кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Дешт-и-Кипчак — территория степной вольности

Дешт-и-Кипчак — территория степной вольности

В середине VI в. на степных просторах Центральной Азии сложилось могущественное государство, основное население которого составляли различные тюркоязычные племена скотоводов-кочевников — Тюркский откуда пошли кипчаки-половцыкаганат. В годы своего наивысшего влияния (в конце VI в.) его огромная территория простиралась от Северного Кавказа до Маньчжурии, включая территории современных среднеазиатских регионов, Монголии, Северного Китая. Среди данников каганата была даже такая держава, как Сасанидский Иран. У Византийской империи — наследницы Древнего Рима, тюрки смогли отвоевать Крым и часть Кавказа. Однако, несмотря на грозный вид в лучшие свои годы, кочевая держава не смогла слишком долго сохранять свое могущество: уже в начале VII в. племенная раздробленность, ограничивавшая власть верховного правителя — кагана, привела к тому, что государство распалось на Западно-Тюркский каганат и Восточно-Тюркский каганат. А в VIII в. и эти два государства распались на более мелкие, и часть тех была завоевана соседями. Однако эта держава сыграла очень важную роль в этнической истории человечества: на ее языковой и культурной базе из родственных племен сформировался ряд этносов, от которых произошли современные тюркские народы, а на основе общего для каганата древнетюркского языка сложились последующие, в том числе современные, языки тюркской группы.

В IV — VII вв. в степях между двумя высокими горными системами: Монгольским Алтаем и Тянь-Шанем, кто такие кипчакикочевали племена сиров, которых китайские источники называют частью тюркского народа уйгуров. В середине VII в. в ходе междоусобных войн другие уйгурские племена частью перебили, частью изгнали сиров с родных земель. Сиры переселились на запад — в широкие степи на территории современной восточной части Казахстана, где протекает Верхний Иртыш. В память о своей горькой судьбе они, по преданию, стали называть себя кыпчаками (кипчаками), что значит «злосчастные». С VIII в., когда окончательно распался Восточно-Тюркский каганат, вожди сиров начали объединять под своей властью ряд других тюркских племен: кыргызов, корлуков и кимаков, которые приняли себе их новое название. В X в. кипчакский этнос сложился полностью. В XI в. кипчаки, стремясь расширить пределы своих кочевых угодий, стали расселяться дальше на запад и юго-запад, воюя с жившими там другими наследниками прежде единой Тюркской державы — племенами огузов. В конце концов храбрые и искусные воины-кипчаки овладели обширными степными территориями от Волги до Тянь-Шаня, от лесов Западной Сибири до северного форпоста Арабского Халифата — мусульманского города Хорезм на реке Амударье. В этот же период степи Центральной Азии поразила жестокая засуха, ослабившая многие местные государства кочевников. Это побудило кипчакских предводителей обратить свои взоры за Волгу — на испытывавшие влажное влияние Атлантики, а потому менее засушливые европейские степи. Бóльшая их часть прежде была владениями некогда тоже грозного тюркского государства — Хазарского каганата, которое прекратило свое существование в X в. Теперь там проживали хазары, часть которых перешла от кочевого образа жизни к оседлому скотоводству, те же огузы и племенной союз канглы (печенеги), своими набегами постоянно тревоживший соседние государства: Византийскую империю и Русь. Население степей Европы было серьезным противником, но бесстрашных кипчаков это не остановило, и в XI в. они начали вторжение за Волгу. После упорной войны хазары признали господство кипчаков, а огузы и воинственные печенеги были вынуждены переселиться на Русь и на Балканы, где растворились среди местных народов. Так кипчакские племена овладели больше, чем половиной огромной территории бывшего Тюркского каганата: всеми степями Европы, кроме Волжской Болгарии на Средней Волге, практически всей территорией современного Казахстана, южной частью Западной Сибири.

