Консолидация государства в Японии и сёгунат Токугава - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Восток » Консолидация государства в Японии и сёгунат Токугава

Консолидация государства в Японии и сёгунат Токугава

В расцвет эпохи Средневековья Япония, в которой и прежде сильно хромало политическое единство, фактически распалась на ряд независимых феодальных государств, во главе которых стояли князья, находившиеся на верхушке прослойки местных дворян — самураев. Формальным главой государства и японской нации считался император. На самом деле императоры уже несколько столетий не имели никакого реального влияния: они, считаясь посредниками между миром людей и миром богов, лишь руководили религиозными обрядами и формально санкционировали назначение сёгунов — высших военачальников и руководителей правительства. В реальности сёгун, несколько напоминавший настоящего правителя Японии, занимал свой пост по наследству, но и его власть фактически ограничивалась личными владениями. Провинциальные князья то служили ему, то выходили из подчинения, при этом постоянно ссорились и воевали между собой. Эта эпоха в истории Страны Восходящего Солнца вошла в историю под названием Эпохи Враждующих Провинций.кто такие самураи и что такое эпоха воюющих провинций

Но очередная вспыхнувшая в XVI в. феодальная война стала первым звеном в цепи событий, в итоге приведших к объединению Японии. К тому времени феодальная раздробленность в стране и вместе с ней роскошь и развращенность сёгунов достигли пика. Сёгуны рода Асикага безжалостно разоряли податями трудовой народ, который постоянно поднимал мятежи и отказывался работать, и урезали содержание безликих императоров. Императору Гонара — потомку древних японских правителей, верховному жрецу страны, приходилось даже подрабатывать писцем и продавать собственные автографы. А император Цутимикадо после смерть сорок дней лежал непогребенным, потому что жадный сёгун не выделил достаточно средств на его похороны. Сёгуны Асикага исповедовали буддийскую религию, и их мало интересовали культовые дела синтоистов, к которым относилось большинство японцев. Буддистские храмы были главной духовной опорой дома Асикага. Оппозиционные же сёгунам князья на юго-западе все чаще принимали христианскую веру, которую приносили в Японию ставшие с середины XVI в. приплывать к берегам страны европейцы.

Князь Ода Нобунага, успешно разбивший войска враждебных ему князей, почувствовал силы для того, как жила япония в средневековьечтобы вести войну с самим сёгуном. Его воины-самураи разрушили буддийский храм Энрякудзи, перебив его служителей. В 1573 г. Ода Нобунага сверг последнего сёгуна из рода Асикага Ёсиаки и изгнал его из его столицы Киото. После этого князь фактически установил личную диктатуру в стране, издавая указы от имени императора Огимати. В 1582 г., во время подготовки похода против очередных непокорных феодалов, против него поднял мятеж один из собственных приближенных Акэти Мицухидэ. В схватке с мятежниками Ода получил ранение и, заперевшись в храме, совершил сэппуку (харакири) — обряд ритуального самоубийства, вспоров себе живот.

После смерти Оды японская феодальная верхушка поддержала его ближайшего сподвижника Тоётомикто объединил японию Хидэёси, прозванного за некрасивую внешность «Обезьяной». Тоётоми должен был править от имени трехлетнего внука Оды Самбоси. Однако с таким решением был несогласен другой военачальник покойного Оды — Сибата Кацуиэ, который повел своих самураев против Тоётоми. Битва была проиграна. Поняв, что теперь его в лучшем случае ждет изгнание и опала, Сибата собрал в своем замке, осажденном верными Тоётоми войсками, своих родственников и устроил прощальный пир с песнями и танцами. По окончании пира Сибата предложил женщинам покинуть замок, но те не захотели оставлять своих мужей и родственников в минуту гибели. Тогда мужчины, в том числе сам Сибата, убили женщин и детей, а затем вспороли себе животы.

