Восточное побережье обширного полуострова Индокитай в Юго-Восточной Азии как бы широкой дугой выдается в Южно-Китайское море. Севернее этой дуги простирается низменность, в которой находится дельта реки Хонгха или Красной. У южного основания дуги в море впадает одна из крупнейших восточноазиатских рек Меконг. Абсолютное большинство территорий между этими реками занято горными хребтами, самые высокие вершины которых достигают трех тысяч метров и выше над уровнем моря. Особенно протяженный хребет Чыонгшон, называемый также Аннамскими горами, тянется с севера на юг вдоль почти всей восточной окраины Индокитая, отделяя побережье Южно-Китайского моря с ближайшими к тому горными массивами от остальных, расчлененных широкими долинами, районов полуострова. Высокие и крутые горы покрыты густыми джунглями, вследствие чего передвижение через наиболее высокие хребты, в том числе Чыонгшон, весьма затруднено. Это исторически способствовало развитию коренного населения восточной окраины Индокитая, в значительной степени обособленному от народов полуострова, населяющих его основную часть. В этом регионе, на относительно узкой, но сильно протянутой с севера на юг и как бы выгнутой на восток территории, издревле формировались отдельные этносы, складывались отдельные государства.
Круглый год теплый субэкваториальный климат с достаточным количеством осадков был причиной того, что люди непрерывно населяли Индокитай со времени раннего палеолита. Около десяти тысяч лет назад на крайнем востоке полуострова существовали культуры Хоабинь – Бакшон, представители которых разводили скот и выращивали рис на заливаемых водой полях в низинах. Примерно с 1000 по 200 гг. до н.э. в центральной и южной частях восточной окраины Индокитая существовала культура Сахюинь. Сахюиньское население начало обработку железа, а также активно занималось изготовлением украшений из разных камней, которые покупало или выменивало из других регионов. Уже готовые украшения сахюиньцы сами продавали в другие области Индокитая и на острова Южно-Китайского моря. На севере региона в IV – I вв. до н.э. – какое-то время параллельно с культурой Сахюинь, существовала Донгшонская культура, в большом количестве производившая бронзовые орудия. Территория расселения донгшонцев охватывала в том числе плодородную низменность при устье реки Хонгха, превращенную этими племенами в важный район рисосеяния. Считается, что именно люди культуры Донгшон создали первую на Индокитае настоящую цивилизацию.
Население Донгшонской культуры являлось частью этнической общности, называемой в Китае, где в то время уже существовала знаменитая высокоразвитая цивилизация, байюэ. В современной историографии племена байюэ называются древними вьетами. Низовья реки Хонгха являлись крайней южной частью исторического ареала древних вьетов, бóльшая часть которого простиралась дальше на север. Собственно, именно с севера – с территории современного Южного Китая, древние вьеты, происходящие от смешения древнекитайских и протомалайских племен, в I тысячелетии до н.э. и расселились вплоть до берегов Хонгха. По их собственному преданию, их предком был полудракон Лак Лонг Куан, от которого горная фея Ау Ко родила мешок, наполненный ста яйцами. Из каждого яйца вылупилось по одному человеку, каждый из которых стал основателем какого-либо из древневьетских племен. Старшим из них вьеты считали Хунг Лана, под предводительством которого в низовьях Хонгха было создано, согласно разным источникам, от XXVI до VII вв. до н.э. государство Ванланг. Население Ванланга называлось лаквьетами. Древние китайские источники указывают, что во главе Ванланга стояли наследственные правители – хунгвыонги, возводящие свою родословную к мифическому Лак Лонг Куану и отцу того полудракону Киньзыонг-Выонгу. Некоторые современные исследователи считают «рептилоидное происхождение» легендарных основателей южновьетского государства наследием тотемического культа крокодилов. Лаквьеты жили матрилинейными родовыми общинами, то есть, принадлежность к роду определялась не по отцу, а по матери. В хозяйстве активно использовался труд рабов.