Кипчаки жили в условиях родоплеменного строя и военной демократии. Основной социальной единицей кто такие половцыявлялся род, называемый в русских источниках куренем. Каждый курень состоял из нескольких семей, ведущих отдельное хозяйство — аулов. Пастбищные кочевые угодья находились в собственности куреня и назывались кош. Иногда несколько куреней объединялись в общий союз, имевший некоторые черты государственности. Во главе союза избирался вождь — хан (упрощенное от «каган», в свою очередь, восходящее к китайскому «ке киан — великий правитель»). Общины возглавляли представители наиболее богатых и уважаемых семей — прототип родовой аристократии. На войну воины-общинники выступали под непосредственным руководством младших командиров. Во владения каждого входящего в союз рода назначался представитель хана — кошевой. Однако эти протогосударственные объединения были очень нестойкими, возникали и снова распадались. Курени всю кипчакскую историю сохраняли свою фактически полную независимость. Несмотря на широту своего расселения, кипчаки так и не смогли создать своей единой державы. В обществе существовал институт кровной мести, когда из-за убийства члена общины могла вспыхнуть истребительная война между куренями. Существовало рабство: военнопленные трудились в хозяйстве захвативших их воинов и обслуживали их семьи.

Основным занятием у кипчаков было кочевое скотоводство: они разводили коров, лошадей, овец и как жили кипчаки-половцыверблюдов. Летом они пасли скот в северных областях своей этнической территории, на зиму перекочевывали на юг. Мясо они ели с закупаемым у оседлых соседей просом и запивали молоком. Жили кипчаки, как и другие кочевники, в высоких шатрах-юртах, а во время перекочевки мини-юрты, в которых от зноя и холода укрывались женщины и дети, устанавливались прямо на повозках. Такая юрта на колесах называлась «кабит» (от арабского «куббат — навес, шатер»). Века спустя на основе этого слова образовалось русское «кибитка». В домашнем хозяйстве кипчаков главную роль играла женщина. Своих женщин кипчаки уважали (пережиток первобытной эпохи матриархата), вытесывали, подобно и другим степным кочевникам, женские фигуры из камня, которые устанавливали в степи. Эти скульптуры, и поныне в некоторых местах сохранившиеся в степях Европы, называемые по-русски «каменными бабами», вероятно, имели культовое значение.

Как и многие другие древние кочевники, кипчаки были тенгрианами, то есть, поклонялись небесному богу Тенгри, которого почитали как создателя и правителя мира. Однако, помимо Тенгри, кипчаки поклонялись олицетворявшей земное начало богине Умай, а также волку, которого считали прародителм своего народа (пережиток первобытного тотемизма). Волк тоже постоянно кочует по степи и «пасет» стада диких животных, значит, как полагали кочевники, именно от него они и происходят. Иногда кипчаки «советовались» с дикими степными волками, прежде чем предпринять какое-либо дело. Русская летопись сообщает, что хан Боняк в ночь перед одной из битв вышел один в степь и по-волчьи завыл. Через некоторое время из степи завыл в ответ один волк. Хан продолжал выть, пока в ответ не раздался целый хор волчьих голосов. Вернувшись к своим воинам, хан сказал, что завтра они победят. Что, действительно, случилось. Ханы исполняли верховные жреческие функции. Однако в почете у кипчаков были также камы (шаманы), которые ритуальными приемами впадали в транс и будто бы связывались  с невидимым людям миром духов. С помощью камов, от названия которых происходит русское слово «камлание», кипчаки пытались предсказать будущее, лечились от болезней.

Одежда кипчаков состояла из рубахи, кожаных штанов и кафтана, по покрою соответствовала одежде других как одевались кипчаки-половцыстепных народов. Выступая в военный поход, мужчины надевали одежды из овечьих шкур. Перед боем самые сильные и опытные воины надевали кольчуги или панцири, шлемы с надвигающейся на лицо заслонкой — личиной, в виде злобного человеческого лица.как вооружались кипчаки-половцы Зловещий вид личины служил для устрашения противника. Тяжеловооруженные воины с грозными палашами составляли основную ударную силу кипчакского войска, но большинство его составляла легкая конница, вооруженная луками, дротиками, саблями. Каждый воин мог иметь более десятка лошадей, чтобы в походе быстро менять их, не сбавляя темп движения. Поэтому кочевые войска передвигались стремительно, появлялись в землях противника порой совершенно внезапно.

