В первой половине IV в. до н.э. в результате завоеваний молодого царя балканской Македонии Александра Великого на огромном пространстве Евразии от Балканского полуострова до Средней Азии и Индии возникла империя, стремившаяся насадить в подвластных областях, населенных самыми разными народами, общую греко-македонскую (эллинскую) культуру. Держава Александра Македонского полностью поглотила территорию древней персидской державы Ахеменидов, охватывавшей бóльшую часть Западной Азии и африканский Египет. Административное управление державы Александра в основном было построено по восточному образцу: во главе нее стоял царь, обладавший практически неограниченной властью, правивший, опираясь на постоянную армию и широкий штат подчиненных ему чиновников. Империя делилась на обширные провинции – сатрапии, во главе которых стояли назначаемые царем наместники – диадохи. Диадох руководил чиновничеством своей сатрапии и командовал постоянно дислоцировавшимся на ее территории воинским контингентом, то есть, фактически был местным «назначенным царем». В то же время наука, образование, искусство, мода в державе интенсивно перестраивались уже по эллинскому образцу. В городах возводились характерные для Древней Греции и Древней Македонии здания с широкими крышами, поддерживаемыми по краям массивными круглыми колоннами. Открывались школы, в которых преподавались научные знания, поэзия, литература, за долгие века накопленные древними греками. Учреждались библиотеки, в которых хранились книги, написанные на греческом языке, ставшем делопроизводственным. Рапространялись древнегреческие праздники и развлечения, представители местной знати давали своим детям греческие имена. В войска активно призывались коренные жители покоренных Александром стран: так, что в конце концов местный военный контингент превысил греко-македонский, однако армия все равно была организована по эллинскому образцу, использовала греко-македонскую боевую тактику.
Но по техническим возможностям античного времени тщательно контролировать все дела на столь обширном пространстве из одного центра было невозможно. В 323 г. до н.э. Александр Великий умер. Практически сразу после этого между диадохами, первыми из которых были назначены его ближайшие полководцы-македоняне, началась ожесточенная борьба за влияние в империи. Поначалу диадохи спорили и воевали между собой, прикрываясь именами законных наследников Александра – его сыновей и родственников, которые жили в его «вотчине» – затерянной среди лесистых Балканских гор Македонии, отделенной от наиболее богатых и политически активных областей державы столь же труднопроходимой лесистой Фракией и морским проливом Геллеспонт (Дарданеллы). Не имевшие возможности вполне знать о политической ситуации в огромной империи номинальные цари и царственные родственники оказывались марионетками в руках враждующих диадохов. В 309 г. до н.э. в результате заговора правителей европейской части империи Полиперхона и Кассандра на пиру вместе со своей матерью был убит последний законный наследник Александра Македонского его внебрачный сын Геракл. Это сделало окончательный распад державы необратимым, так как никто из диадохов не обладал преимущественными правами на верховный трон.
В 306 г. до н.э. царем провозгласил себя наместник Азии – самой обширной, богатой и многонаселенной провинции в составе империи, Антигон Одноглазый. Против этого категорически выступили диадохи Птолемей Сотер, правивший в Египте, Кассандр – правитель собственно Македонии (и находившейся от нее в зависимости Греции), правивший во Фракии Лисимах и бывший телохранитель Александра Великого, а теперь – правитель Вавилона – богатейшего во всей державе города, Селевк. Все они в ответ на притязания Антигона на верховную власть провозгласили себя самостоятельными царями в своих уделах. Сын Антигона Деметрий Полиоркет при поддержке отца, назначившего его наместником Македонии, повел борьбу против Кассандра в Греции, занял ее древний культурный и политический центр – город Афины. В 302 г. между объединенными силами диадохов и пытавшимся восстановить единство империи под собственной властью Антигоном началась новая ожесточенная война. Летом 301 г. до н.э. у города Ипс во Фригии (Малая Азия) сошлись в решительном сражении войска Антигона и коалиции Селевка, Лисимаха и Кассандра. В этой битве 80-летний грозный полководец и правитель Азии пал. Сын Антигона Деметрий еще долго продолжал войну на Балканском полуострове с Кассандром, его сыновьями, последовательно занимавшими македонский трон после смерти отца, и Лисимахом. В это время, воспользовавшись ослаблением македонского войска, города-государства (полисы) Древней Греции стали быстро выходить из-под македонской гегемонии: Греция возвращалась к прежней политической структуре, существовавшей до того как ее смогли объединить под своей властью Александр Македонский и его отец Филипп. В 294 г. до н.э. Деметрий, наконец, смог воссесть на трон Македонии, но правил только семь лет. Затем союзные войска Лисимаха и царя области Эпир на греческом северо-западе изгнали его; Пирр был провозглашен царем Македонии. В 285 г. до н.э. Деметрий перебрался в Киликию – область на юго-востоке Малой Азии, во владения своего зятя и прежнего противника Селевка, далеко расширившиеся после гибели отца Деметрия Антигона. Сдавшись Селевку, Деметрий остаток жизни провел у него в почетном плену.
