Коми – «европеизированный» финно-угорский народ России - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Россия » Коми – «европеизированный» финно-угорский народ России

Коми – «европеизированный» финно-угорский народ России

На крайнем востоке Европы и прилегающем участке Азии, а именно – в бассейне рек Волги и Камы и лежащей за соответствующим участком Уральских гор части Западной Сибири, с первобытных времен жили племена, называемые в современной историографии финно-уграми (или угро-финнами). С течением веков численность племен увеличивалась, им становилось тесно на привычных местах проживания, так как каждой первобытной общине, чтобы прокормиться, были необходимы пространные угодья для охоты и собирательства. Многие племена стали покидать свою прародину и переселяться в другие регионы. Нередко соседние земли тоже оказывались занятыми – племенами, говорившими на других языках. Переселенцам приходилось двигаться еще дальше – за тысячи километров от родных мест, пока они не находили свободную территорию, где было все, что необходимо для жизни: обширные лесные массивы, водоемы, естественные укрытия вроде пещер или промоин. Расселение финно-угорских племен продолжалось в течение тысячелетий, за которые переселившиеся в удаленные от финно-угорской прародины места группы людей сильно изменили свои языки, сохранив в основном только грамматические принципы. Только лингвисты-профессионалы смогли установить родство венгров и манси, финнов и мордвин, саам, марийцев и других народов, чьи очень далекие предки вышли из проживавшей в Волго-Камье и напротив за Уралом финно-угорской общности.откуда происходит коми народ

Но были и финно-угорские племена, оставшиеся на своей привычной территории. Те из них, которые проживали в нижнем течении реки Камы, в начале или середине II тысячелетия до н.э. образовали народ, называемый историками пермянами или пермцами. Пермяне говорили на едином языке финно-угорской группы, занимались подсечным земледелием (на выбранном участке леса подрезалась кора на деревьях, те высыхали и поджигались, затем участок расчищали, перепахивали мотыгами, а оставшаяся зола служила удобрением), скотоводством, охотой и рыболовством. Пермяне, как свидетельствуют археологические данные, умели обрабатывать медь и бронзу, осуществляли торговлю с жившими южнее в степях иранскими племенами, а затем – тюркоязычными древними болгарами. Иранские и тюркские заимствования в большом количестве проникли в язык пермян и впоследствии, адаптировавшись под их фонетику, составили значительную часть лексики пермских языков. Древнегреческий исследователь Геродот на основе свидетельств контактировавших с древними греками скифов в Vв. до н.э. описал народы, проживавшие к северо-востоку от скифских степей. Среди них он упомянул неких будинов – большое и многочисленное племя людей со свето-голубыми глазами и рыжими волосами. По описанию Геродота, в земле будин стоял город Гелон, где жили в деревянных домах и из дерева сооружали свои святилища. Жители Гелона занимались земледелием и садоводством, ели хлеб. Остальные будины были кочевниками и питались сосновыми шишками (вероятно, кедровыми орешками). Земля будин была покрыта густыми лесами, в которых произрастали деревья разных пород, а среди лесов было огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В озере ловили выдру, бобров и каких-то других зверей, мехом которых будины оторачивали свои шубы. По всей видимости, под будинами у Геродота подразумеваются древние пермяне, жившие в тесном контакте со скифами.

В VIII – IX вв. н.э. происходит разделение пермских племен на две этнические группы: коми и удмуртов. О происхождениии этнонима «коми» существуют различные версии, но наиболее убедительные и научно обоснованные две: либо от названия реки Кама, где начался процесс формирования собственно коми этноса, либо от древнего финно-угорского слова «ком», обозначающего «человек», со значением «свои, своего рода». В древнерусских источниках коми называются пермью (отсюда же название столицы современного Пермского края). После образования этноса древних коми часть их переселилась из бассейна Камы севернее – в район реки Вычегды (на коми языке Эжва). Они стали родоначальниками современного коми этноса, который в старой России называли зырянами (об этимологии этого названия до сих пор имеются лишь сомнительные гипотезы). Древние коми, оставшиеся в бассейне Камы, стали родоначальниками современных коми-пермяков – народа, очень близкого по языку и культуре к собственно коми (зырянам).

По соседству с коми, обосновавшимися на Вычегде, проживали населявшие суровые таежные земли к северу самодийские племена, родственные современным ненцам, нгасанам и юкагирам. Русские летописи называют эти племена печорой, но не сообщают об их культуре и быте ничего существенного. Также неизвестно, куда и почему впоследствии исчезли эти племена, от которых очень мало осталось даже археологических находок. Известно несколько раскопанных археологами языческих капищ, оставленных канувшим в неизвестность загадочным народом. Безусловно, часть самодийских племен тайги северо-востока Европы была ассимилирована расселявшимися дальше на север коми. В настоящее время об этом народе или группе народов напоминает только название большой реки, текущей с гор Урала через обширную территорию, где они когда-то проживали, в Баренцево море.Почему река Печора так называется

