Около десяти тысяч лет назад занимающая почти весь север Африки самая большая в мире пустыня Сахара не была пустыней. Это была африканская тропическая саванна, какие лежат сегодня к югу от пустынь. В ней простирались широкие травяные пастбища, по которым бродили стада антилоп, росли кустарники и деревья. Но затем климат стал меняться, становиться все более жарким и сухим. Растительность во многих местах высыхала, распространялись песчаные пустыни. Скот, который пасли населявшие тогда эту саванну неолитические племена, съедал и вытаптывал то, что оставалось. Превращавшиеся в огромную пустыню равнину не могли больше прокормить большое количество людей, и племена снимались с привычных мест обитания, уходили на поиски более плодородных и благоприятных для жизни земель. Одним из регионов, приютивших первобытных переселенцев из охватывавшей постепенно всю Северную Африку пустыни, стала долина широкой реки Нил, впадающей в Средиземное море на северо-востоке континента. Река, текущая из далеких гор на территории современных Эфиопии и Кении, имела огромный водный запас, поэтому ей не страшно было пересыхание, когда она в своих низовьях пересекала пустыню. Поэтому вдоль нее среди наступавших песков оставались обширные пастбища и низинные земли, пригодные для земледелия. В низовьях Нила концентрировались племена, приходившие из дальних областей североафриканских равнин. Они, кормящиеся от Нила, прозванного «великой рекой Африки», создали здесь одну из известнейших цивилизаций древности. Первые же поселения людей в данной местности относятся к VI – IV тысячелетию до н.э. В Ниле тогда обитали крокодилы и бегемоты, ныне исчезнувшие из Северной Африки, а в окрестных саваннах и полупустынях львы охотились на антилоп.
Поскольку население земель по Нижнему Нилу в тот период происходило от выходцев из самых разных обитавших на севере африканского континента племен, в его антропологическом типе были собраны черты как европеоидной, так и негроидной рас. Жители этих мест, смешиваясь друг с другом, стали иметь темную, но не черную, кожу. Ограниченность территории проживания делала традиционные первобытные занятия – охоту и собирательство, не слишком продуктивными, и люди стали более интенсивно осваивать скотоводство и земледелие. Они кучно селились разными родовыми общинами в пригодных для земледелия местностях и у пастбищ, где трава росла круглый год, создавали поселения и перешли от первобытнообщинного строя к варварству, а затем – с появлением городов и первых признаков государственности – к цивилизации. Для земледелия они использовали сезонные изменения уровня воды в Ниле. С наступлением в начале лета сезона дождей в далекой Восточной Африке, где находятся истоки Нила, уровень воды в реке повышается; Нил разливается и затопляет обширные территории. Затем, с приходом сезона засухи, вода отступает, возвращаясь в обычное речное русло, но на землях, пребывавших под затоплением, остается много плодородного материала, нанесенного рекой. На удобренных таким образом заливных участках основатели древней цивилизации в низовьях Нила и выращивали пшеницу, лук, чеснок, редис. Чтобы регулировать нужный уровень воды для орошения своих полей, люди строили бассейны из земляных стенок, обмазанных глиной, в которых вода задерживалась после наводнений. Берега Нила с высоты птичьего полета из-за вплотную примыкавших друг к другу глиняных бассейнов походили на расчерненный в клетку лист. Вода скапливалась в бассейнах-запрудах и не заливала возделываемые поля чрезмерно, а при необходимости земледельцы открывали запруды и увлажняли свои участки. Управление запрудами требовало коллективного труда и ответственности. Это побуждало людей объединяться, организовывать свое общежитие. Места, где жили народные предводители, управлявшие эксплуатацией запруд, становились торговыми и политическими центрами проживавших в окрестностях общин, туда переселялись ремесленники и люди, руководившие работами на местах. Так в низовьях Нила возникли первые города.
Много веков спустя древние греки, познакомившиеся с укладом жизни населения земель по Нилу, стали на свой лад называть области, подчинявшиеся городу, номами, а их правителей – номархами. Номарх отдавал распоряжения о засеве полей, о строительстве новых запруд, заведовал хранением урожая, собранного с полей, в городских хранилищах и распределением его затем поровну среди населения. Частной собственности на землю и урожай не было. Даже пищу земледельцы редко готовили себе сами: продукты относили в подчинявшиеся номарху столовые, где повара готовили похлебку, кашу и пиво. В эти столовые население общины подобно солдатам в воинском расположении коллективно приходило и получало равные доли пищи, которую здесь же и принимало. Непосредственно столовой заведовал назначенный номархом чиновник, который следил, чтобы повара не расхищали продукты, и всем доставалось еды поровну. Этот же чиновник осуществлял в общине судебную деятельность, разбирал тяжбы между ее членами, собирал с населения налоги.
