В истории существовало немало цивилизаций, не оставивших после себя почти никаких сведений, кроме двух – трех скупых упоминаний в письменных документах других стран, и до сих пор ученые ломают голову над происхождением уже слившихся с окружающим пейзажем развалин древних городов, следов дорог и каналов. До начала прошлого века одной из таких цивилизаций была и хеттская. И тем удивительнее была недостаточность данных о ней, что Хеттское царство практически соседствовало с двумя другими известнейшими цивилизациями Древнего Востока – Египтом и Вавилонией.
Хетты под именем хетеян упоминаются в Библии. А древнеегипетские источники гласят, что они воевали с Египтом около 1300 г. до н.э. за господство в Сирии и Палестине, причем сумели оказать весьма сильное противодействие могущественной египетской армии – окончательная победа так и не закрепилась ни за одной из сторон. В конце XIX в. археологи начали активные исследования в области древнего расселения хеттов в глубине Малой Азии (современная Турция). Они установили, что там находилась столица Хеттского царства – Хаттуса. При раскопках было найдено много глиняных плиток, покрытых клинописью, характерной для вавилонской цивилизации. Стало понятно, что письменность хетты заимствовали у вавилонян, а значит, становилось возможным воспроизвести звучание хеттского языка и сравнить его с другими языками мира. Так в 1915 г. чешский языковед Беджрих Грозный сумел доказать, что хеттский язык принадлежит к индоевропейской языковой семье: так же как и романские, германские, славянские (в том числе русский), иранские, индоарийские и многие другие. Это было довольно удивительно: в то время Малая Азия и прилегающие регионы были областью расселения народов, говоривших на языках афро-азиатской языковой семьи, походивших на арабский и еврейский. Поэтому сейчас наиболее распространена гипотеза, что предки древних хеттов пришли на территорию Малой Азии с Балканского полуострова, после чего смешались с местными племенами, в особенности – так называемыми хаттами, во многом заимствовав их культуру. Но и сами хатты – древнейшее население Малой Азии, от которого хетты заимствовали, в частности, пантеон языческих божеств, тоже не принадлежали к афро-азиатским народам, а говорили на языке абхазо-адыгской группы, близком языкам коренных народов Западного Кавказа. Возможно, их предки пришли на эту территорию из-за Кавказских гор, а возможно, что современные кавказские народы происходят от некоей древней этнической общности, охватывавшей обширную территорию от Малой Азии до Кавказа. После расшифровки хеттских письмен ученым удалось гораздо больше узнать об истории, культуре и государственном устройстве хеттов.
Итак, в конце III тысячелетия до н.э. предки хеттов переселились в так называемую «страну Хатти» — область расселения хаттов, и возглавили здешние племенные союзы. На рубеже III– II тысячелетий до н.э. у хеттов началось разложение родоплеменного строя. В это время в Малой Азии появляются ассирийские и другие семитские торговые поселения, и жители области Хатти активно вовлекаются в товарооборот с более развитыми по тому времени странами. Выгодная торговля позволяет хеттским семьям обеспечивать себя без помощи рода, и влияние родовой общины постепенно снижается, возрастает роль народных вождей, объединяющих под своей властью разные роды и племена. Наибольшее влияние в Малой Азии приобретает несколько городов-государств во главе с правителями, которых хетты называли рубаум, а историки и публицисты – просто царями. Эти города боролись между собой за бóльшие права в привилегиях и торговле. В конце концов победу одержал город Пурусханда, и его царь стал именоваться «великим царем». Но затем влияние Пурусханды оспорил город Куссар. В первой половине XVIII в. до н.э. Анитта – царь Куссара, объединил под своей властью все другие города и области Хатти и создал государство, вошедшее в историю под именем Хеттского царства. В XVII в. царь Лапарнас I перенес столицу в город Хаттусу.
