Христианство, возникшее в I в. н.э. в Римской империи как религия, основанная на почитании единого Бога-Создателя и следовании примеру посланного им к людям Спасителя — Иисуса Христа, в языческом античном мире очень долго: на протяжении веков, подвергалось преследованиям со стороны властей. Однако, несмотря на преследования, оно находило все больше и больше последователей во всех древнеримских провинциях: людей привлекали понятность и простота культа, возможность видеть в Едином и Всемогущем Боге любящего свои творения заступника, четкое разграничение справедливости и зла, общинное единство всех ранних христиан, независимо от социального положения в римском государстве — от нобилей (аристократов) до рабов. В конце концов возникшая в древнеримской провинции Иудея на Ближнем Востоке монотеистическая религия получила признание на самом высоком уровне: император Константин I, перенесший столицу империи из Рима в Константинополь, в начале IV в. сделал ее государственной, а позже приказал разрушить языческие храмы. И сам перед смертью принял крещение. В то же время ставшей многочисленной христианской общине пришлось многим заплатить за такое благоволение со стороны высшей власти в Римском государстве: церковь — ее духовно-управленческая организация, фактически стала придатком древнеримской административной структуры. Была упразднена традиционная выборность христианских духовных лиц: если раньше община сама признавала духовного предводителя из своей среды, то теперь священников назначали вышестоящие церковные иерархи. Священники должны были проповедовать покорность светским властям, невмешательство верующих в существующие государственные порядки. В свою очередь, императоры поддерживали тех духовников, кто был им наиболее лоялен, подвергая преследованиям их оппонентов. Хотя со времени Константина I светской столицей империи был не Рим, а (до ее распада в 395 г.) Константинополь, глава церкви — Папа (от древнегреческого «πάππας — отец»), традиционно заседал в Риме. После окончательного падения Римской империи в V в. Папа Римский превратился в независимую политическую фигуру, через подчиненный ему церковный аппарат оказывающий духовное влияние практически на весь христианский мир, оказавшийся поделенным границами разных государств. Христианство продолжало активно распространяться по Европе, и в начале Средневековья его приняли и ввели в качестве государственной религии правители королевств Запада, а в X в. — русский князь Владимир.
Независимость римского папского престола способствовала дальнейшему укреплению церковного влияния. Люди Средневековья важнейшее место в своей жизни отводили религии, которая была их постоянной надеждой на улучшение земной жизни, на спасение и вечное блаженство в жизни загробной. В то же время абсолютное большинство человечества того времени не имело достаточно знаний, чтобы уметь анализировать широкие социальные процессы, понимать многие физические явления. Поэтому большое значение люди средних веков придавали обрядовой стороне религии, которая подчас теснила в их сознании сторону духовную. Христиане стремились дотошно исполнять введенные церковью сложные культовые обряды, видя в этом непременный залог спасения. Высшее духовенство имело полномочие отлучать от церкви непокорных ей людей, что означало запрещение для них участовать в общих молитвах и получать от священников отпущение грехов. А Папа мог на целые области и даже государства накладывать интердикт — запрещение местным священникам отправлять культовую службу. Страх перед попаданием в Геенну в загробной жизни быстро приводил людей Средневековья к покорности, и на колени перед Папой под угрозой интердикта, который был способен спровоцировать неукротимые народные волнения, становились даже короли. Впрочем, у церкви, в отличие от королей, не было своей военной силы, и иногда правители в своих конфликтах с Папой пускали в ход оружие, силой приводили на церковный престол угодных им людей. Но чаще всего между папами и европейскими монархами действовал своего рода «симбиоз»: церковь в своих проповедях поддерживала действующую власть, а светские власти следили за исправным сбором церковных податей и оказывали церкви военную и полицейскую поддержку в борьбе с ее противниками.
