Западная Сибирь — очень обширный регион, охватывающий бассейн могучей реки Обь, простирающийся от холодного Карского моря до возвышенности Казахский мелкосопочник, от восточных склонов Уральских гор до берегов Енисея. Она лежит в трех природно-географических зонах: на севере раскинуты серые от мхов и ягеля бескрайние тундры, в средней части зеленеют дебри дремучей тайги, а по долинам рек тянутся топкие болота, на холмистом юге же простираются степи, перемежающиеся с березовыми и осиновыми рощами. Территория Западной Сибири будто расчерчена артериями полноводных рек, самые большие из которых Обь и ее левый приток Иртыш. Лето на большей части территории Западной Сибири очень теплое, а в южной, степной, части — даже жаркое, но зимой стоят знаменитые трескучие сибирские морозы, из-за которых плохо растут или вообще не могут расти многие земледельческие культуры. Происхождение названия «Сибирь» сегодня достоверно не известно. Первыми так стали называть земли, лежащие к северу от степей, в которых они кочевали, монголы и тюрки. Сегодня существуют лишь теории, объясняющие происхождение слова «Сибирь». Часть исследователей полагает, что слово это — монгольское, обозначающее лесистую или болотистую местность. Другие считают, что оно скорее тюркское, означающее «красивый»: несмотря на суровые зимние холода, обильная летняя зелень сибирской тайги радовала глаз заезжавших туда обитателей однообразных степных просторов. Многие исследователи больше склоняются с мнению, что «сибирь» — это название какого-то обитавшего на этих землях народа.
В Западной Сибири располагалась восточная часть области расселения древних финно-угров — первобытных племен, от которых происходят десятки современных народов, в том числе таких многочисленных как финны, эстонцы, венгры. Впоследствии древние финно-угры стали расселяться со своей первоначальной этнической территории как на запад, так и на восток, заселили большинство таежных областей Западной Сибири и вышли в степи на юге, где часть их перешла к кочевому скотоводству, образовав древний этнос мадьяр. Кочуя по степям дальше на запад, мадьяры прошли Южный Урал, междуречье Волги и Дона, Поднепровье и Причерноморье, перешли Карпаты и, смешавшись с издревле обитавшими в Восточной Европе племенами валахов, стали родоначальниками венгерского народа. Другая часть финно-угров осталась в Западной Сибири, позже став известной под названием «югра», и к концу I тысячелетия из югорских племен сложилось два этноса: ханты и манси. В северной части Западной Сибири проживали самодийские племена. Самодийцы, ханты и манси занимались в основном охотой, рыболовством и оленеводством, но у манси, живших южнее, а потому в более благоприятных климатических условиях, были распространены также скотоводство и земледелие. В конце старой — начале новой эры в западно-сибирские степи с территории современного Казахстана начинают проникать кочевые тюркские племена. В VI — IX вв. тюркоязычные кочевники составляли уже значительную часть населения степной Западной Сибири. В XIII в. в связи с завоеваниями Монгольской империи в Сибирь в большом количестве переселяются тюрки-кипчаки. Под давлением тюрок финно-угорское население степных западно-сибирских областей переселяется севернее — в таежную зону, а оставшаяся часть через некоторое время ассимилировалась в тюркской среде.
