К концу VI в. до н.э. в городах-государствах — полисах, Древней Греции состоятельность масс гражданского населения настолько возрастает за счет распространения международной торговли и бесплатного рабского труда, что традиционные власть и влияние наиболее экономически активной верхушки общества — олигархии, ослабевают. Простой народ, все реже вынужденный вступать в долговую зависимость от олигархов, все чаще заявляет о своих правах.
Решительным шагом, с которого началась законодательная отмена господства богатых землевладельцев и торговцев во властных структурах, стали реформы Солона в Афинах.
В 594 г. задолжавшие олигархам афиняне были освобождены от долгов, а также было отменено право кредитора обращать должника в рабство.
Принимать участие в государственной жизни Афин, выступать на народном собрании получили не только олигархи, но и граждане среднего достатка.
А около 508 г. другой афинский законодатель — Клисфен, окончательно уравнял в правах все мужское гражданское население Афин вне зависимости от имущественного положения, отдав народному собранию, в котором могли свободно участвовать все они, полную власть над городом и прилегающими сельскими районами.
Так Афины стали первым из греческих городов, в котором установился новый политический строй — демократия, т.е., власть демоса — всего мужского гражданского населения. Установление демократии в Афинах ознаменовало окончание архаического периода в истории Древней Греции и наступление очередной — классической эпохи.
Классическая и последовавшая за ней эллинистическая эпохи — это наиболее изученные и широко известные этапы древнегреческой истории. В этот период жили первые из известных и по сей день широкой публике ученых и философов: Пифагор (570 — 490), Геродот (484 — 425), Сократ (470 — 399), Платон (428 — 348), Диоген (412 — 323), Аристотель (384 — 322) и др.
Через некоторое время после Афин демократия была установлена и в ряде других греческих полисов. В прочих же политическое господство оставалось за олигархией.
Особый политический строй существовал в Спарте — центре области Лаконика на юге полуострова Пелопоннес. Гражданское население Спарты — спартиаты, было эксплуататорски правящим сословием над основным населением Лаконики — периэками («живущими вокруг») и илотами — государственными рабами, жившими в отдельных селениях. Спартиаты и сами вели личные хозяйства, пахали землю (Лаконика была самой хлебоносной областью Древней Греции), но основной доход спартанскому государству приносили подати, собираемые с периэков, и принудительный труд илотов. При этом спартиаты составляли меньшинство населения Лаконики, и чтобы удерживать остальные группы населения в покорности, были вынуждены постоянно находиться в готовности подавить возможные восстания и вести образ жизни, подобный казарменному.
Правили Спартой одновременно два царя из двух знатных дорийских родов, однако их власть была строго ограничена древними обычаями, за нарушение которых царь даже мог быть оштрафован городской общиной.
В обществе спартиатов тщательно поддерживалось имущественное равенство, чтобы возникшие на почве богатства и бедности разногласия не нарушили необходимое при подавлении восстаний более многочисленного, но менее организованного населения единство. Спартанские деньги нарочно изготовлялись в виде громоздких железных прутьев, чтобы их было неудобно накапливать в большом количестве. Спартиат, у которого во время путешествия или охоты закончились съестные припасы, мог безвозмездно взять необходимую провизию на ближайшем подворье, даже не поставив в известность хозяина. В городе мужчины-спартиаты даже ели коллективно в общих столовых: завтракать, обедать, ужинать в кругу семьи запрещалось. Дети воспитывались общиной в полувоенных школах — агелах, где приучались беспрекословно повиноваться старшим и стойко переносить связанные с военными походами испытания.
С 20 до 30 лет спартиат нес военную службу и жил в общей казарме, и лишь после этого имел право на какую-то личную жизнь. Но и после этого жизнь спартиата строго регламентировалась многочисленными нерушимыми обычаями, обязанностями и запретами.
Представительным органом в Спарте была герусия — совет старейшин, в который мог быть избран любой достигший возраста 60 лет спартиат. В ее ведении находилось издание законов, а поскольку все заседатели были людьми преклонного возраста, то спартанский общественно-политический строй отличался крайним консерватизмом.
