Несколько миллионов лет назад извержения подводных вулканов в северной тропической части Тихого океана привели к поднятию над водной поверхностью свыше двух десятков состоящих из окаменевшей лавы островов. Из них восемь оказались весьма обширными по территории. Несколько миллионов лет природа возвышающихся среди океанических просторов вдали от материков гористых островов развивалась совершенно самостоятельно из тех растений и животных, которых примерно раз в 12,5 тыс. лет туда случайно в целости заносили морские течения. Постепенно северные стороны островов, где выпадает особенно много приносимых ветрами дождей, покрылись густыми тропическими лесами, где летали маленькие птички-цветочницы и пепельные летучие мыши, а на деревьях жили питающиеся растущими на древесных листьях грибками улитки. Южные стороны островов, где дождей выпадает мало, и поныне похожи на каменистую пустыню с редкой растительностью. В пресных водоемах стали гнездиться утки-кряквы и плавать рыбки-бычки. На островах живет и единственный в Океании вид ядовитых змей. В прибрежных водах островов поселились акулы, скаты и мурены, морские черепахи, а на низких береговых скалах устраивали лежбища тюлени. А на самых высоких вершинах островов, имеющих высоту над уровнем моря свыше четырех километров, белеют полоски снега. Несколько вулканов по-прежнему дымят над океаном на больших островах, поэтому древние полинезийские мореплаватели, в начале I тысячелетия н.э. открывшие эту землю с совсем нетронутой человеком природой, назвали ее «Земля бушующего огня». Самый большой из действующих вулканов на самом большом из островов полинезийцы назвали Мауна-Лоа – «длинная гора».
В III– IV вв. на обширную по меркам Океании землю стали переселяться в поисках лучшей доли полинезийцы с Маркизских островов, преодолев почти 4 тыс. километров по океанским просторам в особых больших лодках. Здесь жили они свыше тысячи лет, расселившись по всем пригодным для проживания островам. А в XIV в. на далекие острова приплыли полинезийцы с островов Общества, к которым относится знаменитый остров Таити. Новые переселенцы покорили потомков выходцев с Маркизских островов и стали среди тех правящей знатью. Вскоре знаменитое мореходное искусство полинезийцев пришло в упадок, жители больших вулканических островов, назвавших свою землю Гавайи (вероятно, от названия древней прародины полинезийцев «Гаваики»), прекратили всякий контакт с другими землями и жили так на протяжении четырех веков. Потомки выходцев с Маркизских островов и островов Общества стали считать себя одним народом канака маоли, который европейцы называют гавайцами.Гавайский язык стал развиваться отдельно и приобрел существенные отличия от других полинезийских языков.
Отправляясь на новое местожительство за тысячи километров от родных земель, предки гавайцев привезли с собой съедобные растения, которые выращивали (таро, ямс, бататы, банан, кокосовую пальму), и животных, которых разводили (свиней, собак, кур). Возделывание съедобных корнеплодов, а также ловля в море рыбы, собирательство морских водорослей и моллюсков стали основным занятием гавайцев. Но поскольку Гавайские острова отличаются обширностью территории, большим количеством пригодного для обработки камня, культура гавайцев далеко опередила в своем развитии культуру других полинезийских народов. Гавайцы возводили ирригационные сооружения для орошения своих плантаций, строили пруды, в которых разводили рыбу, а из морской воды добывали соль. Воду на поля таро и батата они проводили на далекие расстояния с помощью специальных террас и шлюзов. Закон предписывал орошать каждое поле два раза в неделю, а во время засухи – в целях экономии воды, раз в неделю. Землю гавайцы рыхлили палками, заточенными при помощи каменных топоров. У гавайцев не было письменности, и события своей истории, очень долгое время развивавшейся отдельно от истории остального мира, они фиксировали в народных песнях.
Развитые материальная культура и хозяйство не могли не повлечь усложненное развитие и социального строя. У гавайцев сложилось строгое кастовое расслоение населения, чего не было у других полинезийских народов. Территория островов была поделена между несколькими независимыми правителями, которых гавайцы называли алии нуи («большой вождь»). Фактически это были короли: их власть передавалась по наследству от отца к сыну, а если сыновей не было, то к дочери. Король был собственником всех земель своего народа, и эти земли по своему усмотрению распределял между своими наместниками и приближенными – алии, и свободными земледельцами – лакааинаа. Естественно, алии имели в пользовании обширные земельные площади, являясь не только административными управителями, но и своего рода олигархией. Лакааинаа составляли большинство населения, и их земельные наделы были не слишком велики, достаточные, чтобы обеспечить нужды семьи, но не приносившие большого богатства. На землях и знати, и лакааинаа работали зависимые люди, выполнявшие трудовую повинность, подчиненные строгой организации. Они также занимались ремеслами. Низшей кастой были рабы – каува, происходившие, по всей вероятности, от военнопленных. Браки между людьми разных каст, переход человека из одной касты в другую строго запрещались, что консервировало сложившийся социальный строй.