Под угрозой опустошительных вторжений монголов население обширного региона Обского бассейна признало над собой верховенство монгольских ханов. Западная Сибирь вместе со степями Восточной Европы и северной части современного Казахстана вошла в состав огромной северо-западной провинции Монгольской империи Улуса Джучи (Золотой Орды). В этой провинции, которая с 1266 г. стала независимым государством, правили потомки старшего сына основателя империи Чингисхана (Тэмуджина) Джучи, которого к тому моменту уже не было в живых. Западная Сибирь и территория современного Казахстана были объединены в так называемую Синюю Орду — имеющую единое верховное управление восточную часть Джучидского Улуса. В землях по реке Иртыш располагался имевший внутреннее самоуправление Тайбугинский (Тюменский) юрт, основанный Тайбугой — правителем, происхождение которого в разных источниках описывается по-разному, поэтому в настоящее время является неясным. Столицей Тайбугинского юрта до 1495 г. был город Чинги-Тура на территории современного города Тюмень. Тайбугинским юртом правили мурзы (сокращение от персидского «амир заде — сын эмира») — князья с широкими властными полномочиями, находившиеся в вассальной зависимости от хана Улуса Джучи. К концу XIV в. Западная Сибирь с Тайбугинским юртом была включена в вассальные владения Шибанидов — потомков пятого сына Джучи Шибана, которые, в свою очередь, тоже были вассалами верховного хана Улуса. Кроме Западной Сибири, владения Шибанидов охватывали Южный Урал и территорию современного Казахстана. Улус Джучи во второй половине XIV в. терзали жестокие междоусобные войны (Великая замятня) между претендовавшими на верховный ханский престол Джучидами, в которые они активно втягивали правителей вассальных владений. Именно благодаря помощи Шибанидов во главе с прежде лично претендовавшим на ханскую власть Араб-шахом на престоле Улуса-Джучи смог утвердиться, положив конец междоусобицам, хан Тохтамыш. Вскоре, однако, Тохтамыш поссорился со своим первоначальным покровителем — могущественным правителем Средней Азии и Ирана Тимуром (Тамерланом), в ходе многочисленных завоеваний создавшим на Востоке обширную империю. Когда между Тимуром и Тохтамышем началась война, первый удар войск грозного среднеазиатского правителя пришелся именно на бывшие главной опорой джучидского хана владения Шибанидов. Воины Тимура опустошительной лавиной прошли по бескрайним степям будущего Казахстана и, разоряя все на своем пути, достигли Иртыша. В 1395 г. во время очередного похода Тимур разгромил войско Тохтамыша на Северном Кавказе — на реке Терек, после чего захватил джучидскую столицу город Сарай-Джадид в Нижнем Поволжье. Тохтамыш бежал к верным ему Шибанидам и в 1400 г. был провозглашен ханом Тюмени, которым оставался до своей смерти в 1406 г. Однако после смерти в 1405 г. Тимура империя того быстро распалась на независимые владения, в которых стали править потомки среднеазиатского полководца — Тимуриды, и это позволило устоять Улусу Джучи и его автономным провинциям. Поскольку Тохтамыш и Шибаниды считали правление посаженного местными сторонниками Тимура на джучидский престол хана Тимур-Кутлуга незаконным, укрепление Тохтамыша во владениях Шибанидов фактически означало провозглашение их государственной независимости.
С 1420 г. во владениях Шибанидов начинается складывание Узбекского ханства (названного по имени одного из прежних правителей Улуса Джучи хана Узбека), основателем которого считается Хаджи-Мухаммад Шибани. Хаджи-Мухаммад и его подданные считали его ханом Улуса Джучи, а свои земли — частью этой приходящей в необратимый упадок некогда могущественной державы. Но в действительности власть в столице и центральных землях Улуса Джучи находилась в руках других людей, тоже провозглашавших себя ханами, и Узбекское ханство было самостоятельным государством. В 1428 г. власть в Чинги-Туре захватил Шибанид Абу-ль-Хайр. При нем Узбекское ханство окончательно превращается в единую державу, противопоставляющую себя соседям. Абу-ль-Хайр стремился укрепить положение своего государства, совершая походы в богатые земли Средней Азии, где правили Тимуриды. В частности, его войска на короткое время захватывали важнейшие культурные центры исламского мира Хорезм и Самарканд. А в 1446 г. Абу-ль-Хайр перенес столицу своей державы из Сибири в теплые южные земли близ реки Сырдарьи — в город Сыгнак.
В 1468 г. Абу-ль-Хайр умер, и единое Узбекское ханство распалось. Между Шибанидами начались ожесточенные войны за власть в его бывших улусах. Обрел независимость и Тайбугинский юрт, в котором с 1464 г. правил Шибанид Ибак-хан. Вместе со своим братом Мамуком Ибак пытался захватить власть в Большой Орде, как называется в российской историографии Улус Джучи после отделения от него в середине XV в. большинства провинций. В 1481 г. Ибак вместе с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи убил ее хана Ахмеда, однако это не помогло ему стать правителем джучидской столицы. В 1495 г. потомки основателей тюркской государственности в Сибири — Тайбугины, подняли восстание против шибанидского господства в своем родовом улусе. Предводитель Тайбугинов Мухаммед убил Ибака, однако брат того Мамук сумел удержать от мятежников Чинги-Туру и прилегающие к ней владения. На подконтрольных себе землях Мухаммед Тайбуга создал собственное ханство со столицей в городе Кашлык на правом берегу Иртыша. Кашлык также назывался Искер или Сибир, поэтому ханство Мухаммеда Тайбуги стало называться Сибирским. Владения в Западной Сибири, которыми продолжали править Шибаниды во главе с Мамуком, назывались Тюменским ханством; его столицей оставалась Чинги-Тура. В 1496 г. Мамуку при поддержке местной знати и ногайцев удалось захватить власть в располагавшемся в Верхнем Поволжье Казанском ханстве — наследнике древней Волжской Болгарии. Но уже через год недовольные его правлением казанцы изгнали его. По пути в Чинги-Туру Мамук умер.