После разгрома Сибаты Кацуиэ вся власть в Японии перешла к Тоётоми Хидэёси. После долгих столетий глубочайшей феодальной раздробленности страна оказалась единой, как в древние времена. Хидэёси оказался суровым, однако, ответственным правителем. Его принципом в управлении страной было во всех делах советоваться со знающими людьми: чем важнее дело — тем с большим числом человек. Хидэёси не позволял себе откладывать решение дел на долгий срок, брать взятки, быть расположенным к кому-либо по причине его богатства, а также стремиться заводить друзей или врагов. Всю свою жизнь он посвящал государственным делам, стараясь вести себя справедливо — так, как он понимал это, и непредвзято. Хидэёси провел земельную реформу, дав возможность земледельцам активно лично пользоваться плодами своего труда, а не только платить подати феодалам. Также было дано добро на распашку сельскими жителями новых земель. В то же время у трудового народа было изъято оружие, чтобы простолюдины не могли больше поднимать мятежей. При Хидэёси был налажен выпуск новых золотых и серебряных денег, а в пределах страны разрешены свободные торговля и ремесленничество. Но, чтобы предотвратить резкое имущественное расслоение в японской среде, осуществлять заморскую торговлю было разрешено лишь некоторым купеческим фамилиям. Так в Японии стали формироваться зачатки собственного капитализма, что было нехарактерно для других восточных государств. Природные и географические условия, во многом сходные с европейскими (сильно расчлененный горно-лесистый рельеф, затрудняющий деспотический контроль правителя над всеми областями страны, свободный выход в Мировой океан), обуславливали некоторое сходство традиционного японского менталитета с европейским. Поэтому политическое и экономическое развитие Японии тоже в определенной степени напоминало европейское. Правителю, вынужденному постоянно подавлять сепаратистские устремления крупных феодалов, отгородившихся от него за крутыми горными хребтами, требовалось постоянное пополнение казны, поэтому он был очень заинтересован в оживлении экономики страны и, соответственно, поступлении в его казну налогов.как жили раньше в японии

Ко времени правления Хидэёси Япония стала вести активную торговлю с приплывавшими к ее берегам испанскими и португальскими купцами. Вместе с купцами приплывали христианские миссионеры, в основном иезуиты. Как уже говорилось, им удалось обратить в христианскую веру часть населения юго-запада Японии. В то же время простые моряки-европейцы высокомерно относились к японцам, считая тех нечистыми язычниками, постоянно нарушали местные обычаи, вызывающе вели себя в японских портах. Это вызывало растущее недовольство заморскими гостями. Однажды лоцман бросившего якорь в японском порту испанского корабля «Сан-Фелипе» похвастался перед японцами, что испанский король регулярно расширяет свои владения. Удивленные японцы спросили его, как же королю это удается. Лоцман невозмутимо ответил, что сначала в новые земли приходят миссионеры, а потом королевские солдаты. Об этом было донесено Хидэёси. Реакция японского правителя не заставила себя долго ждать. В 1587 г. Хидэёси издал указ о запрете распространения христианской религии, а 120 миссионерам-иезуитам было приказано немедленно покинуть Японию. Двадцать шесть христиан, в том числе трое мальчиков-японцев — церковных служек, было распято на крестах. Так уже с первых шагов знакомства с европейцами японцы дали понять, что не потерпят неуважительного отношения к себе и навязывания чуждых ценностей.как обстоял религиозный вопрос в японии

В 1582 г., укрепив свое государство изнутри, Хидэёси принялся вести активную внешнюю политику. Он попытался склонить правителя Кореи признать вассальную зависимость от японского императора и совместно с японскими войсками совершить поход в Китай. Но корейский правитель отказался. В ходе разразившейся японско-корейской войны на помощь корейцам пришли китайские войска. В 1594 г., поняв, что война не принесет успеха, Хидэёси приказал вывести японские войска с Корейского полуострова. Но в с кем воевала япония1598 г. японское воинство вновь вторглось в Корею. На этот раз японцы одержали победу, отрубили у убитых корейцев и китайцев головы и хотели отправить их в Японию как трофей, засолив в бочках. Но голов было около 39 тыс., и отправить их одним грузом не получалось. Тогда у каждой головы отрезали нос и уши и в таком виде отослали в Киото столь жуткий трофей. Возле японской столицы был насыпан «Холм ушей». Однако сам Хидэёси к этому времени умер. Оставшись без предводителя, самураи ушли из Кореи, забрав с собой множество пленных. Пленные корейские ремесленники поспособствовали дальнейшему культурному развитию Японии. В частности, они принесли в Страну Восходящего Солнца книгопечатание.

