Государство Селевкидов – античный Восток (часть IV) - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Древние цивилизации » Государство Селевкидов – античный Восток (часть IV)

Государство Селевкидов – античный Восток (часть IV)

Несмотря на то что под нажимом Рима Антиоху IV пришлось отказаться от вмешательства во внутренние дела Птолемеевского Египта, сильный и опасный соперник был надолго «выведен из строя». Селевкидский царь, избавившись от угрозы с запада, завладев богатыми трофеями, продолжил укрепление своей власти над провинциями державы и возвышение эллинской культуры. Государство Селевкидов – это название, использующееся в историографии нашего времени. Современники называли селевкидских правителей царями Вавилонии, царями Сирии или Владыками Азии. Сами царствующие Селевкиды предпочитали себя называть, по всей вероятности, царями Сирии – по названию сатрапии, в которой находилась их столица Антиохия. Иногда название Сирийское царство служит для обозначения государства Селевкидов и в сегодняшней исторической науке.

В 170 г. до н.э. начались волнения в присоединенной к государству Селевкидов при Антиохе III Иудее. Ее как иудея отделилась от государства селевкидовнаселение исповедовало иудаизм – аврамическую религию, в основе которой лежит культ того же единого Бога-творца, управляющего Вселенной, что и в появившихся столетия спустя христианстве и исламе. Как и во всех аврамических религиях, в иудаизме величайшим грехом рассматривается обожествление еще кого-либо или чего-либо, кроме единого Бога. Иудаизм проповедует полную покорность человека Богу, что, в частности, должно выражаться через строгое соблюдение установленных в иудейском Священном Писании законов, охватывающих как бытовую сферу жизни, так и политический уклад. Преданность единому Богу является залогом счастья и блаженства в загробной жизни, тогда как обожествление кого-либо или чего-либо, кроме единого Бога, пренебрежение установленными им законами обрекает человека на страшные загробные мучения. Эллины же исповедовали принесенную ими с Балканского полуострова так называемую олимпийскую религию, представляющую собой сложный конгломерат одухотворения сил природы, народных преданий и культа человеческой личности, выраженного в почитании «верховных богов», обитавших, по представлениям греков и македонян, на горе Олимп в Фессалии, имевших выраженные антропоморфные черты во внешнем облике и поведении, и многочисленных божеств низшего порядка. Греки и македоняне относились к своим богам скорее как к «старшим компаньонам» людей, чем как к властителям Вселенной. Они совершали богослужения и жертвоприношения, рассчитывая взамен получить от богов какие-то жизненные блага, удачу, опасаясь навлечь на себя божественный гнев, почему иудеи выступили против греков и македонянкоторый, по их представлениям, мог стать причиной различных несчастий. Однако олимпийская религия не содержала в себе выраженных норм морали, не устанавливала для людей каких-либо законов земной жизни, и идея посмертного воздаяния за добрые или злые дела в ней тоже была развита довольно слабо. Боги, которым поклонялись древние греки и македоняне, не были однозначно положительными персонажами: их наделяли чертами характера, свойственными людям, в том числе отрицательными, такими как мстительность, коварство, одержимость страстями.

как начался упадок державы селевкидов

Иерусалим эпохи Второго храма, частью которой является и период зависимости Иудеи от эллинистических государств. Выделяющийся на переднем плане города крупный архитектурный комплекс — Второй Иерусалимский храм