Природный пейзаж Хатти представлял собой цепи крутых лесистых гор, разделенных небольшими долинами бурных речек, чем в корне отличался от пейзажа других древневосточных цивилизаций, располагавшихся среди обширных пахотных земель в долинах крупных рек. Здесь не было много места для земледелия, и основным занятием хеттов было скотоводство. Всем своим соседям они были известны как превосходные коневоды. На войне главную ударную силу хеттского войска составляли боевые колесницы. Хетты добывали в горах металл (медь и олово, шедшие на производство бронзы – основного материала, из которого в то время изготовлялись орудия) и рубили лес. Могущественным державам речных долин пустынных и степных регионов – Вавилонии и Египту, этого как раз не хватало, и они были вынуждены закупать эти материалы, без которых само существование цивилизации было немыслимым, у других народов, в том числе хеттов. Богатство их земли рудниками и лесом и стало залогом экономического могущества хеттов, позволило им создать собственную цивилизацию.
Однако сильно расчлененный горный рельеф, затруднявший сообщение между горными долинами, в которых селились хетты, не способствовал прочной концентрации государственной власти в руках царя. Для управления своей державой царь назначал своих наместников (чаще всего своих родственников) в разных горных областях. Заполучив доверие местного населения, эти наместники были вполне в состоянии отказаться повиноваться царю и, используя горные кручи и лесные чащобы как естественную крепость, отразить попытки царского войска вновь привести их к покорности. Поэтому царь старался по-хорошему договариваться с наместниками в вопросах управления страной, активно советовался с ними и предоставлял им большие привилегии. Таким образом, в отличие от подавляющего большинства цивилизаций Древнего Востока, Хеттское царство не было деспотией, где перед царем все население от министра до простого пастуха было фактически на положении рабов. В Хеттском царстве сложилась аристократическая прослойка, типичная не для восточных, а для европейских цивилизаций и существенно ограничивавшая царскую власть. Хеттское царство по сути походило на прочный союз разных территориальных обществ, объединенных общей целью противостояния внешним врагам и упорядочения внутренней жизни. Законы Хеттского царства были удивительно гуманны для Востока того времени. Смертная казнь назначалась лишь за несколько преступлений, считавшихся по представленям хеттов особенно тяжкими (например, скотоложство), при этом за царем оставалось право миловать преступников. В хеттском законодательстве почти отстутсвуют телесные наказания, а за подавляющее большинство преступлений и причинение разного рода ущерба назначались штрафы по принципу материального возмещения. Один из законов предусматривал, что человек, поджегший чей-то дом, должен был сам заново его отстроить. Относительная мягкость наказаний, преобладание в праве принципа возмещения причиненного вреда позволяет заключить, что в основном дела разбирались в пределах одной общины, члены которой хорошо знали друг друга. Этим и подтверждается то, что большинство жителей Хеттского царства редко выходили за пределы постоянного района своего проживания, окруженного высокими лесистыми горами, а совершить серьезное преступление против своего односельчанина редко кто решался. Поэтому хеттское общество не нуждалось в строгих наказаниях для поддержания порядка. Простой народ выполнял государственные работы (луцца) или платил в казну налог продуктами (саххан).
Хетты имели так называемый арменоидный антропологический тип, то есть, для их внешности был характерен высокий череп с плоским затылком, крупный нос, дугообразные брови и темные волосы. В наиболее классическом виде этот тип сохранился у армян. Кроме того, это показывает генетическую близости хеттов к туркам Малой Азии и арабам Сирии и Палестины. В общем, данный антропологический тип был характерен для исконного населения Малой Азии, и указывает на активное смешение индоевропейских предков хеттов с местными малоазиатскими племенами, о чем уже было сказано.
Хетты поклонялись различным божествам, которым молились и разные соседние с ними народы. Так, они, как и другой народ Малой Азии – хурриты, почитали бога грома Тешуба. Верили они как в божеств мужского пола, так и женского. У каждого города могли существовать наравне со всеобщим пантеоном и собственные культы. Хетты чаще не строили храмов, а поклонялись своим божествам на соответственно оборудованных участках местности на холмах, среди скал, в лесу. Культовые площадки украшались статуями животных, на которых торжественно восседали боги. Неизвестный древнегреческий писатель, названный современными учеными Псевдо-Лукианом, сообщает, что в одном хеттсокм городе храм стоял на высокой платформе, у входа в него находились два огромных конуса – символическое изображение плодородия. На дворе стояли идол и жертвенник из меди. Внутри же храма находился некий престол Солнца, стояли изображения богов. При храме содержали посвященных тамошним богам орлов, быков, львов, лошадей, рыб в специальном водоеме. Также античный автор сообщает, что своим богам хетты приносили в жертву обычно баранов и коз, а по особо торжественным случаям – быков. Свиньи же считались нечистыми животными, их не употребляли в пищу и в жертву не приносили. Иногда хетты приносили в жертву собственных детей, заворачивая в звериные шкуры и сбрасывая с высоты во двор храма, при этом крича, что это не дети, а быки.
