Около IV в. до н.э. охватывавшая бóльшую часть горных областей Большого Кавказа Кобанская культура, сложившаяся в Бронзовом веке, распадается. На ее базе начинается этногенез ряда отдельных народов, развивающих свои культурные особенности и заимствующих определенные культурные элементы у народов-соседей, прямого отношения к Кобанской культуре не имеющих. Тем не менее, именно характерные черты племен древней Кобанской культуры лежат в основе традиционной культуры большинства современных народов, населяющих горы Большого Кавказа и прилегающие к ним территории. Как предполагает часть этнографов, наиболее архаичные черты исконно кавказского уклада жизни сохранялись у населявших горные районы Северного Кавказа в бассейне Нижнего Терека (реки Сунжа, Асса, Аргун и их притоки) и лежащие напротив районы по южную сторону Главного Кавказского хребта нахских племен (от «нах — люди, народ»). О нахских племенах мы на history-thema уже говорили в одной из статей. Жившие достаточно изолированно из-за крутизны горных хребтов и удаленности от основных торговых путей Кавказа эпохи древности нахские племена не так активно контактировали с другими народами, как их имеющие с ними общее архаичное происхождение соседи, в их земли реже подселялись выходцы из других регионов, а слабая развитость торговли не способствовала сильному имущественному, а значит, и классовому расслоению. У нахских племен очень долго по сравнению с другими кавказскими народами сохранялся не только родоплеменной строй, но и язык, как считают некоторые исследователи, не сильно изменился со времен Кобанской культуры. Тогда как другие ее наследники активно восприняли языки народов, с которыми в процессе своего этногенеза завязывали очень тесные связи: осетины — у древних алан, сваны — грузинский, балкарцы и карачаевцы — тюрко-кипчакский. Впрочем, племена Кобанской культуры тоже не были единственными, кто участвовал в этногенезе древних нахов: нахской общностью были ассимилированы и племена некоторых менее широко распространенных культур, жившие в окружении кобанцев, например, Зандакской культуры. Конечно, происходила и миграция представителей других народов в земли нахов, но не столь многочисленная, как во многие другие области Кавказа, поэтому иноязычные и инокультурные переселенцы были тоже ими ассимилированы. В средние века с развитием и расширением влияния в Закавказье Грузинского царства значительная часть нахских племен, в основном живших по южную сторону Главного Кавказского хребта, приняла его подданство и, утратив свой исконный язык, стала говорить на грузинском. Предположительно, от этих племен происходят горно-грузинские субэтносы пшавов, хевсуров и мтиулов. Исключение составили бацбийцы, земли которых в верховьях реки Андийское Койсу хотя и вошли в Грузинское царство как область Тушети, сами они до наших дней сохранили исконный нахский язык.
Нахские племена и родовые сообщества, населявшие северную сторону Большого Кавказа и прилегающие степные равнины, с течением веков стали осознавать себя двумя этносами: населявшие область непосредственно по Нижнему Тереку, впадающей в него реке Сунже и ее притокам Мартану, Гехи и Аргуну, составили народ нохчий, а населявшие верховья Сунжи и бассейн ее верхнего притока Ассы — менее многочисленный народ галгай. Первые русские поселенцы в этой части Северного Кавказа стали называть эти народы по селениям, в которых происходили первые русские контакты с ними. Так народ нохчий (единственное число «нохчи» или «нохчо») по одному из своих селений, называвшемуся Чечан, получил русское название чеченцы, а народ галгай (единственное число «галга») по своему селению Ангушт получил русское название ингуши. В 30-е гг. XX в. советские этнографы стали обозначать чеченцев и ингушей как очень близкие по культуре и языку, имеющие общее происхождение народы общим термином вайнахи (сложение слов «вай — мы» и «нах — народ»). У древних нахов не существовало собственной письменности, поэтому они не оставили после себя письменных свидетельств своей истории, а источники окружавших Кавказ государств вследствие вышеупомянутой удаленности нахских земель от международных путей до XIX в. упоминают о нахах сравнительно немного. Поэтому с точностью нельзя судить, когда именно чеченцы стали осознавать себя единым этносом. Русские документы и литературные издания первой половины XIX в. называют чеченцами только часть современного чеченского этноса, а другие вошедшие в него племена рассматривают как отдельные народы. Всех вайнахов старые русские источники называют кистами: от их грузинского названия «кисти». В этой статье простоты ради мы будем обозначать словом «чеченцы» не только уже окончательно сложившийся чеченский этнос, но и представителей вошедших в него племен и родов до осознания ими своего национального единства.