Высокая степень духовной власти над всем христианским миром, в расцвет Средневековья охватившим всю Европу и ряд богатых областей Западной Азии, конечно, способствовала развращению высшего христианского духовенства. Простым людям было запрещено критиковать политику и нравы церкви. Случалось, что Папы вводили в религию новые положения, не существовавшие ранее, но способствовавшие укреплению их власти. Епископы, не стесняясь, жили в роскоши на уплачиваемые им населением церковные подати, дохода с обширных церковных земель, которые щедро дарили церкви короли в обмен на их духовную поддержку, и различные пожертвования и взносы. Время от времени борьба за наиболее престижные и богатые места в церковной иерархии начинала расшатывать изнутри мощный церковный аппарат. Низшее духовенство и простой народ тоже нередко, несмотря на угрозу отлучения и преследования со стороны светских властей, начинали протестовать против лицемерия высших иерархов, поддержки церковью деспотичных правителей, роста церковных повинностей. Недовольный народ то и дело начинал по-своему, без оглядки на церковников, толковать Библию — свод основного христианского учения, и формировать независимые религиозные течения — ереси (от древнегреческого «αἵρεσις — выбор»), искать собственный путь к спасению. В обычное время внутренние противоречия в христианской церкви, ее конфликты с недовольным мирским населением не приводили к серьезным политическим событиям и потрясениям. В церкви действовала своя система органов духовного сыска и суда — инквизиция (от латинского «inquisitio — следствие»), занимавшаяся изобличением еретиков и недовольных, возвращением их в покорность, а наиболее непримиримых отдававшая светским властям для казни. Но когда церковные и церковно-мирские противоречия совпадали с противоречиями в отношениях между государствами, народами, враждующими светскими политическими группировками, происходили серьезные религиозные расколы. Так, в 1054 г. произошла Великая схизма — раскол прежде единой церкви на Римско-католическую (оставшуюся верной Папе) и Православную (ортодоксальную, возглавляемую Константинопольским Патриархом, выступавшим против вводимых папами религиозных новшеств). Конфликт между Папой и Константинопольским Патриархом совпал с желанием византийских императоров, правивших в Константинополе, быть полностью независимыми правителями, в том числе в духовной области, в своих землях. Подобные конфликты, имевшие одновременно религиозную и политическую окраску, время от времени сотрясали Европу в течение всего Средневековья. С одним из таких конфликтов тесно связано имя чешского проповедника Яна Гуса.
Чехи — славянский народ Восточной Европы, приняли христианскую религию в IX в. Среди славян христианское учение обычно распространяли миссионеры из Константинополя, обряд которых, хотя в то время еще не произошло раскола двух церквей, уже значительно отличался от римского. К концу того же столетия чешские князья, объединившись, создали собственное государство, которое, чтобы защититься от притеснявшего чехов соседнего славянского государства — Моравии, запросило покровительства Восточно-Франкского королевства Западной Европы (Германии), в обмен признав над собой духовную власть епископа немецкого города Регенсбург, следовавшего римскому (латинскому) обряду. Через двести лет римский обряд окончательно вытеснил в Чехии константинопольский (т.н. восточный), и чешское духовенство, сохранив верность Папе Римскому, стало частью Римско-Католической церкви. К тому времени восточно-франкские, то есть, германские, короли присоединили к своему государству обширные земли, в том числе Северную Италию с городом Римом. Но они не ограничили духовную власть Папы, а наоборот, стали считать пап своими союзниками и соправителями. Тесный союз с Папой — духовным правителем всех христиан-католиков, значительно усиливал их политическое влияние, что компенсировало их нередко шаткое из-за вольнолюбия многочисленных вассалов государственно-административное положение. Созданное германскими королями в союзе с папами обширное государство в Европе стало называться Священная Римская империя. С середины XI в. в вассальной зависимости от него оказались и короли Чехии. Императоры, постоянно противодействуя тяге к независимости своих вассалов, стремились насадить в провинциях единые для всего государства порядки, общий административный аппарат. В Чехии это вызывало особенное недовольство, так как ее население было славянским по происхождению, а не германским, как в большинстве других имперских областей. Чехи то и дело выступали против верховной власти германских императоров. И, как следствие, против поддерживавшего вслед за Папой светскую власть тех местного высшего католического духовенства.