Иудаизм, которому было привержено население Иудеи, и олимпийская религия эллинов не могли ужиться вместе. Иудеи рассматривали греков и македонян как язычников, врагов единого Бога, а их уклад жизни считали развратным и кощунственным. Когда под влиянием политики царей-Селевкидов в Иудее некоторые знатные люди стали благосклоннее относиться к эллинской культуре и сами воспринимать ее, это привело к внутреннему социальному конфликту. Эллинизированная прослойка населения, в том числе некоторые согласившиеся пойти на соглашение с Селевкидами в духовных вопросах священники, не получили широкой поддержки народа Иудеи. Попытка властей возвести в сан первосвященника лояльную к эллинизму кандидатуру вызвала массовые протесты, для подавления которых в Иудею вошел усиленный царский гарнизон. В 168 г. до н.э. по региону прошел слух, будто Антиох IV погиб. Воодушевленные им сторонники нерушимости иудейских обычаев подняли восстание. Оказвшийся живым Антиох IV лично прибыл с войском в Иудею и жестоко подавил мятеж, разграбив главный иудейский город Иерусалим. Полагая, что теперь мятежная провинция надежно усмирена, царь решил для предотвращения повторных антиэллинских выступлений вообще запретить иудеям исполнять религиозные законы. Главный храм Иерусалима был демонстративно превращен в святилище верховного олимпийского бога Зевса, и Антиох IV лично совершил на нем жертвоприношение, заколов при этом свинью – животное, рассматривающееся в иудаизме как нечистое. Священнические должности заняли местные царские сторонники. Пытающиеся протестовать против такого надругательства над их религией и просто продолжавшие соблюдать религиозный закон иудеи заключались в тюрьмы, подвергались пыткам и казням. Были разрушены городские укрепления Иерусалима; вместо них была построена отдельная крепость, в которой поселились местные сторонники эллинизации.

что антиох делал с иудеей

Франческо Айец «Разрушение Иерусалимского храма». Картина была посвящена автором разрушению Второго храма в Иерусалиме римлянами, однако на полотне изображены воины, имеющие не древнеримские, а эллинские одежду и вооружение, в связи с чем запечатленное на ней больше соответствует событиям иудейско-селевкидского противостояния

Однако полного усмирения народа Иудеи не получилось. Представители ее народа скорее предпочитали умереть как мученики, чем отступиться от своей религии. В горах развернулось полупартизанское движение, возглавленное священником Маттафией; повстанцы совершали набеги в долины, срывая деятельность царских чиновников, разрушая олимпийские святилища, убивая сторонников эллинизма. После смерти Маттафии в 166 г. до н.э. иудейских повстанцев возглавил его сын Иуда по-прозвищу Маккавей («молот»). Впоследствии это прозвище закрепилось за всеми местными борцами против господства Селевкидов. Иуда Маккавей сумел надежно объединить и организовать повстанцев, а также в несколько раз увеличить их ряды. Повстанческое войско принялось вытеснять из Иудеи селевкидские гарнизоны. Антиох IV направил в Иудею дополнительные контингенты войск, но лично руководить подавлением восстания не смог: ему нужно было срочно отправляться в окраинные провинции державы, лежавшие восточнее Сирии, так как там некоторые сатрапы, посчитав, что царская армия ослаблена войной с Египтом, провозгласили независимость, а в другие земли совершили вторжения войска соседних держав.

Летом 165 г. до н.э. Антиох IV отправился с основными военными силами на восток, назначив своего малолетнего сына, тоже Антиоха, соправителем, а в регенты ему – одного из своих полководцев, сатрапа Южной Сирии Лисия. Лисий же должен был контролировать подавлением восстания маккавеев в Иудее. Главным врагом Селевкидов в Западной Азии было молодое государство Великая Армения, располагавшееся на стыке Малой и Передней Азии и Южного Закавказья. Когда-то оно тоже являлось селевкидской сатрапией, возглавляемой зависимыми от эллинских царей местными правителями. Послекакие неэллинские государства пытались захватить владения селевкидов поражения от римлян в битве при Магнесии отец Антиоха IV Антиох III отказался от части западно-азиатских владений, в том числе от Великой Армении. В связи с этим царствовавший в той его бывший полководец Арташес провозгласил независимость своего государства. Теперь оно набрало мощь и само стало захватывать соседние земли, в том числе остававшуюся во владениях Селевкидов Таронитиду. Отвоевание Таронитиды и стало первой целью восточного похода Антиоха IV. Античные историки, кроме Аппиана, сообщают, что Антиох IV переправился с войском через реку Евфрат и дошел до реки Тигр, на котором состоялось его сражение с войском Арташеса. Сражение оказалось неудачным для Антиоха, и он был вынужден отступить, оставив Таронитиду в руках армянского царя. Аппиан, живший во II в. н.э., утверждает прямо противоположное: Антиох IVгде был антиох четвертый во время восстания маккавеев захватил Армению, взял Арташеса в плен и принудил к покорности. Но так или иначе, уже через несколько лет Арташес снова активно оспаривал владычество Селевкидов над Западной Азией и действовал в союзе с другими их врагами. После битвы с Арташесом Антиох IV повел войска в Мидию и Персию, где начались мятежи. Главный город Мидии Экбатана по его указанию был переименован в честь него самого в Эпифанию. Во время этого похода Антиох IV Эпифан, оказавшийся последним селевкидским царем, которому удавалось поддерживать относительный порядок во всей необъятной античной державе Востока, умер осенью 164 г. до н.э.