Номов и номархов насчитывалось несколько десятков. Часто они враждовали между собой, устраивали войны пытались подчинить себе земли друг друга, разоряли города. Но около 3000 г. до н.э. все номы были подчинены большому городу, располагавшемуся у самой дельты Нила и называвшемуся Хи-Ку-Пта («дом души бога-создателя»). Древние греки, близко познакомившиеся с жителями низовий Нила в конце I тысячелетия до н.э. (в основном сведения об укладе жизни тех черпаются из дошедших до нас древнегреческих источников), стали произносить название «Хи-Ку-Пта» на свой манер: «Эгиптос», и так называли всю страну. От греческого «Эгиптос» и происходит ставшее международным название страны в низовьях Нилах – Египет. Сами древние египтяне называли свою страну Кемет, что значит «черная» – по цвету ее плодородной земли. Но сам город Хи-Ку-Пта греки называли Мемфис, и под именем Мемфис он и вошел в историю. С объединением Египта вокруг города Мемфиса начинается период египетской истории, называемый Древним Царством. Он длился примерно с 2800 по 2250 г. до н.э. Для него характерна исключительно сильная, абсолютная власть правителя Мемфиса и всей страны, которого уже в эпоху Христианства греки, а за ними и остальной мир, стали называть фараоном (от древнееврейского, приведенного в Библии, «паро», в свою очередь, происходящего от древнеегипетского «пер-оh – великий (царский) дом»).
Фараон считался живым воплощением древнеегипетского бога Гора, изображавшегося как человек с головой сокола (пережиток первобытного тотемизма). Египтяне полагали, что фараон не умирает, а только перевоплощается в своих наследников. Понятно, что никто не смел ослушаться «живого бога» (по крайней мере, явно), все трепетали перед фараоном, поклонялись ему, и даже важный государственный чиновник, лишь увидев своего столь благородного государя, мог от благоговения лишиться чувств. Фараон мог приказывать все, что угодно, кому угодно, и все обязаны были выполнять его повеления. Приговоренные фараоном к смерти преступники иногда еще до казни сами умирали от ужаса, сознавая, что прогневили властное «божество». Все номархи были подчиненными фараона, и через них и чиновников младшего уровня фараон распоряжался рабочей силой в стране. Все подданные от самого приближенного вельможи до простолюда были перед фараоном на положении рабов, фактически частной собственности, равно как и всей землей в Египте он мог распоряжаться по своему усмотрению. Никто не имел права привлекать людей к труду без разрешения к фараона. Даже знатные люди, которым фараон стал предоставлять земли в личное пользование в награду за верную службу, не могли сами заставить живших на них земледельцев приступить к работам, и должны были сказать фараону, что время распашки и засева полей уже подошло, и уже фараон через своих чиновников отдавал соответствующее распоряжение. При всяком упоминании имени или титула фараона (даже не существовавшего на самом деле, а какого-нибудь сказочного), египтянин непременно произносил: «Да будет он жив, невредим и здрав!». О всевластии египетских фараонов упоминается в Библии и Коране, отчего уже в средние века слово «фараон» в языках мира стало нарицательным, обозначающим человека, пользующегося неограниченной властью и влиянием.
Однако, конечно, на самом деле фараоны были обычными людьми, а никакими не божествами. Поэтому правили они все-таки не безгранично: им нужны были мудрые советники, хорошо разбиравшиеся в сложных вопросах управления государством, опора в лице воинов и чиновников, а также жрецов, поддреживавших их «божественный» имидж. В народных общинах по-прежнему сильна была родоплеменная власть, и государственные законы регулировали лишь основы жизни древних египтян, тогда как всякого рода бытовые вопросы разрешались по местным древним традициям.
