После смерти в 1015 г. князя Владимира молодому Русскому государству предстояло выдержать еще одно испытание на внутреннюю прочность: первую междуусобную войну между княжескими сыновьями за киевский престол. Инициатором ее был третий сын Владимира Святополк, начавший убивать своих братьев, чтобы стать единоличным правителем Руси. За это он получил прозвище Окаянный (уподобившийся библейскому Каину – убийце своего брата Авеля) и под этим прозвищем вошел в историю. Однако в итоге победу в войне со Святополком одержал старший сын Владимира Ярослав, в 1019 г. разгромивший войско Святополка на реке Альте и ставший князем киевским.
В долгое княжение Ярослава Мудрого (1019 – 1054) Древняя Русь достигла своего наивысшего расцвета. Начитанный, очень религиозный и любознательный князь активно прилагал усилия к распространению просвещения в своей стране. В Киеве уже существовало духовное училище, где подготавливали священников для службы в русской земле. Ярослав открыл такое училище и во «второй столице» Руси – Новгороде. При Ярославе стали создаваться первые русские летописи. Появилось первое русское сочинение на тему богословия и философии: труд митрополита Иллариона «Слово о законе и Благодати». Киев стал одним из крупнейших городских центров всего христианского мира. Сам Илларион Берестов был первым митрополитом (церковным главой) Руси – коренным славянином. Прежние митрополиты на Русь прибывали из Византии. В нем имелось 400 церквей и 8 рынков. Парадный въезд в Киев украшали грандиозные Золотые ворота, восхищавшие своим великолепием и блеском современников. В 1036 г. Ярослав во главе своей дружины нанес сокрушительное поражение войскам печенегов. После такого удара печенеги уже не смогли оправиться и больше никогда не совершали серьезных нападений на русские земли. На некоторое время Великая Степь перестала представлять сколько-либо значительной угрозы для Руси. В память о победе над печенегами на месте сражения Ярослав воздвиг знаменитый собор Святой Софии в Киеве, подобный тому, который с таким же названием стоял в Константинополе. Русь окончательно превратилась в государство-гегемон Европы восточнее Карпат, уважаемого участника европейской геополитики. С русской княжеской семьей стремились породниться правители других сильных и влиятельных европейских государств. Сын Ярослава Всеволод взял в жены дочь императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери великого князя Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Анна – дочь Ярослава, привезла из Киева во Францию написанную на славянском языке Библию, чтобы присягать на ней во время своей коронации. Вплоть до 1825 г. на этой Библии, лежащей в Реймсском соборе, присягали все французские короли. Главным же достижением эпохи Ярослава было издание Русской правды – единого свода постоянных законов, регулирующих гражданские отношения людей и устанавливающих ответственность за преступления на всей обширной территории Руси. Русская правда, впоследствии неоднократно дополнявшаяся другими киевскими князьями, в эпоху ордынского ига сокращенная в связи с распространением под татарским влиянием и в связи с усилением княжеской власти новых правовых норм, служила основным источником правоотношений на Руси фактически вплоть до формирования Московского государства (России). Ярослав умер в 1054 г. в возрасте более 70 лет, посадив своих сыновей наместниками в разных провинциях Руси, завещав им сообща беречь Русскую землю и почитать старшего брата Изяслава как главу рода. Изяслав стал князем киевским, то есть, великим (верховным) князем Руси после смерти отца. Согласно установлению Ярослава, великокняжеский престол передавался от одного главы рода Рюриковичей к другому, то есть, великим князем был старший мужчина в роду. Если у великого князя были братья, то престол после его смерти занимал старший из них. Если не было – престол мог перейти к его сыну, племяннику, в общем, к самому старшему из родственников.
