Охота на ведьм в Европе: истерия на рубеже эпох | history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Запад » Охота на ведьм в Европе: истерия на рубеже эпох

Охота на ведьм в Европе: истерия на рубеже эпох

Издревле человек тяготился к тому, чтобы научиться влиять на окружающую его стихию. В ходеоткуда происходит колдовство тысячелетий технического прогресса частично ему удалось подчинить себе природные силы. Но оставалось и остается много природных явлений, неподвластных человеку. Хотя в наше время уже существуют технологии разгона дождевых туч над конкретной территорией, все же еще не изобретено способа предотвращать их образование, либо наоборот, вызывать дождь в ясную погоду, либо изменять направление ветра. Человек не может застраховать себя от заражения многими инфекционными заболеваниями, той же вирусной простудой, разве что полностью изолировав себя от внешнего мира в стерильном помещении. Наука не научилась предотвращать землетрясения и цунами, останавливать снежные бури: выработана только система укрытия людей от стихийных бедствий. Наконец, научное знание не способно и сделать человека бессмертным или предсказывать судьбу.

И в наш век технологий, когда человек может напрямую разговаривать по телефону с собеседником, находящимся на другой стороне земного шара, нередко люди пытаются достичь большего, увлекаясь оккультной литературой, посещая гадалок, астрологов и пр. А в прошлые времена, когда бóльшую часть происходящих в природе процессов люди не имели возможности познать разумом, были совершенно как религия относится к колдовствунезащищены перед многими бедствиями, им хотелось научиться управлять окружающей стихией гораздо больше, чем сейчас. Не случайно очень многие древние верования тесно связаны с магией – системой ритуалов, с помощью которых, как верили люди, возможно влиять на окружающий мир, не вступая с тем в физический контакт, в том числе совершая то, что невозможно было совершить физически (например, вызывать дождь, подчинять себе волю и страсти другого человека, предсказывать будущее и т.п.). К таким религиозным формам относится, например, шаманизм – вера в способность путем вхождения в транс вступать в контакт с якобы правящими миром духами, чтобы упросить их совершить что-то выгодное людям или же получить от них ценный совет. Само слово «магия» имеет греческое происхождение и восходит к названию зороастрийских жрецов в Древнем Иране – магов.

Аврамические религии: иудаизм, христианство, ислам, провозглашающие веру в Единого Бога, с самого своего возникновения крайне негативно относятся к любой магии и обращению за помощью к колдунам. что такое колдовствоОбращение за помощью к каким-либо скрытым силам, кроме Бога, в конце концов приводит к их обожествлению людьми. В своей основе представления о колдовстве у иудеев, христиан и мусульман сходны: помимо видимых, материальных существ, мир населен и невидимыми, которых разные народы называли по-разному (демоны, бесы, джинны и пр.). С помощью определенных ритуалов вступая с ними в контакт, колдун в обмен на что-то побуждает их выполнять для него нужную ему работу (вызвать болезнь у его недруга, рассказать о том, что ждет его или кого-либо еще в будущем, устроить где-нибудь несчастный почему за колдовство преследовали случай или, наоборот, обеспечить благополучие предприятия, в общем, все, что угодно). Несмотря на религиозный запрет, во все времена, а в далекую старину – в особенности, были люди, которые пытались улучшить свой быт, практикуя колдовство (сколь успешно – другой вопрос). Они совершали оккультные ритуалычто такое охота на ведьм как в личных целях, так и за деньги либо иную плату от приходивших к ним за помощью других людей. К колдунам могли обращаться от отчаяния, когда, например, совершаемые религиозные обряды оставались без ответа и не избавляли от коснувшейся человека беды. Или же по злобе: желая устроить врагу неприятность либо вовсе сжить его со свету, но опасаясь делать это открыто. В непросвещенные времена оккультные представления часто смешивались с реальными знаниями о целебных свойствах каких-либо растений и иных природных веществ, поскольку люди еще не знали о конкретной причине этих свойств. Русское слово «ведьма» изначально и обозначает знахарку, целительницу (от «ведати – знать»). Потому католическая церковь в Европе очень долго недолюбливала врачей, в их лечебной методике усматривая подобие колдовства.

