Церковное и мирское: европейская Реформация (часть III) - history-thema.com История - от древности до наших дней
кто не знает прошлого - не оценит настоящего ⌚who do not know the past - will not be able to evaluate the present
Главная » Запад » Церковное и мирское: европейская Реформация (часть III)

Церковное и мирское: европейская Реформация (часть III)

Стремление реформировать церковь и отделить ее от Римского двора отнюдь не ограничивалось территорией одной лишь Германии. Практически одновременно с германской Реформацией протестантские идеи все шире охватывали все ведущие страны средневековой Европы, в которых прежде господствовал католицизм. Всюду обращение масс населения в протестантизм сопровождалось порой принимающими кто такой жан кальвинкровопролитные формы социальными и политическими конфликтами. Во Франции идеи Реформации активно продвигали сторонники Жана Кальвина (Ковена) (1509 — 1564) — того самого французского юриста и теолога, который, за сочувствие протестантам преследуемый инквизицией, бежал в вольнолюбивую Швейцарию, где воспринял и стал дальше развивать учение местного реформата Ульриха Цвингли. Вскоре после того как в 1531 г. У. Цвингли погиб в битве между войсками поддерживавшего его кантона Цюрих и кантонов католических близ селения Каппеле, дело Реформации в Швейцарии почти полностью перешло в руки Ж. Кальвина. Особенную популярность кальвинистское учение приобрело во франкоязычном кантоне Женева, где еще до прибытия Кальвина активную проповедническую деятельность вел другой выходец из Франции и сторонник У. Цвингли — Гильом Фарель. В Женеве духовная и светская власть были очень тесно связаны. Поддержанный большинством местного населения, Ж. Кальвин фактически стал правителем кантона. После относительно непродолжительной борьбы с местной католической оппозицией кальвинисты окончательно взяли все управление кантоном в свои руки, превратили главную церковь из католической в реформатскую, а также развернули репрессии против недовольных учением своего проповедника и прочих людей, отличавшихся вольнодумством в религиозных вопросах. В 1553 г. кальвинистскими властями был буквально живьем зажарен на медленном огне испанский проповедник Мигель Сервет, критиковавший понимание сущности Бога и Христа как католиками, так и протестантами, и бежавший в Женеву от преследования на родине католической инквизицией.

Несмотря на то, что Жан Кальвин и Мартин Лютер жили практически в одно и то же время, учение Кальвина существенно отличается от лютеранства. По отношению к католическому учению кальвинизм еще более радикален, чем лютеранство. Если Лютер стремился убрать из религии все, что противоречит Библии, то кто такие кальвинисты и что такое кальвинизмКальвин — все, что Библией не предусмотрено. В своем сочинении «Наставление в христианской вере» он утверждал, что церковь не должна быть централизованной иерархической структурой, а каждая церковная община должна быть независимой в религиозных делах и сама выстраивать систему своего управления. В основе учения Кальвина лежит принцип веры в абсолютную власть Бога над всем сущим, в проистечение всего из Божественной воли. Если в католицизме учению о Божественном предопределении отводится сравнительно немного места, а Лютер уделил ему более пристальное внимание, то Кальвин считал, что все события, вся жизнь человека изначально предопределены Богом. Отсюда, по мнению Кальвина и его сторонников, следует, что каждый человек уже рождается с судьбой быть спасенным в загробной жизни или погубить свою душу и отправиться в ад. Добрые дела и грехи человека, согласно кальвинистской концепции, являются признаками, указывающими на его уже предопределенную судьбу за гробом, но не причиной, ведущей человека к спасению или погибели. То есть, кальвинисты считают, что грехи не ведут человека в ад, а добрые дела — в рай, сами по себе, но если человеку свойственно постоянно грешить, значит, ему уже от рождения определен адский огонь, а если человек постоянно совершает праведные дела, значит, ему уже определены райские сады. В этом — одно из ключевых отличий кальвинизма как от католичества, ставящего добрые и злые дела человека залогом спасения или гибели его души, так и лютеранства, считающего, что в зависимости от добрых и злых дел человека Бог может изменить свое предопределение в отношении того и, поначалу предопределив человеку спасение, затем все же отправить его в ад, и наоборот, простить осужденного грешника, который стал совершать добрые деяния.