Спартанский строй, основанный на имущественном равенстве, полном коллективизме и казарменной дисциплине, был совершенно уникальным по сравнению с общественно-политическим устройством других греческих городов, где основой жизни граждан были личная свобода и свободная торговля.
Спарта постоянно конкурировала с Афинами за влияние на Балканском полуострове: Афины, находившиеся на перешейке, связывавшем Балканский полуостров и Пелопоннес, были по сути торговым центром Древней Греции, но в Аттике — области, где они находятся, произрастало мало хлеба, которого зато было много в Лаконике.
Установление демократического строя в Афинах позволило надолго стабилизировать внутриполитическую обстановку в этом городе, и он стал быстро набирать вес в отношениях с другими полисами. Особенно влияние Афин возросло, когда в первой половине IV в. до н.э. Греция подверглась экспансии со стороны Персидского царства. Трижды греки отражали вторжение персов на Балканский полуостров, при этом ведущая роль как в организации всеобщего греческого сопротивления, так и собственно в военных действиях принадлежала Афинам. В 449 г. до н.э. Каллиев мир положил конец греко-персидским войнам, и Персия признала независимость всех греческих полисов в Малой Азии, прежде входивших в состав Ахеменидской державы.
В процессе греко-персидских войн под предводительством Афин греческие полисы образовали политический союз, имевший общий бюджет. В этот бюджет каждый полис должен был делать регулярные взносы. Однако после окончания противостояния с Персией Афины, воспользовавшись накопленными военным опытом и материальным потенциалом, сформировавшимся в ходе захватов в Малой Азии сокровищ и рабов, стали диктовать формально равноправным членам союза свою волю. То есть, стали гегемоном Греции. Уплата взносов в бюджет союза превратилась по сути в дань Афинам. Это привело к росту недовольства в других греческих полисах, а пресыщенность богатством развращала афинский демос, заново обостряла существовавшие в нем противоречия. Народное собрание небольшим перевесом голосов стало систематически принимать нерациональные, основанные на сиюминутных настроениях городской толпы решения.
В противовес Афинскому союзу был создан Пелопоннесский союз, который возглавила Спарта. В конце концов соперничество двух сильных полисов привело к тяжелой и кровопролитной Пелопоннесской войне (431 — 404 гг. до н.э.), в которой Афины в итоге были вынуждены уступить обладавшей самой организованной на Балканском полуострове армией Спарте. Спарта установила свою гегемонию над Грецией, однако в 379 г. до н.э. другой богатый и сильный полис — Фивы, возглавил антиспартанский союз городов области Беотия. Фивы были поддержаны Афинами, создавшими в 378 г. до н.э. Второй Афинский морской союз. В 371 г. до н.э. фиванское войско разбило спартанцев в битве при Левктрах. До 362 г. до н.э. Фивы удерживали военное первенство среди греческих городов.
В классический период продолжала активно развиваться знаменитая древнегреческая культура. В каждом городе функционировали театры, работали мастерские, где изготовлялись роскошные произведения искусства: расписанные картинками из мифологических сюжетов керамические изделия, статуи. Зодчие возводили грандиозные постройки с могучими, но изящными колоннами, украшенными мозаикой стенами. Регулярно производились различные спортивные состязания, выступления музыкантов, певцов и поэтов.
Состязания атлетов были неотъемлемой частью самого грандиозного древнегреческого празднования — олимпийских игр, которые регулярно проводились на Пелопоннесе в городе Олимпия в честь древнегреческих божеств.
Очень большое внимание древние греки уделяли своей образованности, просвещенности в искусстве. Многие гордились тем, что знали наизусть древние поэмы «Илиаду» или «Одиссею».
В жизни каждого греческого полиса — не только Спарты, большую роль играла общественность. Поскольку каждый город управлялся сам по себе, гражданам было нетрудно следить за порядком в своей среде. Все дети граждан получали образование. В раннем возрасте они обучались грамоте и общественным манерам у домашнего учителя-раба — педагога (буквально: «детский проводник»). Затем получали общественное образование сначала в школах (греческое «схола — досуг»), где учились известным в то время наукам и искусству, а в подростковом возрасте — в гимнасиях (от «гимнос — раздетый») — спортивно-учебных заведениях, где овладевали разными гимнастическими навыками.