Борьба с колдовством в разных странах и разное время носила разный характер. Где-то все ограничивалось лишь порицающими это занятие религиозными проповедями и призывом к тем, кто верит в Бога, не обращаться за помощью к колдунам. Ислам предписывает отрубать колдунам головы, однако в исламском мире судебные процессы по делам о колдовстве были довольно редким явлением, поскольку доказать факткак в европе боролись с колдовством занятия колдовством являлось весьма трудным делом. В Европе до Позднего Средневековья само по себе колдовство наказывалось редко. Церковные власти могли приговорить человека, занимающегося колдовством, к официальному покаянию: обязанности в течение определенного времени совершать регулярные молитвы о прощении, поститься, носить бедную, грубую одежду. Светские власти судили не за само колдовство, а за причиненный им ущерб, вынося соответствующие его тяжести приговоры. Тем не менее, в расцвет Средневековья католические церковные мыслители активно изучали, делая выводы из ранних канонических текстов, мир демонов, их способность влиять на окружающий мир и жизнь людей. Столетия спустя разработанные ими демонологические теории как повлияла на преследование колдунов в европе эпидемия чумы черная смерть сыграли важную роль в организации масштабных преследований ведьм и колдунов. Пандемия чумы, выкосившая в XIV в. треть населения Европы, резко снизила терпимость к колдунам в обществе, с одной стороны, и подорвала традиционно непререкаемый авторитет католической церкви, с другой. Не знавшие о причинах инфекционных болезней европейцы были глубоко напуганы такой массовой смертностью и склонялись винить во всем чьи-либо колдовские происки, а церковь своими службами не смогла остановить эпидемию, более того, от чумы погибло немало самих священнослужителей. Нехватка церковных кадров вследствие эпидемии привела к тому, что на высшие церковные должности стали назначать людей с недостаточным для этого образованием: происходит огрубление церковных представлений, некоторое сближение церковного учения с считавшимися прежде невежеством народными верованиями. Население начинает панически бояться колдунов, на любого, кто практикует оккультизм, большинство европейцев что такое ведовский процесс смотрит с опаской, будучи уверенными в том, что в любой момент колдун может причинить невидимое зло благочестивым христианам. В случае новой эпидемии или других несчастий: неурожая, несвоевременных заморозок, губящих посевы, падежа скота, наводнения, пожара, непросвещенный народ уже привычно подозревает, что к бедствию причастны колдуны или ведьмы. На пороге Позднего Средневековья в Европе становится довольнопочему инквизиция преследовала ведьм и колдунов частым явлением самосуд обывателей над предполагаемыми виновниками бед, заподозренными в колдовстве. Церковь же, пытаясь восстановить пошатнувшееся влияние, активно преследует размножившиеся в разных странах ереси – религиозные течения, критически относящиеся ко многим ее догматам. Практически все еретические группы выступали в своих проповедях за упрощение церковной структуры и отмену обязательных податей, которые простой народ уплачивал духовенству. Поскольку это вызывало симпатию со стороны народа, инквизиция, устраивая процессы над еретиками, нередко всеми возможными способами пыталась обвинить тех еще и в колдовстве, чтобы очернить в глазах людей. Так, в первой половине XV в. в западных альпийских областях прошли массовые суды над членами движения вальденсов, в ходе которых подсудимые были обвинены, помимо ереси, в преступлениях, совершенных колдовским путем. Эти и подобные события стали предвестниками наступавшей эпохи охоты на ведьм, продлившейся два столетия и ставшей одной из самых мрачных страниц европейской истории.