В связи с исчезновением в таежных землях древних самодийских племен, коми стали расселяться из бассейна Вычегды дальше на север – в долины большой реки Печоры, верховья рек Вымь, Мезень, Вашка и по их притокам, где условия жизни были еще более суровые. Земледелие там уже не имело такого значения, как южнее, поскольку короткое и прохладное северное лето способствовало частым неурожаям. Основой хозяйства северных коми стали скотоводство на широких заливных лугах вдоль рек и пушной промысел, а также рыболовство. Часть коми продвинулась на запад – на территорию современной Архангельской области. Однако в эпоху развитого Средневековья этническая территория коми на западе сократилась из-за интенсивной миграции на восток русских поселенцев из Новгородского княжества. В большом количестве заселяя земли Северодвинского бассейна, русские ассимилировали часть проживавших здесь коми, а других, вероятно, вытеснили на Вычегду, поскольку христиане не терпели соседства с язычниками, коими тогда еще оставался коми народ. Русская летопись сообщает, что коми платили дань пушниной Новгородскому княжеству. У самих коми в то время не существовало ни письменности, ни государственности, поэтому, хотя их история, как уже говорилось, достаточно древняя, о ней практически до Нового времени можно черпать сведения в основном лишь из русских летописных источников и народных преданий.

Как выглядит Республика Коми

Пейзаж Коми края

Дошедшие до XX в. отголоски древних языческих верований коми дают некоторое представление об их религии до распространения Христианства. Существовал культ духов предков, которые, как считалось, покровительствовали роду. Он перекликался с тотемизмом: своих предков коми роды представляли в виде животных и так изображали их на рисунках. Герб современной какой религии придерживались древние комиРеспублики Коми составлен из тотемных изображений разных коми племен. Одним из особо почитаемых животных был сокол. Посредниками между духами предков и живыми людьми считались жрецы – туны, которые, по представлениям народа, выходили с потусторонним миром на связь с помощью особых ритуальных действий (шаманизм). Кроме духов, влияющих на жизнь человеческого общества, древние коми также верили в богов, управляющих всем миром, стихиями природы. Как и во многих религиях, в древней религии коми прослеживается принцип божественного единоначалия: верховным богом считался Ен, находящийся на небесах и следящий за тем, что происходит во Вселенной. Почиталась Зарни Ань (Зарань), в переводе: «золотая женщина», которую считали дочерью Ена и представляли в виде прекрасной женщины. Ее культ существовал не только у коми, но и у живущих за Уралом других финно-угорских народов хантов и манси. По поверью, идол Зарни Ань, по-русски называвшийся «золотой бабой», действовал как талисман, оберегая державших его при себе людей от всевозможных несчастий.

Важные изменения в жизни коми народа были связаны с деятельностью русского проповедника из Московского княжества Стефана Храпа. Его биография подробно описана в житие, составленном Епифанием Премудрым. Он родился около 1340 г. в семье священника в городе Устюг, в котором тогда проживало много коми, поэтому с детства хорошо владел коми языком. В Григорьевском монастыре города Ростова Стефан принял монашеский постриг и занялся глубоким изучением церковных наук, в том числе греческого языка. Став знатоком Священного Писания, Стефан принял решение заняться проповедью христианской религии среди коми, для чего получил благословение московского митрополита Михаила и заручился поддержкой князя Дмитрия Ивановича (Донского). Свою проповедь в земле коми Стефан начал в начале 80-х гг. XIVв. Коми, жившие на нижней Вычегде и больше других своих соплеменников контактировавшие с русскими, достаточно быстро отклинулись на призыв Стефана и приняли крещение. Опираясь на обратившуюся в Христианство часть населения, Стефан поднялся с проповедями выше по течению Вычегды и обосновался в большом селе Усть-Вымь, где сжег языческое капище и построил церковь Благовещения. Естественно, миссионерская деятельность Стефана вызывала крайнее недовольство языческих жрецов, которые неоднократно пытались изгнать его из земли коми, и от убийства проповедника их удерживало только опасение мести со стороны князя Дмитрия. Наиболее Кто такой Стефан Пермский, когда Коми приняли христианство и когда присоединились к Россииактивно против Стефана и христианского учения выступал жрец по-имени Пам (впрочем, возможно, это было не личное имя, так как «пам» на коми языке означает «вождь»). Когда разногласия между коми христианами и язычниками накалились до предела, Стефан и Пам по древнему обычаю решили пойти на спор через тяжелые испытания: войти в горящий деревянный сруб через один вход и выйти через другой, а затем погрузиться в одну прорубь на скованной льдом зимней реке и, пройдя по речному дну в ледяной воде, вынырнуть через другую прорубь. Считалось, что правым является тот, кто легче перенесет такое испытание. Однако, когда дошло до дела, и бревенчатый сруб был охвачен огнем, Пам отказался туда входить. По обычаю того, кто сначала давал согласие на испытание, а затем отказывался проходить его, следовало убить, однако Стефан не разрешил собравшемуся народу трогать Пама и взял с жреца клятву больше не оскорблять христианской веры.