Король не всю землю распределял между подданными. Часть земли оставалась в пользовании его и его семьи. Остальная земля королевства делилась на моку – округа, каждый из которых включал в себя морское побережье и прилегающие горные территории. Земля моку находилась в пользовании его наместника и делилась, в свою очередь, на сектора – ахупуа, каждый из которых тоже имел выход к морю. Ахупуа управляли знатные люди младшего ранга, но все земельные управители относились, как и король, к касте алии. Ахупуа, в свою очередь, делилась на мелкие земельные участки и землю, данную в пользование родовым общинам – оханам. Охана распределяла свою землю между отдельными семьями своих членов. Бывало, что одни семьи целой оханы жили возле побережья, а другие – в глубине территории острова. Тогда, согласно представлениям о родовой обобществленности хозяйства, семьи с берега поставляли семьям из горных долин рыбу и морепродукты, а те им – таро, ямс и батат. В этой системе землевладения прослеживается феодальная структура, что необычно для народа, пользовавшегося в то время каменными орудиями. Но, конечно, далеко не последнюю роль в столь интенсивном развитии хозяйства гавайцев играл теплый и влажный климат Гавайских островов, позволявший выращивать большие урожаи круглый год без особо тяжелых усилий.
Охана – родовая община, была основной структурной единицей гавайского общества. Члены одной такой общины совместно строили дома и ловили рыбу, организовывали свадьбы и торжества, платили подати продуктами и изделиями королю и его наместникам. Внутри оханы особые привилегии имели представители ее старшей ветви: только из них избирался родовой глава. Глава оханы руководил общими работами, сбором податей, распределял выловленную рыбу между семьями, которые принимали участие в лове, был председателем на родовых собраниях.
Гавайцы селились хуторками в горных долинах, где была возделываемая земля, а рыболовы – на прибрежных взгорках. Селиться на возвышенностях прибрежных гавайцев вынуждали нередкие на их островах сильные ураганы, нагоняющие воду на берег, и разрушительные цунами. Жили гавайцы в домах прямоугольной формы, с двускатными крышами. В теплом климате основным материалом служили жерди и трава, а стропила поддерживали конек крыши. У знатных людей дом имел шесть отделений: святилище с изображениями предков, спальня, мужская и женская столовые, два рабочих помещения. Знатное жилище окружали веранды. Знать пользовалась креслами из дерева и зеркалами из лавы, которую полировали. Основная же утварь состояла из деревянной посуды: тарелок и кувшинов, в которых хранили еду, а также одежду.
У гавайцев были развиты различные ремесла, без которых не был бы возможен столь высокий для Океании культурный прогресс. Профессиональной деятельностью занимались лодочники и плотники, плетенщики, птицеловы и др. Одежда гавайцев была очень проста: на островах не было ни животных, из шерсти которых изготовлялась бы пряжа, ни растений, которые давали бы материал для ткачества, а теплый климат позволял обходиться без лишних одеяний. Мужчины носили мало – набедренные повязки до колен, а женщины – пау – полотнища от груди до колен. В прохладную погоду надевали плащи и накидки из разноцветных шкурок птиц. Короли надевали мамо – длинный плащ, а наместники – короткие плащи. Одежда знатных людей раскрашивалась красным и желтым. Основным материалом для одежды служила тапа – луб особого вида шелковичного дерева, которую можно раскрашивать, но нельзя стирать. Отличительными атрибутами знати также были сделанные из птичьих шкурок шлемы и разного рода украшения (ручные и ножные браслеты, выполненные из раковин, зубов и костей животных, ожерелья, яркие перья). Простолюдины тоже любили себя украшать, но для этого использовали просто цветы, которыми обвешивали тело. Как и у других полинезийцев, у гавайцев практиковалась татуировка.