Поначалу как светские, так и во многих областях церковные власти пытались бороться с зарождавшейся истерией по поводу колдовских происков, запрещали самосуды. В Центральной Франции все дела о ведовстве – занятии колдовством, были отданы в компетенцию исключительно верховных судов провинций. Но к концу XV в. церковь, стремясь расширить народную поддержку, все чаще идет навстречу народным страхам и поощряет изобличение колдунов и ведьм. Постепенно во все более активное преследование колдунов и колдовства вступает и светская власть. Ключевую роль в начале систематических преследований людей, по мнению властей, вступивших в сговор с дьяволом, сыграла деятельность эльзасского монаха ордена доминиканцев Генриха Крамера, больше известного под своим латинским прозвищем Инститор, иногда неправильно указывающегося как Инститорис (это родительный падеж от «Инститор»). Будучи инквизитором, он активно боролся с религиозным сектантством и колдовством, посвятив этому практическикакой римский папа объявил охоту на ведьм и колдунов всю жизнь. При этом он проявлял такую ретивость, что иногда сами церковные власти приостанавливали его деятельность и налагали на него взыскания за злоупотребление полномочиями. Тем не менее, ему удалось войти в доверие к папе римскому Иннокентию VIII, в 1484 г. под его влиянием издавшему буллу (имеющее канонический статус постановление) «Всеми силами души», в которой колдовство приравнивалось к ереси, и предписывала властям Германии оказывать инквизиции всяческое содействие в поиске и изобличении тех, кто им занимается, а противодействие какую роль в охоте на ведьм сыграли крамер инститор и молот ведьм инквизиторам каралось отлучением от церкви. В декабре 1486 г. Инститор написал свое знаменитое сочинение «Молот злодеек» («Malleus maleficarum»), в российском переводе обычно называемый «Молот ведьм». В нем инквизитор простым логическим языком, опираясь на библейские тексты, доказывал, что занятие колдовством является ересью, и что неверие в колдовство тоже является ересью. Затем он, опираясь на собственную инквизиционную практику, излагал практические рекомендации по изобличению ведьм и колдунов. Для большего авторитета к написанию книги Инститор привлек и известного в Германии профессора, декана Кёльнского университета Якоба Шпренгера, который написал введение к ней. Современные исследователи полагают, что в действительности деятельностью Инститора двигала неприязнь к женскому полу (главным образом женщин он и считал склонными к занятию колдовством), а также обыкновенный карьеризм, желание получить широкое признание в церковных кругах. Многие жившие в одно время с Инститором церковные ученые, хотя в целом одобрительно отозвались о его сочинении, отметили в «Молоте ведьм» ряд сомнительных суждений и не рекомендовали книгу к широкому распространению. Однако в связи с развитием в то время книгопечатания «Молот ведьм» вскоре стал издаваться по всей католической Европе, фактически превратившись в настольную книгу по изобличению колдуний и колдунов. Под влиянием инквизиции в большинстве стран Европы как преступление стали рассматриваться не только ущерб, причиненный колдовством, но и само колдовство как таковое. Приравняв колдовство к ереси, инквизиторы применяли к подозреваемым все традиционные методы преследования еретиков: пыточное следствие, публичное сожжение на костре. И даже более суровые: если еретикам, отказавшимся от своих взглядов, обычно сохранялась жизнь, то ведьм и колдунов покаяние редко спасало от казни, поскольку само европейское общество того времени видело в них постоянную угрозу своим благополучию и безопасности. Сам Инститор гордился тем, что вследствие его изобличения было казнено 200 ведьм, а также со страниц своей книги предостерегал все христианское общество от грозившей тому повсеместной опасности из-за массового увлечения пренебрегшими спасением своей души людьми колдовством, призывал христиан быть бдительными и при малейшем подозрении доносить властям об известной им колдовской деятельности. «Молот ведьм» в последующие два века сильно поспособствовал вспышкам массовой истерии, когда европейцы подчас в своих соседях и родственниках видели пособников дьявола.

Реформация в странах Европы, хотя была направлена против католической церкви, только поспособствовалакогда и в каких странах в европе были ведовские процессы и охота на ведьм разжиганию «ведьмофобии» и массовых преследований колдунов, поскольку реформистская церковь куда как более католической была зависимой от народных настроений. Протестанты не отвергали все сочинения католических мыслителей как таковые, а лишь те, которые противоречили их устоявшимся взглядам. Поэтому они даже благосклоннее самих католиков отнеслись к сочинению Инститора. Впоследствии в протестантских странах появились собственные авторы трактатов об изобличении вступивших в сговор с нечистой силой людей. Среди таких теоретиков был и основатель современной германской правовой науки саксонский юрист Бенедикт Карпцов-младший (1595 – 1666). В протестантских странах не было церковных судов, и процессы над обвиненными в колдовстве вели светские судьи, стремившиеся угодить возмущенному люду и во многом руководствовавшиеся не религиозными текстами, а народными поверьями.

Разгар «охоты на ведьм» в Европе приходится на XVI – XVII вв. В этот период выделяются три вспышки зачем в европе охотились на ведьм особенно массовой и неистовой истерии вокруг колдовства: в 1585 – 1595 гг., около 1630 г. и в 50 – 60-е гг. XVII в. По всей Европе за это время прошло около 100 тыс. судебных процессов по делам о колдовстве, примерно половина из которых закончилась вынесением смертных приговоров. Сразу следует сделать оговорку, что «охота на ведьм», возможно, понятие довольно условное: некоторые современные исследователи оспаривают преобладающую точку зрения, что абсолютное большинство обвиненных в колдовстве людей составляли женщины. Возможно, что это – заблуждение, основанное на том, что в основном именно от колдовства женщин предостерегал Инститор, тогда как в действительности, как утверждают некоторые ученые, число осужденных за колдовство мужчин было не меньшим, а сохранившиеся судебные документы некоторых регионов Европы свидетельствуют о том, что в тех большее число приговоров было вынесено как раз мужчинам. «Лидерами» по числу сожженных ведьм и колдунов стали Германия и Швейцария, также много жертв было во Франции и Шотландии. В Англии жертв «ведьмофобии» было значительно меньше, а в каких странах больше всего сжигали и казнили ведьм и колдунов английское законодательство, как и в старые времена, предписывало карать не за само колдовство, а за причиненный им ущерб. Однако в период Английской революции 1640 – 1660 гг., следствием которой стал упадок влияния центральной власти, Англия также серьезно пострадала от розыска «дьявольских пособников», которым руководил юрист Мэтью Хопкинс, с вооруженным отрядом разъезжавший по стране и за деньги предлагавший населению свои услуги в изобличении колдунов и ведьм. Жертвами М. Хопкинса стало около 200 человек – немного меньше половины всех казненных за преступления с использованием колдовства людей в Англии. Практически не коснулась «охота на ведьм» Италии и Испании, население которых было особенно глубоко предано христианским идеалам, в связи с чем занятие оккультизмом там вообще не было распространено.