Стефан создал первую в истории коми письменность – абур. С ее помощью на коми язык переводились священные тексты, молитвы, церковные песнопения. Однако широкого распространения среди весьма редко расселенного народа, жившего в основном традиционными промыслами и мало занимавшегося торговлей, требовавшей повышения грамотности, письменность Стефана, наделенного каноническим прозванием Пермский (от русского названия коми народа «пермь»), не получила, хотя все ее элементы известны и по сей день. Ею пользовались, в основном, священнослужители, и в XVIII в., когда среди коми возросло число людей, знавших русский язык, она практически перестала применяться. Со времен Стефана Пермского среди коми широко распространяется православное Христианство, которое постепенно полностью вытеснило древние языческие верования. С того же времени коми, в связи с принятием новой веры подчинившиеся Московской митрополии, соответственно стали подданными московских князей и пользоваться их покровительством, взамен уплачивая дань пушниной. Коми фольклор сообщает, что коми воины участвовали на стороне русских в сражениях со степными народами (вероятно, Улусом Джучи (Золотой Ордой)). Московское княжество оказывало коми поддержку в их периодически вспыхивавших войнах с жившими за Уральскими горами манси (вогулами). Поскольку именно вокруг Москвы объединялись русские земли, впоследствии сложившиеся в единое государство – Россию, можно считать, что коми находились в российском подданстве исконно, в отличие от большинства других нерусских народов, которые были подведены под власть русского монарха уже после образования российского государства.

Многовековое тесное соседство с русскими сильно сказалось на материальной культуре и языке коми. Традиционная одежда коми (кроме ижемцев, о чем речь будет ниже) мало отличалась от северорусского костюма. Мужчины носили навыпуск рубаху с косымкак одевались коми раньше воротом, подпоясанную ремнем, штаны из холста, которые заправляли в сапоги. Поверх рубахи надевали кафтан. На голове носили шапку, в XIX в. получил распространение, как и во всей России, картуз. Женщины носили рубаху и поверх нее сарафан, который перевязывался тканым или плетеным как раньше одевались коми женщиныпоясом с узорами. Поверх сарафана надевался передник. Голову женщины покрывали платком, шалью, замужние – мягкими головными уборами или кокошниками, девушки могли просто повязывать волосы лентой или носили обруч с лентами. Зимой мужчины и женщины надевали шубы и полушубки из овчины. На портянки из холста или чулки из шерсти надевались коты – низкая обувь из сыромяти, сапоги или бахилы. Зимней обувью служили валенки или тюни – род валенок с холщовыми голенищами. Характерным признаком коми национальной одежды является ее обильная украшенность (особенно у как выглядит национальный коми узорженщин) национальным орнаментом, состоящим из прямых линий, подобным национальным узорам народов Северной Европы. В коми языке имеется исключительно большое количество старорусских заимствований в лексике и даже некоторые грамматические конструкции сходны с русскими. Однако сам коми язык, принадлежащий к финно-угорской группе, так же непонятен не изучавшим его русскоязычным людям, как носителю английского языка, например, непонятен испанский, несмотря на изобилие в них обоих латинских заимствований. Несмотря на, как минимум, шесть столетий жизни в составе русского государства, коми народ сохранил свою самобытность, культуру и менталитет, чему способствовали весьма специфические, суровые природные условия на его этнической территории, требовавшие сохранения выработанных веками бытовых традиций и сдерживавшие приток переселенцев из областей с более мягким климатом. В русский язык, в свою очередь, тоже пришел ряд заимствований из коми языка, в частности, слова «пурга», «лабаз», «чум».

В позднее Средневековье продолжалось расселение коми дальше на север. При этом среди коми ассимилировалось немногочисленное местное население крайнего северо-востока Европа, состоявшее из вепсов, ненцев, русских и мансийских поселенцев. В XVIв. коми, переселившиеся из бассейна Вычегды, обосновались в Приполярье – в области впадения в реку Печору самого крупного ее притока Ижмы. Одновременно в этом же районе появились русские поселенцы, продвигавшиеся с побережья Белого моря. Русскими и коми в нижнем течении Ижмы было основано село Ижма, существующее и по сей день. Первым Кто такие ижемские комивладельцем ижемских земель стал, согласно жалованной грамоте царя Ивана IV, некто Ивашка Бабинов. Поскольку в этих диких еще, почти необжитых местах часто скрывались беглые преступники, российские власти возвели здесь укрепленный форпост. Короткое сырое лето и зима с жестокими морозами, характерные для этого региона, совершенно не способствовали развитию земледелия, существенно снижали продуктивность скотоводства. Рыбой холодные реки Крайнего Севера были тоже не очень богаты, поэтому основным занятием населения Ижмы стали пушной промысел и торговля с заезжавшими сюда из тундр, простиравшихся к северу, ненцами-оленеводами. Часть местных коми тоже занялась кочевым оленеводством, что требовало коренной перестройки всего веками сложившегося быта. От ненцев вместе с основным хозяйственным занятием ижемские коми переняли традиционную Чем коми ижемцы отличаются от других комизимнюю одежду: малицу – широкую куртку с капюшоном, совик – широкую шубу, тоже с капюшоном, пимы – высокие теплые сапоги. Вся верхняя одежда шилась изГде живут коми, кроме Республики Коми оленьих шкур мехом наружу. В ижемском диалекте коми языка появилось большое количество ненецких заимствований. Ижемские оленеводы кочевали по Большеземельской тундре вперемежку с коренными ее обитателями – ненцами. Затем, ища новые места для кочевий, часть их стала уходить далеко на запад и восток, где некоторые, найдя удобный участок свободной земли, возвращались к оседлому образу жизни. Именно коми-ижемцы, занимавшиеся оленеводством, основали существующие и сегодня диаспоры на севере Сибири (по реке Обь), на Кольском полуострове. В целом коми-ижемцы образуют особый, достаточно многочисленный, субэтнос. В связи с тем, что многие из них по-прежнему занимаются оленеводством, ижемцы считаются единственной группой коми, пользующейся в быту традиционной одеждой (правда, заимствованной в свое время у ненцев).Как сейчас живут коми ижемцы