К III в. до н.э. с севера в низовья реки Хонгха пришла другая группа древних вьетов – аувьеты, прежде жившие преимущественно в горных районах современного Южного Китая. В 258 г. до н.э. аувьетский вождь Тхук Фан захватил столицу Ванланга, сам воцарился на Хонгха и создал объединенное государство аувьетов и лаквьетов Аулак. Столицей Аулака стало построенное на реке Хоангзянг – притоке Хонгха, укрепление Колоа с каменным фундаментом, охраняемое воинами, вооруженными арбалетами. Земледелие было основой древневьетского государства; в Аулаке выращивались рис – испокон веков основная продуктовая культура на востоке Азии, а также батат, бобовые растения, сахарный тростник, бананы, кокосовые и арековые пальмы, апельсины и мандарины, фруктовое дерево личи, бетель и шелковица. Поля вспахивались при помощи крупного рогатого скота с использованием преимущественно каменных и бронзовых орудий. Аулакцы знали и железные орудия, но поскольку собственных железных рудников на территории Аулака не было, они еще не получили широкого распространения. В Аулаке существовали ремесла: гончарное дело, изготовление и обжиг кирпичей, ткачество. Территория страны была разделена на несколько областей-провинций, в которых местными делами заправляла местная знать. Существовало обращение в рабство за долги или совершенное преступление: такие рабы обыкновенно обслуживали дома своих истцов.
В конце III в. до н.э. Аулак был захвачен войсками китайской империи Цинь под командованием полководца Чжао У-ди. На несколько лет страна южных вьетов стала китайской провинцией, и Чжао У-ди, по-вьетски именуемый Чьеу Ву-де, стал ее наместником. Однако империя Цинь пала в результате восстания подданных, доведенных до отчаяния тиранической политикой ее правителей. Вожди повстанцев создали на ее территории новую империю Хань. Воспользовавшись кризисом верховной власти, честолюбивый Чьеу Ву-де нашел общий язык с южновьетской знатью, был признан ею законным правителем и отделил подвластные ему земли от Китая, создав новое государство, которое назвал просто «страной южных вьетов»: Намвьет. Впоследствии, нуждаясь в бесперебойных поставках товаров из Китая, Чьеу Ву-де все же принес вассальную присягу ханьским императорам, но в целом Намвьет оставался независимым государством, которое полностью по своему усмотрению вело внутреннюю и в значительной степени – внешнюю, политику. При последующих правителях, однако, влияние Китая в Намвьете все усиливалось, что вызывало недовольство значительной части местной знати. В конце концов, воспользовавшись охватившими страну на этой почве смутами, ханьские войска в 111 г. до н.э. захватили Намвьет, свергли и казнили его последнего правителя Чьеу Тхуатзыонг-выонга, а также фактически заправлявшего делами в государстве военачальника Лю Цзя. Территория Намвьета была поделена на три ханьские провинции; на землях южных вьетов установился очень долгий период прямого китайского господства, лишь время от времени прерываемый мощными восстаниями коренного населения.
К югу от вьетских земель – на дугообразно выдающемся в Южно-Китайское море побережье и сходящих к тому лесистых горах, тоже была основана китайская провинция с центром в городе Хюэ, но основное ее население также являлось не китайским. В I – II вв. н.э. здесь обосновались тямы – народ, родственный малайцам, прибывший с южной стороны по морю.
