В мире проживает неучтеное множество разных наций, народов, народностей и племен. У каждой человеческой общности существуют свои устойчивые представления, обычаи и традиции. В то же время, после окончания первобытной эпохи человечество становилось все более мобильным, представители разных народов все теснее взаимодействовали друг с другом в процессе торговых отношений, заключения союзов и ведения войн. И активно перенимали друг у друга понравившиеся им обычаи и формы уклада жизни, особенно если это было актуально в сложившихся условиях их проживания. С течением веков в населенной части планеты сложилось несколько крупных цивилизаций, охватывающих очень обширные географические регионы. Вовсе не обязательно они были политически едиными. Более того, одна и та же цивилизация была представлена разными народами, у каждого из которых были собственные особенности менталитета, быта, собственные традиции, которые могли даже в чем-то коренным образом отличать конкретный народ от других народов той же цивилизации. Но все равно, в пределах одной цивилизации все народы так или иначе имели и характерные общие ментальные, культурные, социальные, экономические черты, делавшие их уклад жизни в значительной степени похожим и отличавшие их от народов другой цивилизации. Особенно четкое разделение многочисленных народов ойкумены на цивилизационные общности сложилось к началу Нового Времени: к XVIII в., когда в культурном отношении большинство регионов мира было поделено на четыре цивилизации. Это были цивилизации европейская, исламская, китайско-конфуцианская и индийская.
К тому времени Европа уже давно вела колониальную политику; обширные колонии европейских стран возникали по всему миру, и оттуда на рынки и фабрики Европы поступало огромное количество заморских товаров и сырья. В то же время, Европа пока была еще не в состоянии ни сокрушить, ни подкупить сильные государства Востока, и они, хотя уже не опережали ее в экономическом и культурном развитии, как раньше, но еще и не отставали от нее, как будет в следующем столетии. Таким образом, в XVIII в. сложился своего рода паритет мировых цивилизаций, когда они существовали каждая в своей классической форме.
Европейская цивилизация Нового Времени сформировалась на базе европейской цивилизации Средневековья. Для Европы во все времена было характерно значительно меньшее влияние государственной власти, чем в государствах других цивилизаций. Этому первоначально способствовала сильная расчлененность рельефа Европейского континента обширными лесными массивами, крутыми горами, полноводными реками, затруднявшая контроль верховной власти европейских стран над их провинциями. Кроме того, достаточная влажность климата, плодородие почв исключали привязанность населения к определенным центрам водоснабжения, как это было во многих странах более засушливого Востока, а значит, и его зависимость от правителей этих центров. Для европейского Средневековья характерна особенно резко выраженная феодальная раздробленность: владетели территориальных уделов распоряжались в них с высокой долей самостоятельности, были в них более влиятельными, чем верховный правитель (король, князь, герцог), часто выходили из повиновения тому, вели междоусобные войны. В то же время, более холодный, чем на Востоке, климат, сильно ограничивавший урожайность, отсутствие государственного контроля над хозяйством, которое тогда велось вручную, в Средневековье способствовали отставанию европейских стран от стран Востока. Однако, слабость государственной власти способствовала развитию у европейцев предпринимательской инициативы, стремления к перемене местожительства в поисках лучшей доли. Это, а также обладание Европы большими запасами корабельного леса, и привело в конце концов к тому, что массы европейцев стали отправляться за океан осваивать далекие земли. Мощный приток из колоний в европейские государства ценных товаров и промышленного сырья сделал европейскую экономику самой активной в мире; европейская буржуазия: промышленники и торговцы, фактически стала правящей прослойкой населения, в основном именно в ее интересах европейские правительства стали вести внешнюю и внутреннюю политику своих стран. Власть европейских монархов, разбогатевших на взимаемых с предпринимателей налогах и пошлинах, усилилась, но все же не достигла деспотичного восточного уровня. Хотя вольности феодальных владетелей ушли в прошлое, и в каждой европейской стране установилось единое, обязательное для исполнения всеми, законодательство, верховная власть оставалась под сильным влиянием буржуазии, которая в случае попыток королей оказать на нее давление прекращала спонсировать их политическую деятельность, поднимала народ на мятежи. Именно буржуазия была инициатором и ведущей силой европейских революций XVII — XIX вв.