В разных странах различались не только масштаб преследований, но и процедура следствия, суда, вынесения приговора. Сходными были легкость обвинения, трудность или даже невозможность защиты, быстрота суда и исполнения приговора. Если град губил урожай, у кого-то тяжело заболевал или умирал ребенок, у чьей-то коровы пропадало молоко, люди по привычной схеме начинали искать причину несчастья в чьих-то дьявольских происках. Под подозрение могли попасть личные враги пострадавшего, поселившийся на земле общины чужеземец, просто человек, чем-то выделяющийся среди других, или маргинал, на которого соседи привыкли сваливать все свои беды. Легкость судебных расправ с «колдунами» многие использовали в узколичных целях: мужья доносили властям на поднадоевших жен, а жены – на мужей или их любовниц; доносили на родственников, желая завладеть их имуществом; в колдовстве обвиняли общественных и политических оппонентов. Красивую женщину могли обвинить в колдовстве ее завистницы. Подозреваемого или подозреваемую власти арестовывали по первому доносу. Сначала убеждали добровольно раскаяться и сознаться в сговоре с дьяволом. Если подследственный как происходила охота на ведьм в европе / подследственная упорно отрицал(а) вину, в ход шли пыточные орудия того времени. Женщины под пытками обыкновенно быстро ломались и подтверждали все обвинения в свой адрес. Признание, независимо от того, каким способом было получено, считалось исчерпывающим доказательством для постановления приговора. В большинстве стран Европы изобличенных в колдовстве сжигали на костре при стечении народа, в некоторых просто вешали. Сознавшимся добровольно и раскаявшимся иногда сохраняли жизнь и заключали в тюрьму. Наиболее тяжким обвинением было участие в шабаше – ночном сборище ведьм и колдунов, где те, как считали в средневековой Европе, заключают договор с Сатаной. Считалось, что Сатана дает в услужение демонов ведьмам и колдунам в обмен на их души, и затем с помощью этих демонов колдуны вредят добропорядочным христианам. На шабаш, по распространенным поверьям, ведьмы и колдуны перемещались, намазавшись специальной мазью, вследствие чего становились способными передвигаться по воздуху верхом на метле.

В Германии во время вспышек массовой истерии ведовские процессы порой превращались в откровенный фарс. Если жертва отказывалась признаваться даже под пыткой, это тоже рассматривалось как доказательство справедливости обвинения: раз человека, особенно если это женщина, даже жестокие испытания не заставляют сознаться, значит, не иначе как ему помогает дьявол. Таким образом, с момента ареста подозреваемый уже был обречен на обвинение и смерть. В саксонском городе Оснабрюк за три месяца 1585 г. была сожжена 121 ведьма, а в окрестностях западногерманского города Трир в 1587 – 1593 гг. сожгли 306 человек. После получения от «ведьмы» или «колдуна» признания, их часто продолжали допрашивать, выпытывая имена сообщников, а затем уже из оговоренных «сообщников» вытягивали имена прочих участников «сатанинского сговора». Иногда так в ходе раскручивания новых дел на основании показаний обвиняемых по делам старым обвинение возвращалось к доносчику, инициировавшему первый процесс. Наибольшего размаха преследования ведьм и колдунов в Германии достигли во время Тридцатилетней войны 1618 – 1648 гг., когда противоборствующие стороны учиняли массовые ведовские судилища на захваченных территориях.

В Англии пытки при ведении дел о ведовстве были запрещены. Однако упоминавшийся выше Мэтью Хопкинс, пользуясь слабым контролем верховной власти, «изобличал» заключивших договор с дьяволом преступников по внешним признакам, которые, как утверждали он и его пособники, обязательно присутствуют у ведьм и колдунов. Крупные родимые пятна на теле подозреваемых рассматривались как какие были самые известные преследователи ведьм и колдунов соски, через которые ведьма кормит прислуживающих ей демонов, а нечувствительные к уколам иглой места – как следы прикосновения лапы дьявола. Подозреваемых подвергали испытанию водой: связав, бросали в пруд или прорубь. В Англии считали, что вода, как чистая стихия, будет отталкивать все, чего касался дьявол. Если подозреваемый или подозреваемая тонули, это доказывало их невиновность (однако в результате таких испытаний подследственный мог просто захлебнуться), если же оставались на поверхности (это могло случиться, если из-под их одежды не выходил воздух), то их считали виновными.