Как и всякая держава старины, хетты не ограничивались тем, что обороняли свою землю от врагов, но и сами совершали военные походы в другие страны. Для этого наместники областей приводили к царю своих воинов. К предстоящим войнам хетты очень тщательно готовились, удары по врагу наносили четко и продуманно, захватывая наиболее стратегически важные для него территории. Многочисленные племена, жившие вокруг Хеттского царства, часто стремились заручиться поддержкой могущественных царей и, хотя сохраняли свой внутренний уклад жизни, принимали их подданство. «Пояс» из различных союзных племен как бы служил Хеттскому царству дополнительной защитой: пока враг сражался с союзниками хеттов, те успевали мобилизовать свою армию, наносившую сокрушительные удары на боевых колесницах. Прибавляло хеттам военного могущества и то, что они уже научились выплавлять и обрабатывать железо. Хотя железо у хеттов еще не вытеснило бронзу, все же были уже воины, вооруженные железными мечами, легко расскевшими бронзовые доспехи врагов. Воюя с другой державой, хетты сначала стремились овладеть территориями, менее склонными к сопротивлению, и таким способом обложить со всех сторон главные вражеские оплоты, после чего уже наносили «удар в сердце». Так царь Суппилулиума I завоевал бóльшую часть Сирии (около 1400 г. до н.э.). А еще раньше – в 1595 г. до н.э., царь Мурсили I захватил и разрушил сам древний Вавилон, овладел огромной богатой добычей. В 1312 г. хеттский царь Муваталли наголову разгромил войско египетского фараона Рамсеса II у сирийского города Кадеш; сам фараон, которого подданные почитали за живого бога, едва спасся бегством. Свою собственную державу хеттам часто приходилось оборонять от грабительских нападений соседних полупервобытных племен, например, касков. До XIII в. до н.э. хетты практически не знали военных поражений, но в тот период, оказавшийся последним в истории их государства, не выдержали натиска грозной и воинственной Ассирии, которая смогла отобрать у них часть их собстенных земель. Держава, бывшая скорее конгломератом разных во многом самостоятельных областей, чем централизованным государством, рано или поздно была обречена на распад, и даже необычно то, что Хеттское царство смогло просуществовать четыре с половиной столетия (1650 – 1200 гг. до н.э.). Изменение с течением веков общей геополитической обстановки на Ближнем Востоке, по-видимому, привело к утрате Хаттусой – столицей царства, прежнего экономического значения и, как следствие, падению влияния царей на возглавлявшую провинции аристократию. Это не могло не сказаться на боеспособности хеттской армии, на быстроте мобилизации и слаженности взаимодействия набираемых в разных провинциях войск. В результате начавшие в XIII в. в большом количестве мигрировать в Малую Азию племена Балканского полуострова просто поглотили некогда грозную державу. После разгрома самой Хаттусы государство распалось на ряд мелких княжеств, а сами хетты постепенно ассимилировались среди пришлых народов.
Недавно я побывала в Археологическом музее в Стамбуле. Обратила внимание на то, что практически на всех скульптурных изображениях хеттов — улыбка (в том числе и в глазах). Ищу этому объяснение, поэтому и оказалась на этом сайте) но пока не нахожу…
Хеты (носили косички,разводили лошадей,имели колесницы,как у Саков(Скифов).Были кочевниками.Соседствовали с Персией и Арабам и это казахское племя Кете в Западном Казакстане
В конце концов победу одержал город Пурусханда, и его царь стал именоваться «великим царем». …
Какие там могут перемещения с Балканского полуострова в Малую Азию,если Балканы населяли тюркоязычные фракийские племена.
Пожалуйста, постарайтесь писать комментарии объемом не более пяти предложений.admin
такое невежество недопустимо! фракийцы индоевропеский народ и их язык, соответственно, индоевропейский. остатки древнефракийского языка наблюдаются в современном албанском языке. а албанцы, конечно, тоже индоевропейцы!