Высшие должности в населенных вьетами провинциях занимали китайцы, однако часть земель управлялась местной знатью. В 39 – 43 гг. н.э. страну охватывало восстание, возглавляемое женщинами – сестрами Чынг Чак и Чынг Ни, происходившими из семьи военачальника. С большим трудом китайским войскам удалось подавить восстание и вернуть практически полностью утраченный контроль над вьетскими землями. В 192 г. китайский наместник земель к югу от страны вьетов, правивший в городе Хюэ, прекратил повиновение ханьскому государству, и на месте населенное преимущественно тямами южной провинции возникло независимое государство Линьи. В 220 г. н.э. в результате охвативших Китай внутренних смут пала империя Хань, и на ее территории образовалось три царства. Воспользовавшись ослаблением китайской власти, вьеты в 225 г. н.э. также подняли восстание против унаследовавшего контроль над их страной китайского царства У. Восстанием снова руководила женщина – 19-летняя Чьеу Тхи Чинь. Однако через три года войскам У удалось восстановить китайскую власть над вьетскими землями, Чьеу Тхи Чинь совершила самоубийство. Китайцы, надеясь, что все трудности с управлением вьетами будут преодолены, если те полностью переймут китайские уклад жизни и традиции, постоянно прилагали усилия для того чтобы ассимилировать вьетов, однако вьеты продолжали упорно придерживаться своих обычаев и культуры.
В государство Линьи в III – IV вв. шел приток переселенцев из Индии, которым покровительствовали его правители, увлекавшиеся индийскими культурными достижениями, а также принявшими индуизм. Индийцы активно смешивались с уже давно населявшими территорию Линьи тямами, и индийские, древнетямские и китайские элементы формировали весьма своеобразную местную культуру.
В 280 г. царство У было поглощено расширявшей свою территорию и объединившей весь Китай империей Цзинь. В V в. Китай снова распался на северную и южную часть, каждой из которых стали править разные династии. Южные китайские владения, включая земли вьетов, в 420 г. оказались под властью империи Сун, в 479 г. – династии Южной Ци, а с 502 г. – династии Лян. Южные и северные династии систематически воевали друг с другом, и занятая военными делами верховная власть плохо смотрела за внутренними делами своих государств, за добросовестностью своих чиновников в провинциях, а трудовое население облагалось тяжелыми поборами и повинностями на военные нужды. Воспользовавшись ослаблением Южного Китая в противостоянии с Северным, руководитель одного из вьетских районов по-имени Ли Би поднял восстание народа, доведенного бедностью и произволом китайских чиновников до отчаяния, в долине реки Хонгха. Восстание распространилось на другие вьетские области, и вековая китайская власть в регионе оказалась свергнутой. Ли Би, хотя собранные им под своей властью земли не являлись слишком уж обширными, был под именем Ли Нам Де провозглашен императором – чтобы подчеркнуть его равенство с китайскими правителями и полную независимость от тех вьетского народа. На землях вьетов Ли Нам Де создал новое государство Вансуан, что в переводе означает «вечная весна», и стал основателем вьетской династии Ли. Своей столицей он сделал город Лонгбьен на берегу Хонгхи. Понимая, что с зависимостью от Китая не удастся покончить навсегда до тех пор, пока государство вьетов не будет столь же сильным и развитым, как китайские, Ли Нам Де учредил в нем по китайскому образцу управленческий аппарат, открыл высшую школу, выпускавшую грамотных чиновников. Для защиты от новых китайских вторжений был выстроен ряд крепостей. Во второй четверти VI в. с юга на Вансуан совершил поход правитель Линьи Сабхуварман, однако потерпел поражение.