Греки-мужчины были хорошо физически подготовленными, ловкими и выносливыми. Быть слабым, дряблым или, наоборот, толстым, считалось позором. Поэтому греческие воины — гоплиты, были в бою очень грозным противником.
Семейные отношения древних греков в классическую эпоху были строго патриархальными. Женщина не была рабыней, однако была окутана многочисленными запретами и правилами, не участвовала в общественных собраниях, часто даже не покидала пределов дома без сопровождения мужа, а по особым дням — даже женскую половину дома.
Городская община следила за моральным обликом своих членов. В Афинах граждан штрафовали за тунеядство. А взрослый сын, ранее не обученный отцом какому-либо ремеслу, позволявшему зарабатывать на жизнь, освобождался от обязанности содержать отца в старости.
Важное место в жизни греческого общества занимала наука, так как развитие дальней морской торговли, интенсивное градостроительство, облагораживание земель требовали накопления сложных знаний.
Особенно высокий авторитет имели философы — ученые, строившие заключения о сущности окружающего бытия, природе общественных и семейных отношений, человеческой психологии. Умевшие трезво и беспристрастно оценивать окружающую обстановку, философы влияли на умонастроения людей, выступали ценными советниками в политических вопросах. Некоторые философы осмеливались активно критиковать сложившиеся устои греческого общества. Среди таких был афинский мудрец Сократ, учивший, что в мире существует лишь одна объективная справедливость, независимая от человеческих наций и законов (афиняне же считали идеалом справедливости собственные законы и обычаи). В конце концов Сократ был обвинен в отвержении греческих богов, развращении афинской молодежи и принужден принять яд.
В экономике греческих полисов все большую роль играл рабский труд. Рабы трудились в мастерских, строили здания, поддерживали общественный порядок. До половины населения города могло быть рабами.
Помимо рабов, к негражданам относились еще метеки — чужеземцы, получившие за уплату налога право жить в городе и заниматься в нем ремеслами.
Рабство уже оформилось как классическое: рабы больше не считались младшими членами семейства, как это было при архаичной патриархальности, а по сути превратились в живые, говорящие вещи. Их десятками и сотнями продавали на городских рынках, обменивали на дорогую утварь. Известен случай, когда греческий отец, желая помочь своему нерадивому в учебе сыну овладеть грамотой, подарил тому несколько мальчиков-рабов, имя каждого из которых начиналось на отдельную букву греческого алфавита. Рабов обычно берегли, потому что они стоили дорого, но если кому-то вздумалось бы жестоко истязать, не кормить или просто убить раба, наказания это не влекло.
Высокоразвитую по тому времени греческую культуру, многие прогрессивные черты греческого уклада жизни переняли жители лежавшей к северу от Греции в высоких горах Балкан области Македония. Культурному сближению македонян с греками способствовало и то, что они были этнически близким к грекам народом, говорили на похожем языке и легко понимали греков. Однако у македонян был другой политический строй: Македония была единым государством, во главе которого стоял наследственный царь с сильной властью. Македонские цари, признававшие греческую культуру более развитой и охотно подражавшие в повседневной жизни богатым грекам, тем не менее, хотели бы видеть Грецию частью своей державы.
В 338 г. до н.э. царь Македонии Филипп II нанес поражение греческому войску в битве при Херонее и установил свою гегемонию над Грецией. В 336 г. до н.э. он был убит. Некоторые греческие города, в особенности Фивы, после его смерти попытались избавиться от навязанной им македонской гегемонии, однако сын и наследник Филиппа Александр жесткой рукой вернул их к покорности, захватив и разграбив Фивы.
Прочно установив фактически единоличную власть над всем Балканским полуостровом, Александр подготовил планировавшийся еще его отцом большой поход объединенного греко-македонского войска против пришедшей уже в глубокий упадок древней Персидской державы.