Первые двадцать лет после смерти Ярослава Рюриковичи жили в мире и согласии, строго выполняя заветы мудрого князя. Этому способствовало и то, что вскоре из Великой Степи стала угрожать новая опасность: с территории Средней Азии в степи восточной Европы прибыла очередная волна воинственных кочевников, которые начали вытеснять живших здесь прежде печенегов. Кипчаки, которых русские называли половцами (предположительно, от «полова – солома», о точном происхождении слова ученые до сих пор спорят), наполнив европейские степи, почти на два века захватили в них абсолютное господство, оставили в наследие после себя весьма насыщенную степную культуру и язык, оказавшие значительное влияние на культуру современных ногайцев, татар, казахов, ряда народов Кавказа. Но для Руси они стали очень опасным противником, оспаривавшим у нее влияние на выходы к южным торговым центрам, подвергавшим опустошительным набегам сами русские земли. С того времени и вплоть до монгольского нашествия вся история Руси шла под знаком постоянной борьбы с кипчаками. Конечно, длительное соседство способствовало и тому, что с какими-то кипчакскими племенами Русь поддерживала мирные торговые отношения, даже заключала военные союзы против общих врагов. Однако половцы – прекрасные стратеги, обладавшие превосходной по тому времени боевой тактикой, грабительские набеги считали одним из главных средств существования. Пока русские мирно торговали с одним степным племенем, другое седлало коней, вооружалось саблями – уступавшими русским мечам по силе удара, зато гораздо более удобными в обращении, и стремительно двигалось на русские села и города за добычей. Неожиданные нападения воинов Степи могли произойти в любое время. Впервые кипчаки напали на Русь в 1061 г., разгромив войско сына Ярослава князя переяславского Всеволода. Длившаяся почти два века борьба Руси с половцами шла с переменным успехом; русские тогда еще не освоили степной быт и земли кочевников для них ценности не представляли, половцы же, не имевшие единой власти, разобщенные по племенному признаку, при всем своем воинском искусстве не могли ни сокрушить Русь, ни отвоевать куска ее территории, а только ее грабили. Беспрестанные войны с кипчаками стали причиной того, что даже после вступления Руси в период своего культурного и политического расцвета, утихания внутренних племенных разногласий (выгоду от объединения и экономического развития страны почувствовали все, даже прежде мятежные славянские племена) военное дело оставалось важной частью восточнославянской культуры и быта. Выстроенную еще первыми русскими князьями укрепленную линию на границе с Великой Степью потомкам Ярослава пришлось уплотнить еще более. От Карпат до Оки протянулась частая цепь деревянных крепостей; заметив угрозу нападения, на специальной вышке при одной крепости разжигали сигнальный костер, свет или дым от которого был виден из соседней крепости. Так по цепочке стражи Русской земли оповещали друг друга об опасности. Часть гарнизона древнерусской крепости состояла из отряда княжеских или боярских дружинников – конников, одетых в кольчуги и вооруженных копьями и мечами. Они составляли главную ударную силу войска, атакующую вражеские ряды. Другую часть гарнизона составляли вои – ополчение из местного простого населения, вооруженные большей частью тяжелыми боевыми топорами и щитами. Вои выполняли оборонительные функции, в их задачи входило останавливать мощный и стремительный натиск кочевой конницы, после чего уже переходила в контратаку дружина.
В 1072 г. братья Ярославичи предприняли редакцию изданной их отцом Русской правды. Важным изменением стала полная отмена института кровной мести, окончательная замена ее выкупом за пролитую кровь. Впрочем, под единой государственной властью, в связи с повышением общего уровня жизни на Руси родоплеменные отношения славян уходили в прошлое. Влияние рода падало, возрастала роль соседской общины и власти княжеских наместников. Это само по себе исключало принцип кровомщения. Вскоре после редактирования свода законов между братьями начались споры за верховную власть. В 1073 г. третий сын Ярослава Святослав, князь черниговский, сверг и изгнал из страны Изяслава, который был вынужден затем долго скитаться по Европе, пока после внезапной смерти мятежного брата не вернулся в Киев, где прежде тоже участвовавший в заговоре против него, но затем раскявшийся Всеволод Ярославич вернул ему великокняжеский престол. Однако затем против Изяслава подняли мятеж племянники – Олег Святославич и Борис Вячеславич. В 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве около Чернигова киевская дружина разбила войско мятежников, однако сам Изяслав в этом сражении погиб. Занявший киевский престол Всеволод практически все свое правление сражался со вновь и вновь вспыхивашими мятежами, которые провоцировал мечтавший захватить киевское княжение сын Святослава Олег. Частые междуусобные войны князей Рюриковичей были печальной особенностью древнерусской истории, не исчезнувшей ни в период расцвета Руси, ни в последующие времена, даже во время ордынского ига. Обычай наследования престола старшим в роду был не по нраву многим князьям, которые, вкусив прелести власти и богатства, взирали на Византию и другие европейские государства, где власть передавалась от отца к сыну, мечтали о введении такого же порядка на Руси. Но при этом каждый хотел, чтобы верховными правителями Русского государства были именно его потомки. Князья, правившие в русских провинциях, назначались киевским князем и потому чувствовали себя временщиками, которые могли быть в любое время смещены, не были уверены, что их сыновья получат достойное место в государственном управлении: ведь не факт, что киевский князь назначит после их смерти на княжение в их области какого-нибудь другого представителя рода.