Ян Гус родился в 1369 г. на юге Чехии, в городе Гусинец. За шестнадцать лет до того Европа пережила страшную демографическую катастрофу: до трети ее населения вымерло от поражающей своими масштабами пандемии чумы, известной как Черная Смерть. Это привело европейские народы к дальнейшим серьезным социальным и политическим потрясениям. Об этой пандемии мы на history-thema писали в статье от 30.01.18. Болезнь опустошила Германию, но Чехия была ею затронута в гораздо меньшей степени. Это способствовало резкому усилению сепаратистских тенденций в Чехии: почувствовав ослабление влияния германских феодалов, составлявших главную опору императора, чешская знать все меньше стала оглядываться в своей политике на волю последнего. В столице Чехии Праге действовал свой университет — самоуправляющаяся община, состоявшая из ученых людей и приходивших со всей страны слушать их лекции искателей знаний — студентов. Однажды туда на учебу поступил и Ян Гус. Вся большая европейская наука в то время была сосредоточена вокруг религии; важнейшей дисциплиной считалось богословие, а прочие: история, астрономия, риторика, логика и др., были скорее вспомогательными, изучались для того чтобы улучшить качество духовных проповедей, вычислять время наступления религиозных праздников, умело вести спор с еретиками. Европеец средних веков единственной целью своей земной жизни видел обеспечение себе спасения в жизни загробной, и этому и служила наука. Соответственно, все университеты находились под прямым влиянием церкви, их высший преподавательский состав имел церковный сан.
Католическая церковь к тому времени давно уже, однако, переживала не самые лучшие свои времена. Только в 1377 г. закончилось шестидесятидевятилетнее Авиньонское пленение пап — период, когда римские папы находились под сильным влиянием королей Франции, и их резиденция находилась не в Риме, а во французском Авиньоне. Все папы избирались из французов. Эпидемия чумы произвела ужасное опустошение во Франции, что вызвало резкое ослабление власти французских королей. Воспользовавшись падением королевского влияния, папа Григорий XI вернул папскую резиденцию в Рим, разместив ее на Ватиканском холме, где, по преданию, был распят и похоронен в гробнице один из первых проповедников христианской религии апостол Петр. В 1378 г. Григорий XI умер. Когда кардиналы — лица высшего ранга в католической церкви, собрались в Риме на конклав — совещание, которое должно было избрать нового Папу, толпа римлян, недовольных постоянным вмешательством французских королей в духовные дела, потребовала, чтобы новый Папа был не французом, а итальянцем. Кардиналы, опасаясь и разъяренных римлян, и мести французской знати, избрали папой Урбана VI из итальянского города Неаполь, в котором правила французская династия. Урбан VI, однако, вовсе не собирался следовать в русле французской политики и вскоре настроил против себя многих кардиналов, которые объявили незаконным решение конклава о его избрании (потому что оно было принято под давлением толпы). Противники Урбана VI собрали свой конклав, на котором избрали папой Климента VII, графа Женевского. Тот, не признанный в Италии, разместил свою резиденцию снова во французском Авиньоне. Так в истории Римско-католической церкви наступил вызванный, прежде всего, политическими противоречиями между французской знатью и итальянскими городами Великий западный раскол. Часть церкви, поддерживаемая французской короной и феодалами, выказывала повиновение авиньонскому папе Клименту (авиньонская линия), часть, за которой стояли вольнолюбивые аристократы Италии, римскому Урбану (римская линия). Стремясь заручиться поддержкой остального католического мира, противоборствующие папы и стоявшие за их спинами политики оказывали покровительство разным странам Европы, особенное внимание уделяя тем, которые имели какие-то серьезные разногласия со странами, поддерживающими их противников. В результате вся светская Европа раскололась на два лагеря. А в Священной Римской империи наступил внутренний раскол: верные императору феодалы поддержали Урбана VI, тогда как тяготившиеся верховной императорской властью вассалы признавали папой Климента.