В военном деле кипчаки делали главный упор на быстрое и расчетливое маневрирование своими отрядами. Главнокомандующим в военном походе был хан. В поход был обязан выступать каждый способный носить как воевали кипчаки-половцыоружие мужчина в курене. Традиционно в атаку первой шла легкая конница, которая, когда битва вступала в свой разгар, начинала отступление, увлекая за собой охваченного боевым азартом противника. После того как тот, преследуя кипчакский авангард, покидал удобные для обороны позиции, на него неожиданно обрушивались тяжеловооруженные отряды. Свою боевую тактику кипчаки регулярно оттачивали в мирное время, устраивая облавные охоты на степных животных. Современники признавали исключительно высокое тактическое искусство кипчаков. Они умели и обороняться: будучи внезапно застигнутыми врагом, они ставили свои повозки, многие из которых были оснащены далеко и точно бьющими арбалетами, в круг и стойко отстреливались из-за них. Известно также, что кипчаки при нападениях на города применяли и осадное вооружение, например, горючую смесь, вызывающую опустошительные пожары. Относительно того, строили ли сами кипчаки города, историки разногласят. В русских летописях упоминаются в их землях города Шарукань (современный Харьков), Чешуев, Сугров, но нельзя с точностью сказать, были ли это действительно населенные города, или просто укрепленные опорные пункты, или города, основанные и населенные другими народами, просто признавшими вассальную зависимость от кипчаков.

Кипчаки не приспосабливались к оседлому быту, поэтому, завоевав почти все степные просторы Юго-донецкая степьВосточной Европы и современного Казахстана, довольствовались этим и больше не стремились к расширению своей этнической территории. Лесистые и горные районы, окружавшие ту, их, привыкших к кочевому скотоводству, не привлекали для хозяйствования. Но воинственный менталитет и чувство гордости за исторические успехи в деле завоевания этих степей, получивших тогда название Дешт-и-Кипчак, побуждали их и дальше добывать славу с помощью оружия. Кипчаки активно совершали набеги на соседние державы: Византию и, особенно, где жили кипчаки-половцыРусь, которая была им наиболее доступна, имея широкую границу с европейской степью. Целью этих набегов было простое ограбление соседей, захват материальных ценностей, золота и серебра. Завоевать не степные земли, как уже было сказано, кочевники не стремились, а чтобы покорить чье-то государство, заставить его уплачивать дань, у кипчаков не хватало единства и организованности. Также кипчаки нередко служили наемниками в войсках правителей соседних стран. Они активно участвовали в борьбе против Византии Дунайской Болгарии, занимали важные должности при дворе хорезмшахов в Средней Азии. Весь период истории Руси со второй половины XI до XIII вв. включительно почему кипчаки-половцы все время воевалипрошел под знаком борьбы с кипчакскими набегами. Обычно кипчаки, которых на Руси называли половцами, грабили русские деревни и села, стремясь захватить урожай, однако периодически куренные союзы во главе с ханами совершали походы на богатые русские города. Особенно тяжелым для Руси был первый период войн: до начала XII в. Однако впоследствии русские научились эффективно противостоять кипчакам и сами начали совершать походы в степь, чтобы разорить кипчакские кочевья и лишить кипчаков возможности организовать новые набеги. В 1107 и 1111 гг. русский князь Владимир Мономах совершил походы с большим войском в степь и нанес кипчакам сокрушительное поражение, захватил их города Шарукань и Сугров, а в 1116 г. князья Ярополк Владимирович и Всеволод Давыдович захватили еще три кипчакских города. После этого кипчаки в основном отступили от русских владений, перекочевав на Северный Кавказ и в Закавказье. На службе у грузинского царя кипчаки смогли остановить наступление на Кавказ турков-сельджуков. Впоследствии, в связи с нарастанием феодальной раздробленности на Руси, кипчаки возобновили вторжения в русские владения. Весной 1185 г. войско хана Кончака разгромило на реке Каяле в степном бассейне Донца дружину и ополчение князя Игоря Святославича, о чем повествует древнейший памятник русской литературы «Слово о полку Игореве». Затем Кончак подверг разорению южные русские земли, взял русский город Римов. В 1198 г. князь Всеволод Большое Гнездо, совершив очередной поход в степь, сумел оттеснить кипчаков от границ русских владений. Во второй половине XII — XIII вв. русско-кипчакское противостояние шло с переменным успехом. Ввиду политической раздробленности как собственной, так и русских, кипчаки часто бывали для русских князей не только врагами, но и союзниками в их междуусобных войнах. Нередко княжеская усобица и кипчакское нашествие как бы сливались воедино (в XIII в. кипчаки, вообще, не совершили ни одного самостоятельного похода на Русь — только в союзе с кем-нибудь из русских же князей): кипчакские воины разоряли земли лишь противников союзных им князей.