Выступать против братьев князей далеко не всегда побуждали только личные амбиции. Русские князья не были абсолютными монархами: на их решения сильно влияли требования общины городов – центров возглавляемой ими земли. Нередко великий князь был вынужден назначать в области именно того наместника, которого желало видеть ее население. Если население провинции было недовольно политикой Киева, оно побуждало к выступлению против главы государства своего – удельного, князя. Городские общины были реальным двигателем внутренней политики на Руси.
Во главе государства стоял великий – киевский, князь. В зависимых от Киева княжествах – уделах, правили назначаемые киевским князем удельные князья. Административным центром каждого княжества был город, защищенный деревянной стеной. В центре главного города находилась деревянная или каменная крепость – кремль, за стенами которого находилось жилище князя или наместника, куда прятались горожане в случае, если врагам удавалось прорваться за внешнюю городскую стену. Вне кремля располагался посад – жилища простых горожан, занимавшихся, главным образом, различными ремеслами. В городе находился, в зависимости от его размеров, один или несколько храмов, где горожане совершали богослужения. Многие города имели школы, где местные дети обучались грамоте и основам христианской религии. Была рыночная площадь – торг, где продавали свои товары как сами горожане, так и приезжающие в город жители сел и деревень, ездившие по разным землям торговцы, в том числе иноземцы. Была также площадь для вече – городских собраний, на которых решались важнейшие общие дела горожан. Население на вече сзывали ударами в особый колокол. Часто на таких собраниях случались жаркие споры, даже жестокие потасовки между группами горожан, имеющими разные интересы. Внутрення застройка города не имела строгого порядка, улицы были очень узки и тесны. Поскольку почти все строения возводились из дерева, нередким явлением были опустошительные пожары в городах. В одном княжестве бывало несколько городов. Для управления другими городами князь назначал тиунов – местных администраторов. Кроме того, в городах существовали выборные должности – тысяцких – командиров городских ополчений и городских судей. Подобная организация городского уклада жизни, отличавшаяся выраженной демократичностью традиций, в то время существовала и в других странах Европы. Общественные и государственные традиции Древней Руси, вообще, гораздо более напоминали общеевропейские, чем традиции Московского государства, в котором уже установилось резко авторитарное правление. Жители города назывались гражанами или гражданами.
Однако большинство населения Древней Руси жило в сельской местности. В долинах рек, где имелись необходимые для хозяйствования пахотные, пастбищные и лесные угодья, располагались села – крупные поселения в десятки дворов, и деревни – мелкие поселения в один или несколько дворов. Население страны, покрытой преимущественно густыми лесами, имело небольшую плотность, и города большей частью соответствовали по размеру современным крупным поселкам. Селяне жили в сложенных из бревен жилищах – избах, имеющих двускатную крышу. Окна затягивались пузырем – плотной прозрачной пленкой из требухи животных. К избе пристраивались хлев, клети – постройки для хранения хозяйственных продуктов и принадлежностей. Постройки сами по себе образовывали стены вокруг выложенного деревом двора. Жилища горожан были похожи на жилища селян, но при них меньше было хозяйственных построек. В избе устанавливалась глиняная или земляная печь, дым от которой уходил через отверстие в потолке (топка по-черному). От этого жилища простого народа Древней Руси по нашим меркам могли казаться внутри не очень опрятными, запачканными сажей, зато дым хорошо убивал в жилище болезнетворных микробов. Конечно, о микробах древнерусские люди преставления не имели, но связь между окуриванием жилища и здоровьем его обитателей хорошо замечали. Внутреннее убранство избы состояло из деревянных лавок вдоль стен, стола для приема пищи, табуретов. Из дерева изготовлялась и значительная часть посуды, тары для хранения продуктов: деревянные ковши, кадки, ведра, бочки. При сельском доме находился огород, где выращивали капусту, лук, горох, но больше всего – репу, составлявшую важную часть рациона жителя Руси. На полях сеяли в основном рожь, также ячмень и овес, лен, из которого ткали материал для шитья одежды. Землю часто рыхлили вручную с помощью сохи. В районах, прилегающих к Степи, сельские жители выходили на работу в поле при оружии – с длинными дубинами или рогатинами, чтобы отбиться от возможного нападения половцев-разведчиков. Тем не менее, прекращение с объединением под властью государства межплеменной вражды позволило селянам гораздо больше времени отдавать теперь своему хозяйству, и присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор грибов, ягод и орехов, играли теперь хотя и еще важные, но уже вторые роли в жизни большинства славян.