Ожесточенная борьба между собой церковных иерархов, спровоцированная противоборством светских политических группировок, сильно подрывала авторитет католической церкви, который и без того в значительной степени упал в годы Черной Смерти, когда церковные обряды не могли защитить народ от вымирания, а священники умирали точно так же, как и миряне. В 70-е гг. XIV в. в опустошенной эпидемией Англии проповедовал богослов Джон Уиклиф. Он прямо критиковал некоторые церковные институты и обряды, считая их ненужными. А наибольшую популярность снискал себе негативными отзывами об откровенном обогащении церкви за счет сбора налогов и пожертвований с народа, зарабатывающего свой хлеб тяжелым трудом. Указывая, что Иисус Христос и его апостолы тоже сами зарабатывали себе на жизнь, не стремились к роскоши, а наоборот, резко осуждали богатство, Уиклиф утверждал, что католическая церковь с ее ленью и пресыщенностью уже давно перестала быть праведной, поэтому недостойна ведать духовной жизнью людей. Вообще, люди, ведшие подобные проповеди, в средневековой Европе обычно быстро попадали в руки инквизиции и, если затем не отказывались от своих убеждений, заканчивали земную жизнь на костре. Однако государственный и церковный порядок в Англии из-за повальной разрухи, вызванной эпидемией чумы, был до того расшатан, что Джон Уиклиф дожил до своей естественной смерти в 1384 г., а его идеи стали быстро распространяться по разным европейским странам.
В значительной степени проповеди Джона Уиклифа воспринял и Ян Гус в Чехии, который в 1396 г. стал читать в Пражском университете лекции, получив степень магистра искусств. В 1400 г. он принял священство и стал деканом философского факультета. В 1401 г. он начал чтение проповедей в костёле (славянском католическом храме) Святого Михаила, в следующем же году его назначили настоятелем (главой) Вифлеемской часовни в Праге, построенной на частные деньги Яна Мюльхаймского за десять лет до того. Проповеди Гуса отличались живостью, обращенностью к повседневным проблемам чешского общества. Считая христианским долгом говорить правду, священник открыто критиковал перед мирянами не только жадных светских богачей: феодалов, городской патрициат, но и высших церковных иерархов, которых обвинял в прикрытии Божественным законом их собственной алчности. В то же время он не критиковал институт католической церкви сам по себе: он говорил, что церковь погрязла в пороках, и долг оставшихся честными священнослужителей — исправить ее, сделать снова достойной спасать человеческие души. Гус считал церковный раскол и противоборство между выбранными разными конклавами папами следствием развращенности высшего духовенства и не поддерживал в нем ни одну из сторон.
Прихожанам Вифлеемской часовни Гус говорил, что практиковавшееся церковью взимание платы за совершение обрядов и продажа церковных должностей противоречит христианской морали. Священники не должны купаться в богатстве и роскоши, а лишь удовлетворять, подобно Христу и апостолам, свои основные насущные потребности, причем налог на содержание духовенства следует взимать лишь с богатых людей. Богатство не греховно лишь тогда, когда оно получено справедливым и честным путем и используется на справедливые деяния. Несправедливые люди не имеют права владеть богатством. И даже власть, нарушающая Божественные заповеди, не может быть законной.
Ян Гус критиковал проповедуемый католической церковью запрет мирянам оспаривать истинность церковных постулатов. По его мнению, церковь должна учить людей Божьему закону, но миряне не должны были слепо принимать на веру все, что говорили священники, не сообразуя их слова со Священным Писанием. В качестве довода Ян Гус приводил слова Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Долг любого христианина же был, как утверждал Гус, во всем придерживаться правды и твердо отстаивать правду, даже если это опасно для спокойствия, благополучия и самой жизни. Ведь этот мир — бренный, и каждый человек должен стремиться к благополучию не в нем, а в вечной жизни.