В результате войн диадохов созданная Александром Македонским огромная держава распалась на ряд больших и мелких государств, в которых эллинская культура, возникшая и развившаяся в Древней Греции, охватывала либо все население, либо знатную прослойку и крупные города. Поэтому в историографии эти государства принято называть эллинистическими. Время их существования – это время небывало широкого распространения древнегреческой культуры по ойкумене. Древней Греции подражали города и аристократия не только расположенных в относительной близости к Балканскому полуострову Малой Азии, Египта, Восточного Средиземноморья, но и Месопотамии (Ирака), Ирана, государств Средней Азии и Северной Индии. Время существования эллинистических государств называется эпохой эллинизма. Господствовавшая теперь не только на родных Балканах, но и в Западной Азии древнегреческая культура при этом продолжала свое развитие, достигнув в этот период своего апогея: теперь этому благоприятствовали твердый государственный порядок, существовавший в большинстве эллинистических государств, обилие ресурсов в обширных и многонаселенных странах Востока, доставшаяся в наследство от империи Ахеменидов развитая система путей сообщения.
В большинстве эллинистических государств правили царские династии, основанные диадохами. Они имели македонское происхождение. Греко-македонское происхождение имела и окружавшая царей аристократия, из которой назначались высшие чиновники. Местная знать тоже стремилась подражать в одежде, укладе жизни, обычаях грекам и македонянам. Строились новые поселения и города, основанные переселенцами из Греции: эти города мало отличались от собственно греческих, как правило, имели внутреннее самоуправление, основанное на греческих принципах народных собраний и власти выборных лиц, имевших четко разделенные полномочия. Однако большинство простого народа, за исключением, конечно, собственно Македонии и Греции, продолжало жить своим традиционным, веками устоявшимся образом, говорить на родных языках, по-старому строить свои жилища, носить привычную азиатскую или египетскую одежду. Многие воины-переселенцы из Греции и Македонии сами смешивались с коренным населением, перенимали его образ жизни, начинали говорить на местных языках. Да и многие великие достижения цивилизаций древних Персии, Вавилона, Египта даже гордившиеся своим эллинским происхождением и потому всячески старавшиеся поддерживать в своих государствах господство и развитие греческой культуры цари тоже были вынуждены признавать. Поэтому даже века эллинского господства только обогатили, но не ассимилировали древнюю восточную культуру Ирана, Месопотамии и Египта.
Наиболее известным культурным центром эпохи эллинизма стал город Александрия Египетская, заложенная еще в 332 г. до н.э. самим Александром Македонским при впадении реки Нил – колыбели древнеегипетской цивилизации, в Средиземное море. Александрия была выстроена с самого начала по греческому образцу, но в то же время отличалась от собственно городов Греции, выросших за многие века стихийно из древнейших поселений, четкой планировкой, широтой и прямотой улиц. Она стала важнейшим морским портом державы Александра, так как через нее напрямую морским путем связывались афро-азиатские и европейские провинции. Египет, где ежегодные разливы Нила хорошо орошали и удобряли расположенные вдоль того земли, был важным поставщиком зерна на не отличавшийся широтой пахотных угодий преимущественно гористый Балканский полуостров. Все это способствовало возвышению воцарившейся там династии Птолемеев – потомков Птолемея Сотера, и бурному культурному развитию региона. Здесь в течение 800 лет действовал Мусейон – храм муз – древнегреческих божеств науки и искусств. От его названия происходит современное слово «музей». Тут постоянно жили ученые, являвшиеся одновременно и жрецами, которые занимались изысканиями в области литературы, философии, географии и других наук: такие как сумевший вычислить окружность земли с точностью до нескольких сотен километров Эратосфен Киренский, начавший разделять поэтические тексты на строки Аристофан Византийский. При Мусейоне располагалось крупнейшее хранилище античной мысли того времени – знаменитая Александрийская библиотека, в годы своего расцвета хранившая, по разным данным, от 40 тыс. до 400 тыс. книг-свитков, написанных по древнеегипетской традиции на папирусе. В александрийском порту на острове Фарос для ориентировки прибывавших кораблей был возведен колоссальный стопятидесятиметровый маяк. От названия острова Фарос и происходит современное слово «фара».