Всего в составе коми этноса выделяют десять диалектических общностей, отличающихся, главным образом, лексическими и фонетическими особенностями языка, а также некоторыми местными культурными элементами. Иногда их разговорно называют племенами: лузско-летские, верхнесысольские, среднесысольские, присыктывкарские, верхневычегодские, нижневычегодские, вымские, удорские, ижемские и печорские. Присыктывкарский диалект был положен в основу современного литературного коми языка. Однако и в настоящее время диалекты, на которых общается сельское население, более употребительны, чем распространенный больше в официальных текстах, литературе, печати, на теле- и радиовещании литературный язык. Коми, проживающие в городах, активно используют для общения русский язык. Однако носители разных диалектов коми языка могут свободно общаться между собой.

С 20-х гг. XVII в. в Коми крае на реке Ухта началась промышленная нефтедобыча. Местное же население использовало нефть, собираемую с поверхностей рек, в медицинских целях.

Коми крестьяне избежали закрепощения, поскольку урожаи в суровых условиях Севера никогда не бывали высоки, и их не хватило бы на содержание помещиков. В Российской империи коми были включены в реестр государственных крестьян, то есть, несли повинности только государству (в том числе рекрутскую), считались императорскими подданными и приносили императору присягу верности. Помимо сельского хозяйства, рыбной ловли и охоты, коми занимались также подсобным наемным трудом на чугунолитейных и железоделательных заводах, которые открывали в их землях купцы из России.

В XVIII в. после административной реформы Петра I большинство территории Коми края вошло в состав Архангелогородской (Архангельской) губернии. Некоторые территории коми находились в составе Вологодской и Вятской губерний. В 40-х гг. XIX в. коми принимали активное участие в так называемых «картофельных бунтах» – крестьянских выступлениях против введения новой государственной повинности: выращивания для общественных нужд картофеля и других устойчивых к неблагоприятным погодным изменениям культур. В XIX в. среди коми, по-русски называвшихся теперь зырянами, усиливалось имущественное расслоение, появлялись зажиточные семьи, разбогатевшие на торговле с ненцами и русскими купцами, появлялась и беднота, промысловыми угодьями и землями которой оказывались в руках богатых промышленников. Сельские общины, как и у других государственных крестьян, в царской России пользовались определенным самоуправлением: общие хозяйственные вопросы, имущественные и межличностные дела, не относящиеся к уголовным престпулениям проступки селян разбирались на сельских сходах и крестьянских волостных судах по сложившимся неписаным обычаям.

Коми жили в домах прямоугольной формы на высоком подклете, построенных из бревен. Зимняя и летняя избы соединялись сенями. Жилая часть и хозяйственный двор составляли единое целое. Скотный двор, занимавший до половины всего жилища, состоял из двух ярусов: внизу находился хлев, вверху – поветь, с которой хлев соединялся помостом. Вся постройка обычно имела два ската крыши, под одним из которых находились обе избы, под вторым – двор. У северных коми, особенно активно занимавшихся прибыльной торговлей с оленеводами, в конце XIX в. стали строить двухэтажные дома с несколькими комнатами. В углу у стены, где была входная дверь, располагалась, как и в русских жилищах, печь с полатями. Противоположным от печи углом был красный угол, где стояли иконы. У восточных коми планировка жилища была более архаична, подобна той, что существовала у коми до их близкого соседства с русскими: печь в глубине жилища напротив двери, над печью небольшое окно. До второй половины XIXв. печь топилась по-черному: без дымохода, дым уходил в отверстие в потолке.

Во дворе стояли амбар, баня. Также в жилище выкапывался погреб, иногда – колодец. За околицей коми селения располагались овины и гумна. Окна и крыши домов украшались резьбой с традиционным орнаментом, фигурками животных. Северные коми на охлупне крыши устанавливали оленьи рога: возможно, в древние времена это было что-то вроде оберега, а впоследствии стало просто предметом украшения.

В XIX – начале XX в. коми использовали для обработки земли все три традиционных способа: трехполье, перелог и подсеку. Выращивали преимущественно ячмень, который сеяли на хорошо освещенных солнцем склонах в землю, удобренную навозом. Также сеяли рожь, меньше и преимущественно в южных районах – овес, пшеницу. Для изготовления ткани и веревок сеяли лен и коноплю – на личные нужды. Огороды на приусадебных участках были небольшие, поскольку холодный климат не позволял выращивать овощи в большом количестве. Из овощей были распространены репа и редька, реже встречались капуста и лук. Картофель в больших количествах стали сажать только к началу XX в.