Кипчаки как нация могли гордиться своим воинским искусством и свободолюбием. Однако века неоспоримого господства в степях от Дуная до Иртыша, военного авторитета в глазах соседних могущественных государств усыпили их бдительность. Чувствуя себя в безопасности при традиционном укладе жизни, кипчаки не желали что-то менять в своей привычной социальной организации, отношениях друг с другом. Каждый из многочисленных куреней продолжал чувствовать себя самому себе хозяином и царем, ханы оставались в основном лишь военными предводителями, вынужденными считаться с вольностями служивших им родов. За триста лет своего могущества кипчаки так и не создали даже подобия какого-либо всеобщего политического объединения, не говоря уже о государственности. Вероятно, они были убеждены, что независимый дух и верность древним общественным традициям составляют основу их процветания. Лишь в конце XII в. в кипчакской среде стали происходить заметные изменения жизненного уклада, впрочем, больше касающиеся хозяйственной и духовной стороны: некоторые общины стали переходить к оседлому образу жизни и принимать христианскую религию. Но существенной перестройки кипчакских традиций уже не успело произойти: уже в 20-е гг. XIII в. они столкнулись с новым врагом, не уступавшим им в вооружении и боевой тактике, но еще и имевшим централизованную власть и строжайшую куда делись кипчаки-половцывоенную дисциплину — войсками Монгольской империи. Кипчаки попытались противостоять монгольской экспансии в их земли, заключив союз с Аланским царством на Северном Кавказе. Однако монголы, прикинувшись их друзьями, такими же вольными кочевниками, склонили кипчакских ханов к расторжению союза, обратили Аланское царство в руины, а затем обрушились на кипчакские кочевья. Часть кипчакских общин, пытаясь спасти свою свободу и свои кочевья, заключила союз с русскими князьями, однако 31 мая 1223 г. союзные кипчакско-русские войска были наголову разбиты монголами в битве на реке Калке на территории современной Донецкой области. Через десятилетие Монгольской империей была поглощена вся огромная этническая территория кипчаков, а в начале 40-х гг. XIII в. монголы разорили и принудили к вассальному подданству и большинство русских земель.

После монгольского завоевания кипчаки оказались в новых социально-политических условиях, были подчинены учрежденной Чингисханом государственно-административной системе. Это лишило их возможности свободно перекочевывать в прежних обширных пределах. Изолированные таким образом в ограниченных кочевьях, разные объединения кипчакских родов стали развиваться уже самостоятельно, смешиваясь с другими народами, частично, а то и практически полностью перенимая культуру тех. Впоследствии некоторые кипчакские общины перешли к оседлой жизни. Кипчаки перестали существовать как единый этнос. Однако на их культурной базе сложилась культура многих народов, этнически сформировавшихся в основанном монголами Улусе Джучи (Золотой Орде). Древний кипчакский язык лег в основу языков многих современных народов, проживающих на бывшей этнической территории кипчаков и по соседству с ней: татар, башкир, ногайцев, казахов, крымских татар, караимов, крымчаков, карачаевцев, балкарцев, кумыков, киргизов, алтайцев.