В 336 — 323 гг. до н.э. Александр с войском совершил свой знаменитый поход на восток, по пути подвергнув страшному опустошению обширные владения ахеменидских царей. Все захваченные земли он присоединял к своей державе, которая в итоге простерлась от Балканского полуострова до Сырдарьи в Средней Азии и реки Инд, включала в себя Египет и древний Вавилон, который Александр сделал своей столицей.
Вскоре после своих завоеваний Александр Македонский умер, и практически сразу его наместники — диадохи, поделили между собой созданную им громадную империю. На ее месте образовался ряд крупных и мелких эллинистических государств, в которых коренным большинством населения правила греко-македонская по происхождению элита, а греческий язык использовался для делопроизводства.
Во главе эллинистических государств стояли цари, которые, проводя политику насаждения греческих культуры и общественного уклада жизни, правили, однако, как типичные восточные деспоты единолично, ни с кем не считаясь. Наступила эпоха эллинизма (от сложившегося к тому времени общего самоназвания греческого этноса — «эллинас») — господства в Восточном Средиземноморье, в Малой и Передней Азии древнегреческой культуры.
Эллинистическая эпоха стала временем кульминации развития греческой самобытности. Во всех эллинистических государствах, из которых самыми обширными были Селевкидское царство в Малой Азии, Месопотамии, Иране и Египетское в Египте, возводились роскошные постройки в греческом стиле, открывались греческие школы и гимнасии, театры, организовывались состязания атлетов и певцов, трудились ученые и философы.
Самым знаменитым эллинистическим городом стала основанная Александром Александрия в Египте, отличавшаяся от других городов того времени широкими прямыми улицами. В Александрии действовал Музей (буквально: «обиталище муз — богинь искусства») — дворец, в котором жили и работали крупные мужи науки. На острове Фарос при входе в гавань Александрии был сооружен огромный Александрийский маяк, ставший одним из семи чудес света. От названия острова Фарос, где располагался этот грандиозный светильник, происходит современное слово «фара».
Эллинистические государства постоянно соперничали между собой за власть и влияние. Македонское царство не оставляло попыток включить в свой состав города Греции, в которых сохранялась полисная независимость. В ходе борьбы с экспансией Македонского царства на некоторое время произошло новое возвышение Спарты.
Со II в. до н.э. в борьбу эллинистических государств между собой все активнее вмешивается, поддерживая то одну, то другую сторону, возникшая к тому времени в Западном Средиземноморье могущественная держава Древнего Рима. Выступая на стороне какого-либо из эллинистических государств, римские войска сокрушали и захватывали его противника, но взамен Рим навязывал позвавшему его на помощь государству неравноправные политические договоры, согласно которым на территории того размещались римские гарнизоны. Потом с помощью этих войсковых подразделений Рим возводил на трон в союзном государстве своего ставленника, который затем «добровольно» передавал свою страну в римское владение. Так эллинистические государства одно за другим поглощались разраставшейся римской державой.
В 168 г. римские войска разгромили Македонское царство, которое было упразднено, и на его месте образована римская провинция Македония. Затем римляне навязали свое политическое господство греческим городам, включая Афины и Спарту, а в 146 г. до н.э. разрушили непокорный им город Коринф, а также еще некоторые полисы. Вскоре вся Греция была полностью подчинена властям провинции Македония.
В 30 г. до н.э. римский император Август завоевал Египетское царство, управлявшееся правителями из династии Птолемеев, использовав как предлог то, что египетские войска приняли участие в борьбе за власть между ним и другим римским политиком Антонием на стороне последнего. Египетская царица Клеопатра покончила с собой, заставив укусить себя ядовитую змею. Этим завершается эллинистическая эпоха и самобытная история Древней Греции как таковая.