Основной политической единицей в древнем нахском обществе был тейп — большой род или несколько объединившихся родов, происходящих от одного предка. Судя по названиям некоторых тейпов (например, борзой от «борз — волк»), их родословная уходит аж в первобытные времена, когда была распространена вера в происхождение человеческих родов от животного-предка. Тейп селился обычно в труднодоступном для врагов месте где-нибудь на уступах крутых горных склонов, у высокого берега реки. Его поселение укреплялось каменными стенами, а внутри возводились высокие и узкие каменные башни четырехугольной формы с узкими окнами-бойницами. В обычное время с верхнего этажа башни дозорные наблюдали за окрестностями, чтобы враг не подобрался незаметно, а в случае военной тревоги в башню прятали женщин, детей и имущество. Если враг подходил близко к селению или прорывался на его улицы, из окошек башни воины-защитники вели прицельную стрельбу: в средние века из луков, а с распространением огнестрельного оружия — уже из пищалей или ружей. Своей исключительной меткостью нахские стрелки славились на всем Кавказе. Нередко в одном и том же удобном для проживания месте селились несколько тейпов. Их селение обносилось общей оградой, но дозорно-оборонительную башню все равно каждый тейп строил себе собственную. Каждый тейп управлялся своими родовыми старейшинами, которые ведали всеми его делами. Хотя уже, по-видимому, в средние века семейные отношения у чеченцев и других нахов имели выраженный патриархальный уклад, власть родовых старейшин была выше власти глав семейств. Так, любой способный носить оружие юноша имел право по своему усмотрению покинуть отчий дом и завести собственную семью, с этого момента полностью начиная выполнять все свои обязанности перед родом. Тех, кто ослушивался воли старейшин или совершал злостные преступления, изгоняли из рода, лишая поддержки. Тейп был политически полностью независим. Он сам решал, продолжать ему жить на прежнем месте или переселяться в другое, начинать войну с врагом или заключать мир, вступать в союзы с другими тейпами либо другими народами или же выходить из них.
Большинство тейпов, образовавших чеченский народ, входило в состав собственно племен — тукхумов, то есть, родовых союзов, представлявших собой один обширный тейп, исторически разделившийся на ряд более мелких, или объединение населявших какую-либо определенную территориальную область тейпов разного происхождения. Были, однако, и тейпы, не входившие ни в какие союзы и ведшие полностью самостоятельное существование. В состав современного чеченского этноса вошли семь цельных тукхумов: нохчмахкахойцы (ичкеринцы), равнинные аккинцы (ауховцы), чеберлойцы, терлойцы, чантийцы, шаройцы, шатойцы, и два тукхума, часть тейпов которых вошла в состав чеченского, а часть — ингушского, народов: орстхойцы (карабулаки) и малхистинцы. Само общее самоназвание чеченцев: «нохчий», вероятно, одного корня со словом «нах — люди», и в узком смысле изначально означало «близкие, понятные люди».
Большинство предков чеченцев проживало в горных районах, так как через степные равнины Предкавказья нередко проходили войска различных завоевателей, которые беспощадно грабили встречающееся на их пути население. Как и в других горных областях Кавказа, основой хозяйства чеченцев-горцев было отгонное овцеводство: летом отары овец, из-за густой шерсти не боящихся типичных для гор внезапных похолоданий, пасли на высокогорных пастбищах, а к зиме, когда высокогорья покрываются значительным слоем снега, перегоняли к долинам, где находились постоянные селения. Некоторые чеченские тукхумы и тейпы все же населяли равнины, где, хотя их селения были сильно уязвимы для врагов, скот можно было круглый год держать на открытом выпасе. Однако в случае появления очередной волны завоевателей равнинные чеченцы массово переселялись в горы.
