Царица монета: шхеры капитализма (часть II) - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Разное » Царица монета: шхеры капитализма (часть II)

Царица монета: шхеры капитализма (часть II)

Подчинение всех интересов и традиций погоне за чистоганом вслед за собственно капиталистами охватывало и остальные слои населения Европы. Типичные для Средневековья принципы общинного долга и безусловной сплоченности соседей и родственников постепенно заменялись устойчивыми отношениями по формуле «ты – мне, я – тебе»; бескорыстная помощь кому-либо даже в мелочи начинала восприниматься едва ли не как подвиг, а принявшие от кого-то доброе дело люди стремились как можно скорее в равной мере отблагодарить своего благодетеля вплоть до откровенного предложения денежного расчета, даже если благодетель не просил благодарности. Принятие помощи без расчета начинало восприниматься как плохой тон, подобие нищенству. Деловой расчет, стремление к преумножению материального состояния находили отражение во всех сферах жизни общества, включая семейные отношения и саму религию. В раннюю и почему многие предприниматели деспотичны в своих семьяхсреднюю капиталистическую эпоху в Европе и странах – настоящих или бывших европейских колониях, распространился известный по многим художественным произведениям тип патриархальной семьи, живущей постоянным трудом, с безоговорочным авторитетом главы, слову которого подчинены все интересы домочадцев, а их собственные чувства и желания в расчет не принимаются. Отчасти установлению нового семейного уклада способствовала необходимость выработки строгой социальной дисциплины в бездушных капиталистических реалиях, но не менее важной причиной было и то, что человек, привыкший во всем искать возможность извлечения материальной выгоды, и на собственных жену и детей начинал смотреть как на своих хозяйственных работников, которые, живя в его доме, должны были отвечать на это принесением соответствующей пользы, безропотно как развитие капиталистических отношений отразилось на религиозных воззрениях европейцевтрудиться, повинуясь его хозяйской воле. В XVI в. по Европе широко распространилось учение проповедников из Швейцарии Ульриха Цвингли и Жана Кальвина, внешне направленное против внесенных римско-католической церковью в христианскую религию догм и традиций, не имеющих основы в Библии, но фактически представлявшее собой философскую систему, отвечающую мировоззрению набиравшей силу буржуазии. Согласно кальвинизму, ставшему основой для большинства протестантских течений Европы и следом широко распространившемуся по Северной Америке, труд является одной из основных обязанностей человека в земной жизни, в будущей же попадание человека в рай или ад не зависит от его добрых или злых дел на земле, а происходит исключительно по предопределению Бога. По мнению кальвинистов, совершение человеком добрых или злых дел является лишь признаком предопределенности ему рая или ада, таким образом, помощь нуждающимся кальвинистская философия фактически превращала в полностью добровольный акт.

Деятели литературы и искусства, восприняв идеологию капиталистического мышления, тоже активно выпускали произведения, в которых взаимовыгодные отношения представлялись некоей социальнойкак изменялся менталитет европейцев с развитием капитализма идиллией, а предприниматель, ловким расчетом превратившийся из бедняка в богача, потеснил традиционных персонажей вроде храбрецов, добивающихся руки возлюбленной, и принцев, мстящих за несправедливо низложенных королей. Поскольку единые для всего человечества принципы справедливости постоянно вставали на пути всю свою жизнь охотящихся за умножением своего состояния буржуа, с самого своего начала капиталистическая идеология проникалась лицемерием. Проникаясь буржуазными ценностями, люди из других классов нередко добровольно шли навстречу своему разорению или закабалению: кому-то кружило голову, когда он видел, как на капитале быстро разбогател знакомый ему удачливый человек, кто-то просто хотел жить не хуже, питаться не хуже, одеваться не хуже, чем люди, которым удалось устроиться на хорошо оплачиваемое место на мануфактуре или в управленческой системе. Надеясь улучшить свое материальное и общественное положение, поддавшиеся на искушение закладывали и распродавали свое имущество, чтобы собрать стартовый капитал, оставляли привычное, приносившее стабильный доход занятие и нанимались работниками на частные предприятия. Но везло далеко не всем и даже не многим: множество людей, переоценивших возможности, прогорали при попытке открыть свое дело из-за конкуренции со стороны уже работавших предприятий, тяжелого налогообложения, вызванного какой-либо причиной государственного противодействия, отсутствия достаточного для поддержания рентабельности спроса на предлагаемый ими товар. Оставившие все, что у них было прежде, и поступившие работать на мануфактуры сталкивались с алчностью своих хозяев, которые платили им немного либо под разными предлогами урезали заработную плату, но заставляли трудиться на износ, зная, что деваться больше не имеющему иной возможности зарабатывать на жизнь работнику все равно некуда. Расцвела ростовщическая деятельность банков, которые существовали в Европе издревле, но именно с подчинением всей экономики европейских стран капиталам в них возникла особенная потребность.

