После завоевания Балканского полуострова на рубеже XIII — XII вв. до н.э. греками-дорийцами греки-ахейцы, прежде составлявшие основное население региона, были почти повсеместно вытеснены со своих земель или ассимилированы дорийцами. Поскольку дорийцы к тому времени еще не создали ни собственной государственности, ни высокоразвитой культуры, в истории древнегреческой цивилизации был словно сделан шаг назад: обширные территории обезлюдели, города запустевали, пришли в упадок многие ремесла. Привыкшие к своему первобытному равноправию дорийцы сильно ограничили власть ахейской родовой аристократии: греческие цари потеряли свою верховную собственность на земли, и каждая община — дем, стала, как и в доклассовую эпоху, владеть землей, которую обрабатывала, сообща. Хотя это выглядит, с нашей точки зрения, справедливым, но в экономическом плане это означало возврат к более примитивной форме хозяйствования. Если раньше царь о всех прилегающих к его городу землях заботился как о своих собственных, теперь каждое поле принадлежало только работавшей на нем общине и никого, кроме ее членов, не интересовало. У простого народа не хватало материальных ресурсов, чтобы всегда поддерживать высокую рентабильность своей земли, и если та по каким-то причинам начинала плохо плодоносить, на помощь ее пахарям уже никто не приходил. Поэтому темпы сельскохозяйственного производства стали намного ниже, чем в ахейский период. Прекратилась активная торговля с другими землями. Родовая знать — аристократия, продолжала пользоваться формальным высоким почетом, но влияние в обществе сохраняла теперь главным образом лишь за счет своих накопленных прежде из поколения в поколение богатств и тому, что ее представители руководили служением религиозным культам. Под влиянием дорийцев были реставрированы первобытно-демократические принципы управления обществом, и аристократы потеряли прежние правовые привилегии, юридически стали равными простому народу. Этот период в истории Древней Греции, продолжавшийся с XII по первую половину VIII в. до н.э., называется «темными веками».
Однако в «темные века» одна отрасль хозяйства, наоборот, развивалась и совершенствовалась. Это — металлургия железа. Именно обладание железным оружием, против которого были мало устойчивы бронзовые мечи и доспехи древнеахейских воинов, стало причиной таких блестящих побед дорийцев. В ту эпоху выплавка железа и изготовление из него орудий труда и оружия широко распространялись не только в Древней Греции, но и в других областях Юго-Восточной Европы. Наступил железный век. Когда железные орудия стали широко доступными, в связи с их прочностью и удобством в эксплуатации начался новый усиленный подъем хозяйства в регионах, где обосновались племена железного века. В Греции его начало приходится на середину VIII в. до н.э. Наступает так называемый архаический период в истории древнегреческой цивилизации, продолжавшийся до конца VI в. до н.э. В этот период формируется древнегреческая цивилизация в широко известном нынешним поколениям облике: самоуправляющиеся общины прочно консолидируются вокруг городов, каждым из которых руководил, как правило, не единоличный правитель, а целая правящая прослойка, из среды которой избирались действовавшие в ее интересах вожди. Таким образом, Греция не была единым государством, а состояла из множества абсолютно самостоятельных городов-государств — полисов, в общественной жизни которых участвовало как само их население, так и жители окрестных сел. Тогда же в Древней Греции активно развивается рабовладение. Рабство начинает выходить за рамки патриархальщины — когда раб был по статусу младшим членом семьи, вместе со своими хозяевами обсуждал домашние дела, ел с ними за одним столом, но после смерти главы семейства не становился свободным, а оставался младшим членом в семье теперь кого-то из наследников прежнего хозяина, например, его сына, с которым прежде имел фактически одинаковый зависимый статус. Теперь формируется классическое рабство: рабы постепенно превращаются в полную собственность хозяев, вынуждены повиноваться не только своему хозяину, но и его прочим домочадцам, развивается целая индустрия, основанная на рабском труде. Рабы работали на полях вместе со своими хозяевами-селянами, трудились в мастерских, строили здания. Становились рабами в основном военнопленные, но появлялось все больше и потомственных рабов, так как увеличение числа невольников в общей доле населения способствовало заключению между ними браков. В последующие века роль рабского труда в древнегреческой экономике увеличивалась все больше, пока он не занял фактически ведущее место в производстве.