Земледелие играло вторую после скотоводства, но тоже очень важную роль в жизни чеченцев. Больше удобных для возделывания земель имели равнинные чеченцы. Выращивали в основном ячмень, пшеницу, просо, в эпоху Нового Времени стала распространяться принесенная из стран Востока кукуруза. В горах площади возделываемой земли были гораздо меньше из-за крутизны горного рельефа. По этой причине, желая высвободить для землепашества как можно большее количество ровной земли, горцы нередко возводили жилища прямо на плоских скалах. Между равнинными и горными чеченцами исторически существовал устойчивый товарообмен: горцы поставляли на равнину излишки скота, а равнинные жители взамен снабжали горцев зерном. Однако условия жизни и хозяйства равнинных чеченцев были тоже довольно непросты: степи по Тереку весьма засушливы, поэтому достаточно обильный урожай удавалось снимать далеко не каждый год. Как сообщают исследователи Кавказа XVIII в., периодически страну чеченцев посещал жестокий голод, а жили они в целом очень небогато, и даже совершавшие время от времени в Чечню вылазки разбойники из соседних народов возвращались оттуда с не слишком обильной добычей.
Значительная суровость условий традиционного быта чеченцев и их предков, как уже говорилось, не способствовала выраженному имущественному и классовому расслоению в их среде, консервировала родоплеменные отношения. Независимость тейпов препятствовала и складыванию у чеченцев собственной государственности, хотя в средние века на территории Чечни все же иногда возникали небольшие протогосударственные объединения. Очень строго в чеченском обществе придерживались обычаев взаимопомощи: каждый знал, что на месте того, кто сегодня оказался в беде, в любое время может оказаться и он сам. Даже очень бедные семьи держали дома неприкосновенный запас хоть какой-нибудь еды: на случай, если придется принимать путника. В случае болезни человека все его соседи и родственники считали своим долгом навещать его и пытаться развеселить, оказывать материальную помощь его семье и выполнять за него все хозяйственные работы. К тяжелому быту чеченцы подготавливались сызмальства: мальчик уже в первые годы жизни учился ездить на лошади, девочка — рукодельничать. По мере подрастания дети все больше принимали участие в хозяйственных работах наряду со своими родителями и старшими родственниками. В то же время подрастающее поколение тщательно оберегали от болезней и несчастных случаев, так как достаточное число рабочих (а нередко и способных держать оружие) рук в особенно тяжелые годы подчас становилось залогом выживания семьи и рода. Детям категорически запрещалось поднимать предметы больше определенной массы.
Традиционным чеченским жилищем был дом продолговатой формы с плоской крышей. В горах дома строили преимущественно из камня, реже — из самана (кирпичей из глины, смешанной с навозом и соломой). На равнине строились турлучные дома: с плетеными из хвороста стенами, только обмазанными сверху саманом. Турлучный дом можно было быстро построить заново в случае разрушения врагами. Чеченский дом делился на две комнаты, которые между собой не сообщались и имели каждая свой выход во двор: одну занимал глава семейства, другую — женщины и дети. В мужской комнате также принимали гостей. Некоторые дома чеченцев-горцев имели два этажа: наверху — жилая часть, внизу же размещались отделения для скота и хранения зерна, сена. Жилище отапливалось расположенным между мужской и женской комнатами очагом-камином, над которым начиналась выходящая на крушу плетеная и обмазанная глину труба. Возле трубы над очагом висела цепь с крюком, на которую во время приготовления пищи подвешивали котелок. Топка очага входила в обязанности старшей женщины в доме. У чеченцев долго сохранялось первобытное почитание огня, посредством которого получались тепло и пища: очаг, зола в нем и очажная цепь считались священными, над очагом торжественно произносили клятвы и проклинали недругов. Пол в жилище застилался циновками; при входе в дом полагалось обязательно снимать обувь. Стены внутри завешивали коврами или шкурами, а поверх вешали оружие. Мебели в доме было немного: хозяин сидел в отдельном кресле, домочадцы — на низких скамейках. Пищу принимали за столиком. Женщины ели после мужчин. Спали все на полу, для чего на ночь расстилали войлочные матрацы, специальные ковры, а сверху — одеяла. Спальные принадлежности днем хранились на специальных полках вдоль стен комнат, и на этих же полках стояли посуда и сундуки с прочими вещами. Окна на ночь и в плохую погоду закрывались изнутри ставнями. Вдоль дома снаружи часто проходила терраса. Дом и двор с хозяйственными постройками обычно обносились забором.