В рассматриваемый период на Руси сложился выраженный феодальный строй. Князь правил своей землей, опираясь на родовую аристократию – бояр, которые руководили войском на местах, при этом могли иметь собственные дружины, заседали при князе в качестве советников, заведовали различными сторонами государственного управления. Бояре имели свою отчину или вотчину – земельное владение, где проживало содержавшее их население. Для князя роль вотчины играла вся вверенная ему земля. Князя содержал работавший на него сельский люд – смерды, которые изначально были лично свободными, но затем постепенно превратились в крепостных крестьян. Смерды были подсудны исключительно князю. Существовало рабство. Рабы делились на две категории: челядины – военнопленные, захваченные в походах, и холопы – попавшие в зависимость русские люди. Обыкновенно в холопы заимодавцу попадали должники, не сумевшие расплатиться. Эта система называлась кабалой. Рабы обслуживали дом и дворовое хозяйство князей и бояр. Знатные люди жили в больших деревянных домах, похожих на дворцы – теремах, внутреннее помещение которых было разделено на комнаты. Обыкновенно терем имел два этажа, верхний из которых назывался горницей.
В древнерусских городах трудились зодчие – архитекторы, под руководством которых возводились терема и церкви, каменотесы, ювелиры, иконописцы. В Европе получили славу так и прозванные «русские» замки, которые очень трудно было взломать. Современники восхищались искусством русских златокузнецов. Работа ремесленников была очень сложной и кропотливой, требовала огромного терпения, так как осуществлялась вручную. До XII в. ремесленники трудились на заказ, и только затем стали производить товары для массовго сбыта. Важным изобретением русских мастеров стало письмо по бересте – тонкому верхнему слою березовой коры. Оно позволило широко использовать письмо в быту не только знатным людям и представителям духовенства, но и простому городскому люду. Археологи обнаруживали куски бересты даже с такими текстами, как записка с предложением руки и сердца возлюбленной.
В 1097 г. после очередной кровавой междуусобицы князья Руси по инициативе сына Всеволода Ярославича Владимира Мономаха собрались на съезд в крепости Любеч. На съезде они постановили во избежание дальнейших смут закрепить за каждым в наследственное владение его удел («Каждый да держит отчину свою»). С того времени каждый князь считался постоянным правителем в своем княжестве и назначая своих сыновей наместниками в его отдельных областях. После его смерти каждый из княжеских сыновей мог требовать закрепления земли, данной ему в наместничество, тоже в качестве своего постоянного владения и так далее. Теперь у князей, знавших, что их удел никуда от них не денется, было меньше поводов для захвата великокняжеской власти в Киеве. На некоторое время это дало свои плоды и позволило русским князьям прочно объединить усилия в борьбе с общим врагом – кипчаками-половцами. Но затем развился неконтролируемый процесс дробления княжеских уделов на все более мелкие владения. Русь вступила в период феодальной раздробленности, когда каждый князь стал фактически независимым правителем в своей земле, а власть великого – киевского, князя за пределами собственно Киевского княжества – лишь номинальной. И даже это полностью не прекратило усобиц, так как киевский престол все равно привлекал своим престижем как суливший большее богатсво и международное уважение. Еще случалось, что кто-нибудь из удельных князей пытался захватить власть и в Киеве. Наступивший новый период существования древнерусского государства характеризовался резким падением внешнеполитического могущества Руси и в конечном итоге привел к ее неспособности противостоять новой обширной и могущественной державе, границы которой в XIII в. вплотную придвинулись к ее южным рубежам – Монгольской империи.
