Установление демократического строя в Афинах и его характеристика - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Древние цивилизации » Установление демократического строя в Афинах и его характеристика

Установление демократического строя в Афинах и его характеристика

Греческий город Афины расположен на юго-восточном побережье исторической области Аттика, довольно узкой полосой вдающейся от основной части Балканского полуострова к югу. На запад от района Афин протягивается перешеек, соединяющий Балканский полуостров с полуостровом Пелопоннес. В древние времена, когда Греция не была единым государством, а состояла из множества независимых полисов: городов с подчинявшимися им прилегающими сельскими районами, такое географическое положение было очень выгодно для Афин. Во-первых, будучи защищенными с двух сторон морем, Афины избежали завоевания массово переселявшимися на юг Балканского полуострова и Пелопоннес в XIII — XII вв. до н.э. северогреческими племенами дорийцев, и Аттика осталась населенной преимущественно потомками ахейцев — архаичного населения Южной Греции. Во-вторых, Афины контролировали сухопутные торговыекакой была демократия в афинах пути, ведшие в Пелопоннес, а с развитием мореплавания афиняне стали активно заниматься морской торговлей. Качество морских транспортных средств того времени делало опасным долгое плавание в открытом море, поэтому античные корабли бóльшую часть времени были вынуждены двигаться вдоль берегов. Таким образом, Афины фактически контролировали и морской путь из Средиземного моря в Эгейское, за плату принимая на постой корабли других полисов и стран. Афинские корабли могли легко достичь большого острова Крит к югу от Балканского полуострова, а оттуда уже побережья Северной Африки.

почему и как в афинах установилась демократия

Карта Древней Греции

Активное занятие торговлей способствовало экономическому процветанию древних Афин, а также сильному имущественному расслоению населения Аттики. Афинская купеческая верхушка, разбогатев, стала оказывать прямое влияние на государственную политику; богатые купцы просто покупали себе высшие кто такие греческие олигархигосударственные должности, и постепенно прежде сосредотачивавшая в своих руках всю власть афинская родовая аристократия была вытеснена из властных структур полиса наиболее зажиточными гражданами — олигархами. Олигархи господствовали как в исполнительной власти Афин, так и в народном собрании, которое как бы выражало волеизъявление жителей полиса, но для участия в нем существовал высокий имущественный ценз. Принятие законов, упрочивавших политическое и экономическое господство олигархов, сильно ухудшало положение не обладавших значительным состоянием афинян. Особенно тяжелым был институт долгового рабства: если человек, взявший долг, не мог вовремя расплатиться с кредитором, он становился рабом того. А широкие массы населения Аттики были вынуждены систематически брать займы у олигархов, поскольку хозяйства простых граждан не могли конкурировать с мощными земельными латифундиями богатой верхушки афинского общества. Однако дальнейшее экономическое развитие Афин все же в конце концов стало способствовать и росту материального благополучия простых граждан, которые, хотя и не могли потеснить влияние олигархов в политике и на рынке, все же начинали сами обеспечивать себя всем необходимым, не прибегая к займам. Тогда народные массы — демос, стали все решительнее бороться за свое равноправие с богатой элитой. В начале VI в. до н.э. архонт (высший должностной руководитель) Солон провел ряд реформ, которые упразднили долговое рабство и расширили представительство в исполнительной власти и народном собрании простого народа. В народном собрании получили возможность участвовать все свободные граждане, независимо от имущественного положения, и все, кроме самых бедняков, получили право занимать определенные государственные должности. Однако в конце концов реформы Солона только обострили внутренние противоречия в Афинах: олигархи были недовольны ограничением своего влияния, а демос требовал полного уравнения в политических правах. На волне острого политического кризиса и борьбы за власть разных партий в 560 г. до н.э. в Афинах захватил власть тиран (правитель с неограниченными полномочиями) Писистрат, который с перерывами правил до своей смерти в 527 г. до н.э. О нем мы на history-thema говорили в предыдущей статье этой рубрики. Писистрат, установивший свою единоличную власть, сумел навести в полисе внутренний порядок. Он покровительствовал развитию культуры и искусства, и при нем Афины приобрели свою знаменитую славу культурного центра Древней Греции. После смерти Писистрата власть перешла к его сыну Гиппию, который вначале продолжал дело отца по упрочению внутренней стабильности в Афинах, но к концу правления установил жестокий репрессивный режим, вызвавший массовое недовольство в Афинах и в итоге приведший к свержению Гиппия вошедшим в Аттику спартанским войском. В 508 г. до н.э. при поддержке Спарты власть в Афинах перешла к олигархической партии во главе с Исагором, который был избран архонтом. Однако против Исагора сразу же выступил представитель афинского аристократического рода Алкмеонидов Клисфен, который стал искать поддержку у демоса.