Китайцы, действительно, неоднократно пытались восстановить свою власть над вьетскими землями, но долгое время терпели поражения всякий раз, как их войска вторгались в Вансуан. Однако в 50-е гг. VI в. вьетская знать, посчитав угрозу со стороны Китая устраненной, начала междоусобную борьбу, в результате которой вьетское государство распалось на две части: на севере правил Ли Фат Ты, двоюродный брат Ли Нам Де, а на юге – военачальник Чьеу Куанг Фук. В 571 г. войска Ли Фат Ты захватили южное вьетское государство, Чьеу Куанг Фук бежал и затем совершил самоубийство. В 581 г. под властью северокитайского полководца Ян Цзяня был вновь объединен весь Китай, образовалась новая империя Суй. В 602 – 603 гг. суйские войска нанесли поражение войскам Вансуана, Ли Фат Ты был взят в плен. В 605 г. китайцы наголову разгромили войско государства Линьи и вынудили то признать вассальную зависимость от Китая. В 618 г. в объединенном Китае власть захватила династия китайская Ли, которая повела политику еще большего укрепления государственного единства, основав империю Тан. В Танский период средневековый Китай достиг наивысшего могущества. Правители Тан сохранили автономию покоренных вьетов и в 622 г. учредили на территории бывшего Вансуана наместничество под названием Аннам дохофу («Наместничество умиротворенного юга») или просто Аннам. Однако ключевые политические вопросы региона находились в китайском ведении, наиболее важные стратегические пункты контролировались китайскими гарнизонами. Государство Линьи, несмотря на необходимость упалчивать дань китайскому императору, в основном сохранило независимость, более того, в VII в. начинается его экономический и культурный расцвет, связанный с тем, что через его порты лежал основной путь кораблей, перевозивших товары между Китаем, Индонезией, Индией и Арабским Халифатом – один из главных путей мировой торговли того времени. Пошлины, взимаемые с иноземных купцов, снабжение и обслуживание их кораблей приносили большие доходы в казну Линьи.
К концу XIX в. в связи с ослаблением империи Тан китайские власти вновь вынуждены были оставить земли вьетов. В 905 г. во главе ставшего независимым Аннама встал Кхук Тхуа За, приступивший к реформированию государственного управления. В певрой половине X в. вьетское государство обрело значительную силу, его войско наносило поражения силам продолжавших претендовать на страну вьетов южнокитайских царей. В 939 г. в Аннаме утвердилась династия Нго, основанная полководцем Нго Кюэном, который сделал столицей государства город Колоа. К тому времени у вьетов уже отчетливо сложилась феодальная система власти: назначаемые верховным правителем – вуа, наместники областей пользовались землями тех как своими собственными и жили за счет повинностей, которые несли в их пользу работавшие на этих землях деревенские жители. Экономическая самостоятельность наместников приводила к росту их реального политического влияния и ослаблению верховной власти. Поэтому в середине X в. вьетское государство распалось на двенадцать независимых областей, в каждой из которых утвердился на троне отдельный знатный род. В свою очередь, князьки – шыкуаны, также распределяли подвластные им земли между своими служивыми людьми, обязывая земледельцев содержать их. К 968 г. военачальнику Динь Бо Линю удалось, однако, вновь объединить страну и умерить сепаратизм феодальных владетелей. Он был провозглашен императором и назвал свое государство Дайковьет. Город Хоалы, расположенный в небольшой долине, покрытой рисовыми полями и защищенной известняковыми горами, он сделал своей столицей. Чтобы обезопасить страну от новых вторжений со стороны Китая, который к тому времени вновь объединился в империю Сун под властью династии Чжао, и одновременно иметь сильного союзника в борьбе с сепаратизмом феодалов, в 972 г. Динь Бо Линь принес китайскому императору вассальную присягу на выгодных для себя условиях: Дайковьет только уплачивал в Китай дань, в остальном полностью по своему усмотрению ведя политику.
Тем не менее, полностью преодолеть новые смуты вьетскому императору все же не удалось, и однажды Динь Бо Линь был убит в ходе дворцового переворота. Часть князей снова отпала от центральной власти, и это побудило китайский двор попытаться вновь привести страну вьетов к полной покорности. Однако другие князья, понимая, что в условиях феодальной раздробленности им все равно не сохранить своей независимости перед лицом китайской угрозы, провозгласили императором главнокомандующего вьетскими войсками Ле Хоана (Ле Дай Ханя). В 981 г. вьеты под предводительством Ле Хоана успешно разбили попытавшуюся захватить их страну китайскую армию. Вьетские земли вновь были объединены под властью основанной Ле Хоаном династии Ранних Ле.