Правление Хидэёси завещал своему сыну Хидэёри, который тогда был еще совсем мал. В качестве регентов кто основал сёгунат токугавастраной стал управлять совет князей во главе с Иэясу Токугава. Однако Иэясу быстро стал прибирать к своим рукам фактически всю власть в стране. Против него сложилась оппозиция, во главе которой стоял Исида Минуцари. 20 октября 1600 г. Иэясу Токугава, не послушавшись предостережения «предсаказателей», что дело его обречено на гибель, повел верных самураев на мятежные войска. В разыгравшемся через день сражении на узком поле Сэкигахара войска Исиды были наголову разбиты в результате предательства одного военачальника, которому Иэясу посулил богатые земельные владения. Иэясу приказал насыпать на поле битвы два холма из голов поверженных противников. Вскоре Исида был захвачен в плен и казнен вместе со своими ближайшими сподвижниками. В 1603 г. Иэясу получил от императора Гоёдзэя титул сёгуна. Начинается эпоха сёгуната Токугава.что делали сёгуны токугава

Однако такое события выглядело беспрецедентным: Иэясу формально считался вассалом Хидэёри, и казалось весьма странным, что он носит высший военный и административный титул. В конце концов трения между новым сёгуном и повзрослевшим наследником Хидэёси Хидэёри достигли пика, и Хидэёри, опираясь на поддержку некоторых самураев, объявил своему «царственному вассалу» войну. Однако война развивалась неудачно для наследника объединителя Японии. 4 июня 1615 г. войска Иэясу окружили замок, в котором укрылись Хидэёри и его мать. Когда начался пожар, мать и сын, не желая стать пленниками Иэясу, которого они считали предателем и низшим по социальному положению в сравнении с Хидэёри, совершили ритуальное самоубийство. Тела их сгорели в огне. Малолетнего сына Хидэёри, внука Хидэёси, люди, верные дому Тоётоми, сумели спасти из пламени и спрятать. Однако кто-то выдал мальчика, и тот был умерщвлен. Когда перед убийством с ним увиделся Иэясу, воспитанный в суровых самурайских традициях ребенок смеялся в лицо князю, нарушившему данную его могущественному деду присягу.какой раньше была япония

Став полновластным правителем, сёгун Иэясу провел ряд важных реформ. Он наделил богатыми земельными владениями своих сторонников, тогда как у противников-самураев конфисковал обширные земли. Так укрепилось положение сёгунов, ставших обладателями мощного земельного фонда по всей стране. Самураи стали служить теперь не за предоставляемые земельные владения, а за содержание, получаемое из казны сёгуна, то есть, фактически превратились в чиновничью прослойку. Многие из них были переведены на штатскую службу, стали писцами, государственными администраторами. Япония приобрела более выраженные черты восточной деспотии. Сёгуны рода Токугава, будучи приверженцами японской синтоистской религии, увеличили содержание императорам, окружили тех бóльшим почетом, нежели их предшественники. Однако, все равно это касалось лишь церемониальной стороны, и императоры продолжали жить под зорким надзором уполномоченных сёгуна — сёсидаев, в своем дворце в Киото, не имея никакой реальной власти. Сёгуны же купались в роскоши, окруженные широким штатом слуг и многочисленными наложницами. Сам основатель сёгуната Токугава Иэясу, как сообщают японские источники, умер от невоздержанности и чревоугодия. Европейцы, которых японцы неохотно пускали в свою страну дальше морских портов, ошибочно называли сёгунов императорами.