Александрийский маяк входит в список «семи чудес света». Другое сооружение из «семи чудес света» – Колосс Родосский, представлявший собой тридцатишестиметровую статую, изображавшую древнегреческое божество солнца Гелиоса, на греческом острове Родос, также было воздвигнуто в эпоху эллинизма – в 90 – 80-е гг. III в. до н.э., по случаю победы родосцев над войсками Деметрия Полиоркета.
С гибелью Антигона Одноглазого и окончательным поражением его сына Деметрия вражда между диадохами и их наследниками не закончилась. Теперь бывшие провинции державы Александра, превратившись в независимые царства, стали сражаться за передел приграничных территорий. Некоторые эллинистические правители еще мечтали однажды возродить единую империю, естественно, под своей собственной властью. После смерти Антигона Одноглазого ведущая политическая инициатива на просторах бывшей державы Александра Великого перешла к правителю Вавилона Селевку. Словно подражая своему бывшему вождю, Селевк проводил далекие завоевательные походы, в основном сводившиеся, правда, к вторичному покорению отпавших от империи отдаленных восточных областей. В состав его державы в конце концов вошли почти все бывшие владения Александра на Ближнем Востоке, в Иране, Средней Азии и Индии. Успешная завоевательная политика на востоке принесла ему прозвище Никатор – «Победитель». Государство Селевка и его потомков – Селевкидов, стало самым обширным из эллинистических государств; через него осуществлялся как бы культурный обмен между греко-македонским миром и наследием древней персидской цивилизации. Селевк строил планы и по установления контроля над родным Балканским полуостровом. Это привело к его войне с изгнавшим к тому времени из Македонии Пирра и самим занявшим македонский трон Лисимахом. В битве, состоявшейся в 281 г. до н.э. на равнине Курупедион в Лидии (запад Малой Азии), Лисимах был убит, и 77-летний Селевк, оставшийся единственным из бывших полководцев Александра Великого, уже считал себя царем Македонии. Однако на этот трон, как оказалось, давно уже заглядывался сын Птолемея Сотера Птолемей Керавн, некоторое время служивший Лисимаху, а затем перебежавший к Селевку и активно подбивавший того к началу войны. Когда война завершилась уверенной победой Селевка, Птолемей Керавн предательски убил старого царя и сам занял македонский трон. Впрочем, долго царствовать ему не пришлось: в 279 г. до н.э. в Македонию с севера вторглись войска кельтского племенного союза галатов, и хотя македоняне в конце концов смогли отразить их натиск, в одной из битв Птолемей Керавн погиб. Два месяца царем Македонии был младший брат Птолемея Керавна Мелеагр, после чего его свергнул и сам занял македонский трон племянник Кассандра Антипатр.
Собственно Македония, Фракия, птолемеевский Египет и государство Селевкидов, иногда по названию одной из его провинций называемое Эллинистической Сирией, являлись наиболее сильными, богатыми и политически активными эллинистическими государствами. Но кроме них существовал еще ряд небольших эллинистических государств, среди которых имелись и обладавшие весьма развитым культурным потенциалом. К таким относился Пергам, образовавшийся в 283 г. до н.э. на северо-западе Малой Азии как заморская провинция Македонии. Именно ему принадлежал южный берег пролива Дарданеллы, поперек которого лежали основные пути, связывавшие европейскую и азиатскую части эллинистического мира. После смерти Лисимаха в 281 г. до н.э. Пергам стал автономией государства Селевкидов, первым правителем которой был Филетер – бывший военачальник Лисимаха, затем перешедший на сторону Селевка. После смерти Филетера в 263 г. до н.э. во главе Пергама встал его племянник Аттал Сотер, ставший основателем династии Атталидов. Именно Атталу удалось остановить продвижение на юг – в Малую Азию, кельтов-галатов. По этому случаю пергамцы соорудили храм – «Пергамский алтарь», стены которого расписаны сложными барельефами со сценами из древнегреческой мифологии. В XIX в. его остатки были вывезены в Германию, где по ним была произведена реконструкция, помещенная в Пергамском музее Берлина. После Второй Мировой войны «Пергамский алтарь» по частям был вывезен в СССР и помещен в ленинградский Эрмитаж. В 1958 г. возвращен в Восточную Германию. Во II в. до н.э. в Пергаме собралась обширная библиотека, которая стала составлять конкуренцию знаменитой Александрийской. Поначалу книги в Пергаме писались на поставляемом из Египта папирусе. Затем правители Египта, не желая способствовать затмению популярности Александрийской библиотеки со стороны Пергамской, запретили вывоз папируса из своей страны. Тогда пергамские мастера обратили внимание на применявшийся персами старый способ изготовления писчего материала из кожи. Усовершенствовав этот способ, пергамцы стали делать записи на тонкой сыромятной коже животных, впоследствии получившей название пергамент.