Фараон обычно лично возглавлял войско во время походов. Египет был богат плодородной землей, но довольно беден другими природными ресурсами. Чтобы добывать необходимые для развивающейся цивилизации материалы: медь и олово, древесину и камень для построек, египтяне постоянно ходили войной на соседние народы. Войско состояло из небольшого количества профессиональных воинов, являвшихся его ударной силой, и многочисленного ополчения из земледельцев, временно освобожденных от полевых работ. Египтяне воевали с нубийцами на юге, сирийскими и палестинскими городами на северо-востоке – за Синайским полуостровом, а иногда совершали дальние походы в Малую Азию, где располагалось Хеттское царство. Походы длились по нескольку месяцев, были весьма тяжелы, так как в то время отстутствовали хорошие дороги, надо было преодолевать тысячи километров пешком под палящим солнцем Ближнего Востока. Дисциплина в войске была сурова, не случайно боевые командиры изображались на древнеегипетских рисунках с палками в руках. Однако народ имел свою выгоду от участия в военных походах: хотя львиная доля добычи доставалась фараонам, даже рядовые воины могли значительно обогатиться в случае успеха. Египтяне захватывали рабов, скот, слоновую кость, золото и драгоценные камни. Воин мог за один поход привести с собой три – пять рабов и либо выгодно продать их, либо заставить трудиться в своем доме. Обладание рабами позволяло земледельцам не слишком загружать себя домашними заботами: приготовлением пищи, стиркой одежды, уборкой дома и уходом за дворовыми животными. Тогда земледелец, выполнив положенные работы в поле, мог спокойно отдыхать. Египтяне были вооружены копьями и топориками с медными, а с середины II тысячелетия до н.э. – бронзовыми, наконечниками, луками со стрелами, медными и бронзовыми мечами и кинжалами, активно применяли в наступлении боевые колесницы. Приспособлений для штурма крепостей у древних египтян не было, и чтобы взять укрепленный город противника, они подвергали его осаде, пока голод не вынуждал его защитников сдаться. Египтяне почти никогда не присоединяли к своей территории чужие государства. Обычно они довольствовались тем, что во время похода брали осадой два – три неприятельских города и, заполучив нужную им добычу, возвращались домой, то есть, просто грабили соседей. Иногда фараон смещал правителя потерепевшей поражение страны и назначал на его место своего ставленника, который платил Египту дань. Свыше тысячи лет египтяне в военном отношении доминировали в регионе, никто не решался совершить нападение на их собственные земли.
Могущество египетской державы олицетворяли грандиозные сооружения храмов и знаменитые гробницы фараонов – пирамиды, называемые одним из семи чудес света (единственным, сохранившимся до наших дней). Храмы и пирамиды возводили тяжелым и кропотливым трудом земледельцы, на это время освобождаемые от работ. Рабский труд в строительстве использовался редко. Однако народ, очевидно, не роптал: ведь было почетно участвовать в труде, посвященном богам. Постройкой руководил жрец-архитектор, обладающий нужными знаниями в области математики. Массивные отесанные специальными рабочими камни клали один на другой, заливая пространство между ними скрепляющим раствором. Устойчивость строения обеспечивалась также характерной пирамидальной структурой: более широкий нижний слой служил опорой для менее широкого верхнего. Особенно выраженный «ступенчатый» вид имеет пирамида Джосера. Самая большая из пирамид – пирамида Хуфу (Хеопса), сложена из 2 300 000 каменных блоков общей массой в 6 – 7 млн. т. Высота ее имеет в наше время около 138, 75 м., первоначально же составляла 146, 7 м. Рядом с пирамидами расположена огромная скульптура, называемая Большой сфинкс – высеченное из скалы изображение льва с головой фараона (предположительно, Хефрена). Внутри пирамид – в толще положенных друг на друга миллионов каменных блоков, находилось несколько тоннелей, ведущих в помещения-святилища и саму погребальную комнату, в которой помещали тело усопшего правителя. Египтяне верили, что каждый человек имеет несколько душ, называемых ка. За душами умерших ухаживали жрецы, и это, по представлениям древних египтян, обеспечивало их вечную жизнь в загробном мире. Пирамиды возводились как жилища для некоторых из душ покойных фараонов (одна из них, как уже говорилось, «перевоплощалась» в наследника престола – живое олицетворение бога Гора). Огромный