Автор или забыл или незнает, роль веча до «монгольского» нашествия, значительная часть князей были всего лишь наемниками……
Спасибо за статью! После нее гордишься, что русский.
Автор путает половцев с печенегами. Перечитайте, и найдете эти ляпы. Печенеги — это представители не киргизского, а туркменского племени бечене. А половцы — это куманы, прозванные словянами так за светлый цвет волос, цвета соломы.
Вы внимательно прочитали статью? Там сказано, что половцы заселили степь, вытеснив печенегов, а киргизы вообще не упоминаются.admin
Мудрый Ярослав должен был предвидеть, что после него на Руси начнутся феодальные распри.
Давно я не читала исторических статей вот прям так на одном дыхании) и картинки с удовольствием посмотрела) даже ребёнку было интересно их рассматривать. И почему в учебниках по истории не могу так писать?
почему там всё ужасно занудно и неинтересно?
Статья написана интересно, доступным языком, теперь ясно зачем в наше время делают попытки разъединить и раздробить славянские народы, очень жаль, что история ни чему не научила.
Прочитав эту статью, лишний раз убеждаешься, что ничего вечного не бывает. Бесспорно. Ярослав был мудрым правителем. Он внёс большой вклад в развитие Древней Руси: развитие культуры и образования. Отбил печенегов. Тем самым прекратив их набеги вовсе. Заручился поддержкой сильных и влиятельных союзников из Европы, правильно женив своих детей. Принёс мир и гармонию. Однако, это продлилось не долго. Стоило Ярославу «отойти в мир иной». И тотчас дети начали вести борьбу за престол. И это лишний раз доказывает, что когда идёт борьба за власть, кровные узы отсутствуют. В таких делах и брат не брат. А так, приятно было прочитать статью и освежить память. Сразу вспомнилось то, что проходили в школе.
Так много нового для себя узнала. Вроде же и учили это в школе, но как-то тогда все скомкано, урезано рассказывали. Очень жаль, что в тот период времени было постоянное междоусобное противостояние за власть. Если бы русские князья договорились между собой и обходились без внутренних войн, то Русь не только была бы самым могущественным государством, но и на более длительный период сохранила свой статус и земли.
История славян и Руси — это сейчас как раз те темы, которые надо раскрывать чаще и подробнее! На фоне происходящего на Украине. как оказалось просто нас разделить!
Когда-то, изучая историю в школе, я воспринимал описываемый период в контексте лишь русской истории. Несмотря на весь свой интерес к истории, я воспринимал Русь в качестве чего-то обособленного от того потока событий, который дал потом право делить развитие человечества на древнюю,средневековую, новую и новейшую историю. Лишь значительно позднее, специально разыскивая материалы по «Русской правде», я пришел к выводу, что наша история по сути и, даже, по форме — история европейская. Разница в годах (порой — веках) ничего не меняет. Можно сколь угодно долго противопоставлять «Русскую правду» законодательству франков времен Хлодвига, или Карла Великого, но общего будет значительно больше.
Теперь понятно почему хотят раздробить славян. История показывает, что отсутствие единства приводит к тяжелым временам. И геополитические противники это прекрасно понимают.
Статья имеет скорее ознакомительный характер,но это понятно — трудно описать столь значительный период истории в малом формате.Есть вопросы к орфографии, это скорее недоработка редактора или наборщика текста.О Ярославе Мудром надо еще вспомнить,что он был собирателем книг и собрал значительную библиотеку,преимущественно церковных книг.Некоторые термины желательно уточнять.Например «кремль» в описываемый период был «детинцем».В целом статья хорошая и в полной мере знакомит читателя с эпохой древней Руси.
Хочется сказать нынешним политикам — учите историю. Почему наш славянский народ — русские, украинцы, белорусы — в лихую годину способен объединяться, а когда все хорошо, то каждый начинает «тянуть одеяло» на себя? Где взять второго Ярослава Мудрого? Так уже устали от нынешнего ужаса.
В целом статья интересная, написана доступным языком, выдержана хронология событий, конечно есть спорные места, ну, например, некоторые историки считают, что убийство князей Бориса и Глеба совершил не Святополк, а Ярослав, который впоследствии свалил это преступление на Святополка, канонизировав при этом Бориса и Глеба. Но опять таки, это версии, а так, статья понравилась.