Менее чем через полгода после смерти Иэясу, последовавшей 1 июня 1616 г., его сын Хидэтада издал указ о полном запрете христианской религии. Начались массовые казни христиан; казнили всех: от дряхлых стариков до младенцев. Это в совокупности с растущим налоговым гнетом спровоцировало в конце 30-х гг. XVII в. ряд восстаний, которым оказал поддержку фамильный враг рода Токугава Масуда Токисада. Верные сёгуну Иэмицу войска с помощью артиллеристов-португальцев, стремившихся снискать благоволения сёгуна и, соответственно, торговых льгот для себя, подавили восстание и учинили лютую расправу над сторонниками Токисады. Но старания португальцев не были оценены сёгуном: вскоре после подавления христианских восстаний Иэмицу, к тому времени уже запретивший торговать в Японии испанцев и англичан, издал указ и о запрете доступа в японские порты португальских судов. Только для нидерландских купцов было сделано некоторое исключене: им разрешалось вести торговлю на искусственном острове в бухте Нагасаки одного из главных японских островов Кюсю. Правящий дом Японии не желал допускать в своей стране никакого иноземного влияния, чтобы не разрушились традиции, обеспечивавшие его господство. Иэмицу не только запретил иноземным судам входить в японские порты, но и японским морякам и рыболовам, чьи суда случайно унесло бурей в чужие земли, запретил возвращаться. Торговля ограниченно велась лишь с Китаем, Аннамом на севере современного Вьетнама и Сиамом (Таиландом). Япония надолго стала изолированным государством, закрытым от внешнего мира, загадочным не только для далекой Европы, но и для своих ближайших соседей.

Политическая система, установленная Иэясу и его сыном Иэмицу, в основных своих чертах просуществовала до середины 50-х гг. XIX в., то есть, почти два с половиной столетия. В июле 1853 г. в японский город Эдо (современный Токио), где находилась резиданция дома Токугава, прибыла американская военная эскадра. Ее командир Мэтью Перри, выступив от имени президента США М. Филлмора, буквально в ультимативной форме потребовал от сёгуна завязать торговые отношения с американскими компаниями, пригрозив военными последствиями. Сёгунский двор осознал, что за такой огромный срок внешнеполитической изоляции страна совершенно отстала от набирающих мощь и уже установивших свое влияние едва не на всем остальном земном шаре капиталистических держав. В результате, опасаясь военной экспансии США, сёгун Иэсада был вынужден отменить вековой запрет на торговлю и дипломатические отношения с другими странами. Самоизоляция Японии была прекращена; в январе 1855 г. был заключен Симодский трактат о почему япония была изолирована от других страндружбе с Российской империей, затем Канагавский договор с США, Нагасакский договор о дружбе с Великобританией, новый договор о дружбе и торговле с США, затем еще ряд договоров с Россией, Соединенными Штатами и европейскими державами. Эти договоры обеспечивали свободный доступ на японские рынки заграничных товаров, а европейские и американские промышленники получили возможность использовать японское сырье. Казалось, что Японию ждет судьба Китая и других восточных стран, попавших сначала в экономическую, а потом и в политическую зависимость от капиталистических держав.

Однако в Японии существовало то, чего не было в других странах Востока: собственная выраженная чем япония отличалась от других стран востокабуржуазная прослойка, за века изоляции, в отсутствие иностранной конкуренции, набравшая серьезную мощь. Японские купцы и владельцы мастерских были недовольны вытеснением с рынков их собственной продукции иностранными товарами. Народ был недоволен вызванным открытием границ ростом цен, а также хозяйничаньем в своих городах иностранных торговцев и фабрикантов. В складывающейся конфликтной обстановке все более популярной становилась фигура хотя и безвластного, но все же олицетворявшего собой древнюю японскую самобытность императора. Усиление европейского влияния вызывало и раздражение многих самураев, которые, в конце концов, решили выступить против ведущих прозападную политику сёгунов. На стороне сиси — самурайской оппозиционной партии, выступила японская буржуазия, снабжавшая революционеров необходимыми финансовыми средствами. Своей задачей сиси поставила избавление от нарастающего экономического господства иностранцев, укрепление японской национальной самобытности и реставрацию императорской власти. Духовными вождями оппозиционной сёгунату партии стали императоры: сначала Комэй, а с 3 февраля 1867 г. — его сын Муцухито. Вдохновленные ими японские патриоты подняли восстание и смогли разгромить верные сёгуну самурайские подразделения. 9 ноября 1867 г. последний сёгун дома Токугава Ёсинобу (Кэйки) был вынужден признать реальную власть императора Муцухито. Вскоре императорским указом сёгунат и сам титул сёгуна был упразднен. Ёсинобу был переведен в разряд обычного императорского сановника. Так после шестисот семидесяти пяти лет чисто символического правления японские императоры неожиданно вновь обрели реальную власть в своей стране.