Семейные отношения, как и у подавляющего большинства других народов того времени, отличались патриархальностью. Главой Как жили коми раньшесемьи безусловно признавался мужчина. В то же время женщины, чей труд по дому, уход за очагом тоже был немаловажен в суровых условиях Севера, не были «дискриминированы», отличались большей раскрепощенностью, чем селянки, например, российского Черноземья или стран Европы. По существовавшей традиции молодая жена, приходя в семью мужа, произносила ритуальную фразу о замене старого горшка на новый, скртытый смысл которой означал ее претензии на роль хозяйки в доме вместо свекрови. Дети, способные помогать старшим по хозяйству, в коми среде сильно не дистанцировались от взрослых, что было тоже связано с их весьма значимой ролью в простом, но являвшимся залогом выживания хозяйстве северян. Сызмальства воспитывалось уважение к человеческой личности, отношение к детям преобладало мягкое, наказания применялись, обыкновенно, как крайняя мера привлечения к порядку. Социализация подрастающего поколения проходила в основном за счет свободного общения между взрослыми и детьми, участия по мере сил в общей работе, однако от детей требовалось подобающее поведение в обществе. От девочек требовалось добросовестно и качественно выполнять домашнюю работу, неумение следить за домом и хозяйством, заниматься рукоделием для женщины считалось позором.

Этнографы так описывали коми в начале XX в.: «От вотяков (удмуртов) и других финских народов северо-востока европейской части России они отличаются большой подвижностью, предприимчивостью, энергией, духовной одаренностью. При обучении в школах зырянские дети не отстают от русских и обнаруживают большие способности. Зырянин среднего роста, иногда даже высокого, крепкого сложения, с черными волосами, серыми или темно-карими глазами. Тип лица почти русский и следы финского происхождения едва заметны».Как выглядели коми раньше и кто такие зыряне

В антропологическом отношении коми относятся к беломорско-балтийскому типу европеоидной расы. Как и родственный ему атланто-балтийский тип, характерный для народов Прибалтики и Скандинавии, он отличается массивностью телосложения, светлыми кожей и глазами, однако на лице присутствуют малозаметные монголоидные черты, прежде всего, в разрезе глаз. Монголоидные признаки появились у людей беломорско-балтийского типа, вероятно, в результате древнего смешения с относящимися к уральской (европеоидно-монголоидной) малой расе самодийскими племенами.

Тяжесть борьбы с природой, необходимость оберегать плоды своего труда в суровом северном климате вырабатывали у коми такиеКакие есть известные коми черты, как упорство, выносливость и выдержка, выраженный личностный индивидуализм, нетерпение к вмешательству в частную жизнь и посягательству на собственность. В то же время для коми, чье хозяйство не могло приносить больших доходов, были чужды и необузданное стремление к обогащению, к власти и влиянию. Выше всего коми ценили личную свободу и независимость, неприкосновенность своих семьи и жилища. Их национальный характер отличается миросозерцательностью, довольством малым, склонностью всецело отдаваться любимым занятиям и безгранично совершенствовать только знания и навыки в любимом деле. Из коми народа вышел целый ряд известных деятелей науки и культуры, в том числе социолог, основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности Питирим Сорокин, олимпийская чемпионка-лыжница Раиса Сметанина и др.

Индивидуалистский менталитет коми способствовал тому, что в годы Гражданской войны в России среди них активную поддержку находили белогвардейцы Северного и Сибирского фронтов. Большевиков с их уравнительным переделом земель и продотрядами коми, как правило, встречали недружелюбно. Весной – летом 1919 г. бóльшая часть Коми края была занята прибывшими из-за Урала колчаковцами. Однако с осени их начинает теснить наступавшая от Вычегды Красная Армия, к тому времени высвободившая ресурсы с других фронтов. Весной 1920 г. красноармейцы вытеснили белых с территории Коми края.  В местных частях Красной Армии тоже воевали коми, в основном из крестьянской бедноты. По требованию коми-красноармейцев 22 августа 1921 г. в составе РСФСР на территории Коми края была образована Автономная область Коми (Зырян), административным центром которой стал город Усть-Сысольск на Вычегде, позднее переименованный по-коми в Сыктывкар. 5 декабря 1936 г. она была преобразована в Коми Автономную Советскую Социалистическую Республику (Коми АССР).

