В VII — VI вв. до н.э. в древних Афинах социальный конфликт между разбогатевшей на торговых операциях правящей зажиточной прослойки населения — олигархией, и основной массой населения — демосом, принял особенно острые формы. Олигархи укрепляли свою власть, скупая большие площади земель. Простые люди, обладавшие гораздо меньшими участками земли, не могли экономически конкурировать с ними. Чтобы прожить, многие были вынуждены брать у олигархов средства взаймы, но в силу бедности не могли затем расплатиться со своими кредиторами и по существовавшему закону становились рабами тех. Тем не менее, в силу выгодной географической расположенности Афин, находящихся на побережье у стыка Средиземного и Эгейского морей, на перешейке, соединяющем полуостров Пелопоннес с остальной частью Балканского полуострова, общее экономическое благосостояние города постоянно росло. Афиняне как сами отправлялись по морю в торговые путешествия, продавая в другие страны, в частности, оливковое масло, так и брали плату за размещение в своем порту, за снабжение продуктами и пресной водой проходивших мимо кораблей других древнегреческих полисов и других стран. Львиная доля торговой выгоды доставалась олигархам, но кое-что перепадало и простому народу, который с каждым десятилетием становился все более состоятельным и, как следствие, более политически сознательным. В конце концов беспорядки, вызванные противостоянием демоса и олигархии, побудили афинян искать удовлетворяющий все свободные слои населения выход из сложившейся ситуации, тем более что Афины жестоко враждовали с другим сильным греческим полисом (городом-государством) — Мегарой, и на фоне время от времени вспыхивавших тяжелых войн с нею внутренняя нестабильность была очень некстати. В 594 г. до н.э. архонтом-эпонимом (главой исполнительной власти) Афин был избран Солон. Он провел ряд очень важных реформ, в частности, проведя закон о разрешении занимать высшие государственные должности не только зажиточным людям, но и представителям среднего имущественного класса, а в народное собрание (высший представительный орган полиса) допускать даже бедняков. Было упразднено долговое рабство, с малоимущих списаны долги. Однако долгожданной стабильности Афинам реформы Солона не принесли. Олигархи не хотели расставаться со своим доминирующим положением в общественной жизни полиса, а демос поспешил воспользоваться расширением своих прав для оказания на них давления. И те, и другие критиковали Солона: олигархи обвиняли его в несправедливом ущемлении их прав, простолюдины — в том, что он не довел реформы до конца, не позволил участвовать в политической жизни в равной мере всем свободным мужчинам. Оскорбленный Солон даже сложил с себя полномочия архонта и, покинув Афины, десять лет провел в морских путешествиях по Средиземноморью. Когда он вернулся, в Афинах все так же кипели страсти. Правивший к тому времени архонт Дамасий никак не хотел расставаться с властными полномочиями, хотя установленный законом срок тех давно истек. Узурпировавшего власть Дамасия афиняне свергли силой. Солон, всегда известный своей умеренностью, воздерживался от крайних мер в политике, но тут его фигуру стал затмевать его более активный родственник и сторонник по-имени Писистрат, происходивший из древнего афинского аристократического рода (в свое время заправлявшие политической жизнью в Афинах наследственные аристократы были потеснены во власти набиравшей тогда силу олигархией).
