Детство в разные эпохи истории человечества (ч.2) - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Разное » Детство в разные эпохи истории человечества (ч.2)

Детство в разные эпохи истории человечества (ч.2)

В эпоху Средневековья мировоззрение людей определялось догмами их религии. Христианство и Ислам, провозглашая братство верующих, запрещали обращение в рабство свободнорожденных единоверцев. Поэтому общины и семьи, в том числе в бывших римских владениях, прекратили торговать своими людьми и детьми тоже. Но в остальном сильная патриархальная власть над детьми везде сохранялась.

Средневековые государства по-прежнему не могли полностью контролировать жизнь своих общин, а поскольку повседневная жизнь детей, как правило, за пределы общины, в которой они росли, не выходила, их правовой статус определялся ее традициями.

Законы государств  Средневековья обычно мало уделяют внимания подрастающему поколению, если уделяют вообще. Известны случаи, когда в странах средневековой Европы детей, в том числе маленьких, суды приговаривали к жестоким уголовным наказаниям, даже смертной казни, за ересь и колдовство. Потому что в уголовном праве не было предусмотрено отдельного подхода к несовершеннолетним преступникам.

В той же Европе в средние века существовали школы для детей: городские (бюргерские), церковные, монастырские. Однако их содержало и учреждало обычно не государство, а опять-таки община – светская или церковная. Монастыри выполняли и функцию воспитательных учреждений для осиротевших детей, исходя из христианской концепции о необходимости помогать беспомощным людям, оказавшимся в беде. Монастыри подчинялись церкви, которая была организацией параллельной государству, а подчас и более могущественной, так как владела сознанием людей.

 

обучение и воспитание детей в исламеВ исламских странах детям уделялось больше внимания, поскольку религия пронизывает все сферы жизни мусульман: духовную, общественную, семейную, личную, а на государство, согласно канонам Ислама, возложена обязанность следить за исполнением религиозного закона везде. О воспитании детей есть прямые указания в Шариате – комплексе, предусмотренных мусульманской религией, единых для всех исламских обществ законов и правил. Поэтому особенности Арабского халифата, например, как и других исламских государств предусматривали контроль за тем, чтобы в каждом городе и каждом сельском районе действовала хотя бы начальная школа – куттаб, где детей обучали грамоте, умению читать Коран и основам религии.

Лица, не достигшие половой зрелости, согласно исламским канонам, не могли нести юридической ответственности за свои действия, в том числе за тяжкие преступления. Но специальных законов, регламентирующих правовой статус несовершеннолетних, в исламских странах тоже, как правило, не издавалось: их заменяли Шариат и местные обычаи (адат).

 

Однако именно в Средневековье появились первые педагоги с мировым именем, первые письменные труды по воспитанию детей. Сказалось общее прогрессивное развитие общества, повышение общего уровня жизни людей.

В XVII веке чешский педагог Ян Амос Коменский выделил педагогику как отдельную науку и изобрел до сих пор действующую по всему миру классно-урочную систему образования. В исламском мире широкую известность приобрели педагогические трактаты аль-Газали (персидский имам, правовед и философ – XII в), а в России – знаменитое сочинение московского священника Сильвестра (XVI век) «Домострой», ставшее, по сути, настольной педагогической книгой для большинства слоев населения.

воспитание детей в разные эпохи

Для Средневековья характерно деление общества на сословия – социальные прослойки, представители которых всю жизнь из поколения в поколение занимались определенным родом деятельности и потому отличались своим правовым статусом. Жизнь людей из разных сословий была совершенно различна, поэтому и традиционное положение детей в них было неодинаковым.

В крестьянской среде сохранялось традиционное патриархально-общинное отношение к детям, где они не отделялись от взрослого общества резкой гранью.

Главным занятием дворян была государственная служба: военная или канцелярская. И та, и другая требовала очень сложных навыков, знаний, а главное – элементарной полноценной сознательности и взрослого кругозора. Пока дети не были в состоянии всему этому научиться, у них было мало общих тем для разговоров со взрослыми, и сословие феодалов резко разграничивает взрослое и детское общества. Дети не сидели на пирах, не ездили из имения со своими родителями на службу. Они играли в отдельных залах отцовского замка, занимались с наемными кормилицами и воспитателями, обучались верховой езде и обращению с оружием у дворян младшего ранга. Именно в средневековой аристократической среде появился обычай отдавать детей из родительского дома на воспитание опытному воину. Пережиток этой традиции в «осовремененной» форме сохраняется во многих европейских странах, особенно в Великобритании: там дети богатых и уважаемых в обществе людей большую часть времени живут, обучаются и воспитываются не дома, а в элитных колледжах и пансионах, домой приезжая лишь на каникулы. При этом они обычно так привязываются к своей «alma mater», что с нетерпением ждут конца каникул, чтобы покинуть малопривычный отчий дом и вернуться к друзьям и любимым педагогам.