Что происходило в Коми во время Гражданской войны

Усть-Сысольск, 1918 год

В начале советского периода произошли важные прогрессивные изменения в культуре коми народа: получила широкое распространение новая коми письменность на основе русской графики, был разработан единый литературный коми язык, что позволило коми издавать собственную печатную продукцию, создавать литературные произведения. Были введены обязательное общее образование, бесплатная медицина для всех слоев населения. Тогда же представители коми народа получили широкий доступ к общероссийской науке и культуре, а некоторые (Питирим Сорокин), стали учеными с мировым именем. В то же время в 30 – Когда в Коми стали отправлять заключенных40-е гг. XX в. сам Коми край снискал весьма печальную известность среди населения СССР: развивающееся советское государство нуждалось в освоении и эксплуатации новых земель, и здесь была развита сеть многочисленных лагерей и промышленных объектов ГУЛАГа. Тысячи заключенных, привезенных на речных судах, погибли, расчищая Как осваивали Коми край заключенныесеверную тайгу при прокладке дорог, под строительство нефте- и газопромышленных комплексов, новых городов, которые в связи с интенсивным хозяйственным освоением края возводила Советская власть. Заключенными была проложена пересекающая всю Республику до тундр на ее севере железная дорога Котлас – Хальмер-Ю, по которой в Советскую Россию стало вывозиться большое количество нефти, каменного угля, леса (в советское время входила в Как осваивали Коми крайсостав так называемой Северо-Печорской железной дороги). В июне 1943 г. немецкая авиация сбросила десант в район пересечения дорогой реки Печоры с целью произвести диверсию и нарушить поставки на фронт угля из Воркуты, однако десант, состоявший из перешедших на сторону немцев советских военнопленных, был быстро обезврежен. В Коми крае происходили одни из крупнейших в СССР выступлений заключенных ГУЛАГа: в 1948 г. в Печорском лагере, в 1953 г. – в Воркутинском. До 50-х гг. промышленное развитие Коми края происходило практически исключительно за счет труда заключенных. В конце 50-х гг. в связи с упразднением ГУЛАГа труд заключенных потерял прежнее значение в советской экономике, и в Коми АССР потянулось большое количество наемных рабочих из разных регионов Советского Союза, однако в Республике и по сей день находится большое количество мест лишения свободы.

Интенсивные разработки природных ресурсов Коми края, происходившие в советское время, приводили к сильному сокращению Как развивалось хозяйство в Комиохотничьих и оленеводческих угодий коренного населения, а развитие речного судоходства способствовало нефтяному загрязнению и уменьшению числа рыбы. Это вынуждало многих коми переселяться из привычных деревень в выросшие Что добывается в Комиповсеместно города, искать новые занятия. В связи с упорством коренных жителей в сохранении традиционного образа жизни и хозяйства Советская власть в послевоенные годы проводила скрытую политику культурной ассимиляции коми этноса, как и других народов Севера и Сибири. В частности, ограничивалась возможность использовать родной язык, в коми среду активно внедрялись выработанные советскими министерствами общественные стандарты, осуждалось использование в быту элементов национальной культуры, изучение коми языка и истории коми народа ограничивалось. Это послужило фактором, несколько сдерживавшим переселение коми из сел в города, где их фактически заставляли жить по установленным партийной администрацией шаблонам, однако остававшиеся в селе беднели из-за ограничения возможности вести традиционное промысловое хозяйство. Ко второй половине XX в. число переселенцев в Коми АССР из других регионов (преимущественно Средней России и Украины), в основном заселявших города, превысило число коренного населения. Культурная дискриминация, а также недостаточная приспособленность коми языка, лексически ориентированного больше на сельскую жизнь и природный промысел, для индустриальной жизни городов, приводили к тому, что выросшие в городе поколения коми утрачивали знание своего языка, пользуясь русским. По данным переписи населения СССР 1989 г., только 70 % коми назвали коми язык родным, хотя численность самого народа в советские годы резко выросла в связи с появлением в крае доступной всем качественной медицины. Однако полного выхода коми языка из употребления не происходит, поскольку большинство коми народа продолжает проживать в сельской местности, где язык удобен для применения и сохраняется хорошо.Где сейчас живут комиКакова численность коми народаКакие полезные ископаемые добывают в Коми

После распада СССР и крушения Советской власти 26 мая 1992 г. Коми АССР была преобразована в Республику Коми со столицей вЮрий Спиридонов Сыктывкаре. 17 февраля 1994 г. была принята Конституция Республики Коми. Первым главой ее был избран Юрий Спиридонов. После демократических преобразований был взят новый курс на возрождение коми культуры и языка. В то же время тяжелый упадок хозяйства, с которым столкнулись все страны, образовавшиеся после распада СССР, очень сильно сказался на экономике Республики Коми. Большое количество промышленных предприятий прекратило свою деятельность, в связи с чем в Республике распространилась массовая безработица, резко ухудшилось качество жизнеобеспечения населения, медицинской помощи. В результате в 1990 – 2007 гг. отток населения из Республики Коми в более экономически благополучные регионы составил 22 %, в основном, однако, за счет не коренного населения, а потомков переселенцев советских лет. Экономическое оживление в регионе началось только в 2007 г. В это время валовой региональный продукт составил 249, 6 тыс. рублей на душу населения. Основные отрасли экономики Республики Коми, как и прежде: Как сейчас живет Республика Комидобыча нефти, природного газа, каменного угля, бокситов и самоцветов, обработка древесины и производство бумаги. Население Республики Коми, находящейся в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации, составляет 872 тыс. человек, из них собственно коми по весьма противоречивым данным последних переписей около 200 – 250 тыс. Всего численность коми-зырян в мире, включая диаспоры в Сибири и на Кольском полуострове, оленеводов-ижемцев и их потомков, проживающих в Ненецком Автономном округе, составляет около 350 тыс. человек. Площадь территории Республики Коми составляет 416 774 км². (один из самых больших по территории субъектов Российской Федерации, однако сКакие реки есть в Коми невысокой плотностью населения), большинство ее занимает перемежающаяся во Каковы природные особенности Республики Комимногих местах с торфяными болотами тайга, самые северные районы – лесотундра и тундра. В Республике большое количество полноводных рек, многие из которых летом пригодны для судоходства. По речным долинам, покрытым широкими заливными лугами, располагаются все населенные пункты. Рельеф преимущественно слабовозвышенный, кряжистый, но встречаются и низменные площади. Климат типичный для Севера, умеренно-холодный. Стабильно теплое лето бывает только в южных районах, на большей части территории лето короткое, сырое, прохладное или холодное, в низинной тайге разводится большое количество гнуса. Зима всюду очень холодная и многоснежная, случаются сильные снежные бури, на водоемах зимой – толстый ледяной покров. Весной таяние льда на реках, ледовые заторы вызывают порой приносящие ущерб хозяйству наводнения. Восточная граница Республики Коми проходит по хребту Уральских гор, где находится особо охраняемая природная территория – Печоро-Илычский заповедник.