Сменившие Ранних Ле в 1010 г. правители династии Поздних Ли стали проводить политику усиления централизации власти во вьетском государстве, которое при них получило название Дайвьет («Великий Вьет»). По указу основателя династии Ли Тхай То на берегу реки Хонгха был построен новый город, названный Тханглонг, что в переводе означает «Взлетающий дракон». Этот город стал столицей государства Поздних Ли. Правящей прослойкой в том были императорские слуги и высшее буддийское духовенство. В 1043 – 1044 гг. централизованное и окрепшее вьетское государство воевало с располагавшимся южнее государство тямов Линьи, к тому времени в источниках известное под другим названием – Тямпа. Вьетам удалось захватить и разграбить столицу богатой Тямпы Виджайю. В 1068 г. правитель оправившейся от вьетского вторжения Тямпы сам предпринял поход на Дайвьет, однако тямские войска, столкнувшись с эффективным споротивлением вьетов, были вынуждены отступить. Вьеты вновь вторглись в земли тямов и разграбили Виджайю. В 1075 г. вьеты под началом полководца Ли Тхыонг Кьета начали войну против слабевшей империи Сун за прилегавшие к их стране китайские земли. Поначалу успех сопутствовал вьетской армии, которая взяла крупный китайский город Инчжоу, однако затем прибытие новых значительных сил Сунского Китая вынудило Ли Тхыонг Кьета отвести войска. Но попытка Сун снова овладеть вьетскими землями оказалась безуспешной: вьеты не только изгнали китайцев со своей территории, но и смогли вновь захватить некоторые приграничные территории Южного Китая.
Под властью Поздних Ли Дайвьет процветал до конца XII в., в том числе успешно отразив попытки подчинить его себе со стороны овладевшей подавляющим большинством территории всего Индокитая Кхмерской империи (Камбуджадеша). Однако к концу XII в. центральная власть снова ослабела, феодалы начали проводить собственную политику, в том числе воевать между собой, разоряя владения друг друга, что приводило к упадку хозяйства, бедственному положению простых земледельцев. В 1202 г. по стране прошел тяжелый голод, спровоцировавший цепь восстаний населения, продолжавшихся по всей стране с 1207 по 1220 гг. В конце концов мелкие и средние землевладельцы, объединившись, низложили династию Поздних Ли и провозгласили императором ее инофамильного родственника Чан Тху До, который основал новую династию Чан. Новый император истребил род Поздних Ли и даже запретил упоминать тот под своим именем в летописях, приказав вместо «Ли» писать слово «Нгуен», что означало «первоначальный». Однофамильцам свергнутой династии тоже было предписано сменить фамилию Ли на Нгуен.
Смена династии, однако, не принесла спокойствия вьетскому государству. В начале XIII в. в результате объединения монгольских племен, кочевавших в гористых степях Центральной Азии, под властью Тэмуджэна (Чингисхана) на Востоке образовалась новая грозная держава – Монгольская империя, стремившаяся к мировому господству. Монголы обладали передовыми по тому времени военной тактикой и организацией войск. В сравнительно короткие сроки при Чингисхане и его наследниках пределы Монгольской империи разрослись до невероятной широты, охватив почти половину Евразийского материка, в том числе поглотив многие богатые и роскошные государства с древней культурой. Еще при Чингисхане монголами был завоеван Северный Китай, а в конце 50-х гг. XIII в. получивший во владения покоренные китайские земли внук Чингисхана Хубилай начал подготовку к покорению империи Южная Сун. Не решившись биться с сильной китайской армией в лоб, Хубилай планировал сначала подчинить себе южных соседей Сун, а затем наступать на китайские земли с двух сторон. В 1257 г. монгольское войско под командованием полководца Урянхатая прибыло по морю к побережью Индокитая и попыталось захватить Дайвьет, однако в далеком отрыве от своих основных баз, не имея возможности среди гор, джунглей и полноводных рек легко маневрировать в привычном боевом порядке, больше приспособленном для действий на степных просторах, монголы потерпели поражение и отступили. Хубилаю пришлось сражаться с сунской армией, отказавшись от немедленного покорения страны вьетов. Однако в Китае монголы вновь одержали победу, и в 1276 г. Южная Сун пала. Хубилай, к тому времени провозглашенный верховным ханом (правителем) Монгольской империи, перенес в северокитайский город Пекин столицу той из монгольского Каракорума. Но верховной монгольской власти было практически невозможно контролировать политические дела, происходившие в разных концах колоссальной империи, и та быстро стала фактически распадаться на отдельные, хотя тоже очень обширные, державы, формально признававшие власть верховного хана, но на самом деле полностью самостоятельные и во внутренних, и во внешних делах. Хубилай и его наследники, носившие формально верховный ханский титул, продолжали править в завоеванном Китае и на прилегающих территориях, сами восприняли древнюю, богатую и развитую китайскую культуру, таким образом, по сути основали новую китайскую династию, названную Юань.