Общественная жизнь гавайцев регулировалась законом – Капу (то же, что «табу» у других полинезийских народов). Закон Капу закреплял социальное расслоение гавайцев, права и обязанности каждой касты, некоторые бытовые нормы. Так, женщинам было запрещено употреблять в пищу свинину, бананы, кокосы и еще ряд продуктов. В определенные дни в году женщины не могли соприкасаться с мужчинами. Простым людям нельзя было близко подходить к представителям знати, прикасаться к их имуществу и ходить по их следам. Тень простолюдинов не должна была падать на территорию вокруг королевского дома. Также король мог наложить капу (табу) на любую землю, предмет, морской залив, которые тогда становились неприкосновенными для простых людей. Последнее право он часто использовал для присвоения чьего-либо имущества. На практике закон Капу нередко нарушался, но если это обнаруживалось, нарушителя безжалостно убивали. Кроме того, у гавайцев активно практиковались человеческие жертвоприношения. На похоронах умершего короля совершалось ритуальное убийство нескольких человек. Также у гавайцев существовало что-то вроде древнеримских гладиаторских боев: во время особого праздника вооруженный длинным ножом боец заходил по пояс в мелководный залив, куда предварительно загоняли крупную акулу, и на потеху публике сражался с зубастой рыбой.
Король считался священной особой. В честь него слагали хвалебные песни. Никто не смел ослушаться короля, даже если тот приказывал причинить вред самому себе. Так, Камеамеа I, демонстрируя собственную ловкость, приказывал своим воинам метать в него копья и ловил их на лету. И, как сообщали очевидцы, воины столь ответственно исполняли это приказание, что не будь король, действительно, искусным ловцом брошенных копий, его непременно бы сразили насмерть. Наследника королевского престола под страхом смерти никто не смел видеть днем, и принцу почти все светлое время суток приходилось скрываться в темном помещении, чтобы ненароком не подвергнуть опасности жизни своих будущих подданных. У короля обычно было несколько жен, которые, как описывал русский капитан О. Коцебу, в основном занимались тем, что «кушали, курили табак, вычесывали себе волосы и отгоняли мух опахалами». Королевская семья старательно заботилась о чистоте своей крови: нередко в жены наследнику подбирали его родную сестру, чтобы предотвратить смешение с менее благородными родами. У простолюдинов это принято не было.
Особой социальной группой были жрецы – кауна. Они руководили обрядами поклонения богам – акуа, и духам – амакуа, заведовали храмами, а также занимались целительством. Гавайцы почитали духов предков, священных животных, например, акулу. Знатных людей после смерти хоронили, как и другие полинезийцы, в мараях – кладбищах из погребальных помостов. В жертву покойному, кости которого лежали на помосте, регулярно приносили в жертву продукты питания, убивали свиней, туши которых оставляли рядом разлагаться.
В XVII в. на Гавайские острова впервые высадились европейцы. Об этом событии последующим поколениям европейских исследователей Гавайев рассказали лишь местные предания и несколько сохранившихся у гавайцев привезенных чужеземцами из-за моря железных предметов, но предположительно это была экспедиция испанского капитана П. Кироса, в то время плававшего по тропической части Тихого океана. Уже в 70-е гг. XVIII в. Гавайские острова посетила экспедиция британского капитана Дж. Кука. Дж. Кук составил подробное описание Гавайских островов, которые он в честь первого лорда британского Адмиралтейства графа Дж. Монтегю-Сэндвича назвал Сандвичевыми, и их населения. Зимой 1779 г. во время своего второго посещения архипелага экспедиция Дж. Кука остановилась в бухте Кеалакекуа у самого крупного из островов, называющегося как и сам архипелаг Гавайи. Население окресностей Кеалакекуа оказало британцам очень радушный прием и необычайные торжества. Много лет спустя исследователи на основании сопоставления свидетельств участников экспедиции и гавайского фольклора пришли к выводу, что гавайцы приняли английского капитана за возвратившегося из-за моря бога Лоно, однако другая часть исследователей опровергает это. Дружба между британцами и гавайцами оказалась очень недолгой: пришельцы не знали местных строгих обычаев, которые оберегались туземцами очень ревниво, да и вообще, европейцам той эпохи было свойственно пренебрежительно относиться к народам, находящимся на низшей, нежели они, степени культурного развития. Гавайцы же, веками жившие изолированно от других народов, не осознавали, что кто-то может быть не знаком с их святынями и укладом жизни, поэтому им было неведомо понятие толерантности. Вскоре между британцами и гавайцами начались столкновения, в одном из которых Дж. Кук погиб. Чтобы заполучить его тело, британцы обстреляли прибрежное гавайское селение и сожгли его дотла. Так состоялось первое близкое знакомство гавайцев и европейцев.