В Западной Сибири надолго установился период двоевластия: Шибаниды правили в Чинги-Туре, а Тайбугины — в Кашлыке, и при этом обе династии претендовали на власть на одной территории. Власть хана фактически передавалась по наследству, но хан не сам назначал себе преемника: нового хана, хотя чаще всего тот приходился сыном или племянником предыдущему, выбирал совет знатных феодальных владетелей. Административными делами заведовал верховный ханский везир (министр) — карача. Понятное дело, ханская власть сильно зависела от влияния правителей более мелких улусов, что ослабляло сибирскую государственность изнутри и тормозило экономическое развитие Западной Сибири. Политическое господство имело мусульманское, то есть, тюркское население — сибирские татары. Татары, населявшие южные лесостепные и степные районы, вели преимущественно полукочевой образ жизни (летом находились со своими стадами овец и лошадей на степных пастбищах, а на зиму переходили со скотом в селения, расположенные по берегам рек и озер). Простое население, платившее подати феодалам, называлось «черными людьми». Ханты и манси, жившие в лесных районах, занимались преимущественно охотой и рыбной ловлей, управлялись своими князьями и платили дань (ясак) хану. Феодалы, в том числе хантыйские и мансийские князья, являлись на военную службу к хану, приводя с собой воинов из «черных людей». Мобилизация в случае подготовки к войне проходила медленно, так как большая самостоятельность феодальных владетелей и плохое качество таежных дорог затрудняло военные сборы.
Тем временем усиливалось господство Шибанидов в Средней Азии. Еще во время правления Абу-ль-Хайра часть его подданных поддержала мятежных полководцев Жанибека и Керея, откочевала с ними на восток и стала себя называть «узбек-казаками», то есть, «вольными узбеками». После смерти в 1468 г. Абу-ль-Хайра Жанибек и его племянник, сын Керея, Бурындык-хан захватили всю территорию бывшего Узбекского ханства, кроме Западной Сибири, а название «казаков» было перенесено на всех его подданных. К настоящему времени в русском языке для отличия узбек-казаков и их потомков от русских казаков для обозначения первых используется слово «казахи». Созданная Жанибеком и его преемниками степная держава стала называться Казахским ханством. Жанибек изгнал из нее Шибанидов, и один из них — Мухаммед, сумел собрать сильное войско, с которым захватил власть в богатой и культурно развитой Средней Азии, изгнав правивших в ее городах Тимуридов. В Средней Азии Мухаммед Шибани создал собственную сильную державу — Бухарское ханство (его столица располагалась в древнем городе Бухаре), жители которого стали по названию родины Мухаммеда Шибани-хана (Узбекское ханство) называться узбеками. Бухарские ханы, в казну которых шли налоги и пошлины с возделывавших в теплом среднеазиатском климате плодородные земли по берегам рек земледельцев и провозивших товары из Индии, Ирана и Китая купцов, могли содержать мощную армию. Они поддерживали своих родственников, правивших в далекой Сибири за обширными степями Казахского ханства. В XVI в. к западу от Сибири — за Уральскими горами, стало набирать силу и расширять территорию Московское царство (Россия), возникшее в результате объединения русских княжеств, когда-то тоже находившихся в вассальной зависимости от распавшегося Улуса Джучи. Об этом мы на history-thema писали в рубрике «Россия». В 1552 г. русский царь Иван IV захватил Казань, а в 1554 — 1556 г. русские войска заняли Астраханское ханство в Нижнем Поволжье. В 1555 г. правивший в Кашлыке тайбугинский мурза Едигер, опасаясь возраставшего влияния Шибанидов, принес вассальную присягу Ивану IV, обязавшись ежегодно выплачивать дань высоко ценившейся в России и Европе пушниной. Однако Сибирь по тому времени была очень удалена и труднодоступна для русских, Россия сама вела изнурительные войны со Швецией, Литвой, Польшей и Крымским ханством, поэтому никакой помощи Иван IV оказать Едигеру не сумел. В 1563 г. в Западную Сибирь прибыло бухарское войско во главе с внуком Ибак-хана Шибанидом Кучумом (Кючемом). Войска Тайбугинов были разбиты, Едигер и его брат и соправитель Бек-Булат казнены. Однако Кучум, провозглашенный ханом Сибири, сделал своей столицей бывший опорный пункт Тайбугинов Кашлык. Таким образом, Чинги-Тура потеряла свое столичное значение, и вся Западная Сибирь стала единым государством под именем Сибирского ханства.