размер пирамиды символизировал якобы божественную сущность фараона и его неограниченную власть. На постройку одной пирамиды уходили десятилетия. Естественно, что пирамиду начинали строить, едва фараон, еще живой и во цвете лет, восходил на престол. После его смерти его тело жрецы очищали от внутренностей и плотно обматывали тонкими бинтами, отчего оно высыхало и превращалось в мумию. Затем тело помещали в особый гроб, повторяющий форму человеческого тела – саркофаг, и накрывали крышкой с рельефным изображением фигуры и лица усопшего. Саркофаг с телом ставили в погребальной комнате и закладывали вход туда, а также в саму пирамиду, камнями. С телом фараона в гробницу клали много разных драгоценностей, которые, как считали египтяне, будут нужны его душе в загробной жизни. Чтобы гробницу не разграбили, внутри могли установить различные ловушки: откидывающиеся вниз плиты на полу внутренних тоннелей, под которыми открывалась глубокая отвесная шахта, падающие сверху на незадачливых грабителей тяжелые камни. Однако ловушки не смогли уберечь гробницы египетских правителей от разграбления: с течением веков они постепенно почти все были опустошены. Пока пирамида строилась, фараон мог и умереть, не дождавшись, пока для его «ка» будет готов дом. Поэтому впоследствии фараонам пришлось смирить свою «загробную гордость», и умерших правителей стали хоронить в богатых, но не отличавшихся колоссальными размерами гробницах, специально оборудованных расщелинах скал и пр. Наиболее известна открытая археологами гробница фараона Тутанхамона, оказавшаяся к тому времени, как в нее пробрались исследователи, совершенно нетронутой и богатой сокровищами. Исследование мумии правителя, вступившего на престол около 1332 г. до н.э. в десятилетнем возрасте и через девять лет умершего, показало, что он умер либо вследствии тяжелой болезни, либо от травм, полученных, возможно, при падении с колесницы. В богатых гробницах хоронили и знатных вельмож – чиновников, приближенных к фараону.
Египтяне почитали множество самых разнообразных богов. В основном это животноподобные божества, что указывает на пережитки первобытных тотемических или анимистических традиций. Богов изображали с телами людей и головами животных, либо полностью в животном облике. Если какой-то вид животных был посвящен какому-то богу, как, например, кошка, в виде которой изображали богиню Бастет, то за его оскорбление, а тем более убийство могла грозить смертная казнь. Некоторым священным животным совершались человеческие жертвоприношения, например, содержавшимся при храмах крокодилам отдавали на съедение маленьких девочек. В каждом номе существовал свой собственный пантеон богов, но некоторых богов почитали во всем Египте. В эпоху Среднего Царства, когда столица Египта была перенесена из Мемфиса на юг – в город Фивы, самым почитаемым общеегипетским божеством стал Ра, называемый также Амон, Амон-Ра или Пта (Птах), культ которого в Фивах и появился. Он был олицетворением солнца, а также считался создателем мира. Явления природы древние египтяне связывали с деятельностью богов, в которых они верили. Наступление сезона засухи, когда из пустыни начинали дуть жаркие ветры, они объясняли тем, что злой бог пустыни Сет убил своего брата Осириса – бога плодородия и одновременно загробного царства. Разлив Нила в начале лета египтяне объясняли слезами жены Осириса богини Исиды, а всходы посевов – воскресением Осириса, которого спасает его сын Гор – тот самый, который, по представлениям египтян, предстает перед людьми в обличье фараона. Осирис, как считали египтяне, судит души людей после их смерти: верных богам и добропорядочных людей он отправляет для вечной жизни в страну покоя и наслаждений, а непокорных богам и злым отдает на съедение чудовищу с головой крокодила. В загробный мир же души умерших провожало божество с головой шакала, которое египтяне называли Инпу, а древние греки – Анубис. Древнеегипетские мифы стали известны историкам в начале XIX в., когда французский исследователь Ж.Ф. Шампольон сумел с помощью древнегреческих текстов расшифровать древнеегипетские иероглифы – письмена в виде схематичных рисунков, обозначающих каждый целое отдельное слово. После этого ученые смогли прочитать надписи внутри пирамид, «Книгу мертвых» – священные тексты, которые помещали в гробницу вместе с покойным, некоторые мифы, записанные на листах, изготовленных из волокон местного болотного растения папирус.