Развитие экономики привело к новому подъему культурного и технического потенциала древних греков. Греки снова вышли в море, завязали активную торговлю с населением соседних стран. В это период происходит масштабная колонизация древними греками побережья Средиземного и Черного морей. На весельно-парусных кораблях переселенцы с Балканского полуострова отправлялись со своим скарбом в дальние плавания к берегам Массалии (современное средиземноморское побережье Франции) и Кавказа, но особенно много богатых и цветущих греческих колоний выросло в Южной Италии и на острове Сицилия. Население греческих колоний активно поддерживало связь со своей исторической родиной. Мореходство у древних греков достигло исключительно высокого по тем временам искусства. По всему Средизменоморью осуществлялся активный товарообмен на греческих кораблях. Постепенно торговля стала основой экономики большинства греческих городов и колоний. Распространилась наиболее удобная в денежном обращении чеканная монета. А древнее линейное письмо было заменено на более удобное и понятное алфавитное. Греческий алфавит, на базе которого века спустя независимо друг от друга сформировались латиница и кириллица, сам был образован на основе финикийской и фригийской письменностей.
Переход к торговле как к основе экономического уклада жизни Древней Греции привел к накоплению богатства в руках наиболее предприимчивой части населения, что, во-первых, обусловило разложение общинно-племенного строя, во-вторых, привело к резкому имущественному расслоению. Общинное землевладение ушло в прошлое, и вместо него распространилась частная собственность на землю. Аристократия, общественные позиции которой были сильно потеснены еще во время дорийского завоевания, теперь совсем потеряла былое влияние. Городская власть теперь стала переходить в руки не более знатных, а наиболее богатых людей, имеющих в собственности крупные земельные участки, ведущих интенсивную морскую торговлю — олигархов. Массы обедневшего населения были вынуждены, чтобы обеспечить свое существование, брать в долг у богатых зерно и деньги. Кто не мог потом расплатиться с долгами, становился рабом своих заимодавцев, и нередко отправлялся на продажу в чужие страны. Так укреплялось внутриполитическое влияние олигархии. Иногда конфликты между олигархией и простым народом — демосом, приобретали очень острые формы, в городе начинались беспорядки, погромы домов и закромов богатых жителей. Часто в таком случае городское собрание избирало единоличного правителя с фактически неограниченными полномочиями — тирана, который путем карательных действий и определенных уступок конфликтующим сторонам наводил порядок. Однако если тиран начинал отступать от общественных интересов и укреплять систему личной власти, граждане — полноправное население полиса, свергали его. Город Афины, находящийся вблизи перешейка, соединяющего основную часть Балканского полуострова с примыкающим к нему южнее полуостровом Пелопоннес, приобрел большое внешнеполитическое влияние в Древней Греции, завладев контролем над многими торговыми морскими путями, именно в период правления в VI в. до н.э. тирана Писистрата. При Писистрате Афины превратились в роскошный благоустроенный город, в котором развивалось искусство, позже ставшее известным не только во всей Греции, но и во всем мире. Тогда в Афинах были записаны до того времени передававшиеся устно из поколения в поколение знаменитые древнегреческие поэмы «Илиада» и «Одиссея». Первая повествует о войне между греками и Троей в Малой Азии в древний Микенский период (кстати, гражданское население Афин состояло из немногих сохранившихся после дорийского завоевания чистокровных потомков древних ахейцев), вторая — о возвращении царя Одиссея — одного из героев Троянской войны, домой на греческий остров Итаку по трудному и опасному морскому пути. Греки считали автором обеих поэм древнего сказителя Гомера. Однако современные ученые считают Гомера вымышленным персонажем.