Кучум прекратил даннические отношения с Россией, однако обещанную Едигером годовую дань Москве все же выплатил. В 1573 г. полководец Кучума Мухаммед-Кули совершил разведывательный поход на запад, перейдя с войском Урал и вторгшись в земли по реке Каме, переданные Иваном IV во владение купцам Строгановым. Кучум стремился установить в Западной Сибири единый государственный порядок и распространить образованность среди местного населения. Большое значение при нем уделялось укреплению влияния Ислама. Однако характерные для Средней Азии традиции сильной централизованной государственности плохо приживались в находившемся в стороне от мировых торговых путей регионе, значительная часть населения которого жила еще полупервобытным образом, а другая была привержена старому феодальному укладу, при котором каждый бек, исправно служащий сюзерену, был практически неограниченным правителем в своем улусе. Местные феодалы служили Кучуму неохотно, и основной силой, на которую он опирался, оставались иноземные воины из Средней Азии, Казахстана и Ногайской Орды. Власть Кучума многими воспринималась как узурпаторская, а его воины — как оккупанты.
Во многом это стало причиной неудач, которые преследовали Кучума в начавшейся впоследствии его войне с Россией. Первым русским вторжением в Сибирь и началом освоения Сибири Россией является поход снаряженного Строгановыми крупного казачьего отряда во главе с атаманом Ермаком. Осенью 1581 г., когда самые боеспособные силы ханского войска ушли в поход на Пермскую землю, казаки поднялись по притоку Камы реке Чусовой и притоку той реке Серебряной к Тагильскому перевалу в Уральских горах, а весной, перетащив струги (деревянные речные суда того времени) в реку Тагил, по нему и реке Туре вступили в пределы Сибирского ханства. Разрозненность феодальных военных сил, а также плохое качество таежных путей сообщения, из-за которого вести не могли распространяться быстро по всему ханству, не позволили Кучуму своевременно собрать войско в единый кулак. Поначалу казаки сражались лишь с отрядами местных феодалов, через владения которых проходили. Отряд Ермака был хорошо оснащен огнестрельным оружием («огненным боем»), которого у сибирских воинов было мало. Вследствие этого к казакам было трудно приблизиться для нанесения решительного удара копьями и саблями. В июле казаки артиллерийским огнем отразили атаку в несколько раз превосходящего их отряд по числу войска полководца Мухаммед-Кули в битве на реке Тобол. 4 октября 1582 г. собравший, наконец, 15-тысячное войско Кучум и отряд Ермака в несколько сотен человек встретились у Чувашского мыса недалеко от впадения Тобола в Иртыш. В самый разгар жестокого сражения хантыйские и мансийские князья оставили нелюбимого хана и ушли вместе со своими воинами. В результате татары тоже были вынуждены отступить. Основные силы ханского войска отошли в степные районы ханства. В конце октября — начале ноября 1582 г. казаки заняли столицу ханства Кашлык (Искер), а в декабре им в плен попал один из лучших военачальников Кучума Мухаммед-Кули, позже перешедший на русскую службу. Казаки отправили посольство в Москву объявить Ивану IV о победе над Кучумом и просили прислать им в подмогу войско.