Войны за передел влияния на территории бывшей державы Александра Великого не прекращались в течение всей эпохи эллинизма. Слишком дальние походы для покорения чужих земель цари эллинистических государств организовывать уже не могли, но их воины требовали дела, будучи заинтересованными в захвате военной добычи и продвижении по службе. Это приводило к кровавым ссорам между царственными потомками македонян по самому незначительному поводу.
Активную экспансивную политику даже после своего изгнания из Македонии продолжал вести царь Эпира Пирр – троюродный брат Александра Македонского. В 280 г. до н.э., откликнувшись на призыв о помощи греческого города в Италии Тарент, рассорившегося с начавшим тогда набирать военную и политическую мощь Древним Римом, Пирр с 25-тысячным войском высадился на юге италийской земли. В ожесточенной битве при Гераклее эпирское войско столкнулось с новой, более прогрессивной боевой тактикой римлян, основанной на оперировании сложными войсковыми структурными подразделениями и отлаженной системе задействования резервов. Эпирцам все-таки удалось разбить римлян, но их силы тоже оказались совершенно истощены. Еще более тяжелой оказалась для эпирцев также окончившаяся их стратегической победой битва при городе Аускуле в 279 г. до н.э. Пирр растерянно воскликнул: «Еще одна такая победа – и мы погибнем!». Впоследствии выражение «Пиррова победа» стало крылатым. В том же году Пирра пригласили к себе царем жители греческого города Сиракузы на Сицилии, опасавшиеся захвата их земель могущественным городом Карфагеном на побережье Северной Африки. Пирру удалось подчинить своей власти практически всю Сицилию, но при этом он был вынужден вступить в войну с Карфагеном, а римляне захватили несколько греческих городов в Италии, которым эпирский царь не смог прийти на помощь. В 275 г. до н.э. не имевшие достаточно ресурсов эпирские войска были вынуждены отступить в битве с римлянами при Беневенте. Понимая, что дальнейшая военная кампания в Италии не имеет никаких преспектив, Пирр оставил и Италийский полуостров, и Сицилию, отбыв с войском обратно в Эпир.
В 276 г. до н.э. царем Македонии был провозглашен сын Деметрия Полиоркета Антигон Гонат. В течение своего правления он сумел восстановить македонскую гегемонию над остальным Балканским полуостровом, кроме Спарты. В ходе подавления восстания поддержанных Египтом афинян Антигон Гонат взял под свой контроль город Коринф, из которого было возможным хорошо контролировать всю Среднюю Грецию. Боевые корабли Антигона бороздили все Эгейское море. Но к концу правления Антигона Гоната против него выступил Ахейский союз городов-полисов, с 279 г. до н.э. существовавший на севере полуострова Пелопоннес – южной части Балканского полуострова. Ведущую роль в нем играл город Сикион, предводительствуемый Аратом. В договоре с дорожившей своей оставшейся полной независимостью Спартой и снова с Египтом Птолемеев Ахейский союз начал новую войну с Антигоном Гонатом, отвоевав у того Коринф. Упадок внешнеполитического влияния Македонии после этого продолжал нарастать, и с 229 г. до н.э. греческие города стали массово отпадать от гегемонии Македонии, присоединяясь к Ахейскому союзу. Но на общегреческую гегемонию стала претендовать Спарта, во главе которой с 235 г. до н.э. стоял честолюбивый царь Клеомен III, проведший в ней ряд внутренних реформ по восстановлению основанного на общественном равенстве старинного спартанского уклада жизни, приносившего Спарте в прошлом передовое в Греции военное могущество. Почти за двести лет до того Спарта уже была гегемоном Балканского полуострова, и теперь Клеомен вновь стремился к этому. В 224 г. до н.э. Спарта вынудила подчиниться себе большинство греческих полисов. Однако теперь против нее совместно выступили вчерашние враги: города Ахейского союза и новый царь Македонии Антигон Досон. Войско Клеомена в конце концов оказалось разбитым, сам он бежал в Египет. Борьба с притязаниями Спарты растопила стойкую неприязнь между Македонией и Ахейским союзом. По инициативе Антигона Досона на Балканском полуострове был создан равноправный Эллинский союз, в который вместе с Македонией вошли почти все греческие города.