Жизнь средневековой Европы отличалась значительной статичностью: простота и однообразие быта на довольно прохладном по сравнению с Востоком континенте консервировала общественный менталитет. Для средневекового европейского общества характерен резко выраженный сословный строй: каждая социальная прослойка вела свой особенный уклад жизни, передаваемый из поколения в поколение, сильно отличный от жизни других социальных прослоек. Крестьяне — самое многочисленное европейское сословие, вели свою жизнь, следовали своим обычаям и традициям; бюргеры (городские ремесленники и торговцы) — своим; дворяне — своим, духовенство — своим. Люди разных сословий занимались в обществе деятельностью строго определенного характера (крестьяне — производили продукты питания, бюргеры — различные изделия быта, дворяне — охраняли земли от вторжений врагов и несли государственную службу, и т.д.), которой учились, чаще всего, от своих родителей, передавая все необходимые навыки по наследству. Взаимовыгодная деятельность разных сословий и лежала в основе функционирования средневековых европейских государств. Хотя люди из разных сословий тесно контактировали друг с другом (например, крестьяне покупали у бюргеров их изделия и платили подати дворянам-феодалам), переход человека из одной сословной среды в другую был достаточно редким явлением. Ведь для этого надо было в корне перестраивать свой менталитет, у кого-то учиться новому, совершенно непривычному делу. В Европе Средневековья, часто терзаемой неурожаями, эпидемиями, феодальными войнами, ценились умение человека довольствоваться своей судьбой, аскетизм. Не случайно монашество было привилегированным сословием; на монахов редко отваживались поднимать оружие даже очень жестокие европейские полководцы. Европейцы средних веков находились под сильным влиянием христианской религии и церкви, очень старательно соблюдали религиозные обряды, считая усердное богослужение залогом своего благополучия.
В Новое Время в связи с развитием активных товарно-денежных и произведственных отношений в социальном устройстве и менталитете Европы произошли разительные изменения. Влияние религии и церкви отошло на второй план; религиозные обряды приблизились по значимости просто к священной традиции, вроде того как сегодня у нас возлагают цветы к памятникам Великой Отечественной войны, хотя это не делается с целью получения каких-то реальных благ. Стала преобладать точка зрения, что человек — сам хозяин своей судьбы. Начали цениться такие качества как предприимчивость, находчивость, рациональность. В культуре европейских стран развивался интерес к человеческой личности, психологии. В странах развившегося капитализма бóльших благ достигал не самый благородный по происхождению, а самый удачливый. Многие вчерашние крестьяне, сумев на торговых операциях нажить капитал, превращались в уважаемых промышленников, а привыкшие к существованию за счет труда зависимых земледельцев дворяне, наоборот, бывало, впадали в бедность, не сумев выдержать конкуренции с мощными фермерскими хозяйствами. В Европе Нового Времени человек оценивался уже не по происхождению или набожности, а по умению материально обеспечить себя, добиться стабильного положения в обществе. Здоровые взрослые люди, просящие подаяния, вызывали у обывателей, а тем более, у капиталистов, раздражение: считалось, что человеку для того и даны руки, ноги и голова, чтобы самостоятельно зарабатывать на хлеб строить свою жизнь. Деньги не стали мерилом ценностей в полном смысле этого слова, как это часто представляется в публицистике марксистских стран, но все же в конечном итоге именно они определяли положение дел в государстве, обществе, в жизни каждого отдельного человека.
Индивидуализм каждой личности стал характерной чертой европейского менталитета Нового Времени. Стремясь устранить все, что мешало предпринимательской инициативе и свободной конкуренции: общинность с ее необходимостью следовать коллективным интересам и отдавать часть средств на общие нужды, государственный деспотизм с его установлением торгово-промышленных монополий и ведением невыгодной буржуа политики, капиталисты упорно продвигали новые и новые раскрепощающие население законы. Человек стал восприниматься как хозяин своей жизни и своей собственности, благодетелью считалось, прежде всего, непричинение зла другим людям, а потом уже готовность бескорыстно совершить что-нибудь на общественное благо. Плохим тоном становилось не заплатить за оказанную услугу: это не только считалось проявлением неуважения, но и уподобляло того, кто этой услугой воспользовался, нищему, не способному обеспечить самого себя. В значительной степени государство, гражданское общество представлялись не как община, отношения в которой построены на правах и обязанностях, а как взаимовыгодный союз граждан. Постепенно эволюция индивидуалистского сознания европейцев, стремление устранить возможность любого вмешательства в личную жизнь человека, и привела к установлению в XX в. демократических режимов в Европе и странах с европейской культурой за ее пределами.