Одни источники говорят, что причиной смерти экспансивного царя стала болезнь, усилившаяся после прихода горестной для что такое восстание маккавеевнего вести о бесславном поражении направленных Лисием войск в Иудее. Маккавейские повстанцы разбили посланные против них не сумевшие своевременно соединиться селевкидские гарнизоны поодиночке, в том числе войско, ведомое самим Лисием; погиб и наместник граничившей с Иудеей области Самария Аполлоний, первым приступивший к попытке подавления восстания. По другой версии, которая обычно рассматривается как более убедительная, Антиох IV погиб в схватке то ли с иранскими повстанцами, то ли с собственными поднявшими мятеж воинами возле города Табы недалеко от современного Исфахана (Иран).

В декабре 164 г. до н.э. иудейские повстанцы взяли под контроль почти всю территорию своей страны. В как после смерти антиоха четвертого в государстве селевкидов начались смутыИерусалиме селевкидский гарнизон с местными сторонниками эллинистических порядков оказались осаждены повстанцами в городской цитадели. Регент при девятилетнем новом царе Антиохе V Лисий собрал новое сильное войско и, вновь явившись в Иудею, принялся вытеснять повстанцев в труднодоступные районы и в конце концов восстановил селевкидский контроль над бóльшей частью территории страны. Он отменил большинство дискриминационных указов Антиоха IV, в том числе о запрете соблюдения иудейских религиозных законов, начал преследование некоторых особенно рьяных поборников эллинизма, притеснявших собственных соплеменников, однако вернуть доверие местного населения уже было невозможно. Народ не желал признавать назначаемых селевкидской администрацией и ее сторонниками из местной знати первосвященников. Повстанцы продолжали контролировать часть отдаленных районов Иудеи.

В целом Лисий пытался держать курс на сохранение прочности верховной власти, установленной Антиохом III и Антиохом IV. Однако у него сразу же нашлось много недоброжелателей среди других полководцев и сановников, которые не хотели повиноваться человеку, бывшему не выше их по происхождению. Пока он был занят подавлением иудейского восстания, против него выступил оставленный присматривать за малолетним царем вельможа Филипп, собравший войско в Персии. В 163 г. до н.э. Лисий во главе с верными ему войсками разбил мятежников Филиппа. Опасаясь за свое дальнейшее положение, он заключил соглашение с Римом, рассчитывая в случае новых мятежей заручиться помощью римской армии, которая, как показал печальный опыт войн Антиоха III, действовала на поле боя намного эффективнее эллинистической. Римляне в обмен на союз потребовали исполнения условий Апамейского договора, в том числе о запрещении Селевкидам держать свой военный флот на Средиземном море и боевых слонов в Малой Азии. В противном случае римский Сенат угрожал признать права на селевкидский престол находившегося в Риме в заложниках Деметрия – сына Селевка IV и двоюродного брата нынешнего царя. Это означало бы новую войну с римлянами. Лисий был вынужден допустить в Сирию и Малую Азию римский отряд во главе с Гнеем Октавием, годом раньше занимавшем в Риме должность консула. Римляне принялись жечь боевые корабли и калечить слонов, а также чинить притеснения местным жителям.как у селевкидов возникли проблемы с парфией Примерно в то же время отдаленные восточные провинции державы стало захватывать Парфянское царство. Парфия когда-то тоже была селевкидской сатрапией, но около 250 г. до н.э. на фоне местных антиэллинских протестов ее завоевало кочевое какая особенная опасность стала угрожать селевкидской державе во втором веке до нашей эрыираноязычное племя парнов, вероятно, массагетского происхождения, то есть, родственное скифам. Вождь парнов Аршак стал первым парфянским царем. Теперь, почти столетие спустя, Парфянское царство стало расширять свою территорию, захватывая другие восточные владения Селевкидов.