Активно выступая против распространявшейся в городе политической анархии, Писистрат смог привлечь на свою сторону бóльшую часть демоса. В 560 г. до н.э. народное собрание Афин разрешило ему набрать отряд личных телохранителей, вооруженных дубинами. С их помощью Писистрат захватил Акрополь — центральную городскую крепость, за стенами которой располагались все правительственные здания и храмы, и установил в полисе свою единоличную власть. То есть, стал тираном, как в Древней Греции называли правителя с неограниченными властными полномочиями и неограниченным сроком правления. Слово «тиран» в современном значении уже является вторично-нарицательным, производным от древнегреческого. Захват власти Писистратом привело к его размолвке с Солоном, бывшим категорическим противником тирании. Но особенно недовольны были другие афинские аристократы, которые считали тиранию ущемлением своих наследственных привилегий. Под предводительством Мегакла и Ликурга они организовали заговор и вскоре свергли Писистрата, после чего изгнали его из Афин на загороднюю территорию полиса. Однако за этим последовало соперничество за власть и влияние уже в самом аристократическом лагере. В конце концов Мегакл, чтобы упрочить свое положение в Афинах, решил вернуть Писистрату полномочия тирана, но за свою поддержку взял с Писистрата обещание жениться на его дочери Кесире. Таким образом, будучи не в силах удержать власть в своих руках, Мегакл рассчитывал породниться с семьей правителя. Договор был исполнен: сторонники Мегакла открыли перед Писистратом ворота Афин и снова возвели его на должность тирана, а Писистрат взял в жены Кесиру. Однако этот брак был бездетным: у Писистрата уже были взрослые сыновья от предыдущего брака, и именно в них он видел продолжателей своего дела; ему не хотелось, чтобы дети от вынужденного брака потом оспаривали у них власть и способствовали укреплению позиций аристократии. Мегакл, по-видимому, строивший планы дальнейшего укрепления влияния своего рода, был этим недоволен. Меньше чем через год после восстановления тирании Писистрата он вновь сговорился с Ликургом, и аристократы повторно выступили против тирана. Увидев, что ему не удается прочно удержать власть в своих руках, Писистрат в этот раз сам покинул Афины.
Как и прежде его учитель Солон, в этом добровольном изгнании Писистрат провел десять лет: с 556 по 546 г. до н.э. Первоначально он обосновался в городе Эретрия на большом острове Эвбея, расположенном почти вплотную к Балканскому полуострову с востока. Затем он отправился за пределы Балканского полуострова — во Фракию, область, лежащую между Эгейским и Черным морями на территории современных крайнего востока Греции, Болгарии и европейской части Турции. Во Фракии Писистрат занялся разработкой серебряных приисков, и через некоторое время нажил на этом очень большое состояние. Ему удалось набрать целое войско наемников, а также заключить союз с рядом греческих полисов, которые не устраивала политика закрепившейся у власти в Афинах аристократии: Фивами, Наксосом, Аргосом, Эретрией. Эти полисы помогли ему денежными средствами и прислали своих людей на усиление его войска. В 546 г. до н.э. Писистрат с войском высадился на побережье Аттики — греческой области, центром которой были Афины, в селении Марафон. Здесь он основал свою ставку, куда начали стекаться его афинские сторонники. Через некоторое время он повел свое войско на Афины. В боевом столкновении в местности Палленида аристократическое войско потерпело поражение, после чего Писистрат и его сыновья пообещали воинам противника, что не будут подвергать их преследованию, убедили их по-хорошему разойтись по домам и уступить Писистрату дорогу на Афины.
Заняв Афины и в третий раз установив свою тиранию, Писистрат отправил в изгнание аристократический род Алкмеонидов, которым предводительствовал Мегакл. Многие другие аристократы, не желавшие терпеть единоличную власть Писистрата, покидали Афины добровольно. Писистрат подтвердил действие законов, изданных Солоном. Кроме того, по-прежнему по афинской традиции полисом управляли три архонта, один из которых возглавлял исполнительную власть, другой руководил культовыми служениями, третий — военными вопросами. Однако теперь на должности архонтов избирались лишь ставленники Писистрата. Сам Писистрат не занимал никакой формальной должности, а позиционировался просто как народный вождь, мудрец, которого слушалось большинство жителей Афин.