почему япония избежала колониальной зависимости

Японские мастера за обедом. Фотография конца XIX в.

После воцарения Муцухито, опиравшегося на военно-патриотических лидеров и собственную японскую кто сделал японию сильной и воинственнойбуржуазию, Япония стала стремительно догонять в экономическом, политическом и техническом развитии мировые капиталистические империи. Муцухито и его партия понимали, что в случае дальнейшего отставания от империалистических стран их страна неминуемо будет просто завоевана теми. Бурно разивалась собственная японская промышленность, особенно активно работавшая на военные нужды, выпускавшая современные оружие и технику. Армия была реорганизована по европейскому образцу, упразднены сословные принципы ее комплектования. Япония быстро вновь превратилась в могущественную державу, обладавшую совершенными вооруженными силами. При этом оставались сильны традиционные японские духовные ценности: верность долгу и взаимоподдержка, трудолюбие и общественное единство. Так Япония, в отличие от других стран Востока, не только избежала какой бы то ни было зависимости от мировых империалистических держав, но в начале XX в. серьезно потеснила их влияние в Тихоокеанском регионе и даже пыталась проводить собственную колониальную политику. Начинается эпоха японского милитаризма, японского стремления расширить собственное влияние в Азии и на островах Тихого океана. Победа Японии в войне 1904 — 1905 г. с Российской империей за влияние в Маньчжурии (Северо-Восточный Китай) явственно показала, что на Востоке появился собственный мощный гегемон, решительно заявляющий о своих интересах в регионе.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







8 комментариев

  1. В Японии промышленный переворот произошел очень быстро по многим причинам. Правительство поддерживало это субсидиями предпринимателям, освобождением их от налогов. Еще Япония занималась перепродажей товаров, покупая их в одних странах и продавая другим. Все лучшее копировалось с европейцев. Трудолюбивые корейцы, азиатский менталитет самих японцев тоже сыграли свою роль. Поэтому Япония в короткий срок трансформировалась в то, что мы наблюдаем сейчас.

  2. Могу Помочь

    Мне понравилось! А когда у вас конкурсы бывают?

  3. Светлана

    Сёгунат Токугава представляло собой военное правительство Японии, основоположником которого был Токугава Иэясу, а возглавляли сёгуны из рода Токугава.
    Иэясу наладил систему управления государством. Император потерял возможность править страной. Теперь главой государства был сёгун,а у него в свою очередь был первый министр, и главный советник в одном лице.
    Общество во времена правления Токугавы делилось на 4 группы: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы.

  4. Василь

    Не сильно долго их милитаристская гегемония продолжалась.

  5. Спич. А.

    А японцев Россия тоже удивляла. При какой-то императрице спасли потерпевших морское крушение японцев, и после они на родине удивляли всех рассказами о русских. Например, тем,что все болезни лечит один человек или что все буквы русские имеют только звук, а сами по себе бессмыслены.

  6. Сергей

    Японская романтика, между прочим, охватывает многих, незнакомых с ее сутью. Конечно, необычные слова интригуют: сёгун, самурай, харакири. На самом деле, жестокость, несвободность, подавление личности — вот что стоит за этой «романтикой».

    • Странно Вы рассуждаете. Романтичным видится всё то,что не «не как у нас». Для японцев — это веками сложившийся образ жизни. Оглянитесь на нашу историю, и заметите, что у нас подавления личности было не меньше. А романтика для европейца и в Африке, и в Индии, и в Арабских странах. Только он там несможет выжить, не для них это.

  7. За что же мальчиков-служек распяли. Детей еще можно было перевоспитать в нужном направлении. Жестоко!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

три + одиннадцать =