Именно интенсивное экономическое развитие в условиях свободы владения и накопления собственности в итоге привело европейскую цивилизацию к опережению других в экономическом и техническом развитии, захвату ею мирового господства. В XX в. европейское влияние сильно распространилось и на другие мировые цивилизации, глубоко скорректировав их традиционную структуру. Бывшие крупные колонии Великобритании: Канада, Новая Англия (из которой потом выросли Соединенные Штаты Америки), Австралия превратились в крупнейших носителей европейской цивилизации за пределами самой Европы.
Однако до того в мире обширные территории занимали в своей классической форме цивилизации Востока: исламская, китайско-конфуцианская и индийская. В целом они отличались одна от другой так же сильно, как от европейской. Однако у всех у них была сходная черта: сильное влияние государства, которое господствовало над всеми сторонами жизни общества, могло достаточно мелочно для того времени регламентировать жизнь своих подданных. Государственные интересы на Востоке были всегда выше общественных, и хотя религиозные или национальные традиции могли осуждать бесцеремонное вмешательство правителя в жизнь своего народа, их соблюдение оставалось на личной совести власть имущих, в случае их нарушения правитель чаще всего не нес никаких санкций, кроме оставления по себе злой памяти.
Из восточных цивилизаций наиболее обширную территорию охватывала исламская цивилизация. В своем классическом виде она охватывала Северную Африку, Ближний и Средний Восток, некоторые области на юге и юго-востоке Европы. Исламская цивилизация наиболее тесно соседствовала с европейской, и до эпохи Великих географических открытий именно через руки мусульманских купцов в Европу проникала продукция других цивилизаций Востока, например, индийские шахматы и китайский самовар.
Главное особенностью исламской цивилизации была ее религиозная основа. Исламская цивилизация охватывала народы, совершенно разные по традиционным роду занятий и менталитету. Это были арабы — жители пустынных оазисов, в среде которых и возникла путем проповедей Мухаммада религия Ислам. Это были волжские болгары, жившие на лесистых землях по Средней Волге и Каме, занимавшиеся скотоводством и лесными промыслами. Это были иранцы — наследники древней и роскошной Персидской цивилизации. Это были кочевники степей Средней Азии и другие народы. Ислам корректировал их традиционные представления, общественные и бытовые традиции, но в основном мусульманские народы сохраняли свои обычаи, культурную самоидентичность и самобытность. Вера в единого Бога, называемого именем с арабским корнем — Аллах, сознание религиозного единства сплачивало разные народы от Западной Африки до Индонезии. Значение религии в жизни каждого мусульманина было всепоглощающим; религия регламентировала не только обряды богослужения и моральные нормы, как в средневековой европейской цивилизации, но абсолютно все стороны жизни мусульманина. Всё без исключения мусульманин рассматривал сквозь призму своей религии; в мусульманской среде не существовало разделения на религиозное и светское. Достаточно подробно Ислам регламентирует как обрядовые ритуалы, так и человеческую мораль, общественное и политическое устройство, семейный быт и др. Согласно мусульманским представлениям, человек является наместником Бога на земле, то есть, целью и смыслом жизни каждого является только поклонение Богу и охрана на земле установленных Богом законов. Именно под лозунгом утверждения божественных законов, собранных в Коране — мусульманском священном писании, и учении Мухаммада, и осуществлялись в VII — VIII вв. арабские завоевания, а мусульманские проповедники отправлялись в разные концы света, призывая уверовать в Единого Аллаха народы других религий. Именно так и установилось на огромном пространстве Евразии и Африки господство исламской цивилизации. Как следствие, мусульмане должны уважать друг друга и поддерживать друг друга, независимо от национальных, племенных, социальных различий. И все повиноваться единому вождю — халифу. В XVIII в. большинство мусульман признавали своими духовными вождями — халифами, османских султанов, под реальной властью которых находились вся Северная Африка, большинство территорий Ближнего Востока с исламскими духовными центрами: священными городами Меккой и Мединой в Аравии, Иерусалимом с почитаемыми мечетями (мусульманскими храмами) аль-Акса и Куббат-ас-Сахра, Балканский полуостров, Северное Причерноморье, Малая Азия, западная половина Закавказья.
