Совсем недавно – 21 мая адыги (черкесы) всего мира вновь почтили память своих предков, погибших в Кавказскую войну или разбросанных вследствие ее по всему миру. Именно 21 мая 1864 года в урочище Кбаада – «Къуэбыдэ» — (нынешняя Красная Поляна – олимпийская «деревня») коренные жители Кавказа капитулировали перед царской Россией, Сухумский округ вошел в ее состав и официально эта дата считается окончанием Кавказской войны. Хотя еще лет двадцать после данного события вспыхивали восстания горцев и случались отдельные вооруженные столкновения. Особенно долго сопротивлялись абадзехи – представители одного из основных адыгских субэтносов.
Основной причиной войны, длившейся почти 50 лет, была геополитика: три державы – Россия, Турция, Персия бились за право обладания Кавказом, который с древнейших времен считался воротами в Европу из Азии. В итоге Россия, дважды повоевав с Персией и дважды с Турцией, в 1801 году отстояла Грузию, через 9 лет в 1810-м — Абхазию (правда, без Сухумского округа), в 1813-м – Азербайджан и в 1829 году – Армению. Как бы само собой подразумевалось, что и Северный Кавказ должен стать российским, но горцы, кроме некоторых народов (Дагестана, например, хотя в дальнейшем и там быстро стало нарастать возмущение, когда кавказцам стали навязывать чуждые их менталитету обычаи и законы) совершенно не собирались присягать на верность России. Возникло множество противоречий. Царские чиновники, найдя общий язык с местной верхушкой, добились не послушания, а наоборот – возмущения и ненависти со стороны населения и к себе, и к здешним правителям.
Внешне все выглядело так, как будто Россия несла коренным народам просвещение и цивилизованные законы, хотя, как уже говорилось выше – причиной захвата кавказских земель были геополитические интересы. Горцы не хотели терять свою независимость, поэтому всячески сопротивлялись экспансии, но вначале это сопротивление носило партизанский характер, однако и этого было достаточно, чтобы «притормозить» продвижение русских на Кавказе. Тогда, по предложению наместника царя на Кавказе генерала Ермолова А.П. (кстати, двоюродного брата поэта Дениса Давыдова) было принято решение строить русские поселения – крепости для дальнейшего проникновения вглубь горских территорий. На реке Сунже в 1818 году возникла крепость Грозная, а потом крепости стали подниматься друг за другом с поразительной быстротой и многоговорящими названиями – Бурная, Внезапная и так далее. На несколько сотен метров вокруг крепостей для безопасности гарнизонов вырубался лес, и местные жители были вынуждены покидать удобные земли на равнине, что тоже не способствовало взаимопониманию их с русскими. Как всегда более точную и простую оценку событиям дает народ — в истории увековечены слова кубанского казака П. Пономаренко: «…геройский народ… свою родную землю, свое родное гнездышко защищали. А если по справедливости, то их тут правда была, а не наша».
В продолжение войны горцы от партизанских вылазок перешли к организованной защите своей независимости. Почти все дагестанские правители объединились против царских войск. Кабардинцы, не смирившись с выселением из родных аулов, разорили несколько казачьих поселений. В Чечне в 1824 году восстало местное население под руководством Бейбулата Таймазова, который раньше служил в царской армии. Война с этого времени приняла религиозно-идеологический характер под названием «мюридизм», то есть «ищущий путь к спасению». В политическом понимании стала главной идея газавата – священной войны против «неверных». Подробнее на этом аспекте я остановлюсь в одной из следующих статей. А сейчас от краткого обзора начала Кавказской войны вернемся к адыгам (черкесам).
Многие исследователи считают, что такого сопротивления, какое оказали царской России адыги, не зафиксировано в истории мира.
Основные военные действия происходили по Черноморскому побережью. В 1827 году генерал Ермолов, навсегда запомнившийся кавказцам своей жестокостью, стал неугоден царю Николаю I, и вместо него на усмирение горцев отправили И.Ф. Паскевича, который собирался покончить с войной за год, не предполагая, что вместо планируемых 12-ти месяцев на покорение кавказцев уйдет 34 года. На протяжении 500 км. по Черноморской военной береговой линии было построено 17 фортов – Лазаревский, Головинский, Святого Духа (сейчас – Адлер) и другие. Большинство из них теперь курортные города и поселки, и отдыхающие даже не подозревают — какие трагические события происходили здесь, по историческим меркам, совсем недавно. Экскурсоводы рассказывают о Кавказской войне, как о чем-то романтическом и очень-очень далеком, не упоминая при этом, что, например, в качестве сувениров некоторыми русскими офицерами увозились в Петербург или Москву связки высушенных черкесских голов – мужчин, женщин, детей. Это зафиксировал в своих записках адыгский просветитель, этнограф и историк Хан-Гирей – полковник и флигель-адъютант Николая I, участник нескольких войн, которые вела Россия за рубежом. Непосредственно в Кавказской войне Хан-Гирей не участвовал, но, понятно, что он не мог воспринимать все события, касающиеся судьбы своего народа, безболезненно. Им был разработан проект мирного вхождения Кавказа в состав Российской империи, но проект толком не рассмотрели в российских коридорах власти, а значит он не получил поддержки.