Если лютеранство отражало просто наступившее к началу XVI в. духовное раскрепощение европейцев, их стремление выйти из-под всеохватывающей опеки католической церкви и найти индивидуальную для каждого связь с Богом, то кальвинизм явно отвечал более широким интересам общества приближавшегося Нового Времени. В его идее независимости спасения или погибели человеческой души от прижизненных деяний человека отчетливо прослеживаются признаки наступавшего в условиях усиления государственной власти и развития буржуазных отношений постепенного разложения общинно-феодального строя. Если прежде важную роль в жизни европейцев играла родственная и соседская взаимоподдержка, возводившаяся фактически в ранг обязанности и закрепленная в библейской заповеди «Не пожалей для ближнего своего», то кальвинистское учение делало помощь нуждающимся членам общины по сути добровольным делом. Ведь, как считали кальвинисты, от помощи соседу или родственнику не зависит, попадет человек в рай или в ад, просто по тому, помогает ли человек бедным или нет, видно, что ему уже уготовано на том свете, и изменить это невозможно. Такая система взглядов раскрепощала людей в экономическом плане, так как община, требующая дележки, переставала сковывать их хозяйственную инициативу. Прежде всего от этого выигрывала, конечно, набиравшая экономическое влияние буржуазия, но также и другие предприимчивые люди, искавшие прибыльного заработка. А идея независимости церковных приходов, практически полное обмирщление церкви выводили духовную жизнь населения из-под контроля консервативных феодалов, способствовали развитию хозяйственной и общественно-политической самостоятельности отдельного человека. Это привлекало и многих дворян, тяготившихся опекой своих сеньоров. Кальвин, в отличие от проповедовавшего полное смирение перед светской властью Лютера, считал допустимым восстание против попирающего библейские законы правителя, если все ненасильственные средства борьбы исчерпаны. Высокая адаптированность кальвинистского учения к новым общественным, политическим и экономическим реалиям Европы и стала причиной того, что кальвинизм с его более поздними ответвлениями в итоге стал преобладающим протестантским направлением, по числу последователей далеко опередив более раннее лютеранство.

Швейцарская Женева, долгое время бывшая средоточием кальвинистской проповеди, поддерживала нейтралитет в отношениях с другими государствами. Однако вдохновленные учением Кальвина проповедники активно действовали не только в других швейцарских кантонах, но и по всей Западной Европе. Во Франции — на родине Ж. Кальвина, протестантское учение неоднозначно было воспринято всеми слоями населения, что в итоге привело к долгим и кровопролитным: более кровопролитным, чем в Германии, религиозным войнам, в которых ни та, ни другая сторона не могли одержать решительной победы. С одной стороны, во Франции XVI в., в отличие от Германии, активно развивалась буржуазия, а абсолютная королевская власть установилась еще в предыдущем столетии. Это способствовало разложению традиционных общинных отношений, фактическим проводником которого выступал кальвинизм. С другой стороны, еще со времен Авиньонского пленения пап французская корона добилась фактической независимости французского филиала католической церкви от Рима. Папа благословлял французских что было характерно для реформации во франциикардиналов, но назначались те с одобрения короля, и королевская власть активно вмешивалась в церковные дела. Французской короне Реформация давала мало что, а вот выход ее подданных из-под духовного контроля церкви был не в королевских интересах: ведь церковь проповедовала повиновение светским властям. Франция в XVI в. испытывала тяжелую политическую и экономическую конкуренцию с достигшей тогда пика своего могущества объединенной Испанией, королем которой в 1516 — 1556 гг. был тот же самый Карл Габсбург, что занимал престол Священной Римской империи. Во время религиозных войн Германии король Франции Генрих II Валуа, почему во франции преследовали гугенотовнесмотря на то что был, как и Карл Габсбург, католиком, оказывал помощь немецким князьям-лютеранам. Французская и испанская короны люто ненавидели друг друга, и поддержка французским королем протестантов у себя в стране могла спровоцировать Испанию на прямое объявление войны Франции. Одновременно оставляли желать лучшего отношения Франции с Англией: между странами до сих пор не был официально подписан договор об окончании войны, вошедшей в историю под названием Столетней. В условиях конкуренции, которую испытывала французская экономика от торгового господства на море Испании и Англии, полный разрыв народа с католической церковью, поддерживавшей общинную взаимопомощь и самой делившейся богатством с бедняками, был опасен обнищанием широких масс населения, не сумевшего встроиться в несущие резкое имущественное расслоение капиталистические отношения. Поэтому, хотя протестантизм во Франции в силу ее более прогрессивного, чем в Германии, социального и экономического уровня получил очень широкое распространение, он встретил и не менее сильное противодействие как со стороны властей и аристократии, так и со стороны традиционно настроенного простого народа.

