кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Исламский мир: развитие государственности и культуры. Аббасидский Халифат (часть I)

Исламский мир: развитие государственности и культуры. Аббасидский Халифат (часть I)

После возникновения в VII в. в Аравии на основе учения пророка Мухаммеда монотеистической религии –почему мусульмане говорят на арабском языке Ислама, арабы, в то время представлявшие собой сильно разобщенный по племенному признаку, в основном пребывавший по уровню социального развития в состоянии варварства этнос, объединились, создав государство, названное Халифатом. Общая религия, в основе которой лежит поклонение создавшему всю Вселенную, включая людей, и безгранично властвующему над ней единому Богу – Аллаху, стала главным фактором, сплотившим арабский этнос. Человек, согласно исламским представлениям, является наместником Аллаха на земле, и в благодарность Богу должен соблюдать и утверждать на земле шариатбожественные законы, собранные в переданных Мухаммедом человечеству словах самого Аллаха – Коране (священное писание Ислама), а также указаниях Мухаммеда. Арабское «хиляфа – Халифат» и переводится как «наместничество», в исламской терминологии означая вообще государство или общество, управляемое в соответствии с шариатом. Созданное арабами первое исламское государство получило в мировой историографии название Арабский Халифат. На базе этого государства и сложилась исламская цивилизация, продолжительное время опережавшая в культурном и экономическом развитии другие мировые цивилизации, – цивилизация, без которой сегодня немыслимо само понятие «Восток». Во главе первого государства мусульман – последователей Ислама, стоял халиф – вождь, правитель, имевший абсолютную юридическую власть. В то же время сам он был обязан во всем следовать религиозному закону, охранять религию и ее принципы – иначе он потерял бы влияние среди подданных.

Ранним Халифатом, называемым мусульманами, а за ними – и мировыми историографами, праведным, правили один за другим четыре сподвижника Мухаммеда: Абу Бакр, Умар, Усман и Али. За время их правления под властью мусульманского государства окончательно объединились все арабские племена. что такое халифатСледуя исламской концепции об обязанности мусульман как наместников Бога, избранных Богом людей распространять божественный закон по всей земле, арабы стали проводить активную завоевательную политику. При первых халифах мусульмане сокрушили древнюю Сасанидскую (Иранскую) империю, завоевав ее земли и установив на них шариатское правление, отвоевали у Византийской империи часть ее владений в Малой Азии и Северной Африке. Успешным завоеваниям мусульман способствовало то, что они, преследуя единственной целью распространение своей религии, не пытались установить национального господства и в течение очень долгого времени не облагали население завоеванных территорий тяжелыми налогами, в отличие от персидских и византийских чиновников. Поэтому часто народы присоединенных к раннему Халифату земель встречали завоевателей как освободителей. Хотя почему столько народов приняло исламполноправным населением Халифата были только мусульмане (люди иных вероисповеданий не имели права участвовать в государственной жизни и платили особые налоги, более крупные, чем уплачиваемые мусульманами), обращение жителей завоеванных территорий в Ислам только приветствовалось властями. Поэтому практически любой человек мог, приняв Ислам, стать юридически полноправным подданным Халифата. Простота догматов принесенной арабами религии способствовала принятию Ислама широких масс населения завоеванных Халифатом территорий.