Верховная собственность на землю принадлежала сельской общине. Общинные старейшины распределяли ее в пользование между родами своего селения: чем больше семей входило в род, тем больше земли тот получал. Обычно семьи одного рода строили жилища близко друг к другу, образуя общие кварталы внутри селения. В горных селениях дома располагались беспорядочно: во-первых, в горах не везде было одинаково удобно строить жилище, во-вторых, врагу, прорвавшемуся за стены селения, по извилистым улицам было намного труднее наступать, чем по прямым. Равнинные селения далеко растягивались вдоль речных долин и дорог. Равнинное селение насчитывало от нескольких сотен до нескольких тысяч дворов, горные селения были, как правило, меньше.
Традиционная одежда чеченцев в основном соответствовала таковой у других коренных народов Северного Кавказа и Грузии. Ткань для ее шитья изготовлялась из овечьей шерсти. Мужчины носили рубаху, суженные книзу штаны, бешмет — род длинной и достаточно просторной полурубахи-полукафтана без талии, со стоячим воротником. Бешмет подпоясывался узким кожаным поясом, к которому были прикреплены свисающие кожаные ремешки. На пояс цеплялся кинжал в ножнах, без которого в те времена кавказские мужчины практически не выходили со своего двора. Головным убором для мужчин служили высокие кверху расширяющиеся папахи — шапки из овечьего меха. Пастухи носили простые шапки или шляпы из войлока. На торжества и в дорогу мужчины надевали поверх бешмета черкеску — самый знаменитый кавказский костюм, представляющий собой узкий сильно приталенный кафтан без воротника с полами, спускающимися ниже колен, и широким треугольным вырезом на груди. С распространением огнестрельного оружия на груди черкески стали нашиваться вместилища для готовых зарядов. Женщины носили длинную рубаху, полы которой спускались иногда до земли, штаны и бешмет, узкое длинное платье с широким вырезом на груди, голову покрывали платком или накидкой, которая иногда надевалась поверх особой шапки. Зимняя чеченская одежда представляла с собой шубу из овчины. Мужчины в прохладную погоду носили также бурку — кавказский войлочный плащ-накидку с широкими плечами. Обувью служили сапоги или башмаки из кожи, кроме того, на ноги часто надевали высокие чулки-ноговицы из сукна или овчины. В ноговицы заправлялись края штанин.