Уже в 30-е гг. XVI в. во Франции были казнены некоторые особенно активно выступавшие за новое как началось противостояние католиков и протестантов во франции переустройство общества протестанты. Но особенно обстановка обострилась в конце правления Генриха II, когда король, нуждавшийся из-за конкуренции с сильными соседними державами в пополнении казны, резко увеличил налоги. Непопулярная королевская политика привела к усилению религиозных противоречий: с одной стороны, против короля-католика стали возмущаться протестанты, с другой, ухудшение экономического положения вынудило многих городских ремесленников и крестьян более тесно держаться общинных традиций и помощи католической церкви, а значит, настроило их против последователей Реформации. Первые кальвинисты называли себя немецким словом «Eidgenossen — объединенные», и французские католики передразнивали их, прозвав «гугенотами»: от пренебрежительного французского прозвища швейцарцев «гюго» (от распространенного имени собственного, подобно тому как на Западе русских называют «иван»). В этом содержался намек на то, что кальвинистское учение исходит из чужой страны — Швейцарии. Однако вскоре сами французские кальвинисты стали использовать слово «гугенот» для обозначения самих себя, подчеркивая, что это прозвище не является для них унизительным.

После смерти в 1559 г. Генриха II французский престол унаследовал его 15-летний старший сын Франциск II.когда началась вражда католиков и гугенотов Совсем юный и к тому же отличавшийся крайне слабым здоровьем король не мог эффективно управлять государством. Нехватка средств в казне не позволяла содержать достаточно мощную армию из наемников, на которую всегда опиралась абсолютная королевская власть. В результате начался выход из повиновения верховной власти провинциальных феодальных правителей. Такое внутреннее ослабление страны на фоне противостояния с могущественной Испанией грозило обернуться катастрофическими последствиями. Фактически перехватившая бразды правления из рук покойного мужа вдова Генриха II Екатерина, происходившая из влиятельного итальянского рода Медичи, пыталась удержать государство от распада, ища опору среди сильных аристократических фамилий. Так приближенными к королевскому двору оказались представители двух состоявших в дальнем родстве с правящей династией генеалогических ветвей: герцоги чем знаменита екатерина медичиЛотарингии (формально являвшейся вассалом Священной Римской империи обширной области на востоке от Франции) де Гизы и правители целого ряда небольших феодальных государств Бурбоны. Совместно с королевскими силами войска этих фамилий стали бороться с охватившими страну мятежами, однако практически сразу оба рода вступили в ожесточенную борьбу за большее влияние на французскую корону. Усугубляло ситуацию то, что Гизы были католиками, Бурбоны — кальвинистами. Фанатично приверженным католицизму герцогу Франциску де Гизу и его брату Шарлю, кардиналу Лотарингскому, удалось добиться принятия закона о как пытались ограничить влияние гизов во франции запрете под страхом смертной казни гугенотских религиозных собраний. В ответ в 1560 г. группа провинциальных дворян-протестантов во главе с Ла Реноди попыталась захватить Франциска II в замке Амбуаз и арестовать герцога де Гиза, чтобы передать французский трон принцу (князю) Конде Людовику Бурбону. Попытка переворота провалилась. Начались казни участников заговора, которые устраивались при дворе как представление. Принц Конде спасся от казни только в связи с внезапной смертью Франциска II от болезни.

как во франции боролись католики и гугеноты

Замок Амбуаз. Современный вид

Французская корона перешла к 10-летнему брату Франциска Карлу IX. Екатерина Медичи стала на время кто такие гугенотымалолетства сына регентом. К тому времени уже убедившись в плохо скрываемой алчности Гизов до власти, она стала отдалять от двора представителей Лотарингского дома и оказывать покровительство Бурбонам. Король небольшого государства Наварра на границе Франции и Испании Антуан де Бурбон был назначен французским генерал-лейтенантом. Принц Конде Людовик также был поднят из опалы и приближен к королевскому двору. Пытаясь примирить враждующие стороны, королева-мать организовала ряд собраний и диспутов между католиками и протестантами, а вершиной компромиссной политики стал эдикт, изданный в 1562 г. и разрешивший кальвинистам отправление религиозных культов в собственных домах или за стенами городов. Оскорбленные Гизы вступили в сговор с несколькими другими влиятельными во Франции католическими фамилиями и попытались заключить соглашение с сильной Испанией о совместной борьбе против охватившей их страну ереси.