После гражданской войны между сторонниками последнего правителя праведного Халифата Али и наместника Сирии Муавии из рода Бану Умайя (Омейя) и убийства Али хариджитом – представителем оппозиционной и той, и другой стороне партии, власть в Халифате перешла к потомкам Муавии – Омейядам, стала передаваться по наследству. При Омейядах Халифат продолжал активное расширение как возник арабский халифатсвоих пределов путем завоеваний. Кроме того, исламское государство отправляло своих послов в разные дальние страны, которые предлагали принять Ислам их населению. Владения Омейядского Халифата простерлись от Испании (Андалусии) до Средней Азии и Инда. Возникшее среди песчаных пустынь Аравии государство превратилось в могущественную империю, перемоловшую Сасанидский Иран, сильно потеснившую Византию и Китай. В продолжавшееся почти сто лет правление Омейядов происходило сосредоточение основного земельного фонда в руках арабской знати, так как завоеванные земли распределялись как добыча между воинами, подавляющее большинство которых были арабами. Местному населению, даже обратившемуся в Ислам, приходилось за плату трудиться на этих замлях, а чтобы заиметь собственный участок земли, надо было уплатить большой выкуп. Поэтому, хотя согласно исламскому вероучению, все мусульмане считались равными независимо от национальной принадлежности и происхождения, фактически арабы превратились в привилегированную прослойку общества. На почве этого против Омейядов и их наместников неоднократно вспыхивали мятежи. В 747 г. в восточноиранской области Хорасан против Омейядов поднял восстание наместник и военачальник Абу Муслим – перс по происхождению, за спиной которого стояли потомки дяди пророка Мухаммеда Аббаса – Аббасиды. Характерной чертой восстания было то, что в нем приняли активное участие как неарабы, так и обедневшие, а потому недовольные правлением Омейядов арабы. Наиболее активно в нем участовали шииты – идеологические наследники сторонников последнего праведного халифа Али, к тому времени уже обособившиеся в отдельное религиозное направление и считавшие, что власть в Халифате может принадлежать только потомкам Али. К шиитам принадлежал и сам Абу Муслим; через Аббасидов они рассчитывали впоследствии привести тех к власти. В короткие сроки восстание охватило всю восточную часть Халифата. 28 ноября 749 г. в соборной мечети (храм и место общих собраний мусульман) иракского города Куфа Аббасид Абу-ль-Аббас ас-Саффах принял присягу подданных как новый халиф. Вскоре Марван II – последний правитель Арабского Халифата из рода Омейядов, потерпев поражение от повстанцев на реке Большой Заб, бежал в Египет, где в 750 г. был схвачен и казнен. В сражениях с повстанцами погибло подавляющее большинство мужчин-Омейядов. Лишь в Андалусии (Испания) оставшиеся в живых Омейяды сохранили свою власть и, не признав возведенного на трон Абу-ль-Аббаса, провозгласили свои владения с центром в городе Кордова наследием Халифата (так называемый Кордовский халифат).

С приходом к власти халифа Абу-ль-Аббаса в истории Халифата началась новая эпоха – эпоха Аббасидов. как жили в халифатеОна длилась подавляющее большинство времени самого его существования – пять столетий. При аббасидских халифах Арабский Халифат достиг наивысшего расцвета и при них же пришел в глубокий упадок и затем прекратил свое существование. Своей столицей халиф Абу-ль-Аббас сделал город Анбар в Ираке. В 754 г. он умер от оспы, и власть перешла к его брату Абу Джафару, известному под титулом аль-Мансур – «победитель». Основным направлением политики Мансура стало наведение полной исламской законности в Халифате, для чего, в первую очередь, надо было устранить влияние вчерашних союзников Аббасидов – шиитов, чьи убеждение в то время уже сильно отличались от первоначальных религиозных воззрений мусульман. В шиитской поддержке Аббасиды уже не нуждались: их и так поддерживало принадлежавшее к ортодоксальному суннитскому Исламу большинство населения страны, надеявшееся, что новые правители наведут сильно расшатавшийся в годы правления последних Омейядов государственный порядок. Перенеся столицу в другой иракский город – Багдад (он оставался столицей в течение времени всего последующего существования Халифата, почему период правления Аббасидов еще называется Багдадским периодом), Мансур повел войну с выступавшими в основном в Иране шиитами и представителями местных древних верований. В ходе борьбы с шиитской оппозицией был убит и предводитель приведшего Аббасидов к власти восстания Абу Муслим. Мансуру удалось успешно подавить шиитские и языческие мятежи, и с его времени Халифат вступает в период своего культурного и политического расцвета. Все последующие халифы были потомками Мансура. Аббасиды положили конец существовавшему при Омейядов политическому господству арабской знати. Наместники провинций – эмиры, назначались теперь из числа местного населения. В то же время, чтобы не допустить сепаратистских тенеденций, халифы усиливали централизацию государственного управления. Если при Омейядах эмир вокогда исламский мир достиг своего расцвета вверенной ему земле был фактически местным халифом, заправлял всеми делами, вершил суд по своему усмотрению, то при Аббасидах Багдад стал усиленно контролировать дела в провинциях. Естественно, для этого потребовалось расширение чиновничьего аппарата, происходило усложнение государственной системы. Государственным делопроизводством занимались катибы («писцы»), работавшие в служебных учреждениях – диванах.Возглавлял всю чиновничью систему вазир – министр. кто такие халифыНаибольшее влияние в Халифате приобрела знать из Ирана и Средней Азии, так как в этих регионах, имевших древние государственные традиции и богатую культуру, проживало особенно много грамотных, ученых людей, так необходимых на государственной службы. Чтобы быть полностью независимыми от своих наместников, в силу политико-экономических особенностей того времени превратившихся в феодальную прослойку, Аббасиды создали личную гвардию – гулемов (по-арабски «мальчик, юноша»). Гулемы происходили от взятых халифами на службу или купленных в качестве рабов детей и подростков. В основном по происхождению они были тюрками, кавказцами или славянами, поэтому в Халифате не были связанными никакими родственными или что такое багдадский период истории халифатанациональными узами. Воспитанные в специальных корпусах под инспекцией самого халифа, они были безгранично преданными ему, были готовы оружием защищать его интересы как свои собственные. Так халиф обзавелся собственными вооруженнми силами, и его влияние перестало зависеть от воинов, которых набирали на местах его эмиры. Впоследствии, правда, гулемы сами превратились в грозную военную силу, диктующую условия самим халифам, но это было еще впереди. В VIII – IX вв. аббасидский халиф – это уже типичный восточный правитель, пользующийся неограниченной властью в своем огромном государстве, живущий в роскошном дворце в окружении пышной свиты приближенных, невольников, телохранителей, перед которым смиренно склоняют голову даже первейшие министры. Хотя исламская концепция гласит об изначальном равенстве мусульман в земной жизни, вокруг халифа стал складываться определенный культ личности. Он был своего рода живым идеологическим символом, олицетворяющим единство мусульманской общины.