)))))))))Свою собственную державу хеттам часто приходилось оборонять от грабительских нападений соседних полупервобытных племен, например, касков.(((((((((( Каски-кашки-кассак-(куш-аны и кус-аны).Это скорее всего и есть современные казахские племена,например подрод Кусан можно найти в большом объединении рода Адай.Это соседство племен Хеттов и Касков и подтверждает догадку того, почему древние Хетты ( на сегодня Кете) проживают на территории современного Казахстана с другими казахскими племенами.
Сразу хочу сделать оговорку сайт не казахский.Я случайно наткнулся на него в интернете,и как все зарегистрировался в нем.Так вот , в Казахстане есть род Кете,они проживают в Западной части Республики.Так вот они утверждают,что народ Хеты,они и есть, у них имеется тамга сперва идет знак плюс +,затем большой равносторонний крест.Есть также тамга в точности немецкой свастики ,как у Гитлеровских солдат.Язык у них тюркский и внешность соответственно азиатская.Правдивости истории утверждать не берусь,пишу что слышал.Род очень многочисленный воинственный,на территории РК проживает примерно с 4-3 века до н.э.Точное графическое место расположение ближе к Оренбургской области,что удивительно там из громадного песчаного холма.Кем-то сделано фигура подобие лежачего сфинкса ,когда заходит солнце складывается впечатление что это чудовище плачет роняя слезы,это Уйльский район Актюбинской области.Об этом писали журналисты в своих очерках.
обалдеть… всегда удивлялась, насколько должна быть сильной вера, чтобы принести в жертву собственного ребенка…
Вроде в то время Египет был «сверхдержавой», однако в воинском искусстве хетты египтян превзошли. И все же, Хеттского царства сейчас нет, а Египет есть. Так что я думаю не стоит так уж возвышать их государственное строительство, ведь все закончилось стагнацией и распадом.
Наказания у них просто клас. поджог дом, построй новый а не так как у нас поджог украл випил все тюрьму а дом хто отстроит!
О хеттах в школе точно не проходила, а было бы интересно, такое воинственное царство. Да и на то время удерживать большую державу аж 4 столетия!
Меня больше всего удивили такие мягкие законы…Если бы правила жизни у хеттов были иными, то может бы оно и не распалось на мелкие княжества.
На самом деле поразительно. Поразительно то, что хетты жили так давно, но их цивилизация во многом похожа на нашу. Это доказывает, что человеческая природа никогда не меняется.
Например, у хеттов, как и у нас, бала тяга жить в обществе и не просто в обществе, а в цивилизации. Они добились этого! Из маленькой группы, они, скорее, превратились в целое Хеттское царство. Поразительная тяга к свободе и независимости. Здесь видна отвага и смелость хеттов.У них были свои выборы, административные разделения в стране, вооружения, банковская система и т.д. К сожалению, они прекратили своё существование, как цивилизация, но многому поучительному меня научили.
Я бы порекомендовал Hayk-у прочитать книгу Серо Ханзадяна «Царица Армянская» (Թագւհին Հայոց) . Очень интересная книга, где повествуется борьба Армянского Царства с Хетским Царством. События происходящие в романе основаны на исторических фактах,которые происходили в 1347 г. днэ. прочитав роман вы узнзете как царь Аясы (Hayasa-Армянское Царство) Карани имея всего 10000 всадников разбил 100000 армию хетов и узнаете много интересного про хетов и хетское государство .
Армян в 1347 году еще не было как нации. Я вам советую читать более-менее научные работы
какая-то карма лежит на Сирии. Мало того, что сейчас там воюют, так еще и во времена Хеттов ее не могли поделить.
Не верится, что хетты были предками современных европейцев,Где потерялись все черты этой народности? Осталась одна хитрость.
В статье сказано, что потомками племен Балканского полуострова.admin
Интересно где вы видели хеттов? Подскажите пожалуйста очень хотелось бы увидеть ,ведь здесь написано что они исчезли и нечего не оставили после себя.
Действительно, никогда не слышал о хеттах, а между тем оказывается они играли довольно большую роль в мире той далекой эпохи.
Sayoko, очень странно, на самом деле, так как в школе проходят историю древнего мира в 5-6 классе, и не слышать вообще вы просто не могли, ну если конечно не прогуливали уроки…