С III тысячелетия до н.э. заканчивается эпоха Древнего Царства. Начинается эпоха Среднего царства. Для нее характерно усиление влияния вельмож – чиновной знати, постепенно затмевавшей богатство и могущество самого фараона. Вельможи получили право по своему усмотрению распоряжаться трудом живших на пожалованных им фараоном землях сельских жителей. Мемфис потерял свое былое значение, и фараонами становились теперь правители другого города – Фивы, на юге страны. Правивший в 1353 – 1336 гг. фараон Эхнатон предпринял попытку утвердить в стране культ единого бога Атона, отждествляемого с древним богом-создателем Амоном. Эхнатон утверждал, что Атон – единственный бог, который один правит всем миром, безгранично справедлив и милостив. При Эхнатоне было запрещено поклонение всем другим богам. Однако после смерти Эхнатона все старые культы были восстановлены, а его имя предано забвению.
Мужская одежда древних египтян состояла из куска ткани, который оборачивали вокруг бедер. Знатные люди носили еще широкую накидку на плечах. Женщины носили подобие халата с широким вырезом на груди. Данные об одежде египтян можно получить, изучая рисунки, которые украшают древнеегипетские гробницы. Рисунки эти довольно просты, в некотором отношении символичны, но подробно описывают повседневную жизнь и быт египетского народа. У древних египтян отстутствовал денежный оборот: они просто обменивали одни вещи на другие. Дети египтян, которых, вероятно, готовили в чиновники, получали необходимое образование в школах, где преподавали писцы.
Древние египтяне освоили и мореплавание. Они строили деревянные гребные суда, управляемые с помощью одного паруса. Существовали специальные военные суда для ведения боев на море.
Около 1750 г. до н.э. Древний Египет впервые подвергся нашествию внешнего неприятеля – кочевников гиксосов. Гиксосы завоевали доселе не знавшую чужой власти страну и почти двести лет правили ей, но затем были изгнаны египтянами. С того времени наступает период Нового Царства. Долгое время еще Египет жил, как в древние времена, безмятежной жизнью, процветая за счет небывало высоких для Ближнего Востока урожаев зерна. Однако малая обеспеченность Египта иными важными природными ресурсами делала свое дело: постепенно древняя цивилизация отставала в техническом развитии от других восточных держав. В Iтысячелетии до н.э. Египет был вновь завоеван – ассирийцами. С распространением у врагов страны фараонов прочного оружия, изготовленного из железа, началось безнадежное падение военной мощи державы в долине Нила. В 520-х гг. до н.э. Египет завоевали персы и завладели всеми его накопленными за века богатствами. Тяжелейшим моральным потрясением для египтян стала казнь «живого бога» – фараона Псамтика III, уличенного в подстрекательстве своего народа к неповиновению персам, по приказу ахеменидского царя Камбиза. В 332 г. до н.э. Египет, уже бывший персидской провинцией, оказался завоеван Александром Македонским и впоследствии превратился в так называемое эллинистическое государство – страну, в которой власть принадлежала греко-македонской знати. С этого времени начинается постепенное слияние древней египетской культуры с культурой античного мира, в основе которой лежали древнегреческие достижения. Египтяне еще долго помнили бывшее могущество своей страны и гордились им. Но с течением веков их культура неумолимо поглощалась более прогрессивной культурой античности, и в эпоху вхождения Египта в Римскую, а затем – Византийскую, империю окончательно ассимилировалась. В VII в. Египет завоевали арабы раннего Халифата, которые принесли в долину Нила Ислам. Население Египта, называемого по-арабски Миср, быстро приняло новую религию и активно освоило арабский язык, который вытеснил все местные языки. Став частью единоверного населения огромной средневековой державы, жители низовий Нила осознали себя и частью арабского этноса, восприняли арабскую культуру. И теперь о грандиозной и могущественной цивилизации древности жителям и гостям страны напоминают лишь обветренные громадные пирамиды, сиротливо возвышающиеся среди поесчаных пустынь, наиболее крупные из которых, а также колоссальная статуя Сфинкса рядом с ними, расположены возле современного арабского города Гиза.
Несколько лет назад побывала в Египте, а так же съездила на экскурсию в Каир, посмотреть на пирамиды и сфинкс. Это что-то потрясающее, даже не верится, что люди без всякой строительной современной техники смогли построить такие сооружения, а уж какие ловушки делали… И я скажу вам так: жители древних городов совсем были не дикари! Какие потрясающие украшения делали, какие постройки, разные системы полива, мебель и т.д.
Но и по сей день самый ценный ресурс — это вода, она дороже всего. В статье довольно подробно описываются обычаи и традиции, достаточно любопытно было узнать обо всем, что связано с этой древней цивилизацией.