Далее военные действия между казаками и сибирскими народами шли с переменным успехом. Разобщенность населения Сибири, недовольство простого народа и местной знати правлением Кучума, высокое боевое искусство вооруженных пушками и пищалями казаков, их традиционное умение превосходно оборонять крепости играли не в пользу татарско-ханты-мансийских сил. Часть местных владетелей перешла на сторону Ермака и стала платить казакам ясак, таким образом, обеспечив иначе совсем уязвимому отряду определенный тыл. Однако казаков было не слишком много, к тому же, к Кучуму из похода возвратились самые боеспособные дружины. В 1583 — 1584 гг. казаки смогли овладеть еще несколькими сибирскими городами, в основном мансийскими, однако при этом понесли большие потери. Обещанная помощь из Москвы в виде отряда стрельцов (личных войск царя) под командованием воеводы С. Болховского смогла прийти только в ноябре 1584 г., однако последующей суровой зимой весь стрелецкий отряд, в том числе сам воевода, и значительная часть казаков просто вымерли от голода. В 1585 г. оставшиеся немногочисленными казаки уже предпочитали не покидать занятых крепостей и не вступать в открытые боестолкновения с татарами. В августе 1585 г. Кучум смог организовать засаду и застичь врасплох Ермака с небольшим количеством казаков при впадении в Иртыш реки Вагай. В завязавшемся бою Ермак получил ранение и утонул в водах Иртыша. Остатки казачьего отряда ушли обратно за Урал.
Однако урон, нанесенный походом Ермака Сибирскому ханству, был тяжел, но особенно война с казаками обострила издавна существовавшие в ханстве внутренние противоречия. Уже со следующего года новые русские отряды, в том числе воевод В. Сукина и И. Мясного, стали по разведанному казаками Ермака пути проникать в Сибирь и возводить там собственные укрепления. Возле старой сибирской столицы Чинги-Туры была основана русская крепость Тюмень, затем превратившаяся в город. Кучум снова не смог собрать силы стремившихся к самостоятельности феодальных владетелей в единый кулак, а сил его личного войска, поредевшего в предыдущих войнах, не хватало. Он продолжал оказывать сопротивление русскому наступлению еще в течение двенадцати лет. Однако, несмотря на упорство татарских сил, русским постепенно удалось вытеснить их с большей части территории Сибирского ханства. 20 августа 1598 г. войско Кучума потерпело окончательное поражение от воеводы А. Воейкова на Оби, после чего Кучум покинул Сибирь. Через два года его сын Али провозгласил себя ханом Сибири и восстановил контроль над частью западно-сибирских земель, однако в 1607 г. потерпел от русских поражение и был взят в плен. С этого времени Сибирское ханство окончательно прекратило свое существование. В Западную Сибирь, ставшую владением русского царя, начали переселяться колонисты из России, тогда как значительная часть татар по религиозным мотивам переселилась в Казахстан и Среднюю Азию.
Жду теперь когда придёт дядя Сэм и скажет что именно Мои предки приручили лошадь и собаку, первыми вырастили пшеницу, придумали деньги и т.д. … Именно поэтому я Велик и мне нужно объявить о своей независимости. Дорогие соотечественники: думаю наша сила в единении и взаимоуважении, как бы это не звучало.
Александр, ваша правда: единение и взаимоуважение у нас часто в дефиците. В нашей многонациональной стране надо уважать и друг друга и культуру всех национальностей, быть сплоченнее.
Тысячелетиями ходили все туда-сюда. Чего только принцесса Укок стоит.
Интересно рассуждают наши русофобы в Казахстане. Сейчас в тренде хаять русское «завоевание «, говорится что было истребление и геноцид. А когда шли завоевания и постоянное перераспределение между войсками монголов и эмирами из средней Азии — в эти моменты стало быть истребления не было. То Тимур камня на камне не оставит, то монголы. ПРИ ЭТОМ (!) ура монголам и мы рады происходить от них. Несколько непродуманная позиция. Те значит НЕ завоеватели, а почти что благодетели. А русские — оккупанты, так их разэдак.
Крутит какой-то кукловод сознанием миллионов и дурит пустые головы.
… мягко стелет,говоря об освоении Западной Сибири.Шло настоящее войсковое завоевание с уничтожением аборигенного народа и его культуры
Сражение на слиянии рек Ирмень и Обь. От Новосибирска киллометров 150. Сейчас место сражения затопленно водами Обского водохранилища. На холме поставили камень.