Как выглядит государственный флаг Республики Коми

Государственный флаг Республики Коми

Какова природа Республики КомиКакие природные зоны есть в Коми и какой в Коми климат

Коми народ относят, как правило, к северным народам. Однако, несмотря на важное значение, которое всегда имели для него Каковы особенности Коми краятрадиционные северные промыслы (охота, речная рыбная ловля), в целом в культурном отношении это скорее европейский народ, так же как русские, народы Прибалтики и Скандинавии. О генетической близости к последним свидетельствуют и антропологические характеристики коми этноса. Материальная культура, быт, общественные традиции, национальные одежда и орнамент коми, за исключением перенявших материальную культуру у ненцев ижемских оленеводов, ясно указывают на принадлежность коми к североевропейской культурной общности. В современных этнографических исследованиях коми и коми-пермякам дана характеристика как «самым европеизированным» из финно-угорских народов России.В каком сейчас состоянии культура коми народаКакая столица в Республике КомиГде живет коми народ

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







41 комментарий

  1. Евгений

    Когда-то был в Сыктывкаре. Красивый город.

  2. Общую численность финно-угорских народов оценивают в 25 миллионов человек. Из них венгров около 14 миллионов, финнов 5 миллионов, эстонцев около 1 миллиона, мордвы 843 тысячи, удмуртов 637 тысяч, марийцев 614 тысяч.

  3. stroylab.com.ua

    Это указывает на то, что финно-угорские народы обитали изначально южнее нынешнего ареала. В пользу этого предположения и митраистические влияния на угорскую мифологию. Сравните у хантов и манси божество

  4. По одной из гипотез, ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение. С языка коми «моск», «моска»  переводится на русский как «корова, телка», а «ва» переводится как «вода», «река».  Москва в таком случае переводится как «коровья река». Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.

  5. Такая для меня интересная статья про народ коми 🙂

  6. Стефанка

    Любопытно, откуда все таки пошло название «Зыраяне», такие названия поселений я встречала и в Восточной Сибири. А еще слышала про народность «Вепсы». проживающих кажется в пределах Вологодской области.

    • albinaselivanova

      Коми народа до 8-9 вв не было. Был народ, который русы называли чудью. И жила это чудь в пределах нынешней Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей. Эта чудь вместе с князем Святославом ходила на Царьград. Чудь входила в дружину Рюрика и всех последующих князей. Во времена Владимира Чудь не хотела принять христианство, потому эту чудь зырнули, выгнали с насиженных исконных земель. Многие чудь тогда отправились на Восток в поискахх новых земель. Вот поэтому их русы назвали зырянами. Слово «коми» состоит из двух слов: «Ко» — керка. жилище из брёвен, «ми» это «мы».

  7. Николай

    Национальная одежда — славянская. Сам в детстве в таком танцевал в народном ансамбле. Орнамент — славянский. Символ — сокол — славянский. Лица — я их каждый день вижу — европейские, если хотите. Только язык не совсем понятен. Ну украинцам то-же, в конце 19 начале 20 веков, язык выдумали. Выдумки закрепили в конце 20 начале 21 веков. Всё теперь другой народ. Тенденция однако… Грустно, от того что делят нас из века в век, а мы поддаёмся. Нам бы не различия искать (они есть конечно), а общие начала.

    • Алекси

      славяне пришли на территорию будущей Руси только к 9му веку. Мы же(коренные финские и за уральскими горами — угорские, народы) жили здесь задооооолго до славян, и в европейской части России немного ранее прихода самодийских народов(ненцев, те что севернее коми начали жить). Так же советую обратить на названия рек/гор кои остались не изменёнными и например названия в Петербурге, типа Автово(Autio), Выборг(Viipuri), Лиговская(Ligovo) и пр. Что ты несёшь — отрицание коренных народов и прославянизм, чистой воды нацизм. И видимо ты забыл выражение «чудь белоглазая».
      По оп-посту: коми/коми ижемцы — северные финские народы. Ижемцы издавна были торговцами, притом очень успешными, часто в помощь себе нанимали ненцев, торговля шла в основном теми самыми мехами/шкурами(Можно про Биармию(Название у скандинавов)/Пермь великую почитать для деталей)). Пермяки — «обрусевшие» коми, нередко с соседним угорским влиянием, живущие южнее Коми Республики.

    • Правильно мыслишь. Поддерживаю

  8. Очень интересно было почитать о своих корнях. Спасибо.