какой враг селевкидов был самым грозным

Изначальная территория Парфянского царства (коричневым)

В Сирии и Малой Азии распространялось недовольство регентством Лисия. В малоазиатском городе Лаодикия был убит римский посланник Гней Октавий. Тем временем, узнав о волнениях на родине, бежал из Рима и сумел добраться до Сирии Деметрий. Народ и войско тут же перешли на его сторону. Лисий и сам одиннадцатилетний царь Антиох V были убиты, и Деметрий взошел на селевкидский престол. Римский Сенат, не видевший особых причин ссориться с новым царем Азии, признал его законным правителем.

Но даже несмотря на поддержку и Рима, и родной эллинистической Сирии, Деметрий также был вынужден бороться и с не желавшими признавать его власть мятежными сатрапами, и с национально-освободительными движениями в окраинных провинциях. Наместник Мидии Тимарх сумел своими силами, без помощи занятых войнами с иудейскими повстанцами и Филиппом главных царских войск отразить вторжение в свою сатрапию парфян. Это способствовало исключительно высокому подъему его авторитета в глазах мидян. Стремясь к независимой власти, он объявил убившего Антиоха V Деметрия узурпатором и отказался присягать тому. Собрав в верной Мидии большое войско, Тимарх захватил Вавилонию – вторую по богатству и культурной значимости сатрапию Селевкидов. Однако жители той не были в восторге от его власти. В 160 г. до н.э. войска Деметрия нанесли поражение Тимарху, сам он погиб. За это вавилоняне прозвали Деметрия Сотером – Спасителем. В том же году или годом раньше Деметрию удалось нанести и чувствительный удар по иудейским повстанцам; Иуда Маккавей погиб в сражении. Однако война в Иудее все равно продолжалась; повстанцев, контролировавших большинство отдаленных от Иерусалима сельских районов, возглавили братья Иуды Ионафан и Симон.

Против Деметрия продолжал выступать брат погибшего Тимарха Гераклид, который вдруг представил римскому Сенату некоего юношу Александра, утверждая, что это – сын Антиоха IV, имеющий больше прав на селевкидский престол, чем Деметрий. Римлянам уже поднадоел тоже не желавший быть послушной марионеткой в их руках Деметрий, и они согласились поддержать нового совершенно неожиданного претендента на трон в Сирии. На стороне Гераклида и Александра, прозванного Баласом (возможно, от семитского «господин») выступили и давние союзники Рима и враги Селевкидов Египет и Пергам. При поддержке трех держав противники Деметрия подняли новый мятеж в Селевкидской державе. Поддержали Гераклида и Александра и вожди иудейских повстанцев. В 150 г. до н.э. Деметрий погиб, кто такой александр баласАлександр Балас был возведен на престол. Не имея, однако, широкой поддержки со стороны сирийской знати, Александр был вынужден опираться на помощь оправившегося от причиненного Антиохом IV разорения Египта. Его женой стала дочь правившего в Египте Птолемея VI. Выполняя обязательства перед поддержавшими его Маккавеями, он предоставил широкую автономию Иудее, присоединил к ней некоторые районы соседней Самарии, значительно снизил взимаемые с иудейского населения налоги и признал одного из повстанческих вождей – Ионафана, первосвященником. Ионафан был также наделен титулом «друг царя». Не имея возможности, а может быть, и желания, со всей самостоятельностью заниматься государственными делами, Александр погрузился в разгульный образ жизни.

Достаточно быстро, однако, Александр рассорился со своим покровителем – Птолемеем VI. Тот стал поддерживать противников Александра, которые провозгласили царем подростка сына Деметрия Сотера, тоже Деметрия, укрывавшегося на острове Крит в Средиземном море. В 147 г. до н.э. Птолемей совместно с критским воинством, поддержавшим юного Деметрия, начал войну с верными Александру Баласу силами. Война шла два года, и наконец, в 145 г. до н.э. объединенные силы Египта и сторонников Деметрия нанесли решительное поражение Александру, однако Птолемей VI получил в битве смертельное ранение. Александр бежал в арабское государство Набатею, но правитель той Завдиил, не желая портить отношения с сильным Египтом, приказал его казнить, а голову отправить Птолемею. Это было исполнено, но вскоре после получения столь ценного подарка Птолемей VI умер от полученной в сражении раны.

