Любая самая простая вещь, которой мы сейчас пользуемся, имеет свою интересную историю. Когда-то мы писали о сахаре, а вот, например, изготавливать зеркала в России начали при Иване Грозном, и только для нужд двора. Чтобы не навести порчу на царя и царицу, а так же придворных, в производстве зеркал задействованы были только слепцы. Таково было распоряжение самого Ивана Грозного.
Борьба с пьянством велась не только во времена СССР, но и гораздо раньше. Например, по Указу Петра I за чрезмерное увлечение алкоголем пьянице в полицейском участке вешали на шею чугунную медаль. Весила «награда» около 17-ти фунтов (6,8 кг) плюс вес цепей, а снять ее можно было только при помощи специальных ключей в том же полицейском участке. Минимальный срок ношения медали – неделя. Учреждена «награда» с выбитыми на ней словами «За пьянство» в 1714 году.
Почему старинные постройки такие крепкие? Думается, все дело в том, как изготавливался для них строительный материал. Например, для 57-метровой Невьянской башни (в 74-х км. от Екатеринбурга), построенной по желанию известного уральского заводчика Никиты Демидова (умер в 1725 году и башню повелел построить незадолго до своей смерти), кирпич был специального изготовления. Работники голыми ногами месили красную глину, при этом выбирая из нее даже самые мелкие камешки; затем в эту глину добавлялась известковая мука и яичный белок. Потом кирпич обжигали и готовый сбрасывали с десятиметровой высоты. Башню строили только из тех кирпичей, на которых не появлялось даже трещины.
«Подвести под монастырь» — всем известное выражение, обозначающее, что кто-то кого-то, говоря по-современному, подставил. В принципе, так оно и есть. В старину, когда по дорогам России в любое время года во все концы шли «калики перехожие» и среди них было немало «убогих», над теми кто был слеп, нередко грубо шутили в чужих городах местные жители. Если пришлый слепой просил прохожего проводить его до «нужника», тот мог отвести его к стенам монастыря. А затем «добросердечный» горожанин, стоя в сторонке, со смехом наблюдал как беднягу били монахи за то, что тот справлял нужду возле их владений. Отсюда и дошло до нас выражение «подвести под монастырь». Вот так, задумавшись над происхождением слов и выражений, можно «окунуться» в историю и узнать немало нового из жизни прошлого.
История жизни борца Ивана Поддубного заслуживает отдельной статьи. Он перенес и славу, и забвенье; зарабатывал немалые деньги, и познал бедность. Отличительными чертами Поддубного можно назвать исключительную честность и чувство внутренней свободы. С последним связан случай, о котором мы и расскажем.
Родившегося на Украине, его везде считали русским богатырем. Да и в паспорте борца в графе о национальности было написано «русский». В 1938 году, проживая уже несколько лет в Ейске (Краснодарский край) и тоскуя по родине, Поддубный обратился к властям с просьбой о смене национальности. Ему отказали. Тогда борец сам зачеркнул в паспорте слово «русский» и написал «украинец», за что его, хоть и ненадолго посадили в тюрьму.
Т. А.
Интересный экскурс
Всегда интересно узнавать именно бытовые подробности о прошлом. Живо представляешь себе людей, это практически путешествие во времени.
Боролись, только результата не особо заметно. Как пили наши мужики так и пьют.
интересно…
У меня история с медалью вызывает большие сомнения! Похоже на байку! Но все равно интересно. 🙂
История правдива, только вызывает недоумение логика Петра: сначала потворствовал пьянству, а потом пытался бороться с ним.
Прочитав название статьи, как-то настроилась на более-менее серьёзное расследование, интересную историю. А вижу какое-то куцее эссе. Ни одна из зарисовок не отличается ни полной правдивостью, ни полнотой исследования….Просто «куски». Не понравилось, короче.
А в название так и отмечено: НЕБОЛЬШИЕ исторические зарисовки. То есть, так — для сведения. Например, я если про Поддубного знала, то происхождение фразы «подвести под монастырь» для меня стало новостью. 🙂
А где здесь неправда?
Если бы в наше время каждому на шею медаль за пьянство вещали, то полстраны в медалях бы ходили, если бы не больше.
Если араб у себя в документах напишет эльф тридесятого царства — украинцем ему всё равно не стать, истинная национальность не измеряется площадью.
Впечатляет, очень! Меня, именно то, как подводили под монастырь. Вот натура у людей…
Я впервые слышу о том, что борьба с пьянством велась еще при Петре I. Это новая информация для меня.
Пётр с медалями за пьянство здорово придумал, вот только медаль номер 1 ему полагалась.
Полностью согласен. С «окном в Европу» много неприемлемого пришло в наш патриархальный и нравственный быт.
Хотя Поддубного и называли русским богатырем, но в душе он всегда оставался украинцем и даже сам, не боясь ничего, поменял себе в паспорте национальность.
Можно поспорить с методикой проверки кирпичей на прочность. Разбивались не те кирпичи, что были плохими — делали-то их одинаково, а те, которые упали неудачно — на угол.
А еще Поддубный, по слухам, требовал, чтобы его называли на украинский лад, «Пиддубный».