  9. Андрег

    Почему коми «европеизрованный» народ? Коми и есть европейцы, как впрочем и другие финны.

  10. Правду сказать, мне интересна всегда была история отдельных народов. Но что удивительно (или наоборот — удивляться нечему) все сказки мира похожи друг на друга (основные), что доказывает — все мы братья. Я не против бы почитать здесь и про другие народы России. Почему здесь? Читается легко! Авторы, вы, наверное, преподавателями работаете?

  11. Ваш Интернет-сайт – это настоящая азбука для начинающего историка. У вас кладезь интересного, легко для себя отыскать немало необходимой информации.

  12. Елена Петрова

    В республике Коми проживает сильный духом народ, если предки смогли при переселении на новые земли сохранить свои традиции, то и их потомки смогут восстановить свою культуру, чтобы было что передать своим детям. Край действительно красивый, хоть и с суровыми погодными условиями, зато дарит своим жителям нефть и древесину.

  13. Стремление к свободной жизни в таком суровом крае этого народа удивляет.

    • А мне не удивителен это факт, суровый климат всегда закалял людей, делал их более сильными, здоровыми, а чем сильнее человек физически и духом, тем более он свободолюбив.

  14. Удивительно, что орнамент на костюме, состоящий всего лишь из прямых линий и геометрических фигур выглядит так красиво и нарядно. Очень интересная статья! Так и захотелось погулять по тайге и лесотундре, полюбоваться полноводными реками и широкими заливными лугами.

  15. Митрич

    Хорошо было раньше,ни паспортов тебе,ни границ и люди жили прекрасно.Куда захотел,туда и поехал(скорее всего пошёл)…Спасибо автору ,благодаря ему можно заглянуть в прошлое моих предков.Мой отец из с.Малый Узень,что возле Астрахани,но форма лица очень похожа на фото из статьи.

  16. Катеринка

    Сама живу в финно-угорском регионе, и знаю, что развитию исторического потенциала власти очень способствуют.

  17. Владислав

    Больше всего вызывает уважение свободолюбие народа.

  18. Анютка

    Хорошо помню историю еще со школы, в ВУЗе так вообще была 5 по этому предмету. Но тем не менее, многие вещи, которые я прочитала в статье, были для меня в новинку. Очень интересно было почитать о Стефане Храпе и первую письменность народов коми, которую он создал — абур. А самое интересное, на мой взгляд, что меня зацепило в статье — это тот факт, что коми недалеко ушли от русских, вон даже традиционные костюмы их, похожи чем-то на наши…

  19. Удивило. Питались кедровыми орешками. Это сколько таких орешков надо было почистить и съесть взрослому мужчине?

    • Вечность

      Из кедровых орешков и муку можно делать и другие вкусности. Они очень питательны.

    • Историк отметил удивительное, не принятое у них (греков). Поэтому и написал только про шишки.

  20. Даже не знала, что народ коми имеет такую богатую историю! Автор прекрасно это показал. Хотя северные просторы не очень благоприятны для людей, но они смогли выстоять и процветают и по сей день! Так держать!

  21. Для нас, избалованных цивилизацией, наверно была бы в тягость подобная жизнь. Всегда поражают племена, которые на протяжении целых веков чтят свои традиции.

  22. Гиренко А.И.

    Думала что я многое знаю о Коми, прочитав эту статью выяснила, что я не знала и 40% из того что опубликовали в этой статье! Очень интересно было читать!

  23. Очень приятно, что есть люди, которые интересуются познанием истории своего народа и доносят до общественности интересные исторические факты. К сожалению, в большинстве случаев, многие просто забывают о своих корнях и не чтут тех старых традиций, которые им присущи. В этом плане очень хорошо развиты народы проживающие в Монголии, Тибете и ряде других восточных странах.

  24. Расселение этнических групп лучше изучать из материалов ДНК живущих народов, это гораздо достовернее, чем переписанные события истории.

  25. Интересная и довольно развернутая статья. Надо знать свои корни, а также и корни народа.

  26. Эмилия

    Коми повезло: крестьяне не были закрепощены, жили, может и небогато, но как свободные люди, а не как бесправная рабочая сила.

  27. Оказывается фины и венгры наши дальние родственники А места там действительно красивые

  28. Людмила

    Название заинтриговало и озадачило, никогда бы не подумала, что коми- это фино-угорской народ. Прочла с удовольствием. оказались познавательными исторические выкладки автора.

  29. Светлана

    Север гораздо роднее нам, чем мягкие климатические края. А тема «государственных» крестьян весьма редкостное явление, прочитанное дает емкую информацию об этом сословии. Но мне любопытно узнать больше. Может, вот она — уникальная русская независимость?

  30. Я тоже из тех мест…Интересно узнать про историю своего края. И тем более интересно,какая кровь в тебе перемешана )))

  31. При прочтении статьи попадаешь в краткий исторический экскурс. Автор в доступном стиле раскрывает развитие одной из значимых народностей России.

  32. Все очень интересно ,не смотря на то что впервые встретился с этим народом на вашем сайте!!)

  33. Флаг Коми похож на флаг Башкирии)))
    Интересно в Коми побывать. Наверно, там много грибов растёт, судя по елочкам?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

5 × четыре =