Занявший селевкидский престол Деметрий II, хотя и торжественно титуловался словом «Никатор» («победитель») – подобно самому основателю державы Селевку I, большой популярностью у подданных не пользовался. Египетские войска после войны вернулись домой. Главной опорой Деметрия II оставалось наемное критское войско. Критяне вели себя в Антиохии как оккупанты, грабя и притесняя местных жителей. В конце концов население селевкидской столицы подняло волнения и принялось громить критский гарнизон. Деметрий приказал жесткими методами подавить восстание, в связи с чем зарекомендовал себя как предатель, отдавший родную столицу на поругание чужеземцам. Против него выступил бывший полководец его отца Деметрия Сотера Диодот Трифон, захвативший Антиохию и провозгласивший царем трехлетнего сына Александра Баласа Антиоха VI. Деметрий II с верными войсками ушел в город Селевкию, который сделал второй столицей державы. В государстве сложилось двоевластие.

Главным яблоком раздора между, в сущности, одинаково мало популярными в Сирии Трифоном и Деметрием II стала мятежная Иудея. И регент Антиоха VI, и «недонизложенный» Деметрий пытались в борьбе друг с другом заручиться ее поддержкой, при этом оба считали ее своей подвластной землей. В ответ на неохотное выполнение Деметрием II обещания о передаче находившейся под контролем селевкидских командующих иерусалимской цитадели под управление местных властей, сформированных из повстанческой верхушки, фактически возглавлявший страну Ионафан пошел на соглашение с Трифоном, который передал Иудее некоторые территории вдоль берега Средиземного моря. Это позволило Иудее завязать активную морскую торговлю и установить дипломатические отношения с дальними державами, в том числе постоянно пытавшимся навязывать свою волю селевкидским правителям Римом. Испугавшись, что Иудея выйдет из-под его контроля, Трифон коварно захватил в заложники Ионафана и его сыновей. В ответ в Иудее началось новое антиэллинское восстание во главе с братом Ионафана какую роль сыграла иудея в упадке селевкидской державыСимоном. Под ударами повстанцев царские войска стали снова отступать из непокорной страны. Раздосадованный Трифон приказал казнить Ионафана с сыновьями. Воспользовавшись удобным случаем, Деметрий II заключил с иудеями союз: маккавейское руководство формально признавало его царем, он же в обмен вовсе освобождал народ Иудеи от уплаты всяких налогов. Иудейские войска, установив полный контроль над своей страной, продолжили наступление против верных Трифону сил, захватывая новые области, которые Деметрий II признавал владениями Иудеи. В 142 г. до н.э. Трифон, терпевший неудачу за неудачей, объявил о низложении малолетнего Антиоха VI и провозгласил царем себя.

Воспользовавшись смутой в составлявших политическое ядро державы Селевкидов ее западных владениях, как выглядели воины парфянского царствана востоке активизировало наступление Парфянское царство, возобновившее захват восточных селевкидских провинций. Удаленность тех от Антиохии делала невозможными регулярный царский контроль, своевременный подход главных сил царской армии; большинство дел местным правителям и сатрапам приходилось вести самостоятельно. В 139 г. до н.э. Деметрий II организовал военный поход на восток против парфянского царя Митридата I. Однако после первых успехов войско Деметрия было разгромлено, сам он попал парфянам в плен. Прошагав тысячи километров на запад, парфяне захватили все восточные и центральные селевкидские провинции, включая Бактрию, Персию, другие ираноязычные области, бóльшую часть какие парфянские цари воевали с селевкидамиМесопотамии и богатую Вавилонию. Территория государства Селевкидов сократилась более чем в три раза, и на ее бывших землях к востоку от Сирии возникла новая грозная держава. Наследники Селевка I Никатора теперь сохраняли за собой лишь Сирию и части Малой Азии и Месопотамии, словом, территории, над которыми и раньше могли удерживать более-менее стабильный контроль. Но и оставшиеся владения теперь систематически сотрясали смуты и междоусобия.