 

С окончанием Средневековья, бурным развитием капиталистического хозяйства, началом Нового Времени государства интенсивнее контролируют жизнь своего общества. Развивается техника, люди в поисках лучшей доли могут переезжать на большие расстояния. Поднимается промышленность, и в значительной части государств городское население превышает по числу сельское. Все это разрушает традиционную общину. На смену местному общепринятому праву приходят законы, регламентирующие (иногда излишне мелочно) все стороны жизни людей. Государства по всему миру, как в далекие времена древнегреческие полисы, расширяют свои права по контролю над воспитанием детей. Все больше стран вводят у себя обязательное общее образование для них. На нужды подрастающего поколения выделяются особые средства в государственном бюджете. Законодательство о семье четко прописывает права детей в них, вплоть до регламентации методов воспитания. Случаи жестокого обращения с детьми в семьях или воспитательных учреждениях тщательно отслеживаются государственными органами и сурово пресекаются.

воспитание детей в разные времена

Однако вряд ли стоит полагать, что в современном обществе дети идеально защищены. Конечно, они больше застрахованы от болезней, несчастных случаев и жестокого обращения, чем в старину, но то же самое можно сказать и о взрослых.

В прошлые эпохи жизнь всех людей, независимо от возраста, была достаточно сурова, менее защищена. В античную эпоху далеко не каждый отец семейства был готов выкинуть из дома или продать родного ребенка, мог, наоборот, защитить его от чужого посягательства. В Средневековье людей мало защищал государственный закон, но защищала община – всем миром, всей деревней, ведь ей очень нужны были новые рабочие руки.

Так же и сегодня государственная система защиты детей в разных странах не всегда может выполнить свою функцию из-за характерных для всякого государства бюрократических проволочек и коррупции. Например, во многих странах Европы сегодня гос. органы нередко забирают детей из вполне благополучных семей, потому что родители в чем то воспитывают их «не по букве закона». Практически во всех развитых странах общество мало занимается воспитанием своих детей, полностью перекладывая это на плечи их родителей и учебных заведений. До детей соседей или дальних родственников жителям индустриальных держав обычно мало дела. В результате из детей в данных странах вырастает новое поколение молодежи с довольно ограниченным кругозором, приспособленное в основном лишь к своему привычному с ранних лет образу жизни и роду деятельности. Эти общества тяжело переживают экономические и социальные потрясения, потому что их представители не могут быстро приспособиться к новым условиям. Наконец, в прошлые эпохи немыслимым было бы узаконить однополые браки с правом воспитания детей, а аборты в старину рассматривались как детоубийство извращенным способом («во чреве матери»), и соответственно карались смертной казнью.

Первая часть статьи здесь.

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







8 комментариев

  1. Детям, как и раньше нужно было внимание, так и сейчас необходимо. Без внимания, ребенок может вырасти эгоистичным и замкнутым. Сейчас детям намного больше условий для развития, но и много различных факторов, которые препятствуют этому развитию.

  2. Детей надо просто уважать как личность!

  3. Любовь

    Воспитание — это сложный процесс, обусловленный строем временем. Соответственно особенности воспитания и права ребенка тоже обусловлены временем. Интересно было вместе с автором проследить всю историю развития детства и отношение взрослого к ребенку.

  4. Христианское воспитание детей, дворянское, еще какое — это лишь какие-то моменты для конкретной группы. есть еще врожденные личностные качества — их не исправить!

  5. РоманБ

    Грустно как-то закончилась статья. Но какие есть варианты, ведь автор не виноват, что и правда сейчас такая ситуация с воспитанием и цивилизацией в целом…

  6. С самого начала человеческой истории, происходят глобальные изменения. Воспитание детей тоже очень изменилось, с тех далеких времен. Раньше жили общинами, сейчас каждый сам за себя.

  7. Я думаю что дети должны, всегда, воспитываться в семье, и не важно в какую эпохе они живут. Также религиозные взгляды важны, ведь они поддерживают порядок в обществе.

  8. Познавательная статья. Особенно можно увидеть как все-таки по разному развивалось воспитание детей в Европе, где оно перешло в отдельную светскую науку — педагогику, и в исламском мире, где влияние религии по сути осталось большим и по сегодняшний день.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

13 − девять =