Вызванное экономическим подъемом улучшение в сравнении с предыдущими эпохами благосостояния основной части древнегреческого населения, потеря былого влияния аристократии, в руках которой находилось служение религиозным культам, привело к резкому изменению религиозного сознания греков. Во взглядах на окружающий мир, на бытие у греков стал доминировать рационализм, чувство постоянства действующих в природе законов и независимости человека от воли высших сил. В этом мировоззрение дрених греков было близко к мировоззрению большинства людей современности, что было для эпохи древних цивилизаций необычайным явлением. Греки уже не так боялись неурожаев, голода, эпидемий, как их соседи — народы цивилизаций Ближнего Востока и варвары, как греки называли народы, находившиеся еще на уровне родоплеменного строя. Поэтому у них заметно притупился страх перед немилостью своих богов. Это не означало, что они отошли от религии, напротив, религия сама по себе продолжала занимать очень важное место в их жизни. Однако греки воспринимали своих богов не столько как карателей за грехи, сколько как дарителей всевозможных земных благ. Греки считали, что их боги не всемогущи, но правят определенными стихиями в окружающем мире. Поэтому они, чтобы земля давала урожай, поклонялись и приносили жертвы, например, богине плодородия Деметре, а отправляясь в мореплавание, ублажали Посейдона, которого считали морским владыкой. Но в то же время греки, похоже, без стеснения рассказывали друг другу забавные истории из жизни своих богов, ставили про них комедии в театрах. В древнегреческой религии существовали некоторые представления о посмертном воздаянии за грехи, но представление об этом не было стойким. В основном греки считали, что и добрые, и злые люди после смерти обречены вести безрадостное существование в подземном мире в облике теней. Будет ли человеку после смерти более-менее хорошо или плохо, по представлениям греков, зависело не от того, насколько благочестив он был при жизни, а от того, насколько правильно он был похоронен. Греки хоронили умерших в склепах или под курганами. Если умершего похоронили не по всем правилам (одно из них предполагало положить покойному под язык мелкую монету, которой он должен был оплатить перевозку через реку Стикс в подземное царство бога Аида лодочнику Харону) или, вообще, не похоронили, он был обречен вечно блуждать по берегу подземной реки, не находя успокоения. Погребенные же по правилам, по древнегреческим представлениям, попадали в мрачное царство Аида, где бесцельно бродили в вечном мраке по холмам, заросшим диким тюльпаном, однако, пребывали в покое. Если кто-то пытался покинуть подземное царство, его не выпускал сидевший у ворот того злобный трехголовый пес Кербер (в современных европейских языках больше известно его латинизированное имя Цербер).
В указанный период в полной мере складывается известная сегодня по сочинениям античных авторов и трудам еще помнивших античное наследие книжников Средневековья олимпийская религия (по названию высокой горы Олимп на севере Греции, где, как считали древние греки, живет большинство богов). Религия древних греков вобрала в себя различные племенные культы, в том числе еще догреческие — пеласгийские, и представления разных форм превобытных религий. В основе ее лежит одухотворение различных природных стихий, однако к указанному периоду в ней сформировался четкий божественный антропоморфизм: боги, неважно, какую силу они олицетворяли, приобрели человеческий облик. Греки изготовляли культовые статуи своих богов в форме красивых, физически развитых людей. Статуи устанавливали в грандиозных храмах, крыши которых поддерживались мощными колоннами, облачали в одежды. Жрецы регулярно умащали эти статуи благовониями. Развитие антропоморфных представлений о древних божествах отражало укреплявшийся в мировоззрении греков рационализм, обращенность жизни человека к личному совершенствованию, достижению духовных и материальных успехов. То есть, человеческая личность становилась высшей ценностью в сознании древних греков, жизненным идеалом было стать признанным и уважаемым в обществе. Поэтому древние греки так любили изображать совершенное человеческое тело, зачастую совершенно обнаженное, с подчеркнуто идеальной формой фигуры и мышц: это как бы символизировало личные успешность и признание. Поэтому в указанный период в Древней Греции особенно активно стала развиваться физическая культура, важное место в жизни древних греков — и мужчин, и, зачастую, женщин занимали различные состязания в силе и ловкости, подвижные игры. А также искусство: ведь большинство людей стремилось доказать окружающим, что они не менее талантливы, и охотно сочиняло и учило стихи, занималось художеством, интересовалось учеными знаниями. Однако, в религии древних греков своеобразный культ идеала человеческой личности отражался не только в форме изображения богов в человеческом внешнем облике. Боги приобрели и духовный человеческий облик: стали подверженными страстям, разврату и интригам. Во многом образ богов в олимпийской религии стал соответствующим образу древнегреческой аристократии, которая продолжала выполнять сакральные функции, и некоторые ее роды считали себя потомками какого-нибудь бога. Рассказы о жизни богов в Древней Греции тесно переплетались с народным эпосом — сказаниям о древних героях, образуя мифы — развернутые предания, в которых боги и другие сверхъестественные существа помещены в единый мир с людьми, и фактически отсутствует какое-либо разграничение сверхъестественного и повседневного. В мифах люди вполне свободно контактируют с богами, воспринимая это как нечто совершенно обычное, многие герои приходятся богам детьми, некоторым смертным удается даже обманывать богов (хотя обычно это плохо для них заканчивается). Мифов существовало много, их сюжеты в более позднее время входили в древнегреческие произведения искусства, например, пьесы, записывались сказителями и античными учеными. Немало их впоследствии перекочевало и в предания древних римлян, через посредство которых сведения о них пришли и в средневековую Европу. Поэтому мифология древних греков и поныне изучена так, как ни у одного из других древних народов.