Семейные отношения чеченцев, как уже говорилось, отличались выраженным патриархальным укладом. В то же время женщина, не имевшая в обществе властных полномочий, тем не менее, была окружена дошедшим от времен первобытной матриархальности особым почитанием как мать, хранительница домашнего очага и духовной культуры. Женщина была как бы духовным ликом своей семьи, поэтому оскорбление женщины и даже просто слишком развязное обращение к ней воспринималось как унижение чести ее рода, что могло спровоцировать мщение. Женщин, совершивших прелюбодеяние, без жалости убивали собственные родственники, чтобы избавиться от них как от позорных пятен. Посторонним друг другу мужчинам и женщинам, особенно молодым, было неприлично общаться друг с другом кроме как в силу крайней необходимости. Юноши и девушки, желавшие вступить в брак, могли, соблюдая строгий этикет, разговаривать друг с другом в специально отведенном для этого месте (обычно возле родника, откуда жители селения брали воду), при этом юношу должен был сопровождать друг, девушку — подруга, чтобы не возникало искушений и недоразумений, которые могли бы случиться при общении один на один. Выходить замуж девушку обычно не принуждали, но без согласия главы своей семьи она не могла вступить в брак. Иногда, если семья не давала согласие на брак своей девушки, друзья возлюбленного похищали ее: это бросало темное пятно на честь ее семьи, смыть которое было возможно либо кровомщением, либо согласием на ее брак с похитителем. Девушка, проведшая какое-то время во власти посторонних ей мужчин, даже без нарушения целомудрия, уже не воспринималась «нетронутой», что для заключения брака было очень важно, поэтому имела мало шансов выйти замуж за кого-либо другого. Существует предание о чеченце, который лишь один раз коснулся пальцем своей невесты, после чего узнал, что та, оказывается, влюблена в его друга. Тогда он отвез ее тому, кого она любила, а чтобы девушка вновь стала «нетронутой», отрезал себе коснувшийся ее палец. Естественно, родственники обыкновенно предпочитали в случае похищения своей девушки смириться с судьбой и выдать ее замуж за отчаянного жениха. И все же по понятным причинам такой способ «сватовства» был очень опасен для воздыхателя и помогающих тому товарищей. Придя в дом мужа, молодая жена первое время не должна была разговаривать с членами его семьи, пока не проводился особый обряд, снимающий с нее этот запрет. К родителям мужа невестка обращалась, как и он сам: «отец» и «мать», что подчеркивало ее переход в новую семью.
Общественный этикет чеченцев предписывал сдержанность в разговоре и поведении. Для мужчины было неприлично оказывать знаки внимания жене или ласкать своих детей в присутствии людей из другой семьи или старших членов своей. Жених не присутствовал на торжестве по поводу собственной свадьбы. В то же время, как отмечают исследователи Кавказа XVIII — XIX вв., чеченский этикет был не настолько сложен, как, например, у адыгской аристократии, и в целом чеченцы отличались в общении простотой, отсутствием лишней манерности. Особое уважение в чеченском обществе всегда уделялось старикам обоего пола как лицам, имеющим наибольший жизненный опыт, несущим ответственность за всю общину, да и, собственно, до XIX в. являвшимся главной политической властью. Нельзя было сидеть, если рядом стоял старик; из группы людей первым приветствовали старшего по возрасту.
На войну чеченцы выступали под руководством наиболее искусных и талантливых воинов, которые могли быть и молодыми. Однако военные вожди не имели значительной политической власти, и в отношениях с врагами и союзниками все свои решения сообразовывали с волей родовых старейшин. Родоплеменная раздробленность, частые вторжения более сильного противника вынуждали чеченцев вырабатывать мобильную тактику противостояния врагам. Если сильного врага удавалось обнаружить заблаговременно, жители обычно покидали свое селение: небоеспособное население пряталось в труднодоступных лесных и горных местах, а взрослые мужчины, укрываясь за деревьями, кустами, горными выступами, совершали изматывающие противника мелкие, но частые атаки, после которых быстро отступали, либо пытались заманить врага в засаду. Воином был каждый способный владеть оружием мужчина. Чеченские воины очень умело прятались на окружающей местности, метко стреляли. Чеченцы редко вступали в конные схватки, а лошадь использовали обычно лишь как средство быстрого передвижения, в том числе к месту боя или, наоборот, для отступления. Непосредственно в бой они вступали в большинстве случаев пешими. Будучи затигнутыми врасплох или окруженными, чеченцы сражались насмерть: попасть в плен считалось позором для воина.
Жившие в условиях не разложившегося родоплеменного строя чеченцы не могли приспособиться к приносимой различными завоевателями на Северный Кавказ развитой государственности с ее переменчивыми законами и властью не обязательно успевших заслужить народное уважение чиновников. Не обладая большими богатствами, чеченцы высоко ценили личную свободу и очень дорожили своей честью, тяготились данью и военной повинностью, которую накладывали на их общества сумевшие победить их феодалы из соседних народов. Поэтому чеченцы всегда ожесточенно сопротивлялись любым попыткам навязать им чужую политическую волю или непривычные порядки. Привыкшие к суровому быту с преимущественно натуральным хозяйством, они были очень выносливыми в военных походах, не привязанные к своему довольно скудному имуществу, не были особо привязаны и к бренной жизни, а потому не боялись смерти. Так они снискали себе славу одного из самых непримиримых ко всякого рода завоевателям народов Кавказа. Время от времени сильные феодальные владетели вынуждали часть чеченских тукхумов и тейпов принести им вассальную присягу, платить дань, сколь можно было ее собрать на бедных чеченских хозяйствах, и принимать участие в их войнах. Однако при первой возможности чеченцы выходили из чьего бы то ни было подданства, стремясь к полной независимости.