В Швеции наиболее известным проявлением ведьмофобии какие были известные процессы о колдовстве является процесс в городе Мура 1669 г., где многие дети стали жаловаться родителям, что их по ночам похищают ведьмы, среди которых есть и их сверстники из других общин, и заставляют поклоняться Сатане. По итогам процесса, на котором заслушались показания около 300 малолетних «потерпевших», было обезглавлено и посмертно сожжено несколько десятков человек, в том числе 15 детей. Еще 56 детей, признанных оказывавшими мелкое пособничество ведьмам-совратителям, были подвергнуты телесным наказаниям.

В разных странах Европы довольно распространенным было обвинении в по каким обвинениям казнили колдунов и ведьм в европе ликантропии – превращении посредством колдовских ритуалов в волка, чтобы затем вредить людям. Его жертвами чаще всего становились мужчины. Во Франции также известен случай, когда по обвинению в оборотничестве посмертно осудили и сожгли настоящего волка, убитого при попытке похитить скот: почему-то крестьяне решили, что это перевоплотившийся человек, и судьи с ними согласились. Часто жертвами обвинения в оборотничестве становились психически больные люди, сами вслух утверждавшие, что становятся волками.

Европейские колонии Нового Света в значительно меньшей степени были затронуты преследованием колдунов и ведьм, чем сама Европа. Тем не менее, именно в Америке произошел, пожалуй, наиболее известный эпизод массовой истерии относительно ведовских козней. В январе 1692 г. у 9-летней Элизабет – преследовали ли ведьм и колдунов в америкедочери Сэмюэла Пэрриса, пуританского пастора города Сейлем (Салем) английской колонии Массачусетс-Бэй на североамериканском побережье Атлантического океана, и его племянницы 11-летней Эбигейл Уильямс обнаружились признаки неизвестной болезни. Девочки издавали крики и другие непонятные звуки, принимали неестественные позы, прятались под мебелью, утверждали, что кто-то колол их булавкой и ножом. Когда пастор пытался помочь девочкам чтением молитв и проповедей, девочки закрывали уши. В настоящее время наиболее распространена версия, что девочки Элизабет и Эбигейл страдали психическим истощением, вызванным строгим и аскетическим образом жизни, который вели пуритане: стремясь всецело посвятить свою жизнь служению Богу, те отказывались от всего, что, с их точки зрения, не приносило практической, прежде всего духовной, пользы. В том числе бесполезными считались детские игры и игрушки: дети практически все время проводили в молитвах, чтении Библии, помощи взрослым по хозяйству, обучению ремеслам. Если мальчики находили хоть какое-то разнообразие в жизни, занимаяськто был инициатором салемского дела о колдовстве ловлей рыбы, сбором грибов и ягод в лесу, то девочки мало выходили из домов, занятые если не религиозными делами, то обучением рукоделию или приготовлению пищи. Не сумев объяснить причину болезни дочери и племянницы Сэмюэл Пэррис, опираясь на труд священника из города Бостон Коттона Мэзера, посчитал, что странное состояние девочек вызвано колдовством. Подозрения усилились, когда девочки сообщили, что работавшая в доме служанка то ли африканского, то ли индийского происхождения по-имени Титуба рассказывала им о колдунах. Тем временем некоторые другие девочки Сейлема тоже стали страдать от неведомой болезни и утверждать, что их мучает нечистая сила. К делу подключились власти, и 1 марта по подозрению в наведении на детей порчи были арестованы первые три подозреваемых: Титуба, нищенка Сара Гуд и имевшая много недоброжелателей среди жителей города тяжелобольная вдова Сара Осборн. Помимо показаний больных девочек, важным свидетельством справедливости обвинений пуритане считали то, что подозреваемые долго не посещали церковь. 4-летняя дочь Сары Гуд, страдавшая от разлуки с матерью, по наущению старших городских детей, сказавших ей, что ее отведут к матери в том случае, если она назовет себя тоже ведьмой, стала утверждать, что вместе с матерью занималась колдовством, вследствие чего тоже была арестована. «Показания» Дороти Гуд повлияли на вынесение ее матери смертного приговора. Сама она считается самой юной жертвой «охоты на ведьм» (в конце концов ее освободили, но за несколько месяцев пребывания в тюрьме ребенок сошел с ума), хотя европейские мемуаристы без приведения конкретных данных упоминают и о случаях казни еще более младших детей и даже грудных младенцев вместе с их обвиненными в колдовстве матерями.