Клисфен обещал народу провести реформы, которые дали бы демосу то, чего он так давно желал: всеобщее политическое равноправие граждан. Понимая, что власть олигархической партии повисал на волоске, Исагор вновь обратился за помощью к спартанскому царю Клеомену I. Спартанские послы прибыли в Афины и потребовали изгнания Клисфена и его сторонников. Чтобы предотвратить спартанское нашествие, Клисфен сам покинул город, однако спартанское войско все равно вошло в Афины, после чего из города было изгнано семьсот семей противников олигархической группировки. Однако этого спартанскому царю показалось мало, и спартанцы попытались разогнать постоянный представительный орган афинского полиса — Совет Пятисот, в который входили выборные представители от разных районов Аттики, и вместо него учредить совет трехсот олигархов. Такая грубая попытка возродить упраздненные почти сто лет назад олигархические порядки привела к массовому восстанию в Афинах. Спартанский гарнизон оказался блокирован, после чего Клеомен I был принужден покинуть Афины вместе со снискавшим всеобщую ненависть Исагором. Олигархическая партия была разгромлена, а вернувшийся в Афины Клисфен был избран архонтом и провел ряд реформ, направленных на установление политического равенства свободных граждан.

Были упразднены пережитки общинно-родового политического устройства. Прежде территория Аттики делилась на четыре округа — филы, в каждой из которых руководили старшины проживавших на ее территории родов. Это способствовало возвышению наиболее знатных и богатых из тех, так как население фил привычно смотрело на них как на опору порядка и стабильности. Клисфен упразднил родовую власть ичто было интересного в истории древней греции сделал первичной территориально-политической единицей дем — соседскую общину одного селения. Вне зависимости от родовой принадлежности свободный уроженец Аттики по достижении 18-летнего возраста вносился в своем деме в списки граждан. В своих внутренних делах дем имел самоуправление; совершеннолетние члены общины сообща решали местные дела. Несколько демов объединялись в триттию, число которых было 30, а триттии — в десять новых фил. Каждый дем самостоятельно выдвигал своих делегатов в органы управления более высшей административно-территориальной структуры, а поскольку представители разных родов давно уже проживали вперемешку в разных демах и триттиях, род больше не мог оказывать влияние на политическую жизнь страны. В демах происходили и выборы депутатов в Совет Пятисот (Булэ): в каждой общине граждане самостоятельно отдавали свои голоса в поддержку пятидесяти представителей, которые направлялись в Совет от филы, к коей она принадлежала.

Коллегиальности в управлении всюду отводилась особая роль. Это отразилось и на военной реформе. Была упразднена должность архонта-полемарха (высшего военачальника), и вместо нее учреждена коллегия десяти выборных стратегов.

Важным преобразованием стало введение института остракизма (от «остракон — черепок»): голосования за гражданский «черный список». Раз в году, в январе месяце, Совет Пятисот решал вопрос о том, нужно ли было для предотвращения установления тирании провести «гражданскую чистку» и лишить кого-либо, стремящегося к захвату власти в узких интересах, политической дееспособности. Если в Совете признавалось наличие угрозы гражданскому равноправию, созывалось Народное собрание, каждый участник которого должен был на глиняном черепке написать, кто, по его мнению, представляет политическую опасность. Если после окончания голосования черепков оказывалось более шести тысяч, тех, чьи имена при подсчете повторялись наиболее часто, отправляли в изгнание на определенный срок (обычно на десять лет).

Реформы Клисфена считаются завершающим этапом складывания в Древних Афинах политического строя, получившего название демократия («народовластие»). Более двух тысячелетий спустя его название переймут для обозначения своих поначалу проектируемых политических режимов европейские и американские идеологи гражданского равноправия, хотя европейская и американская демократия Нового Времени — это не совсем одно и то же со знаменитой античной афинской демократией. Народовластие, подобное афинскому, существовало и в некоторых других древнегреческих полисах того времени, однако в Афинах оно получило наибольшее выражение.

Высшим органом власти в Древних Афинах эпохи демократии считалось Народное собрание (Экклесия), в котором имели право и даже обязанность участвовать все граждане полиса мужского пола (в среднем их насчитывалось 20 — 30 тыс. человек). Народное собрание созывалось раз в 8 — 9 дней и решало все важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Впоследствии за участие в Народном собрании афинянам стали платить, поскольку это отрывало их от хозяйственных дел.какие реформы провел клисфен

Государство весьма глубоко контролировало жизнь всего общества. Государственных должностей было так много, что до трети всех совершеннолетних афинян-мужчин занимало какую-нибудь государственную должность. Женщины и рабы политических прав не имели. К концу V в. до н.э. гражданские права перестали даваться тем, у кого хотя бы один из родителей не был афинским гражданином. Однако чужеземцы, сумевшие чем-либо высоко выслужиться перед афинским полисом, могли рассчитывать на получение гражданства. Вообще, иноземцев-неграждан, называемых метэками, в Аттике проживало много, так как многих привлекали богатство и свобода торговли в афинском полисе. Достаточно многочисленную прослойку населения составляли рабы, происходившие в основном из военнопленных. На рабском труде была основана деятельность целых мастерских. В богатых домах всю хозяйственную работу делали рабы, в домах простых людей рабы трудились наравне со своими хозяевами. Однако вне зависимости от того, кем были его хозяева, раб считался фактически живой вещью, его права были минимальны. Рабы продавались, переходили к новым хозяевам по наследству. Обращением в рабство карались попытки незаконно присвоить афинское гражданство.