Однако богатое наследие древнегреческой культуры в результате римских завоеваний никуда не исчезло и даже не было поколеблено. Древний Рим имел более совершенную политическую и военную организацию, чем греческие царства и полисы, однако в целом греческая культура была более развитая, чем римская. Заимствовав многочисленные культурные и научные достижения завоеванных эллинистических государств, Рим сам во многом уподобился Греции в своих духовной культуре и искусстве. Греческая культура не исчезла, а слилась воедино с римской, образовав на всех территориях, вошедших в Римскую империю, единую античную культуру. И далее общая греко-римская культура продолжала свое активное развитие. Латинский язык, на котором говорили древние римляне, был пополнен многочисленными греческими заимствованиями, а в восточных провинциях Римской империи, ранее бывших эллинистическими государствами, греческий язык и впредь оставался официальным делопроизводственным языком.
Античная цивилизация (от латинского «anticus — древний»), не менее чем наполовину построенная на древнегреческой базе, стала основой для формирования уже в средние века европейской цивилизации вообще. И сегодня прочно вошедшие в обиход европейцев и уже не только европейцев слова «школа», «театр», «музыка», «библиотека», «политика», «демократия», «философия», «психология» и очень многие другие напоминают нам о богатом наследии, доставшемся от древних греков.
Хорошая статья. давно хотел узнать что сталось с Древней Грецией после демократии.
Все достижения древних культур, особенно Греции стояли на костях рабов.И они называли себя развитой культурой.А вот наши предки(хоть их и называли варварами ) были намного духовнее чем Греция и Рим.
Обожаю Древнюю Грецию. Мне кажется, люди жили там жили гораздо цивилизованнее, чем сейчас.
С удовольствием прочитала и еще буду читать, особенно про Грецию. Спасибо!
Мне бы очень хотелось почитать побольше о роли философии в Греции. Жаль, что в этой статье так мало об этом сказано.
Но хочу отметить, что Греция — действительно удивительная страна. Потому что она позволяла человеку быть по-настоящему свободным — свободным в своих мыслях и в формировании мировоззрения. Философия беспристрастная и объективная не может родиться в государстве, подавляющем умы своего народа.
Статья хорошая и несет в себе довольно интересную информацию. Правда в комментариях звучит мнение о причинах падения и захвата Греции. Надо понимать что причины эти лежат в экономике и социальном устройстве Греции. Греция в то время никогда не была единым государством. Она состояла из множества независимых городов полисов. Такое множество независимых полисов диктовала скудость материальной базы и производительных сил Греции. Население пыталось защитить права своих граждан на землю от эмигрантов. Кроме того существовало острое соперничество между полисами с разными формами управления. Тираны поддерживали тиранов, демократы везде старались свергать тиранов и монархов, монархи совершали перевороты в других полисах и приводили к власти своих лояльных им лидеров которые становились монархами. Именно раздробленность и послужила причиной захвата Греции Македонией, но даже после этого Греция не стала единым государством, а состояла из тех же полисов, но под главенством захватившей ее Македонии. Но есть и позитивные черты в такой раздробленности и скудной материальной базе. Ведь все это привело к греческой колонизации, что способствовало распространению Греческой культуры и науки на обширные территории.
Своеобразный строй той эпохи Греции настолько отличается своей культурой, порядком. Режим конечно жесткий, но есть чему поучиться.
Вот греки молодцы — уже тогда придумали налог за тунеядство) Не знала, что целая половина города могла находиться в рабстве… даже грустно как-то от такого отношения к людям, пусть и в те, древние времена… Хотя, века меняются, а суть отношений — нет.
Если отец тебя не научил зарабатывать себе на жизнь, то это освобождало тебя от стакана воды в старости) Жаль, что родители, которые тебя фактически кинули в детстве, сегодня еще на что-то претендуют. В особом почете были философы, мыслители — они могли трезво оценить ситуацию, помочь в щекотливых политических вопросах. Рабы и рабовладельцы. Вельможа, который неправильно распоряжался ресурсами — превращался в раба. Раба можно было купить на базаре как хурму. С тех самых пор мало что изменилось)
Очень интересная статья, я всегда думал что Греция самая сильнейшая, а в этоге вся Греция была подчинена провинции Македония, очень много узнал!
В падении Греции нет единого фактора, как видно из исторической хронологии появление большого количества социальных проблем и давление внешних факторов разрушило систему государственного устройства.