Когда «пострадавших от козней ведьм» девочек уже официально начали расспрашивать как потерпевших, что такое салемский процесс о ведьмах те, вероятно, почувствовав возможность разнообразить свою тоскливую жизнь, принялись активно оказывать «содействие» следствию, называя все больше конкретных виновных, якобы являвшихся к ним в демоническом облике и терзавших их. Аресты стали повальными, в числе обвиненных оказывались даже что было в массачусетсе во время охоты на ведьм уважаемые жители города. Кроме Сейлема, истерией были захвачены и соседние города Андовер и Топсфилд, а также крупный город колонии Бостон, где тоже прошли аресты. Суд над обвиняемыми начался в мае 1692 г. Назначенные губернатором колонии Уильямом Фипсом судьи были друзьями его самого и следившего за процессом как «специалист» Коттона Мэзера. когда было дело салемских ведьм Председатель суда Уильям Стафтон даже не имел юридического образования. Доказательства виновности основывались, главным образом, на заявлениях приведенных в суд «потерпевших», которые указывали на обвиняемых и в истерике кричали, что подвергаются терзаниям со стороны их образов, и признательных показаниях, полученных с помощью пыток. 80-летний фермер Жиль Кори, обвиненный в колдовстве вместе со своей женой, умер под пыткой, раздавленный камнями, но не дал признания, вероятно, опасаясь, что в таком случае его имущество конфискуют, в связи с чем его дети будут обречены на нищенство.

Абсурдный процесс длился до марта 1693 г. За это время было повешено 14 женщин и 5 мужчин, четыре как казнили ведьм и колдунов в средневековой европеженщины, в том числе одна из первых арестованных Сара Осбурн, умерли в тюрьме. Служанку Титубу помиловали, но продали в рабство, чтобы покрыть судебные издержки. 150 человек находилось в тюрьме, были подготовлены распоряжения об аресте еще 200. Однако тут дело приняло уже слишком глубокий резонанс, в связи с чем уважаемые специалисты по демонологии, в том числе отец одного из инициаторов процесса Коттона Мэзера Инкрис, обратились к губернатору с призывом запретить судам рассматривать в качестве доказательства видения потерпевших, поскольку они могут быть нарочно насылаемыми дьяволом. Губернатор, сам испугавшийся размаха преследований, остановил процесс и приказал освободить большинство обвиняемых. Для суда над оставшимися пятерыми был учрежден Верховный суд Массачусетса, к слову сказать, действующий и по сей день. Позднее губернатор помиловал и их. В 1697 г. судьи, вынесшие обвинительные приговоры, признали, что действовали слишком поспешно, и в 1702 г. обвинения были признаны незаконными. Примечательно, что во время казни Сары Гуд, до конца отказывавшейся признавать себя виновной, к ней обратился священник Николас Ноес, призвав хотя бы в последнюю минуту покаяться. Приговоренная уже с петлей на шее крикнула ему: «Я ведьма не больше, чем ты – колдун! Отними у меня жизнь – и Господь тебя самого напоит кровью». Через несколько лет Ноес умер от кровотечения через рот, захлебнувшись в собственной крови.

Как следует и из сейлемского примера, современники «охоты на ведьм» нередко обращали внимание на кто выступал против охоты на ведьм в европе абсурдность и истеричность многих процессов. Причем, такие находились и среди самих участников ведовского розыска. Весьма активно против существовавшей системы изобличения ведьм выступал священник ордена иезуитов из Западной Германии Фридрих Шпее (1591 – 1635), предположительно, служивший исповедником приговоренных женщин. Не отрицая самой необходимости борьбы с колдовством, он, однако, в своем труде «Предостережение обвинителей» предостерегал от злоупотреблений при обращении людей к властям с доносами и жалобами на колдуний, требовал отмены практики применения пыток и розыска «сообщников». Под влиянием воззваний Ф. Шпее преследования ведьм были прекращены в городе Майнц.