Расширение территории Парфянского царства и сокращение территории государства Селевкидов

Узнав о захвате большей части владений державы Митридатом I и пленении Деметрия II, на родину срочно возвратился младший брат царя Антиох, находившийся к тому времени на острове Родос в Эгейском море. Его поддержало и провозгласило новым царем большинство эллинского населения остававшихся под контролем сторонников Деметрия территорий. Собрав сильное войско, Антиох VII сначала предпочел устранить внутреннюю угрозу и повел решительную войну против Диодота Трифона, действуя совместно с правителем Иудеи Симоном. Объединенным войскам Антиоха VII и Симона удалось в 138 г. до н.э. вытеснить самозваного царя Трифона из всех подвластных тому земель. К этому времени низложенного Трифоном малолетнего Антиоха VI уже не было в живых: Трифон утверждал, что тот умер от тяжелой болезни, однако более вероятно, что он, не имевший кровного права на трон, на который воссел, сам приказал убить мальчика. Антиох VII восстановил селевкидскую власть над Сирией и прилегающими областями Малой Азии. Бежавший Трифон был, по одним данным, казнен, по другим, покончил с собой.

Одержав победу над Трифоном, Антиох VII потребовал реальной, а не формальной, покорности от Иудеи.как иудея отделилась от государства селевкидов Это около 134 г. до н.э. привело к его войне с вчерашним союзником. Селевкидские войска вновь осадили Иерусалим. Однако о своей готовности оказать поддержку Иудее заявил Рим, а на востоке зловещим колоссом над оставшимися владениями Селевкидов нависала держава парфян. В конце концов, не сумев в краткие сроки сломить сопротивление иудейских войск, царь удовлетворился уплатой иудеями контрибуции и их гарантией не притязать на власть над селевкидскими городами. Иудея после долгого периода нахождения в составе сильных держав, основанных иноземцами, обрела государственную независимость, правда, как впоследствии оказалось, на не слишком долгое по историческим меркам время.

Замирив свой тыл, Антиох VII организовал большой поход против парфян, что сделал антиох седьмой для селевкидского государстванамереваясь отвоевать захваченные теми селевкидские провинции на востоке и освободить пребывавшего в парфянском плену старшего брата Деметрия II. Наступление селевкидской армии неожиданно для парфянского царя Фраата II – наследника Митридата I, оказалось поначалу очень успешным. Нанесши ряд сокрушительных поражений парфянским войскам, Антиох VII отбил у них Месопотамию, Вавилонию и Мидию, открыв себе дорогу в Персиду и собственно на Парфию. Спасая положение, Фраат II освободил Деметрия II, так как рассчитывал, что оба царя начнут борьбу за власть, и это позволит ему самому устоять. Однако эта мера оказалась излишней: в пути войска Антиоха жестоко грабили местное население, что позволяло успешно действовать парфянским агентам, подбивавшим народ на мятежи. В какой парфянский царь победил антиоха седьмогорезультате организованного агентурой Фраата II восстания в тылу селевкидской армии ее оставленные на местах гарнизоны были разгромлены. Поспешивший на помощь своим тыловым войскам с главными силами Антиох VII попал в организованную парфянским царем засаду и погиб. Тем временем поспешно освобожденный парфянами Деметрий II благополучно добрался до Антиохии и снова воссел на селевкидский престол. Фраат II, возвращая захваченные ранее его отцом Митридатом и на короткое время снова оказавшиеся в руках Селевкидского государства земли, вступил с войском в Вавилонию, откуда собирался начать поход на Сирию. Нависла угроза над самим существованием государства Селевкидов. Но в это время вторжение в Парфию враждебных племен на востоке вынудило Фраата II повернуть свою армию обратно.

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







2 комментария

  1. Лионелла

    Иуда Маккавей незаслуженно забыт, только историкам известен или тем, кто интересуется историей. Зато про Иуду, предавшего Христа знают даже дети. Странная память у людей.

  2. Антикюрай

    На торгах встречал монету с Антиохом 7 от 600 рублей до 3 тысяч. Выставлено много. Каким образом столько монет сохранилось до нашего времени, интересно знать?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

9 + 17 =