Проповеди Гуса находили широкий отклик в сердцах чехов, которые были недовольны германским засильем в управлении империей и политикой поддерживающей власть королей Германии римской ветви католической церкви. Покровительство Гусу оказывал сам король Чехии Вацлав, который сам недавно занимал германский престол, но был изгнан из Германии своенравной немецкой знатью, отчего вполне разделял антигерманские настроения чехов. Вацлав проводил политику фактического ограничения церковного влияния светской властью, поэтому сам с воодушевлением проникался проповедями Гуса о недостойности католической церкви тех лет быть духовным пастырем христиан.
В 1409 г. группа священников — противников церковного раскола, созвала собор духовенства в итальянском городе Пиза, на котором было объявлено о низложении пап и римской (Григория XII), и авиньонской (Бенедикта XIII) линий. Вместо них собравшееся в Пизе духовенство провозгласило новым и единственно законным папой Александра V. Однако большая часть католического мира не признала решения Пизанского собора и сохранила верность соответственно либо Риму, либо Авиньону. Так католическая церковь раскололась уже на три линии, каждая из которых признавала собственного Папу. Папа пизанской ветви Александр V, стремясь привлечь на свою сторону духовенство разных европейских стран, приступил к осуждению противников их епископов. В том числе он издал буллу — постановление, об осуждении взглядов Яна Гуса в Чехии, согласно которой архиепископ пражский Збинек Зайиц получал церковное право наложить на обличающего пороки высшего духовенства проповедника санкции. Збинек объявил о запрещении учения Гуса в Чехии, в храмах началось уничтожение его книг. Однако попытка архиепископа запретить Гусу проповедовать наткнулась на решительное сопротивление возглавляемых королем Вацлавом светских властей. Духовенство, согласно канонам не имеющее право применять силу, без содействия светской власти не могло ни закрыть Гусу доступ в храм, ни разогнать толпы, собиравшиеся его слушать. Сам Гус отказался выполнять запрет архиепископа, сказав, что слово Христа стоит выше слова церковников, а потому он не вправе прекращать говорить христианам правду. Тогда в 1411 г. архиепископ Збинек прибегнул к крайней мере и, используя традиционный духовный авторитет, обвинил Гуса в ереси, что обыкновенно означало последующее преследование инквизицией и арест светскими властями. Однако в этот раз все вышло наоборот: король Вацлав обвинил архиепископа в клевете на Гуса и оскорблении собственного величества, так как по словам церковного сановника получалось, что он оказывал покровительство еретику. Архиепископ был вынужден бежать из Праги и в дороге умер. Владения священников, поддерживавших Збинека против Гуса, были конфискованы. Наложить санкции на короля церковь, расколотая на три лагеря, не могла: если бы один из трех враждующих пап объявил Чехии интердикт, король бы перешел на сторону другого.
Ян Гус, критикуя пороки католической церкви и в то же время считая себя ее членом, все же фактически начал формировать отдельное духовное сообщество. Центром общины его последователей стала Вифлеемская часовня в Праге, стены которой были украшены живописью с назидательными сюжетами. Он сам сочинил несколько духовных песен, которые широко распространились в народе. Стремясь сделать книги более понятными для простого народа, он впервые в истории ввел диакретические знаки на письме: теперь похожие, но разные звуки чешского языка стали обозначаться не совершенно одной и той же латинской буквой, а буквами, имеющими соответствующие значки сверху. Гус осуждал практиковавшуюся в то время продажу католическими иерархами грамот об индульгенции — освобождении от наказания за грехи от имени Бога.
Преемник умершего в 1410 г. папы пизанской линии Александра V Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Опасаясь вступать в конфликт с влиятельным в Европе духовным лицом, у которого в Праге были свои сторонники, король Вацлав уговорил Гуса уехать на юг Чехии, где вся местная знать была противником пизанской линии. Гус продолжил свои проповеди в городе Краковец.