Овладев Китаем, Хубилай приступил к покорению Восточного Индокитая. Прежде всего, он предложил принять юаньское подданство государству тямов. Правитель Тямпы Индраварман V, опасаясь вступать в конфликт с таким могущественным государем, но и не желая расставаться с собственной суверенной властью, согласился быть вассалом Юань, однако воспротивился требованию ввести в Тямпе юаньскую систему управления. В конце 1282 г. огромная юаньская армия, состоявшая из монголов и китайцев под командованием полководца Сагату, в обход отказавшегося пропустить ее Дайвьета на 350 кораблях прибыла к тямскому побережью и, высадившись, развернула наступление против тямских войск. Тямы оказали упорное сопротивление, скрываясь в джунглях и атакуя юаньские силы из засады, окружая и громя не умевшие действовать среди лесистых гор вражеские экспедиции в узких ущельях. В конце концов в 1284 г. монголы были вынуждены заключить с тямским правителем мир и прекратить военные действия в Тямпе, оставшись использовать ее побережье как плацдарм для наступления на тоже остававшийся непокорным Дайвьет.
В начале 1285 г. юаньские силы с трех сторон начали наступление на Дайвьет. Особенного мощная армия – аж в полмиллиона воинов, наступала с северо-востока под командованием сына Хубилая Тугана. С юга – из Тямпы, наступали войска Сагату. Еще одна юаньская группировка, возглавляемая полководцем Насру-д-Дином, надвигалась на государство вьетов с северо-запада. Чтобы спасти всю страну, вьетский главнокомандующий Чан Хынг Дао принял решение временно пожертвовать долиной реки Хонгха – главным экономическим и культурным районом вьетов. Оставив Хонгха, вьетская армия погрузилась на корабли и отплыла на юг, где, высадившись, атаковала не ожидавшие ее появления с моря войска Сагату. Разбив южную юаньскую группировку, вьетская армия развила контрнаступление против считавших кампанию уже выигранной и потому расслабившихся северных юаньских войск. Огромная армия Тугана тоже оказалась почти полностью разгромленной, с тяжелыми потерями были вынуждены отступить и юаньские войска на северо-западе.
Такие катастрофические удары Монгольская империя, повергнувшая такие великие державы как китайские государства Сун и Цзинь, государства Хорезмшахов и Сельджукидов, в период своего расцвета претерпевала исключительно редко. Добиться покорности вьетов стало приоритетным делом для Хубилая. Новое наступление было особенно тщательно подготовлено, и зимой 1287 г. снова с северо-востока, снова под командованием Тугана 300-тысячная юаньская армия начала наступление на Дайвьет. Вьетские войска отступали, уничтожая остававшиеся запасы продовольствия, чтобы враг не мог находить пропитания на захваченной территории и был вынужден приостанавливаться, дожидаясь подвоза снабжения из Китая. На море эффективно действовали вьетские боевые корабли, не позволявшие быстро подвозить юаньской армии продовольствие водным путем. Только через год упорного натиска юаньские войска смогли все-таки взять вьетскую столицу. Однако затем юаньские силы совсем увязли в стране вьетов; разливы рек в сезон дождей препятствовали их снабжению, вдобавок в войсках начали распространяться заразные болезни. В конце 1288 г. юаньцы в спешном порядке оставили Дайвьет, так и не покорившийся склонившим перед собой половину Евразии завоевателям.
