выдающийся поэт Тиртей воспевал патриотические чувства и победителей на Олимпийских играх, и победителей в гимнастических и военных состязаниях в Спарте, прославлял обычаи и подвиги земляков.
В архаический период в Греции зародилась новая литературная форма, до этого еще не известная нигде в мире – басня. Греческая басня писалась в прозе. Под видом животных и предметов подразумевались люди.
Первым баснописцем был Эзоп – по легенде, раб, ведущий тяжелую, безрадостную жизнь. Подлинно же известно только то, что он жил в одном из Греческих полисов Малой Азии. В его баснях ярко показана борьба бедных и богатых. Многие произведения Эзопа переписаны Лафонтеном, И. Крыловым и другими баснописцами в более поздние времена.
В VI в. до н. э. возникла сатирическая поэма. Наиболее знаменита из них «Война мышей и лягушек», переведенная на русский язык В. Жуковским.
Коротко и предельно ясно. Интересно. И благодарю.
Очень заинтересовала история о Сафо и острова Лесбос, я смотрела одноименный фильм и мне было интересно узнать такой факт. Нужно будет еще поискать о ней какие- то факты.
Очень для меня было полезно. Спасибо поисковику, что направил, а вам за пост. 🙂
Я тоже не верю, что Эзоп был рабом. В его произведениях очень много мудрости и иносказательных выражений. Для этого нужна не только жизненная смекалка, но и образование. Может, под личиной Эзопа выступал какой-нибудь богатый мыслитель из высшего общества? Хотя я не помню: уместно ли было верхушке общества заниматься искусством
Эта письменность широко используется в наше время и в различных науках!!!
Так вот, значит, откуда Лафонтен и Крылов брали черпали вдохновение! Интересно, как Эзоп передавал свои творения, если он был рабом. Наверное, через других рабов.
Биография Эзопа непонятна и запутана. Куда более вероятен вариант, что он является лишь образом, плодом «поэтического сказания» и его книга басней является ничем иным, как сборником произведений из разных времен и написанных разными людьми.