К концу XVII в. вспышки массовой ведовской истерии прекратились, однако колдовство считалось в Европе уголовным преступлением еще довольно долго. Первой страной, где дела о колдовстве перестали рассматриваться, была Великобритания. Соответствующий закон был издан в 1735 г. В течение XVIII в. упрочившие свою власть европейские монархи постепенно ограничивают полномочия судей, рассматривавших дела о ведовстве, а затем и вовсе исключают колдовство из числа преступных деяний. В Германии последней официально приговоренной к смертной казни за колдовство и по приговору обезглавленной 30 марта 1775 г. была служанка Анна Мария Швегель из баварского города Кемптен. Последнее наказание за колдовство, включавшее в себя порку розгами и изгнание на шесть лет, в Европе было назначено в 1820 г., как ни странно, в той стране, которую истеричная «ведьмофобия» обошла стороной – в Испании. В других странах Европы до начала XIX в. включительно имели место случаи казни людей, обвиненных в колдовстве, но по итогам судебного разбирательства осужденных за преступления иного состава (отравление, поджог). Массовые преследования колдунов и ведьм не затронули Восточную Европу и Россию. В православной России, вообще, сочинения католических священников авторитета не имели, а церковь была уверена в непоколебимости своего влияния и глубоко не вдавалась в вопросы демонологии. Поэтому в России преследования колдунов и ведьм никогда не выходили за рамки раннесредневековых традиций, когда наказанию подлежали лишь колдуны, причинившие своими действиями реальный доказанный ущерб. А Судебник 1589 г., хотя, предположительно, в юридическую силу не вступал, даже гарантирует ведьмам государственную защиту от преступных посягательств. Всего в Московском государстве известно 258 судебных процессов, на которых обвиняемым так или иначе были предъявлены обвинения в злонамеренном колдовстве.

Коренные причины охватывавшей Западную и Центральную Европу двухвековой истерии, в результате которой, бывало, целые деревни заметно убывали в населении, и сегодня до конца не ясны. Обыкновенно историки ссылаются на обнищание широких масс населения, вызванное кризисом феодальной системы в конце Средневековья и усугубленное приводившим к частым неурожаям непостоянством климата в Малый Ледниковый период. Голод, бедствия, частые войны побуждали людей искать виновника своих несчастий, бороться за землю и имущество, в том числе путем доносов на конкурентов. Действительно, отмечено, что большинство вспышек «ведьмофобии» приходится на тяжелые для населения, бедные и голодные годы. В то же время неясно, почему жители Европы избрали для разрядки социального напряжения именно такой способ. Также следует отметить, что предпосылки к началу эпохи ведовских процессов начали формироваться уже вскоре после пандемии чумы 1346 – 1353 гг., когда, наоборот, вследствие гибели большого числа людей от болезни материальное благосостояние оставшегося населения, которое завладело опустевшими землями, улучшилось. А XVI в., когда произошла первая мощная вспышка гонений, из всех столетий Малого Ледникового периода был самым мягким, относительно теплым. Другие исследователи полагают, что «ведьмофобия» была спровоцирована католической церковью, пытавшейся укрепить свое влияние. Бесспорно, церковь стремилась поднять свой авторитет в народе за счет борьбы с колдовством. Однако она скорее просто выгодно для себя использовала истерию, возникшую без ее особого участия: протестанты, как уже говорилось, еще более рьяно преследовали колдунов и ведьм.

Многие ученые современности видят в «ведьмофобии» XVI – XVII вв. «борьбу двух культур»: наступающего Нового Времени, основанную на сильном государственном влиянии и развивающемся под действием зарождавшихся буржуазных отношений человеческом индивидуализме, и уходящего Средневековья, основанную на коллективизме и силе местных неписаных обычаев. Поэтому массовые преследования прекратились к XVIII в., когда господство государственной власти и капитализма в жизни европейских стран стало неоспоримым. То, что европейские государства были заинтересованы в «охоте на ведьм», подтверждается большим количеством среди инициаторов гонений образованных людей, гуманистов, занимающих уважаемые государственные должности. Хотя большинство вспышек «ведьмофобии» происходило в удаленных от европейских столиц провинциях или же в политически раздробленных государствах с недостаточно сильной центральной властью, это скорее объясняется именно тем, что в периферийных районах Европы традиционная средневековая культура изживала себя гораздо медленнее, чем в промышленно развитых центрах, поэтому и борьба государства с ней проходила там особенно в чем причины охоты на ведьм и колдунов в европеожесточенно. Усиление власти европейских монархов, поддерживаемых независимой от крупных феодалов буржуазией, приводило к наступлению государства, его законов, единой системы управления на привыкшую жить по местным древним неписаным законам провинцию. Навязываемые государственными чиновниками порядки часто вызывали протест ревнителей обычаев старины. Поэтому государство как могло боролось с тем, что способствовало сохранению древней культуры, внутренней самостоятельности общин, которая подрывала государственное единство. Государству было важно расколоть бюргерский или крестьянский коллектив, взять на себя всю заботу о благосостоянии населения, и насаждение ажиотажа вокруг «колдовской угрозы» оказалось очень удобным средством для этого. Подозрительность обывателей друг к другу не позволяла им сплотиться для противодействия государственным нововведениям, одновременно «ведьмофобия» сильнее привязывала их к государственной власти, выступавшей главным защитником от «колдовских козней». Государство же и поддерживаемая им церковь под предлогом борьбы с колдовством расправлялись прежде всего с приверженцами традиционной культуры. Последних нетрудно было узнать по приверженности некоторым что такое шабаш ведьм и вальпургиева ночь доставшимся от языческих времен древним культам, отправление которых и выдавалось за колдовство. Так, по распространенному в Германии поверью, ведьмы и колдуны собирались на шабаши на вершинах холмов, чаще всего в ночь на 1 мая – день католической святой Вальбурги (Вальпургиева ночь). Именно в эту ночь в языческой Европе отмечался праздник весны, когда народ поднимался на холмы и проводил там торжества с поклонением своим древним божествам. Сохранность некоторых древних культов в Позднее Средневековье неудивительно: целиком воспринять христианское учение было очень трудно малограмотному сельскому населению, и языческие пережитки сохранялись много веков подряд. В России тоже и по сей день празднуют языческую Масленицу, несмотря на более чем тысячелетнее исповедание христианства. Так можно объяснить и особое внимание борцов с колдовством к женскому полу: именно женщины, воспитывавшие детей, передавали из поколения в поколение традиционные ценности и мировоззрение, невыгодные усиливавшемуся государству. Если рассматривать «ведьмофобию» с этой точки зрения, то получается, что она была одной из составляющих какие есть теории о причинах преследований колдунов и ведьм в средневековой европе борьбы за укрепление монархического абсолютизма, централизации власти. И народ не противодействовал насаждению истерии: в крестьянской и бюргерской среде под влиянием характерного для того времени оживления торговли, развития промышленности уже произошло значительное имущественное расслоение, общество уже было поражено свойственной наступавшей капиталистической эпохе борьбой за обогащение. Путем доносов на «колдунов» можно было легко избавляться от конкурентов, «зажившихся» родственников, от которых хотелось быстрее получить наследство, «лишних» едоков в общине. Так или иначе, в «охоте на ведьм» оказалось заинтересованным все общество стран, которые она захватила.