Политика Писистрата отвечала, прежде всего, интересам сельских земледельцев, составлявших большинство населения подвластных полису территорий. Это было залогом прочности положения тирана, так как получалось, что его поддерживает народное большинство. По инициативе Писистрата селянам активно выдавались государственные ссуды на ведение и развитие хозяйства. Живший через два столетия после него древнегреческий философ Аристотель считал, что главной его целью при покровительстве сельским жителям было отвлечь их на занятие продуктивным трудом, чтобы они не имели времени задаваться политическими вопросами и однажды оспорить его власть. Для жителей сельских районов были учреждены местные суды. Однако выигрывали от политики Писистрата не только селяне, но и городская беднота, а также мелкие ремесленники. Писистрат старался максимально поддерживать занятость населения. При нем в Афинах развернулось масштабное градостроительство. К возведению новых зданий привлекались городские бедняки, получавшие за участие в строительстве государственную плату. Следствием необходимости изыскивать средства на оплату труда строителей, на выдачу ссуд земледельцам стала чеканка в Афинах собственной монеты. Чтобы не допустить ее обесценивания, при Писистрате был ограничен ввоз в Афины иноземного товара, что стимулировало активное развитие внутренней торговли. Это исключило конкуренцию для продукции местных ремесел со стороны импорта и способствовало повышению дохода афинских мастеров. При Писистрате Афины достигли особенного экономического расцвета и стали передовым экспортером оливкового масла в Средиземноморье. Все должны были десятую часть своих доходов отдавать в государственную казну. Тогда же началось развитие знаменитой и поныне на весь мир древнеафинской духовной культуры. Афины стали славиться своей поэзией, музыкой, живописью и скульптурой, прочими искусставми, которым покровительствовал Писистрат. Наиболее важным же, что было в правление Писистрата, для афинян стали наступившие, наконец, внутренний мир и законность. Судьи, вынося решения, перестали отдавать предпочтение интересам аристократов и олигархов.
Внутренняя стабильность в Афинах и рост их могущества способствовали ведению активной внешней политики. В 40-е гг. VI в. до н.э. афиняне предприняли военно-морскую экспедицию в Малую Азию, где отвоевали у полиса Митилена, располагавшегося на острове Лесбос в Эгейском море, основанный ими ранее, а затем захваченный последней город Сигей. Во главе экспедиции встал лично Писистрат, а правителем отвоеванного города был назначен его сын Гегесистрат. Также Афины старались установить контроль над черноморскими проливами, что имело важное экономическое и стратегическое значение. Старанием Писистрата в городе Херсонес Фракийский на побережье Геллеспонта (древнегреческое название пролива Дарданеллы) был избран тираном афинянин Мильтиад. При военной поддержке Афин тирания сторонников Писистрата была установлена на некоторых Кикладских островах в центре Эгейского моря.
В 527 г. до н.э. Писистрат умер, оставив после себя богатый, сильный, влиятельный и внутреннее стабильный Афинский полис. Практически сразу реальная власть в Афинах перешла к его старшему сыну Гиппию, ставшему новым тираном. Второй сын Писистрата Гиппарх считался соправителем Гиппия, однако древнегреческие источники сообщают, что Гиппарх был малокомпетентным и легкомысленным правителем, практически полностью затмеваемым своим старшим братом. В 514 г. до н.э. Гиппарх был убит, и последние четыре года своей тирании Гиппий был полностью единовластным тираном. Гиппий продолжал проводить в основном политику отца. Однако осуществил некоторые изменения во внутриполитическом курсе. При нем был в два раза снижен прямой налог: до двадцатой части дохода вместо прежней десятой. В то же время были введены косвенные налоги на верхние этажи домов, ограды, двери, лестницы. Во внешней политики продолжалось дальнейшее укрепление влияния Афин. Так, у Херсонеса Фракийского на берегу Геллеспонта появилась собственная афинская колония, где стал править дядя тирана Мильтиада Мильтиад Старший.