Однако победа над Юанью далась вьетам крайне тяжелой ценой: страна была совершенно разорена, были разрушены ирригационные сооружения, вытоптаны поля, много земледельцев погибло, и для нового возделывания земли не хватало рабочих рук. Была ослаблена армия, истощена казна, вследствие чего возобновились сепаратизм и междоусобицы феодалов. В 1290 г. по стране прошел опустошительный голод. В 1311, 1318 и 1326 гг. Дайвьет воевал с Тямпой за приграничные территории. В 30-х гг. XIV в. на Дайвьет совершали разорительные походы народы, жившие в горах, и заключившие с теми союз лаосцы, страна которых находилась по другую сторону хребта Чыонгшон. В 40 – 50-е гг. XIV в. императорские войска Дайвьета сражались со спровоцированным очередным голодом восстанием Нго Бе, а в 1354 г. восстание поднял простой земледелц Те, объявивший себя родственником правящей фамилии Чан. В 1369 г. войска правителя Тямпы Те Бонг Нга снова вторглись в Дайвьет и даже захватили его столицу Тханглонг, однако в общем противостояние вьетов и тямов складывалось не в пользу последних: захваченные ранее Дайвьетом северные тямские территории были уже достаточно плотно заселены вьетскими колонистами, которые помогали войскам своей страны изгонять пытавшихся вернуть эти земли тямов.
Ситуация в стране вьетов начала стабилизироваться только с 1371 г., когда верховный исполнительный аппарат государства возглавил не принадлежваший к роду Чан сановник Хо Куи Ли. Он вновь усилил централизацию власти в стране. В 1396 г. Хо Куи Ли провел денежную реформу, в ходе которой было упорядочено денежное обращение, а также введены бумажные деньги. В 1397 г. он провел земельную реформу, которая устанавливала строгий лимит на размер наследуемой феодалами земли и на число зависимых крестьян и рабов, содержавших феодала. В 1400 г. Хо Куи Ли был провозглашен новым императором и сменил название страны с Дайвьет на Дайнгу («Великое спокойствие»). В 1402 г. была введена новая налоговая система, согласно которой размер уплачиваемого налога зависел от количества земли налогоплательщика. Также Хо Куи Ли усовершенствовал систему государственных экзаменов на получение служебного чина, в том числе всякий чиновник был отныне обязан хорошо владеть математикой. В крупных городах страны было учреждено бесплатное образование. Укреплялись вьетские армия и флот. Проведя основные реформы, Хо Куи Ли сам отрекся от трона, передав власть своему сыну Хо Хан Тхыонгу. В правление Хо Хан Тхыонга в Дайнгу было изобретено новое мощное оружие – пушка с несколькими стволами.
Однако население страны вьетов не успело сполна вкусить плоды рационализаторской и прогрессивной политики династии Хо: в 1407 г. в Дайнгу вторглись армии новой китайской империи Мин, сменившей пришедшую в упадок Юань. Вьетские силы не смогли своевременно мобилизоваться, и китайцы быстро захватили страну. Император Хо Хан Тхыонг погиб в бою, его отец реформатор Хо Куи Ли попал в плен и подвергнут страшному для высшего аристократа и бывшего императора унижению: отправлен в Китай служить простым воином. Новое завоевание Китаем страны вьетов было особенно жестоким: словно отыгрываясь за прошлые поражения, китайцы безжалостно насиловали и грабили народ, разрушали памятники вьетской культуры. Власть на местах была возвращена вступившим в соглашение с Мин представителям рода Чан. Тем не менее, жестокое притеснение коренного населения, надменное поведение китайских чиновников по отношению к вьетам приводило к тому, что восстания, которые с трудом подавлялись китайскими и чанскими войсками, следовали одно за другим. К 1427 г. вьетские повстанцы, возглавляемые аристократом Ле Лоем, установили контроль над всей территорией страны, которой возвратилось прежнее название Дайвьет, минская армия была вынуждена покинуть земли вьетов. Ле Лой в 1428 г. был провозглашен новым императором, основав династию Поздних Ле.