К середине 10-х гг. XV в. европейские государства и сама католическая церковь уже устали от затянувшегося раскола и вызванных им социальных потрясений, выхода населения из повиновения властям под прикрытием поддержки разных церковных линий. Король Германии Сигизмунд — родной брат короля Чехии Вацлава, фактически выполнявший функции императора, престол которого из-за затянувшихся феодальных противоречий долгое время был свободен, решил воспользоваться удобным моментом для того чтобы восстановить авторитет германской короны. По его инициативе в городе Констанц германского маркграфства Баден 16 ноября 1414 г. открылся вселенский собор, на который прибыли влиятельные представители разных линий раскола и сами трое враждующих пап: римский Григорий XII, авиньонский Бенедикт XIII и пизанский Иоанн XXIII. Главной целью собора было решительное преодоление раскола. На собор Сигизмунд вызвал и Яна Гуса как авторитетного проповедника, много говорящего о пороках церкви, при этом гарантировал ему неприкосновенность. Однако уже в начале собора на обсуждение иерархов разных стран было вынесено содержание учения Гуса и Уиклифа. Как и следовало ожидать, оно было признано ересью, а сам Гус через месяц был арестован охраной Иоанна XXIII и заключен в дворцовую комнату. Кроме того, Гусу вменили организацию изгнания немцев из Пражского университета. Сигизмунд, несмотря на данное обещание, отказался вмешиваться в дела духовенства. Было очевидно, что он нарочно заманил столь неприятного для церковных иерархов всех линий раскола проповедника на собор, чтобы отдачей его в руки церковников заполучить их лояльность себе. Сторонники Иоанна XXIII подвергли Гуса допросу, однако Гус отказался отвечать на их вопросы. Тогда собор вынес заключение о признании его виновным на основании других доказательств, без его собственных показаний, и приговорил к смертной казни. Это вынудило его заговорить, чтобы опровергнуть обвинения.
Затем собор приступил к обсуждению законности духовной власти Григория, Бенедикта и Иоанна. В результате все трое пап были низложены. Новым, общим для всего католического мира папой был избран Мартин V. Иоанн XXIII, оставшийся без поддержки, бежал из Констанца, однако это не улучшило положение Яна Гуса, против которого было настроено все высшее католическое духовенство единогласно. Наоборот, взявший юрисдикцию над ним архиепископ Констанцский распорядился не выдавать ему ничего, кроме хлеба и воды. Тем не менее, в результате протестов чешского и моравского дворянства, обращенных к Сигизмунду, Гусу все же дали выступить на соборе. Слушание его дела проходило с 5 по 8 июня 1415 г. Констанцский собор повторно признал его виновным и приговорил к смертной казни. Однако приговор не стали приводить в исполнение немедленно. Почти месяц католические иерархи обращались к нему и буквально просили, чтобы он отказался от своих убеждений. Тяготившаяся императорской властью Чехия была, тем не менее, весьма обширной и политически мощной ее частью. Короли-братья Сигизмунд и Вацлав соперничали за свои троны: Сигизмунд был не прочь надеть на себя и чешскую корону, а Вацлав по-прежнему считал себя законным королем Германии. Казнь Гуса, столь авторитетного во всей Чехии среди всех слоев населения: от самого короля до простого крестьянина, могла иметь непредсказуемые последствия для германской короны и католического духовенства.
1 июля 1415 г. Ян Гус написал собору послание, в котором сам заявил, что как истинный христианин ни за что не отречется от своих слов, чем бы это ему ни грозило. После такого категоричного ответа католическому духовенству по традиции того времени ничего не оставалось другого, как передать его в руки светских властей для исполнения приговора. 6 июля бесстрашный проповедник был сожжен на костре. Через год та же участь постигла одного из его сподвижников Иеронима Пражского.