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 

15 комментариев

  1. Оля

    Познавательно. Никогда особо не вдавалась в подробности, но это оказалось довольно интересно.

  2. Наталья

    Согласна, что охота на ведьм существует и сейчас. Выглядит по-другому, методы и средства иные, но цель та же – изолировать неугодных, инакомыслящих.

  3. Лериска

    Жуткое времечко.

  4. рита

    Охота на ведьм существует и сейчас, правда, более завуалировано… А отношение и пытки к женщинам , которые вообще были непричастны к колдовству, стали нарицательными…

  5. Сергей

    Охоту на ведьм можно сравнить со сталинскими репрессиями.Просто какому-то самодуру в голову взбрело.

  6. Ника

    Да, сейчас нас поражает невежество творившее в те времена, а раньше это всё было в порядке вещей.

  7. Ольга

    Церковь всегда боролась с магией и колдунами, поскольку видит в них конкурентов. Церковные ритуалы сами что ни есть – настоящая эзотерика. Т.е. вкушать “плоть” и “кровь” Христа или целование мощей, по сути останки – это в общем-то, хорошо, а магические обряды вне церкви – плохо. Двойные стандарты.

  8. Ярослав

    Человеческий организм изучен слабо или нет открытых публикаций о сверхвозможностях человека. Но сопоставляя нас с животным миром, видишь уникальные способности животных, среди которых: ультразвуковой слух, высоковольтные разряды тока, магнитоориентация, эхолокация…
    Возможно охота на ведьм, не была на пустом месте, и производилась охота на людей с иной природой. А сейчас, в современном обществе такая селекция вероятно производится на уровне роддомов.

  9. Сергей

    Инквизиция много ужасов натворила. Интересно каким бы было современное человечество “без тёмных” веков в истории.

  10. Зоя

    Волосы дыбом от этой дикости, сколько невинных людей убили, замучили, а ведь в Африке по сей день “колдунов” сжигают.

  11. Иван

    Вера в сверхестественные отрицательные способности некоторых людей, особенно женщин, рапространена во все времена. Сейчас просто закон в большинстве стран не дупускает расправы над людьми под этим предлогом.

  12. Sergey

    Временами мир истерит: то ведьмофобия, то фашизм, еще крестовые походы были и прочее. Заметьте, всё это в просвещенной Европе.

  13. Елена

    Удручает такое отношение к людям, ведь они во многих случаях были только подозреваемыми в колдовских действиях, а невозможность защитить себя просто вгоняет ужас. Какое количество людей уничтожено за просто так остается только догадываться.

  14. Светлана

    Всё от людской дремучести. Странно, что в те же времена создавались шедевры культуры и искусства.

  15. Юлия

    Охота на ведьм – будто символ полного невежества и недалекости, а кому-то это было и удобно.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

10 − девять =