1 марта 1562 г. Франсуа де Гиз со своими людьми напал на совершавших молитву гугенотов в местечке Васси,кто руководил католиками в борьбе с гугенотами как католики преследовали гугенотовперебив несколько десятков человек. Затем представители радикальной католической партии совершили то, за что два года назад казнили сторонников принца Конде: захватили малолетнего короля с его матерью в местности Фонтенбло и заставили регентшу отменить даровавший гугенотам определенную свободу вероисповедания эдикт. В ответ протестантские аристократы подняли восстание, привлекши под свои знамена множество недовольного засильем Гизов люда. Войска гугенотов под командованием Людовика Бурбона-Конде и Франсуа кто руководил гугенотами в борьбе против католиковд’Андело захватили город Орлеан, ставший главным оплотом французского протестантизма. Гугенотская партия заключила договор о помощи с кто такой коннетабль де монморансипокровительствовавшей Реформации английской королевой Елизаветой I и лютеранскими князьями Германии. Более организованным католикам, на стороне которых сражались также королевские войска, удалось нанести протестантской оппозиции ряд поражений и захватить в плен принца Конде. При этом на стороне католиков сражался генерал-лейтенант Антуан де Бурбон, король Наваррский, для которого служебный долг оказался выше религиозного. Однако в плен гугенотам попал коннетабль (верховный после самого короля военный как шли гугенотские войны во франциикомандующий Франции) Анн де Монморанси, а когда католические войска подошли к Орлеану, был убит сам герцог де Гиз. При городе Руан на севере Франции был смертельно ранен Антуан Наваррский. В итоге противоборствующим сторонам пришлось пойти на мирное соглашение, которое подтвердило ограниченные права гугенотов на свободу вероисповедания. Во главе государственного аппарата Франции был поставлен умеренный католик канцлер Мишель де л’Опиталь.

как шли религиозные войны во франции

Франция во время Религиозных войн

На самом деле Гизы стремились использовать перемирие лишь как возможность собрать силы для как ссорились и мирились католики и гугенотыпродолжения борьбы до полного искоренения протестантизма во Франции и начали собирать международную католическую коалицию. Гугеноты же, почувствовав силу, все активнее заявляли о своих интересах. Целый ряд городов и общин открыто объявил себя протестантским и отказался признавать церковную как гугеноты преследовали католиковвласть. Наиболее драматичные события разыгрались в 1567 г. в городе Ним на юге страны, где фанатично настроенные кальвинисты в ответ на неохотное соблюдение их интересов со стороны местных властей убили до 90 католических священников и монахов. Тогда же протестанты во главе с принцем Конде попытались опять похитить короля Карла IX и его мать Екатерину Медичи в городе Мо. Попытка похищения короля, который за четыре года до того был объявлен совершеннолетним, но в действительности практически все свои политические решения принимал по инициативе королевы-матери, не удалась, и католические силы вновь повели наступление на гугенотские провинции. Однако гугеноты уже почему воевали католики и гугенотыбыли готовы к новой гражданской войне, и наступление католиков захлебнулось в их ожесточенном сопротивлении. На стороне протестантов открыто выступило войско немецкого пфальцграфа Вольфганга Цвайбрюкенского. В ноябре 1567 г. в сражении близ города Сен-Дени погиб коннетабль Монморанси. Истощение королевской казны, из которой выплачивалось жалованье наемникам, вынудило католическую партию и королевский двор заключить в 1568 г. перемирие с гугенотами, которое в том же году как выглядел генрих гиз меченыйсменилось новой жестокой войной. На помощь французским протестантам прибыл отряд нидерландцев во главе с принцем Вильгельмом Оранским. Увидев, что разраставшееся протестантское движение грозит вовсе смести королевский двор, Екатерина Медичи убедила Карла IX вернуть ко двору Гизов. С этого времени начинается восхождение на политические вершины сына погибшего при Орлеане герцога Франсуа де Гиза Генриха, который позже за полученные в бою с войском немецких протестантов шрамы на лице получил прозвище Меченый. Это был политик молодой, экспансивный и жестокий. Канцлер Л’Опиталь отбыл в свое поместье и, хотя формально сохранил свою должность, больше не принимал участия в государственных делах.

В 1569 г. в битве при городе Жарнак погиб Людовик Конде. Французские протестанты признали своими какие были наиболее известные сражения религиозных гугенотских войн во франциипредводителями его сына Генриха и принца Наваррского, сына погибшего Антуана де Бурбона и его царствующей супруги Жанны д’Альбре, тоже Генриха. Оба принца были еще слишком юными и неопытными в политических делах, поэтому фактическое руководство объединенным лагерем гугенотов осуществлял кто такой адмирал колиньиадмирал Гаспар де Колиньи. Так называемая Третья гугенотская война продолжалась около двух лет и шла с переменным успехом. В конце концов в августе 1570 г. в городке Сен-Жермен-ан-Ле недалеко от французской столицы Парижа был заключен очередной мирный договор. При этом кальвинисты получили еще более расширенную свободу вероисповедания, в частности, право отправлять культ в пределах двух городов каждого губернаторства. Екатерина Медичи на этот раз предприняла усиленную попытку сохранить непрочно устоявшийся мир. 16-летнему Генриху Наваррскому по условиям мирного договора была обещана рука сестры Карла IX Маргариты де Валуа. Гаспар де Колиньи был приближен к королевскому двору, и его влияние существенно потеснило влияние Гизов.

 

мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

 







Один комментарий

  1. Ро-скиф

    Если бы служители церкви не были коррумпированы и не врали, не возникло бы столько течений

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *

*

1 + 10 =