Нуждаясь в новых источниках ценных товаров, промышленного сырья и новых рынках сбыта продукции своих предприятий, капиталисты как активно финансировали государственные кампании по освоению дальних стран, основанию новых европейских колоний за океаном, захвату заморских земель, так и сами как развитие капитализма стимулировало развитие колониальной системы в миреорганизовывали исследовательские, торговые, захватнические экспедиции. Колонии выходцев из Европы и их потомков, служившие пунктами торговли европейцев с коренным населением, вывоза сырья, дислокации ведших захватнические войны европейских воинских контингентов, в конце концов охватили практически всю населенную часть земного шара. Народы и племена, не имевшие собственной развитой государственности, достаточно сильных войск, покорялисьзачем европейцы захватывали чужие земли и основывали колонии колониальным властям и властям основанных выходцами из Европы новых государств обычно быстро и больше грубой силой, нередко их просто истребляли, обрекали на массовое вымирание, полностью изгоняли со своих родных земель, обращали в фактическое поголовное рабство, дешевую рабочую силу для развернувших в их странах свою коммерческую деятельность европейских по гражданству или происхождению предпринимателей. Страны с развитой государственностью, сильной политической властью и достаточно мощными армиями покорялись Европе обычно как европейцы превращали разные страны в свои колониипоследовательно и планомерно, руками местных же политических сил, подкупленных европейскими капиталистами и представителями европейских государств. Европейские буржуа и чиновники спонсировали местных как правителей, так и лидеров различных недовольных своей властью повстанческих движений, прельстившихся возможностью набрать силу и влияние за счет помощи богатых европейцев. Расплачиваясь затем по счетам, взамен помощи позволяя европейцам основывать в своих странах новые колонии, торговые пункты, коммерческие предприятия, местные короли и предводители захвативших власть повстанцев постепенно фактически заставляли свои страны работать на Европу, принуждали собственные народы за бесценок отдавать свои труд и товары европейским капиталистам, обслуживать европейских чиновников, защищали интересы европейских государств и буржуазии как свои собственные, в том числе жестоко подавляя антиевропейские выступления собственных подданных. Прочно закрепившись в освоенной заокеанской стране, европейцы очень часто в конце концов под разными предлогами сами захватывали в ней власть, низложив местного правителя, и лишали ее всякой политической самостоятельности, превращали в провинцию собственной державы, после чего предприниматели и государственные чиновники той разворачивали деятельность по разорению и закабалению местного населения уже свободно.

какие беды приносил другим странам и народам европейский колониализм

Здание бывшей Голландской Ост-Индской компании — торговой организации, имевшей в XVII — XVIII вв. монопольное право на нидерландскую торговлю со странами Индийского и Тихого океана. В настоящее время здание принадлежит Амстердамскому университету