Вскоре после посещения Гавайев Дж. Куком, нашедшим здесь свою смерть, началось объединение островов под предводительством уже упомянутого короля Камеамеа I. По проложенному Куком пути на Гавайи устремились суда разных европейских держав, используя благодатные острова как перевалочный пункт в странствиях по обширным голубым просторам Тихого океана. Камеамеа, правивший на острове Гавайи, снабжал европейцев пресной водой и съестными запасами в обмен на огнестрельное оружие, которым сам научился мастерски владеть. Вооружив свое войско ружьями, против которых были бессильны традиционные гавайские копья и сплетенные из трав панцири, Камеамеа начал войну с враждебными королями. Другие короли сами признали его верховную власть, видя в нем могущественного покровителя. К 1810 г. на островах было создано единое государство – Гавайское королевство. Однако политическое объединение гавайцев далось крайне тяжелой ценой: в кровопролитных войнах от вызванных ими голода и болезней погибло около половины населения островов.
Государство Камеамеа I, которым стали править его потомки, быстро попало под сильное экономическое влияние стран Европы и Соединенных Штатов Америки. На Гавайях постоянно останавливались торговые и китобойные суда, активно снабжавшие гавайцев в обмен на пресную воду и продукты ценными предметами быта, огнестрельным оружием. Король вступил в дипломатические отношения с правительствами передовых держав того времени. Англичанин Дж. Ванкувер завез на острова коров и овец, и скотоводство стало новой формой хозяйствования на Гавайях. Для развития скотоводства в своей стране Камеамеа I даже нанимал специалистов из Европы и Латинской Америки. Казалось, что, несмотря на огромные жертвы в войне, Гавайское королевство ожидает процветание и могущество. Однако вместе с новыми формами хозяйства: международной торговлей и скотоводством, пришли и новые общественные представления, разрушавшие традиционные культуру и уклад жизни гавайцев. Способствовали этому и обосновавшиеся на островах при короле Камеамеа III миссионеры-кальвинисты, активно обращавшие местное население в Христианство и пытавшиеся при содействии властей европеизировать гавайцев. А постоянно останавливавшиеся на островах европейские и американские моряки развращали туземцев, спаивали их алкоголем (у гавайцев тоже существовал хмельной напиток из корня растения ти, но по крепости он далеко уступал виски и рому).
На всех островах правили наместники короля. Они собирали подати с правивших в провинциях князей, которые, в свою очередь, взимали дань с феодалов младшего ранга, а те – с народа. По такой цепочке львиная доля сборов стекалась к королю. Однако король был вынужден во всем считаться с аристократической верхушкой, которая составляла главную опору его власти, и ничего важного не предпринимал, не посоветовавшись с князьями. Фактически те превратились в настоящих земельных собственников, могли отбирать землю у простых людей, которые недостаточно платили подати. Происходило постепенное разорение общинников, их закабаление знатью. Многие разорившиеся люди шли в услужение королю и князьям, выполняя полицейские функции, силовыми методами пресекая недовольство народа. В 1848 г. Камеамеа III разрешил иностранцам владеть землей на Гавайях, а у коренного населения земля по-прежнему оставалась только в руках знати. В 1872 г. умер, не оставив наследника, король Камеамеа V. К тому времени европейские переселенцы, в руках которых находилось 80 % частных земель, были уже самой богатой и влиятельной частью населения; обширные площади на островах занимали частные плантации сахарного тростника и ананасов, на которых работали иммигранты преимущественно из Азии, а коренное население вымирало от завезенных переселенцами болезней, к которым у него тогда не было иммунитета. Всеобщим голосованием новым правителем был избран Луналило, который умер через год, тоже не оставив наследника. В 1874 г. на Гавайях вспыхнули массовые волнения угнетенного коренного населения, в связи с чем на острова высадились британские и американские войска, посадившие на престол династию Калакауа. В 1887 г. была принята Конституция Гавайского королевства, согласно которой власть короля сильно ограничивалась, права голоса лишалось большинство коренных гавайцев и трудовые мигранты. Фактически вся власть переходила к белой плантаторской элите. В 1893 г. королева Лилиуокалани попыталась восстановить абсолютную власть и лишить права голоса большинство белых переселенцев, однако американские морские пехотинцы арестовали ее, и в 1895 г. она была вынуждена отречься от престола. 1898 г. Конгресс США по просьбе плантаторской верхушки принял решение об аннексии Гавайских островов. В 1900 г. Гавайи получили статус самоуправляемой территории США, а в 1959 г. – штата (по счету 50-й). В 1993 г. президент США Билл Клинтон принес коренному населению островов (в настоящее время гавайцы составляют около 10 % от всех жителей своей земли) официальные извинения от государства Соединенных Штатов за незаконное свержение Гавайского королевства. В настоящее время в США рассматривается вопрос о предоставлении коренному населению Гавайев полного самоуправления.