Период наивысшего подъема могущества Аббасидов (до середины IX в.) является временем, когда мусульманская культура вступила в свой расцвет. Присоединяя к себе земли народов, имеющих древние и богатые государственные, художественные, литературные традиции, активно поддерживая торговые и дипломатические связи с другими государствами древних цивилизаций, Халифат активно впитывал в себя их культурные достижения. Под властью исламского государства заимствованные элементы высокой культуры «обрабатывались», приводились в соответствие с требованиями Ислама, дополнялись собственно мусульманскими достижениями и вместе образовывали новую – так называемую арабо-мусульманскую культуру, общую для всего населения Халифата разных национальностей и языков. Арабский язык, бывший языков делопроизводства, сильно обогатил национальные языки других проживавших в Халифате народов и, в свою очередь, сам был обогащен заимствованиями из персидского и тюркских языков. В Африке стали играть в индийскую чатурангу (шахматы), а в Средней Азии – использовать в качестве лекарственного когда исламский мир стал таким, как его изображают в европейских книгахсредства африканское алоэ. Города Индии и Юго-Восточной Азии украсили грандиозные мечети и дворцы с колоннами и куполообразными крышами, заимствованными у Византии. Аббасидский Халифат – это уже то самое мусульманское государство в европейском представлении: с многонаселенными городами, утопающими в пышной зелени живописных садов, возвышающимися над городскими строениями узкими башнями-минаретами мечетей, откуда пять раз в день специальные служители – муаззины (муэдзины), громкими голосами созывали народ на молитву, широкими постоялыми дворами, куда сходились на отдых груженые разнообразными товарами торговые караваны из разных стран, библиотеками и школами. В эпоху когда в исламском мире появились большие научные достиженияАббасидов произошел настоящий прорыв в мировой науке. В Аббасидском Халифате трудился знаменитый врач, алхимик и математик Джабир Ибн-Хайян, от имени которого происходит название науки «алгебра». И другой математик, а также астроном, географ, философ, историк Мухаммед Ибн-Муса аль-Хорезми, от имени которого образован математический термин «алгоритм». В Аббасидском Халифате жил и работал светило средневековой медицины  Абу Али Хусейн Ибн-Сина (Авиценна), автор множества медицинских исследований, в том числе Канона врачебной науки, где изложена почти через тысячу лет подтвержденная Луи Пастером теория о том, что заболевания могут вызываться мельчайшими, невидимыми человеческому глазу существами, а также впервые во врачебной истории установлена заразность оспы. В государстве Аббасидов трудились историк, «арабский Геродот» Абу-ль-Хасан аль-Масуди, математик, автор тригонометрических понятий «тангенс», «котангенс», «теорема синусов» Абу-ль-Вафа аль-Бузджани, астрономы Ахмед Ибн-Юсуф и Мухаммед Ибн-Муса-ибн-Шакир, физик Абу Али Ибн аль-Хайсам и другие великие ученые.где были пределы халифата

Исключительное значение в Аббасидском Халифате, сообразно с требованиями мусульманской религии, как было с образованием в исламском мирепридавалось образованию населения. Большинство детей-мальчиков уже с раннего возраста обучалось умению читать Коран (и, соответственно, грамоте) и основам Ислама в начальных школах при мечетях – куттебах. Юноши-мусульмане, более-менее обладавшие достатком, могли продолжать обучение в духовно-правовых училищах – медресе. Поскольку подавляющее большинство населения огромной державы было грамотным, имелось большое количество профессиональных писцев, в Халифате интенсивно развивалось книгописание. В каждом городе имелись библиотеки, в которых хранились труды ученых, прежде всего, на религиозную тематику, а также исторические, географические и естествоиспытательские сочинения. Помимо научных трудов, в Халифате развивалась и художественная литература. Вековым памятником ее стало обширное сочинение «Тысяча и одна ночь»: сборник приключенческих и мистических рассказов как арабского, так и персидского, индийского, китайского происхождения, связанных с общим сюжетом о злом персидском царе Шахрияре и его красивой и умной жене Шахразаде (Шехерезаде). Сложная и замысловатая сюжетная структура «Тысячи и одной ночи», до сих пор популярной во многих странах мира, свидетельствует о необычайно по тому времени высоком развитии литературной мысли в государстве Аббасидов. Большинство традиционных европейских представлений об исламском Востоке основаны именно на сказках «Тысячи и одной ночи». Под полученным от ее прочтения вдохновением трудились и многие европейские писатели Нового Времени, обрисовывавшие восточную жизнь, например, В. Гауф.