После того как от рук заговорщиков погиб его брат Гиппарх, Гиппий переходит к активным репрессиям против политических оппонентов. Так, один из убийц Гиппарха Аристогитон был, по утверждению Аристотеля, убит Гиппием собственноручно. Из Афин были вторично изгнаны аристократы, принадлежавшие к роду Алкмеонидов, в том числе их предводитель Клисфен, сын Мегакла. Изгнанники, закрепившись в местности Лепсидрий, попытались начать борьбу против тирании Гиппия, однако верные тому войска выбили их оттуда. Тогда Алкмеониды подкупили оракула — жреца-предсказателя, которому в Древней Греции верили безоговорочно, в городе Дельфы, и тот обратился к руководству имевшего самое сильное и боеспособное в Греции войско города Спарта на Пелопоннесе, сказав, что боги велят спартанцам свергнуть тиранию в Афинах. В 511 или 510 г. до н.э. спартанцы, в силу особого традиционного уклада жизни отличавшиеся исключительно высокой воинской организацией и дисциплиной, выступили на Афины. Однако широкая поддержка Гиппия простым населением и союзная помощь греческой области Фессалия послужили факторами, опираясь на которые, Гиппий сумел разбить спартанское войско, причем в битве погиб спартанский царь Анхимолий. Однако новая спартанская экспедиция, возглавляемая другим царем Клеоменом, соединившись с войском афинских противников тирании, сумела войти в Афины и осадить Гиппия в Акрополе. Попытки штурмовать Акрополь успеха объединенному войску спартанцев и аристократической афинской оппозиции не принесли. Тем не менее, Гиппий опасался, что в случае, если враги сумеют-таки ворваться в крепость, они причинят зло его детям, поэтому одной ночью попытался тайно переправить детей из Акрополя в более безопасное место. Однако это предприятие не удалось: спартанцам удалось обнаружить лазутчиков, выводивших из осажденной крепости детей Гиппия, и захватили последних. В обмен на возвращение детей Гиппий был вынужден сложить с себя полномочия тирана и покинуть Афины. Так закончился период тирании Писистрата и Писистратидов в Афинах. Несмотря на довольно бесславный конец, правление этих тиранов не прошло даром, выведя Афины на передовой среди других городов-государств Древней Греции уровень экономики и культуры.
После изгнания Гиппия спартанцы привели к власти в Афинах друга царя Клеомена афинского олигарха Исагора, который под их давлением был избран архонтом. Однако в 508 г. до н.э. афиняне подняли восстание против засилья спартанских интервентов и олигархической партии. Во главе восстания встал Клисфен, который, хотя сам происходил из аристократического рода, обещал демосу то, чего так давно ждали простолюдины: установление полного равноправия всех свободных мужчин вне зависимости от имущественного положения. Спартанцы, Исигор и его сторонники были изгнаны из Афин. Придя к власти, Клисфен выполнил свои обещания и провел ряд реформ, из которых важнейшей стало упразднение имущественного ценза для занятия государственных должностей, кроме самых высших, на которые по-прежнему назначались люди зажиточного или среднего класса. Народное собрание, в котором могли участвовать все свободные мужчины полиса, прошедшие обязательную воинскую службу, окончательно взяло решительный голос во всех делах Афин. Оно собиралось раз в несколько дней, и на нем обсуждались как важные, так и второстепенные вопросы общественной и политической жизни. В Аттике окончательно установился политический строй, известный как афинская демократия.
Изгнанный из Афин Гиппий не оставлял попыток вернуться к власти в родном городе. Переселившись в Малую Азию, он некоторое время провел в городе Сигее у своего брата Гегесистрата. Затем он оказался при дворе Дария I — царя набиравшей на Востоке силу древнеперсидской державы. В 490 г. до н.э., когда персы повели наступление на Грецию, именно Гиппий, находясь в их войске, указал им на окрестности Марафона как на удобное для высадки на берег и дальнейшего марша на Афины место: ведь он сам уже вел войска этим путем, помогая прийти к власти своему отцу Писистрату. Однако персидское войско было разбито при Марафоне, а сам престарелый Гиппий в том же году умер.
Факт из истории, так называемая «тирания»- привела к экономическому рассвету государства. Строгость власти, не всегда плохо.
Если не обращать внимания на даты, имена и места, то складывается впечатление, что речь идет и о некоторых современных государствах.
Главной заслугой правления Писистрата было решение социального вопроса между олигархией и демосом
Писистрат проявил себя, как мудрый правитель и смог решить, в первую очередь, социальную проблему между олигархией и демосом. Это и есть главная заслуга его царствования
Сталкивание интересов разных социальных слоев двигало историю вперед, а смена политических режимов и государственных форм правления в то время обеспечивали определенный баланс в обществе.
Писистрата выдвинуло время, и он прекрасно воспользовался предосталенным ему случаем…
Интересно услышать какой баланс между слоями двигало историю?))) За прошествии тысячелетий ни чего не изменилось, ни какого баланса в мире не случилось. Общество как было разделено на богатых и бедных, так и осталось…..так и будет.