При первых императорах династии Поздних Ле, особенно при правившем в 1460 – 1497 гг. Ле Тхань Тонге, Дайвьет пришел к своему расцвету. Были проведены глубокие реформы во всех сферах государственной жизни: землевладении, государственном управлении, организации армии, финансовой системе, образовании. Государственная система усложнилась, пришла в более прогрессивный порядок, что способствовало экономическому развитию страны вьетов, подъему благополучия населения, ну, и конечно, росту военной мощи. В 1471 г. вьетская армия совершила поход против Тямпы и аннексировала часть тямских территорий. В 1479 – 1480 гг. Дайвьет присоединил к себе восточные земли лаосского государства Лансанг, а сам правитель Лансанга был вынужден принести Ла Тхань Тонгу вассальную присягу. Были покорены жители горных районов, где была введена дайвьетская система управления; большое количество вьетов стало переселяться из долин в горы, где они постепенно ассимилировали местное население.
Однако с начала XVI в. период процветания и мощи в истории страны вьетов опять сменился тяжелым упадком: сложную систему государственного управления трудно было контролировать сверху, последующие же императоры Поздних Ле, привыкшие к богатству и роскоши, предавались праздной жизни, совершенно запуская дела в стране. Чиновники облагали трудовой народ тяжелыми поборами, при этом в императорскую казну поступала лишь малая часть собранных налогов. Хозяйство страны снова пришло в запустение, угнетенный разорением и беззаконием народ поднимал восстания. Воспользовавшись расстройством государственного порядка, в 1527 г. власть захватила партия военачальника Мак Данг Зунга, который был провозглашен новым императором. Но положение Мак Данг Зунга и правивших после него его сыновей Мак Данг Зоаня и Мак Фук Хая тоже было очень зыбким. Низложенный дом Ле не оставлял попыток вернуться к власти. Правители рода Мак для упрочения своего положения все больше искали связи с Китаем, который, в свою очередь, стремился к восстановлению своего полного господства над страной вьетов. В 1542 – 1592 гг. Дайвьет был разделен на две части: в северной, в том числе в официальной столице Тханглонге, правили Маки, в южной – сторонники Ле из рода Чиней, издававшие указы от имени номинально посаженных ими на трон представителей Ле. В 1592 г. Чини и Ле все-таки изгнали Маков и объединили страну, как оказалось, на недолгое время.
В 1613 г. наместник южной части Дайвьета Нгуен Фук Нгуен, не желая признавать фактическое правление дома Чиней, прекратил повиноваться верховной власти и по сути создал на подвластных территориях отдельное государство. Изнурительная война между родами Нгуенов и Чиней, каждый из которых стремился объединить страну под собственной властью, продолжалась аж до 1673 г. И еще очень долго после этого вьетский народ жил в двух государствах, при этом население обоих считало всю вьетскую страну единой, а власть соперников – незаконной. Нгуены, так и не сумев овладеть столицей Дайвьета Тханглонгом, стали расширять свои владения, завоевывая территории на юге, прежде всего, захватывая уже к тому времени ослабевшую Тямпу. В 1697 г. Тямпа вся была поглощена наступлением южных вьетов, ее население, принесши присягу верности Нгуенам и смешиваясь с вьетскими колонистами, постепенно ассимилировалось. Так вьетские государство и культурная общность заняли всю восточную окраину Индокитая между хребтом Чыонгшон и побережьем Южно-Китайского моря. На самом юге вьетские владения вышли к устью большой реки Меконг, где стали соседствовать с территорией Камбоджи.
Азиаты вообще воинственны, поэтому вьеты не исключение.
Вьетнамцы очень миролюбивы и преданны семье и памяти своих предков.
Благодарю за интересную статью. Мало что мы знаем об истории этой страны. Прочитал с удовольствием.
И вам спасибо за оценку.admin