Констанцский собор, созванный по инициативе короля Сигизмунда, смог преодолеть раскол в римско-католической церкви, которая вновь стала единой. Для предотвращения повторных расколов на нем было принято постановление о верховенстве решений собора над решениями Папы, а также обязательности созыва новых вселенских соборов раз в определенное количество лет. Восстановление единства католической церкви сильно упрочило политическое влияние Сигизмунда. В 1419 г., после смерти Вацлава, он действительно стал и королем Чехии, а в 3 мая 1433 г. был официально коронован в Риме императорской короной. Однако казнь столь любимого всеми чехами проповедника спровоцировало в Чехии тот социально-политический взрыв, который должен был произойти в результате накопления всех противоречий между чехами и немцами, между простым народом и феодалами, между мирянами и церковью. Возмущенные чехи всех сословий восстали, произвели настоящее избиение священников и отказались принимать у себя отдавшего Яна Гуса на расправу иерархам Сигизмунда. Тяжелая и кровавая война императора с чешскими повстанцами — гуситами, продолжалась пятнадцать лет, в течение которых чехи не только наносили поражения войску Сигизмунда на своей территории, но и сами совершали походы в Германию. Только когда в самом движении гуситов произошел раскол на чашников — умеренных, и таборитов — радикальных, представленных в основном выходцами из бедных слоев населения, требовавших не только прекращения господства католической церкви и немецких феодалов, но и ликвидации сословного строя, установления деморкатического правления, имперским войскам удалось пойти на компромисс с чашниками и разгромить таборитов. В итоге Сигизмунд был признан королем Чехии в обмен на прекращение преследований последователей учения Яна Гуса и отобрание (секуляризацию) большей части земель католической церкви в Чехии в пользу государства.
Несмотря на преодоление раскола и восстановление своего единства, обретения заново политической независимости папами, католическая церковь уже не достигала былой степени духовного влияния на европейские государства, какое существовало до Авиньонского пленения пап. Христиане Европы все более смело подвергали критике проповеди официального духовенства, все меньше боялись оказаться под следствием инквизиции. Короли все меньше оглядывались в своей политике на волю пап. Не за горами было появление в Германии проповедника Мартина Лютера, положившего начало масштабному распространению в Европе протестантизма — нового христианского движения, отвергающего всякую церковную власть над народом, ориентированного на поддержку светской власти.
Ян Гус до сих пор не реабилитирован католической церковью, хотя в конце 1999 г. папа Иоанн Павел II осуждающе высказался о суровом приговоре, который вынес чешскому проповеднику Констанцский собор. Однако в самой Чехии, религиозные люди в которой по-прежнему следуют католическому вероучению, Ян Гус все равно почитается как национальный герой, главным образом как борец против германского засилья.
Для меня всегда было загадкой, почему древние римляне, отличающиеся веротерпимостью, преследовали именно секты христиан. Что касается Гуса, то догматы и были придуманы, чтобы не допустить расколов и появление новых сект. Море крови, пролитой во время гусситских войн доказывает обоснованность этого. Но они смогли сохранить свою самобытность и не позволили поглотить себя германцам.
Религия – это путь к Богу. Но куда вели своих прихожан священники, когда продавали им индульгенции? Какая уж тут вера и нравственность, если можно было откупиться от греха деньгами и даже купить себе прощение за будущий грех! Высшее духовенство на соборах решало, что считать истиной, а что – ересью. От верующих требовалось только соблюдать обряды, пополняя тем самым церковную казну. Стоит ли удивляться, что сейчас западные страны все больше напоминают Содом и Гоморру?
Родись Ян Гус сегодня, он предполагаю, не стал бы бороться с церковной властью, но, несомненно, нашел бы применение своим лидерским качествам.
В то время короли могли и устраивали церковный переворот, теперь же церковь получила некую независимость от правления, свободную экономическую зону не регулируемую государством…лучше бы было как раньше…а то посмотришь каждый второй поп ездит на мерседесе.