Со второй половины XIX в. на земном шаре почти не осталось стран, которые прямо или косвенно (через кабальные договора, прямую экономическую зависимость) не оказались бы под властью ведущих капиталистических держав Европы – это был расцвет колониальной эпохи. Хотя многие из покоренных европейским капиталом стран имели гораздо более древнюю государственность и развитые политические традиции, их правители продолжали по инерции носить гордые титулы. Но вся их сиятельная культура оказалась в конечном итоге бессильной перед активно производящим подкупные деньги европейским капитализмом, парализующим их общественные институты и государственную систему изнутри путем воздействия на такие сильные общечеловеческие страсти как гордость, алчность, желание выглядеть роскошнее других. В то же время под воздействием слабо регулируемой политическими властями рыночной экономики в самой Европе продолжалось активное имущественное расслоение населения, что побуждало обедневшие массы переселяться за океан и попытать материального благополучия там: работой на местную европейскую администрацию, так как колониальные власти обычно нуждались в работниках, хорошо говорящих на метропольном языке и следующих привычным европейским, а не местным национальным традициям, или освоением отобранных у местного населения земель. Возможность сделать деньги на всевозможном обслуживании своих обосновавшихся за океаном соплеменников привлекало в колонии новых буржуа, а также удачливые переселенцы или их потомки, сумев наладить за океаном свои дела, богатели и превращались уже в исконно колониальную буржуазную элиту. Некоторые страны, возникшие как европейские колонии, вследствие обилия ресурсов и еще большей, чем в Европе, свободы оборота капитала стали экономически мощнее собственных метрополий и задолго до кризиса колониальной эпохи отделились от них, превратившись в самостоятельные буржуазные государства. При этом некоторые из них сами уже продолжали колониальную политику, осваивая новые земли и расширяясь путем подкупа, закабаления и силового покорения соседних народов, в среде которых капиталистические отношения не сложились. Так, возникнув в XVIII в. из нескольких британских колоний на североамериканском атлантическом побережье, в следующем столетии расширились на огромную территорию, овладев и половиной тихоокеанского побережья континента, Соединенные Штаты Америки (США), которые в XX в. уже стали наиболее экономически мощной страной мира и пока остаются таковой и поныне.

Особенно жестокой была в условиях капиталистических отношений эксплуатация невольников. В некоторых капиталистических странах рабовладельческая индустрия как основа экономики фактически пережила второе рождение со времен Античности. Наиболее известный пример – страны Нового Света в XVI – XIX вв., почему капитализм усугублял тяжелое положение рабовкуда шел массовый ввоз рабов из Африки для труда на принадлежавших сначала буржуа из Испании, Португалии, Франции, Великобритании, затем – их наследникам в государствах, уже отделившихся от метрополий, плантациях сахарного тростника, других ценных для Европы культур, производивших продукты и изделия из них заводы, лесоразработках. В самой Африке несколько веков происходила захватывавшая обширные территории настоящая охота на людей: местные правители воевали друг с другом, чтобы захватить больше военнопленных, которых можно было затем выгодно сбыть европейским работорговцам, а также сами европейцы сняряжали вооруженные отсутствовавшим у аборигенов огнестрельным оружием экспедиции в земли враждебных им африканских народов, просто прямо и грубо вылавливая, будто диких зверей, представлявших интерес как рабочая сила местных жителей. Сегодня основное население целых стран Карибского бассейна, например, Ямайки и Гаити, представлено потомками чернокожих невольников, привезенных туда для работы на сахарных плантациях европейской буржуазии. Если в классическую рабовладельческую эпоху подавляющее большинство владельцев берегли своих рабов как ценный и хрупкий источник дохода, то в бурном экономическом котле эпохи капитализма нередко, если владелец плантации, завода, лесопромышленного предприятия находил много выгодных рынков сбыта своей продукции, он заставлял своих невольников трудиться до полного изнеможения, стремясь произвести как можно больше товара, доход от сбыта которого во много раз покрывал затраты на покупку новых рабов взамен умерших от почему капитализм беспощаденнепосильного труда и плохого содержания. В так называемом Свободном государстве Конго – фактически огромном личном владении короля Бельгии Леопольда II, в 1885 – 1908 гг. занимавшем территорию современной Демократической Республики Конго, за двадцать лет население сократилось наполовину из-за массовой гибели людей от изнурительных работ на каучуковых плантациях и жестоких карательных мер против общин, недовольных установившим по сути всеобщее рабство коренных жителей колониальным режимом. Значительную часть дохода от эксплуатации своего обширного владения король-буржуа тратил на свою фаворитку Бланш Делакруа. В самой Европе в странах, где еще сохранялось крепостное право, в капиталистическую эпоху помещики превращали свои имения в доходные предприятия, заставляя сверх меры безвозмездно трудиться зависимых от них крестьян. В Речи Посполитой шляхтичи – мелкопоместное дворянство, прямо принуждали своих крестьян сверх уплаты и без того безмерно разросшихся податей еще и покупать произведенные на помещичьих заводах спиртные напитки. В некоторых странах короли, стараясь сохранить поддержку дворянства, «помогали» тому встроиться в капиталистические отношения, издавая указы об обязанности прежде свободных крестьян работать на помещичьих полях и запрещении самовольного ухода от землевладельцев – так называемое второе издание крепостного права.

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







Один комментарий

  1. Страшно, когда люди становятся товаром. Возможно, это самое ужасное порождение капитализма.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

семнадцать − 11 =