Помимо общей мусульманской культуры, в Халифате Аббасидов получила широкое самобытное развитие и собственная культура разных живших под его властью народов, чему способствовало усиление национальных элит в провинциях. Так, за семьсот лет до того, как со сказками «Тысячи и одной ночи» познакомились европейцы, в конце X в. она была переведена на армянский язык, что говорит о значительном статусе провинциальных языков Халифата.

Высокого уровня достигло мореплавательное искусство Халифата, заимствованное в VII в. арабами у какие были достижения арабского халифатаВизантии. Не случайно одним из наиболее популярных персонажей «Тысячи и одной ночи» является своего рода «супергерой» того времени Синдбад-мореход. На парусно-весельных судах мусульманские мореплаватели осуществляли активную торговлю со странами Юго-Восточной Азии, пересекая Индийский океан, освоили многие новые земли, например, восточное побережье Экваториальной Африки. Теоретически мусульмане могли доплывать со стороны Индонезии и до Австралии, хотя никаких задокументированных доказательств этому неизвестно.

Объединение обширных земель Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока под властью единого какое влияние оказал халифат на мировую историюгосударства сыграло на руку и странам Европы: ведь теперь по проложенным через территорию Халифата дорогам до европейских границ могли свободно следовать караваны из Китая и Индии, не уплачивая раз за разом пошлины многочисленным царям, правившим на этих землях в прошлые времена. Караваны с роскошными восточными товарами, например, шелком и пряностями, стали добираться до Европы чаще, и платить за эти товары европейцам уже надо было не так много, как прежде. Европейцы поставляли восточным купцам свои товары: лес, янтарь, меха пушных зверей. Хотя, конечно, отношения между обширной мусульманской державой и христианской Европой ровностью не отличались: мусульмане, верные требованиям своей религии, были не прочь присоединить к Халифату и Европу, чтобы установить на ней божественный закон, а христиан приводило в негодование, что в руках иноверцев находятся древние христианские святыни в Иерусалиме.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

9 комментариев

  1. Невероятно интересная серия статей. Отношение к Исламу в современном обществе строится на основе домыслов. Причем часто даже сами мусульмане не знают своей религии, что и становится причиной негативного отношения к ним. Но если посмотреть объективно, то увидим какой великий вклад внесли мусульмане в развитие науки и культуры.

  2. Но, все же, ислам насаждался и порой это делалось по добровольно-принудительному принципу. Как, впрочем, и другие религии. И разница между христианством и мусульманством четко показана в статье. Еще раз получила подтверждение своим мыслям — это самое ценное для меня, и считаю, что не зря потратила время на чтение статьи. 🙂

  3. Простота догматов такой религии способствовала не только распространению Ислама но и показывала его сторонников как умных стратегов.

  4. Часто говорят, что Католики проводили экспансию в Азии многочисленными Крестовыми походами. Но, как известно, еще до Крестовых походов, Исламский Халифат вторгся в Европу, захватил Испанию, и вроде даже часть Франции…

    Мне всегда было интересно: так кто на кого первым напал? Не были ли Крестовые походы ответом на экспансию Исламского Халифата в Европу?

  5. Еще один пример того, как общая идея (в данном случае религия) может объединить племена со своими традициями в единое мощное государство. А если еще и правитель халифата был мудрым, то и развитие исламского мира шло быстрыми темпами.

  6. Как видно, понятие «халифат» вовсе не имеет взаимосвязи с понятием «отрицание достижения духовной и материальной культуры». Очень красивое, красочное описание дал автор.

  7. Много новой полезной информации, к примеру, я и не знала от имени Джабир Ибн-Хайян происходит название науки «алгебра».

    • Не совсем верно слово алгебра происходит от слова «Аль — Джабр» это труд по математике учёного Аль — Хорезми от его личного имени происходит слово «алгоритм» А Джабир ибн Хайян выделил химию как самостоятельную дисциплину в Европе его называли Герберт

  8. Довольно интересная тема, мне всегда нравилось изучать историю Азии.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

одиннадцать + четыре =