Каждый гражданин должен был приносить какую-то пользу обществу. Тунеядцев, не желавших заниматься какой-либо деятельностью, строго штрафовали. Сыновья, родители которых не обучили их в детстве какому-либо ремеслу, освобождались от обязанности содержать родителей в старости.как жили в афинах в эпоху демократии

Хотя в Народном собрании и голосованиях по демам имел одинаковое право участвовать каждый гражданин мужского пола, на занятие высших государственных должностей существовали определенные ограничения. Архонты — высшие должностные лица, могли занимать по-прежнему только зажиточные афиняне, а представители низшего имущественного класса — феты, не могли занять даже доступную для представителей других классов должность стратега. Однако деятельность всех высших должностных лиц и органов все равно находилась в прямой зависимости от воли Народного собрания.

Судебная власть находилась в руках гелиэи — многочисленной коллегии выборных присяжных заседеталей, общее число которых составляло 6 тыс. Гелиэя разделялась на дикастерии — судебные коллегии по 500 человек. Каждое судебное дело рассматривалось в одном дикастерии. Подкупить судей из-за их многочисленности было просто невозможно.

Афиняне очень гордились своими политическим строем, в особенности тем, что при нем каждый мужчина какой была афинская демократиямог показать свои способности в деле управления государством. С детства афинянину прививалось чувство долга перед своим полисом, ответственности за благополучие родины. Прежде чем занять сколь-либо высокую должность в высшем управлении полиса, афинянин будто готовился к этому, участвуя в делах самоуправления своего дема. Большое внимание уделялось духовно-нравственному облику гражданина. Афиняне старательно хранили традиции любви к культуре и образованности, посеянные при Писистрате. С семилетнего возраста к афинскому мальчику приставляли раба, ответственного за его обучение грамоте и этикету — педагога (буквально: «проводник детей»). Став старшечто было в древних афинах мальчики поступали в общественную школу (греческое «схолио — досуг»), где обучались счету, географии, истории, древнегреческой литературе, умению слагать стихи, играть на музыкальных инструментах. Подростки занимались в гимнасиях — учреждениях, тренирующих физическое искусство: умение быстро бегать, метать диски и копья, бороться. Публичные выступления атлетов были очень популряны в Афнинах, как, впрочем, и в других древнегреческих полисах. Поскольку жизнь афинян была тесно связана с морскими путешествиями и торговлей, афиняне были хорошими пловцами.

Доступ всех граждан-мужчин к государственному управлению в Древних Афинах способствовал развитию сколько просуществовала афинская демократия политического энтузиазма афинян. Это особенно проявилось в ходе греко-персидских войн 499 — 449 гг. до н.э., когда самоотверженность и преданность общему делу афинских воинов стали одним из главных факторов, приведших Грецию к победе. Тогда же Афины превратились в политического гегемона Греции, то есть, полиса, за которым оставалось решающее слово во внешней политике греческих городов-государств. Однако небывалый рост политического влияния, захват колоссальной военной добычи и огромного числа рабов привел к развращению афинского общества, оторванности граждан от реальности и распространению политического легкомыслия афинян. Решения, выносимые Народным собранием стало сильно зависеть от красноречия конкретных ораторов, умевших красиво говорить, но не всегда верно оценивавших обстановку. Очень быстро оно могло выносить совершенно противоположные постановления. Как с горечью позже признавали античные авторы, «власть народа» превратилась во «власть толпы». В результате по итогам Пелопоннесской войны 431 — 404 гг. до н.э. Афины лишились своей гегемонии на Балканском полуострове, а Аттика была разорена спартанскими войсками. Тем не менее, афинская демократия существовала примерно до 321 г. до н.э., когда полис попал под прямой диктат Македонии.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







6 комментариев

  1. Демократический строй — это подчинение воли большинства воле меньшинству. Где появляется демократия, там порождается разруха. 

  2. Получается, что все демократические реформы не улучшают ситуацию. Народу нужен тиран?

  3. Светлана

    Возьму статью на заметку. Как раз для моего реферата подходит и, главное, дополнительно информацию искать ненужно! Самое главное собрано в одном месте. Читается легко, как роман или рассказ.

  4. Денизз

    Вы обычно вставляете в статьи жизненные примеры (случаи), а тут нет их. Все же они оживляют скучное изложение. Но все-равно интересно.

  5. Интересные исторические факты…. лично для меня — познавательно, с удовольствием прочла.

  6. Марина

    Интересная статья.История афинской демократии еще раз доказывает,что вся история идет по спирали и многие события повторяются.Читая статью о древних Афинах,создается впечатление,что это рассказ о реальности современных некоторых государств.Казалось бы зачем повторять ошибки,но они повторяются из века век.Спасибо за познавательный материал.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

1 + 3 =