Сибирские татары пришли на эти земли когда начал таять Ледник, но и до Ледника они здесь жили о чём говорит геном Ишимского человека который родственный с гаплогруппой NO-M214 и после мутации N1-LLY22 этот ген до сих пор сохранился у бараба-татар. Все гаплогруппы Сибирских татар очень древние-предковые от которых после мутации на новых землях произошли другие народы современности.
А почему забыли про славянский язык, ведь на территории Сибири всегда жили скифы, даже северное море называли Скифским, т.е. русским, а так же тагарцы, динлинги, гунны, моголы (от греческого мегалион), это европейцы белые народы или просто славяне. Соответственно они разговаривали на славянском языке. Сибирь по Славянски си есть Божественный Ирий, .т.е. Богами хранимая земля. (Ирий это Вырий сад или рай).
С каких пор скифы стали русскими.Разве русские:1) народ-конник — очень важная особенность: массовая езда на коне с раннего детства и умение воевать на коне.
2) житье в юртах,
3) захоронение в курганах вместе с конями, срубная культура,
4) традиция ставить балбалы (каменные бабы) на могилы,
5) массовое употребление конины и кумыса,
6) конные виды спорта (човган, сюрпапах,кокпар),
7) древняя традиция разведения коней и наличие древних пород (Ахалтекинская, карачаевская),
8) звериный стиль в ювелирном искусстве, традиция давать звериные имена,
9) одежда (остроугольные шапки),
10) тактика ведения войны.
Что доказывает родство ираноязычных со скифами?
Ведь ничего на самом деле нет.Нет преемственности по культуре, по кухни, быту, одежде, традициях, и даже мировоззрению. У ираноязычных нет, а у тюркоязычных до сих пор все сохранилось и есть. Нам что то не договаривают,причем осознанно,умышленно, целенаправленно и очень давно.
Опустошительной была не нашествие монгол в Сибирь, а завоевание русскими Сибирское ханство, после которого ни одного татарского городка не были восстановлены некому было. Всех жителей городков убили русские завоеватели.
Столько веков Россия держала обширные земли в своем крепком кулаке.Сильная военная держава могла себе это позволить, одних захватывала силой оружия, других защищала. Чтоб удержать переселяли на вновь завоеванные территории русских, смешивая русских с коренными народами. Сегодня же когда эти народы получили возможность уйти, русские остались у разбитого корыта-и там чужие, и на Родине лишние. Печально.
Я сам с Республики Казахстан, но многое не знал, что сказано из этой статьи. Удивлялся от куда у нас в поселке Казахстана столько татар, а это оказывается они с Сибири к нам пожаловали.)) На сегодняшний день правда все почти переехали назад в Россию не знаю с чем это связано. статья интересная буду и дальше Вас читать.
Если бы вдруг Ермака не было, то его нужно было бы воспитать. Но до сих пор мы этот регион не изучили и не освоили.
Статья очень познавательная. Для доклада по истории как раз мне подойдет.
Спасибо за очередную отличную статью!
Люблю читать ваши статьи вечерами) Отвлекает, успокаивает и есть о чем пофантазировать перед сном и засыпая)
Было бы здорово узнать больше об античной истории сибири и русской арктики, тоже античной. Безумно интересная тема но в вики об этом почти ничего нет.
Еще раз спасибо за ваш труд)
Даже не знала, что у Западной Сибири такая бурная история была. Можно сказать, что целое государство могло образоваться, если бы не междоусобные распри и не борьба за власть и престол.
Всегда интересно узнать нашу историю более детально и глубоко. Все-таки все мы удмурты, ханты, казахи, узбеки и татары имеет что-то общее.
Ответ Екатерине: мы имели тысячелетнюю историю, общую культуру и язык
Кыргызы древнейший тюркский народ. На кыргызском языке «шибер» переводиться как местность с зеленной травой или по современному «альпийский луг». Поэтому по кыргызски «Сибирь» это шибер — зеленное пространство.
У хантов и манси были феодалы? Всегда представлялось, что у таких народов что-то вроде демократии с вождем во главе.
Удивляет расселение народов. Разделившись, одни ушли в теплые области, где цивилизация быстрее развивалась, а оставшиеся так и жили в жилищах из шкур. Невозможно поверить, что ханты и венгры один народ!!!
Была я в Сибири. Климат, конечно, не сравнить, довольно жестковат. Но местные жители к нему привыкли. А места там — красотища!
Мне учителя говорили, что в сентябре, а не ноябре 1584 смогли пройти отряд.