В настоящее время Гавайи – развитый курортный и хозяйственный центр в Тихом океане. Познакомиться с уникальной природой Гавайских островов съезжается множество туристов со всего мира. Урбанизация, деловая жизнь тоже очень сильно сказались на культуре коренного населения Гавайев: многие гавайцы уже плохо знают историю своего народа, не владеют национальным языком, их уклад жизни ничем не отличается от уклада жизни остальных американцев. В то же время многие элементы отличающейся своеобразием древней гавайской культуры в XX в. приобрели популярность в массовой культуре Соединенных Штатов Америки, а через американское посредство о них узнал и остальной мир. Например, ритуальный танец хула, ныне популярный на многих американских и европейских праздничных представлениях, или знаменитый вид спорта – серфинг, катание на волнах на специальных досках. В то же время на самих Гавайских островах смешение коренных традиций с культурными особенностями мигрантов, принадлежавших к разным народностям Европы, Америки и Азии, породило неповторимую современную гавайскую культуру, всемирно известными атрибутами которой стали не только хула и серфинг, но и так называемые гавайские гитара и рубашки.
Впечатляющая статья об экзотическом уголке Земли и его народе. Печально, что коренных осталось мало.
Гавайцы уже не те, что при Куке. Туризм, бизнес, деньги. Все, как везде.
Сейчас это рай на земле, а раньше скушали бы туриста и не поморщились.
Прогресс! Начали с Кука — съели или просто из ритуальных соображений убили, теперь «объедают» туристов, то есть опустошают их карманы за удовольствие наслаждаться возможно уже псевдоэкзотикой 🙂
Прочитав абзац про богов и духов полез в поисковик почитать на эту тему.
Жрецы. обряды — даже то, что осталось от первобытно-исконных ртиуалов, завораживает. Что уж говорить о тех временах, когда каждое движение имело точный смысл.
Все-таки островные культуры гораздо интереснее материковых (за исключением Австралии). Оригинальнее, самобытнее. То, что, возможно, было бы причесано и прилизано на большой земле, здесь цветет пышным цветом. Ярко и красочно.
О боже, сколько же этот народ пережил всего!
Все-таки в нынешней культуре Гавайев крайне мало осталось корней. Да и понятно: острова туристические, и поэтому надо напоказ выставлять самое яркое, веселое, забавное. При этом сочинить красивые легенды на тему «откуда что пошло». Всё это здорово, конечно. Но это лишь фасад.
Обожаю гавайскую культуру, так как она очень своеобразна! Спасибо за отличную статью!
Прекрасное место для отдыха и изучения истории! Ну и аборигенов можно поискать. Всегда удивляло их присутствие в на нашей планете. Вроде 21 век, а они всё по деревьям прыгают.
Гавайские острова , даже одно это название способно разбудить воображение. Прочитав статью, узнав много нового об истории их освоения, хочется увидеть всё воочию!
Гавайцы вообще очень яркий народ. Каждый их танец наполнен своим смыслом, их культура и традиции просто завораживат. И вообще, человеческий фактор, менталитет,даже удивляет(в хорошем смысле). По прилету на острова возникает ощущение будто бы окунаешься в совершенно иной мир. По одну сторону мир, в котором все счастливы, энергичны, а по другую — мир, который полн тайн, но туда не впустят туристов.
Наверное, жаль, что гавайцы не помнят уже свою исконную культуру и свой исконный язык. Глобализация, ассимилиция и другие подобные понятия определили жизнь многих маленьких народов. В многонациональной России тоже немало тех, кто забыл родной язык и даже думает на русском, особенно это касается детей от смешанных браков. Но все это — историческая данность, и часто человек становится заложником обстоятельсв, окружающего общества и прочего. Так идет жизнь на Земном шаре, вот и все.
Кто бы мог подумать, что Гавайские острова станут настолько популярными на сегодняшний день не только среди туристов, но и людей со всех уголков планеты, гавайская культура не забыта, например, красочные гавайские вечеринки с использованием аттрибутов данной культуры есть тому подтверждением.
Сегодня это один из красивых островов. Только почему не упомянули про людоедство и человеческие жертвоприношения в средние века у них?
Из того что наиболее ближе к телу, так это гавайская рубашка. Лично у меня она прижилась и тесно связана с летом. Даже один раз экзамены в академии сдавал в ней, на четвёрку. У девушек от моего вида в рубашке повышается «тонус». В общем сплошные положительные эмоции.
Для того чтобы заселить эти острова полинезийцам пришлось преодолеть около 4000 км. И это в 3-4 вв. Наверное, что для столь далекого путешествия у них были веские причины.
Конечно пережить пришлось много Гавайским островам, но это стоило того, ведь сейчас это просто райский курорт, а для меня лучший по климату и природе.