В IX в. территория современной равнинной Чечни входила в состав Аланского царства — феодального государства, созданного ираноязычным народом алан, в прошлом бывшим частью обширного сарматского этноса, племена которого кочевали в степях Восточной Европы и Предкавказья. Какие отношения были между предками чеченцев и аланами, сегодня установить невозможно. Аланское царство просуществовало до XIII в., когда было разрушено вторгшимися на Северный Кавказ войсками Монгольской империи. Под натиском монголов произошло массовое переселение предков чеченцев с равнин по Тереку и Сунже в горы. Войска основанного монголами на обширной территории от Карпат до Западной Сибири и современного Казахстана государства — Улуса Джучи (Золотой Орды), хорошо сражались на открытых степных равнинах, но плохо были приспособлены для действий в крутых горах. Большинство горных областей Кавказа остались независимыми от власти джучидских ханов, и войска тех лишь периодически совершали в горы грабительские набеги. В свою очередь, кавказские горцы стали восполнять потери в своем имуществе, совершая набеги на степи и угоняя скот у кочевых подданных Джучидского Улуса. В этот период происходило возвышение влияния кавказских военных вождей, которые превращались в родоплеменную знать, сосредотачивали в своих руках и часть гражданской власти. Тогда у части предков чеченцев сложилось раннефеодальное государство Симсир. О его структуре и правителях мало что известно, так как оно просуществовало очень недолго и упоминается всего в двух персидских хрониках. Уже в конце XIV в. оно было полностью разрушено походом среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлана), владения которого простерлись в то время до Закавказья включительно. В то же время походы Тимура нанесли непоправимый урон Улусу Джучи, который стал распадаться на многочисленные более мелкие владения. Степные армии перестали совершать крупные вторжения в горы Кавказа, а с набегами небольших отрядов горцы были способны справиться в открытом бою. В XVI в. чеченцы стали заново заселять оставленные ими во время нашествия монголов степные равнины по Сунже и Тереку. Однако на эти же земли претендовали возвысившиеся в связи с распадом Джучидского государства сильные собственно кавказские феодальные владетели: кабардинские князья и кумыкские шамхалы. Экспансия Кабарды в степи по Нижнему Тереку и Сунже шла с запада, Тарковского шамхальства — с востока. Чеченские общества, селившиеся на равнине, были вынуждены приносить тем вассальную присягу.
Не особенно плодородные места, а сколько было желающих завоевать их. Поэтому жизнь и воспитала в народе воинственность.
Интересно обнаруживать сходство в культурах народов, живших герметично.
Красивый народ живущий в прекрасном живописном месте. Не думала что они так почитают женщин, всегда считала иначе. С интересом почитала про обычаи, интересно сейчас они так же соблюдаются как раньше или как у русских все постепенно уходит и забывается, увы.
Вот читаешь, и понимаешь , что не знаешь истории, у чеченцев она особенная, но у каждого народа в истории есть что-то особенное, тем они и отличаются. Отличные фотографии, очень красиво, да и написано, просто, доступно, Рекомендую к прочтению всем !!!
Красиво сказано об обычаях. Только соблюдаются они в границах этнического проживания. Многие представители этого прекрасного талантливого народа за пределами Кавказа ведут себя по-хамски, что вызывает отрицательное к ним отношение. Статья интересная.
Мне очень понравилась та статья, интересно преподнесена история чеченского народа, понравились иллюстрации в статье. Красивый край.
Прекрасная статья с замечательными снимками. Отличное сочетание полезной информации с красивыми фото.
Хорошая статья.Узнешь много нового о чеченской природе и о самом народе.Советую к прочтению!