В мусульманских странах существовал развитый институт частной собственности, защищенной религиозным законом, однако купцы — наиболее богатая прослойка населения, не могли использовать свое имущество для влияния на правителя, так как тот, пользуясь подтвержденным религией авторитетом, в случае попытки диктовать ему свою волю, мог враз силой отобрать имущество у зазнавшегося богача. Религиозный закон обязывал состоятельных мусульман делиться достатком с бедными, верховный правитель мог в любой момент остановить наступление феодальной знати на права простых земледельцев и скотоводов. Поэтому в мусульманских странах простой народ был более привязан к своим земельным участкам, на которых в большинстве случаев вполне мог прокормиться, и с неохотой шел на заработки к богачам, иногда открывавшим небольшие производственные мастерские. Это сдерживало развитие капиталистических отношений, формирование в мусульманских странах собственной буржуазной прослойки. Поэтому исламская цивилизация при всем своем богатстве и блеске не отличалась интенсивными темпами развития экономики и в итоге в экономическом отношении отстала от капиталистической европейской.
Мусульманский правитель имел практически неограниченную власть над подданными, но лишь в пределах, регламентируемых религиозным законом — шариатом. Правитель, в своем правлении не соблюдающий шариат, легко мог потерять влияние и быть свергнут либо собственными приближенными, либо вассалами, либо правителем другого мусульманского государства. Таким образом, шариат являлся единственной инстанцией при разрешении всех споров, в том числе между государством и его подданными. Конечно, в связи с тем, что гарантом исполнения шариата все равно оставались правитель и служащий ему чиновничий и военный аппарат, нередко правители злоупотребляли этим, подкупали кадиев — шариатских судей, или просто игнорировали религиозный закон. Однако в силу глубокой приверженности религии всех слоев населения часто пренебрегать священным законом было опасно, поэтому шариатское право все же в значительной степени ограничивало деспотизм правителей мусульманских стран.
Как уже говорилось, религия была мерилом всех ценностей в мусульманском обществе. Человек оценивался, прежде всего, по своей религиозной принадлежности, потом — по степени личного соблюдения религиозного долга. Национальные различия и даже происхождение в мусульманском государстве и обществе того времени существенной роли не играли. Правители, вообще, любили приближать к себе безродных людей, даже бывших рабов, так как те не были связаны ни с какими влиятельными кланами, а потому были преданны лично им. Все мусульмане считались равными перед Аллахом, а значит, и перед законом. За свои действия, по крайней мере, юридически, одинаково отвечали как простолюдины, так и министры; за убийство раба, как и за убийство свободного мусульманина, назначалась смертная казнь по шариатскому принципу воздаяния равным. Следуя исламской концепции утверждения религии Аллаха на земле, правители исламских государств активно содействовали религиозному просвещению, для чего открывали многочисленные школы и духовные училища. Потому образование было доступно большинству населения; даже дети бедняков обычно хотя бы овладевали грамотой в начальных школах при мечетях. Все эти факторы приводили к тому, что для исламской цивилизации было характерно наименьшее выражение сословных различий.
Европейская цивилизация подошла к своему закату, вырождение уже идёт в геометрической прогрессии, а молодая исламская идёт к расцвету. Не всё так быстро, но через несколько поколений мир будет другой.
Очень информативная статья, если бы в наше время так интересно преподавали историю, я бы, наверное, знала ее лучше. Много нового для себя я почерпнула. Заставило задуматься. Сколько наций, народов, народностей и племен — столько же традиций, ритуалов и обычаев.
Для того, чтобы постичь содержание статьи, не достаточно школьного исторического курса. По крайней мере нужен достаточно большой жизненный опыт. Но как оказалось на Вашем опыте, теперь вы лучше знаете историю
Интересная информация, прочитала с большим удовольствием. И согласна с автором, что менталитет большей частью зависит от условий проживания, а не от национальности.
Исламская религия вызывает большое уважение.
Новые общественно-политические формации уже не возникнут при нашей бытности, а через полтысячелетие или позже запросто!
«В мире проживает неучтеное множество разных наций, народов, народностей и племен» — не понимаю, зачем их учитывать, если все религии не признают нации. Возможно те, кто выступает за глобализацию, правы: таким образом мы возвращаемся к Началу, где просто люди, а не нации и народы.
А я ещё из школьной программы помню, что исламская цивилизация самая молодая, век конечно же не помню. А вот с чем было связано, рассказать могу. Пророку Мухаммаду в его 40 лет явился ангел и продиктовал ему 5 аятов Корана, так и возник ислам. До возникновения ислама, арабы были язычниками. Затем Мухаммад проповедовал коран среди близких, а потом и народу.