Продолжение возрастания богатства и благосостояния населения греческих городов и сельских общин, возможность для широких масс граждан улучшить свое материальное положение за счет торговли привело к постепенному ослаблению влияния теперь уже и олигархов. Они понемногу «опускались» в общую массу богатевшего населения. Все меньше оставалось бедняков, которые согласны были бы трудиться на полях богачей, лишь бы не быть проданными на чужбину. Невольников из разных стран ввозилось на кораблях в Грецию так много, что теперь и простые люди обзаводились собственными слугами. Хозяйства мелких производителей в совокупности представляли все большую конкуренцию потенциалу олигархии. В этих условиях демос все чаще требовал полного уравнения в правах всех мужчин-граждан, запрещения кабального рабства, допуска простого народа к управлению полисами. И в конце концов олигархи были вынуждены уступить. В одних городах они сохранили за собой политическую власть, однако были вынуждены во многом считаться с простым народом, в других же полностью были уравнены в гражданских и политических правах с демосом. Так во многих полисах устанавливалась знаменитая греческая демократия — власть народных собраний и назначенных теми людей. Первым демократическим городом в Греции стали Афины, где привилегии олигархии сначала были ограничены в 594 г. законодателем Солоном, а около 508 г. до н.э. полностью отменены Клисфеном. В истории Древней Греции наступает новая — самая знаменитая, эпоха — классическая. К этому времени по экономическому, культурному и техническому развитию города Древней Греции не только догнали разрушенную дорийцами Микенскую цивилизацию, но и далеко опередили ее.
Эта теория Шахермайера была была очень популярна во второй половине ХХ века, но сейчас археологи ее круто пересмотрели. Оказалось, что дормйские племена заселили Грецию не в 12, а в 11 веке до н.э. — то есть, через примерно сто лет после гибели Ахейской Греции. От чего она погибла, точно неизвестно, загадка осталась.
Самая интересная культура и история именно у греков.
Интересно, после всех завоеваний, на сколько процентов сегодняшнее население Греции сохранило этническую идентичность в сравнении со своими предками дохристианской эпохи?
Все завоеватели всегда всеми видами и способами себя самоутверждают и прославляют, а тех кого они изгнали с обжитых и обогащенных трудом поколений мест (например, пеласгов, которые затем нашли приют на славянских землях) наоборот, представляют в виде варваров.. Увы! История имеет извечную тенденцию: те народы, которые не имеют истории слагают легенды о своем прошлом, а живут на землях окультуренных из дикой природы другими. Так история славянских народов Европы, поднявших ее из тьмы лесов и бездны болот яркое тому подтверждение
Завоевателями почти всегда были наиболее развитые цивилизации. Хотя и насильно, но они приносили прогресс и новые методы развития в захудалые государства. И не случись нашествие дорийцев на территории Древней Греции, возможно в ее истории не было бы блестящего расцвета.
Уникальный факт: весь мир лучше знает историю Древней Греции и Древнего Рима, чем историю своих стран.