кто происходит от кипчаков-половцев

Представители народов, в этногенезе которых принимали активное участие кипчаки, в национальной одежде

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

14 комментариев

  1. Открыла статью «Кипчаки», прочитав книгу В.Г.Яна «Чингисхан». Рекомендую всем, кто интересуется периодом монголотатарского нашествия, в частности, завоеванием Средней Азии.
    Светлане: миролюбие само по себе никогда еще никого не губило. Для этого имеется много других причин!

  2. Очень интересно. Хотя и многое вызывает сомнения. Например насколько эти факты совпадают с официальной наукой? В статье часто упоминаются кыпчатские слова, которые присущи Запорожской Сечи. Курень, кош, и др. Складывается впечатление что автор хочет провести связь между Запорожской Сечью и кыпчаками. Однако кыпчаки скорее всего были узкоглазыми или ираноподобными. А казаки все же внешне как европеоиды.

    Казаки, поселяясь в степной зоне, тесно контактировали с тюркскими кочевниками кипчакского происхождения, особенно в ранний период своей истории.admin

  3. Интересная статья, узнал для себя что то новое, теперь знаю кто такие кипчаки, очень даже увлекательная статья.

    • Во многих потомках остались кипчаки, возможно и в нас, но ушла степная вольность в даль веков: вся земля, и степь тоже поделены на участки -личные, государственные. Не повеселишься!

  4. Значит каменные бабы достались нам от кипчаков. История это связь времен.

    Не все. Есть и скифские каменные бабы.admin

  5. В стародавние исторические эпохи люди больше кочевали и не только народы, о которых говорится здесь. Всегда было переселение людей в поисках добычи, пастбищ, жилья. Сейчас в мире происходит нечто похожее. Только это уже не кочевники, а беженцы.

  6. Напоминают чем-то запорожское казачество. Или наоборот — каптчаки ранее в истории отметились. Понятно, что есть определенные этно-различия, но вот сама «философия» очень схожи.

  7. Прочитал статью и возник одни вопрос. Почему ни в школе, ни в университете я на эту тему ничего не слышал? Хотя живу я не в России — скорее всего в нашу програму это решили не включать 🙁
    Очень понравился сайт, как любителю истории очень интересно!

  8. Читала эту статья с таким интересом, что просто погрузилась в то далёкое время. Исторически грамотно и доступно написана это историческая статья. Как тяжело было жить и защищать свое территорию в то далекое время. Автор молодец, что так подробно описал этот отрезок истории.

  9. Хорошая статья о кочевых народах та и воевали они всегда и за плодородных земель, так как в основном были скотоводами.

  10. Вот где история казачьих слов — кош и курень! Интересно.

  11. Никогда раньше не встречала понятие кто такие кипчаки, очень интересно было открыть для себя этот факт, познать глубины истории Алтайского края. Удивительно, что даже много веков назад древние люди умели вытесывать статую любимой женщины.

  12. Очень интересная статья! Про тюркские народы мало написано. Про славян и фино-угров больше известно. Поэтому читать было интересно вдвойне!

  13. Поклонение волку как тотемному животному и богу Тенгри — необычное сочетание.
    Выходит, что у славян есть еще и частичка кипчакской крови, ведь именно этот народ объединился с нашими далекими предками в борьбе против монгольской империи и также находился под гнетом Чингисхана. Все же, несмотря на врожденную воинственность, кипчакам была ближе мирная оседлая жизнь, нежели постоянные войны и завоевательные походы. И вот это такое естественное желание мира и погубило их как единую народность, этнос.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

четыре × четыре =