Русские войска в фортах находились в тяжелейших условиях. Джигеты, убыхи, шапсуги, натухайцы держали их в постоянной блокаде. Так что даже любая поездка за дровами или водой если не начиналась, то заканчивалась боем. Местный климат для непривычных к нему русских тоже был гибельным – от малярии, тифа, цинги погибало не меньше солдат и офицеров, чем от черкесских пуль. Например, в форте Лазаревском так умер поэт Одоевский. Поэтому эти места стали вскоре использовать для ссылки в них опальных офицеров. Правда, жалованье им назначалось двойное годовое (женатым) и дополнительное годовое – холостым.
К 1859 году русские войска перевооружились и, используя более меткие и дальнобойные винтовки, получили значительный перевес в схватках с горцами. Шамиль – имам Дагестана и Чечни (о нем тоже будет в свое время отдельная статья) сдался в плен, когда его предали наибы и, поняв, что иначе будет истреблен почти весь народ. Хотя на этот счет имеются и другие, вполне оправдывающие себя, точки зрения, например, что имам согласился поехать в Россию для переговоров.
Царские войска, прорубая просеки (сколько же векового леса было истреблено за эти годы!) и строя укрепления, двинулись к побережью с востока (от Майкопа) и с севера (от Новороссийска). Черкесы несли все большие потери. Это может вызвать недоумение: как же так – прирожденные и хорошо организованные воины, отличные лазутчики и стратеги, о черкесской коннице вообще слагались легенды… Причина, как всегда, очень проста: разобщенность субэтносов. Даже в наше время любой адыг знает к какому «роду-племени» он принадлежит: шапсуги, бжедуги, абадзехи и так далее; только на официальном флаге (о нем также стоит написать отдельно) Республики Адыгея изображено 12 звезд, как обозначение 12-ти племен, на самом же деле их гораздо больше. А в то время, когда во главе каждого народа находился свой князь, внутренних противостояний среди адыгов было немало. И вот об эту – почти феодальную разобщенность разбивались доводы тех, кто как-то пытался объединить народ (например, князь Сафарбий Зан).
Неумение и нежелание к объединению решило исход войны не в пользу адыгов. Российский флот пресек попытки контрабанды оружия и боеприпасов для горцев, был блокирован торговый порт Туапсе, и 20.XI.1859 г. наиб Шамиля на Северо-Западном Кавказе Мухаммед Амин, а так же абадзехские старейшины присягнули на верность России. Однако война на этом не закончилась. Еще в течение нескольких лет шли бои между русскими и непокоренными горцами. И именно для адыгов это противостояние стало великой катастрофой. Людей вынуждали семьями уезжать с Родины, большинство погибло – утонули в море (турецкие капитаны, чтобы больше заработать, набивали суда переселенцами что называется «под завязку») и умерли от болезней или голода в переселенческих лагерях. От довоенных лет на Кавказе осталось не более 5 процентов адыгов, а некоторые субэтносы вообще исчезли (например, убыхи).
Сейчас на историческую родину возвращаются потомки тех, кому удалось выжить и обустроиться на чужбине. Их так же, как в свое время предков, заставила уехать с уже привычных мест война (Косово и Сирия). Еще раньше этнические адыги возвращались из Турции, когда там было запрещено разговаривать на родном языке.
Чудовищное преступление. Которое еще пытаются оправдать и замалчивать.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, А ГЛАВНОЕ РАДУЕТ, ЧТО НАРОД ПОМНИТ И ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ))))))
Ох, тяжела доля имперского народа, объединяющегго малые, иногда кажется, что и не зря столько говорили в начале 20 века о «бремени белого человека»-колонизатора. Но безусловно судьба малых наций еще сложнее. Вроде и есть историческая Родина Адыгея, а вон аж в Турцию в итоге людей забросило… Столько наворотили за Кавказскую войну, а как теперь разгребать?
Кавказ – горячая точка царской России. И сейчас конфликты продолжают вспыхивать. Как мне кажется, влияние стран Европы на регион принесло больше негативных последствий, чем чего-то реально стоящее. Политика «кнута и пряника» использовалась в царской России постоянно. Почему бы не признать, что и другие народы имеют право на самостоятельное существование? Так нет, всегда политика. Остаётся только гордиться теми людьми, которые вернулись на родину и пытаются воссоздать забытые традиции.
Не повезло адыгам, сначала вынудили уехать из родных мест, а теперь, получается, выживают с уже обжитых, почти родных мест.
Да интересно очень и познавательно.
Да, безусловно, беда малых народов в том, что они, как правило разобщены, и, вероятно политика «Разобщай и властвуй» является самой действенной на протяжении всей истории человечества. Да и не только малых: целые империи распадались вовсе не от натиска врагов, а от умелой манипуляции внутренними амбициями местнических князьков, и от того никуда не денешься, и выхода из этой ситуации еще не придумано. Человек, который мог бы предложить решение этой задачки, вполне мог бы претендовать на титул нобелевского лауреата.