Египед одна из наиболее загадочных историчестких стан. Не многие могут порадовать нас таким мнодеством загадок и тайн как древние фараоны. Ведь смысл пирамид до сих пор остается загадкой, то что в них сделаны погребальницы для царей еще не значит, что только эта функция в них была и заложена.
Пантеон богов у древних египтян был чрезвычайно своеобразным и интересным, как и вся их мифология в целом. Вообще, они создали уникальную культуру, чего только стоят их познания в земледелии, в астрономии и геометрии, а созданные ими пирамиды и огромный сфинкс поражают человеческое воображение уже много тысячелетий.
История Древнего Египта полна загадок. И это не удивительно. Если уж умудряются современную историю искажать. Ту, свидетелями которой были люди старшего поколения. Что уж говорить о Древнем Египте, все сведения о котором я так понимаю, что очень отрывочны и может тоже недостаточно достоверны. Тем не менее автор статьи проделал хорошую работу, чтобы мы имели некоторое представление о той цивилизации.
Египет еще долго будут исследовать хватит на много лет, там еще столько загадок.
Есть много мнений о том, какая из цивилизаций на планете древнейшая. Много разговоров велось и ведется о влиянии Древнего Египта, или Древнего Китая, цивилизаций Америки и Ближнего Востока на историю человечества.
Одно можно сказать с уверенностью. История человечества развивалась так, как она развивалась. Мы ее изменить не в состоянии, но изучать, знать прошлое необходимо. И одним из таких фундаментальных знаний является история Древнего Египта.
Спасибо автору за интересный материал
Нил и создатель, и кормилец египетской цивилизации, и ее могильщик. Сколько древних городов пропало в дельте без следа. Взять хотя бы Пер-Рамсес. Его уже несколько раз «находили», но в итоге — все не то.
Пустыня Сахара не была пустыней, как мало я знаю о мире. Хотелось бы, чтоб вся Земля была цветущим раем.
Нил, действительно великая река, на берегу которой расцветали и гибли цивилизации. Удивительно, как великое и богатейшее государство может рассыпаться на кусочки и гордиться только деяниями предков.
Люблю историю Египта, загадочные пирамиды, сфинксы, системы орошения… Для меня остается загадкой, как всё это могли построить рабы, технически у Египта не было возможности построить те же пирамиды, но они есть.
А ведь наука пока молчит, как строились пирамиды, видно была помощь извне, да и технологически они были более развиты других народов, возникает много вопросов.
Официально наука, рассказывает, как бедные рабы, вместо того, чтобы добывать какой-либо полезный общественный продукт, многими тысячами вытачивали, вытягивали, перетаскивали много-тысяче-тонные каменные блоки, при помощи лебёдок, тяглового скота, и просто физического труда, в течении десятков лет. Да, как строитель могу сказать, что современному обществу, с его техническими достижениями это недостижимо. А при этом рабов надо кормить, одевать, давать кров. Одни расходы, однако. Как ещё только при первом, задумавшем эту дурь, фараоне, государство не развалилось, а? Так нет же, построили одну, тут же брались за другую. Это официальная наука рассказывает. А если серьёзно, то как минимум, у Склярова, есть догадки как это делалось.
Из древних цивилизаций Египетская самая загадочная. Понятно, что много легенд или мифов связано с Древним Египтом, но одно можно говорить уверено. Своему успеху Египет всецело обязан Нилу. Это и кормилец и транспортная артерия объединяющая страну.
Мне поразила продуманная система земледелия и полива. Что-то подобное я видела в дендропарке Аскании Нова, так система полива построена на подобном принципе и уже благополучно функционирует более 100 лет. Удивил так же факт, что египтяне выращивали редис — вот уж не думала, что это африканская культура.
Для меня др сих пор развитие древнеегипетская цивилизации- это большая загадка. Такое себе даже невозможно представить. Чего только стоят одни пирамиды.
Даже глядя из нашего 21 века Египетская цивилизация поражает своим развитием. А сегодня Египет страна третьего мира, не могу понять как такое может быть?
А вот интересно, другие народы Африки почему даже примерно не приблизились к такому уровню развития, как Египет? Неужели все дело в Ниле?
В Африке были потом и другие цивилизации. Египет — это первая, по-моему.
Факты о жертвоприношении маленьких девочек просто напугал. Но, ужасней в сего, что и сейчас есть племена, которым до цивилизации далеко.