На Ближнем Востоке постоянно вспыхивали войны между двумя крупнейшими эллинистическими державами – государством Селевкидов и птолемеевским Египтом. Египет был намного меньше по территории, чем держава потомков Селевка, однако последняя, охватывавшая огромную территорию с совершенно разным в культурном и языковом отношении населением, имевшая в своем составе много полунезависимых автономий, сильно страдала от внутренней нестабильности. С 274 по 196 гг. до н.э. между Птолемеями и Селевкидами прошло пять так называемых Сирийских войн, в ходе которых граница между державами неоднократно смещалась то в одну, то в другую сторону. Во время Третьей Сирийской войны (246 – 241 гг. до н.э.) Египет достиг наибольших успехов: пытаясь посадить на селевкидский трон своего родственника, царь Птолемей III Эвергет смог с войсками занять селевкидскую столицу Вавилон, однако начавшиеся волнения в самом Египте вынудили его повернуть обратно. Селевкиды вернули себе почти все утраченные территории, но затем в их государстве началась гражданская война: брат царя Селевка II Каллиника Антиох Гиеракс в 242 г. до н.э. попытался отобрать у него трон. Так называемая Братская война продолжалась пятнадцать лет, за это время, воспользовавшись ослаблением контроля центральной власти, от державы Селевкидов отпало несколько автономных государств, в том числе Парфия, впоследствии сама превратившаяся в одну из сильнейших держав Древнего Востока. В 227 г. до н.э. Антиох Гиеракс, потерпев окончательное поражение, сдался в египетский плен, где затем был убит.
С конца III в. до н.э. эллинистические государства в своих войнах между собой и внутренних усобицах все чаще прибегают к поддержке набравшего невиданные прежде влияние и мощь в Италии Древнего Рима. Римляне, в течение веков двигаясь к вершине своей славы, традиционно сочетали во внешней политике передовое военное искусство с хитроумными дипломатическими приемами, методы кнута и пряника. Представая перед более слабыми государствами, искавшими союза с ними, в облике доблестного воина-защитника, превыше всего ценящего справедливость, римская держава умело прятала за этим хищные клыки и неутолимое честолюбие. Прислав войска в помощь более слабой стороне, Рим громил ее врагов, но делал все, чтобы союзник все больше впадал в зависимость от него, пока союзное государство не оказывалось под его плотной военной и политической опекой. Затем римляне обеспечивали приход к власти своего марионеточного правителя, который «добровольно» отказывался от нее в пользу римского государства. Римская держава расширяла свою территорию далеко за пределами Италии, вводя в подчинившихся ей странах общую систему управления, обеспечивавшую полное политическое господство верховных римских правителей. Эта судьба ожидала все эллинистические государства. Сначала Римом были поглощены Македония и Греция (II в. до н.э.), затем между Римом и соседними восточными государствами были поделены необъятные территории державы Селевкидов (I в. до н.э.), а вскоре после этого под натиском войск римского полководца Октавиана пал Египет. Последняя правительница династии Птолемеев Клеопатра покончила с собой, по античному преданию, заставив укусить себя пронесенную слугой мимо окруживших ее дворец римских воинов в корзине с фруктами ядовитую змею. В 30 г. до н.э. Октавиан провозгласил Египет римской провинцией.
Этим заканчивается история эллинистических государств, однако не их мощного культурного наследия. Восторгавшиеся передовой по тому времени греческой культурой римляне активно воспринимали ее у покоренных ими эллинистических государств, уподобляли греческому собственный образ жизни, по греческому образцу возводили здания в собственных городах, в том числе в самом Риме. Греческий язык стал вторым государственным языком Древнего Рима, в восточной части римских владений использовавшийся практически самостоятельно, а в западной существенно обогатив родную римлянам латынь. В этот период древнегреческая культура в определенной степени сливается с собственно римскими достижениями, образуя общую античную греко-римскую культуру. Уже на закате античности и в эпоху Средневековья эллинское культурное наследие проникает через римское посредство в Европу, оказывая существенное влияние на формирование европейской цивилизации, на развитие европейских языков. В Новое Время в ходе распространения европейской культуры по всему миру многочисленные эллинские элементы вместе с ней также укрепляются по всей ойкумене.
Спасибо. Статья мега-супер! Если бы и на уроках так рассказывали!
Эпоха эллинизма всегда была интересна мне: она понесла за собой громадные изменения в социальной жизни человечества, пустила корни эллинистической культуры по всему миру. Изучение этого периода раскрывает подноготную истории древнего рабовладельческого общества. Эллинизм оставил после себя как историческое, так и огромное культурное наследие. Спасибо за информативную, увлекательную статью.
Не догнал. Македонский и его последовали поспособствовали тому, что исчезла Древняя Греция?